Новости и аналитика Интервью Правовые основы деятельности Главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве

Правовые основы деятельности Главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве

Закон о долевом участии - это большая победа

Об этом заявил руководитель Главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве Александр Буксман в ходе интернет-интервью ИА "ГАРАНТ". "Авторы принятого закона предприняли все усилия к тому, чтобы максимально защитить участника долевого строительства, вывести отношения сторон "на белый свет", - подчеркнул Буксман. Вместе с тем он отметил, что начиная с 1 апреля 2005 года, когда закон вступил в силу, было зарегистрировано всего чуть более 30 договоров участия в долевом строительстве. "Строительный рынок не готов и, видимо, до сих пор находится в оцепенении", - отметил глава московской регистрационной службы.

Комментируя ипотечное законодательство, Буксман затронул вопрос отмены обязательного нотариального удостоверения ипотечной сделки. По его словам, правильно поступают те участники сделок, которые все же обращаются к нотариусу добровольно. "Должен сказать, что документы на регистрацию ипотеки поступают обычно очень качественные. Единичный характер носят случаи приостановления регистрации таких сделок в силу претензий к качеству документов, в этом году был всего один отказ".

В ходе интервью Буксман также дал оценку проекту закона "О некоммерческих организациях". "В Москве зарегистрировано около 33 тысяч таких организаций, - сообщил он. - В связи с вступлением закона в силу объем нашей работы возрастет как минимум вдвое, потребуются новые штатные единицы. Но в принципе у нас не будет сложностей с организацией этой работы, так как она аналогична контролю над деятельностью общественных организаций и объединений, который мы осуществляем уже давно".

Интернет-интервью
Руководителя Главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве

 

15 декабря в компании "Гарант" состоялось интернет-интервью с Руководителем Главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве Буксманом Александром Эмануиловичем.

Тема интервью: "Правовые основы деятельности Главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве ".

Интервью проведено компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).

В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство".

Ведущий:

Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!

Мы начинаем интернет-интервью с Александром Эмануиловичем Буксманом, руководителем Главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве. Тема нашего сегодняшнего интернет-интервью: "Правовые основы деятельности Главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве ".

Здравствуйте, Александр Эмануилович!

В рамках проведения реформы исполнительной власти Указом Президента РФ N314 от 09.03.2004 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в структуре Министерства юстиции РФ была образована Федеральная регистрационная служба.

Уже целый год на территории Москвы действует Главное управление Федеральной регистрационной службы по Москве - территориальный орган Росрегистрации.

Основными задачами Главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве являются:

- осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объекты недвижимого имущества;

- осуществление деятельности по государственной регистрации общественных и религиозных объединений;

  • осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата;
  • осуществление контроля за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Как решаются проблемы в области регистрации прав на недвижимое имущество? Каким образом осуществляется контроль и надзор за деятельностью адвокатов и нотариусов? Какими нормативными актами регулируется управления? Как ГУ Федеральной регистрационной службы по Москве предлагает решать проблемы, связанные с регистрацией ипотечных сделок? Какие проблемы существуют в области приватизации жилого фонда в г. Москве? На эти и другие вопросы ходе интернет-интервью ответит Руководитель Главного управления Федеральной Регистрационной службы по Москве Александр Эмануилович Буксман.

Александр Эмануилович, первый вопрос поступил из Оренбурга от юрисконсульта ЗАО "Оренбурггазстроймонтаж" Е.В. Шерстобитова. Более года назад на недвижимое имущество предприятия был наложен арест. Арест был наложен судебным приставом за долги в рамках исполнительного производства. В том числе было арестовано здание, в отношении которого в учреждении юстиции (ныне УФРС) в то время совершалась регистрация перехода права собственности в связи с продажей. В связи с наложением ареста (других претензий нет) регистрация перехода права была приостановлена регистратором на неопределенный срок. Все это остается без каких-либо изменений уже больше года, но недавно на предприятии было введено внешнее наблюдение (банкротство), в связи с чем, согласно ст. 62-63 закона "О банкротстве", все аресты должны быть сняты. И судебный пристав, и УФРС (регистратор) получили определение суда о введении внешнего наблюдения, но (несмотря на наши заявления и разъяснения) отказываются снять арест с недвижимого имущества; регистратор отказывается зарегистрировать переход права собственности на здание.

Правомерна ли в этом случае позиция регистратора?

Буксман А.Э.:

Спасибо за вопрос. Дело в том, что арест на недвижимое имущество - это прежде всего обеспечительная мера, которая принимается судом по ходатайству в гражданском и арбитражном процессе одной из сторон спора. И если судом арест наложен, его произвольно никакой регистратор снять не может, независимо от того, какие в дальнейшем идут процедуры, какие решения принимаются, идет ли процедура банкротства или еще какие-то споры возникают по этому или по другому поводу. В любом случае суд наложил арест, и только суд его может снять. И только это решение регистратор исполнит в полной мере.

Ведущий:

Следующий вопрос от Комаровой Елены из Москвы. Оформление сделок с недвижимостью - очень хлопотное дело. Оформляла куплю-продажу земельного участка. Потратила на это целых 7 месяцев. Не у каждого человека есть столько времени и терпения. Александр Эмануилович, планируется  ли ввести систему одного окна, куда могли бы прийти два человека, желающие совершить сделку, принести свои заявления и документы на собственность и все, а все дальнейшие действия будут выполняться сотрудниками регистрационной службы?

Буксман А.Э.:

Спасибо за вопрос. Действительно, оформление сделок - это не простое дело, и, чего греха таить, у нас, к сожалению, есть очереди. Не столпотворение, не ажиотаж, но очереди существуют. Надо, наверное, исходить из того, что у нас все-таки, в принципе, сложились рыночные отношения, и в любом цивилизованном государстве на рынке действуют разные субъекты. Помимо сторон той или иной сделки существуют еще всевозможные структуры, которые этим живут, то есть занимаются за плату оформлением. Рано или поздно мы к этому придем самым цивилизованным путем. Сейчас у нас действуют риелторы на рынке недвижимости. И самое простое, конечно, для работника федеральной службы, нашего Главного управления - это работать, наверное, с риелторами. Когда он приходит, он - специалист, ему ничего не нужно рассказывать, объяснять. Это экономит наше время и время участников сделки. Но, вместе с тем, мы работаем, естественно, и с физическими лицами. Понимание же принципа "одного окна" в Москве у людей, у властей, у должностных лиц разное. Если говорить о наших приемных, то у нас работает принцип "одного окна" в том смысле, что человек пришел, сдал документы в одно окно и получил их обработанными в этом же или соседнем. Ему никуда идти не надо. Но дело в том, чтобы сдать документы, он должен их собрать: сходить, если речь идет о приватизации, и принести договор передачи, а до договора кучу документов, справки о том, что у него нет ничего в собственности, справку из БТИ и т. д. Все это пока еще не организованно таким образом, чтобы это можно было сделать в каком-то электронном виде. Но здесь не все от нас зависит.

Ведущий:

Уважаемый Александр Эмануилович, б удет ли отменена обязательная регистрация договоров аренды нежилых помещений на срок больше 1 года? Этот вопрос задал Сергей Михайлович.

Буксман А.Э.:

Вопрос не совсем ко мне, поскольку этот порядок установлен Гражданским кодексом РФ. Мы лишь исполняем то, что предписано законом. Но, по крайней мере, мне не известны никакие действия правительства, либо президентской структуры, либо группы депутатов ГД, или членов Совета Федерации на тот предмет, чтобы какие-то изменения внести именно в этом аспекте. Я думаю, что никаких попыток не предпринимается на сей счет.

Ведущий:

Михаил из Москвы интересуется. Как Вы оцениваете новый Закон "О некоммерческих организациях"? Как я понимаю, у Федеральной регистрационной службы существенно возрастет объем работы в связи с принятием данного закона. Будут ли в связи с этим увеличены штат и финансирование ФРС?

Буксман А.Э.:

К этому закону я отношусь как должностное лицо, которое будет обязано его исполнять. По первоначальным прикидкам, в Москве зарегистрировано порядка 33 000 таких некоммерческих организаций. Если сопоставить объем нашей работы с общественными, религиозными организациями и отделениями политических партий, то их всего в нашем реестре чуть больше 11 000. Цифра 33 000 - неточная. С одной стороны, безусловно, это потребует каких-то дополнительных финансовых вливаний и, естественно, увеличения штатной численности. Мы для себя прикинули, что нам нужно для осуществления этой функции в полном объеме порядка десяти штатных единиц, не более. Но здесь надо иметь в виду, что у нас не будет какой-то сложности организовать эту работу, поскольку она в принципе аналогична той, которую мы проводим, осуществляя регистрацию, контроль за деятельностью общественных организаций и объединений.

Ведущий:

Баринов Александр из Москвы задал следующий вопрос. Какой орган власти осуществлял регистрацию Общественной палаты Российской Федерации? Была ли это ФРС? Будет ли осуществляться ее перерегистрация после вступления в силу Закона "О некоммерческих организациях"?

Буксман А.Э.:

Вопрос простой на самом деле. Дело в том, что Общественная палата сформирована по специальному закону и никоим образом не может проходить регистрацию по какому-нибудь еще другому закону "Об общественных объединениях" либо "О некоммерческих организациях". Она по своему статусу не является ни той ни другой. Это специальное образование, которое по смыслу закона должно обеспечивать связь народа с органами государственной власти и Российской Федерации, субъекта РФ и муниципальными органами. Это своего рода "рупор народа" на всех уровнях власти Российской Федерации. Никакой регистрации это объединение проходить не должно и не будет.

Ведущий:

Следующий вопрос задает Суриков Геннадий из Москвы. Уважаемый Александр Эмануилович, одной из основных задач Главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве является осуществление контроля и надзора в сфере нотариата. Известны ли Вам случаи привлечения к имущественной ответственности нотариусов города Москвы за совершение нотариальных действий по удостоверению сделок с недвижимостью по основаниям, предусмотренным ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-I? Ведется ли статистика привлечения к ответственности нотариусов города Москвы, где она публикуется и какой порядок ознакомления с ней?

Буксман А.Э.:

Спасибо за вопрос. В Москве действует исключительно частный нотариат. Частные практикующие нотариусы по закону обязаны страховать свою деятельность и, естественно, отвечать в случаях, когда они своими действиями либо бездействием причиняют какой-то вред тем или иным сторонам нотариального производства. Это что касается теоретической стороны вопроса. Естественно, в неполной мере все нотариусы застрахованы, но, к счастью, наверное, ни одного такого иска о взыскании с нотариуса ущерба за причинение ущерба в суде не было. Вместе с тем могу сказать, что есть статистика по привлечению нотариусов к уголовной ответственности, к сожалению, такие факты есть. И нотариусы лишаются полномочий в судебном порядке за те или иные нарушения, которые они допускают. Но, видимо, это те нарушения, которые впрямую не влекут, наверное, материального вреда субъектам обращения. А может быть, субъекты обращения по разным причинам просто не идут в суд и не пытаются взыскать ущерб, если таковой был, может, не верят, а может - не хотят. Не знаю, но факт - исков нет.

Ведущий:

Следующий вопрос от Дмитриева Дмитрия из Москвы. Александр Эмануилович, в каких случаях существуют законные основания для привлечения в качестве ответчика Главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве при признании сделки по отчуждению недвижимого имущества недействительной? Ведется ли статистика привлечения к ответственности Главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве, где публикуется и как можно с ней ознакомиться?  

Буксман А.Э.:

Спасибо за вопрос. Главное управление является участником многочисленных судебных разбирательств. Чаще всего в качестве третьего лица. Ответчиком тоже нередко, но это в случаях, когда регистраторы принимают решение либо о приостановлении регистрационного процесса, либо об отказе в государственной регистрации тех или иных прав. И в этом случае мы - ответчики, отвечаем. Статистика очень разная. Бываем и не правы, бываем правы. Статистика очень переменчива, но что касается того аспекта вопроса, который затронул Дмитрий, отвечаем ли мы имуществом и есть ли такая статистика, нет, ни одного иска к нам за текущий год о возмещении ущерба, причиненного каким-то образом в процессе регистрации, не заявлялось. Объясняю, почему. За несколько лет сложилась судебная практика в том смысле, что мы не являемся стороной в сделках по поводу приобретения, перехода прав на имущество. Да, иски такие к нам иногда подаются с тем, чтобы признать недействительной регистрацию, признать сам факт регистрации недействительным. Но это неверный подход к вопросу. В принципе все это является спором о праве, то есть спорят два субъекта. Может быть, их будет больше, но они спорят по существу о праве на тот или иной объект недвижимости. В этом случае мы привлекаемся в качестве третьего лица. И, в принципе, не входим в обсуждение вопроса о том, кто из субъектов имеет больше прав на тот или иной объект. Мы исполняем решение суда по конкретному спору. То есть это спор о праве, и мы в нем только третья сторона.

Ведущий:

Александрова Зоя Ивановна из Московской области задала интересный вопрос. Как Вы считаете, оправданной ли была отмена обязательного нотариального удостоверения ипотечных сделок? Не боитесь ли Вы, что через несколько лет суды переполнятся исками по признанию ипотечных сделок недействительными?

Буксман А.Э.:

Спасибо за вопрос, Зоя Ивановна. Но так случилось, что при принятии последней редакции закона об ипотеке в нем содержатся статьи, которые исключили обязательное нотариальное удостоверение ипотечной сделки. Хорошо это или плохо - я не знаю. С точки зрения материальной стороны, наверное, это хорошо, если грамотные субъекты сами оформляют на приличном уровне документы, не платят за эти услуги нотариусу и напрямую сдают документы для производства государственной регистрации. Но с точки зрения именно подготовки, квалификации я думаю, что правильно поступают те участники ипотечных сделок, которые все-таки к нотариусу обращаются. И чаще всего это они все-таки делают, но делают это абсолютно добровольно. Должен сказать, что документы на ипотеку, на регистрацию ипотеки поступают обычно очень качественными, в том числе и в силу участия в них нотариусов, которые оформляют эти сделки. Единичный характер носят случаи приостановления регистрации таких сделок в силу каких-то претензий к качеству документов. Хотя один отказ регистрации сделки ипотеки был в этом году. Так что я, честно говоря, не вижу опасений в том, что нас завалят исками. Пока никаких предпосылок для этого объективно не существует.

Ведущий:

Как обстоят дела с регистрацией договоров участия в долевом строительстве? Есть ли какие-нибудь проблемы в этом направлении? Какой объем таких договоров был зарегистрирован ГУ ФРС по Москве с момента вступления в силу закона? Этот вопрос задала Зиновьева Лидия Анатольевна из Москвы.

Буксман А.Э.:

Да, это очень важный вопрос. Принят закон об участии в долевом строительстве, он принципиально развел в разные стороны участников этой сделки. Предпринял все усилия к тому, чтобы максимально защитить прежде всего долевика, участника долевого строительства, вывести эти отношения из черных и серых на белый свет. Наверное, вопрос продиктован опять же тем, что существует масса споров на сей счет, протестных мероприятий, а теперь уже и уголовных дел, когда застройщики не выполняют своих обязательств, мягко говоря, перед долевиками. А еще хуже, если совершают мошеннические действия, продавая одну и ту же квартиру нескольким субъектам. Вот в этом смысле закон - это, конечно, большая победа. Но я должен сказать, что, видимо, строительный рынок не готов и, на мой взгляд, находится до сих пор в некоем оцепенении, потому что мы совершенно не ощущаем никакого, мягко говоря, бума. Вообще, с 1 марта за прошедшее время вступления этого закона в силу у нас зарегистрировано чуть больше трех десятков таких договоров. Таким образом, пока рынок не реагирует в позитивную сторону, даже обсуждаются многократно вопросы того, что строители лоббируют какие-то изменения, естественно, в свою пользу, о внесении изменений в уже действующий теперь закон.

Ведущий:

Раньше обязанность оформления (прошивка, нумерация, удостоверение) закладных по ипотечным сделкам лежала на нотариусах. После отмены обязательного удостоверения ипотечных сделок эти функции стала выполнять регистрационная служба. Однако в связи с этим пропало единство правоприменительной практики. Некоторые регистраторы отказываются прошивать листы, где передаточная надпись в виде формуляра уже внесена в текст закладной, а ряд регистраторов вообще не работали с закладными, поэтому у них возникает много вопросов и проблем. Как будет разрешаться эта ситуация? Спрашивает Игорь Анатольевич из Москвы.

Буксман А.Э.:

Если говорить о практике Москвы, а именно только о ней и вправе говорить, то у нас такой проблемы не существует, поскольку создано специализированное подразделение, специальный отдел в составе Центрального аппарата Главного управления, где регистрируются сделки с недвижимостью, и в том числе ипотека. И я знаю, что никаких проблем с прошивкой не существует. Необходимость в ней была тогда, когда все сделки ипотеки проходили через оформление у нотариуса. Сейчас просто в этом нет никакой необходимости. Вопроса не существует в принципе.

Ведущий:

Регистрация стала тормозом в развитии ипотечного жилищного кредитования. Некоторые вновь принятые нормы Закона "Об ипотеке" не работают, поскольку механизмы их реализации не прописаны. Статьей 13 ФЗ предусмотрено изменение списка предоставляемых документов, но не самого порядка регистрации. Какие меры принимает ГУ ФРС по Москве по решению данной проблемы, ведь само ее существование создает серьезные основания для злоупотреблений в системе регистрации?

Мокрецов Игорь Матвеевич, юрисконсульт, Москва.

Буксман А.Э.:

Видимо, вопрос большей частью упирается в сроки регистрации. Мы отреагировали на те усилия, которые предпринимает Президент Российской Федерации, Правительство, законодательные органы, чтобы максимально сдвинуть реализацию Программы ипотечного кредитования приобретения жилья. Вы знаете, что совсем недавно эта проблема сделалась составной частью национального проекта. Вернее, это главный вопрос. Относительно нашего участия в этой проблеме, мы, понимая, что такое ипотека, понимая, насколько рынок заинтересован в том, чтобы регистрация таких сделок происходила быстро, взяли бы для себя, как говорили в прежнее время, встречное обязательство и установили регистрацию ипотеки в одностороннем произвольном порядке в течение десяти дней. И никаких на сей счет злоупотреблений быть просто не должно, по крайней мере почвы для этого не существует.

Ведущий:

Уважаемый Александр Эмануилович, раньше сроки регистрации и размер регистрационного сбора устанавливались субъектами Федерации. В связи с внесением изменений в закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и:" внесены изменения, согласно которым госпошлина за совершение регистрационных действий взимается в соответствии с НК, а срок установлен законом, но не более 1 месяца. В связи с этим регистраторы устанавливают месячный срок регистрации. Такое положение дел открывает большие возможности для злоупотреблений, ведь формулировка "не более" позволяет ускорить процесс регистрации при наличии определенной "финансовой составляющей". Как решить эту проблему? Вопрос поступил от Потапова Леонида из Москвы.

Буксман А.Э.:

Я сразу скажу, что здесь никакого произвола быть не может. Программный продукт так сформулирован, что никакой регистратор не может сократить сроки регистрации помимо существующего в Главном управлении порядка. А порядок зафиксирован. Далее начальник отдела территориального или отдела аппарата, которые занимаются регистрацией прав, вправе сократить срок регистрации до 21 дня. Начальник Главного управления и его заместители, которые курируют вопросы регистрации, вправе сократить срок регистрации до недели. И этот процесс так заформализован, что его обойти очень сложно. Если его обходят, значит, речь идет о каких-то уже криминальных схемах, с которыми мы изнутри тоже боремся. Такие единичные факты нами недавно выявлены. То есть, что касается сроков, помимо существующего регламента легально это сделать, сократить и использовать это в качестве способа личного обогащения ни технически, ни программно невозможно.

Ведущий:

Кира Лукьянова из Московской области интересуется: существует ли статистика по регистрации ипотечных сделок? Каким образом можно ее получить? Каким образом необходимо оплачивать данную информацию?

Буксман А.Э.:

Надо полагать, что Кира работает на рынке, связанном с реализацией этих проектов. Я могу сказать, что, кроме предусмотренных в законе и подзаконных актах способов и форм, мы никакой информации выдавать не обязаны и не вправе. Я имею в виду информацию, плату за информацию. Если субъект обращается к нам, опять же уплачивая соответствующую госпошлину, чтобы получить информацию об объекте недвижимости, то мы выдаем эту информацию. Что касается сведений о лицах физических, юридических, о владении, пользовании ими какими-то объектами, то эту информацию мы тоже выдаем, прежде всего правоохранительным, налоговым органам, Счетной палате, по специальным запросам. По специальному соглашению с Департаментом жилья и жилищной политики Москвы мы им сведения передаем, поскольку обе структуры заинтересованы в том, чтобы как можно меньше проблем существовало при реализации Программы ипотеки в Москве.

Ведущий:

На сайте ГУ ФРС по Москве выложены реестры адвокатов и нотариусов. Однако даже поверхностный анализ списков говорит о том, что данные не актуализировались уже более полугода. Когда можно будет ознакомиться с обновленными реестрами? Игнатов Роман из Москвы.

Буксман А.Э.:

Спасибо за вопрос, Роман. Действительно, на сайте вывешены реестры, в том числе адвокатов и нотариусов. Если говорить о реестре нотариусов, то это более или менее стабильный документ в том смысле, что количество частнопрактикующих нотариусов в Москве установлено, и оно стабильно, с прошлого года это 665 человек. И увеличивать произвольно это количество никто не вправе. Обновление происходит только тогда, когда люди оставляют по тем или иным причинам должность нотариуса. На этом сайте также находится список тех, кто прошел последний конкурс на право занятия нотариальной деятельностью, а это как раз те люди, которые, по сути, после подачи ими соответствующих документов приказом наделяются полномочиями и начинают действовать. Что касается реестра адвокатов, то это более живой документ, часто обновляющийся. Совсем недавно мы его обновили, и он сейчас находится в абсолютно актуальном состоянии, а завтра в нем уже могут быть изменения.

Ведущий:

Вопрос от Лидии Пьяных из Москвы.

В настоящее время в действующем законодательстве об инвестиционных фондах и о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не освещен вопрос государственной регистрации прав на недвижимое имущество, передаваемое в доверительное управление управляющей компании Паевого инвестиционного фонда в период формирования такого фонда (далее - ПИФ), а лишь прописана процедура регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, входящее в состав ПИФ. Недвижимое имущество, передаваемое в доверительное управление управляющей компании ПИФа учредителями доверительного управления, не может быть объединено с имуществом других учредителей и как следствие на данное недвижимое имущество не возникает права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев до момента завершения формирования инвестиционного фонда (т.е. до даты передачи учредителями в доверительное управление управляющей компании имущества на сумму, предусмотренную правилами доверительного управления ПИФом). Также до момента завершения формирования ПИФа не может быть сформирован реестр ПИФа, необходимый для регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев. С другой стороны, ПИФ не может считаться сформированным без государственной регистрации передачи недвижимого имущества в доверительное управление управляющей компании ПИФа. Каким образом в настоящий момент ГУ Росрегистрации по Москве осуществляет регистрацию вышеописанной сделки с недвижимым имуществом?

Буксман А.Э.:

Чувствуется, что человек хорошо подготовлен и знает проблему изнутри, и мы ее тоже знаем и с ней сталкивались и сталкиваемся. Мы пришли к выводу: при отсутствии каких-то на сей счет наших ведомственных документов и четкого изложения в законе мы рекомендуем в этом случае подавать одновременно документы, и мы в течение месяца рассмотрим их в той последовательности, в которой они подаются. Таким образом, нужно одновременно подавать два пакета документов, они сходятся, и одновременно идет процесс регистрации. Вот по практике мы пришли к такому выводу. Мне кажется, это удобный выход из создавшейся ситуации.

Ведущий:

Система регистрации дачных домиков ничем не отличается от обычной регистрации прав на недвижимое имущество, однако многие граждане, в основном это касается престарелых, не имеют возможности зарегистрировать право собственности в связи с очень сложной процедурой регистрации и большим объемом необходимых документов. Планируется ли сокращать сроки регистрации такого имущества и пакет необходимых документов по аналогии с Законом об отмене налога на наследование или дарение? Интересуется Мария Александровна из Москвы.

Буксман А.Э.:

Мария Александровна на самом деле задала два вопроса. Один касается сроков регистрации прав собственности на дачные домики, а другой - упрощения процедуры о регистрации. Да, мы помним, что в очередном послании президента парламенту этот вопрос был поставлен перед правительством, перед законодательными органами именно президентом с тем, чтобы и упростить, и ускорить регистрацию прав собственности на объекты, которые находятся во владении граждан. Речь идет действительно о дачных домиках, о земельных приусадебных участках и гаражах. Уже существует проект закона о сокращенном сроке регистрации этих объектов. Этот проект получил одобрение соответствующего Комитета Государственной Думы и, наверное, будет внесен в соответствии с планом работы Государственной Думы на пленарное обсуждение. Проект предусматривает сокращения срока до 15 дней. Кроме того, обсуждались на одном из заседаний правительства, месяца два тому назад, меры по упрощению процедуры регистрации этих объектов, находящихся в собственности граждан. Понятно, что очень сложно представить документы советских времен, а тем более акт приема объекта в эксплуатацию. Их просто тогда не было, людям выделялись участки, они там строили, ничего не оформлялось, и теперь, по существующим требованиям к регистрации объектов недвижимости оформить эти строения практически невозможно. Но это тоже будет поправлено соответствующим проектом, а затем, надеюсь, законом, который легализует уже сложившуюся ситуацию вот на этом поле.

Ведущий:

Будет ли продлен срок возможностей оформления в собственность дачных участков в садовых товариществах, истекающий 1 января 2006 года? Этот вопрос ставился Президентом РФ, но о том, какое будет принято решение, ничего не известно. Такой вопрос задала Елена Юрьевна.

Буксман А.Э.:

В Москве дач как-то не особенно много. И, в принципе, я не могу опираться в этом на сложившуюся практику, но то, что я сказал о сроках и упрощении регистрации, я к этому, пожалуй, ничего добавить не смогу.

Ведущий:

Расскажите, пожалуйста, о том, какая работа ведется по минимизации очередей в территориальных отделениях Федеральной регистрационной службы по Москве. Что конкретно сделано по этому направлению? (риелторы, подающие на регистрацию сразу по нескольку дел и занимающие очереди с 4 часов утра, парализуют движение очереди как минимум до 12 часов дня). Вопрос поступил от Дениса из Москвы

Буксман А.Э.:

Спасибо за вопрос. Действительно, проблема очередей на сдачу документов на регистрацию в наши приемные существует. И, может быть, это самая первая проблема, с которой столкнулись вновь созданная структура, а именно Федеральная служба регистрации, и ее территориальные органы в начале января этого года. Надо сказать, что главной причиной такого ажиотажа стало принятие и вступление с 1 марта Жилищного кодекса, который ограничил сроки для приватизации жилья 1 января 2007 года. Мы как-то свои силы перераспределим таким образом, чтобы в приоритетном порядке обеспечить регистрацию приватизации жилого фонда москвичами. Мы создали совместную рабочую группу с Департаментом жилищного фонда и жилищной политики Москвы, и это нам позволяет оперативно перераспределять нагрузку, поскольку документы поступают на регистрацию неравномерно, то в одном округе много, в другом пусто, то наоборот. Мы оперативно перемещаем пакеты с тем, чтобы все были одинаково хорошо загружены, и с тем, чтобы не было очередей. Кроме того, мы несколько изменили работу с тем, чтобы люди зря не стояли в очереди, а затем, подойдя к окну, у них обнаружилось, что они зря стояли, поскольку у них нет какого-то базового документа. Людей спрашивают, с какими документами они приходят, то есть идет первоначальный мониторинг. Кроме того, мы рекомендовали записывать людей заблаговременно. Причем не просто записывать с той возможностью, что человек получил номерок, а потом продаст его и придет кто-то другой. Это исключено категорически, потому что записываются фамилия, имя, отчество, номер паспорта, место жительства. И только этот человек с документами может прийти в обозначенное время. Но вместе с тем исключить полностью, я признаю, проблему очередей нам не удалось, и объективно, наверное, в ближайшее время, пока процесс приватизации жилья в Москве не достигнет какого-то максимального уровня, нам вряд ли удастся.

Ведущий:

Следующий вопрос задает Денис Чарухин. Расскажите, пожалуйста, о том, какая работа ведется по повышению качества информирования населения по вопросам регистрации сделок. Считаю настоящее положение дел по информированию населения неудовлетворительным (информация на стендах неполная, она не совпадает с требованиями по приему документов в "окне" - все это приводит к неоднократному посещению отделения службы, трате нервов и времени).

Буксман А.Э.:

Спасибо за вопрос. Мы также считаем, что информирование не вполне отвечает предъявляемым требованиям, а точнее, взглядам человека, не являющегося юристом (много там специальных требований, которые, наверное, обывателю непонятны). Буквально недавно мы объехали все приемные, выработали единые рекомендации по оформлению стендов для того, чтобы эта информация имела, во-первых, полный, а, во-вторых, доходчивый характер. К сожалению, не могу пообещать, что наши сотрудники будут выполнять в полной мере какие-то консультационные функции. Сотрудники должны заниматься обеспечением процесса регистрации, а консультировать должна другая категория юристов - адвокаты, риелторы и т. д.

Ведущий:

Александр Эмануилович, следующий вопрос задает Татьяна Бактимирова. Не кажется ли Вам, что пора уже закончить эксперименты с простой письменной формой сделок отчуждения недвижимости и вернуть их удостоверение в нотариат? Суды и ОВД завалены делами, связанными с ППФ. Граждане совершают сделки, (в большинстве своем) не понимая ни сути, ни правовой природы сделки, а иногда и не осознавая значения своих действий, в основном полагаясь на риелторов, которые не всегда юридически подкованы, а иногда и сознательно вводят в заблуждение клиентов. Каково Ваше мнение по этому вопросу? И каковы перспективы законодательства в этом направлении?

Буксман А.Э.:

За перспективы законодательства ничего не могу сказать, этим занимается Госдума. Если суды завалены спорами, в основе которых лежит несоблюдение формы простой письменной сделки или сам факт того, что сделка совершена именно в простой письменной форме и не отражает волеизъявления в достаточно подробном виде сторон на сей счет, то Верховный Суд РФ обладает законодательной инициативой и вправе разрешать данную ситуацию. Но я точно знаю, что на сей счет инициативы Верховный Суд РФ не проявлял. Если вести речь о моем отношении к этому, то, конечно, даже обывателю понятно, что лучше, когда той или иной проблемой занимается специалист. Какое-то время назад пришли к выводу о том, что в том числе и потому, что нотариусы много зарабатывают, необходимо прекратить заниматься перекачиванием денег от народа в карманы частнопрактикующих нотариусов и отнести основной объем сделок к категории совершаемых в простой письменной форме. Мы говорили об этом, когда стоял вопрос о регистрации сделок, связанных с ипотекой. Но как на этот счет размышляли, неважно, суть в том, что, наверное, проблема существует. И если сделку оформляет юрист, а если этот юрист еще и нотариус, который отвечает своим имуществом, страхуется от причинения ущерба, надежность сделки возрастает многократно. Нотариус в случае возникновения спора идет в суд либо с ответчиком, либо в качестве третьего лица в зависимости от того, какая сделка и какова степень его участия ней. Поэтому лично я считаю, что лучше все-таки сделку оформить у нотариуса. Это и квалификация, это и время, это и страховка от действий непорядочных участников сделки.

Ведущий:

Следующий вопрос задает Михайлова Людмила из Москвы. Ходят упорные слухи о возрождении государственного нотариата. Что Вы можете сказать по этому вопросу? Все только слухи или они имеют под собой какую-либо почву?

Буксман А.Э.:

Про слухи не знаю. Могу сказать, что в Москве нет государственного нотариата и не планируется его воссоздавать ни в какой форме. Более того, в Московской городской думе мы обсуждаем закон субъекта Федерации, который мог бы восполнить те пробелы, оставленные в основах законодательства о нотариате. Мы поднимаем там ряд проблем, хотим, чтобы они были зафиксированы. Но вместе с тем проблема действительно существует в ряде субъектов Федерации, их немало. Государственный нотариат до сих пор действует. И основы никаким образом не содержат даже намеков на то, что он был упразднен. Другое дело, что эта проблема связана с финансированием, потому что Минюсту России, а теперь Федеральной регистрационной службе, средств на содержание государственного нотариата не выделяется. И не выделяется уже в течение ряда лет. Несколько лет подряд в тех субъектах Федерации, где действуют государственные нотариусы, они содержатся субъектом Федерации. В частности, в Московской области такая ситуация. По правде говоря, о последних мнениях на этот счет я не осведомлен, поскольку нет у меня этой проблемы, но знаю, что она существует в таком виде.

Ведущий:

Александр Эмануилович, последний вопрос пришел из Новороссийска.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, на каком основании ГУФРС по г. Новороссийску при регистрации сделки купли-продажи требует согласие органа опеки и попечительства, если несовершеннолетний не является собственником или сособственником жилого помещения. Ведь законом это не предусмотрено. Более того, сотрудники сами не могут это обосновать, ссылаясь на то, что они так страхуются.

Буксман А.Э.:

Да, здесь есть, конечно, некоторая нестыковка между законом о государственной регистрацией сделок с недвижимостью Гражданским кодексом и Семейным кодексом, есть разное толкование этих норм в смысле обеспечения прав несовершеннолетних членов семьи. И порой государственные регистраторы действительно страхуются на тот счет, чтобы максимально обеспечить права несовершеннолетним членам семьи. Я, честно говоря, в Москве этой проблемы не наблюдаю в каком-то таком ярко выраженном виде. Практика сложилась, органы опеки и попечительства оперативно решают эти вопросы. Но главное же все-таки здесь состоит в том, чтобы обеспечить права ребенка. Ни мне вам рассказывать, что и сейчас еще бывают случаи, когда родители, либо один из родителей, продавал квартиру, а там не была оформлена приватизация, не были учтены интересы несовершеннолетнего, и ребенок оставался на улице без всяких прав. Поэтому законодатель предусмотрел получение согласия органа опеки и попечительства как гаранта со стороны местного органа власти в обеспечении прав несовершеннолетнего ребенка.

Ведущий:

Александр Эмануилович, спасибо за участие в интернет-интервью. Ваши ответы были очень интересные.

Буксман А.Э.:

Спасибо, до свидания.

Читать ГАРАНТ.РУ в и