Новости и аналитика Интервью Федеральное и региональное законодательство: перспективы развития

Федеральное и региональное законодательство: перспективы развития

17 июня в 10-00 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялась интернет-конференция Председателя Московской городской Думы Платонова Владимира Михайловича.

Тема интернет-конференции: "Федеральное и региональное законодательство: перспективы развития".

Ведущий интернет-конференции - Сергей Царь ( ИА "ГАРАНТ").

Ведущий: Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашего гостя - Владимира Михайловича Платонова,  Председателя Московской городской Думы.

Уважаемый Владимир Михайлович, благодарим вас за то, что в очередной раз нашли время прийти на нашу интернет-конференцию.

Тема интернет-конференции: "Федеральное и региональное законодательство: перспективы развития".

Для федеративного государства характерны два уровня системы законодательства: федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации.

В силу ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия действует федеральный закон.

Вопросы разграничения полномочий между РФ и ее субъектами актуален и, по мнению многих экспертов, до сих пор не решен.

В ходе конференции мы поговорим о соотношении федерального и столичного законодательства по предметам совместного ведения, совершенствовании городского законодательства, регламентирующего вопросы экономики, образования, здравоохранения, соцподдержки, культуры и спорта, градостроительства а также жилищно-коммунального хозяйства, рассмотрим иные актуальные вопросы.

Платонов В.М.: Доброе утро! Я рад опять оказаться у вас в гостях. Спасибо за приглашение! Приглашайте, я всегда готов пообщаться с вашей аудиторией, наверное, самой продвинутой интернет-аудиторией!

Ведущий: Спасибо, Владимир Михайлович! Озвучу первый вопрос. 9 марта 2011 года был принят Закон города Москвы "Об универсальной электронной карте". Подскажите, пожалуйста, могут ли москвичи отказаться от пользования ею и продолжать пользоваться "социальными картами москвича"? До каких пор будет действовать социальная карта москвича", если человек получит универсальную электронную карту?

Платонов В.М.: Давайте не будем пугать жителей других регионов. Наш закон не регулирует отношения на всей территории РФ, т.к. это делает федеральный закон. В федеральном законодательстве сразу же было определено, что электронной картой может воспользоваться только тот человек, который захочет ею воспользоваться. Первые два года он по желанию получает карту, но воспользуется ею или нет, это исключительно его право. Кроме того, если он воспользовался этой картой, а ему почему-то потом это не понравилось, то совершенно спокойно может от нее отказаться.

Хочу сказать, что это, наверное, единственный закон города Москвы, который вызвал такие горячие отклики. Слово "электронная карта" иногда путают с ювенальной юстицией. Это словосочетание тоже раздражает некоторые слои общества. Но мы получили 3-4 вида документов, заранее тщательно подготовленных, начиная от фразы "я против" и заканчивая информацией на трех листах, рассуждениями о нарушении Конституции РФ. Все документы нами были приняты. Мы даем такие же стандартные ответы, разъясняем, что ни московский, ни, тем более, федеральный закон, не нарушает права граждан. Человек вправе отказаться от этого документа. Мы провели пресс-конференцию, встретились с представителями Русской православной церкви, юристами, которые с ними работают. И мне кажется, что это закончилось позитивно, эта волна как-то спадает. Наверное, также можно выступить и против счетчиков учета воды, т.к. никто не обязывает людей их ставить.

В настоящий момент в связи с развитием нашего общества существует несколько десятков систем, которые осуществляют учет граждан, начиная с избирательных списков и заканчивая многими другими вопросами. Когда человек получает электронную карту в банке, покупает мобильный телефон, устанавливает туда чип, он уже находится под каким-то контролем. Плохо это или хорошо? Смотря в чьих руках это находится. Поэтому я считаю, что задача государства - ограничить возможность каких-то преступных, недоброжелательных элементов пользоваться этим. А так, конечно, это делается во благо, по решению самого гражданина.

Ведущий: Спасибо. Следующий вопрос. Насколько существующая модель взаимодействия органов региональной и муниципальной власти эффективна, на Ваш взгляд? В каких вопросах Вы видите основные направления взаимодействия и развития региональной и муниципальной власти на ближайшую перспективу?

Платонов В.М.: В Конституции Российской Федерации сказано, что органы местного самоуправления самостоятельны и не входят в систему государственных органов. Долгие годы, десятилетия они получали очень слабое, формальное развитие, находились под четким контролем и руководством партии, не получали развитие многие институты общественного и территориального самоуправления. Например, в Москве органы местного самоуправления были в каждом из 33-х районов, население составляло от 100 тысяч до 500 тысяч человек. Но, не взирая на их территориальные особенности, эти районы были как братья-близнецы, потому что единодушно принимали все решения, которые были заранее подготовлены. Когда в конце 80-х - начале 90-х годов они получили реальную правовую самостоятельность, то стали происходить различные вещи, например, было принято решение о том, что воздушное пространство, недра - это суверенитет. Какие-то организации принимали решение убирать свои территории. И задача городских властей, не только Москвы, но и Санкт-Петербурга, - сделать так, чтобы местное самоуправление не разрушало систему единого городского механизма. Т.е. есть функции, которые ни в коем случае нельзя передавать: нельзя выстраивать в каждом районе здравоохранение, правопорядок. Теперь их не 33, а 125, этот институт развивается. Мы постепенно передаем новые и новые полномочия. А если мы приведем в пример любое государство с более давними традициями местного самоуправления, то у него полномочия довольно-таки большие. Самое главное, что есть самостоятельность, которая подкреплена финансами. Сейчас финансы выделяются из городского бюджета и используются в районе. Дополнительно есть налоги, которые они получают сами, но суммы пока довольно-таки незначительные. Так что институт развивается и будет развиваться дальше. Я считаю, что за ним стоит будущее для сотрудничества с гражданами.

Ведущий: Спасибо, Владимир Михайлович! Каковы ваши прогнозы в области транспортной политики, в частности, по законопроектам об автомобильных дорогах? В чем, на ваш взгляд, их непосредственное преимущество для Москвы?

Платонов В.М.: Законодательство есть. В Московскую городскую Думу вносились проекты законов по вопросам развития транспортной системы, но не принимались в окончательной редакции. Последнее время с приходом нового Мэра города транспортные проблемы не только обозначены, но и являются приоритетными. Это комплексный подход к решению данной проблемы, не только выделение бюджетных денег на строительство новых дорог, но и более энергичное развитие общественного транспорта. И основной критерий заключается в следующем: 80% пользователей транспорта пользуются общественным транспортом, а 20% - своим личным транспортом.

В некоторых государствах власти принимали решение взимания дополнительной платы, введения ограничений на въезд в центр. Необходимо создание приоритетных условий по поводу строительства дополнительных транспортных полос, предназначенных только для общественного транспорта и такси, чтобы тем самым стимулировать людей, чтобы люди выбирали: либо пробки в своей машине, либо экономия времени на поездках на общественном транспорте. Продолжается строительства многих станций метро, заложены деньги на приобретение новых комфортабельных автобусов, троллейбусов.
Вчера на заседании Правительства Москвы были обозначены еще несколько специальных полос для общественного транспорта, новые развязки, которые будут разрешать эту проблему. Но я считаю, что дополнительно к этому обязательно должны быть предприняты действия со стороны страховых компаний. Мы ничем не отличаемся от зарубежных государств, где существует обязательное страхование автогражданской ответственности, но принципиальное отличие заключается в том, что там автомобилисты не останавливаются, не включают "аварийки", не ждут, когда приедут сотрудники ГИБДД, а обмениваются страховыми свидетельствами и спокойно едут дальше. У нас же образовывается многокилометровая пробка.

Хочется также отметить несоблюдение со стороны граждан-автолюбителей правил переезда перекрестка. Мы все это наблюдаем. Я считаю, что здесь должны быть контроль и жесткие санкции со стороны властей, усиление ответственности. Сейчас предусмотрено усиление ответственности за нарушение этих правил. И только эти совместные усилия могут способствовать разрешению транспортной проблемы. Это не произойдет завтра, послезавтра, но чем больше будет совместных усилий, в том числе и со стороны федерального центра, который, я считаю, должен выделять деньги на строительство дорог, идущих из Москвы через Московскую область, то эта проблема будет разрешаться.

Ведущий: Владимир Михайлович, какие законы, принятые с начала этого года, Вы бы отнесли к числу особо важных и по каким причинам?

Платонов В.М.: Все, потому что ни один закон самостоятельно не решает те вопросы, которые в городе еще не решены. Если у вас есть хорошая квартира, то вас совершенно не интересует закон, который решает вопрос о предоставлении жилья, если у вас нет автомобиля, может быть, вы никогда не изучите правила дорожного движения. А любой документ, который мы принимаем, - это закон, на основании которого выпускается огромное количество подзаконных актов, регулирующих основное направление жизнедеятельности города. Как в России, так и в других государствах это не является исключением. Если кого-то, тем более пользователей сети Интернет, интересует этот вопрос, можно войти на наш сайт http://www.duma.mos.ru и посмотреть, какие документы мы приняли, выбрать для себя полюбившиеся.

Ведущий: Спасибо, следующий вопрос. Какую роль играют граждане в законотворческой деятельности Мосгордумы. Как строится работа вашего ведомства для расширения взаимодействия с населением в ходе разработки законопроектов и принятии законов?

Платонов В.М.: Парламент открыт для граждан, и мы этому способствуем. Наверное, уже более 10 лет в Интернете показывают заседания Московской городской Думы. И если в первое время это были пятисекундные кадры, заставки, то сейчас заседания можно смотреть в прямом эфире, понаблюдать, как работает парламент. Люди приходят на встречи к своим депутатам, в стенах Московской городской Думы ведется прием населения, который организует партия, депутаты-члены партий, мы получаем письма, заявления, обращения. Субъектами законодательной инициативы является Мэр Москвы, фракции, депутаты, прокурор города, председатели Мосгорсуда, арбитражного суда, наш представитель в Совете Федерации и еще 30 тысяч москвичей могут подписаться под проектом закона. Желательно перед этим прочитать закон и выяснить последствия, тогда мы обязаны рассматривать это как законодательную инициативу. Достаточно пожелания, предложения чего-то интересного от одного человека. Депутатами это с удовольствием будет взято на вооружение. Все законодательные инициативы со стороны граждан, случайно организовавших партии перед выборами, были совершенно популистскими, их нельзя было принимать.

Но самое главное - это прозрачность нашей деятельности. О том, как работает депутат, когда он пришел на заседание, по каким вопросам голосовал, какие у него были выступления и сколько, можно узнать в Интернете. Я считаю, что мы прозрачны для того, чтобы граждане знали о нашей деятельности. Но не будем идеализировать, не так много людей сидит у экранов телевизоров и отслеживает наши выступления, инициативы. Люди вспоминают про парламент, когда что-то происходит, принимается какой-то важнейший документ и перед выборами. Они смотрят, лучше или хуже стало жить, отдают голоса за тех, кто им больше нравится. Это нормальная система, которая существует во многих многопартийных государствах. Она будет совершенствоваться и дальше.

Ведущий: Владимир Михайлович, расскажите, пожалуйста, подробнее по поводу общественного контроля. Как вы считаете, насколько он важен в деятельности Мосгордумы?

Платонов В.М.: Этот термин всем до боли знаком, но я не знаю, какой образ по поводу него возникает у каждого человека. Словосочетание "общественный контроль", я считаю, означает полную прозрачность деятельности власти, информацию обо всех ее шагах, документах, поступках. Но я считаю, что эта информация должна быть более детализирована и касаться не только бюджета, потому что я не знаю такого человека, который прочитал бы закон о московском бюджете от начала до конца, не исключая людей, которые работают и готовят эти документы, в том числе и депутатов. Необходимо, чтобы каждая строка бюджета доходила до гражданина, он знал, что за счет бюджетных денег в этом году в его районе, дворе, подъезде будет сделано то-то и то-то, должны быть построены школы, площадки, котлованы и т.д. Сейчас для этого делается очень многое, но систему необходимо совершенствовать и дальше. Такая прозрачность позволяет любому гражданину выяснить, почему это не сделано или сделано с нарушениями. Именно это для меня и является системой общественного контроля. Члены партии "Единая России" сейчас ее разрабатывают. Мы считаем, что эта система совершенна и общественный контроль реален, мы не изобретаем велосипед. Во всех государствах гражданин имеет возможность поинтересоваться и получить исчерпывающую информацию, обратиться с заявлением и услышать реакцию власти на свои предложения, слова благодарности или вежливое объяснение, почему это нереально, невозможно или не для всех нужно сделать. Это мое восприятие. А что вы имели в виду, задавая вопрос об общественном контроле?

Ведущий: Общественный контроль за деятельностью Мосгордумы.

Платонов В.М.: Мы работаем прозрачно, поэтому если у человека есть желание, он может получить любую информацию о деятельности своего депутата и всей Думы, высказать раз в пять лет свое отношение к документу, партии, которую он поддерживает или не поддерживает. Это реальная реакция граждан. Письма, заявления, возмущения - это тоже реакция на действия властей, но повлиять на происходящее можно только во время выборов.

Ведущий: С 1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон "О полиции". Расскажите, какие нормативно-правовые акты и поправки были приняты в связи с его принятием в городе Москве. И сделана ли вся работа?

Платонов В.М.: Конечно же, работа сделана. Но дело в том, что вопросы работы полиции - это исключительное ведение РФ. Я застал те времена, да и вы тоже, когда при Мосгорисполкоме существовало Главное управление внутренних дел города Москвы. Уже долгие годы это исключительно федеральная структура власти. Были предприняты попытки создания муниципальной милиции, но все это закончилось изменением федерального законодательства о милиции. Сейчас заменили милицию на полицию. С нашей стороны нужно было внести изменения в Устав города Москвы, потому что там содержалась отдельная глава про правоохранительные органы, а именно милицию. Все необходимые изменения в Устав города мы внесли, учли, что если раньше надо было писать "милиция", то теперь пишется "полиция" и "органы Министерства внутренних дел Российской Федерации". Но с другой стороны, мы продолжаем создавать условия для того, чтобы полиция могла эффективно работать в городе. Мы оказываем техническую помощь, техническую поддержку всем без исключения правоохранительным органам. Мы вправе рассчитывать и на обратную связь, чтобы доверие москвичей к полиции возрастало, ничего другого от них не нужно.

Ведущий: Сейчас очень активно обсуждается тема ограничения курения. В Мосгордуме разработан проект закона о защите населения города Москвы от табачного дыма, запрещающий курение в подъездах жилых домов и объектах социальной сферы. Поддерживают ли вашу инициативу горожане и власти?

Платонов В.М.: В свое время я предложил своим старшим детям, когда они подросли, спросить у моих курящих друзей, какое у них самое большое желание. Они сказали детям, что их самое огромное желание - бросить курить. Мне повезло, я – некурящий человек. Но таких людей, которым так повезло, не много. Я думаю, что здесь нам не стоит изобретать велосипед. Многие государства, не взирая на тот уровень курящих людей, который был ранее, идут совершенно правильным путем. У нас в Конституции РФ заложено, что реализация прав одного не должно причинять вред другим. Право человека закурить не должно причинять вред тем людям, которые не курят, потому что пассивное курение - нахождение некурящего с курящим. Говорят, что более опасно не то, что курит сам человек, страшнее то, что он выдыхает. Поэтому я считаю, что и Москва, и Россия должны идти этим цивилизованным способом защиты некурящих от курящих. Но ни в коем случае не должно быть никаких запретов. Это просто создание условий для тех людей, которые еще не бросили курить. Я уверен, что многие из них мечтают об этом. И помощь заключается не только в введении территорий, т.е. где можно, а где нельзя курить, это также вопросы качества сигарет, создания какие-то общественных организаций. Есть прекрасная организация "Анонимные алкоголики", члены которой отучаются от дурных привычек и от курения независимо от помощи государства. Страшно, что люди сами себе сокращают жизнь. Это не я придумал, об этом свидетельствует статистика.

Никаких жестких действий со стороны властей быть не должно. Я разговаривал с курящими людьми за границей, которых ограничили в курении. Они говорят, что раньше было так, что сидишь в ресторане, выкуриваешь одну сигарету за другой, а сейчас приходится выбегать на улицу. И это тоже косвенно способствует тому, что человек привыкает не курить. Поэтому надо создавать такие условия и помогать людям отказаться от привычки курения. Я понимаю, что табачные компании не являются сторонниками всего этого, но все равно здесь можно найти компромисс, чтобы их заинтересовывать, обязать вкладывать деньги в том числе и в пропаганду некурения.

Ведущий: Владимир Михайлович, в своем ежегодном послании Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев обратил внимание на необходимость укрепления демократических институтов на региональном уровне. Как Мосгордума выполняет это предписание?

Платонов В.М.: Мы только этим и занимаемся. Созданы условия для появления общественных организаций по различным направлениям, прообразы общественных палат, возможность граждан встретиться, обсудить какие-то проблемы. У нас даже есть определенное новаторство: при Мосгордуме существует Консультативный совет, который объединяет представителей всех партий, существующих в России, парламентские партии, и тех, кто пока туда не попал. В состав входят по два представителя, которые, как и все москвичи, имеют доступ к любым документам, но также могут собираться в стенах Московской городской Думы и высказывать свои предложения. Я считаю, что это положительный опыт. Люди могут объединять свои усилия по различным направлениям общественной деятельности, их даже невозможно перечислить, начиная от каких-то самоопределений, самообразования в подъездах, по территории, интересам, профессиям. Я считаю, что это важнейший составной элемент любого государства, любого региона. И Москва не является исключением. Во всяком случае, я не слышал никакой жалобы о каком-то невнимательном отношении к каким-то общественным организациям.

Ведущий: Владимир Михайлович, не могли бы вы прокомментировать бесконечные изменения и дополнения, вносимые в федеральное законодательство: Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и т.д.? Как вы можете оценить состояние современного процессуального и материального законодательства в нашей стране?

Платонов В.М.: Вы знаете, мне было бы страшнее, если бы ничего не менялось. Любой закон любого уровня, начиная от Конституции РФ и заканчивая какими-то инструкциями, - это живые документы, и жизнь вносит какие-то коррективы. Я помню, когда служил в армии, говорили, что Устав написан кровью. Действительно, если что-то произошло, то пишутся нормы, которые исключают в дальнейшем происхождение каких-то трагических событий. И вот любая норма, любое правило не является исключением. Что касается уголовных действий, то приведу грустный пример. В 1979-1980 г.г. в Российском Университете Дружбы Народов, который я имел счастье закончить, изучал уголовное право. Нам показывали ошибки, которые имелись в Уголовном кодексе 1960 года. За 20 лет никто не отважился вносить в него изменения. На первую редакцию УК РФ 1996 года было наложено вето сначала Советом Федерации, потом Президентом РФ, затем работала Согласительная комиссия. Когда к нам поступили документы, мы нашли необходимость их исправить, но нас убедили, что эти поправки, изменения будут внесены потом. Поправки вносились и вносятся до сих пор. Начиная с 1997 года в Уголовный кодекс РФ внесено чуть менее ста поправок, если не ошибаюсь, 97. Они важны, что-то уточняют, потому что документ пишут люди, а человек может ошибаться, вносить какие-то коррективы. Не надо бояться этих изменений, совершенствования законодательства. Это можно только приветствовать. Для этого и создается парламент. Невозможно сказать, что парламент выполнил свою функцию, принял все законы. Это постоянный законодательный процесс. Не огорчайтесь, если у вас есть какие-то поправки и вы с чем-то не согласны, пожалуйста, обращайтесь к вашим представителям власти в парламенте. Это будет более конкретно. А на вопрос, много или мало вносится поправок, я бы ответил, что вносится столько, сколько нужно!

Ведущий: Уважаемый Владимир Михайлович! Какими мерами и средствами, по вашему мнению, возможно усовершенствовать организацию деятельности по размещению государственного заказа с целью минимизации коррупционных проявлений?

Платонов В.М.: Панацеи от всех бед не существует, тем более, нами было взято за основу немецкое законодательство. Как вы знаете, есть поговорка, что если для русского баня – счастье, то для других национальностей – окончательные неприятности. Любая норма, взятая извне и применяемая в России, да и любая российская норма, может тут же удивительным образом обрастать непредвиденными проявлениями. Поэтому основная задача парламента - как можно быстрее реагировать на те негативные проявления, которые могут проявиться в результате применения закона. Нужно вовремя выставлять барьеры. Ошибка одного должностного лица легко исправима, а вот если имеет место ошибка или несовершенство закона, то это тиражируется по всей стране, и бороться с этим очень сложно. Как только появляются какие-то отрицательные тенденции, это надо останавливать. Вот поэтому 94-ФЗ постоянно совершенствуется. Я считаю, что уже при объявлении конкурса должны быть созданы такие условия, которые бы убрали мошенников на начальной стадии. Сегодня появился целый институт мошенников, которые приходят на торги для того, чтобы не победить, а "согреться". И "согреваются" они очень здорово. Чем быстрее будут вноситься изменения в федеральное законодательство, тем больше будет оснований радоваться и получать пользу от этих торгов.

Ведущий: Требует ли наше избирательное законодательство, на ваш взгляд, еще каких-либо поправок? И какие моменты, по вашему мнению, требуют более детальной законодательной регламентации в этом направлении?

Платонов В.М.: Все хорошо только на кладбище. Проработав в органах прокуратуры, могу сказать, что и там тоже есть проблемы. В избирательном законодательстве каждые выборы показывают, какие изменения или дополнения нужно вносить. Любой закон должен совершенствоваться, а избирательный закон – это самый изменяемый закон в РФ. За последние 20-25 лет создана реальная система выборов, мы прошли тот путь, который в некоторых других государствах проходят столетиями. Законодательство будет меняться и дальше, может быть, не так энергично, потому что все-таки уже созданы достаточно стабильные нормы, но меняться оно продолжит. Если вы внимательно отслеживаете ситуацию, то каждые выборы сопровождаются присутствием иностранных представителей, но никогда у них не было претензий к самому законодательству. Наше законодательство практически не отличается от избирательного законодательства других государств. Кто-то исполняет законодательство, кто-то не исполняет, все зависит от конкретного человека. Судить о совершенстве избирательной системы по действиям конкретного человека - не совсем объективно. А законодательство будет совершенствоваться и дальше в интересах создания мощной избирательной системы.

Ведущий: Есть информация, что столичные власти планируют изменить механизмы имущественной поддержки представителей малого и среднего бизнеса. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее? Какие предложения имеются у Мосгордумы по этому вопросу?

Платонов В.М.: Информация у вас достоверная. С 1993 года городские власти очень много сделали для поддержки малого и среднего бизнеса. Изменилось федеральное законодательство, урегулирован порядок предоставления помощи малому бизнесу. Был принят очень хороший федеральный закон, который позволил определиться субъектам РФ, как они будут оказывать помощь тем представителям малого бизнеса, которые арендуют площади у субъектов Федерации. Большая работа была проделана и в период кризиса - мы снизили арендную плату до тысячи рублей в год за квадратный метр. В кризисный год бюджет потерял 5 миллиардов, но мы спасли малый и средний бизнес. Сейчас, конечно, у организаций, арендующих у города помещения, появилась возможность выкупать уже не до 100, а до 300 квадратных метров. Как эта норма будет работать, какую пользу принесет, какие последствия – все это мы будем внимательно изучать и в зависимости от происходящего будем или корректировать дальше, или оставим эти нормы без изменения.

Ведущий: Становятся известны новые случаи работы подпольных казино и игровых клубов. Президент Дмитрий Медведев распорядился изменить существующий закон об игровом бизнесе. Есть ли у вас свое видение по решению этой проблемы? Что вы можете рассказать о законодательстве города Москвы по этому вопросу?

Платонов В.М.: Я считал и считаю, что игорный бизнес можно запретить, но всегда останутся азартные люди. Вероятно, только усиление ответственности способно решить проблему. Такая же ситуация наблюдалась и с запретом пить пиво в общественных местах. Очень долго к такому запрету не могли привыкнуть. Что касается игорного бизнеса, то здесь, к сожалению, оправдались самые худшие опасения: игорный бизнес ушел в тень. Самое неприятное, что эту тень обеспечивают правоохранительные органы. Я считаю, что еще последуют разъяснения, а также будет учтен и зарубежный опыт, что необходимо делать для того, чтобы азартные люди могли существовать, не нарушая законодательство.

Ведущий: Расскажите, пожалуйста, об инициативах Мосгордумы, касающихся реформирования как федерального, так и московского законодательства в сфере усиления безопасности в местах массового скопления людей: театрах, стадионах, кино, концертных залах, транспорте?

Платонов В.М.: Когда охрана в общественных местах усиливается, люди это всегда замечают, а когда это не заметно, то не стоит об этом и говорить, потому что в таком случае ведется специальная работа, работают специальные подразделения. Теракты – это страшно. Со стороны государственных органов власти, а это их сфера ответственности – делается очень много. Городские власти тоже всячески способствуют обеспечению безопасности граждан на улицах города. Обязанность создания безопасных условий для людей - наш общий долг. Вопросы безопасности москвичей приоритетны, а особенно на транспорте. Основная работа, которая ведется в этом плане, и которая является, наверное, основной – это уничтожение оснований для того, чтобы появлялись террористы. Это не только физическое уничтожение террористов, но это еще и не малые деньги, которые направляются в Чечню. Направление туда денег, создание рабочих мест для того, чтобы люди начали работать, создавать семьи, быстрее смогли забыть о том кошмаре, который выпал на их долю, - все это направлено на то, чтобы отвлечь их от экстремистских мыслей, ориентировать на мирную жизнь, а не на ведение боевых действий. Это целый комплекс усилий. Именно такой комплексный подход сможет принести положительный результат.

Ведущий: Что делается в столице по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, по предупреждению алкоголизма, наркомании среди них, именно в части нормативно-правового регулирования этих вопросов?

Платонов В.М.: Работа в этом направлении проводилась всегда. Программа, которая создавалась еще депутатами Моссовета, - "Дети улицы", - теперь городская организация, существующая на бюджетные деньги. Сегодня в каждом районе создаются центры помощи, создана ювенальная юстиция. У нас ювенальная юстиция – это не просто специальный суд, - а целая система. Это судьи, которые имеют опыт работы с несовершеннолетними, это следователи, которые специализируются по расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними. Это целая система профилактики в органах МВД, надзор со стороны органов прокуратуры за соблюдением прав несовершеннолетних, огромнейшие институты исполнительной власти, работа органов местного самоуправления. Органам местного самоуправления была делегирована работа по защите прав несовершеннолетних, без их согласия родители не имеют права совершать никакие сделки, которые так или иначе затрагивают интересы несовершеннолетнего ребенка. Безусловно, эта система должна и далее совершенствоваться. Мы должны стремиться к тому, чтобы не было детских домов. Государство должно создать такие условия, чтобы дети находились в семьях, в приемных семьях. Бесспорно, материальная помощь, материальное сопровождение тех детей, которые взяты в семьи из детских домов, - это единственный стимул. Я считаю, что детей защищает больше всего их нахождение в семье и в общих школах, чем их нахождение в детских домах.

Ведущий: Каковы ваши прогнозы по поводу дальнейшего развития политического поля нашей страны? И есть ли сегодня опасения возникновения кризиса в каких-либо сферах политической деятельности?

Платонов В.М.: Вы знаете, насчет кризисов ничего не могу сказать, но основное законодательство, начиная с Конституции РФ и заканчивая всеми другими федеральными и региональными законами, которые регулируют политическую жизнь страны, сформировано. Прошли те времена, когда трое людей могли создать любую партию. Конечно, это была не партия. Сейчас есть жесткие рамки по созданию партии. Считаю, что это оправдано. В стране есть политическая жизнь и политическая активность. И будущее только одно - создание многопартийной системы. Политическая система – это не карусель политических партий во власти. Если мы возьмем зарубежный опыт, например, Америку, то кажется, что там всего две партии. Но это не так. На самом деле там именно две партии, которые обладают реальной силой. Есть примеры, когда существуют 5-6 партий, которые реально имеют свою идеологию, своих лидеров, свои программы и получают свой электорат. Мы все меняемся, вспомните, какими мы были 25-30 лет назад. Сегодня граждане должны осознавать и понимать, что государство существует для них, а не они для государства, что именно они могут изменить ход событий, ход истории, что партии должны делать все возможное, чтобы заинтересовать граждан в своей поддержке. Сейчас все это на самом деле происходит. У каждой партии есть свой электорат. Не всегда этих голосов хватает для прохождения в Парламент, но я думаю, что планка для прохождения партии будет снижаться. Парламент по-прежнему остается местом для дискуссий, там появляются именно те решения, которые важны для государства, в рамках которых происходит дальнейшее развитие государства. Мы не изобретаем велосипед, мы идем тем же путем, что и все другие государства, но более быстрыми темпами.

Ведущий: Владимир Михайлович, мы затронули большинство сфер вашей деятельности, поэтому вопросов больше не осталось. Спасибо вам большое за интервью!

Платонов В.М.: Большое спасибо интернет-аудитории. Я верю в Интернет, но при определенных и мудрых законах, которые остановят негативные тенденции в Интернете. Для власти интернет тоже очень важен, потому что в нашем общении нет посредников. Я надеюсь, что журналисты не обидятся, но интернет-общение мне нравится больше, потому что когда у меня берут интервью, журналист потом пропускает полученную информацию через себя, а стало быть, и статья выходит уже в интерпретации того человека, который со мной беседовал. Но когда я общаюсь в Интернете, идет прямое общение, потом ничего не нужно править. Так что Интернет - наше настоящее и будущее!

Ведущий: Спасибо вам большое!