Новости и аналитика Интервью Совершенствование институциональной основы и договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства

Совершенствование институциональной основы и договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства

24 февраля в 11-00 часов в ИА "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с директором правового Департамента Комиссии Таможенного Союза Слюсарь Натальей Борисовной.

Тема интернет-интервью: "Совершенствование институциональной основы и договорно - правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства".

Ведущая - Наталия Карпунина (ИА "ГАРАНТ").

Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашу гостью - Наталью Борисовну Слюсарь,  директора Правового департамента Комиссии Таможенного союза.

Уважаемая Наталья Борисовна, позвольте поблагодарить вас за то, что вы нашли время прийти сегодня в ИА "ГАРАНТ" и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории.

Тема интернет - интервью: "Совершенствование институциональной основы и договорно - правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства".

Позвольте напомнить, что сегодняшнее интернет-интервью транслируется в on-line режиме на правовом портале www.garant.ru.

В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС.   

В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза.

C целью обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства создается Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Она станет преемницей комиссии Таможенного союза, деятельность которой прекращается 1 июля 2012 года.
Об этом, а также о совершенствовании системы регулирования ЕЭК расскажет директор правового Департамента Комиссии Таможенного Союза Слюсарь Наталья Борисовна.

К моменту начала нашего интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашей уважаемой гостье.

Слюсарь Н.Б.: Добрый день, уважаемые коллеги. Добрый день, уважаемая компания "Гарант". Я рада присутствовать на интервью, которое, надеюсь, будет полезно и информативно, позволит не только поставить вопросы, но и дать ответы на заданную актуальную, на мой взгляд, тему.

Позвольте мне сделать некоторое вступление.

Первые правовые и организационные основы формирования Таможенного союза были определены еще во второй половине 1990-х гг., когда Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией были приняты Соглашение о Таможенном союзе от 6 января 1995 г., Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 г. и Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., носившие в целом рамочный, декларативный характер. Данные международные договоры определили цели, принципы и механизм функционирования Таможенного союза, этапы его создания. Однако непосредственное формирование и развитие международно-правовой базы и институциональной основы Таможенного союза началось с 2007 г., когда Межгоссовет ЕврАзЭС в рамках трех государств – Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации – был наделен статусом Высшего органа Таможенного союза и была создана Комиссия Таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза, основной задачей которого являлось обеспечение условий его функционирования и развития.

Так, 6 октября 2007 г. Межгосударственным Советом ЕврАзЭС (Высшим органом Таможенного союза) на уровне глав государств были приняты первые три международных договора, направленные на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, – Договор о Комиссии Таможенного союза, Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним. Значительный шаг в развитии институциональной основы Таможенного союза был осуществлен 12 декабря 2008 г.

В целях дальнейшего формирования институциональной основы Таможенного союза на уровне глав правительств принято Соглашение о Секретариате Комиссии Таможенного союза – рабочем органе Комиссии, основной функцией которого является организационно-правовое обеспечение ее деятельности, и утверждены Правила процедуры Комиссии Таможенного союза, устанавливающие порядок подготовки и проведения заседаний Комиссии, процедуру принятия решений, их опубликования и вступления в силу.

В период с 6 октября 2007 года по 18 ноября 2011 года система органов Таможенного союза была представлена следующим образом: Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (Высший орган Таможенного союза), Комиссия Таможенного союза и Суд Евразийского экономического сообщества. Также были созданы четыре структуры, не входящие в систему органов Таможенного союза, но выполняющие ряд важных функций, обеспечивающих его функционирование, – Экспертный совет в рамках Таможенного союза, Комитет по вопросам регулирования внешней торговли, Координационный комитет по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и Координационный совет по информационным технологиям.

С 1 июля 2011 года Таможенный союз заработал в полном объеме. С 1 января 2012 года введен в действие пакет из 17 международных договоров Единого экономического пространства подписанный главами государств 9 декабря 2010 года, в соответствии с которыми Комиссии будут преданы функции не только в сфере внешнеторговой, но и экономической политики в целом. Тем самым продиктована необходимость совершенствования институциональной основы Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В связи с этим, главами государств Таможенного союза 18 ноября 2011 года в Москве подписаны Договор о Евразийской экономической комиссии, Декларация о евразийской экономической интеграции, Решение о Регламенте Евразийской экономической комиссии.

Ведущая: Наталья Борисовна, что собой представляет правовой статус Евразийской экономической комиссии?

Слюсарь Н.Б.: В соответствии со статьей 1 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года Стороны учредили Евразийскую экономическую комиссию как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Основной задачей Комиссии является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, а так же выработка предложений в сфере интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Комиссия осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных Договором, международными договорами, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также решениями Высшего Евразийского экономического совета в следующих сферах:

  • таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
  • таможенное администрирование;
  • техническое регулирование;
  • санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;
  • зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
  • установление торговых режимов в отношении с третьими странами,
  • статистика внешней и взаимной торговли;
  • макроэкономическая политика;
  • конкурентная политика;
  • промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
  • энергетическая политика;
  • естественные монополии;
  • государственные и (или) муниципальные закупки;
  • взаимная торговля услугами и инвестиции;
  • транспорт и перевозки;
  • валютная политика;
  • охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг;
  • трудовая миграция;
  • финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг);
  • иные сферы.

Комиссия состоит из Совета Комиссии и Коллегии Комиссии. Порядок деятельности Совета и Коллегии регулируется Регламентом работы Комиссии, утверждаемым Высшим Евразийским экономическим советом на уровне глав государств.

В рамках своей деятельности Комиссия вправе образовывать структурные подразделения (Департаменты Комиссии), представительства Комиссии в Сторонах, по решению Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств в третьих странах и их объединениях, а также и при международных организациях.
Комиссия пользуется правами юридического лица. Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для Сторон, и рекомендации, не носящие обязательного характера.

Решения Комиссии входят в договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства и подлежат непосредственному применению на территориях Сторон.
Решения и рекомендации Комиссии принимаются Советом и Коллегией в пределах полномочий установленных Договором и в порядке, предусмотренном Договором и Регламентом.
Разграничение полномочий и функций Совета Комиссии и Коллегии Комиссии определяется Регламентом.

В случае, если иное не предусмотрено международными договорами, решения Комиссии вступают в силу не ранее, чем по истечении 30 календарных дней с даты их официального опубликования.
Решения Комиссии, улучшающие положение физических и (или) юридических лиц, а также решения Комиссии, принимаемые в исключительных случаях, требующих оперативного реагирования, могут предусматривать иной срок вступления в силу, но не менее 10 календарных дней с даты официального опубликования.

Порядок принятия и вступления в силу решений Комиссии в исключительных случаях, требующих оперативного реагирования, а также решений улучшающих положение физических и (или) юридических лиц, настоящей статьи, устанавливается Регламентом.

Решения Комиссии, ухудшающие положение физических и (или) юридических лиц, обратной силы не имеют. Решения Комиссии, улучшающие положение физических и (или) юридических лиц, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Решения Комиссии подлежат опубликованию на официальном сайте Комиссии в сети Интернет, за исключением решений Комиссии, предусмотренных Регламентом, и направляются Сторонам не позднее 3 календарных дней со дня принятия решения. Дата публикации решения Комиссии на официальном сайте Комиссии в сети Интернет признается датой официального опубликования данного решения.

Комиссия в пределах своих полномочий обеспечивает реализацию международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также выполняет функции депозитария международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Хотелось бы отметить, что Комиссия может быть наделена Высшим Евразийским экономическим советом правом подписывать международные договоры от имени Сторон по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии.

Процедура и порядок принятия решений Комиссии предусмотрены в статье 7 Договора, согласно которой принятие решений Комиссии осуществляется путем голосования членов Совета или членов Коллегии.

Голоса в Комиссии распределяются следующим образом:
- в Совете Комиссии – один голос члена Совета Комиссии является одним голосом;
- в Коллегии Комиссии - один голос члена Коллегии Комиссии является одним голосом.
Финансирование деятельности Комиссии осуществляется на основании бюджета Комиссии на очередной календарный год, формируемого за счёт долевых взносов Сторон, определяемых пропорционально нормативам распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждой Стороны в соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года.

Бюджет Комиссии и Положение о бюджете Комиссии подлежат утверждению Высшим Евразийским экономическим советом на уровне Глав государств.

Ведущая: Наталья Борисовна, расскажите, пожалуйста, о работе Совета комиссии.

Слюсарь Н.Б.: Раздел II Договора посвящен регламентации, организации и функционированию Совета Комиссии.

Совет Комиссии осуществляет общее регулирование интеграционных процессов в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, а также осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии.

В Совет входят по одному представителю от каждой Стороны, являющемуся заместителем главы правительства, наделенному необходимыми полномочиями, в соответствии с законодательством соответствующей Стороны.

Процедурная часть работы Совета Комиссии, в части формирования Совета, проведения заседаний Совета, принятия решений и рекомендаций Советом, регулируются Регламентом.
В соответствии со статьей 9 Договора Совет Комиссии осуществляет следующие функции и полномочия:

  • вносит на одобрение Высшего Евразийского экономического совета проекты международных договоров, подписываемых Комиссией;
  • организует работу по совершенствованию нормативной правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства;
  • вносит на утверждение Высшего Евразийского экономического совета основные направления интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства;
  • рассматривает вопрос об отмене или изменении решений Комиссии, принятых Коллегией Комиссии, в порядке, предусмотренном статьей 13 настоящего Договора;
  • рассматривает вопрос о мониторинге и контроле за исполнением международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства;
  • утверждает по представлению Председателя Коллегии Комиссии перечень департаментов Комиссии, их штатную численность, а также их распределение между членами Коллегии Комиссии;
  • утверждает квалификационные требования к сотрудникам департаментов Комиссии;
  • принимает решение о снятии привилегий и иммунитетов с сотрудников Комиссии по основаниям, предусмотренным Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества от 31 мая 2001 года; одобряет бюджет Комиссии;
  • одобряет порядок оплаты труда членов Коллегии Комиссии и сотрудников департаментов Комиссии;
  • одобряет общую предельную штатную численность департаментов Комиссии и выносит эту штатную численность на утверждение Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств;
  • принимает решение об образовании представительств Комиссии в Сторонах настоящего Договора;
  • в целях обеспечения соблюдения прав граждан Сторон на трудоустройство в департаменты Комиссии, предусмотренных настоящим Договором, образовывает при Совете Комиссии комиссию по этике и утверждает ее положение;
  • дает поручения Коллегии Комиссии;
  • осуществляет иные функции и полномочия в соответствии с Регламентом.

Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Время и место проведения очередного заседания Совета определяются на предшествующем заседании Совета.

Любой Член Совета может инициировать заседание Совета, а также внести предложения в повестку дня.

Внеочередные заседания Совета созываются по инициативе любого члена Совета или Председателя Коллегии по решению Коллегии. Решение о проведении внеочередного заседания Совета принимается по согласованию со всеми членами Совета.

В случае проведения заседания Совета в режиме видеоконференции решение Совета принимается в трех экземплярах, которые подписываются всеми членами Совета в ходе заседания.
Датой принятия решения Совета, принятого в формате видеоконференции, считается дата проведения видеоконференции. Местом принятия решения Совета, принятого в формате видеоконференции, считается место нахождения Председателя Совета.

В заседаниях Совета принимает участие Председатель Коллегии, а также по приглашению Совета члены Коллегии. Члены Совета могут приглашать на заседания Совета представителей Сторон.
Заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствуют все члены Совета.
Проекты решений Комиссии, принимаемые Советом, готовятся Коллегией. Председательство в Совете осуществляется поочередно, в течение 1 года в порядке русского алфавита по названию страны.

В случае досрочного прекращения полномочий Председателя Совета, новый член Совета от председательствующей Стороны осуществляет полномочия Председателя Совета на оставшийся срок.

Председатель Совета:

  • осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение очередного заседания Совета;
  • определяет повестку дня;
  • открывает, ведет и закрывает заседания Совета.
  • Следует особо отметить функцию Совета по отмене или изменению решений Комиссии, принятых Коллегией.

Любая Сторона или член Совета имеют право в течение 10 календарных дней с даты принятия Коллегией решения внести в Коллегию предложение о его отмене или изменении.
Коллегия Комиссии в течение 5 календарных дней с даты получения предложения Стороны или члена Совета Комиссии направляет членам Совета Комиссии материалы по указанному решению.
Совет Комиссии после поступления материалов Коллегии Комиссии по указанному решению, рассматривает его и принимает решение в течение 10 календарных дней.

По результатам рассмотрения вопроса об отмене или изменении решения Коллегии Совет может принять или не принять решение об отмене или изменении решения Коллегии.
В случае изменения решения Коллегии Советом, оно изменяется путем отмены Советом рассматриваемого решения Коллегии и принятия Советом нового решения по существу вопроса.
Решение Совета об отмене или изменении решения Коллегии вступает в силу с даты его официального опубликования.

Сторона, не согласная с принятым решением Совета Комиссии, после рассмотрения в Совете Комиссии вопроса об отмене или изменении решения Коллегии Комиссии или истечения срока, предусмотренного для такого рассмотрения и принятия решения в соответствии с третьим абзацем настоящей статьи, но не позднее 30 календарных дней с даты официального опубликования решения Совета Комиссии, может направить в Комиссию письмо за подписью главы правительства с предложением о внесении вопроса в отношении решения Коллегии Комиссии, предлагаемого к отмене или изменению, на рассмотрение Высшего Евразийского экономического совета.

В отношении решений Комиссии, улучшающих положение физических и (или) юридических лиц, а также решений Комиссии, принимаемых в исключительных случаях, требующих оперативного реагирования, глава правительства любой Стороны вправе обратиться в Комиссию с предложением о внесении вопроса в отношении этих решений на рассмотрение Высшего Евразийского экономического совета на любой стадии до их вступления в силу.

В вышеуказанных случаях решение Коллегии Комиссии, предлагаемое к отмене или изменению, не вступает в силу до даты его рассмотрения Высшим Евразийским экономическим советом.

Ведущая: Наталья Борисовна, в чем заключаются функции Коллегии комиссии?

Слюсарь Н.Б.: Правовой статус Коллегии Комиссии закреплен в статье 14 Договора. Коллегия Комиссии является исполнительным органом Комиссии, осуществляющим выработку предложений в сфере дальнейшей интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Коллегия Комиссии состоит из 9 членов, один из которых является Председателем Коллегии Комиссии.

Коллегия Комиссии осуществляет руководство департаментами Комиссии. В состав Коллегии Комиссии входят по 3 члена Коллегии Комиссии от каждой Стороны.

Член Коллегии Комиссии должен являться гражданином той Стороны, которой он представлен.
Члены Коллегии Комиссии должны удовлетворять следующим требованиям:
иметь профессиональную подготовку (квалификацию), соответствующую должностным обязанностям, а также стаж работы по профилю должностных обязанностей не менее 7 лет, в том числе не менее 1 года замещать должность в государственных органах Сторон.

Члены Коллегии Комиссии работают в Комиссии на постоянной основе. Члены Коллегии Комиссии при исполнении своих служебных обязанностей независимы от государственных органов и должностных лиц Сторон и не могут запрашивать или получать указания от органов власти или официальных лиц Сторон.

Члены Коллегии Комиссии назначаются сроком на 4 года с возможным продлением полномочий решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств.
Председатель Коллегии Комиссии назначается сроком на 4 года решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств. Ротация Председателя Коллегии Комиссии осуществляется поочередно в порядке русского алфавита по наименованию Стороны.

Члены Коллегии Комиссии не имеют права совмещать эту работу с другой работой или заниматься прочей оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, в течение всего срока действия своих полномочий.

Любое нарушение этих принципов является основанием для досрочного прекращения полномочий члена Коллегии Комиссии в порядке, установленном настоящим Договором и Регламентом.

Персональный состав членов Коллегии Комиссии, включая Председателя Коллегии Комиссии, утверждается Высшим Евразийским экономическим советом на уровне глав государств по представлению Сторон.

В случае неутверждения Высшим Евразийским экономическом советом кандидатуры члена Коллегии Комиссии Сторона должна в течение 30 календарных дней представить новую кандидатуру.

Стороны не имеют права отзыва члена Коллегии Комиссии, за исключением случаев недобросовестного исполнения им своих должностных обязанностей или случаев, указанных в статьях 15 и 16 Договора.

Досрочное прекращение полномочий члена Коллегии Комиссии (за исключением случаев добровольной отставки) осуществляется по представлению Стороны на основании решения Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств.

В случае досрочного прекращения полномочий члена Коллегии Комиссии новый член Коллегии Комиссии назначается по представлению той же Стороны, которой был представлен прекративший полномочия член Коллегии Комиссии, на оставшийся срок полномочий предыдущего члена Коллегии Комиссии, если Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств не примет иного решения.

Распределение обязанностей между членами Коллегии Комиссии, а также общую предельную штатную численность департаментов Комиссии и порядок оплаты труда членов Коллегии Комиссии и сотрудников департаментов Комиссии, в том числе их денежное содержание, утверждает Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств.

Коллегия Комиссии обеспечивает реализацию следующих функций и полномочий:
осуществляет выработку предложений в сфере интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, включая разработку и реализацию основных направлений интеграции;
принимает решения и рекомендации;
исполняет решения, принятые Высшим Евразийским экономическим советом, и решения, принятые Советом Комиссии;
осуществляет мониторинг и контроль за исполнением международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства;
осуществляет мониторинг и контроль за исполнением Сторонами решений Комиссии;
направляет Сторонам обязательные для исполнения уведомления об устранении нарушений при исполнении международных договоров и решений Комиссии;
ежегодно отчитывается в Совете Комиссии о реализации основных направлений интеграции;
разрабатывает рекомендации по вопросам формирования, функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства;
обеспечивает реализацию полномочий Комиссии по вопросам, отнесенным к ее компетенции;
подготавливает экспертные заключения в письменном виде на поступившие в Комиссию предложения Сторон;
оказывает содействие Сторонам в урегулировании споров в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства до обращения в Суд Евразийского экономического сообщества;
обеспечивает представление интересов Комиссии в судебных инстанциях, включая Суд Евразийского экономического сообщества;
осуществляет в пределах своих полномочий взаимодействие с органами государственной власти Сторон;
осуществляет разработку проекта бюджета Комиссии и его исполнение, а также подготовку проектов отчетов о его исполнении;
разрабатывает проекты международных договоров и решений Комиссии, принимаемых Советом Комиссии, а также иные документы, необходимые для реализации полномочий Комиссии;
создает консультативные органы при Коллегии Комиссии; обеспечивает проведение заседаний Совета Комиссии и Высшего Евразийского экономического совета;
представляет в Совет Комиссии предложения о снятии привилегий и иммунитетов с должностных лиц и сотрудников Комиссии, предоставляемых Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества от 31 мая 2001 года;
осуществляет руководство представительствами Комиссии;
размещает заказы и заключает договоры на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Комиссии в порядке, установленном положением, утверждаемым Советом Комиссии по представлению Коллегии Комиссии;
обеспечивает соблюдение порядка работы с документами ограниченного распространения (конфиденциальные и для служебного пользования), утверждаемого Советом Комиссии по представлению Коллегии Комиссии.

Коллегия Комиссии имеет право запрашивать у органов власти Сторон, юридических и физических лиц информацию, необходимую для осуществления Комиссией своих полномочий.
Коллегия Комиссии своим решением вправе создавать консультативные органы при Коллегии Комиссии, деятельность и порядок работы которых определяется положениями о консультативных органах, утверждаемыми Коллегией Комиссии.

Коллегия Комиссии в пределах своих полномочий принимает решения и рекомендации.
Решения и рекомендации Комиссии, принятые Коллегией Комиссии, подписывает Председатель Коллегии Комиссии.

Коллегия Комиссии принимает решения и рекомендации консенсусом или квалифицированным большинством в две трети голосов общего числа членов Коллегии Комиссии.

Перечень вопросов, решения по которым принимаются консенсусом и квалифицированным большинством в две трети голосов общего числа членов Коллегии Комиссии, определяется Регламентом.

Решения Коллегии, могут быть отменены или изменены Советом Комиссии по инициативе одного из его членов либо одной из Сторон.

Кроме этого, решение Коллегии, на которое поступило Заявление, может быть отменено или изменено Коллегией самостоятельно.

Заседания Коллегии проводятся по утвержденному Председателем Коллегии плану не реже одного раза в неделю.

Внеочередные заседания Коллегии созываются по инициативе любого члена Коллегии на основании решения Председателя Коллегии. Решение о проведении внеочередного заседания Коллегии принимается по согласованию со всеми членами Коллегии.

Члены Коллегии Комиссии принимают участие в заседании лично, без права замены. Член Коллегии Комиссии в случае объективной невозможности принятия участия в заседании Коллегии Комиссии вправе в порядке, установленном Регламентом, изложить свою позицию письменно или по доверенности и с согласия Председателя Коллегии Комиссии делегировать право представлять его позицию директору департамента Комиссии, в сферу компетенции которого входит рассматриваемый вопрос. При этом директор департамента Комиссии не имеет права голоса при голосовании.

Члены Коллегии Комиссии пользуются на территории каждой из Сторон привилегиями и иммунитетами в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества от 31 мая 2001 года для должностных лиц органов Евразийского экономического сообщества.

Сотрудники Комиссии являются международными служащими.
При исполнении своих служебных обязанностей сотрудники независимы от государственных органов и должностных лиц Сторон и не могут запрашивать или получать указания от органов власти или официальных лиц Сторон.

Каждая Сторона обязуется уважать статус сотрудников и не оказывать на них влияния при исполнении ими служебных обязанностей.

В период работы в Комиссии ее сотрудники не имеют права совмещать эту работу с другой работой или заниматься прочей оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, в течение всего срока действия своих полномочий.

Обеспечение деятельности Высшего Евразийского экономического совета, Совета Комиссии и Коллегии Комиссии осуществляют департаменты Комиссии.

Персонал департаментов Комиссии состоит из сотрудников Комиссии.

Директора департаментов Комиссии и их заместители назначаются Председателем Коллегии Комиссии на конкурсной основе сроком на 4 года.

После проведения конкурса кандидатура директора департамента одобряется Коллегией Комиссии.
Директора департаментов Комиссии и их заместители, принимаемые на работу, должны удовлетворять следующим требованиям:
иметь гражданство одной из Сторон;
иметь профессиональную подготовку (квалификацию) и стаж работы не менее 5 лет по профилю, соответствующие должностным обязанностям.

Департаменты Комиссии комплектуются сотрудниками на конкурсной основе из числа граждан Сторон, которые отвечают соответствующим квалификационным требованиям к занимаемой должности и которые утверждаются Советом Комиссии по представлению Коллегии Комиссии.
Порядок проведения конкурса, заключения трудового договора (контракта), его продления и расторжения утверждается Советом Комиссии по представлению Коллегии Комиссии.
Также в связи с принятием Договора функции Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) возложены на Высший Евразийский экономический совет.

В соответствии с Договором Высший Евразийский экономический совет осуществляет следующие функции:

  • утверждает основные направления интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства;
  • одобряет проекты международных договоров, подписываемых Комиссией;
  • принимает решения о вступлении в силу международных договоров;
  • рассматривает вопросы, по которым Советом Комиссии, не достигнут консенсус;
  • утверждает Регламент работы Евразийской экономической комиссии;
  • принимает решения об образовании структурных подразделений (департаментов Комиссии), представительств Комиссии в Сторонах, в третьих странах и их объединениях, а также при международных организация;
  • наделяет Комиссию правом подписывать международные договоры по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;
  • утверждает бюджет Комиссии и положение о бюджете Комиссии;
  • рассматривает решения Совета Комиссии, отменяющие или изменяющие решения Коллегии Комиссии;
  • утверждает персональный состав Коллегии и назначает Председателя Коллегии по представлению Сторон;
  • принимает решения о досрочном прекращении полномочий членов Коллегии;
  • распределяет обязанности между членами Коллегии;
  • утверждает общую предельную штатную численность департаментов Комиссии, порядок оплаты труда членов Коллегии и сотрудников департаментов Комиссии;
  • определяет денежное содержание международных служащих.

Ведущая: Наталья Борисовна! Расскажите, пожалуйста, какова специфика судебной системы Таможенного союза?

Слюсарь Н.Б.: Компетенция Суда Евразийского экономического сообщества, правовой статус которого определен Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000г. и Статутом Суда Евразийского экономического сообщества, утвержденным Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. № 502, была расширена в связи с формированием Таможенного союза и внесением вследствие этого изменений в ст. 8 Договора об учреждении ЕврАзЭС (Протокол от 6 октября 2007г. о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г.).

Основной задачей Суда является обеспечение единообразного применения государствами – членами Таможенного союза действующих в его рамках международных договоров и принимаемых его органами решений. Суд рассматривает также споры экономического характера, возникающие между государствами – членами Таможенного союза по вопросам реализации решений органов и положений договоров Таможенного союза, дает по ним разъяснения, а также заключения.

После объединения таможенных территорий государств, формирующих Таможенный союз, Суд осуществляет следующие полномочия:

  1. рассматривает дела о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, формирующим правовую базу Таможенного союза;
  2. рассматривает дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза;
  3. дает толкование международных договоров, формирующих правовую базу Таможенного союза, актов, принятых его органами;
  4. разрешает споры между Комиссией Таможенного союза и государствами, входящими в Таможенный союз, а также между государствами – членами Таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках Таможенного союза.

К ведению Суда могут быть отнесены и иные споры, разрешение которых предусмотрено международными договорами Таможенного союза.

Таким международным договором является Договор об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним от 9 декабря 2010 г., в соответствии с которым Суд наделяется компетенцией по рассмотрению дел по заявлениям хозяйствующих субъектов:

  1. об оспаривании актов Комиссии Таможенного союза или их отдельных положений;
  2. об оспаривании действий (бездействия) Комиссии Таможенного союза.

Основанием для оспаривания актов Комиссии Таможенного союза или их отдельных положений либо действий (бездействия) Комиссии Таможенного союза является их несоответствие международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза, повлекшее нарушение предоставленных данными международными договорами прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд формируется из представителей государств – членов Таможенного союза в количестве не более двух представителей от каждого государства. Судьи назначаются Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС по представлению Межгосударственного Совета сроком на шесть лет.
В настоящий момент функции Суда временно осуществляет Экономический Суд СНГ. Такие полномочия были возложены на него на основании Соглашения между Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом «О выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества» от 3 марта 2004 г.

Интенсивное развитие процессов в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства подтверждает необходимость создания Суда ЕврАзЭС как отдельного самостоятельного судебного органа. Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 15 марта 2011 года № 75 "О формировании и организации деятельности Суда ЕврАзЭС" принят к сведению проект Плана основных мероприятий по формированию Суда ЕврАзЭС, который предусматривает завершение формирования Суда ЕврАзЭС к 1 января 2012 г.

Для подготовки документов по организации деятельности Суда ЕврАзЭС Решением Интеграционного Комитета ЕврАзЭС от 15 апреля 2011 г. № 1278 был утвержден состав Рабочей группы по формированию Суда ЕврАзЭС.

Рабочей группой разработан проект структуры Секретариата Суда ЕврАзЭС, скорректированы Подходы к формированию и организации деятельности Суда ЕврАзЭС, подготовлены проекты решений Межгоссовета ЕврАзЭС "О формировании и организации деятельности Суда ЕврАзЭС", "О структуре и численности Секретариата Суда ЕврАзЭС", "Об определении размера, валюты платежа, порядка зачисления, использования и возврата пошлин, уплаченных хозяйствующими субъектами при обращении в Суд ЕврАзЭС". Указанные проекты документов одобрены Решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 19 октября 2011 № 567.

На встрече глав государств – членов Евразийского экономического сообщества, состоявшейся 10 октября 2011 года в г. Бишкеке, подписан Протокол о внесении изменений в Статут Суда Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 года, уточняющий некоторые положения Статута.

Необходимо отметить наличие квазисудебного органа в системе органов Таможенного союза, которым является Экспертный совет в рамках Таможенного союза. Экспертный совет в рамках Таможенного союза создан при Высшем органе Таможенного союза. Правовой статус Экспертного совета определен в Положении об Экспертном совете в рамках Таможенного союза, утвержденном Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 16.

В состав Экспертного совета каждое из государств – членов Таможенного союза направляет сроком на три года не менее пяти представителей из числа своих граждан, обладающих необходимыми специальными знаниями и опытом в области права, международной торговли, в других областях, имеющих отношение к разрешению споров.

Экспертный совет уполномочен рассматривать заявления хозяйствующих субъектов государств – членов Таможенного союза по вопросу соответствия решений Комиссии Таможенного союза, имеющих обязательный характер, договорно-правовой базе Таможенного союза.

В соответствии с Положением любой хозяйствующий субъект государства – члена Таможенного союза может представить в Экспертный совет заявление о несоответствии решения Комиссии международным договорам, составляющим договорно-правовую базу Таможенного союза. В заявлении указываются те решения Комиссии, которые, по его мнению, являются нарушением международных договоров или решений органов Таможенного союза, и отмечает положения, которые, по его мнению, имеют отношение к этому вопросу.

Заявление представляется хозяйствующим субъектом в секретариат Экспертного совета (Секретариат Комиссии Таможенного союза).

Действия, связанные с подачей заявления, хозяйствующий субъект может совершать лично или через своего представителя.

Для рассмотрения заявления в каждом конкретном случае, секретариатом Экспертного совета в десятидневный срок с даты принятия заявления к рассмотрению, по согласованию с правительствами государств – членов Таможенного союза, формируется состав Согласительной комиссии, в который включаются по три эксперта, от каждого государства – члена Таможенного союза из числа членов Экспертного совета.

Рассмотрение заявления на заседании Согласительной комиссии осуществляется не позднее двух месяцев с даты принятия заявления к рассмотрению.

По результатам рассмотрения Согласительная комиссия выносит заключение о соответствии или несоответствии решения Комиссии договорно-правовой базе Таможенного союза, которое включает:

  • изложение обстоятельств заявления;
  • мотивировочную часть в отношении каждого из поставленных в заявлении вопросов;
  • рекомендации о пересмотре Комиссией решения, в случае если оно признано несоответствующим договорно-правовой базе Таможенного союза.

Согласительная комиссия не выносит рекомендаций относительно возмещения ущерба.
Заключение Согласительной комиссии подписывается всеми экспертами, входящими в ее состав, и направляется хозяйствующему субъекту и в Комиссию в течение трех дней с даты проведения заседания, на котором оно принято.

В случае наличия особого мнения экспертов, оно должно быть отражено в заключении.
Комиссия рассматривает заключение Согласительной комиссии на очередном заседании.
О поступивших заключениях Согласительной комиссии и результатах их рассмотрения Комиссия информирует Высший орган Таможенного союза на уровне глав правительств.

Ведущая: Наталья Борисовна, расскажите, пожалуйста, каким был процесс развития и совершенствования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства?

Слюсарь Н.Б.: Формирование договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства осуществлялось в соответствии с Планом действий по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества утвержденным Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 6 октября 2007 года № 1, а также Планом действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 2010 – 2011 гг. утвержденным Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 19 декабря 2010 года № 35.

Во исполнение указанного Плана 25 января 2008 г. Высшим органом Таможенного союза на уровне глав правительств приняты 9 международных соглашений в области таможенного, таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Главы правительств также определили принципы взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг в Таможенном союзе.

В период 2009 – 2010 гг. в рамках Таможенного союза приняты Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран и Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами.

Кроме этого, в соответствии с Договором о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г. разработаны и одобрены этапы и сроки формирования единой таможенной территории Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, предусматривающие три основных этапа формирования единой таможенной территории Таможенного союза. В частности, определены следующие этапы: предварительный – до 1 января 2010 г., первый – с 1 января 2010 г. до 1 июля 2010 г. и второй – с 1 июля 2010 г. до 1 июля 2011 г. При этом главы государств определили конечную дату создания единой таможенной территории Таможенного союза – 1 июля 2010 г.

На предварительном этапе решались две основные задачи: завершение формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и организация поэтапного переноса согласованных видов государственного контроля, за исключением пограничного, на внешний контур единой таможенной территории.

27 ноября 2009 г. главами государств – членов Таможенного союза подписан Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза. Таким образом, осуществлена кодификация таможенного законодательства Таможенного союза, свидетельствующая о качественно новом уровне межгосударственной экономической интеграции.

В области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Межгоссоветом ЕврАзЭС (Высшим органом Таможенного союза) Решениями утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф Таможенного союза (ЕТТ ТС). Главы государств также приняли решение о передаче Комиссии Таможенного союза ряда важных функций в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, предусмотренных соответствующими международными договорами Таможенного союза, в частности, ведение ЕТТ ТС.

В области защиты прав потребителей Высшим органом Таможенного союза принято решение о наделении Суда ЕврАзЭС функциями по разрешению споров в рамках Таможенного союза.
При этом механизмом для прямого обжалования действий Комиссии стал Экспертный совет, наделенный полномочиями по рассмотрению заявлений занимающихся хозяйственной деятельностью юридических и физических лиц государств – членов Таможенного союза по вопросам соответствия решений Комиссии Таможенного союза его договорно-правовой базе.
В рамках предварительного этапа также приняты международные соглашения по техническому регулированию, санитарным, ветеринарным и фитосанитарным мерам.

В целях реализации Решения Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 9 июня 2009 г. № 13 о вступлении в силу Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза от 25 января 2008 г. Комиссия Таможенного союза 26 ноября 2009 г. Решением № 125 одобрила Единую методологию ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств – членов Таможенного союза.

Кроме того, главами правительств 11 декабря 2009 г. принят Протокол о порядке передачи данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств – членов Таможенного союза, а с 1 июля 2010 г. стали действовать технические условия передачи данных таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли и Инструкция о порядке формирования таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли, направленные на обеспечение осуществления Центром таможенной статистики Комиссии Таможенного союза своих функций.

Во исполнение основных положений Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе приняты три протокола. Кроме того, подписан межведомственный Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов с формой заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

В связи с переносом согласованных видов государственного контроля на внешние границы Республики Казахстан и Российской Федерации предусмотрен переходный период, в течение которого в местах совершения таможенных операций на территории Республики Казахстан должен осуществляться мониторинг таможенных процедур при временном сохранении отдельных форм таможенного контроля на российско-казахстанской границе.

В целях создания Единого экономического пространства 19 декабря 2009 г. Высшим органом Таможенного союза был утвержден План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 2010 – 2011 г., предусматривающий разработку двух пакетов соглашений, посвященных вопросам экономической политики, свободы движения капитала, валютной политики, транспорта, энергетики, связи, свободы передвижения рабочей силы и технического регулирования.

В соответствии с задачами первого этапа формирования единой таможенной территории государств – членов Таможенного союза с 1 января 2010 г. Комиссией Таможенного союза ведется работа по осуществлению полномочий в сфере тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли Таможенного союза.

Так, с 1 января 2010 г. вступил в силу ряд международных договоров и нормативных правовых актов в сфере таможенно-тарифного регулирования, включая ТН ВЭД ТС и ЕТТ ТС. С указанной даты также введены в действие три соглашения Таможенного союза по нетарифному регулированию.

В целях реализации ст. 57 Таможенного кодекса Таможенного союза разработаны Единая база данных предварительных решений Таможенного союза по классификации товаров и Технические условия передачи данных о предварительных решениях по классификации товаров.

Комиссия Таможенного союза в рамках наделенных полномочий утвердила Перечень товаров, в отношении которых установлены квоты и объемы тарифных квот для ввоза товаров на территорию государств – членов Таможенного союза, а также Перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Таможенного союза, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта.

Для обеспечения выполнения условий формирования единой таможенной территории решалась задача унификации торговых режимов по отношению к третьим странам. В этих целях проведен анализ действующих торговых соглашений государств – членов Таможенного союза, устанавливающих режимы наибольшего благоприятствования и свободной торговли с третьими странами. В связи с этим Комиссией Таможенного союза утверждена Концепция унификации торговых режимов государств – членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и проведены консультации по вопросам унификации изъятий из режима свободной торговли товарами, существующего у государств – членов Таможенного союза с государствами – членами СНГ, Грузией, Сербией и Черногорией.

На завершающей стадии первого этапа формирования единой таможенной территории договорно-правовая база Таможенного союза значительно расширилась за счет принятия большого количества международных договоров. В значительной степени это связано со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза: поскольку некоторые нормы Таможенного кодекса носят отсылочный характер, возникла необходимость введения в действие одновременно с Кодексом правовых механизмов, разработанных в целях реализации его положений.

Так, 20 мая 2010 г. подписано Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), устанавливающего единый унифицированный механизм зачисления и распределения между государствами – членами Таможенного союза ввозных таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие.
В развитие положений принятых международных договоров Таможенного союза Комиссией Таможенного союза был утвержден ряд важнейших нормативно-правовых актов в различных сферах регулирования, среди них: 1) в сфере таможенного регулирования: формы таможенных деклараций и инструкции по их заполнению; Порядок проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля; формы общих реестров лиц, осуществляющих деятельность в cфере таможенного дела; Инструкция о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары; Перечень категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура и условия помещения товаров под такую таможенную процедуру; форма пассажирской таможенной декларации и порядок ее заполнения; форма таможенного приходного ордера и порядок его заполнения и применения; форма и порядок заполнения транзитной декларации и др.; 2) в сфере таможенно-тарифного регулирования: Положение о порядке технического ведения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Регламент взаимодействия по вопросам ведения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза; Положение о порядке принятия Комиссией Таможенного союза решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров и др.; 3) по вопросам применения санитарных мер: Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза; Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю); Единые формы документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров) и др.; 4) по вопросам применения ветеринарно-санитарных мер: Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору); Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза; Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору); Единые формы ветеринарных сертификатов и др.; 5) в сфере технического регулирования: Положение о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, а также его формирования и ведения; Положение о порядке формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по Единой форме; Единые формы сертификата соответствия и декларации о соответствии; Положение о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию Таможенного союза и др.

Второй этап создания единой таможенной территории Таможенного союза был ознаменован вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза. Таможенный кодекс вступил в силу, и единая таможенная территория Таможенного союза была сформирована для Республики Казахстан и Российской Федерации с 1 июля 2010 г., а для трех государств – членов Таможенного союза – с 6 июля 2010 г. Однако государствами была достигнута договоренность о применении некоторых изъятий из режима функционирования единой таможенной территории, виды и срок применения которых определены в принятом 5 июля 2010 г. Протоколе об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза.

В связи со вступлением в силу международных договоров о косвенном налогообложении правительствам государств – членов Таможенного союза было поручено приостановить и в дальнейшем прекратить действие соответствующих двусторонних соглашений.

В соответствии с Соглашением об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза от 11 декабря 2009 г. и Соглашением о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия от 11 декабря 2009 г. Комиссии Таможенного союза делегированы полномочия, в частности, по формированию, утверждению и ведению Единого перечня продукции, подлежащей подтверждению соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, установлению Порядка включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр, а также формированию и ведению Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

В рамках развития и применения в Таможенном союзе информационных технологий приняты два фундаментальных соглашения: Соглашение о создании, функционировании и развитии Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза и Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза, а также утверждена Концепция создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза.

Кроме этого, с 1 июля 2010 г. вступили в силу Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам, а также Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам и Соглашение Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 г., в связи с чем Комиссии Таможенного союза были переданы соответствующие полномочия.

В целях развития межгосударственного сотрудничества по уголовным делам и делам об административных правонарушениях 5 июля 2010 г. главами государств были подписаны Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств – членов Таможенного союза и Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств – членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях. В соответствии с указанными международными договорами определены особенности привлечения к уголовной и административной ответственности лиц, совершивших правонарушения на территории Таможенного союза, установлены органы, уполномоченные осуществлять производство по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, провозглашен принцип взаимного признания и исполнения в государствах – членах Таможенного союза соответствующих процессуальных документов, а также определен порядок взаимодействия национальных уполномоченных органов по раскрытию преступлений, привлечению виновных лиц к уголовной, административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.

Таким образом, к 2011 г. достигнуты значительные результаты в формировании договорно-правовой базы Таможенного союза.

К настоящему времени План действий по формированию Таможенного союза в основном выполнен.
В соответствии с разделом 1 Плана действий из 51 принятого международного договора, входящего в основной Перечень международных договоров договорно-правовой базы Таможенного союза, вступили в силу и применяются 43. Семь международных договоров утратили актуальность в связи со вступлением в силу Таможенного Кодекса Таможенного союза. Один документ (Соглашение о вывозных таможенных пошлинах, в отношении третьих стран от 25 января 2008 г.) в соответствии с решениями Высшего органа Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 17 и Комиссии от 27 января 2010 г. № 160 планируется заменить Соглашением об определении порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе товаров с единой таможенной территории Таможенного союза. В настоящее время Сторонами определяется формат трехстороннего проекта Соглашения о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с единой таможенной территории Таможенного союза, проводятся внутригосударственные консультации по вопросам унификации ставок и уплаты вывозных таможенных пошлин.

В дополнение к указанному Перечню принято более 30 международных соглашений, регулирующих различные вопросы деятельности органов Таможенного союза и обращения товаров на единой таможенной территории.

Полностью реализованы мероприятия по введению в действие пакета международных договоров в сфере единого таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе. С 1 января 2010 г. введен в действие Единый таможенный тариф Таможенного союза (ЕТТ).

Выполнены основные мероприятия по формированию таможенного законодательства: введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза; унифицирован порядок таможенного администрирования, включая единые правила декларирования товаров, уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы; установлены и применяются единые правила определения таможенной стоимости, а также единые правила определения страны происхождения товаров.

С 1 июля 2010 г. в Таможенном союзе начало действовать единое правовое поле в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, обеспечивающее применение единых перечней подконтрольной продукции; единых требований к этой продукции; единого порядка ввоза ее на единую таможенную территорию и перемещения по ней; оформление разрешительных документов по единым формам, которые признаются всеми Сторонами. В рамках этого правового поля исключается необходимость осуществления данных видов контроля на межгосударственных границах государств-членов Таможенного союза.

Осуществляется ведение статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли Сторон. Утверждены технические условия передачи данных таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли товарами.

В налоговой сфере согласованы принципы взимания косвенных налогов при экспорте и (или) импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе; сформирована нормативно-правовая база Таможенного союза в области косвенного налогообложения, которая регламентирует порядок взимания косвенных налогов во взаимной торговле в Таможенном союзе, а также обеспечен обмен информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов.

Осуществляются мероприятия по реализации соответствующих Решений Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) и Комиссии Таможенного союза по распространению защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единую таможенную территорию.
Разработан и принят Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. № 502 Статут Суда Евразийского экономического сообщества. Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 9 декабря 2010 г. №534 принят Договор о порядке обращения в Суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним.

Продолжается реализация мероприятий по приведению национальных законодательств в соответствие с договорной правовой базой Таможенного союза, унификации торговых режимов, созданию Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (ИИСВВТ), в рамках которой должна быть обеспечена эффективная интеграция национальных сегментов и построение общего информационного пространства Таможенного союза. Реализуются договоренности Сторон о поэтапной отмене ограничительных мер экономического характера во взаимной торговле по мере введения единых правил в соответствующих сферах регулирования экономики.

В соответствии с Планом действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 2010 – 2011 гг. 9 декабря 2010 года главами государств принято 17 международных договоров.
В целях совершенствования законодательства Таможенного союза, в частности в целях устранения пробелов и коллизий правовых актов органов Таможенного союза и Единого экономического пространства, принято Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 15 марта 2011 г. № 73, которое предусматривает начало работы по кодификации договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства. Также были разработаны подходы к кодификации, в соответствии с которыми работу по кодификации целесообразно осуществлять по двум направлениям:

  1. институциональные основы функционирования интеграционного образования;
  2. систематизация международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Целью работы по первому направлению будет являться создание правовой основы для нового этапа интеграции.

Второе направление работы будет осуществляться в целях устранения отсылочных норм, исключения противоречий, восполнения пробелов и формирования единого понятийного аппарата.
Работа по первому направлению будет вестись на основании принципов и направлений дальнейшей интеграции, закрепленных в Декларации о евразийской экономической интеграции, подписанной главами государств Таможенного союза 18 ноября 2011 года в г. Москве.

Работа по второму направлению предполагает систематизацию международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Работа по кодификации должна осуществляться поэтапно: вначале подготовка общей (институциональной) части, а затем на ее основе - особенной части.

Работа по кодификации должна осуществляться в соответствии с общепризнанными принципами международного права, национальными законодательствами государств-членов Таможенного союза, прежде всего, конституциями, а также с учетом международного опыта. Ключевым при проведении указанной работы должно являться полное сохранение принятых Сторонами обязательств и действующих норм, закрепленных в заключенных Сторонами международных договорах в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Конечной целью работы является подготовка соответствующего международного договора.
Для координации и контроля указанной работы в соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 19 мая 2011 г. № 91 создана Рабочая группа из представителей государственных органов государств-членов Таможенного союза. Основной задачей Рабочей группы будет являться разработка технического задания для организации, проводящей работу по кодификации. Техническое задание должно быть утверждено решением Комиссии Таможенного союза.

По итогам открытого конкурса на право заключения договора на выполнение научно-исследовательской работы по теме: «Кодификация международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства» определена сторонняя организация.

К настоящему времени договорно-правовая база Таможенного союза и Единого экономического пространства в основном сформирована и будет в дальнейшем инкорпорирована в единый международный кодифицированный акт.

Ведущая: Наталья Борисовна, спасибо за ваши подробные и интересные ответы!

 

Читать ГАРАНТ.РУ в и