Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки НМЦК (начальная (максимальная) цена контракта), указанная в извещении, равная сумме НМЦК каждого заказчика, превышает 25 млн. руб., а НМЦК каждого заказчика менее указанного предела. Какой из частей ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (1 или 2) заказчику необходимо руководствоваться?

НМЦК (начальная (максимальная) цена контракта), указанная в извещении, равная сумме НМЦК каждого заказчика, превышает 25 млн. руб., а НМЦК каждого заказчика менее указанного предела. Какой из частей ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (1 или 2) заказчику необходимо руководствоваться?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации заказчику необходимо применять правила, установленные ч.1 ст. 37 Закона N 44-ФЗ: участник аукциона, с которым заключается контракт, обязан предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации об аукционе, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Обоснование вывода:
Положениями ч. 1 и ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) установлен различный порядок предоставления обеспечения исполнения контракта в качестве антидемпинговых мер в зависимости от размера начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК).
Так, в случае, если НМЦК составляет более чем 15 млн. руб., применяется порядок, установленный ч. 1 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, а именно: участник закупки, с которым заключается контракт, предложивший цену контракта (сумма цен единиц товара, работы, услуги), которая на 25% и более процентов ниже НМЦК (начальной суммы цен указанных единиц), обязан предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Если же НМЦК составляет 15 млн. руб. и менее, применяются правила, установленные ч. 1 ст. 37 Закона N 44-ФЗ: такой участник обязан предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, указанном в ч. 1 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, или информацию, подтверждающую добросовестность участника (ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ), с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.
По результатам проведения совместных торгов между каждым заказчиком и победителем таких торгов заключаются отдельные контракты (ч. 1 ст. 25 Закона N 44-ФЗ, п. 8 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1088).
Ни положениями Закона N 44-ФЗ, ни Правилами, ни иными нормативными правовыми актами не установлены специальные правила, в соответствии с которыми должны применяться антидемпинговые меры при проведении совместных торгов.
В связи с этим напомним, что указываемая в извещении о проведении совместных торгов и в документации о таких торгах НМЦК определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика (подп. "б" п. 6 Правил). НМЦК каждого контракта, который будет заключаться по итогам проведения совместных торгов, в извещении не указывается (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 11.01.2016 N Д28и-46)*(1).
Следовательно, в случае проведения совместных торгов выбор между предусмотренными чч. 1, 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ антидемпинговыми мерами определяется именно суммой начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, то есть общей НМЦК, указанной в извещении о проведении совместных торгов и в документации о таких торгах. И так как в данном случае общая НМЦК, указанная в аукционной документации, превышает 25 млн. руб., применяются правила, установленные ч. 1 ст. 37 Закона N 44-ФЗ - участник аукциона, с которым заключается контракт, обязан предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации об аукционе, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Сказанное подтверждает судебная практика (смотрите, например, постановление Четырнадцатого ААС от 29.04.2019 N 14АП-2025/19, постановление Шестого ААС от 23.11.2016 N 06АП-6234/16)*(2).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

30 марта 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что ни Законом N 44-ФЗ, ни Правилами не запрещено указание в извещении о проведении совместных торгов наряду с НМКЦ, определенной как сумма НМЦК каждого заказчика, непосредственно НМЦК каждого заказчика. На практике указание в таком извещении НМЦК каждого заказчика не считается нарушением (решение УФАС по Санкт-Петербургу от 01.11.2016 N 44-3920/16, решение УФАС по Краснодарскому краю от 30.03.2018 N КОУ-19/2018). Однако очевидно, что даже в случае указания в извещении о проведении совместных торгов дополнительной информации о НМЦК каждого заказчика, НМКЦ, указанной в извещении/документации, будет считаться именно сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика.
*(2) Официальных разъяснений по данному вопросу мы не нашли, однако отметим, что схожей позиции придерживаются представители Минфина России, Минэкономразвития России, ФАС России, при решении вопросов о применении тех или иных ограничений и требований Закона N 44-ФЗ, установленных в зависимости от НМЦК в случае проведения совместных торгов: например, вопроса об установлении обеспечения заявок; о необходимости установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 и пр. (смотрите письмо Минфина России от 01.08.2018 N 24-01-08/54173 , письмо Минфина России от 21.07.2020 N 24-01-08/63265, письмо Минфина России от 16.04.2020 N 24-05-08/30376, письмо Минфина России от 09.08.2019 N 24-01-07/60373, письмо Минфина России от 02.08.2018 N 24-03-07/54650, письмо Минфина России от 06.03.2018 N 24-01-07/14153, письмо Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 28.08.2015 NN 23275-ЕЕ/Д28и, АЦ/45739/15, письмо Министерства экономического развития РФ от 11.01.2016 N Д28и-46, письмо Министерства экономического развития РФ от 20.02.2017 N Д28и-685).