Новости и аналитика Интервью Проблемы правоприменительной практики в системе финансового контроля Российской Федерации

Проблемы правоприменительной практики в системе финансового контроля Российской Федерации

В ИА "ГАРАНТ" состоялась интернет-конференция с Председателем Счетной палаты Российской Федерации Степашиным Сергеем Вадимовичем.

Тема интернет-конференции: "Проблемы правоприменительной практики в системе финансового контроля Российской Федерации".

Ведущий интернет-конференции Сергей Царь (ИА "ГАРАНТ").

Ведущий: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!

Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашего гостя Степашина Сергея Вадимовича - Председателя Счетной палаты Российской Федерации.

Уважаемый Сергей Вадимович, позвольте поприветствовать Вас в компании «Гарант» и поблагодарить за то, что Вы нашли время приехать к нам и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории!

Степашин С. В.: Добрый день!

Ведущий: Тема сегодняшней конференции: "Проблемы правоприменительной практики в системе финансового контроля Российской Федерации".

Позвольте напомнить, что сегодняшняя интернет-конференция транслируется в on-line режиме на правовом портале www.garant.ru.

Контроль за различными сферами общественной жизни является одним из главных направлений деятельности органов государственной власти.

Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Механизм управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения требует создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность.

Проблемы правоприменительной практики в системе финансового контроля Российской Федерации занимают ключевое место.

В нынешних условиях существуют факторы, ограничивающие действенность государственного финансового контроля в Российской Федерации. Основные из них заключаются в том, что в настоящее время в России:
- отсутствует четкая и полная нормативно-правовая база и собственно само определение государственного финансового контроля в бюджетном законодательстве, нет единого федерального закона о системе финансового контроля;

- организационная структура органов государственного финансового контроля недостаточно отражает специфику государственного устройства Российской Федерации;

- законодательно не определены статус органов государственного финансового контроля Российской Федерации и ее регионов, место и роль каждого субъекта государственного финансового контроля в его целостной системе;

- отсутствует четкое разграничение сфер деятельности, что вызывает многочисленные коллизии и перекладывание ответственности;

- органы контроля слабо взаимодействуют между собой, присутствует некоторая разобщенность в приоритетах деятельности контрольных органов;

- отсутствует единая информационная база, единый методологический подход к процессу осуществления контроля.

В ходе интернет-конференции планируется обсудить проблемы правоприменительной практики, возникающие в системе финансового контроля Российской Федерации, проблемы взаимодействия различных ветвей власти в данной области, принципы их взаимодействия и координации, обсудить пробелы и недостатки действующего законодательства в области финансового контроля и сформулировать предложения по его совершенствованию. На эти и многие другие вопросы в ходе интернет-конференции ответит Председатель Счетной палаты Российской Федерации Степашин Сергей Вадимович.

К моменту начала нашей конференции поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Сергей Вадимович, задам первый вопрос. Соответствует ли на данном этапе Счетная палата современным международным требованиям, предъявляемым ООН к национальным высшим органам финансового контроля?

Степашин С. В.: В определенной степени, да, потому что закон, который принимался 17 лет назад, писался на основании международного опыта. Мы избрали принцип формирования и подготовки закона, который существует в большей части европейских стран и в северных американских штатах. Сейчас я являюсь членом Управляющего Совета ИНТОСАИ и АЗОСАИ. ИНТОСАИ – это 196 стран, которые объединены в международную организацию институтов высшего органа финансового контроля, от Европы в Управляющий совет входят две страны – Россия и Англия. 17 лет - достаточно большой срок, за это время принято порядка 82-х международных стандартов в области финансового аудита, аудита эффективности, стратегического аудита. И все больше и больше высшие органы финансового контроля сейчас занимаются не столько контрольно-ревизионной деятельностью, сколько аудитом эффективности. В декабре прошлого года впервые в истории Генассамблея ООН специально рассмотрела вопрос, связанный с финансовым контролем. Видимо, кризис 2008 года дал импульс и ООН, чтобы рассмотреть этот вопрос. Генассамблея ООН рекомендовала всем странам-членам ООН, в том числе и нам, привести свое местное законодательство в соответствии с Лимской и Мексиканской декларациями, где прописаны те самые принципы аудита эффективности, стратегического аудита. Счетная палата должна называться так, как называется во всех странах мира – Высший орган финансового контроля. Проект нового закона подготовлен, я его представил Дмитрию Анатольевичу Медведеву, мы уже практически согласовали с ним основной формат, он дал поручение проработать ГПУ. После инаугурации планируется моя встреча с Владимиром Владимировичем Путиным, Президентом страны, тем более вы знаете, он выступил с рядом инициатив, связанных с формированием и руководством Счетной палаты, поэтому, надеюсь, летом этого года новый проект закона, соответствующий всем международным стандартам, будет внесен и принят в этом году Государственной Думой ФС РФ.

Ведущий: Спасибо! Следующий вопрос. Каковы сроки принятия нового закона о Счетной палате РФ?

Степашин С. В.: Я уже частично на него ответил. Я надеюсь, что это будет в этом году.

Ведущий: Чем положения нового проекта закона отличаются от действующего?

Степашин С. В.: Первое – мы будем теперь называться Высший орган финансового контроля. Юридически закрепят то, что мы будем являться внешним финансовым органом контроля наряду с внутренними органами, будут разделены полномочия, введены в оборот такие термины, как аудит эффективности, стратегический аудит, аудит эффективности деятельности исполнительных органов власти при формировании бюджетно-экономической политики – это очень серьезный пласт. Кстати, большая часть проверок у нас сегодня направлена на это. Кроме того, мы планируем включить в закон вопросы, связанные с предоставлением Счетной палате права наложения административных взысканий. Такое право имеют практически все контрольно-надзорные органы. Я в рамках ИНОТОСАИ возглавляю рабочую группу по ключевым национальным показателям. Счетной палате, наряду с другими государственными институтами, предоставится возможность оценивать эффективность деятельности органов государственной власти по ключевым национальным показателям, естественно, в рамках наших полномочий.

Ведущий: Спасибо! Следующий вопрос. Следует ли наделить Счетную палату правоприменительной функцией?

Степашин С. В.: Я считаю, да. Не имея права законодательной инициативы, мы вынуждены подчас обращаться и к Президенту страны, и к Правительству. Один из законов, регламентирующих деятельность региональных и муниципальных палат, а именно 6-й ФЗ, внес Дмитрий Анатольевич Медведев. Он единогласно был принят и подписан Президентом РФ. Когда исполнительная власть вторгается в законодательную сферу деятельности независимого контроля, то возникает юридический и логический парадокс. Поэтому мы считаем, что такое право можно предоставить нам, поскольку у нас достаточно квалифицированные кадры. Мы можем не хуже, чем другие органы власти и управления выступать с законодательными инициативами.

Ведущий: Спасибо! Следующий вопрос. Отвечает ли существующая ведомственная структура государственного контроля реалиям экономики и нуждам государственного управления? Как Вы считаете, следует ли разграничить полномочия различных видов финансового контроля?

Степашин С. В.: Да. У нас, к сожалению, существует дубляж. Кстати, три года назад, выступая здесь, я уже говорил о том, что мы во многом дублируем в деятельности Росфиннадзор, орган, который достался нам по наследству от СССР, это бывшее КРУ Минфина. Я не ставлю под сомнение необходимость этого органа, пусть это решает Правительство РФ, но мы должны точно очертить круг наших полномочий.

Ведущий: Спасибо! Как Вы оцениваете Бюджетный кодекс Российской Федерации с точки зрения эффективности обеспечения финансового контроля? Каковы, на Ваш взгляд, его основные недостатки в этом плане? Как оцениваете, в частности, новую редакцию главы 26 Бюджетного кодекса, посвященной государственному и муниципальному финансовому контролю?

Степашин С. В.: Во-первых, она еще не принята. Это та самая глава, которая регламентирует деятельность органов финансового контроля. Я считаю, что это современная бюджетная конституция, соответствующая международным стандартам. В этом плане мы не отстаем от других высокоразвитых европейских стран, северных американских штатов и Канады. Почему так долго затягивался процесс внесения в Бюджетный кодекс главы 26-й, регламентирующей финансовый контроль? Это обусловлено тем, что мы ждали, когда будет принято решение Генассамблеи ООН. Мы полагаем, что нужно синхронизировать принятие закона "О Счетной палате" и принятие главы 26-й в Бюджетный кодекс. Более того, у нас на сегодняшний день все позиции согласованы с Минфином. Они являются основными разработчиками, и мы вместе с ними работаем по поправкам к 26-й главе. Единственное, мы предлагаем более четко очертить полномочия Росфиннадзора.

Ведущий: Спасибо! Необходима ли гармонизация положений Бюджетного кодекса, регулирующих вопросы организации финансового контроля, с нормами Лимской декларации, а также Мексиканской декларации?

Степашин С. В.: Очень коротко отвечу: да. И этим мы сейчас занимаемся. Я частично уже об этом сказал, отвечая на предыдущий вопрос.

Ведущий: Сергей Вадимович! Будет ли создана единая и общедоступная база данных контрольных мероприятий, проводимых всеми контрольно-счетными органами?

Степашин С. В.: Что касается самой Счетной палаты РФ, то такая база данных есть. Ряд проверок мы публикуем в интернете, ряд - в нашем специальном журнале – Бюллетене Счетной палаты, также проводим постоянные пресс-конференции, работаем с youtube. Более того, руководитель Аппарата подписал соглашение с аппаратами Совета Федерации и Госдумы, суть которых заключаются в том, что мы уже сейчас даем возможность смотреть наши материалы в электронном виде, внимательно их анализировать, читать после двух часов с момента проведения коллегии всему депутатскому корпусу, будь то Совет Федерации, или Госдума. Что касается регионов, и особенно муниципалитетов – это тема серьезная. Мы создаем систему, которой пока охвачена одна треть региональных счетных палат в электронной базе данных. Я в прошлом году подписал с Игорем Щеголовым соглашение. Сейчас мы готовим информационное закрепление региональных, а в последующем и муниципальных счетных палат, в Единую систему органов независимого внешнего финансового контроля для того, чтобы все проверки, которые они проводят, также были доступны в режиме он-лайн.

Ведущий: Какие типичные нарушения в сфере формирования и исполнения государственного бюджета выявлены в ходе проверок 2011-го и начала 2012 года?

Степашин С. В.: 2011 год у нас оказался рекордным. И вы, наверное, обратили внимание на то, что все кандидаты в президенты оперировали нашими цифрами. Сумма выявленных финансовых нарушений составила 718 миллиардов – это очень внушительная сумма. Резкое увеличение в сравнении с тем же 2010 годом было обусловлено рядом обстоятельств. Первое – мы очень серьезно затронули вместе с Генеральной прокуратурой, правоохранительными органами, Контрольным управлением Президента такую тему, как госзакупки, особенно медицинского, высокотехнологичного оборудования, гособоронзаказа. Именно в этой сфере мы выявили финансовых нарушений на сумму более, чем 200 миллиардов рублей. Кстати, Счетная палата вместе с Министерством экономического развития РФ были инициаторами перехода от 94-ФЗ к единой контрактной системе. Подготовлен законопроект о контрактной системе и на последнем заседании Президиума Правительства РФ, под руководством премьера Владимира Путина, было принято решение о внесение этого законопроекта в Государственную Думу ФС РФ, что сейчас и произойдет. Второе – это ЖКХ, дороги. Третье – это все, что касается военного ведомства, строительство жилья, гособоронзаказ. Мы впервые проверяли Москву, и мэр Сергей Семенович Собянин обратился к нам и Счетной палате Москвы с просьбой провести соответствующую проверку. Она была достаточно громкой, мы о ней рассказали всем, вы прекрасно знаете ее материалы.

Ведущий: Кто может считаться "национальным чемпионом" по объему нарушений?

Степашин С. В.: Увы, Москва и Северный Кавказ – практически все республики. То, что сейчас происходит в Дагестане – это звенья одной цепи. Много претензий также у нас было и к военным медомствам, Минрегиону.

Ведущий: Спасибо, следующий вопрос. Вы упомянули об огромных масштабах неэффективного использования бюджетных средств. В каких сферах Палата сегодня осуществляет аудит эффективности?

Степашин С. В.: Сейчас мы впервые комплексно (это кстати, поручение, которое мы получили от Совета Федерации ФС РФ) начинаем работать с крупнейшими госкорпорациями, такими как Газпром, Роснефть, РЖД, Аэрофлот, Росатом, Связьинвест, Совкомфлот. По поручению Государственной Думы ФС РФ и Совета Федерации ФС РФ, мы впервые посмотрим вместе с Росфинмониторингом и силовыми структурами все, что касается вывода средств в оффшоры крупнейших государственных корпораций.

Ведущий: Следующий вопрос. Как Вы относитесь к предложениям создать специальное ведомство по госзакупкам?

Степашин С. В.: Положительно, тем более я сам выступал с таким предложением. Насколько знаю, оно будет, но это право Правительства РФ и Президента РФ.

Ведущий: Сергей Вадимович, как часто правоохранительные органы возбуждают уголовные дела по материалам Счетной палаты?

Степашин С. В.: Я просто цифры приведу, чтобы не быть голословным. В прошлом году в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы мы направили 176 материалов. Нет ни одного возврата наших материалов. Мы, как правило, в правоохранительные органы отправляем крупные, серьезные нарушения в финансово-бюджетной сфере. Сегодня только в Ингушетии возбуждено 12 уголовных дел. Как мне вчера сказал Теймураз Мамсуров, руководитель Северно-осетинской республики, где у нас была серьезнейшая проверка, по ее итогам после майских праздников будут приняты кардинальные меры по укреплению Правительства Северной Осетии. Многие чиновники потеряют свои посты. По итогам наших проверок было наложено 762 очень серьезных административных взыскания, всех чиновников высоких рангов от замминистра до руководителя департамента. В прошлом году по нашим представлениям было уволено 62 должностных лица, как правило, ранга начальника департамента, руководителей города и области. Так что реакция есть, и грех жаловаться, что с нами не работают правоохранительные органы, они откликаются на наши предложения, тем более что мы не просто направляем материалы. По Северному Кавказу, по контрактной системе, по гособоронзаказу, по энергомашу мы работали с ФСБ, МВД, создавая по сути единую оперативно-следственную группу. Кстати, наш опыт сегодня используют в мире многие счетные палаты. Мы здесь оказались новаторами. Сегодня американцы делают тоже самое, и считают, что у нас очень хороший опыт. Так что мы кое-где можем идти впереди высокоразвитых стран, в той сфере деятельности, о которой мы сегодня говорим.

Ведущий: Сергей Вадимович! Насколько, на Ваш взгляд, оправдала себя законодательная мера, обязывающая чиновников и правоохранителей отчитываться о своих доходах и доходах членов своих семей за год?

Степашин С. В.: С одной стороны – оправдала, с другой стороны – нет, потому что важна все-таки тщательная проверка качества декларации о доходах. Я очень рад, что была поддержана инициатива по расходам в Счетной палате. Законопроект готовится в настоящее время. Он достаточно сложный, щепетильный, потому что опять же встает вопрос, кто будет проверять эти расходы, каким образом? Норма при этом соответствует международным конвенциям по противодействию коррупции.

Ведущий: Следующий вопрос в продолжение этого. У многих чиновников ближайшие родственники – процветающие предприниматели. Были бы возможны такие доходы, не будь кто-либо из членов такой семьи приближен к высшей власти?

Степашин С. В.: Вы знаете, тут палка о двух концах. Я вам могу привести кучу примеров, когда люди, сделавшие прекрасный бизнес, никакого отношения к чиновникам не имеют!

Ведущий: Спасибо, следующий вопрос. Сейчас уже смело можно говорить об итогах применения на практике закона N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Какие возникли трудности при его реализации? Смог ли закон, на Ваш взгляд, решить проблему обеспечения функциональной и организационной независимости контрольно-счетных органов от законодательной и исполнительной власти соответствующих регионов? Приведено ли уже региональное законодательство в соответствие с 6-ФЗ?

Степашин С. В.: Начну с того, что я хочу искренне поблагодарить Дмитрия Анатольевича Медведева, всех депутатов Госдумы, Совет Федерации, Правительство, которые поддержали этот законопроект, и то, что он был принят. Мы здесь тоже первые в мире! США – например, федеративное государство, у них большая самостоятельность штатов, но при этом такого закона нет. Сейчас многие федеративные старны изучают наш опыт. Россия, как федеративное государство, в полной мере учла особенности формирования органов внешнего финансового контроля в субъектах федерации, как федеративное государство. Региональные счетные палаты этот закон выполнили. Сейчас во всех регионах контрольно-счетные палаты в соответствии с законодательством являются самостоятельными юридическими лицами. Проблемы есть с численностью сотрудников, например, в Липецкой губернии работает всего 7-8 человек, а в Дагестане – 180 человек. Сравнивать бюджеты не совсем правильно. Больше всего проблем, конечно, с муниципальными образованиями, потому что в 6-ФЗ предусмотрено то, чтобы во всех городских округах и муниципальных районах были независимые финансовые органы финансового контроля. Сегодня у нас счетные палаты в 77% городских округов, т.е. их еще надо создавать, и в 58% муниципальных районов. Кстати, больше всего проблем с финансовой дисциплиной, с финансовыми нарушениями, с неэффективным использованием бюджетных средств, да просто с воровством, хищением. И больше всего проблем на муниципальном уровне. Но мы не ставим вопрос о том, чтобы создать палаты во всех муниципалитетах, у нас их больше 25 тысяч. Мы пошли по другому пути, и сегодня в 32-х регионах страны созданы, так называемые, ассоциации под эгидой счетной палаты субъекта. Например, в Татарстане. Счетная палата Татарстана, курирует все муниципальные палаты, организует учебу, проверки и т.д. Именно такую систему мы сейчас и создаем. Я думаю, что она заработает. Уверен, что через два года мы сможем выстроить систему органов внешнего финансового контроля Счетной палаты России регионов и муниципалитетов.

Ведущий: Спасибо! Следующий вопрос. Как Вы думаете, следует ли распространить полномочия региональных и муниципальных контрольно-счетных органов также и на автономные учреждения, создаваемые в соответствии с федеральным законом N 83-ФЗ?

Степашин С. В.: Это не противоречит ни 83-ФЗ, ни 6-ФЗ, потому что 6-ФЗ "О региональных и муниципальных палатах" не закрывает такую возможность. Поэтому я считаю, что да, если ответить коротко.

Ведущий: Спасибо! Следующий вопрос, насколько эффективна сегодня система подготовки и повышения квалификации кадров контрольно-счетных органов? И нуждается ли она в совершенствовании, на Ваш взгляд?

Степашин С. В.: Она нуждается в развитии. Впервые в мире, а не только в Европе, создана Высшая школа аудита - факультет Московского государственного университета. В прошлом году прошел первый выпуск, выпускники получают блестящее образование. Мы задействуем потенциал 5 вузов: Финансовой академии, объединенной теперь РАГС и Академии народного хозяйства, где есть соответствующие кафедры, Институт дружбы народов, где создана специальная кафедра. Эти кафедры возглавляют наши сотрудники: мой заместитель В. П. Горегляд, аудиторы из Счетной палаты, я сам преподаю, в том числе в РАГСе. В Счетной палате работает 26 докторов наук и 168 кандидатов наук. Все они преподают. Сложнее проблема решается на муниципальном уровне, как и все, что касается подготовки кадров. Поэтому мы сейчас начинаем все активнее привлекать на 2-3 недельные семинары наших сотрудников из региональных палат через Институт системного анализа, который возглавляет Сергей Шахрай. Кроме того, у нас учатся представители Киргизии, Казахстана, Молдовии, т.е. таким образом уже существует система подготовки кадров. Она только разворачивается, естественно, мы в начале пути.

Ведущий: Сергей Вадимович! Как Вы относитесь к перспективе переноса офисов федеральных органов власти за МКАД, на территорию "Новой Москвы"? Целесообразно ли это экономически, на Ваш взгляд? Как перемещение на новое место отразится на деятельности Счетной палаты?

Степашин С. В.: Для меня очевидны сегодня три проблемы. Первая – самая главная – нужно понять, насколько состоятельно мнение, что перенос офисов на территорию "Новой Москвы" разгрузит столичный центр от автомобильных пробок. Я вам несколько цифр приведу. Сейчас в столице 62 тысячи гражданских чиновников – это без МВД, спецслужб, армии и техперсонала. Давайте мы перенесем 62 тысячи за МКАД! Как они туда поедут? По каким дорогам? Дальше, полтора миллиона граждан, живущих в Подмосковье ездят в Москву на работу, они – в Москву, а мы – из Москвы. Второй блок проблем, это субъекты с очень разной законодательной, нормативной базой, устойчивостью власти. Третья проблема – это средства на откуп земли под застройку. Если нам будет дано поручение все подсчитать, мы готовы это сделать, с привлечением экспертов-специалистов.

Ведущий: Сергей Вадимович! Перемещение на новое место отразится как-то на деятельности Счетной палаты, как Вы считаете?

Степашин С. В.: В принципе, сроки еще не определены. Что касается Счетной палаты, то на деятельности это никак не отразится, если не считать пробочных проблем, потому что мы как ездили на проверки, так и будем ездить. Мы не такой публичный орган, хотя у нас и есть общественная приемная. У нас есть возможность обращаться к нам через электронную общественную приемную. Единственное - нам нужно, чтобы рядом были только основные бюджетополучатели, такие как Минфин, Парламент, Правительство. Так что, для Счетной палаты это не трагично.

Ведущий: Сергей Вадимович, я позволю дать слово коллегам-журналистам, присутствующим в зале. Коллеги, если у вас есть вопросы, то вы можете воспользоваться возможностью задать их.

Вопрос из зала: Здравствуйте, Юлия Рахвалова, Интерфакс. Я хотела бы уточнить по проверке системы ЖКХ. Когда можно ожидать какие-то предварительные результаты?

Степашин С. В.: Еще рано, потому что мы подписали соглашение со всеми региональными счетными палатами. Мы впервые включили их в проверку, она будет длится до осени этого года, мы будем смотреть все: использование бюджетных средств, строительство, дороги, ветхое жилье, обоснованность роста тарифов. Нам предстоит серьезное комплексное изучение.

Вопрос из зала: ИА "РИА-новости". Сергей Вадимович, Вы уже упомянули оффшоры. Как известно, Вы сейчас проводите проверку госкомпаний и их участие в оффшорных схемах. Не могли бы Вы рассказать подробнее, есть ли у Вас уже какие-то результаты?

Степашин С. В.: Пока нет, потому что это только начало. Проверку проводит аудитор Рябухин, мы смотрим. Препятствий для этого никаких нет, руководители госкорпораций заинтересованы в прозрачности своих компаний.

Вопрос из зала: Вы говорили, что после выборов будете проводить проверку использования средств, которые были выделены на установку веб-камер. Какие итоги?

Степашин С. В.: Итоги подвели, доложили всей общественности. Потратили бюджетных средств много, но ничего не украли, веб-камеры были установлены везде. Вопрос другой – их дальнейшая эксплуатация. То, что они установлены в школах – очень хорошо, потому что порядка в 30-ти регионах, где были установлены веб-камеры, ранее не было никакой связи. На сегодняшний день они работают. Мы подключили к этим веб-камерам Ельцинскую библиотеку в Ленинграде, в Институте Кутафина, в правовой Академии, замкнули через эти веб-камеры практически все регионы. И сейчас молодые люди, школьники, просто интересующиеся люди могут воспользоваться библиотекой Ельцина, библиотекой Кутафина в каждом регионе нашей страны. Вот вам конкретный пример. Я считаю, что выборы прошли нормально, веб-камеры это показали.

Вопрос из зала: Сергей Вадимович, Вы наверняка знакомы с предложением Минэкономразвития по созданию госкорпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока. Как Вы относитесь к идее создания такого института?

Степашин С. В.: Далеко не все согласны в Минфине с данным предложением, особенно Алексей Леонидович Кудрин, и те, кто там остался. Госкорпорация будет напрямую подчиняться Президенту РФ. Важно точно и четко очертить, чем она будет заниматься, потому что на самом деле Дальний Восток, хоть он и дальний, но он не заброшенный, потому что там сосредоточено порядка 70% топливно-энергетического комплекса. Насколько я понимаю, нам поставили почти столыпинскую задачу – вернуть туда людей, создать социальную инфраструктуру, дороги, привлекательность. Мы теряем землю, у нас огромная территория, которая брошена по сути дела. Это геополитическая и стратегическая беда. Именно на это и направлена данная госкорпорация. В проекте закона прописано, что проверять ее будет только один орган, Счетная палата России.

Вопрос из зала: Российская газета. Означает ли то, что после приведения в соответствие международному законодательству название Счетная палата уйдет из нашего обихода?

Степашин С. В.: Нет, хотя, если честно сказать, название не совсем соответствует тому, чем мы занимаемся. Мы не палата счетов, мы скорее аудиторская палата. Люди уже привыкли, потому что изначально думали, что Счетная палата считает голоса избирателей. Есть другая форма счетных палат – это счетные суды, но мы пошли по англо-саксонской схеме. А счетные суды придумал Наполеон Бонапарт. Он не только воевал, но еще и был автором гражданского кодекса, многих законопроектов, был блестящим юристом, ученым, не имевшим, кстати, базового юридического образования. Счетные суды существуют в европейских странах, таких как Франция, Португалия, Испания, в латино-американских странах, испаноговорящих и португалоговорящих странах Африки. Там есть и финансовая прокуратура. Но мы пошли по другому пути, какой есть сегодня. Еще раз повторюсь, что сегодняшнее название не в полной степени соответствует тому, чем мы сегодня занимаемся.

Вопрос из зала: Когда будет принят закон о расходах? И кто будет осуществлять проверки?

Степашин С. В.: Проверять будут специальные службы. Я не знаю какие именно. Я бы поручил это ФСБ.

Вопрос из зала: А когда, Вы думаете, он вступит в силу?

Степашин С. В.: Я думаю, что однозначно в этом году.

Ведущий: Спасибо большое, Сергей Вадимович, за то, что нашли время прийти сегодня в ИА "ГАРАНТ" на интернет-конференцию и ответить на вопросы нашей интернет-аудитоии.

Степашин С. В.: Спасибо, друзья! Всех с наступающим праздником! Виктор Антонович, Вам огромное спасибо!

Читать ГАРАНТ.РУ в и