Новости и аналитика Интервью Актуальные вопросы реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"

Актуальные вопросы реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"

В компании "Гарант" состоялось интернет-интервью руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергея Ивановича Круглика.

Тема интервью: "Актуальные вопросы реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Интернет-интервью организовано компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство".

Ведущая интернет-интервью - Комарова Татьяна Юрьевна (заместитель директора по внешним связям компании "Гарант").

Ведущая:

Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! Во время интернет-интервью мы затронули социально значимую для нашего общества тему: "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Сегодня у нас в гостях Сергей Иванович Круглик, руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Здравствуйте, Сергей Иванович!

Весной 2004 года в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Владимир Путин сконцентрировал внимание на самых насущных для граждан страны проблемах - качестве и доступности медицинского обслуживания, образования, жилья - и наметил пути социальной модернизации. Осенью 2005 года заявлено о национальных проектах в тех же сферах.

Национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" предполагает развитие правовой базы, бюджетную и организационную поддержку расширения спроса и предложения на рынке жилья и выполнения гособязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан. При этом национальный проект предусматривает меры, которые раньше не применялись в рамках федеральных целевых программ.

Для решения проблем в жилищной сфере Министерством регионального развития России совместно с Росстроем была разработана федеральная целевая программа "Жилище", которая является основным механизмом реализации национального проекта.

Базовый пакет законов по формированию рынка доступного жилья был принят еще в 2004 году, но в нем остается много пробелов, поэтому, совершенствуя рыночные механизмы, продолжается работа и по совершенствованию жилищного законодательства.

В ходе интернет-интервью мы попросим Сергея Ивановича ответить на вопросы интернет-аудитории, касающиеся реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

К нам поступило более двухсот вопросов из разных регионов нашей страны.

Ведущая: Первый вопрос от Самойловой Татьяны из Москвы: Решение жилищной проблемы - задача огромной социальной важности в масштабах страны. На правительственном уровне уже принят национальный проект, однако как Вы объясните, что положение с доступностью приобретения и тем более получения гражданами жилища с каждым годом не улучшается, а ухудшается?

Круглик С.И.:

Здравствуйте, коллеги! Хочу подчеркнуть, чтобы все понимали: доступное жилье - не значит дешевое. Только за последний год выдано ипотечных кредитов в шесть раз больше, чем в прошлом году; в этом году новые квартиры получит 21 тысяча молодых семей. Все эти и другие факторы вместе и составляют коэффициент доступности жилья в России. В 2004 году доступ к рынку жилья имели 9% населения России, к 2010 году будет 30%. Если все больше людей могут себе позволить воспользоваться услугами жилищного рынка, значит, этот рынок становится более доступным. Значит, начинает решаться эта проблема.

Ведущая: Ольга из Смоленска интересуется: Каковы прогнозные показатели по вводу жилья в регионах на 2007 год? Существуют ли регионы с наиболее благоприятными показателями (высокий рост объемов строительства по сравнению с предыдущими годами), с чем это связано? Подтвердятся ли прогнозы по вводу жилья на 2006 год? Какие регионы можно назвать отстающими?

Круглик С.И.:

Сегодня 80% российских семей считают признаком благополучия и достатка наличие собственной недвижимости. Чтобы удовлетворить запросы населения, необходимо решить стратегическую задачу - увеличить объем жилищного фонда посредством увеличения темпов строительства жилья.

В соответствии с показателями федеральной целевой программы "Жилище" необходимо построить в 2007 году 56,3 млн кв. м. Для достижения данного показателя рассчитаны прогнозные объемы ввода жилья для каждого субъекта Российской Федерации.

В этом году в строй будет введено 50,8 млн кв. м жилья, что составит 120% по отношению к фактическому показателю 2005 года.

Хорошие темпы ввода жилья по сравнению с предыдущими годами сохраняются в Краснодарском крае, республиках Башкортостан, Татарстан, Чувашии, Белгородской, Ростовской, Нижегородской, Свердловской, Тюменской, Челябинской, Новосибирской и Омской областях. Есть и отстающие субъекты Российской Федерации, такие как Хабаровский край, Республика Коми, Воронежская, Кировская, Тульская области и ряд других, которые не достигают на сегодняшний день показателей текущего периода прошлого года.

Ведущая: Петр Викторович из Челябинска спрашивает: Разработан ли механизм регулирования цен на жилье? Если нет, то когда это произойдет и в чем будут заключаться принципы этого механизма?

Круглик С.И.:

Механизмом формирования цен на жилье является механизм спроса и предложения. В настоящее время спрос опережает предложение и главная задача государства - увеличение объемов ввода жилья, которое напрямую связано с определением первоочередных площадок строительства, а также с предоставлением земельных участков застройщикам.

Существенный фактор, препятствующий увеличению объемов ввода жилья, - это высокая изношенность инженерно-коммунальной инфраструктуры и ограниченные возможности по развитию коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства.

В настоящее время государством решаются проблемы по упрощению процедуры оформления и выделения земельных участков, обеспечению их коммунальной и социальной инфраструктурой.

Например, в Челябинской области. С начала текущего года в области проведено 108 аукционов по продаже земельных участков под жилищное строительство. По данным областного правительства, большая часть - 68 участков - пойдет под строительство малоэтажных домов. В городе Челябинске в течение года запланировано построить около 500 тыс. кв. м, из которых на долю индивидуальных застройщиков приходится чуть менее половины, а в области - не менее 1,2 млн кв. м.

Ведущая: Из Перми пришел вопрос от В.В. Бояршинова: Предполагается ли разработка механизмов воздействия федеральных органов исполнительной власти на органы местного самоуправления и региональные власти, фактически саботирующих увеличение объемов строительства путем уклонения от выполнения работ по межеванию земли, своевременному проведению аукционов и т. д.? Какие меры предполагается осуществить с целью повышения конкурентоспособности строительного рынка? Изменения земельного законодательства конца 2005 года, безусловно, шаг в верном направлении, но установление зависимости от органов МСУ приводит к фактическому саботажу любых федеральных инициатив. Предполагается ли создание государственной строительной корпорации, действительно имеющей финансовые и властные ресурсы для успешной реализации федеральной программы строительства действительно доступного жилья?

Круглик С.И.:

Решению проблемы земельных участков уделяется сегодня самое пристальное внимание Президента и Правительства Российской Федерации. На последнем семинаре мы собрали руководителей муниципалитетов и поставили перед ними четкую задачу - ускорить создание генеральных планов поселений. Эта работа уже ведется в некоторых регионах, но пока ситуация неудовлетворительная. В стране земельным планированием не занимались в последние 15 лет, и теперь необходимо выделить организационные силы и мобилизовать финансовые средства, чтобы эти планы возродить. Первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев заявил, что чиновники на местах, которые не намерены оказывать поддержку в реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", могут подвергнуться весьма жестким мерам, вплоть до увольнения.

В действующее законодательство, в частности в Градостроительный кодекс Российской Федерации, предполагается ввести нормы об административном контроле за градостроительной деятельностью: со стороны Российской Федерации - по отношению к субъектам Российской Федерации и со стороны субъектов Российской Федерации - по отношению к органам местного самоуправления.

Введение таких норм активизирует органы власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в развитии системы градорегулирования - регулирования публичной властью градостроительной деятельности в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в целях создания условий для привлечения инвестиций и активизации строительства, повышения конкурентоспособности строительного рынка, формирования благоприятной среды жизнедеятельности.

Увеличение объемов жилищного строительства в соответствии с задачами национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" напрямую связано с определением первоочередных площадок строительства, а также с предоставлением земельных участков застройщикам.

Публичная власть для решения поставленной задачи должна подготавливать территории и земельные участки для комплексного освоения посредством подготовки и утверждения генеральных планов и планов их реализации, правил землепользования и застройки, документации по планировке. В результате таких действий определяются направления и общие параметры развития территорий в увязке с бюджетным планированием, устанавливаются правовые гарантии для застройщиков, формируется исчерпывающая информация (включая технические условия) для разработки проектной документации.

И если раньше строило преимущественно государство, то сегодня - это прерогатива частных лиц. А частным лицам для строительства, помимо денег, необходимо иметь возможность приобрести земельный участок и построить то, что хочется, зная, что это разрешено. Такая возможность определяется Градостроительным кодексом Российской Федерации, который введен в действие 29 декабря 2004 года.

Ведущая: Почему мы должны преобразовать ЖСК в ТСЖ (согласно ст. 14 Федерального закона N 189, где сказано о принудительном (судебном) преобразовании ЖСК в ТСЖ)? Интересуется Светлана Сергеевна из Иркутска.

Круглик С.И.:

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" жилищный или жилищно-строительный кооператив, все члены которого полностью внесли паевые взносы за предоставленные им жилые помещения, подлежит до 1 января 2007 года преобразованию в товарищество собственников жилья или ликвидации. Это связано с тем, что с момента создания главной целью деятельности ЖСК является строительство многоквартирного дома, а жилищного кооператива - приобретение многоквартирного дома. После этого кооперативы передают принадлежащие им жилые помещения в пользование членам кооперативов. По мере полной выплаты последними паевых взносов за квартиры они в силу закона приобретают право собственности на эти жилые помещения. Если собственниками стали все члены кооператива, то задача, ради которой они объединили свои имущественные взносы, выполнена. Для совместной деятельности собственников помещений в многоквартирном доме законом предусмотрена иная организация - товарищество собственников жилья. Новая организационно-правовая форма (ТСЖ) более соответствует приобретенному прежними членами ЖСК (ЖК) статусу.

При преобразовании в ТСЖ и регистрации изменений их правового статуса кооперативы освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Ведущая: И в продолжение темы ТСЖ Нина из Воронежа спрашивает: В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" наш кооператив готовит документы для преобразования ЖСК в ТСЖ. Однако возникли разногласия по вопросу практического определения долей в праве общей собственности на общее имущество (статья 37 Жилищного кодекса РФ) и количеству голосов, которыми обладают собственники помещений на общем собрании (статья 48 п. З Жилищного кодекса РФ).

Круглик С.И.:

Согласно статье 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Зная общую площадь жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, можно определить долю в праве на общее имущество в данном доме и рассчитать голоса, принадлежащие каждому из участвующих на собрании собственников помещений. Например, если общая площадь жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме равна 7534,7 кв. м, то доля собственника, которому принадлежит квартира в этом доме общей площадью 33,0 кв. м, в процентах равна: (33 х 100) : 7534,7 = 0,438 - соответственно, данному собственнику принадлежит 0,438 голоса.

Аналогичным образом рассчитываются голоса, принадлежащие другим участвующим в собрании собственникам.

Ведущая: Еще один вопрос из Челябинска. Коломиец Юрий Григорьевич спрашивает: В рамках реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" ничего не делается по решению вопроса предоставления жилья военнослужащим. Существующая программа выпуска жилищных сертификатов не отвечает потребностям военнослужащих. Например, стоимость квадратного метра жилья по ГЖС, определенная на второе полугодие 2006 года, составляет 14 900 рублей, а реальная стоимость жилья в Челябинске составляет 25 000 - 28 000 рублей. Военнослужащие вынуждены брать значительные кредиты, тратить свои и без того небольшие накопления. Что предполагается сделать для решения этого вопроса, учитывая, что реальные доходы военнослужащего составляют 8000 - 10 000 рублей в месяц?

Круглик С.И.:

Удостоверяемая государственным жилищным сертификатом субсидия за счет средств федерального бюджета является формой государственной финансовой поддержки обеспечения установленных федеральным законодательством категорий граждан жильем.

Термины "цена на рынке жилья" и "средняя рыночная стоимость, норматив стоимости" не следует понимать как равноценные. Если рыночная цена формируется между продавцом и поку­пателем добровольно в результате сделки без всякого принуждения, то средняя рыночная стоимость для безвозмездных субсидий определяется централизованно и является, по своей сути, предельным размером стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, подлежащим оплате за счет средств федерального бюджета.

Норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации, используемый при расчете размеров субсидий, предоставляемых гражданам, определяется один раз в полугодие Минрегионом России в соответствии с утверждаемой министерством методикой на основании информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики, предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и данных мониторинга рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья.

На II полугодие 2006 года норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации определен в размере 14 900 рублей.

При расчете размера субсидии для приобретения жилья на территории отдельных субъектов Российской Федерации применяются следующие повышающие коэффициенты к нормативу стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации:

  • для субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного экономического района, г.г. Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области, - 1,2;
  • для субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Восточно-Сибирского экономического района, и Свердловской области - 1,5;
  • для субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Западно-Сибирского экономического района, и Калининградской области - 1,1.

С моей точки зрения, для решения данной проблемы администрациям субъектов Российской Федерации, в частности Челябинской области (органам местного самоуправления), с участием законодательных органов субъектов Российской Федерации необходимо разработать и принять совместные решения по увеличению строительства жилья социального типа, чтобы стоимость квартир в этих домах была значительно ниже, чем в частном секторе.

Положительный пример данного решения осуществляется при реализации так называемой президентской программы "15+15".

Ведущая: Социальный вопрос прислал Антипенко В.Н. из Брянска: Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию этих полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Одновременно в силу пункта подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы основной задачей подпрограммы является финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им субсидий на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Означает ли это, что инвалиды, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, смогут реализовать свое право на улучшение жилищных условий с использованием средств субсидии, удостоверяемой сертификатом, в рамках вышеуказанной подпрограммы?

Круглик С.И.:

Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут принять участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865, если они относятся к категориям граждан, перечисленных в пункте 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153.

Ведущая: Следующий вопрос из Екатеринбурга от Смирновой Елены Юрьевны: Сергей Иванович, каким образом национальный проект улучшит обеспечение жильем военнослужащих и приравненных к ним категорий граждан (моя семья в очереди на жилье с 1987 года).

Круглик С.И.:

С 2006 года начата реализация национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", составной частью которого является подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.

Данные категории граждан (включая военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы) обеспечиваются жильем на основе единых принципов путем предоставления субсидии на приобретение жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом. Предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

Подпрограммой планируется обеспечить жильем 132 тыс. семей, при этом общий объем финансирования подпрограммы составит в этот период 133 млрд рублей. При этом за 2006-2010 годы намечено обеспечить жилыми помещениями военнослужащих, уволенных с военной службы, - 32,4 тысячи из общей потребности, нуждающихся в улучшении жилищных условии этой категории граждан - 84,7 тысячи, или 38,3 процента.

Ведущая: Тему жилья военнослужащим продолжает Рыбак В.Н. из Санкт-Петербурга: Я военнослужащий, уволился со службы в 1993 году, стоял на очереди и 19 сентября 2006 года получил сертификат на сумму $22 000.Сами понимаете, что на эту сумму сейчас не приобрести даже однокомнатную квартиру. Есть ли какие-то государственные проекты, где в качестве первого взноса можно внести сертификат? Или подскажите разумное применение этому сертификату.

Круглик С.И.:

В рамках новой подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865, появилась возможность использовать ипотечный кредит вместе с жилищным сертификатом.

Это позволяет покрыть разницу стоимости жилья между заложенной в сертификате и рыночной в случае приобретения жилья с более высокими качественными характеристиками. Жилищную субсидию, получаемую через сертификат, можно использовать в качестве первого взноса по кредиту.

Согласно положениям подпрограммы граждане - участники подпрограммы могут приобретать на рынке жилья у физических или юридических лиц жилое помещение за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в форме субсидии, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом. Полученный сертификат сдается его владельцем в банк для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления субсидии.

Долевое участие граждан в жилищном строительстве с использованием государственных жилищных сертификатов подпрограммой, утвержденной Правительством Российской Федерации, не предусмотрено.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2006 года N 249 "О дополнительных мерах по обеспечению жильем военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в целях ускорения обеспечения жильем военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в городах Москве и Санкт-Петербурге, Калининградской, Ленинградской и Московской областях поручено осуществить в 2006-2007 годах дополнительные меры по обеспечению жильем военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации путем предоставления не менее 18 400 квартир в указанных регионах России. В том числе в г. Санкт-Петербурге - 3100 квартир.

Ведущая: Вопрос от Лидии из Архангельска: Если гражданин не реализовал полученный сертификат, имеет ли он право на пов?торное получение сертификата, когда он его получит вновь, на какую сумму будет рас?считана субсидия?

Круглик С.И.:

В случае если владелец сертификата по какой-либо причине не смог решить своей жилищной проблемы в установленный подпрограммой срок действия сертификата и не вос­пользовался правом на получение выделенной ему субсидии, он сохраняет право на улучше­ние жилищных условий, в том числе и на дальнейшее участие в подпрограмме, в порядке, уста­навливаемом органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов, и не подлежит снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Ведущая: Предстоящая отмена лицензирования в сфере строительства очень волнует общество, о чем свидетельствуют поступившие вопросы. Один из таких прислал Татарников Д.С. из Иркутска: С 1 января 2007 года отменяется лицензирование в сфере строительства. Формальным основанием для отмены (судя по пояснительной записке, представляемой к ФЗ-80 от 2005 г. МЭРТом) было наличие иных механизмов регулирования. Например, разработчики указывали на наличие соответствующих статей старого Градостроительного кодекса, СНиПы (имеющие в принципе в настоящее время рекомендательный характер). В настоящее время любой грамотный риелтор в регионах отмечает по крайней мере озабоченность рядовых покупателей по отношению к качеству новостроек, так как фактически сейчас государство лишь может попугать аннулированием лицензии (фактически решение принимает суд), отсутствует госархстройнадзор, эскпертиза проектной документации принимает характер добровольной, огромное количество обманутых вкладчиков. Все это на фоне снижения всех показателей стройкомплекса (уменьшение специалистов, изношенность фондов, повсеместный развал индустрии стройматериалов). Насколько известно, строителям в планах правительства отдать промышленные сферы на "откуп" саморегулируемым организациям (видимо, попытка адаптировать опыт западных соседей). Вопрос: Какая позиция у Вас как ответственного за строительство министра в части методов контроля и регулирования в том числе и неизбежно со стороны государства и почему в правительстве (основываясь на опыте отмены лицензирования риелторской деятельности и деятельности в сфере авиаперевозок) никто персонально не отвечает, в частности, и за результаты внедрения таких изменений в законы?

Круглик С.И.:

Достижение социально-экономических результатов в реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в части улучшения качественных характеристик и безопасности жилищного фонда и коммунальных услуг напрямую связано с усилением государственного контроля и надзора в строительной отрасли и совершенствованием лицензирования, в том числе лицензионного контроля.

Деятельность по строительству в соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих и предполагающей очевидные риски нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, особенно при наличии серьезной угрозы техногенных катастроф. Эта сфера деятельности требует особых методов контроля на всех стадиях проектирования, проведения инженерных изысканий, строительства и эксплуатации зданий и сооружений.

Основное внимание сегодня направлено на совершенствование законодательства и разработку нормативных документов в развитие градостроительного законодательства и законодательства о техническом регулировании. Причем разработка документов нормативно-правового и нормативно-технического характера в сфере контроля и экспертизы в развитие Градостроительного кодекса должна осуществляться как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

В стадии разработки находятся технические регламенты в строительной отрасли. Именно технические регламенты должны являться основой для осуществления контроля и надзора в проектировании и строительстве жилья, объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры. Следует отметить, что примерно треть технических регламентов, обозначенных в правительственной программе, связано со строительством.

Задачам повышения роли государственного управления и стабильности в строительной отрасли в условиях структурных преобразований, реформирования органов контроля (надзора) и системы технического регулирования в полной мере отвечает сохранение сложившейся системы лицензирования видов деятельности в строительстве до введения действенных механизмов контроля качества и безопасности работ в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях. В настоящее время только лицензирование обладает эффективным механизмом принятия действенных мер к строительным и проектно-изыскательским организациям, допустившим нарушения, путем приостановления действия лицензий или их аннулирования и реально сдерживает проникновение на строительный рынок недобросовестных и непрофессиональных предпринимателей, тем самым минимизируя риски пользователей объектов недвижимости, кредитных, риелторских и других организаций. Реестр лицензий Росстроя включает полную информацию обо всех лицензированных участниках российского рынка проектно-изыскательских и строительных услуг, а также о принятых мерах воздействия за допущенные нарушения лицензионных требований. В проектно-изыскательской и строительной сфере сегодня работает 206,5 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей. Более 254 тысяч лицензий, занесенных в Реестр лицензий Росстроя, дают право лицензиатам осуществлять лицензируемые Росстроем виды деятельности на всей территории Российской Федерации.

Переход от государственного регулирования к саморегулированию должен осуществляться поэтапно, по мере формирования в государстве соответствующих институтов и их реальной способности выполнять функции негосударственного контроля за соблюдением требований безопасности и качества в строительстве. Сроки переходного периода от лицензирования к саморегулированию предлагается установить в пределах двух-трех лет.

В настоящее время необходимы поиск оптимального взаимодействия государства и бизнеса и недопущение потери контроля, в том числе и лицензионного, за одним из важнейших секторов экономики страны до введения четких и ясных процедур регулирования в сфере безопасности и качества строительства и соблюдения имущественных интересов граждан.

В этой связи необходимо на законодательном уровне рассмотреть вопрос о продлении лицензирования в строительной отрасли до введения соответствующих механизмов контроля и технического регулирования, законодательства и нормативной базы в области саморегулирования и практической адаптации саморегулирования в условиях российского строительного рынка. Эту идею поддерживают органы государственной власти всех субъектов Российской Федерации и профессиональные общественные организации в строительной отрасли.

Я считаю, что даже при переходе к саморегулированию в строительной отрасли целесообразно рассмотреть вопрос о сохранении системы государственного лицензирования для строительства особо опасных объектов, объектов сложных в конструктивном отношении, высотного строительства, объектов военной инфраструктуры и ряда других объектов.

Ведущая: Последнее время у всех на слуху проблемы обманутых вкладчиков. Александр Васильевич из Московской области задает несколько вопросов: Как долго будет продолжаться игнорирование федеральной и местной властью проблем обманутых вкладчиков? Люди вынуждены вкладывать в покупку жилья последние деньги, годами ждать окончания строительства и сдачи в эксплуатацию своих домов. Почему строительные компании остаются безнаказанными и продолжают обманывать граждан? Можно ли надеяться, что проблемы обманутых дольщиков будут решены в ближайшем будущем?

Круглик С.И.:

Отвечая на эти вопросы, хочется разделить обманутых вкладчиков, заключивших договоры до вступления в силу закона N 214-ФЗ и после.

Обманутые вкладчики, которые заключили договоры до вступления в силу закона, были наименее защищены в правовом плане. В частности, отсутствовал государственный учет договоров, что позволяло недобросовестным строителям-мошенникам одну и ту же квартиру продавать несколько раз разным лицам. Отсутствовала специальная отчетность застройщиков по привлечению долевых средств.

Для того чтобы урегулировать эти и другие проблемные вопросы, законодатель разработал и принял закон N 214-ФЗ.

Поэтому в период действия закона, который вступил в силу 01.04.2005 года, созданы условия для привлечения к ответственности недобросовестных застройщиков.

Что касается ранее обманутых, в Министерстве регионального развития Российской Федерации в целях защиты их прав и предотвращения дальнейших нарушений создана рабочая группа по выработке законодательных и практических мер. После анализа всех поступивших в группу предложений будут выработаны пути решения этих вопросов.

Ведущая: Автор следующего вопроса из Уфы спрашивает: Уважаемый Сергей Иванович! Насколько этична, нравственна и правомерна эксплуатация многоквартирных жилых домов, не оборудованных ванными (то есть в квартирах вообще нет ванных! - чтобы было понятно)? Куда я только ни обращалась за разъяснениями: и в Роспотребнадзор РФ, во все уровни ГСЭН, и в Минздравсоцразвития РФ, и к Вам, и к Онищенко, и к Фрадкову, и к Путину по "горячей линии"! Самое интересное, что я не получила ответа ни от одного вышеназванного лица, и это на фоне высоких разговоров о качестве жизни и комфортном жилье. Ведь нормативных актов, устанавливающих незаконность эксплуатации таких домов, до сих пор нет! Постановление Госстроя от 20.02.2004 г. N 10 устанавливало в качестве критерия непригодности жилого помещения непригодным для проживания отсутствие в коммунальной квартире ванной комнаты, но Минюстом РФ ему было отказано в регистрации. Новым положением о признании жилого помещения непригодным для проживания, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, установлено, что для признания непригодным дом должен быть признан аварийным, но вообще не предусмотрено отсутствие ванных в квартирах в качестве критерия непригодности жилого дома для проживания, что является весомым аргументом для судов для отказа в удовлетворении исков о признания жилого помещения непригодным для проживания в соответствии с п. 19 приложения ныне действующего Приказа Минжилкомхоза N 529 от 1985 года "Перечень объемно-планировочных дефектов, дающих основание признавать площадь непригодной для постоянного проживания", согласно которому жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, если его можно переоборудовать под ванную. А если нельзя из-за ветхости, а местные власти не признают его аварийным и, выиграв дело, потирают руки от удовольствия, то о каком качестве жизни может идти речь, если человек, придя с работы, не имеет возможности принять ванну, дети лишены радости ежедневного купания? Немощные старики, инвалиды годами не имеют возможности помыться! Да есть ли вообще люди в правительстве, способные понять: как это - жить без ванной?! А что Вы думаете по этому поводу? Или опять отмолчитесь? Не удивлюсь по пословице. С уважением, Галина Александровна Зеленцова.

Круглик С.И.:

Действительно, проблема полностью благоустроенного жилья не только существует, но, к сожалению, во многих поселениях, и в первую очередь сельских, стоит достаточно остро.

Жилищный фонд в стране насчитывает 2,95 млрд кв. м общей площади. Более 550 млн кв. м (20% всего жилищного фонда) нуждается в неотложном капитальном ремонте, переоборудовании коммунальных квартир для посемейного заселения и реконструкции. Около 20% городского жилищного фонда еще не благоустроено, а в малых городах каждый второй дом не имеет полного инженерного обеспечения. В целом в России в неблагоустроенных квартирах проживает около 40 млн человек.

Под степенью благоустройства понимается наличие внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, используемых для предоставления потребителям коммунальных услуг (в т. ч. ванной или душа).

По данным Росстата, общая площадь благоустроенного жилищного фонда всеми основными видами оборудования составляет 1,74 млрд кв. м, или 59,0%, в котором проживает 83,7 млн человек. Жилье, оборудованное ваннами (душем), составляет 1,93 млрд кв. м, или 65,4%, в нем проживает 93,8 млн человек. То есть более трети жилья на сегодня не оборудовано ваннами и, безусловно, создает достаточные неудобства в повседневной жизни.

В то же время отсутствие одного из основного вида оборудования не является основанием признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания, такое жилье относится к частично благоустроенному жилому помещению.

Неблагоустроенное жилье - отсутствие всех видов благоустройства, кроме электроснабжения.

Минимальные требования к жилым помещениям по степени благоустройства определяются системой нормативных документов в строительстве, санитарно-эпидемиологическими требованиями к жилым зданиям и помещениям, пожарной безопасностью зданий и сооружений.

Основания для признания жилого дома или жилого помещения непригодным для проживания определены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу".

Ведущая: Обращается Смирнов Н.Б. из Ростова-на-Дону: Уважаемый Сергей Иванович! Прошу Вас прокомментировать мое мнение по поводу долевого строительства. Оно состоит в следующем: долевое строительство является одним из основных факторов значительного роста цен на жилье. Согласно моим данным, не менее 50% дольщиков, вложивших деньги на стадии котлована, в последующем переуступают свои права людям, которые реально хотят приобрести жилье. При этом значительно вырастает цена квартиры. Я считаю, что долевое строительство нужно запретить. С моей точки зрения, продажа готового жилья по ипотечным схемам должна снизить процентные ставки, так как готовая квартира будет являться реальным залогом для банка. При запрете долевого строительства на рынке будут работать только серьезные компании, будет меньше аффилированных фирм и, соответственно, обманутых дольщиков. Спасибо!

Круглик С.И.:

Я считаю, что отмена долевого строительства это не правильное предложение и это не станет решением вопроса. На мой взгляд, чтобы ограничить желающих заработать таким способом, необходимо ввести определенный налоговый режим, при котором будет невыгодно заниматься перепродажей квартир.

Ведущая: Готово ли государство выделять субсидии на развитие строительства девелоперам в рамках программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Якобы для нас, застройщиков, созданы все благоприятные условия для строительства. И можно ли рассчитывать на льготы, например арендная плата на землю? Спрашивает Рамазанов Сергей из Уфы.

Круглик С.И.:

На сегодняшний день в национальный проект включены пять программ комплексной застройки четырех регионов России. Это крупнейшие девелоперские проекты на территории России. Например в Екатеринбурге будет построено 9 млн кв. м жилья, а в Домодедово - 12 млн. Все застройщики - частные компании. На примере этих проектов мы собираемся в рабочем режиме отработать систему взаимодействия частных компаний с федеральными и муниципальными властями, в том числе и по вопросам государственных субсидий. До конца года Росстрой подготовит постановление Правительства РФ, в котором будут четко описаны обязанности всех заинтересованных сторон, принимающих участие в проектах.

Я считаю, что частные компании-застройщики должны заниматься возведением коммерческой недвижимости, а за строительство больниц, школ и других объектов социальной инфраструктуры должно отвечать государство.

Ведущая: Студентка из Краснодара Анна спрашивает: Какие семьи попадают под определение "молодая семья" и могут рассчитывать на получение субсидии на покупку жилья?

Круглик С.И.:

Принять участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" может молодая семья (в том числе неполная, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей), соответствующая следующим условиям:

  • возраст обоих супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия администрацией субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не должен превышать 30 лет;
  • семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Под этим понимается постановка молодой семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
  • наличие у семьи собственных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой государством субсидии.

Необходимо отметить, что участие в подпрограмме является добровольным.

Право на улучшение жилищных условий с использованием субсидии или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета предоставляется молодой семье только один раз.

Ведущая: Людмила из Химок прислала следующие вопросы: Исходя из каких расценок будет рассчитываться размер субсидии? Хватит ли субсидии на покупку квартиры или придется доплатить?

Круглик С.И.:

Субсидия предоставляется в размере не менее 35% расчетной (средней) стоимости жилья - для молодых семей, не имеющих детей, и 40% - для молодых семей, имеющих одного и более детей.

Расчет размера субсидии производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы и норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы. Норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера субсидии устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Размер субсидии рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия.

Молодой семье - участнице подпрограммы при рождении или усыновлении одного ребенка предоставляется дополнительная субсидия за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета в размере не менее 5% расчетной (средней) стоимости жилья, исчисленной в соответствии с настоящими правилами, для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения (созданием объекта индивидуального жилищного строительства), в порядке, определяемом соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органом местного самоуправления.

Субсидия покрывает только часть средств, необходимых для покупки жилья, недостающую часть необходимо будет доплатить из собственных или заемных средств.

Ведущая: Леонид из Москвы просит уточнить: Что значит, возраст супругов не превышает 30 лет? Могут участвовать молодые семьи, возраст супругов в которых не достиг 31 года?

Круглик С.И.:

Возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не должен превышать 30 лет, то есть до фактического исполнения 31 года.

Ведущая: Молодая семья Казуниных просит объяснить: Мы молодая семья. Никто не может объяснить нам, что конкретно нужно делать, чтобы участвовать в подпрограмме. Куда пойти, какие документы собирать? Очень просим Вас, Сергей Иванович, дайте алгоритм действий всем молодым семьям. Заранее спасибо.

Круглик С.И.:

Шаг первый: для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение субсидии направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и следующие документы:

  • документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи;
  • свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется);
  • документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
  • документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии;
  • выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета.

Шаг второй: орган местного самоуправления организует работу по проверке содержащихся в этих документах сведений. Основаниями для отказа в выдаче свидетельства молодой семье являются непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, а также недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.

Шаг третий: при получении свидетельства молодая семья информируется о порядке и условиях получения и использования субсидии, предоставляемой по этому свидетельству. При возникновении у молодой семьи - участницы подпрограммы обстоятельств, потребовавших замены выданного свидетельства, молодая семья представляет в орган, выдавший свидетельство, заявление о его замене с указанием обстоятельств, потребовавших такой замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства. Это либо хищение или порча свидетельства, другие уважительные причины, не позволившие молодой семье представить свидетельство в банк в установленный срок.

В течение 30 дней с даты получения заявления орган, выдававший свидетельство, выдает новое свидетельство, в котором указывается размер субсидии, предусмотренный в замененном свидетельстве.

Шаг четвертый: субсидия предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном для обслуживания средств, предоставляемых в качестве субсидий. Для открытия банковского счета владелец свидетельства в течение двух месяцев с даты его выдачи сдает свидетельство в банк.

Если свидетельство, представленное в банк по истечении двухмесячного срока с даты его выдачи, банком не принимается, то по истечении этого срока владелец свидетельства вправе обратиться в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, с заявлением о замене свидетельства.

Шаг пятый: банк проверяет соответствие данных, указанных в свидетельстве, данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность владельца свидетельства, а также своевременность представления свидетельства в банк.

В случае выявления несоответствия данных, указанных в свидетельстве, данным, содержащимся в представленных документах, банк отказывает в заключении договора банковского счета и возвращает свидетельство его владельцу, а в остальных случаях заключает с владельцем свидетельства договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве субсидии.

В договоре банковского счета оговариваются основные условия обслуживания банковского счета, порядок взаимоотношения банка и владельца свидетельства, на чье имя открыт банковский счет, а также порядок перевода средств с банковского счета. В договоре банковского счета может быть указано лицо, которому доверяется распоряжаться указанным счетом, а также условия перечисления поступивших на банковский счет распорядителя счета средств. Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства, и может быть расторгнут в течение срока действия договора по письменному заявлению распорядителя счета. В случае досрочного расторжения договора банковского счета (если на указанный счет не были зачислены средства, предоставляемые в качестве субсидии) банк выдает распорядителю счета справку о расторжении договора банковского счета без перечисления средств субсидии. Свидетельство, сданное в банк, после заключения договора банковского счета его владельцу не возвращается.

Шаг шестой: для оплаты приобретаемого жилого помещения распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор купли-продажи жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения в части, превышающей размер предоставляемой субсидии. В договоре купли-продажи указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) и банковского счета (банковских счетов), с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения, приобретаемого на основании этого договора, а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой субсидии.

При использовании субсидии на уплату первоначального взноса в счет оплаты приобретаемого на основании договора купли-продажи жилого помещения или расходов по созданию объекта индивидуального жилищного строительства при получении кредита или займа (ипотечного жилищного кредита или займа) на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства распорядитель счета представляет в банк кредитный договор или договор займа (указанные договоры подлежат государственной регистрации, если они содержат обеспеченное ипотекой обязательство), договор банковского счета, договор купли-продажи жилого помещения или договор строительного подряда либо иные документы, подтверждающие расходы по созданию объекта индивидуального жилищного строительства (далее - документы на строительство).

Приобретаемое жилое помещение или создаваемый объект индивидуального жилищного строительства оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве.

При использовании субсидии распорядителем счета, который является членом жилищного накопительного кооператива и для которого кооперативом приобретено жилое помещение, в качестве последнего платежа в счет оплаты паевого взноса в полном размере (после чего данное жилое помещение переходит в собственность члена кооператива) он должен представить в банк:

а) справку о внесенной сумме паевого взноса за жилое помещение и об оставшейся сумме паевого взноса, необходимой для приобретения им права собственности на жилое помещение, переданное кооперативом в его пользование;
б) копию устава кооператива;
в) выписку из реестра членов кооператива, подтверждающую его членство в кооперативе;
г) копию документа, подтверждающего право собственности кооператива на жилое помещение, которое будет передано молодой семье - участнице подпрограммы;
д) копию решения о передаче жилого помещения в пользование члена кооператива.

Шаг седьмой: банк в течение пяти рабочих дней с даты получения документов осуществляет проверку содержащихся в них сведений. В случае вынесения банком решения об отказе в принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство, справки об оставшейся сумме паевого взноса либо об отказе от оплаты расходов на основании этих документов или уплаты оставшейся части паевого взноса распорядителю счета вручается в течение пяти рабочих дней с даты получения указанных документов соответствующее уведомление в письменной форме с указанием причин отказа. При этом документы, принятые банком для проверки, возвращаются.

Оригиналы договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство, справки об оставшейся части паевого взноса хранятся в банке до перечисления средств лицу, указанному в них, или до отказа от такого перечисления и затем возвращаются распорядителю счета.

Шаг восьмой: банк в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство, справки об оставшейся части паевого взноса направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основе указанных документов или уплаты оставшейся части паевого взноса.

Шаг девятый: орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней с даты получения от банка заявки на перечисление бюджетных средств на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве субсидии, банку. При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк.

Шаг десятый: субсидия считается предоставленной участнику подпрограммы с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, работ (товаров, услуг) по созданию объекта индивидуального жилищного строительства либо уплаты оставшейся части паевого взноса члена жилищного накопительного кооператива. Перечисление указанных средств является основанием для исключения органом местного самоуправления молодой семьи - участницы подпрограммы из списков участников подпрограммы.

Улучшение жилищных условий молодых семей - участников подпрограммы в последующем осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ведущая: Вопросы ипотеки волнуют Дмитрия Мирешова: Как будет оказываться государственная поддержка ипотечных программ и в чем суть рефинансирования ипотечных кредитов?

Круглик С.И.:

Дело в том, что сегодня у банков не хватает собственных долгосрочных ресурсов, чтобы выдавать ипотечные кредиты на срок более 15 лет. В мировой практике существует два наиболее распространенных способа решения этой проблемы. Первый - это выпуск банками долгосрочных ипотечных облигаций, позволяющий им привлечь средства частных инвесторов. Чем больше денег окажется у банка, тем больше он сможет выдать кредитов под более низкие проценты.

Огромную роль в развитии ипотеки играет рефинансирование ипотечных кредитов - возможность уступать требования по ипотечным кредитам другому финансовому институту, который самостоятельно выпускает ипотечные ценные бумаги и размещает их на фондовом рынке. За счет этого банки могут расширять объемы кредитования даже в условиях ограниченного доступа к долгосрочным финансовым ресурсам, снижать процентные ставки по кредитам и увеличивать срок кредитования.

Правительством РФ создан собственный оператор вторичного рынка со 100%-ным государственным капиталом ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (АИЖК). Эта организация обеспечивает рефинансирование ипотечных кредитов в большом объеме, благодаря чему появляется возможность развивать ипотеку.

Национальным проектом "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" установлены целевые ориентиры по снижению процентной ставки по ипотечным кредитам в 2006 году до 12% годовых в рублях, в 2007 году - до 11% годовых. Однако принимаемые АИЖК меры по повышению эффективности деятельности системы рефинансирования ипотечных кредитов, а также последовательное снижение затрат на всех этапах выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов позволили ему принять решение о досрочном снижении процентных ставок.

С 1 октября 2006 года АИЖК снизило процентные ставки по ипотечным кредитным продуктам. В зависимости от срока кредитования и суммы первоначального взноса процентная ставка по ипотечному кредиту составит от 11% до 14% годовых в рублях.

Ведущая: И в заключение нашей беседы итоговый вопрос от Журавлева Владислава из Долгопрудного: Сергей Иванович, где можно получить информацию о реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и всех входящих в него подпрограмм?

Круглик С.И.:

Во-первых, при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике создан интернет-портал www.rost.ru, где можно найти информацию по всем приоритетным проектам. Что касается жилищного проекта, то на сайте Росстроя www.gosstroy.gov.ru мы выставляем всю информацию о реализации данного проекта. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ работает специализированный сайт федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг. www.fcpdom.ru.

Ведущая:

Сергей Иванович, спасибо, что ответили на вопросы интернет-аудитории.

Читать ГАРАНТ.РУ в и