Новости и аналитика Новости Компании должны заплатить в бюджет часть дохода, полученную в результате нарушения антимонопольного законодательства

Компании должны заплатить в бюджет часть дохода, полученную в результате нарушения антимонопольного законодательства

24 июня Конституционный Суд РФ огласил Постановление по делу о проверке конституционности положений пп. 2, 4 ст. 12, ст. 22.1 и 23.1 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и ст. 23, 37 и 51 Федерального закона "О защите конкуренции".

Заявители ОАО "Нижнекамскнефтехим" и ОАО "Газэнергосеть"  обжаловали решения Федеральной службы по антимонопольной политике о выплате в бюджет более 70 млн и более 153 млн руб. соответственно. Арбитражные суды мотивировали свои решения тем, что антимонопольный орган вправе требовать от хозяйствующих субъектов перечисления в федеральный бюджет ту часть  их дохода, которая получена в результате нарушения антимонопольного законодательства. 

По мнению заявителей, это требование можно расценивать как административную штрафную санкцию. Кроме того, оспариваемые  нормы нарушают принцип презумпции невиновности, а также конституционный принцип правовой  определенности  норм.

Позиция заявителей подкреплялась и тем, что, вопреки ряду правовых  позиций КС РФ, оспоренные нормы допускают привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства при отсутствии  вины нарушителя  и не ограничивают применение вышеназванной санкции какими-либо сроками. В частности, КС РФ неоднократно указывал на то, что штраф возможен лишь тогда, когда доказаны не только  факт совершения правонарушения, но и вина юридического и физического лица. Суд указывал также, что применение санкций при отсутствии сроков привлечения к ответственности может привести к дестабилизации экономических отношений, свободы предпринимательской деятельности, ограничению равенства граждан перед законом и судом.

Конституционный Суд в своем Постановлении признал положения оспариваемых норм не противоречащими Конституции РФ. По своему конституционно-правовому смыслу они не предполагают выдачу предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного хозяйствующим субъектом вследствие нарушения антимонопольного законодательства, без установления его вины и без указания суммы, которую обязан перечислить в бюджет каждый из участвовавших в таком правонарушении в составе группы лиц хозяйствующих субъектов, притом что эти законоположения могут применяться, пока иное не установлено законом, только в течение общего срока исковой давности.

Правоприменительные решения, принятые в отношении ОАО "Газэнергосеть" и ОАО "Нижнекамскнефтехим" на основании положений Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, подлежат пересмотру в обычном порядке.

Источник: ИА "ГАРАНТ"