Новости и аналитика Интервью Законодательное регулирование архивного дела в Российской Федерации

Законодательное регулирование архивного дела в Российской Федерации

26 ноября 2004 года в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялось интернет-интервью с Заместителем руководителя Федерального архивного агентства Андреем Николаевичем Артизовым.

Тема интервью: "Законодательное регулирование архивного дела в Российской Федерации".

Интервью организовано и проведено компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).

Ведущий:

Доброе утро, уважаемые дамы и господа, здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-интервью с Заместителем руководителя Федерального архивного агентства Андреем Николаевичем Артизовым.

22.10.2004 года принят Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации".

Разработка проекта данного федерального закона была предусмотрена Планом действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2002 году основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.), а также Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.
Принятый закон последовательно укладывается в общий процесс обновления правового фундамента российского общества на базе закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов.

Уважаемый Андрей Николаевич , позвольте Вас поприветствовать в компании "Гарант".

Сегодня мы планируем обсудить проблемы, связанные с осуществлением контроля за исполнением архивного законодательства, первоочередные задачи Росархива в связи с принятием данного закона, основные новации в сфере регулирования архивного дела, содержащиеся в принятом законе, и другие актуальные вопросы, затронутые принятым законом. Стенограмма интервью будет размещена на интернет-сайте компании "Гарант" www.garant.ru

Андрей Николаевич! В чем важнейшие отличия принятого Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" от законодательных актов, ранее регулировавших правоотношения в сфере архивной деятельности?

Артизов А.Н.:

Законодательными актами, ранее регулировавшими правоотношения в сфере архивного дела в новой России, являлись Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах от 7 июля 1993 г. N 5341-I, которые были приняты еще Верховным Советом России. В 1994 году Указом Президента было утверждено Положение об Архивном фонде Российской Федерации. Вот два основополагающих документа. В советское время законов, посвященных архивному делу, не было. Не было их и в дореволюционной России. Так что первым законодательным актом в этой сфере стали Основы законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, которые с принятием Федерального закона от 22.10.2004 года N125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" утратили силу.

Первой особенностью нового Федерального закона является форма документа. Ранее были Основы законодательства, теперь - Федеральный закон. Исходя из этого, в законе более детально проработаны вопросы организации архивной работы по всем направлениям. В Основах законодательства работе с архивными документами посвящен всего один раздел - "Хранение, комплектование, учет и использование архивных документов". Он включал пять статей. В законе этому посвящено три самостоятельных раздела: "Хранение и учет архивных документов", "Комплектование архивов архивными документами", "Доступ к архивным документам и их использование". Таким образом, с точки зрения объема содержащейся информации новый закон более чем в два раза расширяет содержание, определения, термины и характеристики тех или иных вопросов работы с архивными документами по сравнению с Основами законодательства.

Вторая отличительная особенность - это сфера применения нового закона. Ранее действовали Основы законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, название нового Федерального закона - "Об архивном деле в Российской Федерации ". Изменение названия не является простой заменой слов. В нашей стране специальных научных исследований о количестве образующихся в стране документов давно не проводилось. Существуют маркетинговые исследования Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела. В процессе деятельности всех юридических лиц разных форм собственности в год образуется примерно 400 млрд. листов документов. Из этих 400 млрд. листов документов порядка 3% поступает на хранение в архивы. Документы, поступающие на вечное хранение в архивы, это документы Архивного фонда Российской Федерации . Документы, имеющие определенную значимость для самого собственника этих документов, являются архивными документами и имеют срок хранения - 3 года, 5 лет, 10 лет, 75 лет. Бухгалтерский отчет хранится 5 лет, налоговая документация - 10 лет. Есть еще большая масса документов, так называемые "однодневки", - у них нет никакого срока хранения. Основы законодательства регулировали вопросы хранения, комплектования, учета использования документов Архивного фонда, то есть речь идет о тех 3% документов, которые подлежат постоянному хранению. И фактически за пределами его действия оставались вопросы сохранности других архивных документов, которые имеют другие сроки хранения, но не являются документами Архивного фонда Российской Федерации . Новый закон затрагивает вопросы сохранности, учета, использования и документов Архивного фонда, и других архивных документов. Например, документы, которые отражают отношение работника и работодателя - трудовые книжки, кадровые дела. Справки для личного состава выдаются именно по ним. Для них и некоторых других документов в новом законе установлены сроки хранения.

Ведущий:

Эти несоответствия и повлекли принятие данного закона?

Артизов А.Н.:

Безусловно. Есть еще одна отличительная особенность нового закона. Основы законодательства появились до принятия новой Конституции России. Они были приняты в июле 1993 года. Далее последовали события осени 1993 года, принятие новой Конституции. Вслед за новой Конституцией был принят новый Гражданский Кодекс. Поменялась вся схема гражданского законодательства. В 1995 году в рамках реализации новой Конституции России появился федеральный закон N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно Конституции муниципальная власть не входит в систему органов государственной власти. Эти вопросы оказались "за бортом" Основ законодательства по вполне понятным причинам. Это моменты, связанные с вопросами собственности, системой государственного устройства. Их необходимо было отразить в новом законе. Архивное дело - это сфера совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Муниципальные образования тоже имеют свои архивы, и необходимо было урегулировать вопросы хранения ими документов. В Основах законодательства этот вопрос не был урегулирован. Архивные документы - это специфический вид имущества. Объект собственности, если быть точнее, который может покупаться и продаваться. Архивные документы чем старше, тем дороже. И в этом смысле у такого объекта собственности, как архивные документы, обязательно должны быть собственники. Если это документ Российской Федерации то это федеральная собственность, документ субъекта Российской Федерации - собственность субъекта Российской Федерации. Если это документ муниципального архива, то это собственность муниципального образования. Если документ находится в частной собственности, а это специфический вид собственности, то должны быть соответствующие ограничения гражданского оборота на те или иные архивные документы. Все эти позиции в федеральном законе "Об архивном деле в Российской Федерации" отражены и прописаны.

Ведущий:

Андрей Николаевич, скажите, пожалуйста, почему тогда так долго принимался закон? Если Основы были приняты в 1993 году, то почему закон "Об архивном деле в Российской Федерации" был принят только сейчас?

Артизов А.Н.:

Если говорить о непосредственно нынешнем законодательном процессе, то внесение законопроекта в Госдуму в прошлом году и принятие его немногим спустя 10 месяцев - это довольно быстрый срок. В Госдуме сегодня находится масса законопроектов, которые по три-пять лет прорабатываются, возвращаются на доработку, потом вновь вносятся в Парламент субъектами законодательной инициативы. Это небольшой срок. Что касается одиннадцатилетнего разрыва между прежними Основами законодательства 1993 года и новым законом N125-ФЗ 2004 года, то это, конечно, объективные вещи. Не имело смысла в 1993 году принимать закон, чтобы через три года его переписывать. Надо было, во-первых, посмотреть, как закон должен поработать. Любой нормальный закон должен поработать какое-то количество лет, чтобы увидеть его достоинства и недостатки. Если мы приняли закон и сразу же начинаем вносить в него поправки или переписывать, значит это плохой закон. Нужно также было какое-то количество лет, чтобы состоялась реформа государственного устройства. С точки зрения реформы государственного устройства в нашей стране только в прошлом году были приняты два таких основополагающих документа, нормы которых нашли отражение в Федеральном законе "Об архивном деле в Российской Федерации", - это федеральный закон N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", переписавший закон от 1995 года, федеральный закон N 95 от 04.07.2003 г. "О внесении изменений, дополнений в закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". То есть это два основополагающих закона, подготовленные комиссией по разграничению предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами при Президенте России, возглавляемой Козаком Д.Н., чтобы провести реформу государственного устройства. Архивы отражают систему государственной власти и государственного устройства в стране, и мы должны были тоже это учесть. И, наконец, нужна была практика работы, которая бы показала, что существуют проблемы по определенным вопросам архивной работы.

Ведущий:

Андрей Николаевич, могли бы Вы охарактеризовать основные направления государственной политики в области архивного дела? Нашли ли они свое отражение в новом законе?

Артизов А.Н.:

Архивы во всем цивилизованном мире - это государственное дело. В любой стране есть национальная архивная служба. Во всем мире архивы призваны осуществлять, в сущности, одни и те же главные функции. Первая функция - сохранить документы, то есть сохранить национальную историю, национальную память. Вторая функция - обновлять эту память, то есть свежие документы о текущих событиях должны своевременно поступать в архивы. Эти три или два процента от общего объема документов должны быть репрезентативны, отражать все основные события, которые происходят в стране, чтобы потом можно было судить о главных событиях, которые происходят сейчас. Третья функция - документы должны быть объединены в справочно-поисковые системы, чтобы можно было быстро найти интересующую информацию. Наконец, четвертая функция, самая близкая всем гражданам нашей страны, - это иметь доступ к ним и использовать их при необходимости. С этой точки зрения российские архивы ничем не отличаются от зарубежных, и главное направление государственной политики заключается в создании условий для того, чтобы можно было хранить эти документы в нормальных условиях в соответствии с установленными требованиями. Кроме бумажных у нас уже есть и другие носители - кино- и фотопленки. В этом году мы начали впервые принимать материалы последней всероссийской переписи населения, состоявшейся два года назад, на электронных носителях, и будем хранить эти материалы на компакт-дисках. Это совершенно новый для нас носитель, который будет иметь все большее распространение в мире, и у нас в том числе. Для этого нужна соответствующая материально-техническая база. Для оперативного поиска документа необходима компьютерная система поиска информации, что также требует соответствующего материально-технического обеспечения и обучения кадров, работы персонала, программного обеспечения. Ну, и, конечно, не надо забывать, что реализует государственную политику наше государство через нормативные акты. Принятие федерального закона - это важнейшая часть государственной политики в сфере архивного дела.

Ведущий:

После принятия закона решение каких первоочередных задач становится необходимым в настоящее время для развития архивного дела в Российской Федерации?

Артизов А.Н.:

Ближайшая задача для нас - это приведение нормативно-правовой базы, имеющейся сегодня в архивном деле, в соответствие с федеральным законом "Об архивном деле в Российской Федерации". Субъекты Российской Федерации имеют собственные законы. Законы Татарстана, Башкирии, Удмуртии, Новосибирской области, Московской области, г. Москвы и другие должны быть приведены в строгое соответствие с нормами принятого закона. Это работа требует внимания, профессионализма и содружества архивистов и юристов. Вторая задача тоже связана с совершенствованием нормативно-правовой базы. Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" требует, чтобы все публичные архивы нашей страны - государственные архивы, федеральные, архивы субъектов Российской Федерации и муниципальные архивы - жили по единым правилам работы. Это советское наследие, от которого мы не собираемся отказываться. Потому что это наследие абсолютно необходимо нам с точки зрения, во-первых, глобализации. Единые правила учета, единые стандарты поиска обеспечивают легкую стыковку информационных систем и, соответственно, дешевле обходится поиск информации. Единые стандарты доступа - это прямое требование Конституции Российской Федерации. В какой бы публичный архив нашей страны ни пришел наш гражданин, он вправе требовать единого порядка доступа к документам. Не может быть, чтобы в одном архиве тебя к таким документам пускали, а в другом - нет. Единые правила работы государственных и муниципальных архивов - это подзаконный акт, который должен быть выпущен Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации но с участием, конечно, Федерального архивного агентства. Правила должны быть подготовлены в ближайшие один-два года, утверждены министром, зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации и стать нормативным актом, по которому уже непосредственно будут жить государственные и муниципальные архивы нашей страны.

Ведущий:

Потребует ли принятый закон дополнительных расходов бюджетов различных уровней, включая федеральный бюджет?

Артизов А.Н.:

В течение 2005 года, наверное, нет. Одна из новаций федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" связана с разграничением собственности на архивные документы среди самого государства. Новый федеральный закон "Об архивном деле" четко определяет, какие документы являются федеральной собственностью , а какие - собственностью субъектов Российской Федерации. Раньше в рамках этого разграничения территориальные органы федеральных органов государственной власти, например органы казначейства, налоговые органы, прокуратура, суд и так далее, сдавали федеральные документы на хранение по территориальному принципу в тот или иной район, область, республику, не платя за это деньги. Теперь они вправе сдавать такие документы только после заключения соответствующего договора. Договор может быть платным и бесплатным. Так что если встает вопрос о сохранности или об обеспечении сохранности документов прокуратуры, суда, расположенных на территории, например, Кировской или Пензенской области, нужно будет предусматривать в расходах бюджетов территориальных органов государственной власти соответствующие расходы. В перспективе, вполне вероятно, будет происходить определенное увеличение расходов именно федерального бюджета на содержание таких архивных документов.

Ведущий:

Каким образом в новом законе сформулированы принципы взаимодействия и сотрудничества государственных органов с органами местного самоуправления в области архивного дела?

Артизов А.Н.:

В сравнении с Федеральным законом от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" здесь никаких дополнительных принципов не сформулировано. Принцип один: если вы передаете государственные полномочия органов государственной власти органам местного самоуправления в архивном деле, то вы обязаны передать вместе с этими государственными полномочиями финансовые и материальные ресурсы, которые необходимы для выполнения этих полномочий.

Ведущий:

Решение большинства вопросов функционирования и развития архивов возлагается на сами архивы. Возможно ли будет в дальнейшем государству эффективно руководить их деятельностью?

Артизов А.Н.:

Конечно. В нашей стране фактически весь основной объем архивных документов предшествующей истории хранится в государственных и муниципальных архивах. Это та часть историко-культурного наследия, которая не подлежит приватизации, не может быть объектом купли-продажи и иных сделок, могущих привести к отчуждению этих документов из государственной и муниципальной собственности. Из приватизационного процесса все эти документы изъяты. Нынешний закон "Об архивном деле в Российской Федерации" подтвердил норму, зафиксированную еще в прежних законодательных актах об архивном деле 1993-1994 годов, распространив ее, в том числе, и на муниципальные архивы. Государство не вправе снимать с себя обязанности по их содержанию. : Что касается частных архивов, то их появляется все больше и больше. Это дело каждого частного собственника. Как он обеспечивает условия хранения своих документов? Требования закона одно: частный собственник обязан обеспечить сохранность этих документов в сроки, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если он их не обеспечивает, то может быть за это наказан. Но выполнять требования закона он должен самостоятельно. В этом смысле наш закон вполне либерален. Это тоже его отличительная черта, которая соответствует подходам, связанным с организацией архивного дела во многих западноевропейских государствах.

Ведущий:

Какие услуги собственники или владельцы архивных документов обязаны будут оказывать бесплатно пользователям архивных документов в соответствии с новым Федеральным законом "Об архивном деле в Российской Федерации"?

Артизов А.Н.:

Часть 3 ст. 26 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" гласит: "Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при наличии у них соответствующих архивных документов обязаны бесплатно предоставлять пользователю архивными документами оформленные в установленном порядке архивные справки или копии архивных документов, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации". Это все, что связано с пенсионным обеспечением, льготами и компенсациями жертвам репрессий, узникам нацистских лагерей и т.п. Когда эти люди ищут защиты своих прав, такие справки им выдаются бесплатно. Традиционно у нас есть Правила работы пользователей в читальных залах государственных архивов Российской Федерации, ознакомления с архивными документами. Эти услуги также являются бесплатными, и никто не собирается подвергать их сомнению и упразднять.

Ведущий:

Андрей Николаевич, устранены ли новым законом нестыковки, существовавшие ранее в архивном законодательства, по вопросам регулирования порядка использования документов Архивного фонда Российской Федерации и вопросов международного сотрудничества?

Артизов А.Н.:

Я не знаю, кто задал этот вопрос, но он содержит много всяких подводных камней. Поэтому я в общей форме отвечу. Чем обусловлено беспокойство человека, задавшего этот вопрос? Понимаете, для нас необходимо было сделать так, чтобы наш закон четко соответствовал другим международным договорным обязательствам России и нашим федеральным законам, в частности это все, что касается вывоза и ввоза архивных документов за пределы государства. Новый закон приведен в строгое соответствие с Законом Российской Федерации от 15.04.1993 N 4804- I "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Все, что касается вопросов перемещенных культурных ценностей, в том числе перемещенных архивов, здесь также новый закон приведен в строгое соответствие с Федеральным законом от 15.04.1998 N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации", потому что ранее так называемые трофейные ценности, которых у нас немало в архивах, просто выпадали из правового регулирования в прежнем архивном законодательстве. Здесь эти моменты приведены в строгое соответствие с действующим законом.

Ведущий:

Отразится ли принятие нового закона на качестве комплектования и использования Архивного фонда РФ, а также на уровне его защищенности?

Артизов А.Н.:

Нам бы хотелось надеяться, что отразится положительно. Но мы предполагаем, а жизнь располагает. Вы знаете, в 1993 году в Германии на семинаре, связанном с архивным законодательством, речь шла о перемещенных архивах. Выступали немцы и говорили, что у них тоже есть законодательство, которое защищает национальные интересы и запрещает вывозить архивы, имеющие национальное достояние без соответствующей процедуры в другие государства. Тогда я задал вопрос о том, как контролировать вывоз и ввоз культурных ценностей, когда в Европе границ фактически не существует. На это немец мне ответил, что они рассчитывают на правовое сознание населения. Я эту историю привожу к следующему. Закон принят, в нем очень много четких, ясных норм. Конечно, могут быть какие-то неясности, что выявиться в процессе его работы, могут быть какие-то недостатки, которые надо будет в дальнейшем устранять. Но закон принят. А дальше возникают вопросы его работы. А эти вопросы работы связаны с очень многими факторами: правовым сознанием нашего населения, наших руководителей юридических лиц, с тем, как они выполняют законы, то есть эти вопросы связаны со всеми нами. Закон - это акт, акт юридический, но есть еще реальная жизнь. Мы не сомневаемся, что сами архивисты будут делать все необходимое для того, чтобы архивы работали лучше, чтобы обеспечить и более качественное комплектование, и более качественное хранение, учет, использование архивных документов. Нормы закона позволяют улучшить работу архивов по всем направлениям их деятельности.

Ведущий:

Вопрос по поводу неопределенности в законе, который задает один наш пользователь: Определение особо ценных и уникальных документов в законе очень неопределенно. Не считаете ли Вы, что особо ценным или уникальным документом теперь может быть признан практически любой архивный документ?

Артизов А.Н.:

Нет. Я так не считаю. Вы знаете, конечно, вообще, любая дефиниция, любое определение, это предмет особого рода искусства. И пределов его совершенства для улучшения качественного содержания нет. Принципиально одно: порядок отнесения к уникальным и особо ценным документам в законе обозначен. Там сказано, что подобные функции выполняют экспертные и экспертно-проверочные комиссии. Понимаете, сам вопрос, что является уникальным, а что нет, должен рассматриваться в исторической плоскости. В исторической ретроспективе эти критерии часто меняются. 20-30 лет назад в рамках советских архивов мы считали особо ценными документами все документы исполкомов Советов народных депутатов. И мы тратили большие деньги на то, чтобы микрофильмировать эти комплексы документов. Вплоть до документов городского Совета исполкома народных депутатов. Считали их особо ценными документами. И абсолютно не обращали никакого внимания на документы, например, дворянских собраний или документы частных юридических лиц Российской империи, каких-то крупных корпораций, банков. Их даже уничтожали, считая, что это все ненужное, хлам Уничтожали, конечно, не в 60-70-е годы, а в 20-30-е, в период "макулатурных" кампаний. Эти документы очень сильно пострадали. Они считались фондами третьей категории. В советском архивоведении были особо ценные документы, потом документы первой категории важности, второй категории и третьей, самые неважные. А что сейчас? Сейчас все наоборот. То есть категории поменялись, отношение поменялось. Поэтому решить, что уникально, а что особо ценно, это очень сложно. Например, при отнесении документов к особо ценным и уникальным в каждом случае должна быть профессиональная экспертиза, экспертная комиссия с участием компетентных профессионалов. Комиссия должна определять: это важно или это не важно, это уникально или это особо ценно. И иной процедуры не придумать. Эта процедура в законе прописана. Мы считаем, что для того, чтобы относить документы к уникальным и особо ценным, этой процедуры вполне достаточно. Во всяком случае, практика подтверждает, что кроме экспертизы ценности документов, иного варианта решения вопроса нет.

Ведущий:

Почему в Федеральном законе "Об архивном деле в Российской Федерации" в ст. 6 определено, какие органы осуществляют эк спертизу ценности документов , а критерии, по которым экспертиза будет проводиться, не указаны. Ведь именно в этих критериях должна выражаться государственная политика?

Артизов А.Н.:

Мне кажется, что я уже ответил на этот вопрос. Критерий - это вещь текущая, это дело науки определять его, а не юриспруденции, мне так кажется. У нас были критерии объективности и партийности в исторической науке. Сейчас критерия партийности нет, а объективности остался.

Мы прописали порядок работы комиссии, который заключается в том, что она работает с участием профессионалов. Состав этой комиссии должен быть высокопрофессиональный. Чем более профессиональный состав комиссии, тем более квалифицированным может быть решение.

Ведущий:

В статье 3 закона дается следующее определение: "Архивный фонд Российской Федерации - исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению". Не считаете ли Вы, что в эту формулировку следовало бы после слов "подлежащих постоянному хранению" добавить "и доступных для использования юридическими и физическими лицами", поскольку без этого дополнения основной функцией архивов делается хранение документов, а ограничения на их использование путем выпуска внутриведомственных инструкций - не противоречащими их функции?

Артизов А.Н.:

А у меня встречный вопрос к человеку, который задавал этот вопрос. А как быть с секретными документами? Ведь у нас их в прежние годы вообще очень много было, сейчас, конечно, значительно меньше, но они есть. Они - не часть Архивного фонда Российской Федерации? Конечно, эти документы - часть Архивного фонда Российской Федерации но они недоступны, у них особый режим доступа. Очень узкий круг людей, кто прошел соответствующую процедуру и имеет оформленный документ, имеет право знакомиться с секретными, совершенно секретными документами или документами особой важности. А ведь без этих документов невозможно, после того как они пройдут в установленные сроки процедуру рассекречивания, понять ни историю внешней политики, ни развитие государственной политики и в Советском Союзе, и в нынешней Российской Федерации. Поэтому критерии доступности в данной ситуации - не самое главное. Главное, чтобы документы эти были обеспечены сохранностью. Даже если через 20, 30 лет они станут доступны гражданам, то обязательно должны сохраниться и быть частью Архивного фонда Российской Федерации.

Ведущий:

А может быть, имеет смысл добавить еще оговорку "кроме установленных законодательством Российской Федерации документов", что позволит правильнее сформулировать определение?.

Артизов А.Н.:

Ну, может быть. Мы будем думать над этим после того, как закон поработает минимум год, два. В полном объеме новый закон в части, касающейся муниципальных архивов, вступает в силу с 1 января 2006 года. Кроме того, для муниципальных образований есть нормы, связанные с переходным периодом. Обеспокоенность пользователя понятна - это вечный конфликт между пользователем и архивистом. Но я образно говорю "конфликт", потому что гораздо чаще это содружество, чем конфликт. Все хотят знать много, а мы должны строго руководствоваться законодательством. Между прочим, больше спекуляций по поводу того, что у нас архивы закрыты. Примерно 97% всего того, что сегодня хранится в государственных, муниципальных архивах, - это открытые документы. Колоссальный прорыв был сделан в части открытости архивных документов после 1991 года. Это первое. Второе - не надо испытывать иллюзий и думать, что везде все открыто на Западе. Я приведу только два примера . Мы хранили в свое время в закрытом режиме документы Французской Республики, созданные до Второй мировой войны. Эти документы нацисты вывезли, когда оккупировали Францию. Потом, когда советские войска вошли в Германию, они оказались перемещены в Москву. После 1991 года мы открыли эти документы и наши пользователи стали иметь доступ к ним. Это документы французского Министерства внутренних дел, французской разведки, полиции, многих правительственных учреждений. Потом по межправительственному соглашению мы вернули эти документы Франции, потому что, естественно, это французская собственность. Советский Союз с Францией не воевал, и по закону они могут быть возвращены стране, с которой мы не воевали. Под понятие "трофейная ценность" они не попадают. Но как только эти документы привезли во Францию, их сразу закрыли. И до сих пор они закрыты. Год назад, если не ошибаюсь, администрация Президента Буша приняла решение, по которому резко ужесточен порядок доступа и рассекречивания к документам предшествующих администраций в связи с событиями в Ираке. И это нормальный процесс. Должны быть ясные и понятные правовые процедуры этого процесса, вот и все.

Ведущий:

В соответствии с п.2 ст. 25 закона " Ограничивается доступ к архивным документам независимо от их форм собственности, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, а также к подлинникам особо ценных документов , в том числе уникальных документов , и документам Архивного фонда Российской Федерации , признанным в порядке, установленном специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии:". Практика показывает, что под формулировкой "находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии" отдельные архивы просто необоснованно закрывают для пользователей целые фонды. Каким образом можно будет избежать подобных решений?

Артизов А.Н.:

Очень хороший вопрос. Спасибо. Если кто-то из пользователей в наших российских архивах сталкивается с подобной практикой, когда под видом того, что целый фонд находится в неудовлетворительном физическом состоянии, но его не выдают, то обязательно информируйте наше Федеральное архивное агентство. Это недопустимо. Мы будем жесточайшим образом подобные факты пресекать. А что касается уже правовой процедуры, то пока такой порядок не разработан. Вот в новых Правилах работы государственных и муниципальных архивов мы постараемся максимально четко прописать, что такое "неудовлетворительное физическое состояние". Это делается только ради того, чтобы сохранить подлинники. И на эти подлинники, как минимум, необходимо создать страховой фонд и фонд пользования, чтобы, пока к подлиннику не допускают пользователя, он мог бы работать с микрофильмом этого документа, то есть с его копией, и читать этот документ. Еще хотелось бы обратить внимание на то, что любой пользователь архивами вправе подать в суд, если его законное требование не выполнено и ему отказывают в доступе к открытым документам.

Ведущий:

Андрей Николаевич! В последние годы в связи с ростом гражданского самосознания россиян резко увеличился интерес рядовых граждан к поиску генеалогической информации в государственных архивах различного уровня. Что делает или планирует сделать Росархив для улучшения информирования граждан России о возможностях и порядке получения подобной информации? По своему опыту знаю, что найти подробную информацию по оформлению допуска в читальный зал Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) и по поиску генеалогических сведений в фондах ГА РФ не представляется возможным, особенно не жителю Москвы (на письменные и электронные запросы сотрудники архива просто не отвечают, сайт ГА РФ содержит крайне мало справочной информации для гражданина, желающего реализовать свое конституционное право на информацию).

Артизов А.Н.:

Да, такая проблема существует. Проблема упирается в материально-техническую базу наших архивов. Понимаете, архивы содержат огромный информационный массив материалов. Чтобы были созданы информационно-поисковые средства, нужны деньги. В последние годы мы усиленно развиваем это направление. Стараемся сделать так, чтобы практически все наши архивы, во-первых, имели официально опубликованные путеводители. Во-вторых, чтобы максимальное количество архивов имели сайты в Интернете. Если сравнивать с тем, что было пять-семь лет назад, прогресс очевиден. Но этого прогресса недостаточно. И, конечно, пользователи высказывают обоснованные претензии на этот счет. Я могу сказать, что для того, чтобы как-то улучшить эту ситуацию, мы прорабатываем проект создания справочной федеральных архивов, которая могла бы работать в онлайновом режиме, располагала бы информационными средствами, связанными с поиском необходимой информации по запросам пользователей. Но, еще раз подчеркиваю, нужны деньги. Соответствующая заявка, поддержанная Министерством культуры и массовых коммуникаций, была направлена нами одному из государственных заказчиков программы "Электронная Россия". Но все это требует миллионные средства. Пока же могу порекомендовать обращаться в Российское общество историков-архивистов: 117393, Москва, ул. Профсоюзная, дом 82, телефон 334-82-97. При этом обществе есть специальная генеалогическая ассоциация, которая оказывает содействие в поиске генеалогической информации пользователям самых разных стран. Эта услуга не бесплатная. В новом законе сказано, что справки, необходимые для решения вопросов, связанных с пенсионным обеспечением, социальной защитой, выдаются бесплатно. Что касается поиска иной информации, то за это придется заплатить.

В следующем году мы заканчиваем крупный проект, связанный с оцифровкой описей. Опись - это справочник к документам Государственного архива Российской Федерации, который хранит все основные фонды по истории Советского Союза и Российской Федерации. Этот огромный массив записей уже сейчас выставлен, но только в читальном зале. Мы думаем и о том, как эту базу данных выставить в онлайновом режиме. Это наша перспектива.

Ведущий:

Какой объем данных и за какой срок содержится в Архивном фонде РФ?

Артизов А.Н.:

Основной учетной единицей Архивного фонда Российской Федерации является дело или единица хранения. Дело - это папка, в которой может быть от пяти до 300 и более листов. Они могут быть разными по объему. По данным последней паспортизации государственных и муниципальных государственных архивов, в них содержится 213 млн. дел. Помимо этого еще более 100 млн. дел содержится в ведомственных архивах, то есть в архивах министерств, ведомств и организаций, которые потом могут сдавать эти документы. Объем документов постоянно растет и требует, соответственно, больших расходов.

Ведущий:

И последний вопрос. Андрей Николаевич, какая ответственность установлена за нарушение законодательства об архивном деле?

Артизов А.Н.:

Вопросы ответственности за несоблюдение архивного законодательства не входят в компетенцию ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации". Компетенцией закона является хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. Вопросы ответственности - это компетенция уголовного, гражданского и административного законодательства. Поэтому в федеральном законе об архивном деле есть только ссылка на то, что ответственность за несоблюдение законодательства об архивах устанавливается уголовным, гражданским, административным и иным законодательством Российской Федерации. В уголовном законодательстве есть соответствующая статья, которой установлена ответственность за контрабанду и порчу документов.

В новой редакции Кодекса Россйиской Федерации об административных правонарушениях есть специальная статья 13.20, которой установлена ответственность. К сожалению, ответственность небольшая, и нам бы хотелось, чтобы она была больше. Это совершенно новая статья. Она устанавливает, что граждане, виновные в несоблюдении законодательства, правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, могут быть привлечены к ответственности в виде штрафа на сумму от 1 до 3 МРОТ, должностные лица - от 3 до 5 МРОТ. Пока установлена такая ответственность. Конечно, хотелось бы, чтобы она была более суровой, потому что мы можем, например, сравнить, если ты самовольно порубишь лес или кустарник, то предусмотрена ответственность для должностного лица в размере 60 или 70 МРОТ. Получается, что кустарник важнее, чем архивный документ? Вопрос риторический, но имеет право на существование. В Кодексе Россйиской Федерации об административных правонарушениях не установлена ответственность юридических лиц, а только граждан и должностных лиц. А почему юридическое лицо не может нести ответственность, если принято коллективное решение, например советом директоров? К сожалению, такая практика существует в правовом сознании не только граждан, но и многих руководителей в нашей стране.

Ведущий:

Спасибо Вам, Андрей Николаевич, что согласились принять участие в нашем интернет-интервью. Надеемся, что нашим пользователям были интересны Ваши ответы.

Артизов А.Н.:

Спасибо за интересные вопросы. Еще раз подтверждаю, что мы внимательно изучим все предложения и замечания, связанные с законом и его реализацией, которые будут поступать на сайт Федерального архивного агентства www.rusarchives.ru.

В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство".