Ответы на вопросы налогоплательщиков по единому социальному налогу
Вопрос 1: Следует ли включать в доход
адвоката, учредившего адвокатский кабинет, и облагать единым социальным налогом
заработную плату, полученную адвокатом за работу в 2008 году в качестве штатного
преподавателя в ВУЗе?
Если полученная адвокатом заработная плата была учтена
им в налоговой декларации по ЕСН за 2008 год, нужно ли доплачивать с данных
сумм налог по сроку до 15 июля 2009 года ?
Ответ: В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 235
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками
единого социального налога (далее - ЕСН) признаются адвокаты.
Согласно
пункту 2 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения ЕСН для адвокатов
признаются доходы от профессиональной деятельности за вычетом расходов,
связанных с их извлечением. Налоговая база адвокатов определяется как сумма
доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в
денежной, так и в натуральной форме от профессиональной деятельности, за вычетом
расходов, связанных с их извлечением (пункт 3 статьи 237 Кодекса).
Статьей
244 Кодекса установлено, что адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты,
самостоятельно исчисляют и уплачивают налог с доходов, полученных от
профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением,
в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков - индивидуальных
предпринимателей, с применением налоговых ставок, указанных в пункте 4 статьи
241 Кодекса.
Приказом Минфина России от 17.12.2007 №132н, утвердившим форму
налоговой декларации по ЕСН для индивидуальных предпринимателей, адвокатов,
нотариусов, занимающихся частной практикой, и Порядок ее заполнения, разъяснено,
что в состав доходов адвокатов включаются суммы вознаграждений за оказываемую
юридическую помощь и компенсации расходов, связанных с исполнением поручений
доверителей, внесенные в налоговом периоде доверителями в кассу соответствующего
адвокатского образования или перечисленные на расчетный счет адвокатского
образования (с учетом условий, оговоренных соглашением между адвокатом и
доверителем на оказание юридической помощи доверителю или назначенному им лицу).
Указанные суммы, отражаются по строке 100 Раздела 2 «Расчет единого социального
налога за налоговый период» декларации.
Исходя из положений главы 24 «Единый
социальный налог» Кодекса, с заработной платы, полученной адвокатом как штатным
преподавателем в ВУЗе, обязанность исчисления и уплаты ЕСН возложена не на
адвоката, а на организацию, производящую выплаты, т.е. на ВУЗ.
Поэтому
адвокатом в налоговую декларацию по ЕСН за 2008 год суммы заработной платы,
полученные за преподавательскую деятельность в ВУЗе, включаться не должны. В
случае ошибочного отражения данных сумм в налоговой декларации адвокат на
основании статьи 81 Кодекса вправе представить в налоговый орган уточненную
налоговую декларацию по ЕСН, исключив из налоговой базы суммы заработной платы,
полученные в ВУЗе.
Вопрос 2: Должны ли облагаться единым социальным налогом выплаты, производимые работникам, осуществляющим трудовую деятельность в рамках простого товарищества и, соответственно, возникает ли обязанность у участника простого товарищества, у которого трудоустроены данные работники, по представлению деклараций (расчетов) по единому социальному налогу и его уплате при условии, что нормами ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено освобождение налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по упрощенной системе налогообложения от уплаты единого социального налога?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 1041
Гражданского кодекса Российской Федерации по договору простого товарищества
(договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей)
обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования
юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей
закону цели.
Абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в частности, установлено, что
плательщиками ЕСН признаются организации, производящие выплаты физическим
лицам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Кодекса под российской
организацией понимается юридическое лицо, образованное в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
В этой связи простое товарищество,
являющееся объединением лиц (товарищей) для осуществления совместной
деятельности, не признаваемое юридическим лицом, не может выступать
самостоятельным плательщиком ЕСН.
В отношении организаций, осуществляющих
деятельность по упрощенной системе налогообложения и планирующих заключить
договор о совместной деятельности, сообщаем следующее.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения
организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате, в том
числе, ЕСН.
Таким образом, выплаты, которые будут производиться организацией,
применяющей упрощенную систему налогообложения, в пользу физических лиц по
трудовым договорам за осуществление работ, оказание услуг, выполняемых по
договору простого товарищества, не подлежат налогообложению ЕСН.
Также у
данной организации не возникает обязанности по представлению в налоговый орган
по месту учета расчета авансовых платежей и налоговой декларации по ЕСН.
Вопрос 3: Являются ли компенсации,
выплачиваемые депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе,
объектом налогообложения ЕСН?
Ответ: Статьей 2
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного
самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда
депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных
лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной
основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и
учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и
другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного
значения.
В соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации
депутаты в связи с исполнением своих депутатских полномочий имеют право на
возмещение расходов, связанных с депутатской деятельностью, в порядке,
установленном нормативным актом представительного органа муниципального
образования.
Так, например, согласно пункту 8 статьи 26 Устава
муниципального образования «Город Анжеро-Судженск» депутатам Анжеро-Судженского
городского Совета народных депутатов, осуществляющим свои полномочия на
непостоянной основе, ежемесячно возмещаются расходы, связанные с осуществлением
полномочий депутата, в размере и порядке, определяемом нормативным правовым
актом Анжеро-Судженского городского Совета народных депутатов и с учетом времени
участия в работе комитетов, комиссий, сессий городского Совета, но не более 3
минимальных размеров оплаты труда, установленных в соответствии с федеральным
законом.
Депутатская деятельность относится к трудовой деятельности
физического лица. В этой связи служебные обязанности, выполняемые депутатом в
процессе его депутатской деятельности, являются его трудовыми обязанностями.
Понятие компенсаций, связанных с исполнением физическим лицом трудовых
обязанностей, а также случаи их предоставления, определены Трудовым кодексом
Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).
В соответствии со статьей 164
Трудового кодекса компенсацией признаются денежные выплаты, установленные в
целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или
иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными
законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса объектом
налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих
выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые
налогоплательщиками по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом
которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением
вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235
Кодекса), а также по авторским договорам.
Законодательными актами субъектов
Российской Федерации предусматриваются выплаты депутатам ежемесячного денежного
вознаграждения, денежные поощрения и иные выплаты в качестве социальной гарантии
их деятельности.
Глава 24 Кодекса не содержит специальных положений,
регулирующих порядок налогообложения таких выплат.
Поскольку депутатская
деятельность признается трудовой деятельностью, то выплаты, начисленные
депутатам за выполнение трудовых обязанностей, подлежат обложению единым
социальным налогом в соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса.
При этом
суммы возмещения расходов депутатов, связанных с осуществлением депутатской
деятельности, не облагаются единым социальным налогом на основании положений
абзаца 10 подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса как компенсационные выплаты,
связанные с выполнением физическими лицами своих трудовых
обязанностей.
Позиция Минфина России по данному вопросу изложена в письме от
03.07.2008 № 03-04-07-01/112.