Новости и аналитика Интервью Перепись населения - важнейший инструмент прогнозирования социально-экономических и демографических процессов в стране

Перепись населения - важнейший инструмент прогнозирования социально-экономических и демографических процессов в стране

16 июня в 12-00 часов в ИА "ГАРАНТ" состоялась интернет-конференция руководителя Федеральной службы государственной статистики Александра Евгеньевича Суринова.

Тема интернет-конференции: "Перепись населения - важнейший инструмент прогнозирования социально-экономических и демографических процессов в стране".

Интернет-конференция организована Информационным агентством "ГАРАНТ". Информационное агентство "ГАРАНТ" свидетельство: ИА N 77-14642. При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

Ведущий интернет-конференции Сергей Царь (ИА "ГАРАНТ").

Ведущий: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!

Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашего гостя - Александра Евгеньевича Суринова — Руководителя Федеральной службы государственной статистики.

Уважаемый Александр Евгеньевич, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время прийти сегодня в ИА "ГАРАНТ" и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории.

Тема интернет-конференции: "Перепись населения - важнейший инструмент прогнозирования социально-экономических и демографических процессов в стране".

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной статистики, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 420, удовлетворение потребностей органов власти и управления, средств массовой информации, населения, научной общественности, коммерческих организаций и предпринимателей, международных организаций в разнообразной, объективной и полной статистической информации – главная задача Федеральной службы государственной статистики. Для ее решения действует система государственной статистики, в состав которой входят центральный федеральный аппарат и территориальные органы Росстата во всех субъектах Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом "О Всероссийской переписи населения" от 25 января 2002 г. N 8-ФЗ с 14 по 25 октября 2010 г. будет проведена Всероссийская перепись населения. На отдаленных и труднодоступных территориях она пройдет с 1 апреля по 20 декабря.

Перепись представляет собой важнейший инструмент для преодоления кризиса. Об этом свидетельствует и опыт зарубежных стран, где она рассматривается в настоящее время как одна из антикризисных мер.

Перепись населения позволит получить важнейшую информацию для корректировки социально-экономической политики государства в посткризисный период и оценить степень воздействия кризиса на демографическую ситуацию в России, подвести итоги реализации приоритетных национальных проектов (государственных программ) в сфере жилья, образования, здравоохранения, развития агропромышленного комплекса и государственных мероприятий, направленных на стимулирование рождаемости. Перепись в 2010 году позволит получить соответствующую статистическую информацию.

В ходе интернет-конференции планируется обсудить значение результатов переписи при планировании социально-экономического развития страны, влияние финансово-экономического кризиса на демографическую ситуацию в России, а также особенности текущей оценки численности населения, перспективы развития Росстата в сравнении с международной практикой и пр. На эти и другие актуальные вопросы аудитории ответит руководитель Федеральной службы государственной статистики Александр Евгеньевич Суринов.

К моменту начала нашей конференции поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Ведущий: Первый вопрос общий. Александр Евгеньевич! Каковы приоритеты направления развития государственной статистики на данный момент?

Суринов А. Е.: Статистическая служба любой страны мира имеет несколько направлений деятельности. В общем-то их четыре. Так сформулировано в общеполагающих принципах официальной статистики, которые в 1994-м году утвердила ООН. Это демографическая ситуация, экономическая ситуация, социальная и экологическая. Что касается термина "экологическая", то здесь, на мой взгляд, не совсем корректный перевод, т.е. это все то, что окружает человека, а не только экология. Для Росстата важны все эти направления. К сожалению, мы здорово отстали от наших коллег в других странах, поэтому нужно наверстывать, нужно делать так, чтобы российская служба статистики была уважаема в мире. Что касается демографической ситуации, то это прежде всего перепись населения и все, что с этим связано. Социальная ситуация: мы сейчас пытаемся реанимировать то, что делалось в Советском Союзе, конечно, на другой идеологической основе, но тем не менее, пытаемся создать и внедрить систему или комплекс социально-демографических обследований населения с тем, чтобы у нас появилась мощная статистика, характеризующая общество на основе опросов населения. Это не социология, не нужно путать статистику с социологией. Социологи о мнениях спрашивают, об отношении, мы – о фактах. Третье направление – экономическая статистика. Прежде всего, здесь, конечно, имеется ввиду макроэкономическая статистика. Это национальные счета, все, что связано с улучшением расчетов валового внутреннего продукта, валового регионального продукта. Здесь есть некоторые проблемы. У нас никак не получается взаимодействие с рядом министерств и ведомств, но, тем не менее, мы знаем, чем заниматься. Ну и, конечно, экологическое направление, или связанное с окружающей средой. Здесь мы тоже не на первых позициях, мы знаем те направления деятельности, которые необходимо улучшать. Здесь большое поле для нашей работы. Какое из этих направлений главней? Они все главные. Трудно что-либо выделить. Мы должны мониторить и мерить самые разные стороны человеческой жизни в нашей стране. Все важно!

Ведущий: Как Вы можете сейчас охарактеризовать работу Вашей службы? В каком направлении деятельности работы особенно прибавилось?

Суринов А. Е.: Работы прибавилось во всех направлениях, сейчас это прежде всего связано с переписью населения 2010 года. Перепись уже прошла в двух точках: на Ямале и в Магадане. В области макроэкономической статистики Россия провозгласила, что вступает в ВТО, в организацию экономического сотрудничества и развития, там довольно жесткие стандарты с точки зрения макроэкономической статистики. В Росстат поступило очень много замечаний, что нужно сделать. Мы многое сделали, но многое и не сделали. В этом направление очень много работы, часть из которой уже выполнена, но еще больше этой работы осталось. Что касается социальных обследований, то при наших достаточно скудных ресурсах, мы провели пилоты по очень многим направлениям в этой части, то, чего не делали уже больше 20 лет, накопили опыт. Сейчас предстоит это реализовать, внедрить в регулярную практику, т. е. работы только прибавляется.

Ведущий: Какова прозрачность деятельности Росстата? Что сейчас нуждается в совершенствовании, и как часто происходят отказы с вашей стороны о предоставлении информации?

Суринов А. Е.: Прозрачность официальной статистики я бы рассматривал с двух сторон. Первое, это доступность числовой информации. Эта информация доступна для всех пользователей. Не должно быть никаких исключений за исключением тех случаев, когда информация имеет отношение к государственной тайне, так во всех странах. А вся остальная информация должна быть открыта, доступна. У нас единственное исключение, мы журналистам, а значит, и обществу, даем цифры наших официальных расчетов чуть позже на 2-3 часа. Сначала мы даем информацию руководству страны, держим ее 2-3 часа, а потом предоставляем для всех остальных. Это нормальная практика, которая существует практически во всех странах мира, в странах Евросоюза. Я думаю за 2-3 часа ничего не случится, если общество подождет и получит информацию об инфляции позже, чем премьер-министр или министр экономики. Но остальное для всех одинаково, никаких исключений нет. Вторая составляющая прозрачности - это прозрачность методик. Это очень важная составляющая, потому что любая статистическая служба должна быть проверяемой обществом в широком смысле этого слова, другими чиновниками, экспертами, журналистами, учеными. В этой части Росстату предстоит напрячься. На нашем сайте сейчас появился соответствующий раздел, вы можете посмотреть, там опубликовано довольно много методик. Пожалуйста, критикуйте, рассматривайте, давайте замечания, более того, мы опубликовали там и руководство международных организаций практически по всем областям статистики, но тоже еще не все. Ищем, будем расширять это направление. Считаю, что это тоже очень важно.

Ведущий: Уважаемый Александр Евгеньевич! Какие статистические данные сейчас относятся к секретным и могут быть доступны только ограниченному кругу лиц?

Суринов А. Е.: Есть, конечно. Это все, что связано с обороной. В Законе "О защите государственной тайны" все обозначено. Вот такие сведения доступны только тем лицам, у которых есть соответствующий допуск.

Ведущий: Насколько в наши дни велика роль "политического заказа" в статистике? Боретесь ли Вы как-то с этим явлением?

Суринов А. Е.: Тут надо разобраться, что понимается под политическим заказом. Если это заказ политиков на получение какой-то информации, то такое есть во всех странах. Потому что политики заказывают статистику, политики – главные пользователи, потому что за любым политиком стоит денежный мешок в лице министерства финансов, и он финансирует эту работу. Например, заказ политиков на проведение переписи в октябре 2010 года. А вот заказывают ли цифры, чтобы, условно говоря, рост промышленности должен быть в положительной зоне, или вообще в районе 10%. Вы знаете, можете верить, можете нет, я с такими вещами не сталкивался. Но что было? Первое: всегда это было, и есть, и я думаю, что это и будет. Недовольство, что мы поздно даем цифры. В этой части есть довольно серьезное давление. Надо цифры давать раньше. С некоторыми пользователями приходится даже спорить. Представьте себе, предприятие, не маленькую булочную, или автозаправочную станцию, а огромное предприятие, где централизованная бухгалтерия, где цеха разбросаны по нескольким регионам. И мы не можем дать первого числа месяца информацию. Не можем. Мы и так даем ее очень быстро. А к чему это приводит? Быстрота и качество связаны между собой. Или быстро, но не качественно, или подольше, но с более высоким качеством. Я только что вернулся с конференции европейских статистиков: проблема общая для всех: быстрее, быстрее, быстрее! Не успело явление закончится, нужно выдавать цифры. Скажу честно, мы иногда выкручиваемся. Например, проводим обследование по проблемам занятости, или то, что на Западе называется обследование рабочей силы. Мы делали замер на середину квартала. Тем самым, мы экономили для своих расчетов один квартал. Т.е. замер не в феврале, а оценка по первому кварталу. Понятно? Такая вот хитрость. Большое недовольство цифрами тоже есть, конечно. Высказывают, но не говорят, что править. По крайней мере на федеральном уровне. К сожалению, бывает, мои коллеги из региональных офисов жалуются, что региональные власти не всегда довольны цифрами, и есть определенное давление на моих коллег. Но мы их спасаем, не даем в обиду. Вы знаете пример Греции, в какой-то степени там виноваты статистики. Но всем нам статистикам этот пример помогает в жизни оставаться на ногах и в боевой стойке.

Ведущий: Уважаемый Александр Евгеньевич! Осуществляет ли Росстат на данном этапе какие-либо совместные программы с международными организациями, занимающимися статистикой?

Суринов А. Е.: Росстат постоянно участвует в разнообразных проектах, связанных с международными организациями. С 1993 г. Россия постоянный участник программы международных сопоставлений ВВП и расчета покупательной способности валют. Это серьезная вещь. Каждые три года Россия участвует в этой работе. Это позволяет нам оценить мировой ВВП, просчитать его в единую валюту по паритету покупательной способности. Более того, Россия участник двух групп, это группа стран СНГ, и группа стран ОСР, мы страна-мостик. Это очень важно, это очень ответственно, плюс мы координаторы в регионе СНГ. Это колоссальная работа, настоящая статистическая работа, когда весь ВВП мира статистики измеряют одинаковыми методами. И есть консолидация между слаборазвитыми странами, бедными странами, богатыми странами, когда мы все в одной шеренге. Были различные проекты, был проект мирового банка, английское агентство развития в Соединенном Королевстве. Проект, связанный с измерением бедности. Мы участвовали в этом проекте, мы работали с учеными из других статслужб. Мы много сотрудничали в этом направлении в начале 90-ых годов, пока была мощная программа "Тасис". Мы очень благодарны нашим европейским коллегам, которые нас многому научили, это были и французы, и англичане, и финны, и немцы. Тогда, конечно, было больше проектов. Сейчас спонсорских денег мало, поэтому международное сотрудничество идет не так активно.

Ведущий: Александр Евгеньевич, используются ли в настоящее время в отечественной статистической практике какие-либо новые международные стандарты и новые методы сбора, обработки, хранения и предоставления статистической информации?

Суринов А. Е.: Да, конечно, мы пытаемся все это использовать. Что касается классификаторов, как раз в этом году произошла очередная революция в статистике, мы перешли на новый классификатор продукции. Мучили весь российский бизнес, который участвовал в росстатнаблюдениях. Я думаю, что пару месяцев бизнес еще будет мучиться, но все меньше и меньше. Сегодня мы публикуем новые цифры по динамике промышленного производства с 2006 г. в довольно большом развороте. Статистика для экономистов - это революционный момент. Что касается методов сбора, мы пытаемся уже много лет заниматься сбором информации от предприятий в электронном виде. Порядка 10-12% мы этой информации собираем. Здесь многие предприятия готовы. Претензии мы должны предъявить сами к себе, мы никак не можем завершить весь комплект форм, привести его в электронный вид, чтобы предприятия имели возможность один раз повзаимодействовать в этом плане и ждать своего нового участия в новом статнаблюдении. По ценам мы, например, одна из самых быстрых статслужб мира, а может быть, и самая быстрая с точки зрения сбора цен, расчета индекса потребительских цен. Вообще мало стран, кто считает по неделям, мы это делаем. Вот один из новых примеров сбора информации. Почему перепись населения мы не хотим проводить по интернету? Лучший метод сбора информации о человеке, это "фейс ту фейс". Не верите мне, спросите у социологов. А в с помощью интернета-это невозможно. Поэтому 70 % американцев, например, предоставляют о себе информацию по почте. Американцы хоть и не имеют регистрации, они имеют представление, кто живет в этих домах. Приходят им вопросники, американцы заполняют их, отсылают по почте, остальные 30% населения опрашиваются точно также как и мы "фейс ту фейс". Мы попробовали в пробной переписи в позапрошлом году. У нас получилось в среднем 12% населения нам ответило по почте. Я разговаривал с некоторыми социологами, они думали, нам ответят 4-5%, нам ответили 12%, т. е. мы вместе с социологами хуже думали о нашем населении. У нас ведь закладывается обратный конверт, закладывается комплект переписных листов, они довольно дорогие, они защищенные, а на все это необходимы деньги. Поэтому пока у нас традиционный метод, мы переписываем людей там, где они постоянно проживают, там, где они ночуют. С интернетом пока надежного метода нет.

Ведущий: Уважаемый Александр Евгеньевич! Как Вы можете объяснить тот факт, что зачастую, данные зарубежных источников нередко противоречат данным отечественной статистики?

Суринов А. Е.: Я, честно говоря, не знаю, не сравнивал. И могут ли они нас обсчитать. Обычно МВФ, департамент статистики прогнозирует динамику ВВП, инфляцию в России, опираясь на наши базовые показатели. Национальные статслужбы ничего такого не делают. У нас есть сборники "Россия и страны мира", "Россия и страны Евросоюза", "Россия и страны СНГ", мы берем или национальные источники, при этом понимаем отличия методологии и описываем это. Но, как правило, мы берем информацию из международных источников. У нас, например, есть такой показатель, как младенческая смертность. Вот здесь за нас досчитывают международные эксперты из ВОЗ или ООН, потому что у нас очень мягкие стандарты младенческой смертности, что считать живорождением, что считать мертворождением. Здесь идут серьезные досчеты по нашей стране. Татьяна Алексеевна Голикова пообещала высокому руководству, что со следующего года мы будем на стандартах ВОЗ, поэтому эта проблема уйдет, за нас не надо будет пересчитывать. Что касается каких-то других показателей, чтобы что-то пересчитывали, я не знаю.

Ведущий: Законодатели отмечали, что необходимость принятия ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ" от 29.11.2007 года N 282-ФЗ "была обусловлена потребностью устранить имеющиеся пробелы в правовом регулировании государственной статистической деятельности, поскольку действующее законодательство не в полном объеме учитывало ее специфику". Хотелось бы узнать, оправдал ли данный федеральный закон ожидания, возложенные на него законодателями? Какие проблемы возникали и возникают в настоящее время в процессе его реализации на практике?

Суринов А. Е.: По большому счету – да. Потому что, действительно, мы стали жить в законе, т.е. наши взаимоотношения с пользователями, наши взаимоотношения с респондентами стали законными. Ведь официальной статистикой в нашей стране занимается не только Росстат, но и еще около 50-ти других ведомств, мы их называем субъектами официального статистического учета, т.е. наши взаимоотношения с ними стали упорядоченными. Вопрос, связанный с согласованием методологии. Это все очень важно. И самое главное, один из таких важнейших принципов современной официальной статистики – конфиденциальность статистической информации подтвердил этот закон. Раньше мы на свой страх и риск писали на форумах статотчетности: гарантируем конфиденциальность, не разглашение и т.д., брали на себя эту ответственность. А сейчас есть закон. Бизнес к нам в этой части стал относиться благожелательно, потому что есть много примеров, когда мы не выдаем информацию даже очень высоким инстанциям, контролирующим органам. Выдаем мы только по решению суда, и то сначала эти решения суда пытаемся оспорить. И оспариваем. И часто выигрываем в этом споре. Т.е. мы не разглашаем информацию не только о конкретном человеке или его семье, а о предприятии, предпринимателях. Не все, к сожалению, в нашей стране понимают важность этого. А это на самом деле важно, потому что принцип статистики: доверие между статистиком и респондентом. У нас стало много многоточий, прежде всего это касается регионального разреза. Это связано с тем, что одно предприятие является производителем в данном субъекте РФ того или иного вида продукта. А принцип статистики такой – должно быть не менее трех предприятий в графо-клетке, тогда информация публикуется. Если меньше – не публикуется. Или принцип доминирования: если одно предприятие составляет 85% и больше от всего этого объема в этой графо-клетке – тоже не публикуется, поэтому обратите внимание, не по всем странам вы увидите количество произведенных автомобилей, самолетов. Поэтому в этой части закон ухудшил наше взаимодействие не с респондентами, а с потребителями. Пытаемся из этой ситуации выкрутится, сделать какое-то исключение, пока не получается. Может быть и правильно, я не знаю. Здесь у официальной статистики есть проблема. Нами в этой части сильно не довольны и губернаторы и многие экономисты. При советской власти было все открыто, а теперь нет. Но мы закрыты из хороших побуждений и по закону.

Ведущий: Какие надежды Вы возлагаете на грядущую перепись населения 2010 года? Какую важную информацию с ее помощью можно будет получить для дальнейшего развития социально-экономической политики государства?

Суринов А. Е.: Прежде всего, в переписи главный результат, это посчитать сколько людей живет в данной стране. Желательно, не только в целом в стране, но и в конкретных населенных пунктах, в конкретных регионах. В нашей стране, с точки зрения того, что у нас есть муниципальная реформа, у нас, именно в этой переписи, появится цифра "численность населения. Муниципалитет". Потому что, если взять перепись 2002 года, то мы не можем использовать ее в полном объеме постольку, поскольку границы муниципальных образований в значительной части субъектов РФ не совпадают с границами муниципальных образований. Т.е. первый раз мы получим численность муниципальных образований. Это архиважные цифры, потому что это межбюджетные отношения. Это на самом деле серьезные цифры. И естественно, новый замер: что мы из себя представляем с точки зрения семейного положения, пола, возраста, национального состава, образования, что тоже бесспорно очень важно. Мы первый раз получим цифры об уровне образования уже с учетом всех современных новаций: магистры, бакалавры. Первый раз мы получим численность лиц, которые имеют высшую квалификацию, кандидаты, доктора наук. Этой информации у нас тоже не было. По просьбе всероссийского общества глухих, мы получим информацию о знании языка жестов. Такого тоже никогда не было. Мы сможем такую информацию получить, обработать. Посмотрим на жилищные условия совсем другим взглядом. Раньше мы занимались исследованием характеристик жилья. Сейчас мы серьезно переработали наш вопросник, связанный с жилищными условиями. Это действительно жилищные условия, не важно в этом помещении, не в этом помещении, все многообразие всевозможных современных удобств, связанных с интернетом и со всеми остальными новациями – то, чего тоже раньше не было. В первый раз мы получим такую информацию. Для нас кажется, что это очень важно. А так перепись будет проходить достаточно консервативно. Для нас ведь важно, что бы была преемственность, чтобы по крайней мере основные показатели можно было в динамике отслеживать, поэтому в этой части анкета в значительной части похожа на ту, что было в 2002 году. Прошло всего 7 лет, для больших революций время еще не пришло.

Ведущий: Какие силы планируется привлечь для проведения переписи?

Суринов А. Е.: Временных переписных работников на все виды работы, будем привлекать порядка 700 000 человек. Многие из них уже отработали, часть из них работает. Основная численность 400 000 человек - это переписчики, 100 000 – это инструкторы-контролеры, это старшие переписчики. Вот основные массовые категории временных переписных работников, которых будем привлекать. Многие будут работать у нас не за деньги, руководителей субъектов, муниципальных образований, они работают на административном ресурсе волонтерами, тоже работа, тоже затраты труда, это тоже очень важная работа. У нас будет задействовано много работников МВД, как правило, курсанты милицейских училищ, по приказу Министра Внутренних Дел выходят на усиленное патрулирование участковые.

Ведущий: Какие требования будут предъявляться к переписчикам и из кого они будут набираться?

Суринов А. Е.: Формальное требование одно, мы набираем граждан России, как велит нам закон. Неформальные требования, если мы набираем переписчиков, хотелось бы, чтобы дикция хорошая была, почерк был хороший, потому что все это фиксируется на переписном листе, умение общаться с людьми. Еще одно формальное требование, мы будем два дня учить переписчиков, тестировать, кто тест не прошел, к сожалению, переписчиком работать не может. Из кого? Традиционно в нашей стране с советских времен в значительной доле, особенно в крупных городах привлекались студенты, аспиранты. Сейчас идет массированное взаимодействие территориальных органов и ректоров, советов ректоров ВУЗов, СУЗов по всей территории страны, определяется зона ответственности, количество необходимых переписчиков. Мы просим, чтобы не только студентов выделяли, но это были бы аспиранты, молодые преподаватели. Опыт пробной переписи прошлых лет, показал, что хорошо студенты работают, когда есть человек от которого зависит обычная студенческая жизнь, это всегда улучшает качество их работы. Сельская интеллигенция, если говорить о сельской местности, социальные работники. Ну, наверное, если придут к нам активисты различных политических движений и партий, мы тоже отказываться не будем, домохозяйки. В общем, все желающие. Требования такие: гражданин России и успешная сдача теста.

Ведущий: Елена Шарова, газета "Перепись" спрашивает. Я слышала, что в закон "О переписи" внесены поправки, суть которых состоит в том, что национальность респондента в переписной лист теперь имеет право вписывать переписчик. Раньше это могли делать только сами граждане. Вы могли бы прокомментировать эту поправку в закон? Почему возникла необходимость менять этот пункт?

Суринов А. Е.: В том законе, по которому мы проводили перепись 2002 года таких записей не было. Переписчик опрашивал людей, человек мог отказаться, переписчик сам записывал своей рукой в переписной лист национальность опрашиваемого. Не так давно вступил в действие закон "О персональных данных", который потребовал от всех тех, кто собирает информацию, или обрабатывает информацию, а сбор информации – это есть часть обработки, так записано в другом законе, в Законе "Об информации, информатизации", потребовал от всех тех, кто собирает информацию о национальности, чтобы мы брали листочек формата А4, где были написаны все паспортные данные человека, разрешение на согласие получить информацию о его национальности от него самого, и где бы он расписывался. При переписи населения мы никогда не просим документов и никогда не просили ни при царе, ни в 1926 году, ни в 1937 году, когда перепись расстреляли, как говорят статистики, ни 1939 году, когда ее похвалили, ни при Хрущеве – мы никогда не просили ни одного документа. А здесь нужно просить паспорта, плюс ко всему, еще такие бумажки состряпать, плюс ко всему, часть людей у нас писать не может по разными причинам: руки дрожат, какие-то другие отклонения, кто-то плохо видит, кто-то плохо пишет, неграмотный. Поэтому мы посчитали, что это нарушение, в том числе прав тех, кто не может это сделать. И попросили на переписной комиссии, чтобы переписная комиссия во главе с Сергеем Семеновичем Собяниным поддержала нас, чтобы внести изменения в закон "О персональных данных", чтобы сделать исключения для переписи населения, и соответственно вернуться к тому закону, по которому мы жили раньше. Что сейчас и происходит. Не сказал, что произошло, потому что закон принят только в первом чтении. Тем самым мы добиваемся того, чтобы переписчик записывал со слов человека его национальность – вот, больше ничего, никакого криминала здесь нет - так было раньше, так было всегда.

Ведущий: Как Вы оцениваете честность и полноту информации, которую граждане предоставляют, отвечая на вопросы анкеты? На Ваш взгляд процент ее соответствия высок, например, вопрос о дополнительном доходе?

Суринов А. Е.: У нас нет вопроса о дополнительном доходе. У нас есть вопрос об источниках средств к существованию, там человек перечисляет все возможные источники средств к существованию (зарплата, пенсия, стипендия, личное подсобное хозяйство, сбережения), у нас вот такие вопросы. Ну, наверное, кто-то стесняется, что у него только одна зарплата, может приписать себе еще пенсию, или по безработице пособие, или наоборот, я не знаю. Посмотрите, я призываю всех посмотреть анкеты на нашем сайте, они очень простые. Ну, может быть, я как статистик смотрю на мир своими глазами, но нам казалось, что мы вычищали все самые сложные вопросы из этой анкеты, все самые сложные. Они очень простые и мне кажется опасаться их не нужно. Что касается получения не совсем правдивой информации, то это есть, было и будет. Всегда при переписях населения во всех странах мира, во всех режимах, на то мы и люди, чтобы говорить о себе лучше, чем мы есть на самом деле. Поэтому у нас количество женатых мужчин меньше, чем количество замужних женщин, женщина занижает свой возраст, мужчины в одной возрастной когорте занижают, в другой возрастной когорте завышают, это нормально. Есть опасения о количестве детей, которых женщина родила в течение своей жизни, потому что часть этих детей могли быть не очень здоровыми, они могли погибнуть и, конечно, такие вопросы не вполне приятны, тоже понятно. В основной массе, я думаю, что вся информация должна быть правдивой. Тяжелый вопрос для каких-то людей и для каких-то регионов о национальности, он строго по желанию, там даже на бланке написано, что нельзя принуждать, нельзя заставлять. В инструкции нельзя даже подсказывать человеку и т. д. По-моему, мы полностью обезопасили наше население и самих себя от возможных неприятностей.

Ведущий: В отдельных районах перепись населения уже начата. Можете ли Вы подвести какие-то промежуточные итоги по тем районам, где она прошла?

Суринов А. Е.: Я не могу подвести промежуточные итоги, потому что сейчас только собрали анкеты, вопросники, сейчас смотрят на них, даже еще кодировать не начали. Когда мы были на Ямале, я понял, что переписчиков нужно получше натаскивать, потому что переписчик, в первом же чуме, не стал читать наши вопросы из переписного листа, что был обязан сделать, а начал говорить своими словами. Но он не на партсобрании, своими словами говорить не надо было, было сделано замечание. И это замечание не только к этому переписчику, а это, прежде всего к тем, кто его учил и к нам. Мы должны, конечно же, сделать более строгую программу обучения, буквально требовать это, потому что все вопросы выверены, они очень просты. Что касается самих цифр, вот на Ямале мы переписали 8000 кочующего населения. Много это или мало? Мы ожидали, что будет больше. Почему это произошло? Трудно сказать, может быть, часть кочующего населения, детей в интернаты уже отдали, я не знаю, трудно сказать. Будем анализировать. Второе, это Магаданская область, тут только коллеги вернулись, вообще ничего не могу сказать, там 343 человека переписали.

Ведущий: В одном из своих интервью Вы предложили приступить к доходам населения, поскольку налоговая декларация сдается далеко не всеми. Каким образом, на Ваш взгляд, можно будет получить достоверную полную информацию?

Суринов А. Е.: Статистика и достоверная, полная информация – это вещи, конечно, близкие. Но статистика – есть некое приближение к истине. Надо к ней максимально приблизится. И для того, чтобы приблизится к этой истине, конечно, должна быть соответствующая программа не пугающая население, такая программа, которая была понятна и доктору наук, специализирующему в сфере доходов населения или сбору налогов, и человеку, который имеет не очень высокое образование. Но тем не менее такие опросы мы проводили всегда в нашей стране. Мы проводили их в Советском Союзе, мы проводили до 1996 года и в Российской Федерации. Их проводят в других странах. Надо в любом случае, хоть и трудно, но начинать. Правдивость информации, конечно, будет оставлять желать лучшего, но для этого есть методы статистической ампутации, редактирования. Это нормально. Мы видим, когда информация не вяжется, когда информация явно ложная. Мы имеем различные методы, основанные на методах математической статистики, теории вероятностей, улучшить эту информацию. Это нормально. В любом случае статистика – есть приближение к истине. И неужели вы думаете, что если мы посчитали индекс потребительских цен, то эта цена так выражена? Но лучше никто не посчитает. Мы посчитали, точнее всех, потому что у других нет таких инструментов, а там выборка на выборке, выборка товаров, выборка магазинов, выборка городов... Что еще у нас? Я надеюсь, что интервьюеры у нас все хорошо работают, но бывает и такое, что не очень хорошо работают интервьюеры. В результате получается индекс, который измеряет инфляцию. Другого, ни у кого такого индекса нет. Тоже самое безработица. Численность населения мне нравится, когда американские статистики говорят: "Мы не знаем, сколько людей проживает в США, мы переписали столько-то". У кого другая цифра? Кто посчитает? Ученые? Они возьмут наши цифры, могут сказать, что вот здесь больше, здесь меньше, в любом случае цифра будет близка к этой. Поэтому, к сожалению, или к счастью, мы такие вот, но это и ответственность для нас. Т.е. если мы говорим, что это есть максимальное возможное приближение к истине, то это огромная ответственность, конечно. Доходы – очень важная тема. Мы не знаем структуры доходов, мы не знаем структуры доходов семей разного уровня достатка, мы не знаем структуры доходов бедных и богатых. Это серьезнейший пробел в российской статистике. Статистика – сродни науки. Всегда есть эксперимент, всегда есть неудачные эксперименты, есть удачные эксперименты. Это тоже нормально. Но делать надо в любом случае, делать надо обязательно. И мы к этому практически готовы. Самые тяжелые у нас вопросы не социальные, конечно, трансферты – это доходы от занятости, что греха таить у нас значительная часть доходов от занятости скрывается. Не только от самостоятельной занятости, или доходы предпринимателей, но и наемных работников, чего нет в других странах в таких пропорциях. И вторая составляющая – доходы от собственности, тоже не менее важный элемент. Надо знать, надо искать методы. Мы здесь учились, и консультируемся у стран с похожей ситуацией, мы с поляками, одно время, очень интересно общались в этой части, смотрели, что делают наши польские коллеги. Похожее население по ментальности, по образу жизни, в историческом плане, смотрели, что делают и в других странах. Но делать надо, пусть только никто не боится, мы же не налоговая служба. Опять про конкретного человека ничего не расскажем. Я даже не знаю адресов и фамилий тех людей, которые в выборку попадают. И начальник соответствующего подразделения в Центральном аппарате не знает их. Т.е. мы специально так сделали, чтобы мы не знали респондента, чтобы у нас не было соблазна дойти до него, или дать возможность, чтобы этот соблазн появился у какой-то третьей силы. Это принцип статистики – защита респондента. Как у правоохранительных органов – они свидетелей защищают, мы тоже своих защищаем.

Ведущий: Предлагаю коллегам в зале задать свои вопросы.

Вопрос из зала: Третий канал, программа "Город": Какие новшества ожидаются на этой переписи населения по сравнению с предыдущей? Это первый вопрос. И второй вопрос, какой процент не правдивой информации. На какие вопросы лукавят люди? Спасибо.

Суринов А. Е.: Я уже говорил, чем отличается перепись 2010 г. от переписи 2002 г., в общем-то, по большому счету, ничем. Есть новые вопросы, я уже о них говорил, зачем повторять, я назвал их все. Принципы сохраняются, процент не правдивой информации. А кто знает истину? У меня там нет связей, я имею в виду совсем там, чтобы спросить я прав или нет. И нет другого инструмента. Мы считаем численность населения между переписями. Мы берем данные последней переписи, прибавляем всех, кто родился, вычитаем всех, кто умер, добавляем всех, кто приехал, вычитаем всех, кто уехал. Если сравнить наши цифры по переписи 2002 г. и то, что мы должны были получить вот таким методом расчета от переписи 1989 г., то мы где-то 1 миллион 800 000 людей досчитали при переписи населения, вот ошибка. Но тогда, была слабой миграционная служба, основная масса приезжала к нам на законных основаниях, оставались здесь незаконно. Сейчас, конечно, миграционная служба работает более четко, более жестко, мне кажется процент отклонения должен быть ниже. Потому что латентность по рождаемости минимальна, латентность по смертности, тоже не очень высокая, прежде всего латентность это приезд, выезд. Я думаю, что процент будет ниже отклонения. По нему как-то можно судить о точности, как-то можно судить Но я говорю в целом, конечно, о стране, потому что на родине субъектов ситуация может быть более драматичной. Понимаете, ведь итоги переписи, это фотография, нарисованная обществом, само общество такую нарисовало информацию, такую фотографию или портрет самого себя. Хочется быть красивым, мужчине хочется быть свободным, он так думает, женщина хочет быть при очаге, хочет быть моложе. Мужчины, которые молодые, они хотят быть чуть постарше, которые уже постарше, хотят быть помоложе, особенно если переписчица девушка и т. д. Все же мы люди-человеки, поэтому, все эти нюансы не страшны. У нас есть программа редактирования ложной информации, не все можем редактировать, есть поля закрытые для редактирования, например, это знание языков и национальность, а все что остальное мы можем улучшить эту информацию, убрать заведомую ложь, но она и не так страшна. Если был бы регистр населения в нашей стране, тогда можно было бы как-то с регистром сравнить. Но у нас страна огромная, я думаю, что регистр дело далекого будущего.

Вопрос из зала: Тимофеева Ольга, электронный журнал "Госменеджмент": Александр Евгеньевич, скажите пожалуйста. Принято Постановление Правительства РФ о Единой межведомственной информационно-статистической системе. В чем принципиальное отличие от того, что сейчас формируется Ростатом? Потому что и сейчас не мало информации есть в электронном виде. И с этим же связан вопрос на сколько конечный результат этой новой системы будет доступен внешним пользователям? Спасибо.

Суринов А. Е.: Я понимаю, что это не совсем правильно отвечать с конца, но у Вас концовка хорошая. Он ориентирован на вас. Эта система создается для конечного пользователя, т. е. для вас. И все ведомства, которые являются субъектами официального статистического учета, включая Росстат, обязаны будут работать на вас, на пользователей. В этом постановлении устанавливаются взаимоотношения между нами и ФАИТом, кто за что отвечает, между другими субъектами официального Статучета и пользователем, права у вас самые широкие. Эта система будет связана с системой ГАСуправление, она ориентирована будет на предоставление услуг в электронном виде, все это бесплатно для вас. Плюс у вас появляется возможность, например, сформировать самостоятельно таблицы или брать их в удобном виде для вас. Ну, для кого-то таблицы это интересно, для многих главное, чтобы они могли просто скачать информацию, файлы с информацией и уже на своих системах обрабатывать. Система будет позволять делать все это, как удобно вам. Как мне кажется, это значительное улучшение для пользователя. Но есть очень серьезная выгода для Росстата. Мы были активными сторонниками выпуска этого постановления, очень благодарны Министерству экономического развития Российской Федерации, которое нас поддержало, и аппарату Правительства Российской Федерации. Дисциплинирует других субъектов официального Статучета. У Росстата нет плетки, чтобы бить тех, кто не предоставляет информацию в соответствии с федеральным планом статистической работы, здесь появляется некая плетка, это очень хорошо, это первое. Ну, не то, что я такой кровожадный, но иногда, кто не хочет работать, не всегда убеждения действуют. По крайней мере, пусть эта плетка висит на стене, пусть про нее все знают, можно ею не пользоваться. И вторая составляющая, то, что эта система будет развиваться и то, что будет обратная связь с пользователями. Это означает то, что мы сможем с другими субъектами официального Статучета поработать более плотно, с точки зрения уже самих показателей министерств и ведомств. Я говорил о проблемах налоговой статистики, где-то есть подобная проблема. И для Росстата тоже, когда вы будете требовать от нас что-то делать по линии, по тому направлению, по которому мы отвечаем, но и по тем направлениям, за которые отвечают другие ведомства.

Вопрос из зала: "Серебряный дождь", Малышев Денис: Уточните, пожалуйста, количество вопросов в вопроснике. Первое, Вы уже сказали о тех новых вопросах, которые появятся. Может быть, есть вопросы, от которых Вы принципиально отказались? Также интересуют вопросы безопасности. Как она будет обеспечиваться с одной стороны для самих переписчиков? То есть их по-прежнему оснастят, им выдадут свистки и фонарики или же что-то еще, униформа специальная, и будут ли их сопровождать милиционеры? Ведь люди должны доверять, чтобы пустить незнакомого человека. Как этот вопрос продуман? И хотелось бы еще узнать, уточните, пожалуйста, сколько денег будет потрачено в этом году на перепись?

Суринов А. Е.: Я честно говоря, количество вопросов не считал. Это такой листочек один, бланк Л, ориентирован на одно лицо, чуть побольше, это бланк П, ориентирован на одно домохозяйство или на семью. На нашем сайте висит, Вы можете посчитать количество вопросов. Подсказываем, не подсказываем, ей богу не считал. От чего мы отказались? Мы отказались от так называемых "дорогих" вопросов, "дорогих" с точки зрения трудоемкости. Два вопроса, которые мы планировали включить. Вопрос, связанный с видом экономической деятельности предприятия, на котором трудится человек. И второй вопрос: его профессия или специальность, чем он непосредственно занимается на этом предприятии. Вопросы были "дорогие" и трудоемкие и в прошлую перепись, и в пробную перепись. Так, 1 миллиард рублей финансирования по этому году было сокращено. И по прошлому году было небольшое сокращение, относительно небольшое. Мы должны были от чего-то отказываться, отказались от этих трудоемких вопросов. Параллельно при обследовании населения, у нас пошло увеличение выборки проблем занятости. Мы посчитали, что такой отказ будет относительно безболезненный. Тем более, что вопрос, связанный с определением экономической деятельности и профессии требует более высокой квалификации переписчика. А мы, честно говоря, не очень рассчитываем, что сможем обучить за столь короткий период времени 500 000 человек. Обследование населения по проблеме занятости у нас делают профессионалы, которые этим занимаются не всю жизнь, но многие годы, поэтому здесь более качественная, более адекватная информация, чем перепись населения. Вот от этих вопросов мы отказались.

По поводу безопасности. Конечно, мы тоже беспокоимся о безопасности и переписчиков, да и населения. Потому что, нам бы не хотелось, чтобы какие-то недоброжелательные люди пришли под видом переписчика к кому-то домой и что-то такое нехорошее сделали. Конечно, мы беспокоимся. Что касается безопасности населения. Переписчик у нас имеет защищенное удостоверение, оно действительно на месте с паспортом. Переписчик который пришел к людям, должен представиться, показать удостоверение. Люди могут потребовать предъявить паспорт, фамилия, имя, отчество должны совпасть. И если еще сомнения остались, то люди могут позвонить на переписной участок, поинтересоваться, есть ли переписчик с такой фамилией, именем и отчеством, работает ли в этом доме, в этом подъезде или нет. Ну, соответственно, действовать, если не работает или работает. Могут те, кто совсем не доверяют, прийти на так называемый стационарный участок, т. е. то место, где работают переписчики. Там будут оборудованы специальные столы, где будут опрашивать население вне квартиры, вне дома. И будут фиксироваться, что люди из этой квартиры, из этого дома, пришли, чтобы повторно к ним не ходили. Так переписались в прошлую перепись 40% москвичей, 33-34% жителей Санкт-Петербурга. И по мере убывания численности населения городов, процент уже падал. Никаких спецсредств у переписчиков не будет. По-моему, в Гонконге выдавали бамбуковые палки, довольно толстые, но они одновременно проводили сельхозперепись, я так понимаю, что, может быть, чтобы было легче переходить брод. Правда у них у всех были микрочипы, но у нас с бюджетом не сильно хорошо, но мы опыт гонконгских статистиков берем на вооружение при подготовке сметы следующей переписи. Свистки остаются, фонарики не для безопасности, а для удобства работы. Потому что, если люди не пускают домой в вечернее время, где-то там в подъезде или на пороге дома сельской местности, чтобы можно было посветить и записывать, только для этого. А так для безопасности свисток. Плюс ко всему, вместе с органами МВД мы, конечно, переписчиков будем рассматривать, чтобы это люди были тоже лояльные, без сложного криминального прошлого. Естественно, с точки зрения безопасности переписчиков, есть у нас инструкция, мы ее вместе в пробной переписи с МВД отрабатывали, проверяли как себя вести в различных ситуациях, разные бывают ситуации. Я после переписи лучше вам расскажу, какие бывают ситуации, чтобы к переписи мы пришли к серьезным таблицам. Как себя вести в этих ситуациях? Понимаете, приходят в семью, там горе, человека провожают в мир иной, он умер после 14 октября, он умер 15 октября. Переписчик пришел 16 октября, для переписи этот человек живой, потому что есть такое понятие момент переписи 00 часов 14 октября 2010 г.. У людей горе, а надо опрашивать, кто он по образованию, кем он вроде как работает, его семейное положение, возраст, сложная ситуация, а куда деваться. Потому что всех надо переписать именно на 00 часов 14 октября 2010 г. Все, кто родился после, в семье другая радость. А говорят, ребеночек ваш переписываться не будет, потому что он родился после переписи. А вот этого старичка, который у вас лежит, мы перепишем. Сложная ситуация, сложная. Как себя вести? Мы ориентируем переписчика, как себя вести. Плюс ко всему, конечно, мы с участковыми будет очень плотно работать. Участковые будут ходить вместе с нами в те квартиры, в те дома, где люди не вполне здоровые, склонны к асоциальному поведению, вместе с ними переписчики будут ориентированы только на такое поведение. Мы не ждем никаких подвигов от переписчиков, это обычная работа. Она тяжелая, конечно, потому что, 400 анкет заполнить, грубо говоря, 400 лиц. Но не всегда это лица, потому что кто-то на работе, муж расскажет, дети маленькие и т. д., но, все-таки это большая нагрузка, это тяжелая работа. Поэтому мы за переписчиков сильно переживаем и беспокоимся, чтобы с ними тоже ничего не случилось. В конце концов, чтобы они с населением, с тем кого последних переписывают улыбаясь расставались.

Вопрос из зала: "Серебряный дождь", Малышев Денис: Какой бюджет?

Суринов А. Е.: Бюджет порядка 9 миллиардов рублей на этот год, вся перепись у нас стоит 16 миллиардов рублей. Эта смета у нас на несколько лет с 2007 г. по 2013 г. Две трети, сейчас, побольше после того, что сняли, ну, две трети пусть будет. Это все, что связано с оплатой труда временного переписного персонала, две трети на это уходит. Если в годовых работниках посчитать, то мы создаем 40 000 рабочих мест из расчета годовых работников, это довольно много. Мы оформляем с переписчиками отношения не на основе трудового договора, а гражданско-правовой договор. Стоимость базового гражданско-правового договора 5 500 рублей, это, конечно, не очень много для нашей страны, но на Севере есть северные надбавки. К сожалению, нет московских, питерских надбавок, потому что в этих городах-миллионниках работать тяжелее всего. Нам сократили затраты переписи по этому году на 1 миллиард рублей, примерно. В этом году мы должны были получить 10,5 миллиардов, а получили 9,5 миллиардов. Естественно, общая смета была 17,5 миллиардов.

Вопрос из зала: "Серебряный дождь", Малышев Денис: Александр Евгеньевич, а как Вы прокомментируете, когда во время прошлой переписи появились в нашей стране такие социальные группы, как урки, эльфы и прочие странные национальности?

Суринов А. Е.: Их мало появилось, поэтому бояться их не нужно. Их мало появилось, там ничего страшного, в некоторых странах было больше. В Австралии их было гораздо больше в прошлой переписи, сейчас не знаю, как у них в этой переписи. Они, может быть, шутники, хотели протест какой-то выразить, почему нет, а может на самом деле, мы же не знаем.

Я думаю, конечно, они останутся. Узнаем, как популяция у них увеличилась или нет, тоже очень важная штука. Появились и россияне, например, понимаете. Вот тоже тем же самым этнографам надо думать, что это такое, это что новая национальность, что это такое россияне. Люди тоже как бы говорят, для меня это не важно, что вы пришли ко мне с национальностью. Многие отказались сообщать свою национальность. Это тоже явление. Не во всех же странах собирают информацию национальностей. Во Франции, например, не собирают информацию, запрещено, а в США собирают информацию еще о расовой принадлежности. Каждая страна идет своим путем. Этот вопрос, не относится к вопросам, скажем так, обязательным, которые рекомендует ООН включать в переписной лист. Каждая страна определяет его самостоятельно. Например, у нас нет вопроса о религиозной принадлежности, а в Литве, в Польше есть. Если мне память не изменяет, по-моему, этот вопрос появился в Казахстане, у нас нет. В законе нет, значит и мы не можем.

Ведущий: Александр Евгеньевич, насколько известно Росстат готовил поправки и улучшения в методику расчета инфляции и ВВП. На какой стадии сейчас эта работа? Если она уже подходит к концу, то когда она завершится? И не могли бы Вы пояснить в чем суть этих изменений?

Суринов А. Е.: По поводу расчета инфляции, я что-то такое не припомню. Методика, она есть, мы ей пользуемся, мы периодически меняем товаропредставителя, добавляем новые, убираем старые. Там принцип такой: если доля товаропредставителя меньше 1%, то мы его исключаем из корзины. Какой-то товар появляется, доля потребительских расходов больше, мы его включаем. Так у нас, не так давно, появились мобильные телефоны, СD тоже несколько лет назад, до этого их не было. Принципы мы не меняем, нас проверял Департамент статистики МВФ, делал замечания по публикациям, еще по каким-то вещам, но серьезной профессиональной критики в наш адрес не было. Поэтому смысла менять нет. Мы готовим работу по ценам, которая ориентирована на расчет показателей индекса стоимости жизни, чтобы посмотреть, где жизнь дороже в России, где дешевле. Но это работа, связанная с индексом потребительских цен или с инфляцией, но несколько другое. Мы хотим посчитать в этих 266 городах относительно среднероссийского уровня цен, где корзинка стоит дороже, где дешевле. Вот мы с этим работаем. По поводу ВВП, миссии ОСР к нам приезжали несколько раз, делали много замечаний. Часть мы реализовали. Ну если я сейчас скажу всем, что мы, например, внедрили более правильный расчет FISIM, что для вас это даст? Или условно численную стоимость потребления капитала? Мы постепенно улучшаем наши расчеты ВВП. К сожалению, осталась очень серьезная проблема. Мы не составляем все национальные счета базовой структуры, мы не составляем финансовый счет, что очень плохо. И что не менее плохо, мы не составляем баланс активов-пассивов. А баланс активов и пассивов позволяет оценить размеры и структуру национального богатства страны. Вот это вот серьезное замечание, которое есть в наш адрес со стороны Организации экономического сотрудничества и развития. Сейчас мы этим занимаемся, но мы надеемся, что все-таки составлять финансовый счет возьмет на себя наш Центральный банк. Там есть достаточное количество высококвалифицированных профессионалов, и там есть на самом деле специфика. У нас нет таких профессионалов, а его нужно составлять. Для этого, по словам руководителя Центрального банка, буквально несколько дней назад говорили, что нужно внести некую добавку в закон "О Центральном банке", чтобы они имели право это делать. Я удивился, но он подтвердил свою позицию, вроде доказал мне, что действительно надо делать. Что касается баланса активов-пассивов, то это такая совместная работа. Мы элементы активов рассчитываем, активов-пассивов, но не все. Самое сложное – оценить стоимость природных ресурсов, земли, то, что должно включаться в состав баланса активов-пассивов и часть нематериальных, не произведенных активов так, как переводные контракты со спортсменами, стоимость репутации, вот эти все вещи, в которых для России есть некие новации. Самая главная проблема – это, конечно, природные ресурсы, земля, учитывая нашу территорию, наши природные ресурсы, это значительная часть национального богатства. Здесь мы проводим эксперименты с Минприродой уже несколько лет, делали экспериментальные расчеты, т.е. в этом направлении тоже есть определенное движение, но я не могу говорить о результатах. Вот в этой части – да национальные счета должны быть улучшены, а это в значительной степени влияет и на оценки ВВП.

Ведущий: Отвечая на предыдущие вопросы, вы сказали, что впервые будет собрана численность в разрезе муниципальных образований, наверное, поселений? Самого низшего уровня? Планируется расширить перечень показателей в разрезе муниципальных образований, которые собирала бы статистика официальная?

Суринов А. Е.: Вопрос сложный. Если представить систему статистических показателей: национальный уровень наверху, посередине уровень региональный, а внизу – уровень субрегиональный, муниципальный, т.е это перевернутая пирамида. Чем больше показатель на национальном уровне, то количество и уменьшается, хотя почему-то у пользователя представление обратное. Платежный баланс рассчитывается только по стране, его нельзя посчитать по показателям на уровне региона. Нет границ и т.д. Есть, так называемое, понятие, как эксрегиональная экономика, часть ВВП, которую нельзя отнести к экономике конкретного региона. И она еще больше на уровне ниже регионального, на уровне муниципальном. Поэтому, тут есть эта проблема. Вторая проблема – современная статистика все больше и больше использует методы выборочных обследований. Обследование сплошное, как перепись населения, сельскохозяйственная перепись или промышленная перепись, они проводятся эпизодически, и то часто бывает используется, так называемый, ценз. Если, к примеру, доля хозяйств населения в валовой продукции сельского хозяйства ниже, но пусть будет 10 или 20%, тогда те участки, размер которых 6 соток и меньше, вообще не включаются. А это на уровне национальном, на региональном – ничего страшного, а ниже – это уже могут быть проблемы, потому что только такие участки могут быть в этом муниципальном образовании. Есть проблема вот эта. Регистры тоже не всеохватывающие. Поэтому здесь объективное ограничение для развития муниципальной статистики. Мы идем каким путем? Первый путь – конечно, все, что есть в переписях населения, мы делаем муниципальный разрез в переписях населения, в сельхозпереписях. В следующем году мы будем проводить сплошное обследование малого бизнеса, т.е. это малые предприятия и ПБОЮЛы, итоги мы будем делать по муниципальным образованиям. Какого уровня пока боюсь сказать. Все будет зависеть от качества. Но железно – это будет уровень городских поселений и муниципальных – это будет обязательно. Ниже, я не знаю, может быть, боюсь говорить просто. Все зависит от качества информации. И третий путь, которым мы идем, мы включаем в статнаблюдения сами муниципальные власти. Они сообщают информацию о себе, что является сегодня в значительной степени основой для нашей базы муниципальных образований. Т.е. они нам отвечают сколько там у них чего есть. Другого пути, четвертого направления информации мы пока не нашли. Будем благодарны, если кто-то подскажет. Но везде есть ограничения, потому что муниципальное образование, оно может не иметь квалифицированных работников, может быть хочет выглядеть лучше для одних целей - выборы, может захотеть выглядеть хуже, потому что надо идти в Минфин за деньгами, по-разному.

Вопрос из зала: Итар-Тасс. Маленькое уточнение по цифрам. Вы сказали, что в переписи будут участвовать около 700 тысяч человек, тех кто будет работать, а потом сказали, что создаете 40 тысяч рабочих мест.

Суринов А. Е.: Это в годовых работниках. 700 тысяч человек мы просто принимаем на работу, кого-то на месяц, кого-то на 2 месяца, кого-то на полгода, кого-то на год, но на временные ставки. А если всех их пересчитать в годовые работники, вы говорите о полной занятости, как будто человек работает полный год, то получится 40 тысяч годовых работников. Т.е. вот из этих – кто-то месяц, кто-то два, если всех их посчитать. 700 тысяч временных переписных работников. Часть уже у нас отработала, это регистраторы, которые в прошлом году ходили карты рисовали. Часть у нас работает во внештатных службах, уполномоченные по переписи в районах, городах. И основной набор – это переписчики, 400 тысяч человек в этом году: инструкторы, контролеры и заведующие переписными участками. Переписчиков – 400 тысяч. Я вам примерные цифры называю. Все на есть на нашем сайте. 100 тысяч инструкторов-контролеров, 25 тысяч заведующих переписными участками. И потом у нас будут еще кодировщики, они будут кодировать информацию, обрабатывать, сканировать и т.д.

Ведущий: Александр Юрьевич, позвольте еще раз поблагодарить Вас за то, что нашли время придти в ИА "ГАРАНТ", ответили подробно и интересно на вопросы интернет-аудитории. Хочется пожелать Вам удачи в переписи, чтобы она прошла спокойно!

Суринов А. Е.: Спасибо. Я всем нам желаю, чтобы перепись прошла так, чтобы все было хорошо. Российские переписи всегда являются предметом самого пристального внимания международного сообщества, не только статистического. Огромная страна, результаты переписи интересны всем. С точки зрения соблюдения прав человека – тоже всегда рассматриваемся очень внимательно. Поэтому давайте пожелаем всем нам, чтобы перепись прошла хорошо и показала очень хорошие цифры, чтобы наше население не сильно уменьшалось, а с точки зрения качества только улучшалось, и в образовании, семейном положении и т. д. Спасибо!