Новости и аналитика Новости Впечатления участников об итогах январской части 61-й сессии ПАСЕ

Впечатления участников об итогах январской части 61-й сессии ПАСЕ

Председатель Комитета СФ по конституционному законодательству А. Александров: "С профессиональной точки зрения мне всегда интересно участвовать в заседаниях сессии Ассамблеи ПАСЕ. В составе делегации ПАСЕ я состою уже четыре года. Взаимодействовать с Советом Европы я начал в 2002 году, когда мне поручили подготовить проект реформы правоохранительных органов, предусматривающей разделение структуры МВД на федеральную полицию, муниципальную милицию, национальную гвардию и объединенную следственную службу. Готовый проект реформы мы привезли в Парламентскую Ассамблею на экспертизу и он был полностью поддержан. Но в России тогда эта реформа была признана преждевременной.

Я состою в Комиссии по юридическим вопросам, на которой обсуждается много важных и спорных правовых проблем. В прошлую сессию, например, обсуждался вопрос о статусе судьи. Европейские юристы - члены комиссии внесли формулировку, по которой судьёй может быть человек, обладающий честностью и профессионализмом. Российская сторона предложила дополнить формулировку таким признаком, как "безупречная репутация". Судья должен обладать безупречной репутацией, чтобы ему безоговорочно доверяли участники процесса. К сожалению, нашу единственную поправку принять отказались.

На мой взгляд, Совет Европы очень часто относится к России несправедливо предвзято. Россия искренне стремится к демократии. В период перестройки мы устремились за Европой и Америкой. И что же в итоге мы получили?! Любые российские инициативы зачастую остаются без ответа, к нашему голосу не прислушиваются. В этих стенах мы постоянно ощущаем негативный прессинг.

В этом отношении новому Председателю ПАСЕ г-ну Чавушоглы будет проще нас понять. Он как представитель Турции также ощущает надменность Старой Европы по отношению ко всем остальным. Россию привлекают в Совете Европы те самые "европейские ценности", часто поминаемые в этих стенах: равенство, демократия, уважение человеческих прав и свобод. В тоже время, Россию здесь воспринимают, впрочем, как и Турцию, как нечто далекое и непонятное.

Тем не менее, мы останемся в ПАСЕ, хотя нас часто провоцируют на уход. Совету Европы точно также нужна Россия, как и мы нуждаемся в Совете Европы.

Россия находится в Европе географически, поэтому изгнать нас из Европы физически невозможно.

Российская Федерация - демократическое государство, которое очень много делает с учетом позиций Совета Европы. К примеру, взять хотя бы обсуждение на этой сессии вопроса о дискриминации на почве сексуальной ориентации и гендерной принадлежности. По этому вопросу у нас вполне лояльная позиция. Напрасно Совет Европы обвиняет нас в недемократичности, в том, что мы не разрешаем гей-парады и однополые браки. Мы же готовы все это обсуждать. Тем более, что за последние пятнадцать лет в России очень многое сделано для того чтобы проявить свою лояльность по любым вопросам прав человека, в том числе в отношении к правам сексуальных и других меньшинств".

Первый заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству В. Федоров: "Знаковым событием этой сессии стало избрание нового Председателя ПАСЕ, им стал представитель от политической группы Европейских демократов, в которую входит большинство депутатов российской делегации в ПАСЕ. В своей политической группе мы провели выборы и выдвинули кандидата Мевлюта Чавушоглы, представителя парламента Турции. Он избран Председателем ПАСЕ на два года и мы надеемся на конструктивное сотрудничество. Думаю, мы найдем с ним общий язык.

Из внеочередных тем в повестке сессии слушался вопрос о помощи Гаити, пострадавшему от землетрясения. Россия приняла активное участие в спасении гаитян, отправив свой полевой госпиталь и спасателей, гуманитарную помощь.

В последнее время в западном обществе очень много говорят о правах и проблемах сексуальных меньшинств и гендерном равенстве. В каждой европейской стране количество этих граждан составляет 6-8% от населения, и поэтому вопрос о дискриминации на почве сексуальной ориентации и гендерной принадлежности вызвал самый живой интерес парламентариев. На него записалось самое большое количество выступающих. Все призвали уважать человеческие права, чтобы в каждой стране любой человек мог жить, не поступаясь своим достоинством. Выступающие требовали признать факт того, что "другая сексуальная ориентация" - это не болезнь, а право человека поступать так, как ему хочется, создавать семью, усыновлять детей.

Меня как юриста, всю жизнь проработавшего в судебной системе, интересовал вопрос о коррупции в судах. В своем докладе я проинформировал парламентариев о том, что у нас в стране по инициативе Дмитрия Медведева сделан решительный шаг в борьбе с коррупцией. В Российской Федерации есть готовая законодательная база, проводится антикоррупционная экспертиза законодательных актов на уровне парламента, региональных и муниципальных органов власти. Уже создана стройная система борьбы с коррупцией. Я думаю, что появились и первые положительные результаты. Однако, убежден, что нам коррупцию не победить, если она глубоко проникла и в судебную систему. Я считаю, что только некоррумпированный суд в России может стать гильотиной для коррупционеров и коррупции в целом. Борьба с коррупцией - это длительный и системный процесс. Главное - не останавливаться и не уступать.

Все, что написано в проекте декларации и рекомендациях ПАСЕ, в России уже реализуется. У нас увеличились сроки полномочий судей, повысились их зарплаты, соблюдается прозрачное продвижение по службе, отслеживаются профессионально-этические качества судей.

Обязательно должен осуществляться общественный контроль за деятельностью судебной системы через СМИ. Я также внес дополнение в декларацию о беспрепятственном доступе СМИ к освещению фактов и расследований нарушения законов в суде. Чем чаще и шире мы будем публично обсуждать замаравших свою репутацию судей, тем больше служители фемиды будут беречь свое доброе имя и достоинство.

В течение всего года по инициативе некоторых членов ПАСЕ, представителей Украинской делегации, Прибалтики, Швеции и Дании поднисмался вопрос о геноциде украинского народа в 1930-1933 гг. Вопрос был поручен Комиссии по политическим вопросам. Делать доклад о голоде 1930-х годов в СССР от лица комиссии должен был Мевлют Чавушоглы, но в связи с его избранием на должность Председателя ПАСЕ доклад передали новому председателю комиссии.

Доклад уже написан, мы с ним ознакомились. Мы согласны с его тактичными выводами в части того, что целенаправленного уничтожения украинского народа не было, как пытаются доказать заинтересованные группы. Изменить этот доклад в принципе невозможно, однако в предпоследний день работы сессии британский депутат Пол Роуен вынес на голосование Комиссии по юридическим вопросам свои поправки в этот доклад. Поправки обвиняют Москву в совершении целенаправленного геноцида украинцев. Комиссия по юридическим вопросам поддержала эти поправки, несмотря на протест российских парламентариев, так как документ готовился Комиссией по политическим вопросам. Подобными действиями пытаются столкнуть лбами две комиссии. До апрельской сессии Бюро ПАСЕ будет улаживать эту ситуацию. Наши действия также активизируются".

Член Комитета СФ по образованию и науке В. Сударенков: "Российская Федерация могла бы присоединиться к большинству европейских конвенций. В среде моих коллег существует условное ранжирование сессий на важные и не слишком важные, полезные для какого-то государства и не совсем полезные. Я являюсь членом российской делегации в ПАСЕ уже десять лет. За это время я принял участие в сорока заседаниях Ассамблеи ПАСЕ и не могу сказать, что участие в каждой из них было пустопорожним занятием. За неделю работы на каждой сессии рассматривается минимум пятнадцать вопросов. Все вопросы в повестке концентрируются вокруг главного ядра, а главное для Парламентской ассамблеи Совета Европы – это права человека. По понятным причинам, эта тема бесконечна, и любой вопрос, вынесенный на обсуждение, заслуживает внимание.

По моему мнению, Российская Федерация могла бы присоединиться к большинству европейских конвенций. Потому что нет международных конвенций, которые бы противоречили общечеловеческим ценностям, и обособляться в этом плане недальновидно. Приведу в пример европейскую ландшафтную конвенцию, в которой говорится о сохранении природных, культурных, исторических ландшафтов от разрушений, планировании и управлении этими ландшафтами. По этой конвенции политика регионального планирования должна основываться не только на экономических и социальных параметрах, но и исходить из состояния земли, на которой живет человек, чтобы существовать в гармонии с природой и не доводить дело до экологической миграции. Этот вопрос рассматривался на предыдущей сессии ПАСЕ.

В эту сессию обсуждалась проблема торговли людьми. В принятом документе говорится, что это подлинное бедствие для всех европейских стран. И несмотря на то, что мы не ратифицировали конвенцию "О противодействии торговли людьми", - это касается в полной мере и нас.

Безусловно, привлекла внимание большинства дискуссия о дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности. На мой взгляд, документ достаточно противоречивый и, видимо, второй тур обсуждения будет очень сложным. В нашей стране по этому вопросу, прежде всего, возникают проблемы правового характера, не говоря уже об этической и моральной стороне.

Рассматривался вопрос об изменении порогов в избирательной системе и новых технологий избирательного процесса. В России эта тема сейчас также активно дискутируется. Однако в этом случае возникает вопрос возможности контроля и ответственности за возможные сбои в работе новых технологий. Да и сама она должна быть адекватно воспринята избирателями. Это все-таки не простой процесс. Я наблюдал за тем, как подобная технология внедрялась в избирательной системе Казахстана. Люди были совершенно не подготовлены, и техническое оснащение вызывало вопросы.

Интересная дискуссия развернулась вокруг пороговых показателей для прохождения в институты власти. Депутаты ПАСЕ склоняются к тому, что трехпроцентный порог прохождения является наиболее приемлемым. Практика покажет. Сейчас в нашей стране идет разговор о том, чтобы перейти к пятипроцентному порогу.

Скажу, что трехпроцентный порог – это достижение европейских демократий со стажем, где люди научились договариваться. Поскольку эти процессы в нашей стране еще слабы, нам нужно сначала научиться преодолевать пятипроцентный порог.

Довольно часто обсуждаются в ПАСЕ вопросы, связанные с представительством женщин в политической системе и темы гендерного равенства.

Женщины в нашей стране всегда активно участвуют в процессе выдвижения кандидатов-мужчин. На их плечах лежит огромная агитационная и предвыборная работа. Женщина больше интегрирована в социальную жизнь, у нее больше друзей и знакомых, ей проще собрать подписи. Однако нам еще долго придется поощрять инициативу женщин на выдвижение своих кандидатур. На мой взгляд, женщины не хотят идти в политику по этическим соображениям. Их не устраивают не совсем честные правила политической борьбы, они глубже видят пороки системы, женщины более законопослушны. Правда, в принятом на ПАСЕ документе речь идет больше об элементарном квотировании и механизме его реализации. На этой сессии завершилось обсуждение программы в рамках 15-летия Международной конференции по народонаселению.

В своем выступлении я сместил акценты проблемы репродуктивности в сторону социальной среды. Я имел ввиду проблему стихийного развития гиперурбанизации в нашей стране. На огромной территории Российской Федерации восемьдесят процентов населения сконцентрированы вокруг десяти крупных городов. Это отрицательно отражается на репродуктивности и продолжительности жизни нашего народа. Европейцам нас понять сложно, ведь у них нет таких "сверх-городов" с дикой плотностью населения. А вот нас почему-то мало заботит происходящее в той же московской агломерации. Стоит лишь покинуть пределы города, как начинаешь восхищаться воздухом и простором.

Я активно участвую в работе своей политической группы. Изначально я пытался не входить ни в какие политические объединения и быть свободным депутатом. Однако организационная система в ПАСЕ такова, что за пределами политической группы невозможно выдвинуть доклад или заявить свою позицию. Я все-таки примкнул к социалистической группе - одной из самых крупных и политически определяющих сил в ПАСЕ. Кроме того, идейно она мне ближе всего. С этой точки зрения работа в социалистической группе, где свыше 250-то депутатов, для меня чрезвычайно важна, особенно, когда возникают претензии к России.

Поэтому мне бы хотелось, чтобы российское присутствие в этой политической группе расширялось. Сейчас там представлено только четыре российских депутата.

Каждый год на январской сессии ПАСЕ все комиссии формируют список приоритетных направлений в своей работе.

Я изначально участвую в работе Комиссии по науке, культуре и образованию и Комиссии по экологии, окружающей среде и агрокультуре, по местной и региональной демократии. Это связано с моим отношением к гуманитарной сфере в общечеловеческом развитии.

У нас очень долго под словом "культура" ошибочно понималась сфера управления учреждениями культуры, библиотеками, театрами, клубами. Культура - это все, что входит в личность самого человека, образование, искусство, религия, спорт, здоровье духа и тела. Если не совершенствовать эти направления, это пагубно отразится на обществе.

В рамках деятельности Комиссии по экологии, окружающей среде и агрокультуре, по местной и региональной демократии для меня была очень важна тема сохранения и развития ландшафтов Европы и России. Построение всей экономической и социальной жизни на основе природных ценностей.

Во время обсуждения годовой повестки меня заинтересовала предполагаемая конференция по ландшафтной конвенции, которая будет проходить в Москве. Кроме того, в июле будут подведены итоги трехлетнего председательства России в международной организации по ландшафтам.
В плане работы Комиссии по культуре меня заинтересовали вопросы независимости СМИ и проблема противодействия насилию над детьми в школах.

В этом году на заседании комиссии Россию критиковали за безответственное отношение к своему археологическому наследию. Все наше отношение к отечественной археологии ярко выражается в широко используемом пренебрежительном слове "черепки". Этот вопрос будет готовиться к июньской сессии, но он уже активно обсуждается в комиссии. Британец Эдвард O Хара представит доклад, в котором будет концентрировать свое внимание на России с ее масштабами культурного наследия, которое, к сожалению, не становится всемирным достоянием.

Очень жаль, что наше население мало осведомлено о деятельности Парламентской ассамблеи Совета Европы. Отсюда зачастую и возникают вопросы о целесообразности членства в Совете Европы, и того, что нам это дает. Как будто нам кто-то должен что-то давать! Наоборот, это мы вообще-то должны активней проявлять себя в работе Парламентской ассамблеи ради общего дела и пользы".

Заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества А. Починок: "Все чаще позиции депутатов ПАСЕ изменяются в положительном направлении для России. На самом деле это первая сессия, на которой не было скандалов и интриг, журналисты откровенно скучали, Россию не ругали, и слушаний по ней не было. Поправок, против которых нужно было вставать стеной, не принимали. Шла планомерная спокойная работа. На мой взгляд, в таком режиме и должна функционировать Парламентская ассамблея. Потому, что вопросы, которые здесь обсуждаются, действительно, для Европы очень важны.

Например, наша делегация участвовала в обсуждении вопросов о миграционных процессах. Итальянский министр иностранных дел Франко Фраттини высказался достаточно жестко. Европейцы начинает понимать, что бесконтрольная миграции приводит к тяжелым последствиям и рано или поздно им придется модернизировать свои законодательства. Ведь даже в декларации ценностей политической группы Европейских демократов заявлено, что, несмотря на то, что мы признаем равенство прав людей и их верховенство перед правами государства, миграция должна происходить в пределах, необходимых для страны. В своем выступлении итальянский министр это очень четко это расшифровал. Мигрант должен иметь возможность изучить язык, историю, культуру, учиться в университетах, получить работу, но в условиях, возможных для страны, в которой он находится. Это очень любопытное изменение.

Очень жесткая была дискуссия по Ближнему востоку, хотя в итоге получилась слишком мягкая резолюция. Всем очевидно, что методами увещевания эту проблему не решить. Это показали десятилетия переговоров между ХАМАС и Израилем.

К группе Европейских демократов примкнул новый грузинский депутат - зампред парламента Грузии Пато Довитая, бывший зампред Правительства Абхазии. Он возглавлял также комиссию по расследованию войны России и Грузии. Если подходить с формальных позиций, он наш противник, а если серьезно, то у него сейчас очень неодномерные интересные взгляды. Хорошо, что он не побоялся прийти к нам в группу. Мы его приняли под аплодисменты. Мне кажется, что ПАСЕ - это правильная площадка, чтобы искать общий язык.

В эту сессию полностью обновился состав председателей комиссий ПАСЕ. Предугадать, как сложится их отношения с российской делегацией, на данный момент невозможно. Мы уже неоднократно в этом убеждались. В прошлом составе Комиссии по мониторингу был украинский депутат г-н Головатый, казалось бы, министр юстиции, вежливый, знающий человек, но нам с ним было крайне тяжело. Даже напоследок он умудрился убедить Президиум, что в Комиссии по эмиграции должно быть только по два представителя стран, за которыми наблюдают, чтобы Россия и страны СНГ резко сократили свое представительство в ней. В итоге из четырех мы потеряли два места в комиссии.

На наш взгляд, избран очень жесткий новый глава Комиссии по политическим вопросам - швед Бьерн вон Сидоу; могут возникнуть сложности с главой Комиссии по юридическим вопросам и правам человека киприотом Христосом Пургуридесом. Полагаю, на апрельской сессии опять отношение к России охладится.

Однако мы часто наблюдаем, как от непримиримого отношения позиции депутатов изменяются в положительном направлении для России, как это случилось с поддержкой российской стороны в вопросе по переносу памятников. Другое дело, что для изменения общественного мнения необходимо много работать. Во всяком случае, результаты всех последних голосований показывают, что члены делегаций в ПАСЕ понимают ситуацию в целом и стремятся к позитиву.

По поводу избранного Председателя ПАСЕ г-на Мевлюта Чавушоглы можно отметить, что он двигался к этой цели восемь лет. Он грамотно строил свою карьеру в Турции, затем пришел в ПАСЕ со здоровыми амбициями возглавить эту ассамблею. Его избрание очень символично, потому что никогда во главе Парламентской ассамблеи Совета Европы не было еще представителя, не принадлежащего к странам основателям. Это большой прорыв. И уж если не получилось в свое время с российским кандидатом, то пусть ПАСЕ руководит кандидат из Турции. Это будет служить доказательством того, что действительно ПАСЕ исповедует настоящий парламентаризм и представители некоренных стран имеют возможность избираться. Возможно, тогда очередь дойдет и до России".

Заместитель председателя Комитета СФ по правовым и судебным вопросам Н. Шаклеин: "Надеемся, что влияние ПАСЕ станет со временем значительнее. На мой взгляд, работа январской сессии проходила в обычном режиме. Вопросы рассматривались в меру острые. Важным событием стало избрание руководящих органов Председателя Ассамблеи и глав комиссий. Удовлетворяет, что позиция российской делегации оказалась определяющей в избрании кандидатуры г-на Мевлюта Чавушоглы на пост Председателя ПАСЕ. Мы надеемся, что этот фактор поможет нам в дальнейшем более эффективно решать на площадке ПАСЕ интересующие нас проблемы, а двойных стандартов и субъективизма в отношении России станет меньше.

Надеемся, что влияние ПАСЕ станет со временем значительнее. Тем не менее, и сегодня этот инструмент имеет важное значение для отражения позиций государств, парламентов, депутатов Европейских стран. И даже если иногда говорят, что к решениям Парламентской ассамблеи Совета Европы не всегда прислушиваются, тем не менее, такая организация успешно функционирует. Думаю, что и в дальнейшем она сохранится, потому что здесь, так или иначе, есть возможность влиять на ситуацию.

В первую очередь это касается российской делегации. Мы боремся за поддержание положительного имиджа Российской Федерации на европейском и мировом уровне через инструменты ПАСЕ. Это свидетельствует, что роль ПАСЕ продолжает оставаться существенной и в Европе, и в целом мире.

Заметна роль ПАСЕ во влиянии на кабинеты министров Европейских стран. В качестве наблюдателей при ПАСЕ присутствуют представители таких стран как США, Японии, Канады. Значит, и они придают должное значение этой структуре".
 

Читать ГАРАНТ.РУ в и