Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки 1 июля 2019 г. по итогам электронного аукциона был заключен контракт на капитальный ремонт объекта капитального строительства на условиях аукционной документации, размещенной на сайте закупок в июне 2019 г. Документацией аукциона и контрактом было предусмотрено условие о возможности изменения контракта по предложению заказчика по соглашению сторон в пределах 10% объема работ. Изменение контракта на основании пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено не было. В п. 31 Обзора основных изменений в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступающих в силу с 1 июля 2019 года, указано следующее: "в силу новой редакции пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ увеличить на основании этой нормы по предложению заказчика по соглашению сторон в пределах 10% объем работ, предусмотренный такими контрактами, будет нельзя". 1. Возможно ли после 1 июля 2019 г. увеличить объем работ по вышеуказанному контракту в пределах 10% цены контракта? По какому основанию предусматривается возможность изменения вышеуказанного контракта в пределах 10% цены контракта? 2. Применяется ли пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в редакции с 01.07.2019 к контрактам, заключенным на условиях аукционной документации от июня 2019 г.?

1 июля 2019 г. по итогам электронного аукциона был заключен контракт на капитальный ремонт объекта капитального строительства на условиях аукционной документации, размещенной на сайте закупок в июне 2019 г.
Документацией аукциона и контрактом было предусмотрено условие о возможности изменения контракта по предложению заказчика по соглашению сторон в пределах 10% объема работ. Изменение контракта на основании пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено не было.
В п. 31 Обзора основных изменений в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступающих в силу с 1 июля 2019 года, указано следующее: "в силу новой редакции пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ увеличить на основании этой нормы по предложению заказчика по соглашению сторон в пределах 10% объем работ, предусмотренный такими контрактами, будет нельзя".
1. Возможно ли после 1 июля 2019 г. увеличить объем работ по вышеуказанному контракту в пределах 10% цены контракта? По какому основанию предусматривается возможность изменения вышеуказанного контракта в пределах 10% цены контракта?
2. Применяется ли пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в редакции с 01.07.2019 к контрактам, заключенным на условиях аукционной документации от июня 2019 г.?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В описанных обстоятельствах увеличить объем работ по контракту на выполнение строительных работ в пределах 10% цены контракта после 1 июля 2019 года по соглашению сторон заказчик и контрагент не вправе.

Обоснование позиции:
В связи с изменениями, внесенными в ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), с 1 июля 2019 года скорректирован перечень случаев, при которых допускается изменение существенных условий контракта при его исполнении (пп. "а" п. 64 ст. 1 Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ).
В частности, в подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, который допускает изменение цены контракта в пределах 10%, включена оговорка, согласно которой действие указанного пункта не распространяется на контракты, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - строительные работы). Возможность изменения объема строительных работ и цены контракта предусматривается подп. "в", которым п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ дополнен с 1 июля 2019 года.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ возможность применения вышеупомянутых пунктов обусловлена включением указания на такую возможность в документацию о закупке и контракт (а в случае осуществления закупки у единственного контрагента - только в контракт).
Закон N 44-ФЗ основан в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ, а контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, представляет собой гражданско-правовой договор. Таким образом, к отношениям по контрактам применяются положения Гражданского кодекса РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 44-ФЗ.
Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со ст. 422 ГК РФ (ст. 4 ГК РФ). Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Ни Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ, ни Закон N 44-ФЗ не устанавливают каких-либо специальных правил применения п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в зависимости от того, был ли контракт, который планируется изменить, заключен до или после 1 июля 2019 года. Кроме того, в Федеральном законе от 01.05.2019 N 71-ФЗ отсутствует указание на то, что положения п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля 2019 года, распространяются на контракты, заключенные по итогам закупок, начатых до указанной даты.
Следовательно, как нам представляется, с 1 июля 2019 года по основанию, предусмотренному подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, может быть изменен только такой контракт, предметом которого не являются строительные работы, а для изменения контракта, предметом которого является выполнение строительных работ, по основанию, предусмотренному подп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, необходимо, чтобы такая возможность была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.
Поскольку при описанных обстоятельствах документация о закупке и проект контракта были размещены в ЕИС до 1 июля 2019 года (то есть до вступления в силу новой редакции п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ), они не могли предусматривать возможность изменения контракта по основанию, предусмотренному подп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. При таких обстоятельствах, на наш взгляд, в рассматриваемой ситуации условие контракта об объеме работ изменено быть не может*(1). Правоприменительная практика и разъяснения по заданному вопросу на сегодняшний день отсутствуют.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

1 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Изменение условий контракта в случаях, не предусмотренных Законом N 44-ФЗ, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.ч. 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ.