Новости и аналитика Интервью Актуальные вопросы соблюдения законодательства в сфере труда и занятости в современных условиях

Актуальные вопросы соблюдения законодательства в сфере труда и занятости в современных условиях

25 мая в 13-00 часов в ИА "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с заместителем руководителя Федеральной службы по труду и занятости Иваном Ивановичем Шкловцом.

Тема интернет-интервью: "Актуальные вопросы соблюдения законодательства в сфере труда и занятости в современных условиях".

Интернет-интервью организовано Информационным агентством "ГАРАНТ". Информационное агентство "ГАРАНТ" свидетельство: ИА N 77-14642. При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

Ведущая интернет-интервью Наталия Карпунина (ИА "ГАРАНТ").

Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!

Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - Ивана Ивановича Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости.

Уважаемый Иван Иванович, позвольте поблагодарить вас за то, что вы в очередной раз нашли время прийти сегодня в ИА "ГАРАНТ" и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории.

Согласно Основному закону нашей страны охрана труда и здоровья граждан является приоритетным направлением социальной политики государства. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ в России охраняются труд и здоровье людей, а также устанавливаются государственные гарантии социальной защиты.

Одной из гарантий соблюдения трудовых прав граждан в нашей стране является деятельность системы государственных органов контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и наличие общественного контроля в этой области.

Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Федеральная служба находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития.

Анализируя правоприменительную практику, можно сделать вывод, что ряд правоприменителей зачастую по разному трактуют нормы Трудового Кодекса, отличающиеся неопределенностью и неоднозначностью. Множество споров возникает по вопросам, связанным с заключением срочного трудового договора. Прежде всего по основаниям, предусмотренным статьей 59 ТК РФ. Например, с пенсионерами по возрасту, лицами, работающими по совместительству, «временными» работниками, руководителями, заместителями руководителей, главными бухгалтерами организаций и др.

В ходе интернет-интервью планируется обсудить приоритеные направлениях работы Роструда по вопросам соблюдения законодательства в сфере труда и занятости в современных условиях, проблемы и дальнейшие тенденции развития законодательства в этой сфере и многое другое. На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-интервью ответит заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Иван Иванович Шкловец.

К моменту начала нашего интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Уважаемый Иван Иванович! В каких отраслях, на ваш взгляд, чаще всего происходят нарушения трудового законодательства?

Шкловец И.И.: К счастью или к сожалению, трудно определить какие-то отрасли, в которых больше всего допускаются нарушения трудового законодательства. Это характерно для всех отраслей. В период кризиса больше всего нарушений зафиксировано в тех отраслях, которые оказались самыми проблемными: это отрасли промышленного производства, машиностроение, строительство, перерабатывающее производство, химическая отрасль. Именно там, где предполагалось большое количество высвобождения работников и зафиксирован резкий рост нарушений трудовых прав. Меньше всего нарушений зафиксировано в сфере государственных учреждений, там работодатели, как правило, более ответственно подходят к соблюдению трудовых прав.

Ведущая: Скажите, пожалуйста, если говорить о безработице, на сегодняшний день какова она? Каковы официальные данные?

Шкловец И.И.: На сегодняшний день количество официально зарегистрированных безработных в органах службы занятости составляет 2 миллиона 83 тысячи человек. Уровень официально зарегистрированной безработицы составляет 2,9%. Много это или мало? В самый критичный месяц 2009 года численность официально зарегистрированных безработных достигала 2 миллионов 300 тысяч человек. Если же говорить об общей безработице, то здесь уровень безработицы достигает 8,5% от экономически активного населения. Общая численность граждан, которые ищут работу, по данным на сегодняшний день, составляет 6 миллионов 400 тысяч человек.

Ведущая: Иван Иванович! Какие ключевые изменения произошли на российском рынке труда за период кризиса? Представители каких профессий оказались в наиболее сложной ситуации в посткризисный период?

Шкловец И.И.: Уже в конце 2008 года, когда стали появляться признаки ухудшения ситуации на рынке труда, было понятно, что традиционных мер для обеспечения занятости не достаточно и необходимо было принимать какие-то кардинальные дополнительные меры. Такие меры были приняты. Решением Правительства РФ была утверждена антикризисная программа на рынке труда. Времени для того, чтобы определить какие программы будут более эффективны, а какие нет, практически не было, поэтому было принято решение о введении тех программ, которые, по мнению Правительства РФ, должны были помочь решению проблемы занятости. Это программы опережающего обучения, программы общественных временных работ, программы самозанятости и программы стажировки выпускников учебных заведений.

Кроме этого, наложилась проблема, связанная с градообразующими предприятиями, системообразующими предприятиями, моногородами, в отношении которых необходимо был принимать дополнительные меры. Численность безработных резко увеличилась, огромная нагрузка легла на плечи органов службы занятости, потребовались дополнительные меры, такие как консультирование граждан, находящихся под угрозой увольнения, введение горячих линий в государственных инспекциях труда, консультационные пункты практически во всех Центрах занятости населения.

Эти меры помогли. Прогноз численности безработных при худшем варианте развития событий предполагал 2 миллиона 800 тысяч, тем не менее, удалось удержать безработицу на уровне 2 миллионов 200 тысяч человек.

Ведущая: Ответ в какой-то степени отвечает и на следующий вопрос. Уточните, был ли перечень этих мероприятия по активной занятости населения в 2010 году, который вы назвали, исчерпывающим. Каких результатов благодаря им удалось достичь на данный момент?

Шкловец И.И.: По прошествии 2009 года должен сказать, что дополнительные меры, которые были предприняты на рынке труда, полностью себя оправдали и позволили сохранить рабочие места и источник материального существования для работников. Безусловно, эти меры были проанализированы, а в 2010 году были скорректированы и дополнены дополнительными мерами. Практически все мероприятия, о которых я говорил, - это опережающее обучение, поддержка самозанятости, организация временных общественных работ, - оказались весьма эффективными. Если брать программу самозанятости, то изначально в нее заявлялось 55 тысяч человек, фактически в ней приняло участие 127 тысяч человек. Т.е. это чрезвычайно популярная программа. 1 миллион 800 работников приняли участие в общественных и временных работах, сохранив свои рабочие места и заработную плату. Были перекрыты цифры по опережающему обучению, которые также позволили сохранить рабочие места.

В развитии антикризисных программ, которые были реализованы в 2009 году, на рынке труда появились дополнительные программы. Например, программа поддержки занятости инвалидов. В отдельную программу была выделена программа стажировки выпускников. Кроме этого, отдельно была введена программа для достаточно проблемной категории работников - бортинженеров и штурманов. Работники этих отраслей направлялись на переобучение на пилотов.

Ведущая: Вы говорите, что программа самозанятости населения активно развивается и в настоящее время. Действительно ли многие россияне хотят открыть свое дело?

Шкловец И.И.: Надо сказать, что программа поддержки предпринимательства и самозанятости безработных существовала на протяжении нескольких лет, но не пользовалась большой популярностью, потому что отсутствовала, на мой взгляд, самая эффективная составляющая - выделение субсидии безработным. Безработные получали государственную услугу, помощь, обучались основам предпринимательства, им помогали составлять свои бизнес-проекты, но при отсутствии стартового капитала реализовать эти бизнес-планы было достаточно сложно или невозможно. И поэтому программа не пользовалась популярностью. После того, как была введена составляющая - выделение субсидии, - программа показала себя совершенно с другой стороны. И фактически более чем в два раза количество ее участников превысило число первоначально заявленных.

Ведущая: Каков сегодня объем финансирования антикризисных мероприятий на региональных рынках труда?

Шкловец И.И.: Если в прошлом году на антикризисные мероприятия было направлено 43 миллиарда рублей, то в этом году на все мероприятия в бюджете предусмотрено 36 миллиардов рублей. Но это тот фактический объем средств, который был реализован в прошлом году. Объемы и численность участников практически сохранилась на этот год.

Единственное, что хотел бы отметить, смещаются акценты. Скажем, если ранее программа организации временных и общественных работ носила не стратегический, а временный характер, задачей было сохранение рабочих мест, не дать работодателю уволить часть персонала. В этом году акцент смещается на более перспективные мероприятия, такие как опережающее обучение и самозанятость.

Ведущая: Многочисленные услуги, оказываемые сегодня государством через интернет, за последнее время стали очень востребованы у населения. Иван Иванович, какие выводы вы можете сделать на данный момент по результатам работы государственного интернет-портала по занятости? Насколько востребован сейчас этот портал гражданами, или же люди в поисках работы чаще обращаются в консалтинговые компании по трудоустройству или же непосредственно к каким-то потенциальным работодателям?

Шкловец И.И.: Прежде всего, я хотел бы дать совет тем, кто пытается решить проблему занятости. Необходимо пользоваться всеми возможностями, которые существуют на рынке труда, не зацикливаться на государственной службе занятости или на каких-то интернет-ресурсах, обращаться в консалтинговые компании, которые помогают трудоустройству. Что касается эффективности работы интернет-ресурсов, то 16 января 2009 года Роструд открыл общероссийский портал "Работа в России", и только в 2009 году на портал обратилось свыше 3 миллионов 300 тысяч человек, которые могли получить необходимую для них информацию. Основой этого портала является общероссийский банк вакансий, который в худшие времена кризиса насчитывал порядка 600 тысяч рабочих мест, сейчас их в два раза больше, т.е. порядка 1 миллиона 300 тысяч рабочих мест.

Коэффициент напряженности на рынке труда, когда на одну вакансию претендует определенное количество безработных, конечно, улучшился. Поэтому этот информационный ресурс показал свою эффективность. Кроме наличия вакансий на этом портале можно получить информацию о деятельности любого центра занятости населения, деятельности любой государственной инспекции труда, узнать свои права и гарантии в сфере занятости, получить информацию о возможности переезда из одного региона в другой, т.е. найти вакансии в совершенно другом регионе.

Обратившись в службу занятости, можно решить процедурные вопросы: как оформить переезд, куда обратиться конкретно. Единственный вопрос заключается в том, что не все работодатели, вывешивая вакансии на этом портале, сообщают свой адрес, но в этом случае нужно обратиться в центр занятости по месту жительства и получить там исчерпывающую информацию по тому или иному работодателю.

Ведущая: Насколько высок процент желающих сменить работу и место жительства?

Шкловец И.И.: В 2009 году одной из программ антикризисных мер на рынке труда была программа оказания содействия в переезде в другую местность в целях поиска подходящей работы. При изначально заявленной численности в 15 тысяч человек, в ней приняло участие 10,5 тысяч. Казалось бы, программа не востребована, но если иметь в виду, что в 2008 году всего было 4 тысячи желающих переехать в другую местность, то сейчас число увеличилось почти в 3 раза. Причем, эта программа, как и программа самозанятости, получила новое наполнение тем, что при желании переехать в другой регион, гражданин получал финансовую поддержку для поиска жилья в размере пятисот рублей в сутки, т.е. 16,5 тысяч рублей в месяц. Это достаточно серьезные деньги для того, чтобы стимулировать людей в другом регионе найти временную работу, пока на его предприятии последствия финансового кризиса будут устранены.

Ведущая: Иван Иванович! Сегодня стены в каждом вагоне метро просто пестрят предложениями оформить те или иные трудовые документы (трудовую книжку, санитарную и пр.). Как вы считаете, какие меры нужно предпринять для того, чтобы организации, незаконно оформляющие разрешительные документы, прекратили свою деятельность?

Шкловец И.И.: Какими бы запретительными мерами не были меры по ликвидации таких организаций, одними запретительными мерами проблему не решишь. Такие фирмы будут существовать до тех пор, пока их услуги будут востребованы гражданами. Если речь идет об оформлении санитарных книжек, то понятно, что граждане обращаются за услугами в такие фирмы только потому, что процедура официального оформления санитарной книжки достаточно громоздкая и занимает длительное время. Поэтому для того, чтобы решить эту проблему, необходимо, помимо запретительных мер, еще и предпринимать меры по упрощению процедуры оформления таких документов, переводу их в электронный вид.

Что касается оформления трудовых книжек, то после того, как определение пенсионных прав стало исчисляться не общим трудовым стажем, а уплатой страховых взносов в пенсионный фонд, оформление липовых трудовых книжек фактически теряет смысл. Трудовые книжки в таких случаях оформляют только для того, чтобы избежать какой-то записи об увольнении за нарушение трудовой дисциплины. Я полагаю, что со временем оформление документов в таких компаниях просто утратит смысл.

Ведущая: Вы уже касались проблемы моногородов. Эта проблема тоже достаточно актуальна. К нам пришел вопрос такого содержания. Некоторые исследователи утверждают, что устаревшие предприятия в моногородах уже давно пора закрывать, а людей переселять в другие места для трудоустройства. Расскажите, пожалуйста, о состоянии безработицы в таких городах и что делается государством для того, чтобы люди не оставались без работы и не спешили уезжать в другие наиболее успешно развивающиеся населенные пункты?

Шкловец И.И.: Действительно, кризис наиболее сильно ударил по системообразующим предприятиям, как правило, речь идет о моногородах. Они формировались таким образом, что создавалось предприятие, затем вокруг предприятия формировался населенный пункт. Сейчас стало понятно, что общих дополнительных мер на рынке труда будет не достаточно для того, чтобы решить проблему в моногородах. В конце прошлого года Правительством РФ было принято решение о формировании отдельных программ по каждому моногороду, который испытывает серьезные проблемы. Таких моногородов на сегодняшний день было определено 139, и по каждому городу сейчас формируется и утверждается программа развития моногорода. Основным разделом этой программы будет раздел, посвященный вопросам занятости. Практически все предприятия, находящиеся в моногородах, уже в 2009 году были участниками программ антикризисных мер. Собственно говоря, это и помогло им остаться на плаву. Дополнительно к этим мероприятиям в 2010 году выделено 3 миллиарда 200 миллионов рублей на реализацию дополнительных антикризисных программ уже в моногородах.

Ведущая: Уважаемый Иван Иванович! Как вы считаете, почему по-прежнему среди всех категорий безработного населения доминируют женщины? Почему в России никак не меняется эта ситуация? Принимает ли Роструд какие-либо меры по предотвращению такой тенденции?

Шкловец И.И.: Позвольте, я не соглашусь с этой тенденцией. Дело в том, что как раз в период кризиса годами сложившееся соотношение безработных женщин и безработных мужчин изменилось в сторону безработных мужчин. Сейчас безработных мужчин 55% , а безработных женщин - 45%. Дело в том, что именно по мужскому населению больше всего ударил кризис. Опять-таки я возвращаюсь к таким отраслям, как машиностроение, производство, перерабатывающая промышленность, т.е. те отрасли, где в основном занято мужское население. И соотношение поменялось. Но, тем не менее, численность безработных женщин продолжает оставаться достаточно высокой. Соответственно, условий для трудоустройства женщин, наверное, меньше. Если анализировать имеющиеся вакансии на рынке труда, здесь, конечно, больше предложений идет все-таки для работников-мужчин. Должен сказать, что концепция демографической политики предусматривает разработку программы, посвященной возможностям трудоустройства женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет. Это целевая программа, которая будет готовиться и реализовываться начиная уже с 2011 года.

Ведущая: А что вы можете сказать о соотношении заработной платы?

Шкловец И.И.: Мы изначально руководствуемся международными актами, которые запрещают дискредитацию по признаку пола, в том числе и по условиям оплаты труда. Уровень оплаты труда должен быть одинаковый по аналогичным должностям. Государственная инспекция труда при осуществлении проверок этот момент всегда проверяет, поэтому если в штатном расписании по аналогичной должности у мужчин более высокий заработок, естественно, к работодателю будут предъявлены вопросы, на которые ему довольно сложно дать ответ. По факту имеет место практика, когда по аналогичным должностям уровень зарплаты у женщин более низкий, чем у мужчин, но, я повторяю, это грубое нарушение трудового законодательства, которое нужно контролировать, надзирать и принимать соответствующие меры.

Ведущая: Ведется ли какая-либо работа вашей службой по предотвращению случаев дискриминации при приеме на работу по возрастному и национальному признакам?

Шкловец И.И.: Дискриминация по возрастному признаку начинается еще в момент подбора кандидатов на работу. Наверное, все столкнулись с таким фактом, когда масса объявлений, приглашающих на работу, ограничивает возраст работника до 30-ти, до 40-ка лет, исключительно мужчин, жителей определенного региона и пр. Роструд в свое время попытался пресечь эту практику, но оказалось, что подбор персонала находится вне сферы Трудового кодекса РФ. Поэтому государственным инспекциям труда было сложно привлечь за подобные нарушения работодателей. Мы обратились в Федеральную антимонопольную службу с тем, чтобы они признали эту рекламу недобросовестной. Но, как оказалось, под законодательство о рекламе эта ситуация не подпадает. Сейчас Правительством РФ вносится в Госдуму законопроект, который предусматривает тот факт, что подобного рода объявления носят дискриминационный характер, относятся к сфере трудовых отношений и попадают под нарушение трудового законодательства.

Ведущая: Когда же нам следует ожидать его принятия?

Шкловец И.И.: Я думаю, что это один из первоочередных законопроектов, который просто необходим и востребован на рынке труда. Я думаю, что в осеннюю сессию можно будет ожидать его принятия.

Ведущая: Иван Иванович! Дайте совет, что делать работнику, если его заставляют увольняться по собственному желанию, а значит, без выходного пособия? Как выстроить наиболее достойную линию поведения, чтобы отстоять свои права?

Шкловец И.И.: Одним из наиболее распространенных видов нарушения трудового законодательства является оказание работодателем давления на работника с целью увольнения его по собственному желанию. В период кризиса этот вид нарушений просто зашкаливал. Количество таких нарушений возросло в несколько раз. Такому работнику мы прежде всего даем следующий совет: если работодатель заставляет увольняться по собственному желанию, это означает только одно – работодатель пытается сэкономить на работнике, чтобы не выплачивать ему предусмотренные трудовым законодательством компенсации. Если работник выполняет свою трудовую функцию эффективно, если он не допускает нарушение трудовой дисциплины, то любое давление на работника с целью уволиться по собственному желанию, будет расцениваться, как грубейшее нарушение трудового законодательства. Если работник готов в этой ситуации противостоять работодателю, то его готовность должна заключаться, во-первых: в выполнении надлежащим образом своей трудовой функции и готовности, при необходимости, обращения в государственную инспекцию труда.

Мы всегда советуем работнику ни в коем случае не поддаваться на уговоры работодателя и продолжать просто выполнять свою трудовую функцию. Пытаясь уволить работника незаконно, работодатель, безусловно, нарушит трудовое законодательство. В этом случае всегда будет возможность обжаловать его неправомерные действия.

Ведущая: Проблема трудоустройства людей с ограниченными возможностями на сегодняшний день очень актуальна. Эксперты утверждают, что в России не существует, к сожалению, какого-либо системного подхода к работе с такими гражданами. Иван Иванович, какие меры, на ваш взгляд, необходимо принимать государству для создания безбарьерной среды при трудоустройстве инвалидов? Как стимулировать работодателей принимать таких граждан на работу?

Шкловец И.И.: Я бы не сказал, что у нас не существует системного подхода. Тот системный подход, который существовал на протяжении многих лет, показал свою неэффективность в трудоустройстве этой категории граждан. Я имею в виду механизм квотирования рабочих мест для трудоустройства лиц с ограниченными физическими возможностями. Необходимо было что-то поменять в этом механизме. И то, что в программу антикризисных мер в 2010 году было включено мероприятие, связанное с компенсацией работодателям создания специализированных рабочих мест для инвалидов, – это первый шаг к тому, чтобы кардинально поменять этот механизм. Т.е. это можно расценивать как своего рода некий эксперимент, который в 2010 году покажет, насколько быстро и эффективно сможем поменять механизм квотирования на механизм компенсации затрат работодателю, связанный с созданием специализированного рабочего места.

В этой программе для работодателей предусмотрена компенсация в размере 30 тысяч рублей на создание специализированного рабочего места. Много это или мало, покажет практика. Если это мало, то мы ждем от работодателей неких расчетов и убедительных аргументов, что необходимо эту сумму увеличивать. И мы, безусловно, будем координировать и корректировать эту программу. И если она покажет свою эффективность, то, скорее всего, будут приняты существенные поправки в законодательство, которые будут менять в целом механизм трудоустройства инвалидов.

Если говорить о цифрах, то проблема эта, безусловно, остается. Достаточно сказать, что если в 2008 году в службу занятости обратилось 256 тысяч инвалидов, то в 2009 году – уже 306 тысяч. Т.е. востребованность в трудоустройстве огромна. А если говорить о проценте трудоустройства, то если в 2008 году было трудоустроено 87 тысяч инвалидов, то в 2009 уже 84. В процентном отношении в абсолютных цифрах все-таки проблема продолжает ухудшаться. Поэтому нужно кардинально менять направления и подходы к ее решению.

Вопрос из зала: Какие меры в ближайшее время можно ожидать нашим гражданам в связи с разными нюансами, возникающими между работодателем и работником? Что Федеральная служба собирается предпринять? Т.е. какие новшества собирается ввести Федеральная служба по труду и занятости, чтобы изменить эту ситуацию в лучшую сторону?

Шкловец И.И.: Помимо традиционного увеличения количества проверок работодателей и обращений к гражданам, безусловно, нужно каким-то образом вводить систему добровольного декларирования соблюдения трудовых прав. И эта система уже в 2009 году достаточно широко применялась во всех регионах. Речь идет о добровольном декларировании работодателем соблюдения им трудового законодательства и вручения Федеральной службой по труду и занятости так называемых сертификатов доверия. Сертификаты доверия вручаются сроком на 3 года после аудиторской проверки данного предприятия. И если нарушений там не установлено, ему выдается сертификат, и в течение трех лет государственная инспекция труда не будет беспокоить этого работодателя.

Я считаю, что это очень серьезный механизм для улучшения ситуации с соблюдением трудового законодательства работодателями. Кроме этого надо сказать и о необходимости ужесточения за нарушение трудового законодательства, в рамках административного и уголовного законодательства. Прежде всего, речь идет о нарушениях условий оплаты труда - задержек выплаты заработной платы. В данной ситуации нужно в отношении работодателя необходимо применять комплексные меры.

Вопрос из зала: Вы сказали, что статистика сократилась по поиску работ. Хотелось бы узнать, с какими проблемами граждане могут столкнуться во время поиска работы и как избежать таких неприятностей?

Шкловец И.И.: Здесь во многом ситуация зависит от того, куда обратился человек в целях поиска подходящей работы. Если речь идет об обращении государственную службу занятости, то достаточно знать свои права. Человек должен знать, что он имеет право получить 12 видов государственных услуг, которые перечислены в законе о занятости, что существует административные регламенты оказания этих услуг, существует Федеральная служба по труду и занятости, куда можно подать информацию о том, что в таком-то центре занятости гражданину не оказывают услугу надлежащим образом в полном объеме. Если же речь идет об обращении в негосударственные компании по трудоустройству, то часть из них оказывает платные услуги, поэтому здесь они выходят из-под сферы влияния Федеральной службы по труду и занятости и попадают под действия надзора Роспотребнадзора, т.е. оказание потребительских услуг. Когда же речь идет об обращении к информационным источникам, то здесь, конечно, можно выделить государственные информационные ресурсы, качество которых контролируется. Здесь в принципе опасений быть не может.

Единственная проблема заключается в том, что недостаточно информации, которая размещена на этих ресурсах, и требуется дополнительно обращаться в службу занятости, чтобы конкретизировать и получить ее. Когда же речь идет о деятельности фирм, которые могут подготовить любой документ, позволяющий трудоустроить работника на любую должность, то здесь, конечно, нужно быть острожным и не доверять подобным компаниям.

Ведущая: Иван Иванович, к нам пришло очень много вопросов о возможности открыть собственное дело. Людей в период кризиса очень интересует этот момент. Зачитаю сразу несколько вопросов. Расскажите, пожалуйста, о том, на какие формы поддержки со стороны государства я могу претендовать в том случае, если хочу открыть собственное дело? Какие документы необходимо предоставить в службу занятости для того, чтобы получить поддержку государственной организации предпринимательской деятельности? Существуют ли у нас какие-либо приоритетные направления поддержки предпринимательства, или же безработный может рассчитывать на поддержку абсолютно в любой сфере малого бизнеса?

Шкловец И.И.: Хотел бы начать с того, что эта программа оказалась, пожалуй, самой востребованной, если иметь в виду, что фактическое количество ее участников превысило более чем в два раза первоначальное количество. После того, как безработные, которые решили открыть собственное дело, получили возможность получать от службы занятости субсидии, очень многие заявили желание участвовать в этой программе. Какие услуги получает безработный, заявившись для участия в этой программе? Весь комплекс услуг, который необходим для того, чтобы начать собственное дело, начиная от собеседования, тестирования и заканчивая защитой своего бизнес-плана, который ему помогают разрабатывать специалисты службы занятости или специализированные бизнес-структуры. Т.е. для того, чтобы участвовать в этой программе, необходимо обратиться в службу занятости, зарегистрироваться в качестве лица, ищущего работу, и подать заявление на участие в этой программе. После этого начинается целый ряд процедур: сначала собеседование, потом тестирование. На этом этапе человек оценивает свои возможности и способности, специалисты службы занятости определяют, в какой сфере целесообразно использовать свои способности, могут подсказать какую-то отрасль, в которой лучше всего ему осуществлять свою деятельность. Затем наступает период обучения основам предпринимательства и предпринимательской деятельности. Это обязательный этап, после чего гражданин направляется в специализированные бизнес-структуры, с которыми у службы занятости заключены соответствующие договоры для оказания помощи в подготовке бизнес-плана. Этот бизнес-план необходимо защитить перед коллегиальными органами, комиссиями, которые создаются в регионе. После успешной защиты человек получает субсидию в размере 58 тысяч 800 рублей. Понятно, что эта сумма в отдельных случаях достаточно мала или совершенно недостаточна для того, чтобы успешно развивать свой бизнес, но учитывая то, что более 127 тысяч человек все-таки заявились в эту программу, получили субсидию, начали свою предпринимательскую деятельность, то понятно, что существуют другие возможности для продолжения бизнеса и наращивания его объема. Я имею в виду различные фонды поддержки предпринимательства, различные источники финансирования, которые у нас предусмотрены по линии Минэкономразвития и Минрегионразвития. Т.е. безработные, получившие субсидию в службе занятости, имеют в отдельных регионах преференции, преимущества для получения субсидий, банковских кредитов и т.д. из других источников поддержки предпринимательства. Это не один источник. Служба занятости выделяет 58 тысяч 800 рублей, т.е. дает возможность наращивать объемы, продолжать свой бизнес.

Ведущая: Насколько мне известно, безработный, планирующий стать предпринимателем, может получить субсидию на сумму 58 тысяч рублей. Но это настолько маленькая сумма, что на нее нельзя приобрести ни оборудования, ни автомобиля для перевозок, и т.д. Скажите, пожалуйста, можно ли в субъектах России рассчитывать на получение доплат с учетом районного коэффициента на указанную сумму или еще каких-либо дополнительных региональных надбавок?

Шкловец И.И.: Районные надбавки на размер субсидии могут быть выплачены только за счет бюджетов субъектов РФ. Если этой суммы недостаточно, то в регионах органы власти могут принимать такие решения и доплачивать. Кроме этого, как я уже говорил, создаются различные фонды поддержки предпринимательства. В них участвует очень много безработных граждан.

Ведущая: Могу ли я, являясь безработной, находясь в декретном отпуске по уходу за ребенком, пройти обучение и получить дополнительную профессию, чтобы после декрета сразу выйти на работу и не терять время на ее поиски?

Шкловец И.И.: В 2009 году такую возможность получили только работники, находящиеся под угрозой увольнения. Они имели возможность заблаговременно переучиться на другую профессию или повысить свою квалификацию. Что касается женщин, которые находятся в отпусках по уходу за ребенком, то такую возможность они могут получить, только обратившись в службу занятости. Для этого им необходимо заявить о том, что они готовы выйти на рынок труда, приступать к работе. Только в этом случае будет решаться вопрос об их переподготовке и повышении квалификации. Но в рамках концепции демографической политики в России, как я уже говорил, для этой категории граждан разрабатывается программа опережающего обучения, профессиональной подготовки женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет.

Ведущая: Задам заключительный вопрос, который, наверное, подведет итог всему вышесказанному. Скажите, пожалуйста, есть ли сейчас какие-то нормативно-правовые акты, кроме уже озвученных, которые находятся на обсуждении, в разработке? Или же имеются какие-то инициативы в законодательстве, которых в ближайшее время следует ждать и которые каким-то образом изменят нормы действующего законодательства?

Шкловец И.И.: Нормативно-правовое регулирование рынка труда осуществляется на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. Это значительный шаг вперед, когда субъектам было предоставлено право нормативно-правового регулирования. Что касается реализации антикризисных мер на рынке труда, то здесь субъекты показали удивительное творчество и активность, издавали нормативно-правовые акты, которые давали возможность реализовывать эти программы. Что касается внесения изменений в законодательство, то, безусловно, антикризисные программы постоянно правятся, в законодательство вносятся изменения. При реализации программ на рынке труда в прошлом году мы столкнулись с проблемой налогообложения субсидий, выделяемых безработным. Т.е. 58 тысяч человек получают субсидии, из которых 13% должны вернуть государству в качестве налога.

Эта проблема была решена. Недавно принятый федеральный закон предусмотрел налоговые каникулы для безработных, получивших субсидии. В течение трех лет они могут не уплачивать налог с полученной субсидии, но должны в течение этого времени показывать свои расходы. И если эти расходы превысят объем субсидии, то они освобождаются от уплаты налога на доходы. Тоже самое касается и работодателей, которые получают компенсации за трудоустройство на временные общественные работы безработных граждан. Здесь им компенсируется часть заработной платы в размере 4 тысяч 330 рублей. С этой суммы не взыскивается налог на добавленную стоимость, т.к. она не считается доходом.

Трудовое законодательство, которое у нас достаточно консервативно, требует корректировки. По предложению общероссийских объединений работодателей туда необходимо вносить изменения для того, чтобы не ужесточать или не облегчать для работодателей процедуру увольнения работников, а позволять более гибко регулировать трудовые отношения. Изменения готовятся и обязательно будут вноситься в трудовое законодательство.

Ведущая: Спасибо, Иван Иванович, за интересные и исчерпывающие ответы. Благодарим вас за то, что вы приехали к нам в ИА "ГАРАНТ". Желаем удачи в вашей профессиональной деятельности по защите и соблюдению наших трудовых прав! Спасибо вам!
 

Читать ГАРАНТ.РУ в и