Новости и аналитика Новости Г. Бурбулис: "Надо мобилизовать совместные усилия по гармонизации федерального и регионального законодательства"

Г. Бурбулис: "Надо мобилизовать совместные усилия по гармонизации федерального и регионального законодательства"

В состоявшемся в г.Екатеринбурге обсуждении доклада Совета Федерации о состоянии законодательства  за 2007 год приняли участие руководители и депутаты Законодательного Собрания Свердловской области, законодатели субъектов Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, юристы, ученые, правозащитники, представители муниципальных образований Среднего Урала. 

Вице-спикер Совета Федерации А. Торшин подчеркнул необходимость широкого обсуждения положений доклада, свободной дискуссии о путях дальнейшего развития законотворческой деятельности в Российской Федерации. Конечная цель таких публичных слушаний, как отметил Г. Бурбулис, "построение вертикали власти  и горизонтали гражданского общества". 

В ходе обсуждения, состоявшегося после презентации доклада, прозвучали выступления, в которых говорилось о проведении экспертиз законопроектов и о проблемах мониторинга законодательства и законотворческой деятельности; о соотношении федерального и регионального законодательств; о правовой незащищенности человека, возникающей вследствие несовершенства законов; об участии субъектов РФ в федеральном законотворческом процессе. Участники обсуждения коснулись и многих других актуальных тем. 

Представляя доклад, замруководителя Центра мониторинга права Г. Бурбулис подробно остановился на проблемах действующей законодательной базы и законотворческой работы как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Доклад, в написании которого участвовали все субъекты РФ, необходим для оценки адекватности законодательного процесса, соответствия принятых законов базовым правам и свободам человека и гражданина как высшей ценности. И главное, как подчеркнул Г. Бурбулис, для обеспечения целостности, согласованности и непротиворечивости российского законодательства.

Последнее, по словам Бурбулиса, это наиболее острая проблема нашей законодательной базы. Слишком широко распространена практика "заплатного" законодательства. Законодательные акты страдают от фрагментарности постоянно вносимых изменений и большого количества отсылочных норм. Надо менять ситуацию, чтобы такой подход к законодательной деятельности не был системой, считает Г. Бурбулис.

Причина сложившейся законодательной практики - отсутствие в стране базовых законов: о Федеральном Собрании, о нормативных правовых актах РФ, о порядке рассмотрения и принятия конституционных и федеральных законов. Без их появления вряд ли удастся достичь существенного продвижения в устранении одних и тех же недостатков, считает Бурбулис.

Одним из путей повышения качества законов, как отмечается в Докладе, может и должна стать  долговременная программа законопроектных работ.  Причем, составляться она должна с учетом предложений субъектов РФ и судебных органов.

Отсутствие такой программы является, по мнению докладчика, одной  из причин того, что 90% законодательных инициатив субъектов РФ оказываются в корзине. В то же время появляются законы недостаточно проработанные, к появлению которых общественное мнение не подготовлено.

"Федерализм не может быть эффективным, если он опирается только на федеральные органы, надо мобилизовать совместные усилия по гармонизации федерального законодательства и законодательства субъектов РФ", - сказал в заключение Г. Бурбулис

Важнейшими критериями законодательства становятся соответствие долговременным целям и ценностям развития государства и общества, обеспечение полноты и качества правового регулирования проводимых в стране преобразований, считают свердловские законодатели.

"Ежегодное обсуждение доклада Совета Федерации стало новой важной формой коллективной работы региональных и федеральных законодателей по совершенствованию законодательной и правоприменительной деятельности, стимулом создания региональных систем правового мониторинга. Региональные законодатели осознают, что это необходимо для правового обеспечения инновационного развития Российской Федерации", - подчеркнул председатель Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области Н. Воронин.

"Сегодня законодатели Свердловской области проводят мониторинг областного законодательства для более четкой постановки и решения задач по реализации "Стратегии 2020". И мы на практике убедились, что мониторинг законодательства и правоприменительной практики позволяет выявлять слабые места в механизмах реализации государственной политики, определять критические и проблемные точки законодательства", - сказал свердловский спикер Н. Воронин.

В Свердловской области существует определенная нормативная база, на которую можно опираться и развивать дальше для достижения поставленных масштабных целей, проводится мониторинг областного законодательства на предмет соответствия областных законов и областных целевых программ стратегии развития России.

С апреля 2004 года по март 2008 года депутатами Областной Думы было принято 653 законодательных акта. Более трети от общего количества (222 закона) регулируют отношения в сфере экономики (бюджета, финансов, налогов, инвестиций, хозяйственной деятельности, государственной собственности) как основы успешного решения социальных проблем. Каждый пятый закон, принятый Думой (142 закона), касается укрепления социальной сферы.

Перераспределение профицита регионального бюджета на 2008 год (по данным областного Министерства финансов - это более 10 миллиардов рублей) позволило дополнительно профинансировать сферу социального обеспечения и здравоохранения, выделить дополнительные средства на нужды муниципальных образований, на поддержку сельского хозяйства.

Важным источником развития нормативной базы являются наказы избирателей. В ходе состоявшихся в марте текущего года выборов в Законодательное Собрание Свердловской области было получено более 25 тысяч наказов. Поведен их анализ и составлен план исполнения, в соответствии с которым за счет дополнительных доходов бюджета увеличены пособия лицам, получившим увечья и травмы в период военных действий, размеры компенсации ветеранам ВОВ на оплату услуг ЖКХ. Часть этих средств будет направлена на возведение, ремонт и переоснащение поликлиник, больниц, медицинских центров. Депутаты и дальше будут уделять серьезное внимание эффективности использования бюджетных средств. Каждый рубль должен работать на улучшение качества жизни граждан Свердловской области.

Важным элементом мониторинга является контроль исполнения областного законодательства. На заседаниях Областной Думы в текущем году рассмотрено 30 контрольных вопросов.

В ближайших планах свердловских законодателей, сообщил спикер Облдумы Н. Воронин, разработка более 30 областных законов, направленных на стимулирование инновационных процессов в Свердловской области, развитие малого и среднего бизнеса, развитие дорожного строительства, решение вопросов социальной политики. 

(По материалам пресс-службы Совета Федерации РФ)

Читать ГАРАНТ.РУ в и