Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Осуществлена закупка услуг по отлову собак. В документации указано, что животные должны перевозиться на специальном автомобиле. Однако документации отсутствует требование к участникам закупки о наличии специального автомобиля. Должен ли заказчик устанавливать данное требование? Должен ли участник закупки каким-либо образом подтверждать наличие специального автомобиля (собственность, лизинг), если закупка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?

Осуществлена закупка услуг по отлову собак. В документации указано, что животные должны перевозиться на специальном автомобиле. Однако документации отсутствует требование к участникам закупки о наличии специального автомобиля. Должен ли заказчик устанавливать данное требование? Должен ли участник закупки каким-либо образом подтверждать наличие специального автомобиля (собственность, лизинг), если закупка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Требование о подтверждении наличия оборудованного специальным образом автомобиля, необходимого для оказания услуг по отлову и перевозке безнадзорных животных, не может быть установлено в качестве требования к участнику закупки, но может быть установлено в контракте как требование к качеству, к процессу оказания услуг.

Обоснование вывода:
Часть 2 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) запрещает заказчикам, их должностным лицам, комиссиям по осуществлению закупок, членам таких комиссий совершение любых действий, которые противоречат требованиям этого федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок товаров, работ, услуг (далее также - закупки). Более того, в силу ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований этого Закона.
Также обратим внимание, что согласно ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке требования к наличию у участника закупки трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом N 44-ФЗ.
Единые требования к участникам закупки, которые в обязательном порядке устанавливает заказчик, поименованы в ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. При этом обязательность представления участником документов, подтверждающих соответствие требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, при закупках путем проведения конкурсов, аукционов, а также запросов котировок и запросов предложений в электронной форме установлена нормами о соответствующих процедурах (подп. "г" п. 1 ч. 2 ст. 51, п. 3 ч. 6 ст. 54.4, п. 2 ч. 5 ст. 66, п. 5 ч. 3, подп. "д" п. 1 ч. 5 ст. 82.1, п. 3 ч. 9 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ). Соответствие остальным единым требованиям только декларируется (за исключением требования, предусмотренного п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, соответствие которому участник декларировать не обязан), представления документов, подтверждающих такое соответствие, законом не предусмотрено.
Согласно же п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ одним из обязательных требований к участникам закупки является соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Под таким требованием понимается предусмотренная законом на основании п. 1 ст. 49 ГК РФ необходимость наличия для осуществления того или иного вида деятельности лицензии, или участия в саморегулируемой организации (далее - СРО), или наличия выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду работ (пп. 5 и 6 письма Минэкономразвития России от 19.08.2014 N Д28И-1616, п. 82 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2877, п. 2 письма ФАС России от 17.04.2014 N АД/15078/14).
Отлов и перевозка безнадзорных животных не отнесены к видам деятельности, подлежащим лицензированию, перечисленным в ч. 2 ст. 1 и ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", не установлено и требований о их выполнении только членами СРО. Статья 18 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает требования только к организации процесса этой деятельности, но не к организациям, ее осуществляющим.
Частью 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта (п. 4 ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Также Правительством РФ устанавливается перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок данным дополнительным требованиям. Соответствующие дополнительные требования и перечень документов, подтверждающих соответствие им, установлены постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99. Они не содержат требований к организациям, осуществляющих отлов и перевозку безнадзорных животных.
Поэтому установление в документации о закупке услуг по отлову и перевозке безнадзорных животных требования о наличии у участников такой закупки необходимых для исполнения контракта квалифицированного персонала или производственных мощностей, в частности - специально оборудованного автомобиля, а тем более - установления обязанности подтверждения соответствия таким требованиям, неправомерно, что подтверждается правоприменительной практикой (постановление УФАС по Липецкой области от 22.09.2016 N 397-Т-16, решение УФАС по Челябинской области от 16.01.2019 N 16-ж/2019). Соответствующие требования могут, а в силу ст. 18 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - и должны быть установлены в контракте (на этапе определения исполнителя - в проекте контракта, прилагаемом к документации о закупке) именно к процессу оказания соответствующих услуг, там же может быть предусмотрена проверка соответствия таким требованиям заказчиком непосредственно перед оказанием услуги или при их приемке (постановление Восьмого ААС от 20.01.2020 N 08АП-16439/19, которое постановлением АС Западно-Сибирского округа от 13.05.2020 N Ф04-1187/20 оставлено без изменения).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

6 мая 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.