Новости и аналитика Аналитические статьи Три кита цифровой трансформации субъектов МСП: перевод бизнеса в онлайн-формат, финансовая поддержка, обучение цифровым навыкам

Три кита цифровой трансформации субъектов МСП: перевод бизнеса в онлайн-формат, финансовая поддержка, обучение цифровым навыкам

Три кита цифровой трансформации субъектов МСП: перевод бизнеса в онлайн-формат, финансовая поддержка, обучение цифровым навыкам
VisualGeneration / Depositphotos.com

Как показал опыт прошлого года, цифровая трансформация открывает бизнесу доступ к новым клиентам и сегментам рынка, что особенно важно в условиях кризиса и выхода из него, поэтому цифровизация бизнеса: каналов сбыта, используемых сервисов и т. д. – не просто модный тренд, а необходимость, и предприниматели, которые это понимают, активно такими новыми возможностями пользуются. Так, по данным общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", в прошлом году рост российского бизнеса на электронных цифровых площадках составил более 30%. Согласно исследованию о роли цифровых сервисов в развитии креативного предпринимательства, общими результатами которого в ходе одной из тематических сессий в рамках Петербургского международного экономического форума – 2021 поделилась директор по взаимодействию с органами государственной власти компании Google Россия Марина Жунич, в среднем 26% выручки занятые в этой области компании получают за счет использования digital-инструментов.

Для малого и среднего бизнеса цифровая трансформация является еще и важным элементом повышения конкурентоспособности: возможность реализовывать свои товары и услуги через те же электронные площадки позволяет субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) конкурировать не только друг с другом, но и с крупными компаниями.

При этом если для некоторых малых и микропредприятий цифровизация – не отделимый от создания и развития процесс, так как они изначально ориентированы на работу в Интернете, для других этот вопрос является довольно болезненным из-за отсутствия свободных средств, которые можно было бы перенаправить на данное направление. Именно поэтому механизмы цифровой трансформации МСП находятся сейчас в фокусе внимания как государства и институтов развития, так и всего бизнес-сообщества: крупные компании заинтересованы в создании удобных и понятных продуктов для небольших предприятий. Тема обсуждается на разных площадках, и ПМЭФ-2021 не стал исключением: цифровизации малого и среднего бизнеса был посвящен целый ряд секций форума.

 

На каком этапе цифровой трансформации сейчас находится российский малый и средний бизнес?

Эксперты единогласно сходятся во мнении о том, что сегмент МСП в России готов к цифровой трансформации, но при этом далеко не все предприниматели представляют, как ее реализовать и что они должны получить в итоге. Судя по результатам опросов представителей малого и среднего бизнеса, цифровизацию они в первую очередь понимают как перевод в онлайн-формат процессов, связанных с продажами и продвижением, отмечает заместитель президента – председателя правления банка "Открытие" Надия Черкасова. Однако цифровая трансформация – понятие гораздо более широкое, и банк, например, для определения индекса цифровизации бизнеса (соответствующие исследования он проводит совместно с Московской школой управления "СКОЛКОВО" и аналитическим центром НАФИ начиная с 2019 года дважды в год) использует пять параметров:

  • каналы передачи и хранения информации – показатель того, насколько активно ИП и компании используют облачные технологии, корпоративную почту, мессенджеры, системы автоматизации и др.;
  • интеграция цифровых технологий – критерий, который определяет уровень внедрения в рабочие процессы электронного документооборота, технологий искусственного интеллекта и т. д.;
  • использование интернет-инструментов – показатель, который учитывает, в частности, наличие у компании интернет-сайта, страниц в социальных сетях, задействованные каналы продвижения;
  • информационная безопасность – параметр, показывающий готовность предпринимателей к потенциальным цифровым угрозам для бизнеса;
  • человеческий капитал – критерий, позволяющий оценить настроенность руководства компании на организацию обучения персонала навыкам работы с цифровыми технологиями.

Последнее такое исследование, проведенное в феврале-марте текущего года1, показало, что индекс цифровизации малого и среднего бизнеса в этом году немного увеличился по сравнению с уровнем прошлого года – с 50 до 51 пункта (по шкале от 0 до 100). Предприниматели активнее используют цифровые технологии и сервисы: за год доля компаний, использующих облачные решения и хранилища данных, увеличилась с 52 до 63%, корпоративными мессенджерами пользуются 39% компаний (в 2020 году – 24%), онлайн-системами организации командной работы – 24% (в 2020 –15%), сервисами для анализа больших данных – 11% (в 2020 – 5%). Становятся популярнее технологии, функционирующие на базе машинного обучения, – их используют уже 17% компаний-респондентов (против 8% в прошлом году), а также технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) – они применяются 7% предпринимателей (против 2% в 2020 году). Растет доля компаний, предпочитающих гибридный формат документооборота: в этом году она составила 57% против 45% в прошлом году. Во время пандемии еще более очевидной стала необходимость реального, а не номинального присутствия бизнеса в Интернете, в результате чего с 41 до 63% увеличилась за год доля компаний, имеющих полноценные сайты с подробной информацией, с 47 до 70% – тех, кто использует для продвижения бизнеса страницы в соцсетях.  

Все большее число предпринимателей начинают осознавать важность информационной безопасности: доля компаний, которые не используют никакие инструменты обеспечения безопасности данных, снизилась в этом году до 21% (в прошлом году данный показатель составлял 28%), но данное направление все равно пока остается одним их самых уязвимых. Политику информационной безопасности, следовать которой обязаны все сотрудники, имеют 34% принявших участие в исследовании компаний, политику конфиденциальности данных о сотрудниках и клиентах – 53%. Самые распространенные средства защиты – антивирусные программы для физических лиц, ими пользуются 43% опрошенных. 35% компаний используют антивирусные программы для юридических лиц и лишь 11% – специализированные программы для комплексной защиты бизнеса (межсетевые экраны, защиту от DDoS-атак).

Но самый проблемный, как показало исследование, вопрос – обучение сотрудников: за год доля компаний, не организовывающих для своих сотрудников тренинги по использованию цифровых технологий, увеличилась с 57 до 75%. Каждый третий руководитель считает, что дополнительное обучение по данному направлению сотрудникам их компаний в принципе не нужно, 26% предпринимателей полагают, что такие курсы следует пройти тем, кто занимает руководящие должности, и только 12% респондентов считают необходимым обучение цифровым навыкам всех сотрудников компании. При этом более 90% опрошенных указали, что не хотели бы инвестировать в такое обучение собственные средства, полагая, что это задача государства и институтов развития – обучать цифровым навыкам, подчеркнула Надия Черкасова.

Другое исследование2, проведенное Google и РАНХиГС, показало, что на данный момент в 25% российских компаний, относящихся к МСП, пока в принципе не запущены процессы цифровизации. Главные причины – недостаточность финансовых ресурсов и отсутствие квалифицированных сотрудников, способных руководить этими процессами.

Подробная информация о льготах для субъектов МСП – в Энциклопедии решений системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Именно поэтому крайне важно сейчас обратить внимание предпринимателей на уже существующие инструменты и механизмы цифровой трансформации, в том числе на образовательные продукты, направленные на повышение цифровой бизнес-грамотности, которые доступны на частично или полностью безвозмездной основе. Во-первых, на государственную программу дополнительного образования в сфере цифровой экономики "Цифровые профессии", которая реализуется в рамках федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" национальной программы "Цифровая экономика РФ" и представляет собой продолжение проекта по выдаче персональных цифровых сертификатов на освоение новых "цифровых" профессий. Ожидается, что в 2021 году более 25 тыс. человек смогут благодаря программе получить дополнительное образование по востребованным в условиях цифровой экономики направлениям: программирование и создание IT-продуктов, большие данные, промышленный дизайн и 3D-моделирование, искусственный интеллект, квантовые технологии, новые источники энергии, промышленный интернет, интернет вещей, распределенные и облачные вычисления, кибербезопасность и защита данных, управление цифровой трансформацией, нейротехнологии, виртуальная и дополненная реальность и др. – полный перечень образовательных программ будет сформирован по результатам отбора образовательных организаций для участия в проекте "Цифровые профессии" (заявки принимаются до 30 июня). Подать заявку непосредственно на обучение можно будет начиная с 1 июля, причем если в прошлом году цифровые сертификаты могли получить жители только 48 регионов, в этом, согласно размещенным на официальном сайте проекта (цифровыепрофессии.рф) данным, такого ограничения не будет, поэтому любой гражданин старше 16 лет, имеющий высшее или среднее профессиональное образование, сможет направить заявку. Самый интересный момент – 50% стоимости обучения, как и прежде, финансируется государством, а оставшаяся часть может быть оплачена на условиях софинансирования самим прошедшим отбор на обучение лицом и его работодателем – по крайней мере о планах обеспечить в этом году такую возможность заявляли организаторы проекта.

Во-вторых, бесплатные программы обучения для предпринимателей успешно реализуются крупными компаниями. Например, на курсах в рамках совместной программы Google и СберБанка "БизнесКласс", по словам Марины Жунич, обучено уже 170 тыс. предпринимателей. Около 300 тыс. бизнесменов прошли так называемый цифровой чек-ап, позволяющий определить уровень цифровизации бизнеса, и обучение на бизнес-курсах в рамках проекта банка "Открытие" OPEN ACADEMY, рассказала, в свою очередь, Надия Черкасова.

Кроме того, крупнейшие IT-компании нацелены на реализацию совместно с институтами развития и региональными властями комплексных проектов по цифровой трансформации МСП. Так, в прошлом году Mail.ru Group, ВЭБ.РФ и Фонд развития Дальнего Востока и Арктики реализовали пилотный проект "Развивай.рф | Бизнес онлайн", в рамках которого предприятиям малого и среднего бизнеса, работающим на территории, соответственно, Дальнего Востока и Арктики, оказывалась консультационная и финансовая поддержка для вывода и продвижения компаний в Интернете. В ходе ПМЭФ-2021 Mail.ru Group подписала соглашение о сотрудничестве с Министерством инвестиций, промышленности и науки Московской области, нацеленное на поддержку малого и среднего бизнеса в регионе в области цифровой трансформации – в части вывода бизнеса в онлайн и образования предпринимателей, сообщила вице-президент по B2B-коммерции и операционному управлению Mail.ru Group Элина Исагулова, подчеркнув, что такие проекты могут быть реализованы в любом регионе.

 

Финансирование цифровой трансформации

Совсем недавно были скорректированы условия предоставления российским организациям льготных кредитов – по ставке от 1 до 5% – на реализацию проектов по цифровой трансформации на основе отечественных решений в сфере информационных технологий (правила предоставления субсидий из федерального бюджета осуществляющим такое льготное кредитование банкам, а также требования к проектам по цифровой трансформации утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2019 г. № 1598). С 1 июня минимальная сумма таких кредитов составляет не 25 млн, а 5 млн руб. (Постановление Правительства России от 24 мая 2021 г. № 785). Соответствующая корректировка была произведена в связи с запросом на получение таких кредитов со стороны не только крупного и среднего, но и малого бизнеса, подчеркнул заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максим Паршин. На данный момент в программе участвуют 15 банков, общая сумма выданных льготных кредитов – 41 млрд руб., средняя ставка – 2,63%. Стоит обратить внимание, что хотя проекты (или программы) цифровой трансформации, для реализации которых можно получить льготное кредитование, и должны основываться преимущественно на российских решениях, доля таковых может составлять не 100%. Главное условие – расходы на приобретение российского оборудования, программного обеспечения, а также на оплату работ и услуг, связанных с их внедрением, должны составлять не менее 70% всего бюджета проекта или программы.

Кроме того, до конца июня Минцифры России планирует запустить программу финансирования части расходов компаний на пользование облачными сервисами. "Государство возьмет на себя 50% стоимости лицензий по наиболее востребованным отечественным решениям, связанным с логистикой, CRM-системами, ERP-системами именно для малого бизнеса. По нашим KPI миллиард рублей выделен на такую компенсацию, это немало. Наш показатель на этот год – 63 тыс. лицензий, предоставленных на таких условиях", – сообщил Максим Паршин.  

В свою очередь Банк России, поставивший себе задачу по созданию целостной системы финансирования малого и среднего бизнеса, работает над развитием альтернативных кредитованию финансовых инструментов, доступных для МСП, в том числе в направлении:

  • развития факторинга. До конца года планируется запустить цифровую платформу онлайн-факторинга, которая будет функционировать на технологии мастерчейн, – ее разработкой Банк России занимается совместно с Ассоциацией ФинТех, Корпорацией МСП и Правительством РФ. "Использование факторингового финансирования позволяет малым и средним предприятиям, которые поставляют товары и услуги крупным покупателям с отсрочкой платежа, избежать кассовых разрывов и обеспечить развитие бизнеса. Но российский рынок факторинга характеризует высокая концентрация: у нас на пять крупнейших компаний приходится более 3/4 рынка – и на таком поделенном рынке цена для предпринимателей за эту, по сути, безрисковую операцию достаточно высока. Создание цифровой платформы позволит, на наш взгляд, повысить конкуренцию между факторинговыми компаниями, а главное – упростит для малого и среднего бизнеса процесс привлечения оборотных средств и снизит его стоимость", – рассказала председатель Банка России Эльвира Набиуллина;
  • повышения доступности для МСП облигационного и акционерного финансирования. Размещаемые на бирже облигации малых компаний пользуются спросом, у самих предприятий малого и среднего бизнеса есть запрос на выпуск акций через IPO и SPO (первичное и вторичное размещение акций), поэтому Банк России, по словам его председателя, планирует упростить выпуск акций для растущих компаний средней капитализации;
  • сокращения издержек, связанных с операциями по проведению платежей. Причем не путем регулирования уровня эквайринговых комиссий – соответствующая практика в период пандемии показала, что банки в таких условиях начинают сокращать программы лояльности, кешбэка и т. д., в связи с чем привлекательность использования безналичных платежей для клиентов снижается, – а за счет развития иных платежных технологий, в частности – системы быстрых платежей (СБП). "СБП позволяет оплачивать товары и услуги онлайн, при этом расходы предпринимателей на ее использование – в 2,5-3 раза ниже эквайринговых комиссий. Пока не все банки присоединились к системе: сейчас в ней работают 52 банка, в том числе 10 системно значимых. Еще двум крупнейшим банкам мы установили срок для присоединения: до 1 октября. Граждане уже пользуются СБП, поэтому мы рассчитываем, что у торгово-сервисных предприятий не будет трудностей с тем, чтобы их клиенты привыкли оплачивать товары и услуги таким образом", – отметила Эльвира Набиуллина. Также глава мегарегулятора полагает, что популяризации системы поспособствует приложение СБПэй, внедрение в эксплуатацию которого началось в сентябре текущего года, – до конца года планируется сделать его доступным для всех операционных систем (пока приложение доступно только для Android).  

 

***

Говоря о цифровой трансформации малого и среднего бизнеса, нельзя не упомянуть о планируемом запуске цифровой платформы с механизмами адресного подбора и дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами – ее разработка, напомним, предусмотрена паспортом одноименного федерального проекта, которым был дополнен национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". По словам генерального директора Корпорации МСП Александра Исаевича, разработка платформы МСП ведется в непосредственном контакте с предпринимателями: на первом этапе был проведен опрос о наиболее важных с точки зрения ведения бизнеса и получения информации ресурсах (участие в нем приняли более 20 тыс. предпринимателей), по итогам которого были определены блоки наиболее волнующих бизнес вопросов, – они и лягут в основу разработки сервисов, доступных на платформе. Среди них – комплексное решение для старта (позволяющее в рамках одного сервиса изучить всю необходимую информацию, выбрать налоговый режим, составить и подать требующиеся для регистрации документы, открыть лицевой счет в банке), образовательные программы (предполагается формировать каждому предпринимателю индивидуальную траекторию развития и подбирать оптимальные для него программы и курсы), законодательный бизнес-дайджест (подборка материалов о действующих требованиях и планируемых изменениях в регулировании отрасли, в которой работает предприниматель), аналитика (соответствующий модуль позволит понять, используя данные, как развивать бизнес), финансирование (сервис позволит сравнивать и выбирать подходящие варианты кредитных и иных финансовых продуктов), полностью электронное взаимодействие с госорганами, цифровой помощник в сфере контрольно-надзорной деятельности (сервис позволит проводить самодиагностику на предмет соответствия актуальным требованиям). Некоторые решения уже начали тестироваться в пилотном режиме совместно с крупными IT-компаниями и банками, сообщил Александр Исаевич.

Очевидно, в случае успешной реализации такого платформенного решения предпринимателям будет как минимум удобнее искать информацию о том, какими мерами поддержки – финансовой, консультационной, образовательной – они могут воспользоваться, и непосредственно получать такую поддержку, тем более что в тех регионах, где уже функционируют свои подобные сервисы, платформу планируется интегрировать с ними. И все же не стоит забывать о том, что без устранения пока еще существующей проблемы цифрового неравенства, которое сейчас уже выражается не столько в принципиальной невозможности использования цифровых сервисов некоторыми субъектами, сколько в разнице в стоимости и стабильности Интернета. Так, результаты исследования ТПП РФ, которыми поделилась директор департамента реализации специальных проектов палаты Юлия Шишкина, показывают, что если в Воронеже, например, подключение и последующее использование Интернета обходится малому или микропредприятию в 5 тыс. руб. в месяц, то в Камчатском крае стоимость Интернета в первый месяц составляет 64 тыс. руб. (с подключением), в последующие – 30 тыс. руб., в Якутии – 32 тыс. руб. При этом в отдаленных регионах перебои в его работе случаются чаще, чем в центральных. "Буквально на днях на шесть часов на Камчатке пропали Интернет и мобильная связь. Шесть часов без Интернета, когда перестали проходить банковские платежи, соответственно, магазины перестали принимать к оплате карты, – это серьезная проблема, и это та реальность, в которой мы сейчас находимся. Нужно об этом помнить, говоря о цифровизации, в том числе малого и среднего бизнеса", – отметил в ходе одной из тематических секций ПМЭФ-2021 губернатор Камчатского края Владимир Солодов.

Так что ключевыми условиями повсеместной цифровизации по-прежнему остаются надежность, скорость и стоимость Интернета. 

______________________________

1 Результаты исследования представлены в разделе "Цифровизация" ресурса OPEN ACADEMY (academyopen.ru/digital).
2 С полным текстом исследования можно ознакомиться на специальном ресурсе РАНХиГС (cdto.ranepa.ru/digital_turn_research).

Документы по теме:

Читайте также:

Электронные платежные счета, мобильное приложение СБПэй, платформа цифрового рубля, переносимый банковский счет и другие планы по развитию национальной платежной системы

Электронные платежные счета, мобильное приложение СБПэй, платформа цифрового рубля, переносимый банковский счет и другие планы по развитию национальной платежной системы

О текущих международных и российских трендах, а также направлениях развития НПС на 2021-2023 годы – в нашем материале.

Цифровая трансформация реального сектора экономики и системы госуправления: доступные варианты финансирования проектов

Цифровая трансформация реального сектора экономики и системы госуправления: доступные варианты финансирования проектов

Как отразилась пандемия COVID-19 на IT-бюджетах компаний и что нужно сделать для популяризации использования механизмов ГЧП при внедрении цифровых решений?