Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Организация является субъектом естественных монополий, занимается регулируемым видом деятельности (передача электроэнергии). Кроме того, организация относится к хозяйственному обществу, в уставном капитале которого доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%. Годовой объем выручки организации в 2019 году не превысил 500 млн. руб. Обязана ли организация закупать продукцию с 01.01.2020 у субъектов малого или среднего предпринимательства в объеме, установленном нормативными правовыми актами?

Организация является субъектом естественных монополий, занимается регулируемым видом деятельности (передача электроэнергии). Кроме того, организация относится к хозяйственному обществу, в уставном капитале которого доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%. Годовой объем выручки организации в 2019 году не превысил 500 млн. руб.
Обязана ли организация закупать продукцию с 01.01.2020 у субъектов малого или среднего предпринимательства в объеме, установленном нормативными правовыми актами?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При описанных обстоятельствах заказчик не обязан осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в 2020 году.

Обоснование вывода:
Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - закон N 223-ФЗ), а также годовой объем таких закупок и порядок расчета указанного объема установлены Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (далее - соответственно Положение и Постановление).
Категории заказчиков, на которые распространяется действие Постановления и Положения, обязаны, в частности, осуществлять закупки у субъектов МСП в годовом объеме не менее чем 20% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок (смотрите, в частности, п.п. 4, 5 Положения).
Соответствующие категории заказчиков перечислены в п. 2 Постановления и п. 2 Положения. Как видно из указанных пунктов, определяющим критерием в целях решения вопроса о необходимости применения заказчиком Постановления и Положения является годовой объем выручки заказчика от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год (далее также - годовой объем выручки).
Исключение сделано, во-первых, для юридических лиц, которые указаны в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ и являются дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей принадлежит государственным компаниям, а во-вторых, юридических лиц, которые указаны в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ и являются дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам (абзацы 4 и 5 п. 2 Постановления и абзацы 4 и 5 п. 2 Положения). Эти категории заказчиков обязаны осуществлять закупки у субъектов МСП независимо от годового объема выручки. Само же по себе то обстоятельство, что заказчик относится к субъектам естественных монополий и (или) осуществляет регулируемый вид деятельности либо что в его уставном капитале доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%, не является обстоятельством, свидетельствующим о наличии у него обязанности осуществлять закупки у субъектов МСП. Для этого должно соблюдаться условие о размере годового объема выручки.
Минимальный размер годового объема выручки, указанный в п. 2 Постановления и п. 2 Положения, составляет 250 млн. руб. (для автономных учреждений), а для заказчиков, созданных в иных организационно-правовых формах, - 500 млн. руб. (абзацы 9 и 10 п. 2 Постановления и абзацы 9 и 10 п. 2 Положения).
Таким образом, если заказчик не относится к лицам, указанным в абзацах четвертом и пятом п. 2 Постановления и п. 2 Положения, осуществлять закупки в 2020 году у субъектов МСП в объеме, установленном указанными нормативными актами, он не обязан (смотрите решение УФАС по Иркутской области N 11, решение УФАС по Москве от 19.09.2016 N 1-00-1685/77-16, решение УФАС по Самарской области от 29.11.2016 N 297-12594-16/7, а также косвенно постановление Одиннадцатого ААС от 7 декабря 2017 г. N 11АП-15638/17).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Ответ прошел контроль качества

10 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.