Новости и аналитика Интервью Предоставление госуслуг Управлением Росреестра по Москве в электронном виде и межведомственное взаимодействие. Особенности и нововведения в законодательстве

Предоставление госуслуг Управлением Росреестра по Москве в электронном виде и межведомственное взаимодействие. Особенности и нововведения в законодательстве

Предлагаем ознакомиться с видеозаписью интернет-интервью (скачать файл можно здесь).

20 декабря в 13-00 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с заместителем руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве Демидовой Инной Семеновной. В мероприятии приняла участие заместитель начальника отдела координации и анализа деятельности в учетно-регистрационной сфере Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве Велесевич Надежда Владимировна.

Ведущая интернет-интервью - Татьяна Нифталиева (ИА "ГАРАНТ").

Тема интернет-интервью: "Предоставление государственных услуг Управлением Росреестра по Москве в электронном виде и межведомственное взаимодействие. Особенности и нововведения в законодательстве".

Ведущая интернет-интервью - Татьяна Нифталиева (ИА "ГАРАНТ").

 

Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью.

Сегодня у нас в гостях Инна Семеновна Демидова - заместитель руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и Надежда Владимировна Велесевич - заместитель начальника Отдела координации и анализа деятельности в учетно-регистрационной сфере Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.

Уважаемые Инна Семеновна и Надежда Владимировна, позвольте поблагодарить вас за то, что нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.

Тема интернет-интервью: "Предоставление государственных услуг Управлением Росреестра по Москве в электронном виде и межведомственное взаимодействие. Особенности и нововведения в законодательстве".

В последние годы в России вопросы предоставления государственных услуг в электронном виде приобрели особую актуальность. Стремительно растет популярность этой системы, увеличивается количество заявлений, подаваемых гражданами через Интернет.

Чтобы упростить процедуру предоставления госуслуг, сократить ее сроки и сделать обслуживание более качественным и доступным, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве предоставляет сведения из Единого государственного реестра прав в электронном виде. С помощью портала государственных услуг можно поставить объекты на кадастровый учет, бесплатно получить информацию из государственного кадастра недвижимости и государственного реестра прав в режиме реального времени, интерактивную публичную кадастровую карту и многое другое.

С 1 октября 2011 года Росреестр и иные федеральные органы исполнительной власти, а также государственные внебюджетные начали обмениваться документами и информацией, в том числе в электронной форме, в целях предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг.

С 1 июля 2012 года к межведомственному взаимодействию подключатся органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Сегодня мы поговорим о переходе Управления Росреестра по Москве на межведомственный документооборот, особенностях работы с интернет-порталом государственных услуг, перспективах развития информационных технологий в деятельности ведомства и новеллах законодательства в данной области.

Инна Семеновна, какие услуги в электронном виде на сегодняшний день предоставляет ваше ведомство? Какие услуги наиболее востребованы у населения?

Демидова И.С.: Наше ведомство на сегодняшний день оказывает четыре основные услуги: услуга по государственной регистрации прав на объекты недвижимости; выдача информации из Единого государственного реестра прав; постановка на кадастровый учет; выдача информации из Государственного кадастра недвижимости. Информацию об услугах и условиях предоставления сведений из ЕГРП можно получить на сайте Управления и на портале Росреестра в разделе «Предоставление информации». Там указана вся необходимая информация об условиях, необходимом перечне документов, стоимости всех предоставляемых услуг, адресах, куда можно обратиться. В случае предоставления запросов в электронной форме, перечисление платежа производится после предоставления запроса и осуществляется через расчетные организации, с которыми органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, заключены договоры о приеме платежей. При этом представлять в регистрирующий орган документы, подтверждающие факт оплаты, не требуется. Помимо получения сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимости с помощью портала государственных услуг, возможно бесплатно осуществить постановку земельных участков на кадастровый учет, а также получить информацию из Государственного кадастра недвижимости. Предоставление сведений из Государственного кадастра недвижимости осуществляется за плату, размер которой также указан на портале Управления Росреестра.

Ведущая: В 2010 году Управление стало одним из участников пилотной программы по внедрению системы выдачи информации из Единого государственного реестра прав через Интернет. Пожалуйста, расскажите о том, каких результатов и показателей вам удалось достичь? В каком направлении будете развиваться дальше?

Демидова И.С.: Сегодня развитие информационных технологий идет достаточно быстро, в том числе и в Росреестре. И начиная с февраля 2011 года информация из Единого государственного реестра прав может быть предоставлена уже именно в электронном виде. По состоянию на конец 2011 года было принято более 14 тысяч запросов. Я думаю, что эти темпы будут только ускоряться. Управление Росреестра нацелено на то, чтобы как можно больше информации можно было предоставлять оперативно и именно в электронном виде. И мы будем делать для этого все необходимое.

Ведущая: Инна Семеновна, хотелось бы у вас уточнить, каким способом сегодня предоставляются сведения из Единого государственного реестра прав в электронном виде?

Демидова И.С.: Сведения из Единого государственного реестра прав в электронном виде могут быть представлены тремя способами. Первый способ – в виде электронного документа, если заявителю необходима именно информация, и не важно, что она не будет предоставлена на бумажном носителе. Эта информация предоставляется с электронной подписью и приравнивается к любой другой информации, которую можно получить в Управлении. Второй способ - информация может быть представлена в виде бумажного документа, который отправляется почтовым отправлением. Это удобно в том случае, если заявителю необходим бумажный документ, но ему неудобно идти в отдел Управления за его получением. И третий способ - когда заявитель может получить необходимую ему информацию в отделе Управления по адресу: улица Тимура Фрунзе, дом 3, строение 3. Выписки, которые обрабатываются с портала, выдаются именно по этому адресу.

Ведущая: Возможно ли с помощью портала государственных услуг Росреестра поставить объект недвижимости на кадастровый учет?

Демидова И.С.: Да, постановка объектов недвижимости на кадастровый учет в электронном виде составляет 13 рабочих дней. Для этого требуется заявление, межевой план на электронном носителе, заверенный электронной цифровой подписью. В принципе, это все, что нужно. Плата за постановку участка на государственный кадастровый учет в данном случае не взимается.

Ведущая: А возможно ли представить дополнительные документы для постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет в электронном виде и сколько времени это займет?

Демидова И.С.: Дополнительные документы могут быть представлены и в электронном виде. Документы также должны быть заверены электронной цифровой подписью. Срок рассмотрения дополнительных документов составляет также 13 рабочих дней.

Ведущая: Инна Семеновна, за последнее время в сфере государственных услуг, в том числе и по оформлению прав на недвижимость, появилось очень много новинок. Помимо уже озвученных вами, какими еще новыми возможностями располагает Росреестр?

Демидова И.С.: На портале государственных услуг Росреестра в разделе «Услуги» имеется возможность получить справочную информацию об объектах недвижимости в режиме on-line. Данная услуга позволяет осуществить поиск любого объекта недвижимости, права на который зарегистрированы. Поиск можно осуществлять по кадастровому, либо условному номерам объекта, адресу объекта или по номеру государственной регистрации права. Указанный сервис является весьма удобным, он представляет собой информационно-ознакомительный ресурс. Данная информация не является документом, подтверждающим право, но, тем не менее, информацию получить из этого реестра возможно. В данном случае заявитель может убедиться в том, что регистрация права проведена. Данные сведения о регистрации права являются общедоступными для всех участников рынка недвижимости. В случае если понадобится официальное подтверждение данной информации, тогда потребуется выписка из Единого государственного реестра прав одним из тех способов, которые я уже обозначила ранее.

Ведущая: А можно ли зарегистрировать право на объекты недвижимости в электронном виде?

Демидова И.С.: На сегодняшний день это невозможно. Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено либо личное обращение, либо обращение по почте.

Ведущая: С 1 октября 2011 года Росреестр и другие федеральные органы исполнительной власти перешли к межведомственному документообороту. С 1 июля 2012 года к такому взаимодействию подключат органы исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления. Инна Семеновна, как обстоят дела с межведомственным документооборотом в вашем ведомстве? С какими органами власти вы сейчас осуществляете наиболее тесное сотрудничество?

Демидова И.С.: Действительно, с 1 октября 2011 года Управление Росреестра по Москве нацелено на более тесное взаимодействие с органами федерального уровня власти. Наиболее тесное взаимодействие происходит у нас с федеральными органами власти: с налоговой инспекцией, с миграционной службой. Наиболее частые запросы идут именно туда. Все эти запросы передаются именно по межведомственному взаимодействию в электронном виде. Мы достаточно быстро получаем ответы. Сегодня ряд обязанностей, которые были первоначально возложены на заявителя по предоставлению документов, переданы органам власти. Мы пользуемся возможностями именно межведомственного взаимодействия для получения той или иной информации, необходимой для государственного регистратора. Что касается муниципальных органов, то межведомственное взаимодействие с ними будет осуществляться уже с 1 июля 2012 года. На сегодняшний момент мы ведем активную работу в этом направлении, подключаем муниципальные органы к тем или иным возможностям, уже сегодня пытаемся в какой-то мере снять с заявителя излишнюю нагрузку по предоставлению тех сведений, которые находятся в органах власти.

Ведущая: В какой срок происходит обмен сведениями по межведомственным запросам регистрирующего органа?

Демидова И.С.: В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» все запросы, которые государственный регистратор направляет, должны быть исполнены в течение 10 дней. Это обязательное требование закона, которое должно исполняться.

Ведущая: Инна Семеновна, какие документы орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать от заявителя?

Демидова И.С.: От заявителя мы не вправе требовать те документы, которые не являются правоустанавливающими для заявленного права. Документы, которые в соответствии с законом являются правоустанавливающими, должны быть предоставлены именно заявителем.

Ведущая: Инна Семеновна, какие документы заявителю по-прежнему необходимо предоставлять самостоятельно?

Демидова И.С.: Это как раз те документы, которые являются правоустанавливающими: договор, акт ввода в эксплуатацию, если осуществлен не федеральными органами власти. С июля месяца это и те акты, которые будут издаваться органами субъекта, либо муниципальными органами в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Велесевич Н.В.: Кроме того, это договоры, судебные решения, свидетельства о праве на наследство, акты о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти. Хотелось бы отметить, что Законом о предоставлении услуг установлен исчерпывающий перечень документов личного хранения, которые гражданин или организация обязаны представить лично в Росреестр. К таким документам относятся: документы, удостоверяющие личность гражданина; учредительные документы юридического лица; решения, заключения, выдаваемые органами опеки и попечительства и т.п.

Демидова И.С.: Т.о. перечень правоустанавливающих документов достаточно обширен и предусмотреть все возможности сложно.

Хочу сделать упор именно на то, что документы, которые находятся в федеральных органах государственной власти на сегодняшний день, мы уже не можем требовать. Они предоставляются только в том случае, если являются правоустанавливающими документами. Если же это документы, которые находятся в органах субъекта или муниципальных органах, то с 1 июля 2012 года их предоставления не требуется, за исключением случаев, когда эти документы являются правоустанавливающими.

Ведущая: Инна Семеновна, вы уже начали рассказывать о взаимодействии с Федеральной налоговой службой. Хотелось бы у вас уточнить, как осуществляется взаимодействие между вашим управлением и Федеральной налоговой службой и его управлениями?

Демидова И.С.: Взаимодействие у нас достаточно тесное. Информация, которая содержится в Едином государственном реестре прав и Государственном кадастре недвижимости, является основополагающей базой для исчисления налогов, в регулярном режиме предоставляется налоговой инспекции, а также передается из ЕГРП и ГКН. Для ее приведения в соответствие создана рабочая группа, которая определяет, что все изменения, которые были произведены в ГКН, обязательно должны найти свое отражение в ЕГРП. И наоборот, вся информация о правах, зарегистрированных в Едином государственном реестре прав, передается в ГКН для того, чтобы в этих двух информационных ресурсах она была единой, объективной и правильной. Поэтому с целью унификации на территории города Москвы создается единый информационный ресурс, который является базой для налогоисчисления налоговой инспекцией.

Ведущая: Расскажите, пожалуйста, какие изменения в нормативно-правовые акты внесены в связи с переходом к межведомственному взаимодействию при оказании государственных и муниципальных услуг?

Велесевич Н.В.: Благодаря изменениям, внесенным в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в настоящее время у заявителей отпала необходимость предоставлять на государственную регистрацию разрешения на строительство и акт ввода в эксплуатацию, потому что указанные документы могут быть запрошены в рамках межведомственного взаимодействия. Но хотелось бы обратить внимание на то, что речь идет о тех документах, которые выданы федеральными органами исполнительной власти. В случае, если разрешение на строительство и акт ввода в эксплуатацию выданы органами государственной власти, то до 1 июля 2012 года заявители должны предоставлять указанные документы самостоятельно.

Необходимо отметить, что в законодательные акты РФ внесены следующие изменения. Например, Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" дополнен новой главой, которая регулирует досудебное и внесудебное обжалование решений и действий, либо бездействие органа, предоставляющего государственные и муниципальные услуги. Данное положение вступает в силу с 1 января 2012 года. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях был дополнен статьей, которая устанавливает ответственность за нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Она также вступает в силу с 1 января 2012 года. В соответствии с изменениями, которые внесены в Налоговый кодекс РФ, с 1 января 2013 года факт уплаты государственной пошлины можно будет подтвердить на основании межведомственного запроса.

Ведущая: Какие еще упрощения процедуры по оформлению прав на недвижимость возникли благодаря нововведениям в действующее законодательство?

Демидова И.С.: Уже около года внедрена система регистрации «кадастр». Для подачи документов на государственную регистрацию заявителю уже не нужно предоставление кадастрового паспорта. Достаточно единожды обратиться с двумя заявлениями: с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка и заявлением о государственной регистрации права на данный земельный участок. И дальше идет система взаимодействия внутри Управления и Кадастровой палаты. Поэтому заявителю достаточно прийти один раз, подать заявление, и в следующий раз уже прийти и получить документы о государственной регистрации права на данный земельный участок и кадастровый паспорт.

Ведущая: Инна Семеновна, у граждан по-прежнему возникает вопрос: почему же в то время как между Росреестром и иными федеральными органами власти существует межведомственное взаимодействие, при получении услуг от органов местного самоуправления по-прежнему возникают проблемы?

Демидова И.С.: Это касается органов местного самоуправления, потому это немного не наша компетенция. Но я хочу сказать, что поскольку Управление непосредственно взаимодействует с Правительством Москвы в рамках создания и функционирования многофункциональных центров, то думаю, что Правительством Москвы в этом направлении тоже ведется большая работа. До конца 2013 года к открытию Правительством Москвы заявлено 125 многофункциональных центров. Мы также в этом принимаем активное участие. В частности, в 2011 году целая приемная переселена на базу многофункционального центра районов Лефортово и Нижегородский, который расположен по адресу: пр. Серп и Молот, дом 10, где у нас открыто 10 окон приема, имеются кабинетные площади. Кроме того, по улице Марксистская, дом 24 открыт еще один центр, где осуществляется предоставление сведений из Единого государственного реестра прав и планируется предоставление сведений из ГКН. И список адресов можно продолжать далее.

Ведущая: Инна Семеновна, москвичи традиционно испытывают страх застрять в очередях, когда, например, заходит речь об оформлении покупки квартиры. Как сейчас с этим обстоит ситуация?

Демидова И.С.: На сегодняшний день у нас достаточно активно ведется работа по оптимизации процесса приема документов, чтобы людям было, как можно комфортнее обратиться в отдел Управления и получить все услуги, которые оказывает Управление. Мы систематически ведем мониторинг деятельности наших приемных. Для этого установлено более ста веб-камер. Практически в режиме реального времени мы можем увидеть, в каком состоянии находится приемная в плане очередей и скопления посетителей. Мы установили в окнах видео и аудиозапись, чтобы можно было контролировать степень профессиональной этики наших сотрудников. Мы разместили книги жалоб и предложений в отделах и в каждой приемной, поэтому посетители могут оставить свои замечания, предложения и, что особенно радует, слова благодарности. Мы увеличиваем число окон в каждой приемной и пытаемся устанавливать наиболее благоприятный график приема для посетителей. Графики этих приемов мы периодически пытаемся видоизменять, откликаясь именно на заявления и пожелания наших посетителей.

У нас есть система, которая была внедрена в сентябре 2010 года, позволяющая заявителям записываться не только по телефону. Кстати, на этот вид услуги приходится наибольшее количество нареканий, потому, что достаточно сложно дозвониться по телефонам, их не так много, и в Управлении поступает единовременно достаточно большое количество звонков. Поэтому мы, озаботившись этим еще в сентябре 2010 года, внедрили возможность записываться на прием по Интернету. И хочу сказать, что за истекший год у нас в несколько раз увеличилась возможность записаться на прием именно через Интернет, что не может не найти своего отражения на снижении очередей и жалоб на невозможность попасть по предварительной записи на прием. Мы этому уделяем очень серьезное внимание, это одно из направлений, которое мы держим во главе угла ежедневно. Т.е. у нас осуществляется мониторинг приемных, и мы, делая выводы, пытаемся найти выход из той или иной ситуации, потому что объективно понимаем, что услуга востребована у москвичей и приезжих. Мы стараемся как можно больше внимания уделить тому, чтобы облегчить судьбу наших посетителей.

Ведущая: Инна Семеновна, услуга востребована, перечень предоставляемых государственных услуг расширяется. Скажите, пожалуйста, как это сказывается на нагрузке сотрудников Управления Росреестра по Москве?

Демидова И.С.: Приход в нашу структуру всегда осуществляется по конкурсу. И этому уделяется достаточно много внимания. На каждый конкурс мы отбираем людей, исходя из профессиональных, личных качеств, потому что особенно сотрудники Управления, которые находятся на работе на передовом фронте офиса, должны быть определенным образом подготовлены к работе с заявителями.

Объемы, конечно, очень большие, но здесь нам оказывается определенное содействие именно в развитии информационных технологий. Без этого никуда, потому, что объемы увеличиваются год от года. А с учетом направленности на сокращение государственных служащих это вдвойне увеличивает нагрузку на сотрудников. Но, тем не менее, все информационные технологии, которые разрабатываются и внедряются на сегодняшний день, положительно сказываются на динамике нашего развития.

Ведущая: Достаточно часто в Интернете или даже в метро можно встретить рекламу с предложением помочь в оформлении документов, ускорить сроки регистрации в Росреестре. Инна Семеновна, как ваше ведомство борется с такими "серыми" конторами?

Демидова И.С.: С этой ситуацией мы пытаемся бороться по-разному. Наверное, только объективные факторы могут кардинально изменить ситуацию. И более года назад приказом руководителя были сокращены сроки государственной регистрации с 1 месяца до 12 дней на квартиры, гаражи, машиноместа, т.е. объекты, наиболее востребованные для граждан. Мы практически сразу увидели результат. По этим объектам мы до 1 дня сократили сроки предоставления информации. Мы мониторим все сайты, которые предоставляют подобного рода услуги, и даже иногда пытаемся делать такие контрольные закупки, чтобы понять, где узкие места. Не без удовольствия могу сказать, что таких услуг стало предоставляться гораздо меньше. Кроме того, они все направлены в основном на сопровождение документов, т.е. видимо барьеры были достаточно серьезные. По ускорению вопросы у нас почти сняты. Т.е. за два последних полугодия выявлен где-то один такой сайт, который решал именно вопросы с ускорением, все же остальные - это юристы, которые пытаются оказывать услуги по подготовке документов и представлению их на государственную регистрацию. Здесь мы не можем мешать участникам гражданско-правового оборота объектов недвижимости. А вопросы, связанные со злоупотреблениями, мы стараемся решать именно объективными моментами, т.е. максимально снижаем сроки государственной регистрации, предоставления информации.

Ведущая: Спасибо! На этом мои вопросы закончились. Инна Семеновна, Надежда Владимировна, большое вам спасибо за то, что приехали и подробно ответили на них. Позвольте пожелать вам успехов в вашей дальнейшей профессиональной деятельности!