Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
![]() |
| © yunafoto / Фотобанк 123RF.com |
Система маркировки продолжает "разрастаться", распространяя свое действие на все новые и новые виды товаров. За 5 лет (с 2019 года) появилось уже 17 товарных групп, подлежащих обязательному отслеживанию с помощью идентификационных знаков, и еще 7 появятся до конца этого года. В этой статье мы рассмотрим подробно:
Маркировка – это опознавательный знак, который наносится на товар (его упаковку) и позволяет отследить все этапы существования этого товара. Он выглядит как особый штрих-код, его чаще всего называют контрольно-идентификационным знаком (далее – КИЗ). Знак наносят не на всю производимую или продаваемую продукцию, а только на ту, в отношении которой Правительство РФ установило требование. В настоящее время все находящиеся в обороте на территории нашей страны товары можно разделить на три группы:
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, на сегодняшний день уже достаточно широк. К ним относятся:
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" маркировка товаров находится в ведении Правительства РФ. Все постановления кабмина, касающиеся маркировки, можно разделить на 2 вида.
1. Постановления, устанавливающие общие правила маркировки. Такие постановления применимы ко всем товарам, которые запрещено производить и реализовывать без нанесения специальных знаков. Например, сюда можно отнести постановление Правительства РФ от 26 апрель 2019 г. № 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров". Этим документом утверждены правила маркировки, а также положение о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке.
2. Постановления, которыми определяются требования в отношении маркировки конкретных видов товаров. Например, постановление Правительства РФ от 5 июля 2019 г. № 860 "Об утверждении правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в отношении обувных товаров".
Кроме того, узконаправленными постановлениями Правительства РФ периодически вводятся эксперименты по маркировке, т. е. создаются так называемые "пилотные группы" товаров, в отношении которых маркировка пока не обязательна, но уже может осуществляться. По окончании пробного периода кабмин издает нормативные документы, предписывающие маркировать данную продукцию в обязательном порядке.
| Вид товара | Окончание эксперимента |
| Некоторые консервы | 31 августа 2024 года |
| Корм для животных | |
| Пищевые растительные масла | |
| Лекарства ветеринарного применения | |
| Радиоэлектронная продукция | |
| Готовые консервы или консервированные продукты | |
| Отдельные виды товаров для детей | 1 декабря 2024 года |
| Отдельные виды строительных материалов | |
| Оптоволоконные товары | |
| Некоторая парфюмерно-косметическая продукция и бытовая химия | 28 февраля 2025 года |
| Отдельные виды отопительных приборов | |
| Бакалея | |
| Смазочные материалы и автомобильные жидкости | |
| Пиротехнические изделия, средства пожаротушения, обеспечения пожарной безопасности | |
| Некоторые виды медицинских изделий | 31 августа 2025 года |
| Учебники |
До конца этого года вводится обязательная маркировка в отношении:
Чтобы понимать, как распределяются роли в соблюдении законодательства по маркировке, важно представлять общую схему проставления знаков идентификации на товаре. Эта схема такова:
Таким образом, вопрос по первичной регистрации продукции и введению ее в оборот в основном ложится на производителей и импортеров. Но и другим участникам торговой цепочки расслабляться нельзя: в некоторых случаях маркировать продукцию придется и им тоже.
Приведем пример на конкретной ситуации: с 1 сентября 2024 года вводится обязательная маркировка велосипедов. До этого момента маркировка была не обязательна, хотя и проводился соответствующий эксперимент. Получается, что на 1 сентября в обороте могут оказаться товары, которые изначально были введены в него без маркировки, ведь закон ее еще не требовал. Такие велосипеды без КИЗ могут "зависнуть" у поставщиков или продавцов, которые после указанной даты уже не смогут реализовать их без опознавательных знаков. Если они все же рискнут и продадут их без КИЗ, управомоченные контрольные органы смогут применить к ним административную или даже уголовную ответственность (подробнее об этом расскажем дальше).
В этой ситуации у дистрибьюторов, поставщиков и продавцов выход один – заняться маркировкой самостоятельно. Это называется "маркировкой остатков", т. е. единиц немаркированного товара, не выведенных из оборота до появления требований обязательном нанесении КИЗ.
Следовательно, правила маркировки пригодятся всем участникам товарооборота (кроме, разве что, конечных розничных покупателей). Именно поэтому мы подготовили подробную инструкцию о том, как промаркировать продукцию.
Как уже упоминалось, в настоящее время действует государственная система цифровой маркировки "Честный знак". Ее начали вводить с 2019 года. Чтобы получить с помощью нее КИЗ и в дальнейшем успешно работать с ней, нужно следующее.
Провести подготовительные мероприятия
Из документов для обращения нужны:
Приобрести принтер
Провести работу в системе "Честный знак"
Маркировка – это по большей части не бесплатная функция. Формирование каждого КИЗ стоит денег, при этом цена кодов на различную продукцию может отличаться.
Есть и исключения – товары, которые можно промаркировать бесплатно, вот они:
Законом введена как административная, так и уголовная ответственность за несоблюдение требований о приобретении, нанесении и использовании КИЗ в процессе производства и реализации товара. Так, ст. 15.12 КоАП РФ предусмотрено, что участники товарных отношений должны понести ответственность за производство, ввод в оборот или продажу немаркированной продукции при условии, что в отношении нее установлены соответствующие требования по маркировке. Статья различает ответственность для производителей и продавцов продукции. За производство и ввод в оборот товаров без КИЗ могут взыскать штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. с должностных лиц и в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб. с компаний и ИП. Сам товар при этом подлежит изъятию. Продажа немаркированного товара карается иначе. Штраф колеблется от 2 тыс. до 4 тыс. руб. для граждан, до 5-10 тыс. для должностных лиц и 50-300 тыс. руб. для компаний и ИП.
В отношении алкоголя и табачных изделий действуют повышенные ставки – 30-50 тыс. руб. для должностных лиц и 200-300 тыс. руб. для юридических лиц за производство такой продукции. Если продукция реализуется, то штрафы иные – от 10 тыс. до 20 тыс. руб. для граждан, от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 300 тыс. до 500 тыс. руб. для юридических.
Если стоимость реализуемого немаркированного товара превышает 1,5 млн руб., то в отношении нарушителя возбудят не дело об административном правонарушении, а уголовное дело – по ст. 171.1 УК РФ. Естественно, что наказание в этом случае будет еще более суровым, вплоть до лишения свободы на срок до 6 лет (максимально).
По словам директора Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Владислава Заславского, в текущих планах идеологов цифрового подхода к реализации товара – увеличение возможностей системы маркировки по двум направлениям:
При этом, как отмечает заместитель председателя комитета Госдумы по защите конкуренции Сергей Лисовский, полный уход от привычной (неавтоматической) формы проверок все же не планируется. В настоящее время уже сложился подход, согласно которому проверка сотрудниками контрольных структур назначается в том случае, если по результатам автоматической проверки отклонение от нормальных показателей составляет свыше 5%.
Ежегодно контролирующие органы отчитываются о результатах ее внедрения, по которым можно делать предварительные выводы относительно того, насколько эта система себя оправдывает и к каким последствиям для товарного рынка приводит. К примеру, в мае этого года Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), являющийся оператором государственной системы маркировки "Честный знак", привел следующие статистические данные относительно результатов введения обязательной маркировки отдельных видов продукции:
Однако проблем, связанных с переходом на цифровую платформу контроля за оборотом товаров, тоже немало. Региональные подразделения Роспотребнадзора регулярно отчитываются на своих сайтах о выявленных нарушениях в области маркировки. Так, 22 июля 2024 года Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю сообщило о том, что с сентября 2023 года по июнь 2024 им было выявлено почти 3000 единиц товаров с нарушениями требований маркировки, в связи с чем составлено 86 административных протоколов. Общая сумма наложенных на хозяйствующие субъекты штрафов составила 295 тыс. руб., а также по 23 постановлениям принято решение о наложении ареста на продукцию, не отвечающую обязательным требованиям о маркировке.
Среди наиболее частых нарушений, связанных с обязательным нанесением на товары идентифицирующих знаков и выявленных в I полугодии 2024 года, называют следующие:
Такие сведения приводит на своем сайте Администрация Сысертского городского округа со ссылкой на Управление Роспотребнадзора по Свердловской области в Чкаловском районе города Екатеринбурга, в городе Полевской и в Сысертском районе.
Документы по теме:
Читайте также:
Маркировку импортного алкоголя перенесут полностью на территорию России
С 1 марта 2025 года вводится обязательная маркировка медицинских перчаток
Эксперименты по маркировке трех новых групп товаров стартовали в России
Правительство РФ определило правила маркировки технических средств реабилитации