Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Обязательно ли в соответствии со ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" создавать отдельно экспертную и приемочную комиссию в целях осуществления приемки поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) или результатов отдельных этапов исполнения контрактов, либо можно создать одну комиссию по проведению экспертизы и приемке поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)? Как правильно оформить создание комиссий и обеспечение экспертизы и приемки товара, не нарушая законодательство о контрактной системе? Есть ли на практике такие комиссии и положения о работе таких комиссий?

Обязательно ли в соответствии со ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" создавать отдельно экспертную и приемочную комиссию в целях осуществления приемки поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) или результатов отдельных этапов исполнения контрактов, либо можно создать одну комиссию по проведению экспертизы и приемке поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)? Как правильно оформить создание комиссий и обеспечение экспертизы и приемки товара, не нарушая законодательство о контрактной системе? Есть ли на практике такие комиссии и положения о работе таких комиссий?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик не обязан формировать ни приемочную, ни экспертную комиссии. Закон не устанавливает порядка создания таких комиссий и не исключает возможность формирования их с идентичным составом. Для создания любой из указанных комиссий достаточно издания соответствующего приказа, кроме того, целесообразно утвердить документ, регламентирующий деятельность комиссии.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) исполнение контракта включает в себя в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта. Таким образом, в целях применения Закона N 44-ФЗ экспертиза исполненного по контракту охватывается понятием "приемка", то есть осуществляется в рамках приемки исполненного контрагентом.
Согласно ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами либо с привлечением третьих лиц на основании заключенных с ними контрактов. Обязанность привлекать для проведения экспертизы третьих лиц возникает в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 41, п. 15 ст. 3, ч. 4 ст. 94, ч. 4.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Во всех остальных случаях заказчик вправе проводить экспертизу силами своих сотрудников (смотрите также пп. 6.4 письма Минфина России и Минстроя России от 17.12.2014 NN 02-02-05/65137, 26484-ЮР/08, письмо Минэкономразвития России от 22.01.2015 N Д28и-97). Каких-либо специальных требований к сотрудникам заказчика, осуществляющим экспертизу, закон не предусматривает (смотрите также, например, письмо Минэкономразвития России от 11.04.2014 N Д28и-477). Не требует закон и образовывать для проведения экспертизы силами заказчика какие-либо комиссии, структурные подразделения и т.п., хотя, разумеется, заказчик вправе это сделать.
Отсутствует у заказчика и обязанность создавать приемочную комиссию. Как видно из ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, образование такой комиссии является правом, а не обязанностью заказчика. Приемочная комиссия может быть образована по решению заказчика, в этом случае она должна состоять не менее чем из 5 человек (смотрите также письмо Минфина России от 06.02.2018 N 24-03-08/6839).
Закон не устанавливает никаких требований к лицам, включаемым в приемочную комиссию (смотрите также, например, письмо Минэкономразвития России от 27.06.2014 N Д28и-1258, постановление Девятого ААС от 1 февраля 2016 г. N 09АП-60116/15). Представляется очевидным, что целесообразно формировать приемочную комиссию из лиц, имеющих специальные познания в области приобретаемых товаров, работ, услуг и (или) в области организации закупок, однако это не является обязательным в силу закона. Равным образом закон не устанавливает никаких ограничений на совмещение приемочной комиссией или отдельными ее членами иных функций в рамках закупочной деятельности заказчика.
Поскольку экспертиза проводится в рамках приемки исполненного по контракту, очевидно, что приемочная комиссия вправе осуществлять и экспертизу предлагаемых к приемке товаров, работ, услуг, когда такая экспертиза осуществляется силами самого заказчика, без привлечения сторонних экспертов. При этом документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги (письма Минфина России от 27 октября 2017 г. N 24-03-07/71512, от 6 февраля 2018 г. N 24-03-08/6839). Напомним в связи с этим, что приемка поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом (ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, вопрос об организации приемки (включая организацию проведения экспертизы) поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта решается по усмотрению заказчика. Последний вправе сформировать в этих целях любое количество комиссий (при этом в приемочную комиссию должно входить не менее пяти человек), в том числе с идентичным составом, так и отказаться от формирования каких-либо комиссий, поручив функции по приемке (включая экспертизу) конкретным лицам на постоянной либо разовой основе.
Добавим, что Закон N 44-ФЗ не устанавливает порядка создания приемочной или экспертной комиссий. Единственное требование, предусмотренное законом для приемочной комиссии, заключается в том, что в случае ее создания она должна быть сформирована не менее чем из пяти человек. В отношении экспертной комиссии аналогичного требования не установлено. В то же время полагаем, что в случае принятия решения о создании указанных комиссий либо единой приемочной комиссии заказчику следует издать соответствующий распорядительный документ, а также утвердить документ, регламентирующий деятельность комиссии (смотрите, к примеру, приказ Минсельхоза России от 18 января 2017 г. N 8, постановление Главы Администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области от 8 декабря 2017 г. N 615, примерная форма приказа о создании приемочной комиссии для приемки поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) (подготовлено экспертами компании "Гарант"), примерная форма положения о приемочной комиссии для приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, результатов отдельного этапа исполнения контракта (подготовлено экспертами компании "Гарант"), примерная форма приказа о создании экспертной комиссии (подготовлено экспертами компании "Гарант")).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

20 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.