Подписан третий пакет антимонопольных поправок
Подписан третий пакет антимонопольных поправок (Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). В основном внесенные изменения направлены на уточнение требований к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям, критериев определения монопольно высокой цены. Не менее важно закрепленное поправками право Правительства РФ определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий и к товарам, технологически к ним присоединенным. Также поправками уточнен ряд понятий, используемых в Федеральном законе "О защите конкуренции" (например, "хозяйствующий субъект", "координация экономической деятельности"), и введено новое понятие "лицо, являющееся объектом экономической концентрации".
Кроме того, благодаря новому закону антимонопольный орган получает право направлять предостережения должностным лицам хозяйствующих субъектов и выдавать хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
"С принятием третьего антимонопольного пакета завершается реформа по совершенствованию антимонопольного законодательства. Реализация пакета позволит внедрить в систему антимонопольного регулирования лучшие зарубежные практики, связанные с пресечением картелей, монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции", - прокомментирован данное событие начальник правового Управления ФАС России Сергей Пузыревский.
Напомним, что третий антимонопольный пакет поправок основан на правоприменительной практике и предусматривает:
- установление более четких и прозрачных правил признания цен монопольно высокими, в частности, определены условия, при которых цена товара не признается монопольно высокой в случае, если она установлена на бирже;
- возможность использовать результаты оперативно-розыскной деятельности при рассмотрении заявлений, материалов или дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ограничивающих конкуренцию соглашений;
- дополнительные гарантии лицам, в отношении которых ведется производство по делам о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе путем установления минимально необходимого периода анализа товарного рынка (не менее 1 года);
- осуществление контроля экономической концентрации в отношении иностранных лиц только в случае поставок такими лицами товаров на территорию России в сумме не менее 1 млрд руб. в течение года, предшествующего дате совершения сделки;
- ведение реестров лиц, привлеченных к ответственности за злоупотребление доминирующим положением, и реестров должностных лиц органов госвласти, привлеченных к ответственности за ограничение конкуренции;
- уточнение процедур возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства;
- исключение уведомительного контроля за соглашениями финансовых организаций.
Так, посредством поправок в КоАП РФ проведена дифференциация ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение антимонопольного законодательства. Например, за злоупотребление доминирующим положением, ущемляющее интересы контрагентов, но не ограничивающее конкуренцию на рынке, будет назначаться штраф до 1 млн руб.
Поправки вступят в силу по истечении 30 дней после дня их официального опубликования за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.