Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки В марте 2021 года заключен контракт (Закон N 44-ФЗ) на подготовку проектно-сметной документации. Позднее от подрядчика поступило письмо, в котором он сообщил, что отказывается от выполнения работ и просит расторгнуть с ним контракт. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ст. 715 ГК РФ. Должен ли заказчик вести претензионную работу в ответ на письмо подрядчика, или заказчику достаточно уведомить подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта?

В марте 2021 года заключен контракт (Закон N 44-ФЗ) на подготовку проектно-сметной документации. Позднее от подрядчика поступило письмо, в котором он сообщил, что отказывается от выполнения работ и просит расторгнуть с ним контракт. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ст. 715 ГК РФ. Должен ли заказчик вести претензионную работу в ответ на письмо подрядчика, или заказчику достаточно уведомить подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В целях одностороннего отказа от контракта заказчику достаточно уведомить контрагента о принятом решении об отказе от исполнения контракта. Законодательство не предусматривает необходимости ведения заказчиком претензионной работы в описанной ситуации.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. В свою очередь, п. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что в случае, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, на нормах которого в том числе основывается Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), предоставленное Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения указанного уведомления, если иное не предусмотрено Гражданским Кодексом РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором. При этом порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ, предусмотрен чч. 10-14 ст. 95 этого Закона. Соблюдать его заказчик обязан (смотрите письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 18.02.2016 NN 324-ЕЕ/Д28и, АЦ/9777/16).
Так, из ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта должно быть оформлено письменно. Согласно этой норме решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты его принятия заказчик должен разместить в единой информационной системе и направить контрагенту по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте, а также иными способами, обеспечивающими получение заказчиком уведомления о вручении указанного решения контрагенту. Выполнение заказчиком указанных требований считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента о таком решении (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления контрагента о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта выполнены следующие действия:
- во-первых, устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения;
- во-вторых, заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ информация о контрагенте (ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Соответствующая информация наряду с письменным обоснованием причин одностороннего отказа от исполнения контракта направляется заказчиком в ФАС в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта (ч. 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, приведенные формулировки ст. 95 Закона N 44-ФЗ свидетельствует о том, что в целях одностороннего отказа от контракта заказчик обязан направить контрагенту исключительно принятое им решение об отказе от исполнения контракта. При этом Закон N 44-ФЗ и ГК РФ применительно к описанной ситуации не предусматривают необходимости назначения подрядчику разумного срока для устранения недостатков либо направления в адрес подрядчика требования о прекращении нарушения контракта.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Общий порядок расторжения контракта при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта;
- Энциклопедия решений. Порядок направления заказчиком информации в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом N 44-ФЗ, действия ФАС России при получении такой информации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Ответ прошел контроль качества

5 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.