С ФНС России

Дело ООО "Аквамарин" против ФНС России (№ 305-КГ17-5672 А40-101850/2016)

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации 25 октября 2017 года рассмотрела спор о праве вышестоящего налогового органа отменять в порядке пункта 3 статьи 31 Налогового кодекса решения, принятые налоговыми органами в пользу налогоплательщика. С жалобой обратилось ООО "Аквамарин", которое не согласилось с судами трех инстанций, оставивших без удовлетворения его требования о признании незаконным решения ФНС России от 23 декабря 2015.

Общество указало, что при отмене ФНС России ранее принятого региональным управлением решения, которым отказ инспекции в возмещении НДС был признан незаконным, нарушено его право возражать при повторном рассмотрении материалов налоговой проверки. Ввиду отсутствия в Кодексе порядка и сроков, в рамках которых возможна отмена решения нижестоящего налогового органа, по мнению общества, должен применяться срок, аналогичный предусмотренному для налогоплательщика в случае обжалования решения в ФНС России (ст.139, ст. 140 НК РФ).

В судебном заседании представители ФНС России указали на невозможность аналогии при различных по своей природе отношениях, а также на то, что право на возражения относительно выявленных инспекцией нарушений уже было обществу предоставлено. Каких-либо новых обстоятельств при проверке законности решений нижестоящих органов ФНС России не устанавливала, оценив лишь те материалы, которые рассматривались нижестоящими органами. После такого решения ФНС России, налогоплательщик вправе обратиться в суд и оспорить законность решения инспекции, что он и сделал в другом судебном деле.

Ссылаясь на самостоятельный характер полномочий по проверке законности решений нижестоящих органов ФНС России также обратило внимание на данные статистики о том, что за период с 2015 года ФНС России всего было принято 27 решений, отменяющих решения нижестоящих органов, при этом 24 из них были приняты в пользу налогоплательщиков, которые жалоб не подавали.

По результатам заседания коллегия ВС РФ оставила без удовлетворения жалобу предприятия.

Такое решение во многом обусловлено ранее сформированными последовательными позициями Конституционного и Верховного Судов о том, что решение вышестоящего налогового органа, направленное на восстановление ранее существовавшего положения не может рассматриваться как новое решение по результатам налоговой проверки, и права на обжалование не нарушены, если плательщику не начислены дополнительные суммы налогов в результате вновь выявленных обстоятельств.

Соответствующие подходы нашли отражение, в частности, в определении Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2010 г. № 595-О-О, определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 апреля 2013 г. № ВАС-530/13 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2017 г. № 307-КГ16-20241.