Новости и аналитика Аналитические статьи Доходчивые ответы на прибыльные вопросы

Доходчивые ответы на прибыльные вопросы

Одним из самых проблемных платежей в бюджет для большинства организаций является налог на прибыль. И это неудивительно. Противоречий и неясностей в 25-й главе Налогового кодекса предостаточно. Причем от многочисленных поправок, внесенных в главный налоговый документ в последние годы, легче не становится. На наиболее спорные и актуальные вопросы, связанные с формированием базы по налогу на прибыль, нам ответила Наталия Ивановна Симдянова, заместитель начальника отдела камеральных проверок, советник государственной гражданской службы РФ III класса.

Компания занимается оптовой торговлей. Она приобрела поздравительные открытки и календари со своим логотипом для поздравления поставщиков и покупателей фирмы. Кроме того, были куплены ежедневники без логотипа. К каким расходам по налогу на прибыль можно отнести данные затраты? Нормируются ли они, являются ли рекламой?

Прежде всего о ежедневниках. Так как на них нет никакой информации о компании, расходы по их покупке и передаче партнерам фирмы рекламными назвать нельзя. По факту получается, что фирма их передает в собственность другим лицам безвозмездно со всеми вытекающими последствиями. Так, стоимость таких товаров облагают НДС. Расходы на покупку таких ценностей учесть в налоговой себестоимости нельзя. Они не уменьшают налогооблагаемую прибыль организации.

Теперь об открытках и календарях с логотипом компании. Обратимся к определению рекламы, которое дано в соответствующем законе(*1). Рекламой признается "информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц". Что понимать под термином "неопределенный круг лиц", в 2007 году объяснила Федеральная антимонопольная служба РФ(*2). Приведу цитату из письма этого ведомства: "Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена".

Получается, что если в открытках и календарях не указано, что они предназначены именно для партнеров вашей фирмы, то расходы на их покупку можно считать рекламными. При этом такие затраты для целей налогообложения нормируют. Они учитываются только в пределах 1 процента выручки от реализации.

Можно ли включать расходы по приобретению комнатных растений и других предметов для украшения офиса в затраты при расчете налога на прибыль?

Я думаю, что нет. Подобные издержки не связаны с производственной деятельностью фирмы. Поэтому их нельзя считать экономически обоснованными. А обоснованность любых затрат — главное условие, при котором их включают в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль.

На балансе фирмы числятся служебные автомобили. Учитываются ли при налогообложении прибыли расходы по их мойке? Какими документами такие затраты оформляют? Можно ли учесть в составе налоговых расходов штрафы за нарушение ПДД?

По Налоговому кодексу при налогообложении прибыли учитывают затраты по содержанию, эксплуатации, техническому обслуживанию основных средств, а также по поддержанию их в исправном (актуальном) состоянии(*3). Данные расходы попадают в эту категорию затрат. Более того, на грязном автомобиле не читается номер. А за езду на такой машине Кодексом об административных правонарушениях предусмотрен штраф(*4). Поэтому организация просто обязана регулярно мыть транспорт.

Подобные затраты оформляют стандартным набором документов. Предположим, что речь идет об услугах автомойки. В таком случае потребуется ее счет или документ, который его заменяет. На нем должна стоять отметка, что данные услуги оказаны и приняты представителем вашей фирмы (например, водителем). Кроме того, потребуются и платежные документы. Как правило, это чек контрольно-кассовой машины.

Теперь о штрафах. Штраф за нарушение ПДД является административным. При этом Налоговым кодексом предусмотрено, что не учитываются при налогообложении прибыли любые штрафы, перечисляемые в бюджет. Санкции за нарушение правил дорожного движения не являются исключением из данного правила. Их сумма не учитывается при налогообложении прибыли.

Можно ли учесть расходы фирмы по автострахованию КАСКО при расчете налога на прибыль?

КАСКО — это добровольный и комплексный вид страхования транспорта. В частности, он включает страхование от угона и ущерба, который был нанесен машине. Налоговый кодекс предусматривает, что в состав расходов включают затраты по добровольному страхованию наземного транспорта, то есть автомобилей(*5). Следовательно, данные затраты могут быть учтены при налогообложении прибыли. Главное, чтобы автомобили использовались в производственной деятельности организации.

Возможен ли аналогичный подход в отношении арендованных автомобилей?

Возможен. Здесь действуют те же принципы. Это предусмотрено Налоговым кодексом.

Компания купила систему спутниковой навигации. Она была установлена на служебном автомобиле, занятом в производственной деятельности.
Как ее нужно отражать в налоговом учете? Считается ли это модернизацией транспорта? Как отразить регулярные платежи оператору спутниковой связи?

Такая система должна быть учтена как отдельный объект основных средств. Затраты на ее покупку будут включаться в налоговые расходы через амортизацию. Это правило действует при условии, что стоимость системы превышает 20 000 рублей. В противном случае затраты на ее приобретение единовременно включают в расходы. Отмечу, что установка системы модернизацией автомобиля, на мой взгляд, не является. Дело в том, что она не меняет технологического назначения самой машины, а также не придает ей каких-либо новых качеств. Платежи оператору учитывают как прочие расходы. Их считают затратами компании на услуги связи.

Как отразить затраты на покупку автомобильных шин для служебного транспорта?

Обычно шины приобретают, если старые пришли в негодность. Поэтому оприходуйте их как материалы, а затем, после установки на автомобиль, спишите в затраты. Такие расходы уменьшат облагаемую прибыль компании как издержки на ремонт основного средства.

Фирма не имеет возможности установить стационарный телефон и покупает для производственных целей мобильный. Вправе ли она учесть расходы на его приобретение при расчете налога на прибыль и какие нужны для этого документы?

Вправе. Только порядок учета подобных затрат будет зависеть от стоимости телефона. Тут возможны 2 варианта. Первый — аппарат стоит более 20 000 рублей. В этом случае он должен быть учтен как амортизируемое имущество. Стоимость такого имущества будет включаться в налоговые расходы не единовременно, а постепенно через амортизацию. Суммы амортизационных отчислений будут зависеть от срока полезного использования такого объекта. Его фирма должна определить самостоятельно. Второй вариант — телефон стоит не более 20 000 рублей. Тогда затраты на его покупку могут быть включены в налоговую себестоимость единовременно. То есть сразу после оприходования и передачи в эксплуатацию аппарата. Факт покупки такого имущества подтверждается накладной и счетом-фактурой, которые вам должен выписать продавец.

Как учитываются расходы на мобильную связь? В полной сумме или необходимо вводить лимит расходов на стоимость переговоров? Как определить такой лимит и может ли он быть разным для каждого сотрудника?

Налоговый кодекс не предусматривает, что расходы на связь (в т. ч. сотовую) нормируются. Их можно учесть в полной сумме. Конечно, при условии, что данные затраты документально подтверждены и носят производственный характер. Организация вправе, но не обязана вводить лимит таких расходов. Если она это сделала, то руководство компании самостоятельно определяет величину норматива. Безусловно, по разным сотрудникам он может различаться. Очевидно, что руководство компании ведет телефонные переговоры производственного характера чаще, чем, например, водители.

Несколько слов об учете лимитированных телефонных затрат. Сумму превышения фактических расходов над лимитом работник должен возместить фирме. После того как это будет сделано, затраты на мобильную связь, превысившие лимит, организация будет вправе учесть в составе прочих расходов. А сумму возмещения нужно отразить как внереализационные доходы. Именно такой порядок налогового учета данных расходов предлагает Минфин России(*6).

Организация приобрела коммуникатор. Его стоимость составила 20 980 рублей. Можно ли учесть такое имущество в составе материалов?

Можно, но только в том случае, если срок его полезного использования не превышает 12 месяцев. Правда, таких коммуникаторов не бывает. Поэтому вы должны отразить данный объект в составе основных средств.

Учитывают ли при налогообложении прибыли затраты по покупке средств, необходимых для ухода за компьютером? В частности, дисков для очистки лазерных дисководов, влажных салфеток для монитора и т. п.

Да, такие затраты уменьшают облагаемую прибыль компании. Их отражают как затраты по содержанию и техническому обслуживанию основных средств.

В служебную поездку направлен работник, с которым заключен гражданско-правовой договор. Может ли фирма уменьшить на сумму возмещения его расходов базу по налогу на прибыль?

Такой работник не может быть направлен в служебную командировку в принципе. Обратимся к определению этого понятия, которое дано в Трудовом кодексе. Согласно документу "служебная командировка — поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы". То есть в командировку может быть направлен только тот сотрудник, который работает на фирме в рамках трудового, а не гражданско-правового договора. Именно в отношении его организация выступает в качестве работодателя. Гражданско-правовой договор (например, подряда) может предусматривать, что организация-заказчик возмещает подрядчику те или иные затраты. В том числе и расходы на поездку в какую-либо местность. Главное, чтобы такая поездка была необходима для выполнения тех работ, которые обусловлены предметом договора. Разумеется, речь идет о работах, связанных с производственной деятельностью организации. В этом случае подобные затраты учитываются в том же порядке, что и сумма вознаграждения подрядчику по самому договору. То есть включаются в налоговую себестоимость и уменьшают облагаемую прибыль компании.

Фирма арендовала здание, но на период ремонта не использует его в своей деятельности. Можно ли уменьшить базу по налогу на прибыль на расходы по аренде, ремонту и охране здания, понесенные фирмой до начала его фактического использования?

Можно. Налоговый кодекс предусматривает, что при налогообложении прибыли учитывают затраты на освоение и подготовку "новых производств, цехов и агрегатов"(*7). Поэтому перечисленные вами расходы учитывают как прочие. Они уменьшают налоговую прибыль компании. Начала фирма использовать арендованное здание или нет, в данном случае значения не имеет. Кстати, аналогичное разъяснение в августе прошлого года давал и Минфин России(*8).






После частичной ликвидации основного средства его первоначальная стоимость оказалась меньше 10 000 рублей. Должны ли мы продолжать начислять амортизацию по такому имуществу?

Вопрос о том, включается ли то или иное имущество в состав амортизируемого, решается в момент его оприходования. Изменение стоимости основного средства впоследствии ни на что не влияет. Поэтому, если в момент оприходования имущество подпадало под определение основного средства по правилам налогового учета, то на него должна начисляться амортизация до полного списания стоимости таких ценностей. Поэтому вам нужно продолжать начислять по нему амортизацию в обычном порядке.

Компания по договору безвозмездного пользования получила имущество, которое по условиям контракта должна вернуть через 2 года. Возникает ли в данной ситуации облагаемый налогом на прибыль доход?

Да, в данной ситуации у организации появляется внереализационный доход. По сути, компания получает экономическую выгоду. Ведь обычно услуга по передаче в пользование той или иной вещи является платной. Например, если компания берет ее в аренду или прокат. При заключении договора безвозмездного пользования компания получает право распоряжаться вещью. Следовательно, возникает и внереализационный доход, который облагается налогом на прибыль. Также считает и Высший Арбитражный Суд РФ(*9). Причем какой договор был заключен (срочный или нет), значения не имеет.

Как же оценить такой доход?

По правилам, установленным статьей 40 Налогового кодекса. То есть исходя из рыночной стоимости права пользования аналогичным имуществом. Небольшой пример. Предположим, организация получила в безвозмездное пользование офисное помещение. Арендная плата за аналогичное помещение в той же местности составляет 15 000 рублей в месяц. Следовательно, ежемесячно компания должна увеличивать свои налогооблагаемые доходы на эту сумму. В противном случае она будет занижать базу, облагаемую налогом на прибыль, со всеми вытекающими последствиями: доначислением налога, штрафов и пеней.

По какой ставке рефинансирования рассчитывать предельный лимит процентов по кредиту: которая действовала на дату получения денег или на момент признания процентов в расходах?

Все зависит от условий кредитного договора. Возможны 2 варианта. Первый — договор не предусматривает изменения процентной ставки в течение всего срока его действия. В данном случае используют ту ставку рефинансирования, которая действовала на момент привлечения денежных средств. Второй — договор предусматривает, что процентная ставка по кредиту может меняться. Тогда используют ставку рефинансирования, которая действует на дату признания процентов по кредиту в налоговом учете. Напомню, что подобные затраты признают в налоговом учете в конце каждого отчетного периода. Это может быть последний день каждого месяца или квартала.

Учитываются ли в налоговых расходах фирмы затраты на участие сотрудников в обучающих семинарах?

Такие затраты могут быть классифицированы как расходы на подготовку и переподготовку кадров и включаться в налоговую себестоимость. Но при этом должен выполняться ряд необходимых условий. Такие затраты включают в состав прочих, если услуги по обучению оказывают российские или иностранные образовательные учреждения, которые имеют соответствующий образовательный статус. В семинаре участвуют штатные сотрудники фирмы, и его программа способствует их более эффективному использованию в рамках деятельности компании. Кроме того, фирма должна заключить с образовательным учреждением договор.

Вправе ли компания, которая находится на обычной системе налогообложения, не вести налоговый учет, или это является нарушением?

Нет, нарушением это не является. Но при отсутствии налогового учета необходимо, чтобы базу, облагаемую налогом на прибыль, можно было рассчитать по данным регистров учета бухгалтерского. Если для этого информации в них недостаточно, то компания вправе ее добавить, дополнив регистры бухучета необходимыми реквизитами. В этом случае вести отдельные регистры налогового учета не обязательно.

Руководство компании решило заняться оздоровлением сотрудников. Для этого арендовали спортзал для их тренировок. Возможно ли учесть подобные затраты при расчете облагаемой прибыли?

Конечно, нет. Данные расходы не носят производственного характера. Поэтому облагаемую прибыль компании они не уменьшают. Затраты на аренду спортивного зала могут уменьшить прибыль лишь тех фирм, которые занимаются предоставлением каких-либо спортивных услуг и получают от этого вида деятельности выручку. Например, фитнес-центров.

У фирмы "висит" дебиторская задолженность. Она возникла год назад. В настоящее время компании стало известно, что организация-должник признана банкротом. Можно ли списать ее долг, или необходимо дожидаться окончания срока исковой давности?

Тот факт, что должник признан банкротом, сам по себе ничего не означает. Фирма все равно может предъявить ему те или иные требования. В результате чего задолженность, возможно, будет им погашена хотя бы частично. В любом случае списать задолженность вы сможете либо после того, как окончится 3-летний срок исковой давности, либо когда организация-должник будет ликвидирована и исключена из государственного реестра юридических лиц.

Компания приобрела основное средство и сдала его по договору хранения другой организации. Можно ли учесть при налогообложении амортизационную премию по такому имуществу в размере 10 процентов от его стоимости? Право ее применять прописано в учетной политике фирмы.

Нет, так поступить фирма не может. Амортизационная премия начисляется по тем же правилам, что и сама амортизация. То есть начиная с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию. Данное основное средство в эксплуатацию введено вообще не было. Следовательно, у фирмы нет никаких оснований, чтобы начислять по нему амортизационную премию.

В ходе ревизии была обнаружена недостача товаров. Вправе ли фирма списать их стоимость в уменьшение облагаемой прибыли?

Вправе, но только в 2 случаях. Например, если недостача возникла вследствие естественной убыли. Тогда стоимость товаров в пределах норм уменьшает облагаемую прибыль. Потери сверх норм должны покрываться виновными лицами. Причем, если по тем или иным товарам нормы естественной убыли не установлены, все потери считают сверхнормативными. Также подобные затраты уменьшают облагаемую прибыль, если виновники недостачи не установлены. Однако этот факт должен быть подтвержден документально. Например, справкой из милиции об отказе в возбуждении или о закрытии уголовного дела.

Наталия Ивановна, большое спасибо, что согласились ответить на сложные вопросы наших читателей, связанные с формированием базы по налогу на прибыль.

Беседу провела Н.В. Горшенина,
эксперт журнала


Статья подготовлена при содействии
Агентства деловой литературы
"Ай Пи Эр Медиа"


*1) Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ

*2) письмо ФАС РФ от 05.04.2007 N АЦ/4624

*3) п. 1 ст. 253 НК РФ

*4) ст. 12.2 КоАП РФ

*5) подп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ

*6) письмо Минфина России от 27.07.2006 N 03-03-04/3/15

*7) подп. 34 п. 1 ст. 264 НК РФ

*8) письмо Минфина России от 20.08.2007 N 03-03-06/2/155

*9) Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98


Журнал "Актуальная бухгалтерия" N 4/2008, Н.В. Горшенина, эксперт журнала
Читать ГАРАНТ.РУ в и