Новости и аналитика Новости Закон об иноагентах принят Госдумой в третьем чтении
Выбор редакции

Закон об иноагентах принят Госдумой в третьем чтении

Законопроект об иноагентах принят Госдумой в третьем чтении
© SergeyNivens / Фотобанк Фотодженика

Депутаты Госдумы приняли в третьем чтении закон "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", направленный на повышение эффективности регулирования института иностранных агентов с учетом текущих вызовов безопасности и суверенитету России.

Так, документ определяет, что иностранным агентом может быть признано любое российское или иностранное юрлицо или физлицо, если такие лица получают иностранную поддержку или находятся под иностранным влиянием, а также если они:

  • осуществляют политическую деятельность либо целенаправленный сбор сведений в области военно-технической деятельности России, которые могут быть использованы против безопасности РФ;
  • распространяют предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы;
  • финансируют указанные виды деятельности.

Под поддержкой в указанном случае понимается предоставление лицу иностранными источниками денежных средств или иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах. Иностранное влияние, в свою очередь, определяется как предоставление иностранным источником лицу поддержки или оказание воздействия на лицо в том числе путем принуждения, убеждения или иными способами. Что касается иностранных источников, то ими могут быть как иностранные государства и организации – в том числе международные, структуры без образования юрлица, – так и граждане других стран, а также российские юрлица и граждане, уже получающие зарубежное финансирование или поддержку.

Для информирования граждан РФ о том, какие организации и лица являются иностранными агентами, предусматривается ведение единого реестра, содержащего в том числе информацию о том, кто аффилирован с иностранными агентами. Также иностранные агенты будут обязаны сообщать о наличии такого статуса своим работникам, органам публичной власти, в которые они обращаются, лоббируя свои интересы, а также – по-прежнему – маркировать производимые ими материалы. Кроме того, иностранные агенты не смогут:

  • осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних или педагогическую – в государственных и муниципальных образовательных организациях;
  • производить информационную продукцию для несовершеннолетних;
  • принимать участие в закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • получать государственную финансовую поддержку, в том числе при осуществлении творческой деятельности;
  • применять упрощенную систему налогообложения;
  • участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы.

Закон также определяет порядок включения лиц в соответствующий реестр и информации о них, порядок ее исключения, особенности государственного контроля за деятельностью иноагентов, ответственность за нарушение российского законодательства об иноагентах и т. д.

В пояснительной записке к разработанному документу отмечалось, что действующее законодательство содержит разрозненные положения, закрепленные в различных федеральных законах и устанавливающие различные подходы к базовым элементам, формирующим статус иностранного агента. В частности, основные положения содержатся в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральном законе от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федеральном законе от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", а также в Законе от 27 декабря 1991 г. № 2124-I "О средствах массовой информации". В этой связи законом предусматривается консолидация и актуализация положений действующих законов, регулирующих статус иностранного агента.

По мнению авторов инициативы, принятие закона поспособствует защите интересов и обеспечению безопасности РФ, ее суверенитета и территориальной целостности, прав и свобод ее граждан, а также обеспечению безотлагательной реакции на международно-противоправные деяния путем противодействия иностранному вмешательству в дела государства, российского общества, реализации прав и свобод россиян.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"

Читайте также:

Минцифры России предлагает увеличить размер госпошлины для операторов в 133 раза

Минцифры России предлагает увеличить размер госпошлины для операторов более чем в 130 раз

Предполагается, что такая мера не позволит операторам, нарушающим законодательство, с легкостью получать новые лицензии.

Работодатель должен уничтожить копии личных документов работника после его увольнения

Работодатель обязан уничтожить копии личных документов работника после его увольнения

Об этом свидетельствуют положения Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных".

С 1 сентября 2022 года вводятся штрафы за понуждение клиентов к передаче персональных данных

С 1 сентября 2022 года вводятся штрафы за понуждение клиентов к передаче персональных данных

За совершение соответствующих действий предусмотрено наложение административного штрафа.

Утечка персональных данных: что можно предпринять пользователям, чтобы их предотвратить?

Утечки персональных данных: что можно предпринять пользователям, чтобы их предотвратить?

Как можно защитить свои персональные данные от утечек? Какую ответственность несут компании? Ответы на эти и другие вопросы о персональных данных, а также анализ ситуации с компанией "Яндекс" – в нашем материале.