Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Администрация муниципального образования заключает контракты в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В данный момент заключен контракт на прокладку водопровода. В ходе выполнения работ выяснилось, что часть водопровода идет по земельному участку, который не принадлежит администрации, а находится в частной собственности. Стоимость данного участка по результатам оценки составляет 2,7 млн. руб. Собственник готов продать его. Как провести процедуру купли-продажи?

Администрация муниципального образования заключает контракты в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В данный момент заключен контракт на прокладку водопровода. В ходе выполнения работ выяснилось, что часть водопровода идет по земельному участку, который не принадлежит администрации, а находится в частной собственности. Стоимость данного участка по результатам оценки составляет 2,7 млн. руб. Собственник готов продать его.
Как провести процедуру купли-продажи?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для приобретения земельного участка при описанных обстоятельствах необходимо проведение конкурентной процедуры (открытого конкурса либо электронного аукциона).

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения контрагента или осуществляют закупки у единственного контрагента. В силу ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями главы 3 этого Закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Закупка у единственного контрагента допускается Законом N 44-ФЗ в качестве исключений, исчерпывающий перечень которых приведен в ч. 1 ст. 93 этого Закона.
В случаях, когда предметом закупки является индивидуально-определенная вещь, имеющая конкретного собственника, проведение конкурентной закупки, по существу, лишено смысла. Однако, поскольку Закон N 44-ФЗ не предусматривает возможности приобретения земельного участка у единственного контрагента, закупка должна осуществляться с использованием конкурентной процедуры, причем в электронной форме (смотрите п. 2 ч. 43, ч. 44 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
Учитывая цену земельного участка и предусмотренные Законом N 44-ФЗ условия применения конкурентных процедур, принципиально возможными способами определения контрагента в рассматриваемой ситуации являются открытый конкурс и электронный аукцион. И лишь после признания соответствующего способа определения контрагента несостоявшимся (в связи с тем, что для участия в нем будет подана лишь одна заявка) закупка может быть осуществлена в порядке, предусмотренном п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ*(1).

К сведению:
Гражданским и земельным законодательством предусмотрена возможность изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд без соблюдения процедур, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (ст. 279 ГК РФ, ст. 49 ЗК РФ). В силу п. 2 ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в частности, со строительством, реконструкцией таких объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, как объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Кроме того, напомним, что согласно п. 1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться в том числе для обеспечения реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. На отношения, связанные с заключением соглашения об установлении сервитута в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством, законодательство о контрактной системе не распространяется (п. 11 ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

14 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите об этом подробнее в материалах:
- Энциклопедия решений. Заключение контракта с единственным поставщиком при признании несостоявшимся электронного аукциона по Закону N 44-ФЗ;
- Энциклопедия решений. Заключение контракта с единственным поставщиком при признании не состоявшейся электронной процедуры по Закону N 44-ФЗ.