Новости и аналитика Интервью "Основные вопросы защиты прав человека в Московской области"

"Основные вопросы защиты прав человека в Московской области"

15 апреля состоялось интернет-интервью с Уполномоченным по правам человека в Московской области Жаровым Александром Евгеньевичем.

Тема интернет-интервью: "Основные вопросы защиты прав человека в Московской области".

Ведущий интернет-интервью - Сергей Царь (ИА "ГАРАНТ").

Ведущий: Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - Жарова Александра Евгеньевича, Уполномоченного по правам человека в Московской области.

В ходе интернет-интервью планируется обсудить итоги деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области за прошедший год, затронуть основные проблемы обеспечения и защиты прав и свобод, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
К моменту начала интернет-интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Александр Евгеньевич, давайте начнем наше интернет-интервью с общей оценки ситуации с соблюдением прав человека в Подмосковье в 2009 году. Насколько Ваш ежегодный доклад ее отражает?

Жаров А.Е.: По сложившейся практике ежегодный доклад не только отражает работу Уполномоченного по государственной защите прав и свобод человека и гражданина, но и в целом ситуацию с соблюдением прав в нашем регионе. Я стремлюсь, чтобы все высказанные в докладе оценки были максимально объективными и достоверными и учитывали не только мою позицию, но и мнение граждан, данные органов государственной власти, местного самоуправления, правозащитных организаций, средств массовой информации.

Если кратко охарактеризовать ситуацию с соблюдением прав человека в регионе, на мой взгляд, в целом она удовлетворительная. Мировой кризис внес свои коррективы в социально-экономическое развитие Подмосковья – увеличилось количество безработных, сокращены бюджетное финансирование по ряду позиций и в целом доходная часть областного бюджета, и, как следствие, увеличился поток обращений к Уполномоченному. В то же время могу сказать, что политика руководства области остается социально ориентированной, меры государственной поддержки льготникам продолжают предоставляться, прилагаются усилия для снятия напряженности на рынке труда, оказывается поддержка малому и среднему бизнесу.

Прошлый год принес и значительные успехи в решении задач, стоящих перед Уполномоченным, и обозначил новые проблемы. Особо хочу отметить, что одно из важнейших направлений работы – защита прав несовершеннолетних, особенно детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, вышло на качественно новый уровень благодаря назначению первого в Московской области Уполномоченного по правам ребенка и созданию института уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса в образовательных учреждениях. Почти во всех образовательных учреждений области назначены и работают так называемые "школьные" уполномоченные, призванные защищать права не только детей, но и родителей и педагогов.

Ведущий: Спасибо за ответ! Поговорим об эффективности работы Уполномоченного. Какими качественными и количественными показателями вы могли бы ее оценить?

Жаров А.Е.: Мы стремимся к тому, чтобы с каждым годом работа становилась более эффективной и адресной. Деятельность Уполномоченного можно разделить на реактивную – это работа с жалобами, и проактивную (правовое просвещение, осуществление различных мониторингов).

В соответствии с законом перед Уполномоченным стоят четыре задачи:
- восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина на территории Подмосковья;
- совершенствование законодательства Московской области о защите прав и свобод человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
- развитие межрегионального и международного сотрудничества в области защиты прав и свобод человека и гражданина;
- содействие правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты.

По каждому из перечисленных направлений в 2009 году велась активная плодотворная работа. О достижениях и имеющихся нерешенных проблемах в каждой из этих сфер есть информация в моем докладе.

Основное внимание, безусловно, уделяется содействию восстановления нарушенных прав жителей области. Поэтому первостепенное значение придается работе с жалобами граждан. Ни одно обращение не осталось без внимания. По каждому из них осуществлялись проверки, направлялись запросы в компетентные органы, давались квалифицированные рекомендации и разъяснения заявителям. Всего в 2009 году были восстановлены права заявителей в 17% рассмотренных случаев. Если проанализировать данные за 5 лет, видно, что количество восстановленных прав граждан значительно увеличилось – с 7,9% в 2005 году до 17% в прошлом. Это один из реальных показателей эффективности работы Уполномоченного по правам человека.

Помимо этого, в 2009 году активизировалась работа по совершенствованию законодательства, ряд предложений, внесенных мной, был одобрен областным парламентом, соответствующие изменения в законодательство внесены. Внедряются новые формы правового просвещения граждан. Получило дальнейшее развитие межрегиональное и международное сотрудничество в области защиты прав и свобод человека и гражданина, взаимодействие с государственными, муниципальными органами власти и общественными организациями. Продолжена практика изучения положения дел с соблюдением прав человека в муниципальных образованиях в ходе комплексных выездов и проверок по обращениям граждан.

Ведущий: Каким образом вы привлекаете внимание органов власти и местного самоуправления к ежегодному докладу?

Жаров А.Е.: Во-первых, ежегодный доклад Уполномоченного направляется Губернатору Московской области, в Московскую областную Думу, Уставный суд Московской области, Президиум Московского областного суда, Арбитражный суд Московской области и Прокурору Московской области. 1 марта состоялась рабочая встреча с Губернатором Московской области, в ходе которой ему был представлен ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Московской области за 2009 год. Б.В. Громов подтвердил необходимость развития системы правовой защищенности жителей региона, принял во внимание данные о соблюдении прав человека в Подмосковье и рекомендовал Правительству внимательно изучить документ и принять меры для решения каждой указанной в нем ситуации. 4 марта 2010 года я представил доклад за 2009 год на открытом заседании Московской областной Думы.

Кроме того, доклад опубликован в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", а также в очередном выпуске "Вестника Уполномоченного по правам человека в Московской области", который направляется не только должностным лицам органов власти и местного самоуправления, но и в областные и муниципальные библиотеки, образовательные учреждения, учреждения уголовно-исполнительной системы и другие учреждения и организации.

Доклад размещается на сайте Уполномоченного по правам человека в Московской области, где с ним может ознакомиться любой желающий.
Таким образом, доступ к тексту доклада получает широкий круг лиц: от властных структур до простых граждан.

Ведущий: Есть ли изменения в тематике жалоб по сравнению с 2008 годом?

Жаров А.Е.: В 2009 году сохранилась тенденция увеличения числа обращений граждан – если в 2007 году речь шла о 5666 обращений, в 2008 их было 6010, то в прошлом году в аппарат Уполномоченного поступило 9755 письменных и устных обращений.

Тематика обращений граждан претерпела некоторые изменения по сравнению с предыдущими годами. Существенно сократилось количество обращений о нарушении права на судебную защиту, занимавших первое место по итогам 2008 года. В то же время стало больше жалоб на нарушение права на жилище.

Из поступивших в 2009 году письменных обращений 43,1% связаны с нарушением социальных прав, 41,2% – гражданских (личных), 10,5% - экономических, 2,6%-культурных и 2,2% - экологических. Следует отметить, что более чем на четверть возросло количество обращений, вызванных нарушением экономических прав, и на 10% - социальных прав, что, несомненно, связано с последствиями мирового финансово-экономического кризиса.

Основная доля обращений, касавшихся нарушений социальных прав, связана с жилищными проблемами (60%) и социальным обеспечением (22%).

В сфере экономических правоотношений наибольшее количество жалоб на нарушения трудовых прав (34%) и права на землю (23%).

Статистика обращений о нарушениях личных прав граждан показывает, что практически каждая вторая жалоба связана с расследованием и рассмотрением уголовных дел (49,5%). Каждая четвертая жалоба относится к сфере гражданско-процессуальных отношений (26%), в частности, к нарушениям процессуальных действий и справедливости судебных постановлений по гражданским делам.

Жалобы экологической тематики касаются: нарушений прав на благоприятную среду обитания (45%) и благополучие в жилище (32%); соблюдения законодательства о градостроительной деятельности (23%).

Ведущий: Александр Евгеньевич, какие органы власти чаще всего попадают в поле Вашего зрения в связи с обращениями граждан?

Жаров А.Е.: Как и прежде, большая часть обращений (54,5%) связана с неправомерными, по мнению заявителей, действиями федеральных органов власти. На органы местного самоуправления поступило 30,5 % жалоб. Доля заявителей, недовольных действиями органов государственной власти Московской области, увеличилась с 7% в 2008 году до 12,3 % - в 2009.

На региональном уровне наибольшее число жалоб поступило на подразделения Министерства социальной защиты населения (40%) и органы опеки и попечительства (37,1%). "Лидирующие" позиции среди федеральных органов власти занимают органы судебной системы и внутренних дел (12,7% и 11,2% соответственно).

Ведущий: От кого поступило больше всего жалоб в 2009 году?

Жаров А.Е.: Анализ категорий заявителей показывает, что значительно выросла доля обращений несовершеннолетних и их представителей – 16,9%. Писем от содержащихся под стражей (подозреваемых и обвиняемых) – 16%, пенсионеров – 12,5%, инвалидов и "чернобыльцев" - 6,8%.

Ведущий: Давайте напомним нашим гостям, какие обращения рассматривает Уполномоченный и какими механизмами для восстановления нарушенных прав может воспользоваться?

Жаров А.Е.: Этот вопрос урегулирован законом Московской области "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области". В соответствии с ним Уполномоченный рассматривает письменные жалобы физических лиц на решения или действия (бездействие) органов и должностных лиц области, в том числе органов местного самоуправления. Рассмотрение споров между гражданами, жалоб на организации, предприятия, учреждения, не являющиеся государственными органами, федеральные органы власти не входит в компетенцию Уполномоченного. Однако это не значит, что такие обращения остаются без ответа. Работа ведется по каждой жалобе: заявителям даются письменные разъяснения, как действовать в той или иной ситуации; некоторые обращения направляются для разрешения в компетентные органы с контролем результатов. Каждому заявителю направляется аргументированный ответ.

В некоторых случаях он носит промежуточный характер, поскольку для разрешения поставленных вопросов требуется проверка обстоятельств нарушения прав человека, которая проводится во взаимодействии с компетентными органами. На это, естественно, уходит дополнительное время.

По многим жалобам мной принимаются решения о проведении инициативной проверки с выездом на место или о направлении соответствующих запросов в органы государственной власти и местного самоуправления. При подтверждении фактов нарушений прав человека я обращаюсь в компетентные органы с предложениями об устранении нарушений.

Ведущий: Вы сказали, что по итогам 2009 года чаще всего люди жаловались на судебные органы. О каких нарушениях сообщают заявители?

Жаров А.Е.: Наибольшее количество обращений по этой тематике касается несогласия с решениями судов. В 2009 году поступило 100 таких жалоб, из них 60 - на приговоры и 40 - на решения по гражданским делам.

Перечислю основные проблемы, обозначенные заявителями:
- доступность и открытость правосудия;
- чрезмерная практика применения мер пресечения и уголовного наказания, связанных с изоляцией от общества;
- процессуальные нарушения, длительность рассмотрения дел;
- реализация права на бесплатную юридическую помощь;
- обеспечение прав потерпевших;
- исполнение судебных решений.

Хотел бы несколько подробнее рассказать о последней из перечисленных проблем. Исполнительное производство – заключительная стадия судебного процесса, определяющая успешность и эффективность судебной системы в целом.

В 2009 году поступили 22 жалобы, связанные с исполнительным производством. Что тревожит заявителей? Основные вопросы таковы:
- волокита;
- затягивание исполнительного производства;
- слабое взаимодействие между подразделениями службы судебных приставов;
- низкая эффективность исполнения решения судов о взыскании алиментов на содержание детей, в первую очередь детей, оставшихся без попечения родителей, которые находятся в интернатных учреждениях;
- неиспользование всех средств, предусмотренных законодательством по принудительному исполнению судебных актов;
- наличие случаев, когда должники длительное время злостно уклоняются от исполнения решений судов, но уголовные дела не возбуждаются;
- длительность исполнения решений судов о погашении задолженностей по заработной плате.

Думаю, представителям органов власти следует особо пристальное внимание обратить на эту заключительную стадию судопроизводства. Не секрет, что в числе обращений россиян в Европейский Суд по правам человека жалобы на неисполнение судебных актов занимают лидирующие места. Это сигнал о неблагополучии в этой сфере и необходимости принимать активные меры по устранению нарушений.

Ведущий: Александр Евгеньевич, вы затронули тему оказания юридической помощи. Сейчас много обсуждается вопрос создания системы государственной бесплатной юридической помощи. Что вы можете сказать по этому поводу?

Жаров А.Е.: Спасибо за вопрос. Достаточно большая потребность наших сограждан в бесплатной юридической помощи удовлетворяется пока незначительно, хотя право на квалифицированную юридическую помощь является конституционным и гарантируется каждому, а в случаях, предусмотренных законом, она оказывается бесплатно.

Задача обеспечения граждан квалифицированной юридической помощью возложена, прежде всего, на адвокатов. На декабрь 2009 года общая численность Адвокатской Палаты Московской области составляла 4587 адвокатов.

Малоимущие граждане зачастую не в состоянии самостоятельно оплатить их услуги. Решением Совета Адвокатской палаты утвержден Порядок оказания юридической помощи бесплатно, участия адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда и по поручению Совета АПМО.

Государственная бесплатная юридическая помощь малоимущим гражданам осуществляется Федеральным государственным учреждением "Государственное юридическое бюро по Московской области", созданным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2005 № 534 "О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам". В 2009 году в Госюрбюро обратились 1722 человека из 65 муниципальных образований. Помощь оказана 1411 заявителям, 311 было отказано, в основном, по причине отсутствия каких-либо документов, подтверждающих их личность и статус.

Изучение ситуации с доступностью бесплатной юридической помощи в 52 муниципальных образованиях Московской области показало следующее. В 26 муниципальных образованиях жители имеют возможность получить бесплатную юридическую помощь от адвокатов, входящих в Адвокатскую палату Московской области. В 13 муниципальных образованиях правовая помощь оказывается сотрудниками юридических служб администрации (городские округа Балашиха, Орехово-Зуево, Красноармейск, Звенигород, Домодедово, Коломна, Ивантеевка, Долгопрудный и муниципальные районы Орехово-Зуевский, Пушкинский, Озерский, Воскресенский, Коломенский). В ряде муниципальных образований такая работа ведется сотрудниками общественных приемных Губернатора Московской области и полпреда Президента РФ в ЦФО, общественных организаций и политических партий.

Таким образом, единой стройной системы оказания бесплатной юридической помощи, охватывающей в равной степени все население Подмосковья, на сегодняшний день нет.

Можно надеяться, что решению этой проблемы будет способствовать принятие федерального закона "О системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", проект которого разработан Министерством юстиции Российской Федерации во исполнение поручения Правительства России в целях реализации Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации.

Со своей стороны могу сказать, что сотрудники аппарата тоже вносят свой вклад в оказание бесплатной юридической помощи населению. Сама работа с обращениями граждан подразумевает их правовое консультирование, то есть предоставление консультаций и справок по правовым вопросам, помощь в составлении процессуальных документов. Основную часть этой работы исполняют представители Уполномоченного в муниципальных образованиях. Осуществляется также и правовое информирование неопределенного круга лиц через Вестник Уполномоченного, размещение информации на сайте, путем публикации консультаций в средствах массовой информации Московской области, в частности в газетах "Ежедневные новости. Подмосковье" и "Пенсионеры Подмосковья", выпуск различной просветительской продукции.

Налаживаем практику работы бесплатных юридических клиник на базе приемных представителей во взаимодействии с подмосковными вузами. 19 марта подписано соглашение о сотрудничестве с областным университетом, в котором студенты-старшекурсники будут оказывать бесплатную юридическую помощь гражданам. Также достигнута договоренность о сотрудничестве с Молодежным союзом юристов РФ, совместно с ними надеемся удовлетворить потребность в бесплатной юридической помощи жителей Подольска, Серебряных Прудов и Серпухова.

Ведущий: Одной из целей проводимой в России административной реформы является открытость и доступность власти. Доступна ли власть для жителей Московской области?

Жаров А.Е.: Доступность власти - одно из условий построения правового демократического государства. Думаю, Московская область не относится к числу аутсайдеров по соблюдению прав граждан на обращение, но в то же время ситуация далека от идеальной.

В письмах Уполномоченному граждане указывают на нарушение этого права. В том числе они пишут об отсутствии реакции на обращения, направленные в органы власти, критикуют плохую организацию предоставления различных государственных услуг и выражают недовольство отсутствием возможности попасть на личный прием к должностным лицам. В отчетном году значительно выросла доля обращений в связи с очередями и волокитой при оформлении документов на недвижимое имущество. В целях изучения ситуации и выработки рекомендаций соответствующим структурам был проведен мониторинг соблюдения прав граждан при обращении в территориальные учреждения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

В ходе исследования были выявлены проблемы доступности этих учреждений. Прежде всего, жители обращали внимание на большие очереди, длительные сроки исполнения документов, отсутствие квалифицированных разъяснений со стороны сотрудников, неприспособленность помещений для приема граждан, отсутствие элементарных удобств, плохую транспортную доступность. По итогам проведенной работы состоялось совещание с приглашением должностных лиц Управления Росреестра по Московской области. До них была доведена информация о трудностях, с которыми сталкиваются жители Подмосковья при обращении в данные органы.

Результатом стало принятие мер по улучшению положения в этой сфере. Уже осенью 2009 года был отмечен ряд положительных изменений в работе территориальных отделов Управления. Так, в помещениях Ногинского, Солнечногорского, Наро-Фоминского и Одинцовского отделов были проведены работы по текущему ремонту. Для улучшения условий приема граждан открыты новые помещения в городах Дедовске, Пушкино, Щелково, Волоколамске, Климовске, Королеве, Черноголовке. Дополнительные окна приема-выдачи документов на государственную регистрацию прав открыты в Дмитровском, Коломенском, Волоколамском, Раменском, Фрязинском, Лотошинском отделах. Введена практика выездных приемов документов для осуществления государственной регистрации прав на объекты недвижимости в рамках "дачной амнистии".

Ведущий: За все время существования института Уполномоченного по правам человека в Подмосковье было подготовлено 6 специальных докладов по различным темам. Отслеживаете ли Вы, каким образом решаются поднятые в них проблемы?

Жаров А.Е.: Безусловно. Можно сказать, что проанализировать данные и обозначить проблему – это лишь начало. Острые вопросы, поднятые в специальных докладах за предыдущие годы, находятся на контроле. Приведу в качестве примера специальный доклад 2008 года "О соблюдении прав инвалидов и других маломобильных групп населения на безбарьерную среду жизнедеятельности на территории Московской области". Основной вопрос, ставший предметом доклада – приспособленность зданий и сооружений (прежде всего, жилых помещений), транспорта, объектов инженерной инфраструктуры к потребностям инвалидов. Кроме этого, в спецдокладе рассмотрены отдельные аспекты получения образования и трудоустройства этой категории наших сограждан.

В течение 2009 года предметом особого внимания были изменения, происходящие в вопросах, поставленных в спецдокладе.

Московской областной Думой принят Закон Московской области от 22.10.2009 № 121/2009-ОЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области", вступающий в силу с 1 января 2011 года, в разработке которого принял участие и Уполномоченный по правам человека в Московской области.

По результатам рассмотрения спецдоклада Министерством строительного комплекса Московской области в Главархитектуру Московской области направлено предложение о разработке норматива градостроительного проектирования "Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в городах и поселениях Московской области".

В ряде территорий созданы Координационные советы по делам инвалидов: городской округ Домодедово, Клинский, Красногорский, Каширский, Волоколамский и Солнечногорский муниципальные районы. Утверждены планы мероприятий на ближайшие годы по формированию для маломобильных групп населения доступной среды жизнедеятельности в городских округах Дзержинский, Долгопрудный, Звенигород и Ступинском муниципальном районе. В Дмитровском муниципальном районе реализуется целевая социальная программа "Инвапомощь", которая включает целый комплекс мероприятий по поддержке людей с ограниченными возможностями здоровья. Аналогичная программа разработана в Клинском муниципальном районе.

Следует отметить оборудование новых общественных зданий, в том числе торговых центров, специальными пандусами для инвалидных колясок. В городских округах Реутов, Железнодорожный, Королев, Орехово-Зуево, Юбилейный, Троицк и Волоколамском муниципальном районе проводится адресная установка поручней и пандусов в домах, где проживают инвалиды. На железнодорожной станции "Луховицы" и платформе "Долгопрудная" установлены пандусы.

Спецдоклад нашел отклики и у граждан. Например, инвалид-колясочник Е. разработал и прислал в мой адрес "Таблицу недоступных и опасных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур г. Ивантеевка". В ней содержится перечень зданий и сооружений, которые не соответствуют требованиям нормативных актов по созданию безбарьерной среды.

Данная проблема стала предметом обсуждения на местном телевидении. Проведен координационный совет по делам инвалидов, на котором были заслушаны доклады заместителя главы администрации и начальника Ивантеевского управления социальной защиты населения. Установлены сроки для устранения опасных и недоступных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города. Житель Шаховского муниципального района, инвалид второй группы Ш. выступил с предложением по приобретению спецтранспорта для инвалидов, проживающих в Шаховском, Лотошинском и Волоколамском районах.
Безусловно, проблема создания доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения и теперь актуальна.

Я далек от мысли, что выпуск спецдоклада мог сразу и коренным образом решить вопрос, но важен каждый шаг на этом пути. Осознание того, что удалось не только привлечь внимание общества и властных структур к этой важной проблеме, но и способствовать принятию конкретных мер, вызывает чувство удовлетворения.

Ведущий: Каким образом вы участвуете в совершенствовании законодательства? Какие из проблем считаете сейчас требующими законодательных изменений?

Жаров А.Е.: Одной из задач Уполномоченного является совершенствование законодательства в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Можно сказать, что в 2009 году значительно упрочилось взаимодействие с Московской областной Думой, иными органами власти, коллегами-уполномоченными по правам человека в других субъектах Российской Федерации и за рубежом, в основе которого лежит законопроектная работа. В течение 2009 года разработаны и внесены в региональный парламент законодательные инициативы: по внесению изменений и дополнений в законы Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области", "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" и "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области".

Московской областной Думой учтено замечание Уполномоченного на проект Закона Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" в части сохранения единой для региона нормы предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Депутаты областного парламента поддержали и направили в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложение Уполномоченного о внесении изменения в Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Речь идет об уравнивании прав на получение пособия по безработице лиц, уволенных из организаций и ранее работавших у индивидуальных предпринимателей. Изменения в Закон РФ уже внесены.

В рамках решения проблемы алкоголизации населения в Подмосковье в Московскую областную межведомственную комиссию по предупреждению преступлений и иных правонарушений направлено предложение о разработке и принятии областной целевой программы по профилактике и лечению алкоголизма. Особое внимание предлагается уделить пропаганде здорового образа жизни; созданию в обществе стереотипа социальной неприемлемости, порицаемости злоупотребления алкоголем; борьбе с алкоголизацией сельского населения; организации досуга и занятости жителей Московской области.

Подготовлены поправки в проекты федеральных законов "О государственной системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и "О внесении изменений в некоторые федеральные законы в связи с принятием Федерального закона "О государственной системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".

Что касается вопросов, которые, на мой взгляд, требуют сейчас законодательного регулирования, готов сразу назвать несколько позиций. Считаю, что необходимо вернуться к существовавшей до принятия Жилищного кодекса РФ системе оплаты за пользование лифтом - жители первых этажей многоэтажных домов от внесения оплаты были освобождены. Думаю, это вполне справедливо.

Предлагается восстановить в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" изъятые ранее нормы: а) об учете мнения общественных объединений инвалидов при разработке проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов; б) о праве инвалида самостоятельно, с учетом последующей компенсации стоимости, решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим и иным средством реабилитации или видом реабилитации, включая автомобили.

Для налаживания системной единообразной работы бюро медико-социальной экспертизы необходимо принятие федерального закона "О медико-социальной экспертизе".

Работа предстоит большая, потому что таких примеров нерешенных проблем, противоречий и пробелов в законодательстве можно назвать еще очень много.

Ведущий: Чем вызвана необходимость принятия федерального закона, регулирующего работу учреждений медико-социальной экспертизы?

Жаров А.Е.: В 2009 году по сравнению с 2008 годом в 5 раз возросло количество обращений к Уполномоченному по вопросам деятельности Федерального государственного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Московской области" (ГБ МСЭ) и его филиалов в муниципальных образованиях. Прежде всего, это жалобы на очереди, недоступность этих учреждений, снижение группы инвалидности и ее снятие, в том числе у детей-инвалидов при достижении 18 лет, установление степени ограничения способности к трудовой деятельности.

На 13% возросло количество жалоб, которые поступают в ГБ МСЭ на работу его филиалов. Число обращений граждан в суды на решения органов медико-социальной экспертизы увеличилось за отчетный период на 18%.
Целый сплав проблем - сложная кадровая ситуация, недостаточное финансирование, труднодоступность помещений, в которых находятся учреждения, плохая информированность граждан о своих правах, привел к существенному увеличению количества жалоб. Принятие федерального закона "О медико-социальной экспертизе" позволило бы сделать работу учреждений МСЭ более понятной и "прозрачной". В законе следовало бы урегулировать вопросы подготовки и проведения экспертизы, материально-технического обеспечения органов МСЭ, их взаимодействия с лечебно-профилактическими учреждениями, прав граждан и порядка обжалования ими действий (решений) должностных лиц и органов МСЭ.

Ведущий: Традиционно большое внимание уделяется защите прав несовершеннолетних. Чем запомнился прошедший год в этой сфере?

Жаров А.Е.: Вы правы, в Московской области сохраняется неизменный курс на улучшение положения детей, обеспечение условий для гармоничного развития и соблюдения их прав. В 2008 году в аппарате Уполномоченного был создан отдел защиты прав детей, а в конце 2009 в составе аппарата Уполномоченного введена должность Уполномоченного по правам ребенка в Московской области. На эту должность назначена В.Ю. Андреева.

Важным достижением считаю то, что в 2009 году в образовательных учреждениях Московской области заработали общественные уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса. Создан новый правозащитный институт, который охватывает все муниципальные районы и городские округа. К числу основных задач уполномоченных в образовательных учреждениях относятся: всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса; оказание помощи законным представителям несовершеннолетних; регулирование взаимоотношений родителей и детей в конфликтных ситуациях; обеспечение взаимодействия обучающихся, их родителей (законных представителей), семей, педагогических работников и других участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав.

Большое внимание уделяется работе с обращениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Анализ поступивших жалоб свидетельствует о наличии практически во всех муниципальных образованиях таких нарушений, как необеспечение органами местного самоуправления и органами опеки и попечительства сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми; закрепление жилья, заведомо находящегося в ветхом и непригодном для проживания состоянии, без учета форм собственности жилья (принадлежащего на праве собственности другим лицам, специализированного или служебного) и санитарных норм; закрепление за детьми жилых помещений, в которых зарегистрированы и остались проживать родители, лишенные родительских прав, либо другие родственники, создающие неприемлемые условия для проживания; несоблюдение требований части 2 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательном получении опекунами (попечителями) предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделок с недвижимостью детей; неисполнение судебных решений о предоставлении детям жилых помещений во внеочередном порядке. Со всеми этими вопросами еще предстоит работать.

Ведущий: Одной из задач Уполномоченного является правовое просвещение граждан. Что было сделано для реализации этой задачи в 2009 году?

Жаров А.Е.: В этом направлении ведется активная работа, которая предусматривает разнообразные формы, в частности: встречи с жителями муниципальных образований Подмосковья, публикации в СМИ, выпуск печатной продукции, правовые конкурсы среди школьников, студентов и журналистов.

В 2009 году подготовлено три выпуска Вестника Уполномоченного. В них даны уже ставшие традиционными рубрики, обзор нормативных правовых актов в сфере обеспечения прав и свобод человека, рассказывается о деятельности Уполномоченного и опыте работы представителей в муниципальных образованиях, опубликованы ежегодный и специальный доклады и другие документы. Введена рубрика "правовые консультации". Все большее место в просветительской работе занимает общение с гражданами на сайте www.upchmosobl.ru. С целью повышения его доступности и узнаваемости в 2009 году баннеры Уполномоченного были размещены на многих официальных интернет-страницах администраций муниципальных образований Московской области. На сайте размещается полезная правовая информация: о работе Уполномоченного; о деятельности правозащитных организаций и общественном мнении по различным вопросам; о правах и обязанностях граждан; об изменениях законодательства и многом другом. Его посетители могут принять участие в обсуждении законопроектов, а также получить юридическую консультацию в рубрике "Вопрос-ответ" ("форум").

В 2009 году состоялись Интернет-интервью Уполномоченного на сайте информационно-правовой системы "Гарант" и Интернет-конференция на сайте информагентства "РИА Новости". Продолжена практика регулярных юридических консультаций на странице "Спросите у "ЕНП", публикации докладов, интервью и статей в областных газетах "Ежедневные новости. Подмосковье" и "Пенсионеры Подмосковья". В 2009 году на их страницах размещены материалы, посвященные правам граждан и работе Уполномоченного, даны разъяснения по 137 вопросам читателей.
По согласованному с радиокомпанией "РТВ - Подмосковье" плану продолжились выступления Уполномоченного и сотрудников аппарата с сообщениями о деятельности по наиболее актуальным темам. Вышло 5 радиопередач: "Соблюдение прав граждан в сфере ЖКХ", "Соблюдение прав граждан на пенсионное, социальное обеспечение и медицинское обслуживание", "О соблюдении прав и свобод граждан в процессе передачи военных городков в ведение органов местного самоуправления", "Соблюдение прав человека в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах, расположенных на территории Московской области". Большой интерес у граждан вызвал эфир, посвященный конкурсу творческих работ школьников "Права человека – глазами ребенка".
Совместно с Министерством по делам печати и информации Московской области издана брошюра "Ваши права". В ней, в том числе, приведены около 200 наиболее сложных вопросов, поступивших к Уполномоченному, и подробные ответы на них.

Состоялся очередной конкурс "Права человека глазами ребенка". Если на конкурс 2007 года было представлено 86 детских творческих работ, то в 2009 году их поступило уже 237. Наметился качественный рост подготовленных материалов. В них отмечается знание международных правозащитных актов, российского законодательства, важнейших событий общественной жизни.

Представляется актуальной и требующей комплексного решения проблема низкой правовой культуры населения. Ежедневно сталкиваясь в работе с незнанием гражданами своих прав, условиями и порядком их реализации, порядком обжалования в случае нарушения, считаю необходимым разработать и принять федеральную программу правового просвещения населения.

Ведущий: Александр Евгеньевич, благодарим вас за интересные и подробные ответы на вопросы нашей интернет-аудитории. Позвольте пожелать вам успехов в дальнейшей профессиональной деятельности!

Читать ГАРАНТ.РУ в и