Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Контракт заключен с субъектом среднего и малого предпринимательства (СМП) по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ. В контракте установлено требование о предоставлении гарантийных обязательств. Подрядчик при заключении контракта предоставил обеспечение его исполнения, а теперь ссылается на то, что имеет право не предоставлять обеспечение гарантийных обязательств, поскольку является СМП. Но в законе сказано, что подрядчик освобождается от предоставления обеспечения гарантийных обязательств с учетом положений ч. 8.1 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Информацию по трем контрактам он не предоставил. Имеет ли право заказчик требовать обеспечения гарантийных обязательств?

Контракт заключен с субъектом среднего и малого предпринимательства (СМП) по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ. В контракте установлено требование о предоставлении гарантийных обязательств. Подрядчик при заключении контракта предоставил обеспечение его исполнения, а теперь ссылается на то, что имеет право не предоставлять обеспечение гарантийных обязательств, поскольку является СМП. Но в законе сказано, что подрядчик освобождается от предоставления обеспечения гарантийных обязательств с учетом положений ч. 8.1 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Информацию по трем контрактам он не предоставил. Имеет ли право заказчик требовать обеспечения гарантийных обязательств?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик вправе требовать от подрядчика предоставления обеспечения гарантийных обязательств.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 2.2 ст. 96 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент) закрытым способом требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с ч. 4 ст. 33 указанного закона.
При установлении требования обеспечения гарантийных обязательств в соответствии со ст. 96 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроке предоставления контрагентом такого обеспечения (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Как следует из ч. 7.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, при установлении заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги осуществляется после предоставления контрагентом такого обеспечения в порядке и в сроки, которые установлены контрактом. Иными словами, предоставить предусмотренное контрактом обеспечение гарантийных обязательств контрагент должен в любой момент до начала приемки исполненного по контракту.
Исчерпывающий перечень случаев, когда заказчик не имеет права устанавливать требование обеспечения гарантийных обязательств, предусмотрен ч. 8 ст. 96 Закона N 44-ФЗ. Согласно этой норме положения об обеспечении гарантийных обязательств не применяются при:
- закупке услуги по предоставлению кредита (п. 2 ч. 8 ст. 96 Закона N 44-ФЗ);
- заключении бюджетным учреждением, унитарным предприятием контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии (п. 3 ч. 8 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
То обстоятельство, что лицо, с которым заключен контракт, относится к числу субъектов малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией (далее - СМП и СОНО), равно как и то обстоятельство, что контракт заключен по результатам определения поставщика, проведенного в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ (в том числе исключительно среди вышеуказанных лиц) не указано в Законе N 44-ФЗ как условие, исключающее право заказчика установить в контракте требование обеспечения гарантийных обязательств. Таким образом, принципиально указанный в вопросе контракт может предусматривать соответствующее требование.
Законом N 44-ФЗ предусмотрены условия, при соблюдении которых СМП, с которым заключается контракт, освобождается от предоставления обеспечения гарантийных обязательств. Согласно ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам закупки, которая проводилась в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения гарантийных обязательств, если предоставит информацию, содержащуюся в реестре контрактов и подтверждающую исполнение им (без учета правопреемства) в течение 3 лет до даты подачи заявки 3 контрактов, исполненных без применения к нему неустоек (штрафов, пеней), сумма цен которых должна быть не менее НМЦК, указанной в извещении и документации о закупке. Информация о ранее исполненных контрактах представляется участником до заключения контракта в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта (ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Как видим, такая информация предоставляется, во-первых, вместо предоставления обеспечения исполнения контракта, а во-вторых, однократно (в том числе если извещением и документацией предусмотрено предоставление и обеспечения исполнения контракта и обеспечения гарантийных обязательств). Иных норм, которые освобождали бы СМП от обязанности предоставить предусмотренное контрактом обеспечение гарантийных обязательств, закон не предусматривает.
Поэтому в рассматриваемой ситуации подрядчик обязан предоставить обеспечение гарантийных обязательств. До исполнения подрядчиком этой обязанности заказчик на законном основании вправе не оформлять документ о приемке выполненной работы (ее результатов). По существу аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 24 июля 2020 г. N 24-03-08/65129, письме Минфина России от 4 сентября 2020 г. N 24-03-08/77760.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

25 июня 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.