Новости и аналитика Интервью Cоздание ОЭЗ туристско-рекреационного типа

Cоздание ОЭЗ туристско-рекреационного типа

Интернет-конференция
Руководителя Федерального агентства по управлению
особыми экономическими зонами
Юрия Николаевича Жданова

 

28 августа 2006 г. в 10:00 мск в компании "Гарант" состоялась интернет-конференция Руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Юрия Николаевича Жданова.

Тема конференции: "Cоздание ОЭЗ туристско-рекреационного типа".

Интернет-конференция организована компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство".

В конференции принял участие Першеев Дмитрий Викторович директор компании "Гарант".

Ведущий интернет-конференции - Шаманов Евгений Вячеславович (директор по внешним связям компании "Гарант").

Ведущий:

Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория. Мы рады вновь приветствовать у нас в гостях Юрия Николаевича Жданова, руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическим зонами. Тема сегодняшней интернет-конференции звучит так: "Создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа". Известно, что 3 июня 2006 года принят Федеральный закон N76-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах". Данным Федеральным законом внесены поправки, определяющие порядок создания и прекращения функционирования особых экономических зон туристско-рекреационного типа. В течение летних месяцев вышел ряд подзаконных актов, которые устанавливают критерии оценки целесообразности и эффективности создания туристско-рекреационных зон, дополнительные требования к заявке на ее создание и т.д. И мы на сегодняшней интернет-конференции хотим поподробнее остановится именно на этих вопросах. К началу конференции поступили десятки вопросов от интернет-аудитории - вопросы интересные, злободневные. Давайте теперь перейдем непосредственно к вопросам.

 

 

Ведущий: Первый вопрос поступил из Москвы от Мироновой Татьяны. Здравствуйте, Юрий Николаевич! Расскажите, пожалуйста, каковы цели создания туристско-рекреационных ОЭЗ. Какие действия необходимо предпринимать в настоящее время, чтобы эти цели были достигнуты?

Жданов Ю.Н.:

Здравствуйте, Татьяна. Я думаю, что цели определены не только федеральным законом, который был недавно принят и подписан Президентом РФ, но и самой логикой развития такой отрасли экономики, как туризм. Многие страны делают ставку на развитие туризма, получают от этого массу налоговых сборов, развивают это направление как одно из основных отраслей экономики в стране. У нас, в России, для этого все есть. И два морских побережья - Балтика, Черноморское побережье, и уникальные озера, реки, уникальные исторические места, Кавказские Минеральные Воды - все это может быть предметом совместной заботы и государства, и региона, и частного бизнеса. Вот для того, чтобы объединить усилия и реализовать проекты в области развития туризма, отдыха, санаторно-курортного лечения более быстро и эффективно, и был выпущен этот федеральный закон, приняты подзаконные акты, объявлен конкурс. В середине сентября, 15-го числа, в 12 часов мы вскроем конверты и посмотрим, кто же из регионов принял участие в этом конкурсе, сколько будет к тому времени заявок. Регион может подавать не одну, а несколько заявок, если он пропагандирует несколько интересных, уникальных мест. Например, администрация Краснодарского края планирует подать не менее четырех заявок, и это разные муниципальные образования участвуют в этом конкурсе. Поэтому мы ожидаем более 50 заявок от регионов, и работа на сегодняшний день идет уже полным ходом.

 

Ведущий: Следующий вопрос задает Бурков Евгений из Москвы. Как Вы оцениваете, насколько на данном этапе своего развития наше государство с его неразвитой экономикой, нормативно-правовой базой и нестабильной политической системой готово к созданию туристско-рекреационных ОЭЗ? Действительно ли в этом существует необходимость? Не получится ли так, что государство затратит огромные деньги на реализацию этого проекта, а экономический эффект от него не оправдает существующие ожидания?

Жданов Ю.Н.:

На мой взгляд, у автора этого вопроса такое негативное отношение в целом не только к туристско-рекреационным зонам, но и к проблемам экономики и политической системы. У меня альтернативная точка зрения. По-моему, мы живем в достаточно стабильное время. Если у нас министра экономики больше шести лет никто не меняет, это говорит о том, что направление, которое он ведет, достаточно серьезно и ему доверяют. И вот этот новый институт, который появился у государства - особые экономические зоны, - набирает свое дыхание, делает первые шаги. И в апреле Президент РФ открыл Томскую ОЭЗ, в середине сентября будет открыта Московская ОЭЗ в Зеленограде, в середине октября мы объявим победителей по туристско-рекреационным зонам. Мы поймем, какие субъекты РФ будут участвовать в этом проекте. У нас отношения к этому достаточно оптимистическое, и мы надеемся, что весь этот проект под большим названием 'Особые экономические зоны', включая появление четвертого вида зон - портовых, удастся.

 

Ведущий: Вопрос из Перми от Щукина Алексея. Из каких источников будет осуществляться финансирование создания туристско-рекреационных ОЭЗ? Какова будет доля участия федерального бюджета в этих проектах?

Жданов Ю.Н.:

Доля участия федерального бюджета будет не менее 50%. В проекте бюджета следующего года пока заложен 1 млрд. 100 рублей от федерации. Примерно столько же мы ожидаем от субъектов Федерации, это уже 2 млрд. 200 рублей плюс частные инвестиции будущих резидентов, тех, кто будет вкладывать в строительство отелей, а не инфраструктуры, горнолыжных спусков. Таких предложений от бизнеса - как российского, так и зарубежного - масса. Мне кажется, что сумма, которую вложат инвесторы - будущие резиденты, - намного будет превышать затраты государства. И вот при таком объединении усилий мы можем достичь достаточно быстро желаемого эффекта. Идет борьба за российского туриста, чтобы он мог выбрать не только лучшие зарубежные курорты, но и мы ему могли бы предложить не хуже условия в России. Идет борьба за иностранного туриста, которые сейчас не едет в Россию, потому что его не устраивает система отелей, его не устраивает организация отдыха, его не устраивает наличие соответствующей инфраструктуры (рестораны, магазины, киноконцертные залы, спортивные комплексы). Все это будет предметом нашей совместной с регионом заботы.

 

Ведущий: Вы уже рассказали про зарубежный опыт. На опыт каких государств в большей мере ориентирован процесс создания туристско-рекреационных особых экономических зон в нашей стране? Что именно перенимается из-за рубежа - какие используются механизмы функционирования, особенности правового регулирования? Спрашивает Людмила Тихонюк из Санкт-Петербурга.

Жданов Ю.Н.:

На наш взгляд, здесь есть определенная специализации. Если в ряде государств на достаточно высоком уровне развит горнолыжный туризм и все, что с этим связано, то здесь нашими консультантами являются и французы, и австрийцы, и швейцарцы, и канадцы, и американцы. А что касается пляжного туризма, то это ряд других государств - прежде всего Турция, которая является серьезным конкурентом по оттоку наших граждан на свое побережье. И нам есть чему там поучиться, поэтому у нас открытый постоянный диалог. Здесь нам помогают и торговые представительства РФ за рубежом, которые в постоянном режиме изучают, обобщают этот опыт, сообщают нам. Мои сотрудники, наверное, половину года проводят в командировках, как в России, так и за рубежом, с целью изучения и последующего внедрения этого опыта. Мы продумываем отдельную систему подготовки кадров и ее уже реализуем для того, чтобы люди, которые применяют законодательство, имели соответствующие знания и навыки. Мне кажется, что все это может дать ожидаемый эффект.

 

Ведущий: Целый блок вопросов касается критериев оценки, по которым будут выбираться проекты. Я зачитаю несколько из них. Первый вопрос из Ростова от Новицкой Виктории. На каком уровне и кем принимается решение о создании туристско-рекреационных ОЭЗ? Как оценивается целесообразность создания каждой конкретной туристско-рекреационной ОЭЗ? Еще один вопрос из Москвы, от Бабича Михаила. Каковы критерии оценки целесообразности и эффективности создания туристско-рекреационных зон? Каким нормативным документом эти требования устанавливаются?

Жданов Ю.Н.:

Я думаю, что мы постарались максимально открыто дать ответ на этот вопрос, он детально освещен на нашем сайте и сайте Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Есть соответствующие, кроме закона, постановления Правительства России, решение министра экономического развития и торговли России, есть его приказ, который детализирует порядок подачи заявки, что в ней должно быть, на какие критерии обращается внимание, вплоть до наличия математических формул, по которым выводятся победители. Все это достаточно публично. Создана правительственная комиссия, которую возглавляет Герман Греф, куда входят руководители пяти министерств и ведомств на уровне заместителей министра руководителя Ростуризма. И все это направлено на то, чтобы процесс отбора победителей был максимально открытым, публичным, гласным. Мы каждому региону, который проиграет в этом конкурсе, готовы объяснить в устном и письменном виде, почему это случилось, что там не так и что нужно сделать, чтобы не проиграть в следующем конкурсе.

 

Ведущий: Далее интернет-аудитория просит Вас уточнить, какие организации могут быть резидентами туристско-рекреационной ОЭЗ. Может ли быть резидентом индивидуальный предприниматель? Спрашивает Зуев Константин из Астрахани. И еще один вопрос, от Хотьковой Елены из Владимира. В каких случаях компания может быть лишена статуса резидента туристско-рекреационной зоны?

Жданов Ю.Н.:

Что касается индивидуального предпринимателя, то, как мне кажется, чтобы стать резидентом, ему нужно сделать бизнес-план и заявить его в территориальный орган агентства, который появится сразу после объявления победителей в тех регионах, в которых будут создаваться туристско-рекреационные зоны. Что касается участия индивидуальных предпринимателей в развитии туристской инфраструктуры, то этот предприниматель должен быть финансово состоятельным. Если он хочет участвовать советом, то милости просим! Но это другая форма участия. Если у него есть капитал и есть возможность его внедрять, это, наверное, больше будет интересовать и регионы, и нас. Кроме этого, на мой взгляд, очень важно то, что у нас нет различия между участием российского и зарубежного капитала. И то и другое может участвовать в нашем проекте на абсолютно равных условиях, нет никаких преимуществ ни для иностранцев, ни для россиян. На мой взгляд, количество предложений в этой области будет примерно поровну.

 

Ведущий: Есть ли какие-нибудь примерные расчеты относительно того, на сколько компании-резиденты туристско-рекреационных ОЭЗ смогут снизить свои общие издержки? Спрашивает Родионов Константин из Екатеринбурга.

Жданов Ю.Н.:

Думаю, в среднем, на 30 процентов, а если учитывать участие государства в строительстве инфраструктуры, то это, наверное, неоценимая помощь для реализации ряда проектов. Может быть, раньше никто не собирался условно строить в конкретном месте отель, понимая, что затраты на подвод коммуникаций, электрических сетей, превышают все мыслимые и немыслимые размеры. Когда это сделает государство и будут созданы все условия для помощи и в административном плане, будет реализовываться принцип 'одного окна'. Это все позволит нам надеяться на то, что количество предложений по участию бизнеса в развитии туристской инфраструктуры и туристического бизнеса в России в целом будет достаточно велико.

 

Ведущий: Вы уже упомянули про участие иностранных инвесторов в создании ОЭЗ данного типа. Если можно, то немножко поподробнее расскажите об этом, потому что интернет-аудитория интересуется деталями. Вопрос от Лидии из Архангельска. Наблюдается ли интерес к особым экономическим зонам рекреационного типа со стороны иностранных инвесторов? Кто будет контролировать их деятельность? Следующий вопрос от Александра из Москвы. Прогнозируете ли Вы улучшение инвестиционного климата в связи с созданием особых экономических зон? Еще один вопрос из Тюмени, от Дубининой Светланы. Как Вы считаете, каких инвесторов - иностранных или отечественных - больше удастся привлечь для создания зон туристско-рекреационного типа и на каких больше рассчитывают законодатели, решившие создавать такие? Какие инвесторы в настоящее время проявляют активность в этом направлении?

Жданов Ю.Н.:

Да, мы очень серьезно надеемся, что появление в России ОЭЗ будет крайне привлекательно, как для отечественного, так и для зарубежного бизнеса. Мне кажется, что это один из новых инструментов, так как агентство занимается еще инвестиционным фондом страны, это тоже дополнительный стимул для развития инвестиций в России, для их привлечения, для создания благоприятных условий для инвесторов, для снятия административных барьеров. Мне кажется, что все это направлено на повышение инвестиционной привлекательности России в целом. Мне хотелось бы верить, что процесс создания туристско-рекреационных зон будет идти такими же быстрыми темпами, как и тех двух видов, которые уже созданы: технико-внедренческие и промышленно-производственные. Там вовсю идет процесс регистрации резидентов, участие конкретного бизнеса в проектах, которые привязаны к территориям, где определены ОЭЗ, строительству новых заводов, к появлению новых научно-исследовательских организаций, которые умеют капитализировать свои разработки. Все это направлено на развитие новой экономики страны. И, на мой взгляд, все виды ОЭЗ - это новый шаг в развитии экономики России в целом.

 

Ведущий: Как будет контролироваться деятельность резидентов ОЭЗ? Кто, как и с какого момента будет осуществлять контроль за резидентами и какие меры будут приниматься в случае нарушений? Спрашивает Баранова Елена Евгеньевна из Москвы. И еще один вопрос, задает Газарян Юрий. Каким образом предполагается в ОЭЗ туристско-рекреационного типа свести к минимуму возможные злоупотребления, как со стороны резидентов, так и со стороны чиновников?

Жданов Ю.Н.:

Наверное, туристско-рекреационные зоны в плане администрирования - самый простой вид зон. Потому что там нет права свободного таможенного склада, нет ограниченной территории, нет забора, нет жесткого участия фискальных органов, прежде всего таможни в плане ввоза и вывоза товаров в процессе их переработки внутри зоны. Все это действует в открытом режиме, и, на мой взгляд, администрировать намного проще. Там также будут существовать территориальный орган и дочернее предприятие от акционерного общества ОЭЗ, которые будут совместно реализовывать этот проект. Мы надеемся, что наблюдательный совет туристско-рекреационной зоны также будет возглавлять либо первое, либо второе лицо региона. И возможность обращаться граждан не только в территориальное управление моего агентства, в центральный аппарат агентства, в Минэкономразвития, но и апеллировать к местным властям в наблюдательный совет, куда обязательно войдут представители бизнеса, Торгово-промышленной палаты и Российского союза промышленников-предпринимателей. Это поможет сделать данный процесс открытым и публичным и исключит массу злоупотреблений.

 

Ведущий: Следующий вопрос от Шапенко Владимира. На каких территориях могут располагаться ОЭЗ туристско-рекреационного типа? Как Вы считаете, правильно ли, что законодатели установили разрешение для ОЭЗ нового типа располагаться даже на землях особо охраняемых территорий, к которым согласно п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ помимо курортов относятся, в частности, природные заповедники, заказники, национальные, природные дендрологические парки и ботанические сады?

Жданов Ю.Н.:

Я думаю, что мы не собираемся нарушать российское законодательство и превращать заповедники в те места, где будут использоваться запрещенные методы ведения строительства или уничтожаться лесные массивы. Все будет осуществляться в рамках действующего законодательства, и ни одно дерево без порубочного билета уничтожаться не будет. На мой взгляд, все это достаточно сложный и тонкий вопрос, здесь решать его нужно совместно. Мне кажется, что многие заповедники и так сейчас пришли в не очень достойное состояние из-за того, что денег, выделяемых на их содержание и охрану, явно недостаточно. Надеюсь, что в рамках проекта туристско-рекреационной зоны они будут приведены в порядок.

 

Ведущий: Отвечая на один из вопросов, Вы уже сказали, что затраты и издержки резидентов зон будут снижены процентов на тридцать. Если можно, давайте остановимся на этом подробнее. Гусев Александр из Нижнего Новгорода спрашивает: Какие предусмотрены особенности налогообложения резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ? Еще один вопрос из Москвы, от Воскресенского Бориса. Резиденты туристско-рекреационных ОЭЗ могут пользоваться льготами по налогам на прибыль, имущество и землю. А почему тогда ставка ЕСН для них в отличие от резидентов технико-внедренческих ОЭЗ не снижена? Еще одни вопрос на эту тему, от Щегловой Марины из Краснодара. Существует мнение, что по уровню предоставляемых налоговых льгот новые российские ОЭЗ можно считать одними из самых консервативных в мире. Есть ли вероятность, что резидентов ОЭЗ полностью освободят от какого-либо налогообложения?

Жданов Ю.Н.:

Борьба за освобождение от налогообложения резидентов ОЭЗ продолжается, и это не наша прихоть. Дело в том, что многие государства действительно более кардинально подходят к решению этой задачи и идут на многолетние налоговые каникулы. Мы здесь к этому вопросу подошли более жестко, тем не менее, на мой взгляд, когда выбирает бизнес, участвовать или не участвовать в проекте ОЭЗ, он ориентируется, прежде всего, не на налоги, а на возможность снижения административных барьеров и на огромное участие государства и субъектов Федерации в развитии инфраструктуры. Эти миллиарды перекрывают те сотни рублей, которые экономятся на налогах. Что касается ставки ЕСН в туристско-рекреационных зонах, то, на мой взгляд, это сделано абсолютно правильно, что эта льгота не распространяется на туристско-рекреационные зоны. Мы решили особенно поддержать инновационную экономику, инновационный бизнес. И поэтому в технико-внедренческих зонах это ключевой момент. Мы считали, что при механическом перемещении офиса, где инженер-программист получает 1000 долларов, или 1000 условных единиц, в ОЭЗ его зарплата сразу становится на 400 условных единиц больше. Мне кажется, что для того, чтобы прекратить отток людей, которые умеют работать и добиваться серьезных результатов в науке, в реализации научных разработок, нужны особые преференции. Поэтому этот режим действует только для технико-внедренческих зон. Для тех, кто будет работать по эксплуатации гостиниц и на горнолыжных курортах, мне кажется, экономия на ЕСН будет несущественная. Во-первых, их заработная плата несколько ниже, чем специалистов в области наукоемкого бизнеса. Во-вторых, это некритично для того бизнеса, который вкладывается в развитие туризма. Мы консультировались с конкретными крупными туроператорами и теми, кто собирается участвовать в реализации этих программ, и не услышали от них стона о помощи в этой области. Они надеются как раз на другие возможности: на участие государства в строительстве инфраструктуры и снижение административных барьеров. А так я считаю, что регионы поступят примерно одинаково, как по другим видам зон, и откажутся на пять либо десять лет от всех местных налогов. Это тоже немаловажно.

 

Ведущий: Спасибо большое. Еще один интересный вопрос, тесно связанный с созданием ОЭЗ данного типа, от Куликова Германа из Москвы. Здравствуйте, Юрий Николаевич! Каким образом Вы предполагаете решать проблему, связанную с нехваткой в нашей стране квалифицированных специалистов в сфере туристического бизнеса?

Жданов Ю.Н.:

Это ключевой вопрос не только для туристического бизнеса, но и для развития ОЭЗ в целом. Мне удалось набрать хороших профессионалов в штат агентства, территориальные органы. Могу сказать, что это было очень не просто. Наверное, мне повезло, что несколько лет я, будучи заместителем Германа Грефа, отвечал в том числе и за подбор кадров, и у меня был определенный банк данных тех, кто хотел работать в системе экономики страны, и тех, кто уезжал работать за границу в наши торговые представительства, и того бизнеса, который реально участвует в крупных инфраструктурных проектах. Поэтому, на мой взгляд, кадровая проблема, наверное, одна из самых основных для реализации любого крупномасштабного проекта. Мы постараемся ее наладить на разных уровнях. Прежде всего, это работа с высшими учебными заведениями, которую мы традиционно ведем. Когда-то мне подчинялось более 120 учебных заведений, из них 60 вузов, и поэтому отношения с ректорским корпусом у нас остались достаточно добрыми. Мы очень плотно работаем и с МГУ им. М.В. Ломоносова, и с МГИМО, и с Академией внешней торговли, и с Высшей школой экономики. Например, мы уже на старших курсах отбираем людей, предлагаем возможность прохождения стажировки не только у нас в центральном аппарате или в региональных управлениях, но и в АО "Особые экономические зоны". Как правило, мы берем в свои ряды лучших из тех, кто у нас стажируется. Делаем ставку на ряд вузов, с которыми у нас подписаны соответствующие соглашения. Прежде всего, это Академия внешней торговли, где, наверное, больше всего выпускников идет на работу к нам. Нам нужны люди со знанием не менее двух-трех иностранных языков, потому что международные контакты у нас одни из самых интенсивных, очень много загранкомандировок. И нам нужны специалисты, которые понимают, как развивается экономика в других странах, как нужно изучать этот опыт, что можно сделать. Не случайно традиционно 1 сентября уже в течение многих лет я встречаю с первокурсниками Академии внешней торговли. И начиная с первого курса, мы очень тесно взаимодействуем. Мы возьмем, наверное, положительный пример правительства Москвы, которое недавно начало эксперимент и всем министрам, заместителям мэра Москвы в правительстве Москвы назначило дублеров из студентов. Таких дублеров мы назначим для моих подчиненных. И на какое-то время попробуем организовать работу совместно, посмотрим, что молодые специалисты нам могут предложить. Мы достаточно широко подходим к этому плану. Нам нужны не только экономисты, юристы, международники, специалисты в области внешнеэкономических связей, но нам нужны и архитекторы. И поэтому мы очень плотно работаем со Строительным университетом, с Архитектурным университетом. Мы предлагаем студентам, изыскивая возможности их материального стимулирования, через АО 'Особые экономические зоны' нарисовать свои проекты бизнес-центров, бизнес-инкубаторов, заводов по производству того или иного вида товара. И это, мне кажется, дает свои результаты. Очень важно, что, наверное, средний возраст сотрудников моего агентства не превышает 25 лет. Я люблю работать с молодежью и верю, что за ними будущее.

Ведущий:

Спасибо, Юрий Николаевич, за подробный интересный ответ. Но, как мне кажется, вопрос был немного шире, не только про обеспечение кадрами Федерального агентства по управлению ОЭЗ, а про обеспечение квалифицированными специалистами туристического бизнеса в целом.

Жданов Ю.Н.:

Такой же подход внедряется и в туристический бизнес. Так, с Руководителем Федерального агентства по туризму Владимиром Стрижалковским мы решили очень плотно посмотреть на два вуза - один московский, другой в Краснодарском крае, который является профильным по развитию туристического бизнеса. Сейчас нас не удовлетворяет система подготовки кадров, как в Москве, так и в Краснодарском крае, мы ее будем менять. В том числе готовить совместные проекты. Мои сотрудники переводят ряд материалов, которые связаны с развитием туристического бизнеса в других странах. И всю информацию мы посылаем в вузы. Мы будем контактировать и в плане развития науки, вести аспирантов и докторантов, которые будут предлагать те или иные научные разработки в области развития туристического бизнеса. Во всяком случае, мы эту работу постараемся выстроить достойно.

 

Ведущий: Следующие вопросы из Воронежа. Расскажите, пожалуйста, каков будет режим землепользования в туристско-рекреационных ОЭЗ. На этапе прохождения законопроекта в Госдуме в нем были нормы, которые вступали в противоречие со ст. 55 Земельного кодекса РФ. Удалось ли в принятом законе урегулировать эти противоречия?

Жданов Ю.Н.:

Я думаю, если закон принят, значит, противоречий уже нет. Иначе его не пропустили бы Государственная Дума, Совет Федерации и не подписал бы Президент. Достаточно много квалифицированных юристов следили за его положениями. Что касается режима землепользования, то он самый демократичный в туристско-рекреационных зонах. И если в технико-внедренческих и промышленно-производственных зонах земли частного бизнеса и те, которые уже выкуплены, не участвуют, то здесь, наоборот, самый широкий круг, всевозможные условия, которые существуют по работе с землей, по форме собственности, все разрешено. И мне кажется, что это сделано правильно, потому что в ряде регионов мы просто бы лишились возможности работать, так как часть земель уже к тому моменту, когда был объявлен конкурс, давно изменила свой статус.

 

Ведущий: Вопрос от Егорычева Виктора из Тулы. В настоящее время, к сожалению, основная масса наших граждан не может себе позволить ездить отдыхать и за неимением достаточных денежных средств вынуждена проводить свои отпуска в пределах места своего постоянного проживания. Насколько создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа будет способствовать удовлетворению потребностей россиян в доступном и качественном отдыхе, а также в санаторно-курортном лечении в пределах территории нашей страны, учитывая достаточно низкий уровень доходов? О каком предположительно уровне цен на отдых можно будет говорить в этих особых экономических зонах туристско-рекреационного типа?

Жданов Ю.Н.:

В этом вопросе заложен ответ. Мы очень надеемся, что все так и будет, как спрашивают нас на интернет-конференции. Но, на мой взгляд, это очень серьезная проблема. Она связана не только с появлением прекрасных отелей и развитием туристической инфраструктуры, но и с развитием экономики страны в целом, с повышением благосостояния нашего народа. Если у нас зарплаты и дальше будут повышаться, особенно для бюджетников, если у нас с бизнеса будут сниматься административные барьеры, то появится возможность для полноценного отдыха все большего и большего количества россиян. Эти проблемы взаимосвязаны. Конечно, агентство денег на дорогу никому не даст, но условия в местах, где будет развиваться туризм, мы постараемся создать. Мы постараемся их сделать конкурентоспособными с зарубежными странами для того, чтобы выбирали нас, а не Турцию, Египет или Куршевель, для этого цены у нас должны быть ниже, а качество услуг не хуже.

 

Ведущий: Вы уже упомянули про конкурс по отбору туристско-рекреационных зон. Если можно, поясните подробнее, сколько всего на конкурсе будет отобрано туристско-рекреационных зон. Какое количество заявок уже поступило? Спрашивает Виноградов Константин из Сочи.

Жданов Ю.Н.:

Пока ничего не изменилось. Пока есть две заявки из Краснодарского края. Мы ожидаем, что только Краснодарский край даст не менее четырех заявок. Всего мы ожидаем участия около пятидесяти субъектов РФ. То, что сейчас подано мало заявок, - это абсолютно нормально. Заявки обычно подаются в последние дни и даже часы объявления конкурса. 15 сентября мы вскроем конверты, посмотрим, сколько реально получено заявок и из каких субъектов РФ. В середине октября объявим итоги по победителям. Сколько будет победителей, думаю, сейчас не знает ни один человек на земле. Мы еще не изучали ту документацию, которая к нам придет. Количество победителей, безусловно, зависит и от профессионализма подготовки этих документов. Десятки регионов работают вместе с иностранными консультантами, с крупнейшими фирмами, которые работают в области туристической индустрии за рубежом, и они совместно готовят свои проекты. Думаю, что возможности федерального бюджета и региональных бюджетов здесь будут учитываться в первую очередь. И если у нас бюджет останется консолидированный с регионами чуть больше двух миллиардов, то количество победителей не превысит пяти субъектов РФ.

 

Ведущий: Следующий вопрос от Людмилы из Сочи. В Краснодарском крае прибрежная полоса вдоль Черного моря находится в собственности различных министерств, ведомств и профсоюзов. Какой правовой и экономический статус будет иметь эта собственность в результате создания на этой территории особых экономических зон туристско-рекреационного типа?

Жданов Ю.Н.:

Что касается собственности министерств и ведомств, то земля там находится в оперативном управлении и собственность в оперативном управлении. Это те объекты санаторно-курортного типа, которые там построены за счет средств Федерации и имеют отношение к разным министерствам и ведомствам. Отбирать эти земли никто не собирается, только если будет добровольное согласие и этого ведомства, и субъекта Федерации, который заявляет тот или иной проект в рамках ОЭЗ. Я знаю, что среди землепользователей огромную роль играют и силовые структуры, и Министерство обороны, и, прежде всего, Военно-морской флот. Переговоры с ними по статусу этих территорий и по избыточности этих территорий для нужд обороны ведутся и нами, и Министерством экономического развития и торговли РФ, и субъектами Федерации. Я думаю, какой-то компромисс будет найден.

 

Ведущий: В зале присутствуют представители средств массовой информации, для которых есть возможность сейчас задать вопросы Юрию Николаевичу.


Телеканал РБК, Андрей Муслимов: Юрий Николаевич, расскажите подробнее про портовые зоны. Сколько Вы планируете создать таких зон? Кто будет участвовать в этом конкурсе? И чем они отличаются от промышленно-производственных? Спасибо.

Жданов Ю.Н.:

Наверняка почти все видели, как губернатор Ленинградской области пожаловался Президенту РФ на Правительство РФ в связи с тем, что он давным-давно обращался по поводу создания портовой зоны в Усть-Луге, а Правительство РФ до сих пор ничего не сделало для того, чтобы вышел закон о портовых ОЭЗ. В его словах есть доля правды. На самом деле мы еще в марте разработали проект федерального закона о международных портовых зонах и согласовали его со всеми министерствами, кроме Министерства финансов Российской Федерации. Сейчас согласование в Минфине России находится на завершающей стадии. Буквально недавно Герман Греф и Алексей Кудрин со своими специалистами провели совещание и определили все проблемы, которые еще не согласованы. Я надеюсь, что в ближайшие дни мы сможем проект закона о портовых зонах внести в Правительство РФ, а Правительство РФ - в Госдуму. Сейчас практически все противоречия с Минфином преодолены, осталось получить визу министра, он обещал это сделать.

Телеканал РБК, Андрей Муслимов:

Просто уточните, чем отличаются портовые зоны от промышленно-производственных?

Жданов Ю.Н.:

Это совершенно другой вид зон. Во-первых, они привязаны географически только к портам. Во-вторых, там появляется совершенно новое направление - это сфера услуг, потому что порт - это, прежде всего, услуги, которые предоставляются для тех, кто выбирает этот порт логистически для грузооборота, для направления товара через этот порт или иной - либо морской, либо авиапорт. И мы надеемся, что у нас среди портовых зон будут как морские порты, так и авиапорты. Мне кажется, что предложение увеличить срок льготного режима, и прежде всего права свободного таможенного склада в портовой зоне с 20 лет, как в других видах зон, в том числе и промышленно-производственных, до 49 лет полностью оправдан. Буквально недавно я общался с администрацией порта Гамбург и с руководством таможни порта Гамбург, тысячи таможенников работают только в этом порту. Государство ежегодно вкладывает более 100 миллионов евро в развитие инфраструктуры порта. 66 кораблей ежесуточно разгружаются в этом порту. И это не самый крупный порт в Европе, он проигрывает Нотр-Даму, а Нотр-Дам проигрывает Сингапуру. Везде мы очень плотно работаем с администрациями этих портов, изучаем их положительный опыт. Свободные порты существуют ни одно тысячелетие. И в этом плане их опыт для развития и нашего законодательства, и его применение достаточно уникален.

 

Агентство "Интерфакс", Алексей Уваров: Юрий Николаевич, можете уточнить по портовым зонам? Насколько я понял, в законопроекте будет одновременно содержаться Положение о морских портах и о аэропортах. Да? Одновременно в одном законопроекте? Можно тогда уточнить, какие последние цифры по минимальному объему инвестиций, которые выдвигаются инвесторами, будут работать в этих портах? И уточнить по поводу портовой зоны: Если Вы в ближайшее время внесете в Правительство РФ, успеет ли Госдума, на Ваш взгляд, в осеннюю сессию во всех трех чтениях рассмотреть законопроект? И тогда когда может быть объявлен конкурс? И в связи с этим на следующий год в бюджете предусмотрены уже средства? Если нет, то, видимо, только с 2008 года начнет реализовываться этот законопроект? Спасибо.

Жданов Ю.Н.:

Спасибо за вопросы. Они действительно очень важны и актуальны для нас, и мы думаем над их содержанием ежедневно. Проект закона является открытым, и, Алексей, мы передадим его Вам в ближайшие дни. Вы посмотрите правила игры, которые мы там предлагаем. Мы его можем передать и сюда для размещения в рамках интернет-конференции. Здесь, конечно, самое главное то, как он обеспечен финансово. Конечно, Минфин еще не планирует выделение каких-либо средств на портовые зоны, потому что их главный аргумент, в чем они абсолютно правы, это то, что нет закона. Появится закон, у нас будет право решать вопрос по финансированию портовых зон. Мне кажется, что до конца года закон будет принят. В начале года пройдет конкурс, и мы поймем, сколько субъектов РФ будет участвовать в этом конкурсе, какие конкретно порты и аэропорты победят в этом конкурсе, какой объем затрат для этого потребуется. И я уверен, что уже в 2007 году мы найдем возможность перераспределить бюджет и получить дополнительное финансирование на портовые зоны.

 

Журнал "Отдых в России": У меня два вопроса. Где Вы сами предпочитаете проводить отпуск? Поскольку наш журнал выписывают все руководители всех туристических направлений всех администраций во всех 89 субъектах, какую конкретно информацию Вы хотели бы до них донести?

Жданов Ю.Н.:

Для меня тема "Отпуск" уже на протяжении многих лет является запретной. По-моему, начиная с 1998 года я перестал отдыхать вообще. Это, наверное, нездорово. Что я успеваю, так это в воскресенье - в лучшем случае, если я не в командировке - погулять на госдаче с детьми. Это, пожалуй, все. То, что удается сейчас делать, это очень много ездить по России и смотреть вот эти проекты в области туристско-рекреационных зон. Наверное, работа на наших высокогорных курортах и на побережье, это практически отдых. Мы практически со всеми субъектами Федерации, которые изъявляют желание получить консультацию, работаем очень плотно. Я приглашаю абсолютно всех, вне зависимости от удаленности к Москве, к такому открытому диалогу. Мои сотрудники готовы оказать любую помощь. В конце прошлой недели я произвел изменения в структуре агентства и создал за счет оптимизации Управление по туристско-рекреационным зонам. В ближайшие дни там будут назначены несколько человек, которые будут заниматься только этим. На мой взгляд, мы достаточно подробно об этом говорим и через сеть Интернет, и на нашем сайте МЭРТа. Мы будем рады услышать и прокомментировать любые вопросы, которые нам готовы задать.

Ведущий:

Поскольку вопросов больше нет, нам остается поблагодарить Юрия Николаевича за то, что он нашел время посетить нас. Напомним тему интернет-конференции - "Создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа". Надеемся, что 15 сентября будут отобраны действительно лучшие заявки, в России будут созданы и заработают ОЭЗ туристско-рекреационного типа, Юрий Николаевич сможет, наконец-то, отдохнуть, как и миллионы других российских соотечественников и зарубежных гостей, а туристский бизнес в России будет активно развиваться.

Жданов Ю.Н.:

Спасибо.

Читать ГАРАНТ.РУ в и