Новости и аналитика Новости КС РФ признал не соответствующими Конституции нормы законов о статусе военнослужащих и страховании их жизни и здоровья

КС РФ признал не соответствующими Конституции нормы законов о статусе военнослужащих и страховании их жизни и здоровья

17 мая Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции нормы законов о статусе военнослужащих и страховании их жизни и здоровья. По мнению суда, они не обеспечивают в полной мере восполнение материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы.

Дело было рассмотрено 29 марта 2011 года по жалобам ставших инвалидами во время службы бывших военных Анатолия Кузьменко и Анатолия Орлова, а также запросу Избербашского городского суда Республики Дагестан.

Бывшие военные получили страховые выплаты и единовременные пособия, но посчитали, что вред, причиненный их здоровью, возмещен не в полном объеме, и обратились в суды с исками о привлечении к гражданско-правовой ответственности Минобороны России с целью получения ежемесячных денежных компенсаций. Дойдя до судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда, они получили отказ в удовлетворении своих исковых требований из-за отсутствия сведений об установлении вины ответчиков в причинении вреда здоровью истцов.

Как полагают заявители, военные находятся в худшем положении по сравнению с гражданами, работающими по трудовому договору, поскольку система их обязательного государственного страхования предусматривает возмещение вреда в меньшем объеме, чем в система социального страхования.

По их мнению, данное Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июля 2009 года № 13-П толкование норм закона "О милиции" должно распространяться и на военных.
Согласно Конституции РФ военная и аналогичная ей служба представляет собой особый вид государственной службы, связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства. Лица, несущие ее, выполняют задачи в любых условиях, в том числе с риском для жизни и здоровья. Государство обязано гарантировать им возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью при прохождении службы, в полном объеме.

В связи с этим заявители просили признать указанные положения не соответствующими Конституции РФ: статьям 7, 19 (часть 1 и 2), 39 (часть 1), 45 (часть 1), 46 (часть 1) и 55 (части 2 и 3).

Как разъяснил КС РФ, лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их статус, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Учитывая все эти аспекты, для данной категории граждан были предусмотрены особые способы возмещения вреда: пенсия по инвалидности, дополнительные выплаты, единовременное пособие и выплаты по обязательному государственному страхованию. Таким образом, был создан специальный механизм возмещения вреда здоровью военнослужащих, восполняющий их материальные потери в связи с невозможностью дальнейшего прохождения службы.

Однако выплачиваемые наряду с пенсией страховые суммы и единовременные пособия рассчитаны на оказание поддержки в течение непродолжительного периода (25–75 месяцев). Эти суммы восполняют утраченный заработок временно, тогда как полная или частичная утрата трудоспособности носит долговременный или пожизненный характер. Следовательно, как правило, положенные выплаты не компенсируют в полном объеме материальные потери, то есть не гарантируют адекватного возмещения утраченного заработка военнослужащего.

Таким образом, положения пункта 1 и абзацев первого и второго пункта 3 статьи 18 Закона "О статусе военнослужащих" и статьи 5 Закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" нарушают права военнослужащих и не соответствуют Конституции РФ. Федеральному законодателю надлежит внести изменения, направленные на совершенствование механизма возмещения вреда здоровью военнослужащих, полученного при исполнении военных обязанностей, с учетом того, что в течение всего периода утраты трудоспособности военнослужащие должны получать адекватные суммы, сопоставимые с денежным содержанием, которое они имели на момент увольнения.

Дела граждан Кузьменко и Орлова подлежат пересмотру на основе нового правового регулирования.

Источник: ИА "ГАРАНТ"

Читать ГАРАНТ.РУ в и