IT
Новости и аналитика Новости О государственных проектах использования современных технологий в нормотворчестве

О государственных проектах использования современных технологий в нормотворчестве

О государственных проектах использования современных технологий в нормотворчестве
nadiabormotova / Depositphotos.com

Использование современных технологий в значительной степени помогает в совершении определенных процессов деятельности во многих сферах общественной жизни. Особенно важным представляется применение информационных технологий в деятельности государства – мы встречаем повсеместную цифровизацию и переход "в онлайн" разных процессов, будь то совершенствование системы транспортного обеспечения или улучшение системы образования. Отдельно следует выделить цифровизацию процесса нормотворчества – государство активно занимается поиском передовых решений для трансформации данного процесса, принимая новые правовые акты, включая Концепцию машиночитаемого права. Как государство использует цифровые технологии для совершенствования процесса нормотворчества – в нашем материале.

 

Что относится к цифровизации нормотворчества

Цифровизация нормотворчества представляет собой усовершенствование процесса нормотворчества путем внедрения использования информационных технологий. Для достижения соответствующей цели ведется работа по созданию единой национальной системы разработки и принятия регуляторных решений – в России с 2018 года ее осуществляет Минэкономразвития России. Как отмечает министерство, такая работа проводится с целью реализации подходов по созданию общего цифрового пространства для государственных органов в рамках подготовки документов1. Такое взаимодействие осуществляется с использованием технологий совместной работы и инструментов интеллектуализации основных бизнес-процессов нормотворчества. Согласно информации на сайте Минэкономразвития РФ, цифровизация нормотворчества позволяет в значительной степени снизить издержки федеральных органов исполнительной власти при разработке правовых актов, обеспечивая при этом ряд возможностей. Например, к цифровизации относятся:

  • безбумажное взаимодействие участников процесса подготовки проектов правовых актов;
  • совместное редактирование законопроектов в режиме онлайн;
  • создание механизма мониторинга реализации регуляторных решений;
  • обеспечение полной прослеживаемости и открытости процесса разработки правовых актов.

Как справедливо отметил Председатель Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко, цифровизация оказывает значительное влияние на сферу государственного управления. В частности, к ней относится деятельность должностных лиц по созданию правовых актов различного уровня, начиная от написания проектов до подготовки судебных решений. При этом существующие механизмы реализации соответствующей деятельности уже не отвечают требованиям оперативного осуществления нормотворческого процесса. Сенатор заметил, что электронные сервисы – например, интеллектуальные информационные системы, цифровые помощники для законодателей – способствуют упрощению составления документов и позволяют сделать этот процесс не только быстрее, но и прозрачнее. Под последним в том числе подразумевается улучшение качества информирования общества о работе госорганов.

При этом цифровое нормотворчество также позволяет наладить взаимодействие между законодателями, отметил Вячеслав Тимченко. Цифровизация такого взаимодействия поможет формировать единые подходы и концепции к изменению правовых актов и других документов, а также ускорит процесс межведомственного согласования законодательных инициатив, уверен эксперт.

 

Ключевые проекты в сфере цифровизации нормотворчества

Тематику использования нормотворчества принято связывать с такими темами, как машиночитаемое право, применение искусственного интеллекта, обратил внимание статс-секретарь, заместитель Министра экономического развития Алексей Херсонцев. При этом усовершенствование процесса разработки и принятия правовых актов происходит во многих странах, в связи с чем министерство отдает отчет в необходимости скорейшей реализации соответствующих проектов и в России. Эксперт выделил ряд проектов, которые оказывают влияние на совершенствование процесса нормотворчества.

В рамках федерального проекта "Цифровое госуправление" было предусмотрено создание цифровой платформы "нормотворчество", которая призвана упростить процесс взаимодействия разработчиков при подготовке проектов нормативных правовых актов. Задача проекта – формирование цифровых сервисов для участников нормотворческого процесса, объяснил Алексей Херсонцев. При реализации проекта выявилась необходимость обсуждения тематики стандартов в сфере нормотворчества и создания разметки нормативных актов, создаваемых в цифровом формате – в дальнейшем возможен полный отказ от "бумаги". При этом чиновник заметил, что на первых этапах было принято решение отказаться от тотальной цифровизации с целью апробирования подходов на примере Министерства экономического развития РФ.

Другой проект по цифровизации нормотворчества имеет отношение к двум законам – Федеральному закону "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" от 31 июля 2020 № 247-ФЗ (далее – Закон № 247) и Федеральному закону "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31 июля 2020 № 248-ФЗ. Так, Законом № 247 вводится понятие реестра обязательных требований, предусматривает создание соответствующей информационной системы, разработка которой осуществляется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Министерством экономического развития РФ, рассказал Алексей Херсонцев. По его словам проект позволит определить модель цифрового описания обязательного требования – это впоследствии позволит прийти к автоматическому формированию актов проверок и протоколов административных правонарушений, что позволит моментально отразить нарушения требований, объяснил эксперт.

Третий проект относится к новой теме цифровых административных регламентах – она впервые была затронута с принятием поправок в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27 июля 2010 № 210-ФЗ. Алексей Херсонцев объяснил, что проект позволяет постепенно отказаться от бумажного формата цифровых регламентов – Минцифры РФ на данный момент завершает работу по созданию конструктора цифровых регламентов. Основной принцип работы конструктора заключается в следующем: из заранее запрограммированных элементов составляется административный регламент предоставления услуги, одновременно трансформируясь в правовой акт.

Еще одной из наиболее важных видов деятельности государства по цифровизации процесса нормотворчества является массовое внедрение в практику различных биометрических технологий, в том числе Единой биометрической системы, которая способна заменять предъявления гражданского паспорта в большинстве сфер современного общества, объяснил Роман Кузнецов, директор Правового департамента Минцифры РФ.

 

Концепция машиночитаемого права

После продолжительного обсуждения возможности использования технологии машиночитаемого права2. 15 сентября Правительство утвердило Концепцию развития технологий машиночитаемого права – это первый подобный документ в РФ. По заявлению Минэкономразвития России, Концепция систематизирует представления о технологиях машиночитаемого права, а также определяет ключевые направления их развития. В документе определены основные сферы применяемое права по стандартизации, сертификации, судопроизводству и производству по делам административных правоотношений, а также по нормотворчеству.

Машиночитаемое право включает в себя нормы права, которые изложены на формальном языке – на языках программирования и разметки текста, применимых для ЭВМ. Кроме того, в машиночитаемое право входят инструменты применения таких норм, как информационные системы и программное обеспечение. Благодаря этим технологиям нормативно-правовые акты переводятся в компьютерный код. Предполагается, что их внедрение повысит удобство правоприменения. Посредством инструментов машиночитаемого права возможно обеспечить "встраивание" норм права в работу информационных систем, предоставляющих различные сервисы в автоматическом режиме, а также обменивающихся данными без участия человека.

Однако при нынешнем уровне развития технологий нормы машиночитаемого права скорее дополняют, а не заменяют нормы, написанные на естественном языке. Однако авторы концепции предполагают, что в дальнейшем машиночитаемого право в законодательстве будет преобладать. Одни и те же нормы права, представленные как на естественном, так и формальном языках, будут вступать в силу одновременно и иметь равную юридическую силу3. По заявлению Минэкономразвития России, Концепция систематизирует представления о технологиях машиночитаемого права, а также определяет ключевые направления их развития. В документе определены основные сферы применяемое права по стандартизации, сертификации, судопроизводству и производству по делам административных правоотношений, а также по нормотворчеству.

Машиночитаемое право включает в себя нормы права, которые изложены на формальном языке – на языках программирования и разметки текста, применимых для ЭВМ. Кроме того, в машиночитаемое право входят инструменты применения таких норм, какинформационные системы и программное обеспечение. Благодаря этим технологиям нормативно-правовые акты переводятся в компьютерный код. Предполагается, что их внедрение повысит удобство правоприменения. Посредством инструментов машиночитаемого права возможно обеспечить "встраивание" норм права в работу информационных систем, предоставляющих различные сервисы в автоматическом режиме, а также обменивающихся данными без участия человека.

Однако при нынешнем уровне развития технологий нормы машиночитаемого права скорее дополняют, а не заменяют нормы, написанные на естественном языке. Однако авторы концепции предполагают, что в дальнейшем машиночитаемого право в законодательстве будет преобладать. Одни и те же нормы права, представленные как на естественном, так и формальном языках, будут вступать в силу одновременно и иметь равную юридическую силу.

_____________________________

1 Информация с официального сайта Министерства экономического развития России.
2 С текстом Концепции развития технологий машиночитаемого права можно ознакомиться на официальном сайте Министерства экономического развития России (https://economy.gov.ru/material/news/v_pravitelstve_utverdili_koncepciyu_razvitiya_tehnologiy_mashinochitaemogo_prava.html).
3 Информация с официального сайта Министерства экономического развития России.

Документы по теме:

Читайте также:

Машиночитаемое право: возможно ли его применение в ближайшем будущем?

Машиночитаемое право: возможно ли его применение в ближайшем будущем?

Повсеместное внедрение информационных технологий вынудило экспертов искать новые способы взаимодействия права и технологий. Одним из способов решения поставленной задачи стала разработка концепции машиночитаемоего права.

Искусственный интеллект и этика: эксперты оценили проект нового кодекса

Искусственный интеллект и этика: эксперты оценили проект нового кодекса

Какие этические проблемы развития и внедрения искусственного интеллекта планируется регламентировать новым кодексом – в нашем материале.