Разработан порядок изъятия у субъектов РФ делегированных им федеральных полномочий
Минюст России представил на общественное обсуждение законопроект1, которым предлагается установить случаи, при которых полномочия Российской Федерации (в том числе по предметам совместного ведения с субъектами РФ), переданные регионам, могут быть изъяты. Это будет возможно либо по представлению или предложению федерального уполномоченного органа, либо по мотивированному обращению высшего должностного лица субъекта РФ.
Установлено, что изъятие полномочий возможно только в следующих случаях:
- региональные органы не исполняют или не надлежащим образом исполняют переданные им полномочия;
- определено, что осуществлять такие полномочия должны федеральные исполнительные органы для координации деятельности федеральных и региональных органов при реализации ряда мероприятий (международных научных и спортивных мероприятий, мероприятий по обеспечению обороны страны и безопасности государства и некоторых других);
- региональные органы не могут осуществлять переданные полномочия в связи со стихийным бедствием, с катастрофой или иной чрезвычайной ситуацией.
При этом законопроектом установлен срок изъятия полномочий – достаточный для устранения нарушений, либо ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий. Вместе с тем, он не может составлять более чем два года.
Изъятие должно быть оформлено нормативным актом Президента РФ или Правительства РФ – в зависимости от того, каким актом они были изначально переданы. Но если неисполнение или ненадлежащее исполнение полномочий повлекло неоднократные нарушения прав и законных интересов граждан и организаций или причинение вреда охраняемым законом интересам общества и государства, то они изымаются на основании федерального закона.
Если передача полномочий предполагала также субвенции из федерального бюджета, то при изъятии полномочий неиспользованный остаток средств должен быть возвращен в центр.
Общественное обсуждение законопроекта продлится до 19 сентября.
Напомним, в соответствии с Конституцией РФ полномочия между Российской Федерацией и субъектами распределены следующим образом. Определен закрытый перечень полномочий по предметам ведения федерации (например, федеральный бюджет, федеративное устройство и территория России) и по предметам совместного ведения (например, административное и трудовое законодательство). Если какие-либо полномочия не вошли ни в тот, ни в другой перечень, то их осуществляют субъекты РФ по остаточному принципу (ст. 71-73 Конституции РФ).
Но вместе с тем региональные органы могут осуществлять полномочия по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения в случае их передачи – делегирования (ч. 2-3 ст. 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").