Закон о новых правилах работы маркетплейсов подписал Владимир Путин
|
| © wabeno / Фотобанк 123RF.com |
Принятые требования повлияют как на крупные цифровые торговые площадки, так и на их пользователей. Федеральный закон от 31 июля 2025 г. № 289-ФЗ "Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации", предложенный Правительством РФ, подписан Владимиром Путиным.
Маркетплейсы и интернет-сервисы теперь подпадают под новые требования, основанные на концепции "платформенной экономики", впервые официально введенной в правовую систему страны. Закон вводит новые понятия:
- платформенная экономика охватывает организационные и имущественные отношения, возникающие между участниками, которые взаимодействуют через цифровые платформы;
- посредническая цифровая платформа теперь определяется как инструмент, связывающий операторов, партнеров и пользователей для заключения гражданско-правовых договоров (например, речь идет о маркетплейсах).
Платформа должна предоставлять технические возможности для размещения заказов, выполнения сделок и проведения платежей. Если она соответствует требованиям, то ее занесут в специальный реестр, который будет вести орган исполнительной власти.
Согласно новому закону, оператором посреднической цифровой платформы может быть юридическое или иностранное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или иностранный гражданин. Оператор организует взаимодействие между партнерами и пользователями на платформе, действуя как владелец или по соглашению с ним.
Операторам предписываются обязанности по обеспечению равного и беспрепятственного доступа к платформе для всех желающих. Запрещается использование платформы для уголовных правонарушений, разглашения конфиденциальной информации или распространения экстремистских материалов.
Взаимодействие между оператором и партнерами будет происходить через электронные договоры. Для их заключения оператор обязан проверять сведения о потенциальном партнере, исходя из данных Единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Также можно будет использовать Единую систему идентификации и аутентификации.
Кабмин установит перечень сведений для проверки и порядок ее проведения. Условия договора между оператором и партнером будут включать требования к партнеру и регламентацию ответственности всех сторон.
Вводятся особенности продажи определенных видов товаров и устанавливается порядок предоставления скидок. Изменения в договорах между операторами и партнерами, а также с владельцами пунктов выдачи заказов, также должны быть прописаны. Оператор обязан заранее, минимум за 45 дней, уведомить партнера о любых изменениях, которые затрагивают условия:
- о новых мерах ответственности;
- об увеличении комиссии оператора;
- об изменении порядка расчета вознаграждения оператора за услуги партнеру или владельцу пункта выдачи заказов;
- об уменьшении выплаты владельцу пункта выдачи заказов;
- об изменении порядка расчета такой выплаты;
- о новых или измененных правилах приемки, хранения, доставки, выдачи, отправления или возврата товара.
В новом Федеральном законе определяются обязанности операторов при размещении карточек товаров партнерами. Операторы обязаны предоставлять продавцам техническую возможность вносить информацию о товаре и услугах, включая:
- данные о самом продавце;
- документы, такие как лицензии и сертификаты, необходимые для легальной работы.
Операторы маркетплейсов получат право ограничивать или прекращать размещение карточек товаров, а также контролировать доступ партнеров к личным кабинетам. Если доступ к личному кабинету ограничен, оператор обязан обеспечить партнера доступом к данным (которые размещены на платформе) для ведения своей деятельности.
Регламентируется и процедура рассмотрения жалоб и разрешения споров на платформе. Кабмин сможет вводить дополнительные требования к системе досудебного разрешения конфликтов. Если между оператором платформы и продавцом заключено соответствующее соглашение, покупатель сможет отправить товар на обмен или для устранения недостатков в ближайший пункт выдачи. Оператор отвечает за всю логистику обмена или возврата, а деньги возвращают тем же способом, которым была произведена оплата. Рассмотреть обращение и зафиксировать решение в электронном виде оператор платформы должен за 15 дней.
Кроме того, закон определяет требования к логистической инфраструктуре операторов – все объекты должны соответствовать нормам пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Важно отметить, что положения этого закона не касаются ряда сфер:
- аудиовизуальных сервисов;
- кредитных организаций и некредитных финансовых институтов;
- профессиональных услуг на финансовом рынке.
Правила вступят в силу с 1 октября 2026 года. Но участники рынка уже сейчас могут начать готовиться к изменениям.