Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки В ходе проведения закупки в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ с установлением условий допуска товаров в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н победитель продекларировал, что страной происхождения товара является Россия. В ходе приемки в сопроводительных документах (сертификате соответствия ЕАЭС) и на упаковке товара указано место нахождения изготовителя: Китай. Является ли в данном случае товар иностранным?

В ходе проведения закупки в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ с установлением условий допуска товаров в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н победитель продекларировал, что страной происхождения товара является Россия. В ходе приемки в сопроводительных документах (сертификате соответствия ЕАЭС) и на упаковке товара указано место нахождения изготовителя: Китай.
Является ли в данном случае товар иностранным?

К сожалению, мы не можем однозначно ответить на данный вопрос. Объясним почему.
На основании ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее - Приказ N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию РФ для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложениях к Приказу N 126н.
Положения Приказа N 126н устанавливают условия, при соблюдении которых товары, происходящие из государств - членов ЕАЭС, ставятся в приоритетное положение по сравнению с товарами, происходящими из иностранных государств. При этом подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в поданной в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ заявке, наименования страны происхождения товара. Предоставления каких-либо документов в составе заявки с указанием страны происхождения товара не требуется (письмо Минфина России от 03.11.2020 N 24-03-07/95802, п. 4 письма Минфина России от 18.01.2019 N 24-01-07/2281).
Безусловно, на стадии приемки товара заказчик обязан удостовериться, является ли поставляемый товар соответствующим условиям контракта. В соответствии с п. 1.7 Приказа N 126н при исполнении контракта на поставку товаров, указанных в Приложениях к данному приказу, не допускается замена страны происхождения данных товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров, указанных в Приложениях, будет являться государство - член ЕАЭС.
В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Применение заказчиком положений п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ относится к числу мер, позволяющих обеспечить поставку участником закупки товаров с заявленной страной происхождения, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров будет являться государство - член ЕАЭС (письмо Минфина России от 13.08.2020 N 24-01-07/71216, письмо Минфина России от 09.06.2020 N 24-03-08/49890, письмо Минфина России от 16.01.2020 N 24-01-08/1577, письмо Минфина России от 17.04.2020 N 24-01-07/31011).
Согласно п. 2 ст. 456 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. В силу п. 5 ст. 454 ГК РФ это правило распространяется и на отношения по поставке товаров для государственных нужд. При этом ни ГК РФ, ни Законом N 44-ФЗ не установлено исчерпывающего перечня документов, которые должны быть переданы поставщиком вместе с товаром. Фактически требования о предоставлении тех или иных сопроводительных документов могут быть определены только исходя из вида поставляемого товара и специальных требований законодательства к обороту такого товара, если такие требования установлены.
В связи с чем отметим, что сертификаты соответствия подтверждают соответствие продукции требованиям технических регламентов РФ (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании") или требованиям технического регламента ЕАЭС (смотрите решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 293 "О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и правилах их оформления").
Как показывает практика, контролирующие органы не расценивают сертификаты соответствия в качестве документов, подтверждающих страну происхождения товаров (постановление ФАС России от 11.05.2016 N 26/34802/16, решение УФАС по Новосибирской области от 12.05.2017 N 08-04-34, решение УФАС по Удмуртской Республике от 04.04.2019 N 018/06/106-168/2019).
При этом вполне очевидно, что указание в таких сертификатах сведений о месте нахождения изготовителя не является указанием страны происхождения товара, тем более что в сертификате может быть указано несколько предприятий-изготовителей продукции (решение УФАС по Москве от 16.02.2021 N 077/06/106-2382/2021, решение УФАС по Республике Хакасия N 195/КС (опубликовано 29 декабря 2015 г.), решение УФАС по Камчатскому краю от 07.12.2016 N 21-06/346-16ж).
Тем не менее на практике несовпадение информации о стране происхождения товара, указанной в заявке участника, со сведениями, содержащимися в предоставленных такими участниками сертификатах соответствия, воспринимается контролирующими органами как предоставление недостоверной информации, что влечет отклонение заявок (решение УФАС службы по Краснодарскому краю от 19.09.2017 N ЭА-2530/2017, решение УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 27.06.2017 N 919-Ж, решение УФАС по Республике Бурятия от 09.12.2015 N 04-50/399-2015, решение УФАС по Чувашской Республике - Чувашии от 20.06.2017 N 06-04/4630).
Таким образом, с одной стороны, предоставленный поставщиком сертификат соответствия ЕАЭС не является документом, однозначно подтверждающим, что страной происхождения товара является Китай. С другой стороны, само по себе наличие в сертификате информации о месте нахождения изготовителя (Китай) может свидетельствовать о предоставлении поставщиком в ходе закупки недостоверной информации и несоответствии товара условиям контракта. В связи с чем, на наш взгляд, заказчику целесообразно получить дополнительную информацию о стране происхождения товара, например, путем направления официального запроса изготовителю продукции (его представителям), изучения информации на сайте производителя (решение УФАС по Еврейской автономной области от 04.06.2020 N 079/06/106-07/2020, решение УФАС по Республике Мордовия от 16.03.2016 N 282, решение УФАС по Челябинской области от 17.08.2020 N 074/06/105-1806/2020(N894-ж/2020)). К тому же во избежание спора заказчик вправе запросить у поставщика дополнительные документы, подтверждающие, что страной происхождения товара является Россия.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

18 марта 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.