Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Организация заключает договор на получение овердрафта на сумму 4 800 тыс. руб. плюс проценты по ставке 7,7%, будет его проводить как закупку у единственного поставщика по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). На основании внутреннего положения о закупках максимальная сумма сделки по единственному поставщику составляет 5 млн. рублей. Можно ли на основании Закона N 223-ФЗ не размещать договор в ЕИС? Можно ли не вносить изменения в план закупок? Необходимо ли в договоре указать максимальную сумму в рублях или достаточно суммы займа и процентной ставки?

Организация заключает договор на получение овердрафта на сумму 4 800 тыс. руб. плюс проценты по ставке 7,7%, будет его проводить как закупку у единственного поставщика по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). На основании внутреннего положения о закупках максимальная сумма сделки по единственному поставщику составляет 5 млн. рублей. Можно ли на основании Закона N 223-ФЗ не размещать договор в ЕИС? Можно ли не вносить изменения в план закупок? Необходимо ли в договоре указать максимальную сумму в рублях или достаточно суммы займа и процентной ставки?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В положении о закупке может быть предусмотрено, что информация о закупках услуг по получению кредита не подлежит размещению в единой информационной системе. В таком случае из сведений о любом таком договоре будет учитываться только его цена при формировании обобщенной информации, включаемой в ежемесячный отчет заказчика.
Цена договора кредита может определяться формулой, устанавливающей правила расчета суммы процентов, подлежащих уплате заказчиком контрагенту, исходя из суммы кредита и ставки уплачиваемых процентов, значение которой будет определено в ходе закупки.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) при осуществлении заказчиком закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика, далее - контрагент) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается перечисленная в данной норме информация о закупке. К этой информации относятся: извещение и документация (за исключением запроса котировок), проект договора, являющийся их неотъемлемой частью, все изменения, разъяснения этих документов, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом N 223-ФЗ и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных чч. 15 и 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, которые делятся на две категории:
- закупки, сведения о которых не могут быть размещены в ЕИС в силу того, что такие сведения составляют государственную тайну, или поскольку сведения о них содержат информацию о товарах, работах, услугах, контрагентах, которая не содержит государственной тайны, но в силу решения Правительства РФ не размещаются в ЕИС (первый абзац ч. 15, ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);
- закупки, информацию о которых заказчик вправе не размещать в ЕИС, - перечисленные в пп. 2 и 3 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ и представляющие собой определенные виды договоров, в том числе услуг по получению кредитов, а также закупки товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. (п. 2 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ), а в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. руб., - 500 тыс. руб. (п. 1 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Как видим, в силу прямого указания ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ размещение заказчиком в ЕИС информация о закупке услуг по получению кредитов отнесено на усмотрение самого заказчика. При этом, исходя из общих принципов осуществления закупки, установленных Законом N 223-ФЗ, включая информационную открытость (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ), решение заказчика о реализации этого права, по нашему мнению, должно быть отражено в положении о закупке. Аналогичная точка зрения по поводу закупок, указанных в п. 1 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, высказана в письме Минфина России от 13.02.2015 N 02-02-09/6464. Положение о закупке может предусматривать размещение или неразмещение таких сведений в ЕИС либо давать право заказчику принимать решения в отношении конкретных закупок.
Таким образом, в положении о закупке может быть предусмотрено, что информация о закупках услуг по получению кредита не подлежит размещению в ЕИС.
В таком случае информация о такого рода договорах, исходя из ч. 5.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, п. 4 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, не включается в план закупок и, исходя из ч. 3 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ, не включается в реестр договоров. Из сведений о соответствующем договоре заказчик должен будет учитывать только его цену при расчете обобщенных сумм, включаемых в ежемесячный отчет, поскольку это прямо предусмотрено п. 1 ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.
В отношении цены договора кредита мы можем сказать следующее.
Из п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ следует, что документация может включать не только цену по договору в целом, но и:
- формулу цены, устанавливающую правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком контрагенту в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо
- цену единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.
Согласно п. 1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. По смыслу п. 1 ст. 423, п. 1 ст. 424 ГК РФ условие гражданско-правового договора о цене определяет плату или иное встречное предоставление, получаемое одной из сторон договора за исполнение своих обязанностей от другой стороны. Сумма возвращаемого займа не может рассматриваться как плата заимодавцу за передачу денежных средств, подлежащая согласованию сторонами в силу п. 1 ст. 424 ГК РФ: возврат заемных средств как обязанность заемщика следует из самой правовой природы договора займа и не образует какого-либо дохода (выгоды) для заимодавца.
Отсюда следует, что цена по договору кредита состоит только из суммы процентов - платы за пользование денежными средствами (смотрите п. 4 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 08.10.1998 N 13/14). Данный вывод подтверждается п. 2 письма Минэкономразвития России от 30.07.2015 N Д28и-2258.
Заметим, что именно исходя из вышеизложенной позиции постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 определено, что в контракте на оказание услуг по предоставлению кредита субъектам РФ и (или) муниципальным образованиям, заключаемом в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в качестве исключения из общего правила, установленного этим Законом об определении твердой цены контракта либо твердой цены единицы товара (работ, услуг), может указываться формула цены, включающей процентную ставку, рассчитываемую как сумма ключевой ставки Банка России и надбавки, определяемой контрактом, и максимальное значение цены контракта*(1).
В рассматриваемой же ситуации, поскольку Закон N 223-ФЗ требования об определении твердой цены контракта или твердой цены единицы товара (работ, услуг) не содержит, заказчик вправе определить начальную (максимальную) цену договора и порядок определения собственно цены договора любым предусмотренным п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ способом, в том числе установив формулу расчета суммы процентов, подлежащих уплате заказчиком контрагенту, исходя из суммы кредита и ставки уплачиваемых процентов, окончательное значение которой будет определено в ходе закупки. Данный вывод подтверждается, например, решением Федеральной антимонопольной службы от 15.07.2020 N 223-ФЗ-518/20.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

26 февраля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее об этом смотрите в материале:
- Энциклопедия решений. Определение формулы цены контракта по Закону N 44-ФЗ на оказание услуг по предоставлению кредита.