Новости и аналитика Интервью О ходе реализации "дачной амнистии" в Российской Федерации

О ходе реализации "дачной амнистии" в Российской Федерации

23 октября в 11-30 часов в ИА "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с заместителем руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Галиной Юрьевной Елизаровой.

Тема интернет-интервью: "О ходе реализации "дачной амнистии" в Российской Федерации".

Интернет-интервью организовано ИА "ГАРАНТ". Информационное агентство ГАРАНТ свидетельство: ИА № 77-14642. При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

Ведущий интернет-интервью - Царь Сергей (ИА "ГАРАНТ").

Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашу гостью - Галину Юрьевну Елизарову - заместителя руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Уважаемая Галина Юрьевна, позвольте поблагодарить вас за то, что нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.

Тема интернет-интервью: "О ходе реализации "дачной амнистии" в Российской Федерации".

1 сентября 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 30.06.2006 года № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", устанавливающий упрощенный порядок оформления в собственность земельных участков, находящихся в личном пользовании, а также домов и строений. Указанный Федеральный закон получил широкую известность и был в народе назван "Законом о дачной амнистии". Суть "дачной амнистии" заключается в легализации прав граждан на земельные участки и на расположенные на них объекты недвижимости, которые из-за отсутствия необходимых документов не прошли государственную регистрацию.

Первоначально упрощенный порядок оформления прав на жилые дома, расположенные на земельных участках, предоставленных для жилищного строительства или личного подсобного хозяйства, был установлен до 1 января 2010 года. Однако, Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 174-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" срок был продлен до 1 марта 2015 года. До 1 марта 2015 года также продлены полномочия региональных органов власти по установлению предельных максимальных цен (тарифов, ставок и т.д.) на работы по проведению территориального землеустройства.
До принятия "Закона о дачной амнистии" многочисленные проблемы возникали в ситуациях, когда у большинства граждан, получивших земельные участки на предприятиях и в организациях для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, построивших своими руками и за счет собственных средств на таких земельных участках садовые и дачные домики, отсутствовали документы, подтверждающие их права на эти объекты недвижимого имущества. Для решения этих и многих других проблем был принят "Закон о дачной амнистии".

Необходимость принятия "Закона о дачной амнистии" не вызывает сомнений, но порождает все новые и новые вопросы.

В ходе интернет-интервью планируется проанализировать, какие изменения произошли с принятием "Закона о дачной амнистии"; какие объекты попадают под его действие; обсудить наиболее проблемные вопросы проведения упрощенного порядка регистрации прав на земельные участки; разъяснить, с чего начать оформление в собственность земли и построек на дачных участках; какие для этого необходимо предоставлять документы. Также планируется рассмотреть иные наиболее часто встречающиеся проблемные вопросы в этой сфере.

На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории ответит заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Галина Юрьевна Елизарова.

К моменту начала интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашей уважаемой гостье.

Ведущий: Галина Юрьевна! Для чего понадобилось вводить "дачную амнистию", из-за которой людям приходится сталкиваться с различными проблемами при оформлении участков?

Елизарова Г. Ю.: Доброе утро! Президент Российской Федерации в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации поставил задачу о необходимости создания правового механизма, который позволил бы упростить оформление в собственность – легализовать имеющиеся у граждан объекты недвижимости, такие, как дачи, садовые домики и т.д.
При этом Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", который действует с 31 января 1998 года, признал ранее возникшие права, т.е. права, возникшие до введения в действие Закона, юридически действительными. В соответствии с этим Законом граждане вправе регистрировать эти права по собственному желанию, но в случаях, если гражданин хочет продать такой объект недвижимости, совершить с ним какую-либо иную сделку, он должен зарегистрировать свои ранее возникшие права.

Здесь-то и появлялись проблемы, поскольку не все граждане могли представить на регистрацию прав, например, на дачи, садовые домики, хозяйственные постройки, документы, которые соответствовали бы требованиям законодательства, действовавшего в то время и в том месте, когда эти документы оформлялись, у части граждан вообще таких документов на руках не было. В связи же с отсутствием надлежащих правоустанавливающих документов люди не могли легализовать эту недвижимость, соответственно, эта недвижимость не участвовала в гражданском обороте, в том числе граждане не могли получить какую-либо выгоду за счет этой недвижимости, например, продать ее. Единственный путь, по которому граждане могли идти в таких случаях, – это судебное разрешение вопроса о праве.

В связи с задачей, поставленной Президентом Российской Федераций, был разработан Федеральный закон от 30.06.2006 № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", также называемый, как Закон о дачной амнистии, который вступил в силу с 1 сентября 2006 года и до настоящего времени работает с учетом внесенных в законодательство ряда изменений, отвечающих на проблемные вопросы, которые практика выявила в процессе реализации данного Закона.

Этим законодательным актом упрощен порядок - те требования, которые до этого содержал в том числе Закон о регистрации прав, установив в нем специальные нормы, позволяющие в упрощенном порядке гражданам оформлять свои права. Сейчас Закон о дачной амнистии и соответствующие новации в Законе о регистрации прав позволяют зарегистрировать права гражданина на такие объекты недвижимости.

Справка: Закон о регистрации прав в статье 6 подтвердил, что права, возникшие до момента его вступления в силу – до 31.01.1998, являются юридически действительными и без проведения государственной регистрации, порядок которой был введен этим Законом. Такие права могут быть зарегистрированы по желанию правообладателей. Однако в обязательном порядке они подлежат регистрации при регистрации сделок с недвижимостью, перехода прав, ограничения (обременения) прав на нее, возникших после введения в действие Закона о регистрации. Норма о том, что регистрация сделки с недвижимостью, перехода права, ограничения (обременения) права на нее возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникшего вещного права на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним также содержится в статье 13 Закона о регистрации прав.
При этом правоустанавливающие документы, на основании которых возникли права, должны соответствовать законодательству, действовавшему в соответствующих времени и месте их издания (оформления).

Согласно общим для законодательных актов, регулирующих вопросы оборота недвижимого имущества, правилам вещные права (то есть, если говорить о подлежащих регистрации в упрощенном порядке вещных правах граждан, - право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком) ранее возникали и возникают в настоящее время из оснований, с которыми закон, иной правовой акт связывает наступление таких правовых последствий, в частности, из договоров и иных сделок, из актов органов государственной власти и органов местного самоуправления; из вступивших в законную силу судебных решений, установивших права.

В этой связи Закон о регистрации прав, определяя требования к правоустанавливающим документам, в статье 18 установил, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данная статья до вступления в силу Закона о дачной амнистии также требовала, чтобы указанный документы в любом случае содержали вид регистрируемого права. (С 01.09.2006 эта норма дополнена словами "если иное не установлено" Законом о регистрации.)

Кроме того, действовавшее на момент введения в действие Закона о дачной амнистии законодательство предъявляло и ряд других общих для объектов недвижимости требований, в результате исполнения которых соответствующими органами (организациями) могли быть выданы документы, необходимые для регистрации прав, например, кадастровые планы земельных участков, технические паспорта на иные объекты недвижимости.

Ведущий: На какие объекты распространяется Закон о дачной амнистии?

Елизарова Г. Ю.: Важно для начала понять, на что распространяется Закон о дачной амнистии. Эти объекты, указанные в Законе о регистрации прав, условно можно "разбить" на три блока. Первый, самый важный, – это, конечно, земельные участки, а именно, те участки, которые были предоставлены гражданам до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, т.е. до 30 октября 2001 года, и не под любые цели, а для ведения личного, подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, а также, если в акте, свидетельстве или другом документе, который устанавливает или удостоверяет право гражданина на данный участок не указано право, на котором он был предоставлен, или вид этого права невозможно определить. Вторая группа объектов – это создаваемые или созданные объекты недвижимости, для строительства, реконструкции которых не требуется выдачи разрешения на строительство.

Такие объекты указаны в другом нормативном правовом акте - Градостроительном кодексе Российской Федерации. Там четко указано, какие объекты капитального строительства и иные объекты не требуют выдачи разрешения на строительство. В частности, это гаражи, которые расположены на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строение, сооружение, так называемые, дачные домики, садовые домики, расположенные на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства. (В названном Кодексе указаны и иные объекты – временные постройки, например, киоски и т.д., но это не объекты капитального строительства, поэтому я о них не упоминаю.)

И третий блок объектов – это объекты индивидуального жилищного строительства, т.е. объекты незавершенного строительства или созданные объекты индивидуального жилищного строительства, расположенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или на земельных участках, расположенных в границе населенного пункта и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства. Что такое объект индивидуального жилищного строительства? Ответ на данный вопрос также дан в Градостроительном кодексе Российской Федерации – это отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем 3, предназначенный для проживания одной семьи.
На эти объекты недвижимости распространяется упрощенный порядок регистрации прав в порядке Закона о дачной амнистии.

При этом Закон о регистрации прав, иные нормативные правовые акты, посвященные вопросам упрощенного оформления прав на названные мною объекты, не содержат предельные сроки оформления таких прав, за исключением созданных объектов индивидуального жилищного строительства. Летом 2009 года были внесены соответствующие изменения, в том числе в Закон о регистрации прав, и теперь оформление в упрощенном порядке прав на созданные, то есть законченные строительством, объекты индивидуального жилищного строительства в упрощенном порядке, то есть без представления разрешений на ввод таких объектов в эксплуатацию, может осуществляться до 1 марта 2015 года (до этого была другая дата, 1 января 2010 года).

Справка: Объекты недвижимости, на которые распространяется действие Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", вступившим в силу с 01.09.2006, и, соответственно, статей 25.2 и 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", устанавливающих процедуру регистрации прав граждан в упрощенном порядке:

  • земельные участки, предоставленные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (30.10.2001) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права;
  • создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества, для строительства, реконструкции которых не требуется выдача разрешения на строительство.

Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

2) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
объекты индивидуального жилищного строительства, расположенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, или на земельных участках, расположенных в границе населенного пункта и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации объекты ИЖС – это отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.

В Росреестр периодически поступают обращения граждан с вопросами, распространяется ли упрощенный порядок регистрации прав ("дачная амнистия") на конкретные описываемые ими ситуации.

В частности, это касается вопроса оформления в собственность граждан земельных участков, находящихся в пределах земельного участка – территории садоводческого, дачного, огороднического некоммерческого объединения граждан, если этот земельный участок ранее (до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации) был предоставлен непосредственно указанному объединению (юридическому лицу). Данный вопрос регулируется Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Так, согласно статье 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Закона о регистрации прав (то есть в упрощенном порядке); принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

Вместе с тем, в силу положений статьи 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу этого Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя, к которому прилагаются следующие документы:

  • описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
  • заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

При этом в случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы:

  • удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;
  • выписка из единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

Ведущий: Галина Юрьевна, в чем заключается упрощенный порядок регистрации прав на земельные участки? Какие документы необходимо представить для регистрации?

Елизарова Г. Ю.: Ответ на этот вопрос состоит в следующем. Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до внесения в него изменений, касающихся вопросов упрощенного оформления в собственность объектов недвижимости, которые я перечислила, не содержал полного перечня документов, которые необходимы для регистрации таких прав. Естественно, в нем указаны основные документы, которые актуальны и для дачной амнистии, – это заявление, документ об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию.

Кстати, в Налоговый кодекс Российской Федерации были внесены изменения, согласно которым размер государственной пошлины для регистрации прав физических лиц на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества составляет 100 рублей. (Напоминаю, что общая норма для граждан – 500 рублей.)

Также Закон о регистрации прав в статье 17 содержит перечень документов-оснований, необходимых для регистрации, указывает на необходимость представления кадастрового паспорта объекта недвижимости. В ряде иных специальных норм данного Закона есть отдельные положения, касающиеся особенностей регистрации отдельных видов прав, объектов, сделок.

Закон о регистрации прав также содержит норму, согласно которой запрещается истребование на регистрацию иных документов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Т.е. если соответствующие федеральные законы содержат специальные требования, условия, необходимость исполнения которых влияет на то, законна или незаконна сделка и т.д., то регистрирующий орган вправе, проводя правовую экспертизу документов, проверяя законность сделки, запросить документ, подтверждающий соблюдение этого условия. Пример: согласие органа опеки и попечительства, когда законный представитель распоряжается имуществом несовершеннолетнего. В Законе о регистрации прав такого документа нет, но вместе с тем, учитывая Гражданский, Семейный кодексы Российской Федерации, такой документ требуется.
Что касается упрощенного порядка, то законодатель четко указал те документы, которые необходимо представить, в том числе для регистрации прав на земельные участки. И более того, чтобы не было никаких сомнений, даже вписал специальные нормы, указав, что запрещается истребование иных документов. Таким образом, закрытый перечень документов, которые необходимы для регистрации, четко установлен Законом.

Справка: Документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав граждан в упрощенном порядке.
1. Заявление (а также документ, подтверждающий полномочия заявителя, если им является представитель правообладателя, например, нотариально удостоверенная доверенность, выданная правообладателем – совершеннолетним и дееспособным гражданином).
2. Документ об уплате государственной пошлины (согласно статье 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества размер государственной пошлины составляет 100 рублей).
3. А также:
Для регистрации прав на земельные участки, предоставленные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (30.10.2001) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права:
1) акт о предоставлении гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
2) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства) по форме, утвержденной приказом Росрегистрации от 29.08.2006 № 146;
3) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

При этом государственная регистрация права собственности гражданина на указанный выше земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется также в случае, если вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации его права собственности на данный земельный участок представлены:
свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение.

При этом представление данных документов не требуется, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном Законом о регистрации прав порядке;
1) один из указанных выше правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
2) обязательным приложением к представляемым документам является кадастровый паспорт соответствующего земельного участка. При этом государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок осуществляется также в случае, если:

  • сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленном в правоустанавливающем документе, не соответствуют данным кадастрового паспорта такого земельного участка;
  • кадастровый паспорт такого земельного участка не содержит сведений о таком земельном участке в полном объеме, в том числе сведений о местоположении границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении (в том числе если в этом паспорте указано, что площадь такого земельного участка ориентировочная, сведения о таком земельном участке не позволяют однозначно определить такой земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, сведения о таком земельном участке подлежат уточнению и тому подобное).

Для регистрации прав на создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества, для строительства, реконструкции которых не требуется выдача разрешения на строительство, представляются:
1) документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание. При этом документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является самостоятельно заполняемая гражданином декларация о таком объекте недвижимого имущества, форма которой утверждена приказом Минэкономразвития России от 15.08.2006 № 232;
2) правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом о регистрации прав порядке;
3) обязательным приложением является кадастровый паспорт земельного участка, на котором расположен соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта указанного земельного участка не требуется в случае, если:

  • право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом о регистрации прав порядке;
  • указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка;
  • для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка.

Для регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства, расположенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, или на земельных участках, расположенных в границе населенного пункта и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства:
1) документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, которыми являются:
для создаваемых (то есть не завершенных строительством) объектов ИЖС: кадастровый паспорт такого объекта и разрешение на строительство;
для созданных объектов ИЖС: кадастровый паспорт такого объекта и разрешение органа местного самоуправления на его ввод в эксплуатацию. При этом до 01.03.2015 кадастровый паспорт объекта является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта ИЖС на указанном земельном участке и содержащим его описание;
2) правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом о регистрации прав порядке;
3) обязательным приложением является кадастровый паспорт земельного участка, на котором расположен соответствующий создаваемый или созданный объект ИЖС. Представление кадастрового паспорта указанного земельного участка не требуется в случае, если:

  • право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом о регистрации прав порядке;
  • указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка.

Ведущий: Существуют ли ограничения по оформлению в собственность земельных участков, помимо времени их предоставления и целей использования?

Елизарова Г. Ю.: Да, и на это прямо указано в Законе о регистрации прав. Не может быть в упрощенном порядке оформлен в собственность земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может находиться в частной собственности. Чтобы понять, о чем идет речь, надо обратиться к Земельному кодексу Российской Федерации, в котором есть соответствующая статья, четко определяющая, какие объекты изъяты из гражданского оборота и соответственно, не могут находиться в частной собственности, и какие объекты ограничены в гражданском обороте и не могут находиться в частной собственности, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, если земельный участок в силу положений действующего законодательства не может находиться в частной собственности, то и оформление прав на него в упрощенном порядке производиться не может.

Справка: Ограничения по оформлению в собственность земельных участков.

Согласно статье 25.2 Закона о регистрации прав не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в этой статье земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.

Так, согласно статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации:
1) не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота. В частности, из оборота изъяты земельные участки, занятые такими находящимися в федеральной собственности объектами, как:

  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • объектами организаций федеральной службы безопасности;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

2) кроме того, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте. При этом ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности такие, например, земельные участки, как:

  • из состава земель лесного фонда;
  • в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  • занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
  • в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Ведущий: Каким образом можно зарегистрировать земельный участок, если он предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства, но отсутствуют документы на землю?

Елизарова Г. Ю.: Чем может помочь государственный служащий, регистрирующий орган в ситуации, если на регистрацию не представлены необходимые для этого документы, которые четко прописаны в Законе о регистрации прав?!

Он может приостановить регистрацию и отказать в регистрации, разъяснив при этом, почему он это сделал, сославшись на нормы права, четко объяснив гражданину, что было нарушено. Это его обязанность. У гражданина, конечно, есть право обратиться в суд, обжаловать отказ, и суд примет соответствующее решение.

Или есть другой путь: гражданин может в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, обратиться в суд общей юрисдикции с соответствующим заявлением, чтобы легализовать свое право на земельный участок. Суд, исследовав все возможные доказательства, представленные в процессе (показания свидетелей, старые архивные справки и т. д.), может вынести соответствующее решение, после вступления в законную силу которого орган, осуществляющий регистрацию прав, обязан, как и любой иной государственный орган, исполнить его, т.е. зарегистрировать право этого гражданина.

Ведущий: Что необходимо сделать, если в документе на земельный участок не указано, на каком праве он предоставлен?

Елизарова Г. Ю.: Это, одна из причин, по которым в свое время до 2006 года регистрирующий орган был вынужден отказывать в регистрации, когда не было указано вещное право, и одна из новаций законодательства. Сейчас законодатель четко урегулировал данный вопрос, указав, что в упрощенном порядке могут быть также зарегистрированы права на земельные участки, предоставленные в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, в том числе в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права.

Ведущий: Является ли основанием для отказа в государственной регистрации прав на земельный участок наличие задолженности по земельному налогу за несколько лет?

Елизарова Г. Ю.: Закон о регистрации прав четко установил, что – какие документы – регистрирующий орган вправе требовать от гражданина при рассмотрении его заявления о регистрации права. Справок об уплате (неуплате, наличии задолженности по уплате) земельного налога в числе этих документов нет. Такой вопрос не должен стоять на повестке.

Ведущий: Расскажите, пожалуйста, возросла или уменьшилась в связи с экономическим кризисом активность людей, касаемо регистрации прав на земельные участки? Есть ли какая-то статистика.

Елизарова Г. Ю.: Это актуальный вопрос. Мы такую статистику собираем еженедельно. Показатели постоянно увеличиваются. Если, например, в 2007 году всего было зарегистрировано прав на все объекты, которые подпадают под упрощенный порядок регистрации прав, около 700 тысяч, то в 2008 году таких регистрационных действий было совершено уже около полутора миллионов. По состоянию на 17 октября текущего года нашими территориальными органами зарегистрировано 1 миллион 892 тысячи 469 прав, что составляет 127% к данным прошлого года. И я полагаю, что к концу года мы выйдем на показатель, наверное, не менее чем в полтора раза больше аналогичных данных 2008 г.

Справка: статистика по регистрационным действиям, совершаемым в упрощенном порядке:
в 2007 г. всего было зарегистрировано 680 629 прав;
в 2008 г. – 1 483 179 прав (212,8% к 2007 г.);
в 2009 г. по состоянию на 17 октября – 1 892 469 прав (127,6% к 2008 г., 278% к 2007 г.), из них: на земельные участки – 1 126 491 прав (128,5% к 2008 г.); на созданные и создаваемые объекты, для строительства, реконструкции которых не требуется выдача разрешения на строительство, – 397 577 прав (143,3% к 2008 г.); на объекты ИЖС – 368 401 прав (111,9% к 2008 г.);
еженедельно регистрируется в среднем 50-55 тыс. прав или 8-9 тысяч прав в день.

Ведущий: Следующий вопрос из Краснодарского края. Предусмотрены ли российским законодательством какие-либо санкции за нежелание граждан оформить право на собственность в упрощенном порядке?

Елизарова Г. Ю.: Это не обязанность, а право гражданина, которое ему предоставило государство, - оформить в собственность соответствующий объект недвижимость в упрощенном порядке. Это гражданско-правовые отношения. Поэтому какие-либо санкции (административные, уголовные) здесь, конечно, не установлены. Другое дело, что если не будет легализовано (зарегистрировано) право, например, на объект индивидуального жилищного строительства, то у гражданина возникнут соответствующие проблемы, в частности, связанные с регистрацией по месту жительства, и т.д. Но это вне плоскости вопроса применения санкций (наказания).

Ведущий: Вопрос из Тамбова. Недавно по "дачной амнистии" оформила в собственность земельный участок в шесть соток. Каждый год платила членские взносы дачному товариществу помимо оплаты за содержание дороги и пользования электроэнергией. В конце года мне как собственнику земельного участка пришло уведомление из налоговой об оплате налога на землю. Разъясните, пожалуйста, освобождаюсь ли я от уплаты членских взносов или обязана платить и взносы, и налог?

Елизарова Г. Ю.: Это очень интересный вопрос. Собственность – это благо, право, которым гражданин пользуется для собственной выгоды: он может продать объект недвижимости – получить деньги, сдать его в аренду – опять-таки периодически получать арендную плату, заключить договор ренты и быть рантье – постоянно получать соответствующие денежные выплаты и т.д. Но собственность – это еще и определенные обязанности. В частности, собственник обязан платить налоги, установленные налоговым законодательством. Поэтому обязанность гражданина, как члена некоммерческого объединения, выполнять соответствующие требования, в том числе, устава такого объединения: платить членские и иные специальные взносы, размеры которых определены данным товариществом и т.п. А также, будучи собственником недвижимости, независимо от членства в некоммерческом объединении, – гражданин должен платить земельный налог.

Справка: Об уплате членских и иных взносов, а также земельного налога членами садоводческого, дачного, огороднического некоммерческого объединения граждан.

Правоотношения по уплате членских и иных взносов членами садоводческого, дачного, огороднического некоммерческого объединения граждан, а также по уплате налогов собственниками земельных участков, в том числе членами такого объединения, возникают из неидентичных юридических фактов, регулируются различными нормативными актами: первые - Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и уставами соответствующих некоммерческих объединений граждан, вторые – Налоговым кодексом Российской Федерации.

Обязанность по уплате членских и иных взносов возникает у гражданина в связи с вступлением в члены некоммерческого объединения, то есть его членством в таком объединении. Обязанность по уплате земельного налога возникает в связи с приобретением земельного участка в собственность, а также на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

При этом согласно Федеральному закону от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в том числе:
1) в уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в обязательном порядке указывается в том числе порядок внесения вступительных, членских и иных взносов и ответственность членов такого объединения за нарушение обязательств по внесению указанных взносов;
2) член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в числе прочих обязанностей обязан своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные данным Федеральным законом и уставом такого объединения, а также налоги и платежи;
3) установление размеров соответствующих взносов, а также пеней за их несвоевременную уплату, изменение сроков внесения взносов малообеспеченными членами такого объединения названный Федеральный закон относит к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных);
4) правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения уполномочено этим Федеральным законом в том числе контролировать своевременность внесения вступительных, членских и иных взносов.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Вопросы, касающиеся уплаты земельного налога, регулируются в главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации, которой, в частности, предусмотрено, что:

  • налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (статья388);
  • объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (статья 389);
  • налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) (статья 394).
  • Налоговые льготы определены в статье 395 Кодекса.

Вопрос из зала: Третий канал, программа "Город", Кирилл Москаленко. В связи с дачной амнистией хотелось бы поговорить непосредственно о коррупции чиновников. Сколько кабинетов человеку нужно обойти? Есть ли какое-то упрощение? Есть ли принцип "одного окна"? Как это все устроено?

Елизарова Г. Ю.: Действия (бездействие), содержащие признаки преступления, – это то, что относится к сфере регулирования уголовного законодательства. Мы, естественно, заинтересованы в том, чтобы этих фактов не было, для чего также принимаем соответствующие меры. Статистика по коррупции? Росреестр - ведомство гражданское, занимающееся, в частности, вопросами регистрации прав на недвижимость (по которым в том числе ведет статистику), официальную статистику по уголовным преступлениям Росреестр не ведет.
Что касается "одного окна", то с 1 марта Росреестру переданы все функции упраздненных Роснедвижимости и Роскартографии, 1 июня текущего года Правительством Российской Федерации утверждено Положение о Службе, которое окончательно закрепило полномочия Росреестра. Естественно, встал вопрос о совершенствовании работы, и это касается не только дачной амнистии, но и учетно-регистрационной деятельности по любым направлениям, - необходимо организационно изменить систему так, чтобы гражданину не пришлось бы бегать по разным кабинетам.
Работа по этой теме ведется по нескольким направлениям.
Первое и важнейшее – это законодательный блок. Сейчас в Государственной Думе ко второму чтению готовится проект федерального закона, которым вносятся соответствующие изменения в Закон о регистрации прав и Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости", направленные на юридическое закрепление факта создания объединенной Службы (Росреестра) в процедуре исполнения учетно-регистрационных функций в сфере недвижимости.
Кроме того, с 1 сентября начался процесс реорганизации территориальных органов. В каждом субъекте Российской Федерации действует и территориальный орган Роснедвижимости, и территориальный орган Росрегистрации, а также их подразделения (отделы) в муниципальных образованиях. Кроме того, из ведения Роснедвижимости в ведение Росреестра переданы Земельные кадастровые палаты по субъектам, которые также имеют свои филиалы в муниципальных образованиях. Сейчас идет первый этап реорганизации, когда территориальные органы юридически объединяются в один территориальный орган. Поскольку формируются единые территориальные органы, соответственно, они должны осуществлять единые учетно-регистрационные функции. При этом в целях решения организационных вопросов на территориях ранее были созданы соответствующие рабочие группы. Кроме того, безотносительно к вопросу реорганизации - создания объединенных территориальных органов на базе их муниципальных отделов организовывается прием документов по принципу "одно окно". Этот процесс идет по всей стране. В чем смысл "одного окна"? Он, в частности, заключается в том, что человек может и должен иметь возможность придти в отдел, который работает в режиме "одного окна", и сдать документы одновременно и на учет, и на регистрацию права. Такая система существует пока не во всех отделах, но это не единичные цифры. Данную работу, которая постоянно ведется, мы контролируем.

Серьезнейший блок вопросов, который нами решается, – вопросы в сфере информационных технологий. Так, недавно мы подписали соглашение с Кабинетом министров Республики Татарстан о взаимодействии, в том числе в части приема документов в электронном виде. Это тоже связано с выработкой мер по упрощению процедуры приема документов, предоставлению более качественных и обширных услуг гражданам, в частности, по контролю прохождения документов. При этом согласно соответствующему решению Правительства Российской Федерации Росреестр, в том числе на основании утвержденного нами плана мероприятий, принимает меры по созданию условий для осуществления к установленному сроку (с 2011 года) в электронном виде таких государственных услуг, как государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним и предоставление сведений о зарегистрированных правах, постановка объектов недвижимости на государственный кадастровый учет и предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
Дополнительно отмечаю, что скоро у Росреестра появится собственное печатное издание, в котором мы будем публиковать всю актуальную информацию о нашей деятельности; первый номер журнала, который будет называться "Вестник Росреестра", должен выйти в ближайшее время.

Вопрос из зала: Скажите, пожалуйста, что изменится после 1 марта 2015 года? Нельзя будет зарегистрировать право на земельные участки и недвижимость вообще, или это будет сделать сложнее?

Елизарова Г. Ю.: Закон о регистрации прав ни ранее, ни сейчас ограничительные сроки для оформления прав в упрощенном порядке на все указанные выше объекты недвижимости не вводил. Срок 1 марта 2015 года, о котором Вы говорите, касается уже созданных объектов индивидуального жилищного строительства. Для регистрации прав на созданный объект индивидуального жилищного строительства согласно Закону о регистрации прав необходимо представить кадастровый паспорт и разрешение на ввод в эксплуатацию данного объекта, а до 1 марта 2015 года можно представлять только кадастровый паспорт. Вопрос: что изменится? Изменится то, что после 1 марта 2015 года надо будет представлять и разрешение на ввод в эксплуатацию. Вот и все.

Ведущий: Спасибо большое, уважаемая Галина Юрьевна, за подробные, исчерпывающие ответы!

Елизарова Г. Ю.: Спасибо вам!