Новости и аналитика Интервью Правовое регулирование порядка въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее

Правовое регулирование порядка въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее

 

В компании "Гарант" состоялось интернет-интервью Председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Плигина Владимира Николаевича.

Тема интервью: "Правовое регулирование порядка въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее".

Интервью организовано и проведено компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).

В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство" .

Ведущая интервью - Комарова Татьяна Юрьевна (заместитель директора по внешним связям компании "Гарант").

Ведущая:

Добрый день, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория. Начинаем интернет-интервью с Председателем Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Плигиным Владимиром Николаевичем.

12 января 2005 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон РФ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Предлагаемый законопроект направлен на внесение изменений в действующие Федеральные законы от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Данные изменения представляются весьма актуальными с учетом правоприменительной практики, появившейся после вступления в силу Федерального закона от 10 января 2003 года N 7-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

Как известно, указанным Федеральным законом от 10 января 2003 года N 7-ФЗ были достаточно подробно регламентированы порядок и условия въезда на территорию нашей страны для иностранных граждан и лиц без гражданства. Однако правоприменительная практика, имеющаяся по истечении более чем полуторалетнего применения этого федерального закона, а также отдельные технико-юридические неточности Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" объективно требуют внесения в указанный законодательный акт актуальных и необходимых изменений и дополнений. В связи с этим, помимо изменений содержательного характера в действующий закон о порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию и о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, рассматриваемым законопроектом предложены различные изменения уточняющего и юридико-технического характера, в соответствии с которыми более четко излагается терминология отдельных статей указанных действующих законов, а также необходимые поправки, обеспечивающие логические связи названных законодательных актов друг с другом.

Какие причины лежат в основе разработки данного законопроекта? Какие изменения предлагаются в законопроекте? Как они отразятся на реализации принципа взаимности в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами?

На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории ответит Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Плигин Владимир Николаевич.

Добрый день, Владимир Николаевич!

Ведущая:

Какие изменения в законы "О порядке въезда в РФ и выезда из РФ" и закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ" предложено внести законопроектом? Вопрос задает Алексей из Москвы.

Плигин В. Н.:

Уважаемая Татьяна Юрьевна, спасибо большое за представление. Первый раз мне приходится обращаться к уважаемой интернет-аудитории. Я правильно употребляю Ваши профессиональные термины? Уважаемая интернет-аудитория, рад поговорить с Вами. Рад поговорить о проблеме, касающейся выезда и въезда в Российскую Федерацию. В связи с тем, что данная тема, как и ее регулирование, представляется нам, Государственной Думе, исключительно актуальной, я должен сказать, что изменения, которые предлагается внести в законодательство, касаются двух федеральных законов. Первый - Федеральный закон "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" был принят в 1996 году. Затем в него вносился целый ряд изменений. Второй - Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ" был принят только в 2002 году. В него вносились различного рода изменения, в том числе и в 2004 году. Таким образом, мы говорим о двух федеральных законах, которые, скажем, являются относительно новыми. Поэтому, естественно, возникает вопрос: "Зачем необходимо было на данной стадии вновь ставить вопрос о внесении изменений в эти законы и какие изменения вносятся?" Тут я должен сказать, что частично предлагаемые изменения были вызваны теми, к сожалению, трагичными событиями, цепь которых произошла в нашей стране в прошлом году. Это потребовало от нас постановки вопросов в некоторой степени об ужесточении допуска отдельных категорий лиц на территорию РФ и о введении каких-то возможных дополнительных оснований для отказа во въезде на территорию РФ отдельным категориям иностранных граждан и лиц без гражданства. Я должен сказать, что это объективная реакция стран на такого рода события. Более того, в настоящее время практически все основные страны мира принимают целый ряд законодательных актов, направленных на ограничение доступа на свою территорию. Здесь, правда, необходимо подчеркнуть, что именно в отношении лиц, имеющих неблагожелательные намерения. Позже мы остановимся на этом более подробно. Когда мы начали работать над этими законами, в общей сложности в тот и другой законы было предложено 100 различного рода изменений. Наряду с этим должен сказать, что в рамках подготовки ко второму чтению также предлагается внести дополнительно около 50 изменений. Я бы все изменения условно разделил на самостоятельные подвиды. Первый - это технические изменения и технико-юридические изменения. Второй - это изменения, касающиеся существа законов. Эти изменения можно условно разделить на ограничивающие изменения и, наоборот, на изменения, облегчающие режим въезда и режим пребывания на территории РФ. После того как мы затронули эту тему, целый ряд государственных федеральных органов подключился к обсуждению темы, и мы вышли еще на некоторые дополнительные проблемы.

Татьяна Юрьевна, будем ли мы подробно останавливаться на каждом классе этих изменений или пойдем дальше по вопросам? Давайте частично остановимся на некоторых предлагаемых изменениях.

Ведущая:

Давайте по такому принципу, чтобы иметь возможность ответить, а затем обобщить, если потребуется.

Плигин В. Н.:

Предлагаемые изменения в эти законы касаются десятков миллионов людей. Прежде всего, они касаются всех граждан РФ, которые выезжают с территории РФ, затем граждан иностранных государств, которые въезжают в РФ. Поэтому для того, чтобы представить число иностранных граждан, которые, допустим, въезжают на территорию РФ, приведу цифру примерно в 2,6 млн. иностранных граждан, которые получают визы. И в общей сложности дополнительно около 38 млн. иностранных граждан, которые не получают визы. То есть, если мы говорим об иностранцах, речь идет примерно о 40 млн. граждан. Я затрудняюсь оценить количество граждан РФ, выезжающих за пределы РФ. Вы не располагаете такой информацией?

Ведущая:

Нет.

Плигин В. Н.:

Не имеется. Тогда начнем с одной, например, такой жизненно важной технической проблемы, которая получает разрешение в настоящее время в рамках этого закона. К сожалению, иностранные граждане, как и граждане РФ, достаточно часто теряют документы во время пребывания на территории РФ. Теряются удостоверения личности, и теряется также виза. В этой ситуации возникали проблемы с тем, каким образом выехать с территории РФ. Вопрос правовым полем урегулирован не был, и это вызывало сложности. И вы понимаете отношение гражданина к стране пребывания, когда его, давайте употребим такой термин "футболят", "футболят" между аэропортом, посольством и специальным органом, который решает вопрос выезда. В этой ситуации в рамках закона для решения данного вопроса мы предлагаем достаточно простую процедуру: представительство иностранных государств, посольства, консульские учреждения иностранных государств будут иметь право выдавать соответствующий документ, который признается для этих целей допустимым РФ, и на основании этого документа можно будет выехать с территории РФ. То есть таким образом вносится определенность. Это достаточно конкретный пример. Следующие аспекты, допустим, технические, а может быть, и элементы сущностных аспектов. Среди вопросов, я знаю, в частности, присутствуют вопросы о том, кто имеет право направлять приглашения и каким образом соответствующие органы РФ должны реагировать на эти приглашения о порядке предоставления визы для въезда на территорию РФ. Перечень лиц и организаций, которые имеют право направлять такого рода приглашения, предлагаемым законопроектом несколько расширяется. Это возможность касается незначительного числа субъектов, но, тем не менее, вводится возможность для иностранных корреспондентов, аккредитованных на территории РФ, направлять приглашения, которые служат основанием для выдачи визы для въезда на территорию РФ. Второй аспект, который нами предлагается сделать, крайне существенный и касается большого числа граждан РФ. А именно граждан РФ, родственники которых являются гражданами иностранного государства, которые сейчас практически в обычном порядке получают возможность для въезда на территорию РФ. Мы предлагаем в рамках закона этот порядок существенно упростить. Теперь гражданин РФ будет иметь возможность прийти в посольство, консульское учреждение, написать письменное заявление, после чего руководитель данного учреждения принимает решение на месте о разрешении ближайшему родственнику этого гражданина въехать вместе с гражданином РФ на территорию РФ. Правда, в законопроекте речь идет о том, чтобы они въезжали вместе с гражданином РФ. Это положение касается примерно 6 млн. граждан РФ, а также всех их ближайших родственников. Сейчас ряд ведомств предлагает упростить этот порядок, то есть если в законопроекте речь идет о возможности совместного въезда на территорию РФ, то мы пойдем на дополнительное облегчение процедуры. Достаточно будет просто иметь заявление, и это не будет в обязательном порядке касаться вопросов совместного въезда. Сейчас в законопроекте мы должны очень четко ориентировать нашу аудиторию, пока в нем решаются вопросы в отношении совместного въезда на территорию РФ.

Ведущая:

Имеется в виду въезд или и дальнейшее проживание в стране?

Плигин В. Н.:

Сроки действия виз устанавливаются федеральным законом. А я сейчас говорю о том, что они могут в упрощенном порядке получить визу на основании письменного заявления. Соответственно, срок пребывания на территории РФ будет ограничиваться сроками действия данной визы. Хотя вопрос, который вы задаете, конечно же, имеет основания, и, может быть, можно будет думать о дальнейшем упрощении порядка проживания. Тем не менее, если мы говорим в рамках законопроекта, то мы останавливаемся на этом критерии. Следующий аспект, который мы хотели бы решить позитивно, - это возможность увеличения сроков действия определенных категорий виз для въезда на территорию РФ. Правда, увеличение сроков действия виз опирается на следующий принцип. Это принцип взаимности. Поэтому мы в комплексе предварительно ответили на вопрос Алексея из Москвы и в дальнейшем уточним его. Фактически мы переходим к вопросу Олега Петровича из Ставрополя.

Ведущая:

Владимир Николаевич, что подразумевает принцип взаимности, который Комитет положил в основу внесенных поправок?

Плигин В.Н.:

Принцип взаимности - один из основополагающих принципов международного права, при котором тот объем прав, который предоставляется гражданам иностранного государства, иностранным государством российским гражданам, предоставляется гражданам иностранного государства применительно к территории РФ и к возможности въезда на территорию РФ. Совершенно естественно, что в ряде случаев объем прав национальных режимов может быть несколько больше. Если упрощенно, то в отношении той формы, того стиля, тех поведенческих мотивов, с которыми вы подходите к гражданам, иностранное государство подходит к нашим гражданам, мы предлагаем аналогичную реакцию РФ. Как в позитивной, так и в негативной области. Если мы говорим о позитивной области. Часть иностранных государств в настоящее время представляет гражданам РФ визы очень длительных сроков действия. При этом, подчеркиваю, не только в рамках международных соглашений. То есть как практика иностранных государств. Допустим, эти сроки действия виз для граждан РФ, многократные визы, сроками действия до трех лет. Предположим, такого рода визы предоставляются США, Израилем, рядом европейских стран. Я еще раз говорю, в том числе, не в рамках международных соглашений. Потому что, если в рамках международных соглашений, когда речь идет, допустим, о гуманитарных визах, деловых визах, это, как бы, вопрос решенный. Международные соглашения являются частью российской правовой системы, но и за пределами этих международных соглашений такого рода возможности имеются. В этой ситуации мы предлагаем по двум категориям визы, деловым и гуманитарным, предоставить возможность Правительству РФ и соответствующим ведомствам РФ давать возможность иностранным гражданам этих стран, которые в этой части позитивно относятся к гражданам РФ, увеличить сроки действия виз с обычного срока до одного года на срок до пяти лет. С моей точки зрения, это существенная возможность для расширения делового обмена. В том случае, когда получают визу на пять лет, или в рамках осуществления гуманитарных программ, это очень длительные сроки действия виз, и мы убираем частично бюрократические препоны. Теперь негативный аспект с точки зрения реагирования. Целый ряд иностранных государств вводит дополнительные меры для ограничения въезда граждан РФ. Дополнительные меры проверки или требования к оставлению дополнительных идентификационных признаков. Допустим, это касается биометрических данных, дактилоскопии и получения цифровых характеристик лица. Я не специалист в этой области. Тем не менее, РФ оставляет за собой право вводить аналогичные дополнительные требования для граждан тех иностранных государств, которые вводят такого рода требования по отношению к гражданам РФ. Я бы здесь сразу хотел уточнить, что в целом ряде случаев многие пытаются обозначать позицию о том, что РФ является в известной степени как бы менее привлекательной для посещения с точки зрения заинтересованности иностранных граждан. Поэтому она должна создавать некие дополнительные преференции. Цифра около 40 млн. иностранных граждан, я думаю, впечатляет. Есть определенные проблемы, связанные с туристической активностью, но эта активность относится не к области государственной политики, хотя есть элементы, касающиеся безопасности. Речь идет об элементарных вещах. Допустим, недостаточная развитость приемлемого гостиничного комплекса. Я, например, неплохо знаю заселенность гостиниц Санкт-Петербурга в летний период. Гостиницы заселены полностью, я имею в виду пятизвездочные гостиницы. Конечно, с совершенно неприемлемыми ценами для такой категории людей, как студенты и представители второго эшелона среднего класса. Они не могут себе позволить платить 500-700 долларов в день только за проживание. Но, так или иначе, страна привлекательна, цифры об этом говорят. В этой ситуации те меры негативного характера, которые мы предлагаем на основе взаимности, носят абсолютно здравый характер.

Ведущая:

Владимир Николаевич, будут ли ужесточаться правила получения въездных виз и правила транзитного проезда для граждан Литвы? Слышала, что в основу предлагаемых Вашим Комитетом поправок заложен принцип взаимности. Литва ведет себя в отношении граждан России некорректно, будут ли ответные действия? И как они будут соотноситься с предложенным принципом взаимности? Вопрос задает Мария Сергеевна, Вологодская область.

Плигин В. Н.:

Реализация принципа взаимности находится в компетенции соответствующих федеральных органов власти. В данной ситуации Правительство России, его министерства, в частности Министерство иностранных дел, когда то или иное государство выстраивает негативную политику по отношению к определенным категориям граждан РФ, реагировать могут по-разному. Совокупность мер реагирования лежит в политической и экономической плоскости. Это может быть в том числе и воздействие через принцип взаимности. Однако я бы хотел, пользуясь этим случаем, остановиться на этом примере еще и в таком аспекте. Мы понимаем, что в целом ряде случаев некоторые политические силы или политические деятели стремятся продемонстрировать ту независимость, или ту политику, на которую чаще всего не ориентируются граждане их стран, то есть они хотят быть немножко более независимыми, демонстрировать эту независимость по конъюнктурным соображениям. Мне иногда это напоминает поведение ребенка переходного возраста. Поэтому, когда ты ему говоришь о том, что не надо этого делать, он дает очень резкие оценки поведению родителей (я не говорю о том, что Российская Федерация является родителем для других государств, здесь это очень условно). Тем не менее, нужно время для того, чтобы в мозгу политической элиты, в мозгу политических деятелей наступило элементарное здравое просветление в отношении того, что на этом выстраивании конфронтации работать нельзя, а нужно успокоиться. Поэтому я считаю, что мы должны к этим вещам относиться снисходительно. Через некоторое время все равно ситуация разрешится. Почему? Потому что надо четко понимать, что население Литвы, если мы берем целиком население Литвы, конечно же, позитивно относится к России и гражданам РФ. И мы должны также понимать, что большинство граждан Литвы прекрасно осознают, что источник их экономического благосостояния, это очень существенно, в частности, лежит в России. Самое главное - спокойствие. Я думаю, мы достигнем позитивных результатов, хотя принцип взаимности в этой ситуации можно также реализовывать.

Ведущая:

Уважаемый Владимир Николаевич, будет ли возглавляемый Вами Комитет инициировать какие-либо поправки, которые позволили бы навести в стране порядок в сфере миграции? Депортировать всех незаконно въехавших в страну мигрантов, продумать механизм, когда мигранты будут платить налоги в бюджет, а не сбивать цены на рынке труда, чтобы не имели возможности совершать преступления? Вопрос задает Эмма Алексеевна из Москвы.

Плигин В. Н.:

Эмма Алексеевна, спасибо за вопрос. В прошлом году официально зарегистрировано около 49 тыс. преступлений, совершенных гражданами иностранных государств. Таким образом, в структуре преступности это количество является относительно незначительным. В ближайшее время предстоит решать проблему миграции. Я должен сказать, что эту проблему обсуждали в Совете Безопасности, на нее обращал внимание Президент РФ. Относительно мигрантов. Всему миру понятно, что происходит этническое изменение состава населения земли. И Россия в данной ситуации не выпадает из этой общей проблемы. Когда возникает эта тема, мы должны помнить о том, кем мы являемся сами. В настоящее время население Российской Федерации - это примерно 160 отдельных наций, народностей и большое число различного рода этносов. Поэтому Россия в очень высокой степени приспособлена к этому адаптивному и толерантному началу. Мы должны понять, что миграция для России в настоящее время перестает быть злом, миграция для России является надеждой на будущее. И я думаю, что основная задача миграционной политики будет направлена не на негативное отношение к миграции, а на вычленение в миграции позитивных направлений и на то, чтобы примерно 700 тыс. или 1 млн. граждан иностранных государств прибывали на территорию Российской Федерации в течение ближайших 10 лет. Таким образом это создаст здоровую базу рабочей силы на территории Российской Федерации, увеличит количество занятых, а значит, позитивно сыграет на российскую экономику. В этом плане миграция и встреча мигрантов - позитивное дело. Я бы также обратил внимание соотечественников еще на один момент. Когда мы говорим это обобщенное слово мигрант? Давайте отдельно рассматривать каждого мигранта. Ведь с негативными намерениями на территорию страны среди них пребывают единицы. Большинство людей едут к нам для обеспечения безопасности собственной жизни или в поисках элементарного достатка для своей семьи. И они зачастую согласны жить в адских условиях и круглосуточно трудиться. Уже только из-за этого они заслуживают позитивного отношения. И мы не должны превращать этих людей во врагов России. Это во-первых. Во-вторых, ни одна современная страна не решает проблему миграции только репрессивными средствами, и поэтому периодически все страны мира, в принципе, проводят мероприятия, которые были бы направлены на легализацию незаконных мигрантов. Цифры носят потрясающий характер, то есть речь идет о миллионах, десятках миллионов людей, которые незаконно пребывают на территорию иностранного государства, которые в ходе этих кампаний легализуются, у них появляется будущее. Поэтому, не сдавая свои национальные интересы, а сознавая свои национальные интересы, думая о своем суверенитете, как государство, как Российская Федерация, но в то же время принимая определенные репрессивные ограничительные меры, мы должны решать эти вопросы, руководствуясь принципом толерантности, воспитывая уважение к себе одновременно и уважая тех граждан, которые готовы к нам приехать. При этом я бы хотел обратить особое внимание на определенную категорию этих граждан, это граждане стран СНГ. Вы же понимаете, что прошло 15 лет, даже чуть меньше, когда мы условно расстались. Даже в рамках жизни одного человека, одного физического лица это, конечно, достаточно большой период времени, но и он не может сломать ощущение народов как единого целого. Все народы с надеждой смотрят на Россию. Возьмем, например, события в Киргизии. Есть второй выход, к которому я всех призываю. Решайте демографический вопрос. Когда я руководил коллективом, мы целенаправленно пытались ориентировать молодых людей на создание семьи и рожать детей.

Ведущая:

Спасибо большое. Хорошо, что Вы затронули последнюю тему. Потому что часто, когда в прессе обсуждается вопрос миграции, далеко не всегда упоминается вопрос о государственной политике в отношении рождаемости. Понятно, что это совсем другая политика, но эти меры как-то в комплексе должны приниматься.

Плигин В. Н.:

Ведь проблема еще заключается в том, что в менее благополучных странах люди стремятся родить как можно больше детей, чтобы они обеспечивали их в старости. Но это отдельная тема.

Ведущая:

Вы говорили со ссылкой на западный опыт по поводу миграции, о тех мерах, которые там принимаются. Исследуете ли Вы, Ваш Комитет тот негативный опыт, проблемы, которые стоят перед ними в связи с миграцией в западных странах? Учитываете ли Вы это для того, чтобы законодательно пытаться заранее устранить возможности для создания таких проблем?

Плигин В. Н.:

Несомненно, как и в любом другом случае, при предложении или принятии тех или иных законодательных мер естественным является то, что мы пытаемся понять зарубежные аналоги. Понять их не для того, чтобы копировать, а для внутренней дискуссии, чтобы понять эту общую тенденцию. И, может быть, эта тенденция должна получить отражение в российском законодательстве. Например, я знаю, что США выставляют очень жесткие в рамках законодательства ограничительные меры, связанные с лицами, занимающимися или подозреваемыми в совершении террористических актов, возможно участвующими в идеологическом обосновании террористической активности. Значит, в частности, это касается и членов их семей по недопуску на территорию США. При изучении этих вопросов мы ведем беседы с представителями западных стран. Я не буду раскрывать характер этих бесед. Они традиционно делятся на официальную и неофициальную часть. В рамках официальной части очень последовательно и четко озвучивается концепция: права человека, свобода передвижения, свобода мысли, те ценности, с которыми автоматически и априори мы согласны. Кто-то говорит, что он эту тему тоже хорошо знает, поскольку ему приходилось бывать практически во всех странах Европы, и не только. Я говорю, что эту тему тоже знаю достаточно неплохо. Когда мы переходим к следующей теме, то говорим без записи. Вот когда мы начинаем говорить без записи, и возникает вторая проблема. Нет механизмов решения проблемы сочетания протестантских и мусульманских ценностей, европейской, курдской или турецкой культуры. В публичную область эта дискуссия не выносится, но в то же время на уровне бытовой ненависти, на уровне бытового расизма эта проблема существует. И поэтому хочу еще раз подчеркнуть, что Россия в этом плане уникальна. Люди сталкиваются с проблемой двух-трех наций, этнических общностей, и уже боятся этих проблем, говоря о защите прав человека. Но когда мы пускаемся в более глубокий анализ, то видим, что человек уже в рамках ближайшего поколения относится, если угодно, с чувством ужаса к возможному развитию ситуации. К сожалению, это возможное развитие ситуации подогревается такими жестами, как, например, в Голландии убийство представителя националистической партии год назад. Такие вещи заставляют задуматься. Однозначного решения нет. Решение выглядит следующим образом. Если проявить толерантность и спокойную, жесткую, ограничивающую разрушительную активность, то второе и уж точно третье поколение проникнутся культурой. Тем более такой великой культурой, как российская. Согласитесь, что в культуре мы встречаем парадоксы. В области российской культуры заслуги представителей Грузии колоссальные. Вычленить их невозможно. Таким образом, толерантность и надежда на второе, третье поколения, которые примут эти ценности, очень важны.

Ведущая:

Когда Вы говорили о том, что к миграции нужно относиться как к данности, что ее не нужно стремиться полностью избежать, и о том, что без мигрантов нам полностью не обойтись, речь идет в основном о легальной миграции. В то же время есть миграция нелегальная, и в связи с этим Инна из Москвы задает следующий вопрос.

Владимир Николаевич, почему законодатели никак не могут продумать механизмы воздействия на нелегальных мигрантов? Существует же масса достаточно простых решений, требующих, конечно, определенных затрат, но в конечном счете способных помочь в той аховой ситуации, которая сейчас сложилась.

Плигин В. Н.:

Занимаясь этой темой достаточно последовательно, хочу сказать, что аховой ситуации нет. По крайней мере, я ее не вижу. Наш дом, в котором мы живем, строили ребята-таджики (я имею в виду дом в Москве), с моей семьей работали ребята-узбеки. Это совершенно нормальные люди, поэтому говорить об аховой ситуации невозможно. Дальше ситуация выстраивается достаточно нормально. Когда ссылаются на комплекс простых шагов, то я считаю, что в этом случае можно говорить теоретически. С точки зрения воздействия на преступника УПК очень четко регламентирует эту процедуру. С точки зрения воздействия на более широкий слой людей, например незаконных мигрантов, - депортация, обеспечение проживания на каких-то независимых территориях, охрана этих территорий, содержание людей на этих территориях, определение денежных средств, которые необходимы для вывоза этих людей с данных территорий. Здесь возникает набор достаточно непростых вопросов. Вы, наверное, знаете систему "Подвези меня" у путешествующих на машине. Наверное, в условиях прозрачности границ можно было бы изобрести способ "Перевезите меня на самолете", то есть ты проникаешь на территорию Российской Федерации, здесь тебя ловят. Если, предположим, ты гражданин одной из азиатских стран, то обратно долетишь бесплатно, если незаконно находишься на территории Российской Федерации. Это непростые решения. Они требуют организационных мер, технических и кадровых. Поэтому проблема является непростой и крайне затратной.

Ведущая:

Насколько мне известно, на тот момент, когда Президент В.В. Путин в разгар выборов в Украине объявил о том, что Россия смягчит миграционную политику в отношении граждан Украины, никаких наработок на этот счет в МВД не имелось. Однако раз Президент сказал, то необходимая законодательная база и поправки появились лишь в течение одной недели: А существующее безобразие в сфере миграции в целом по стране, неэффективные механизмы правового регулирования данной сферы, известные многим, никак не могут устранить уже в течении многих лет. Скажите, Владимир Николаевич, по Вашему мнению, это политическая воля каких-то лиц или просто бездеятельность чиновников и их нежелание решать такие щекотливые вопросы? Вопрос задает Александр, сотрудник ФМС России.

Плигин В. Н.:

Я должен сказать, что вопрос недостаточно острый. Почему? Потому что на стадии реагирования российской государственной машины на позицию, высказанную Президентом России, в достаточно быстрой степени был ратифицирован документ, который позволяет гражданам Украины жить на территории РФ без регистрации в течение 90 дней. В то же время граждане РФ находились в менее благоприятном режиме, поэтому сложился серьезный диссонанс. Госдума вынуждена была направить соответствующее обращение в Правительство РФ и оказывать дополнительное политическое воздействие для того, чтобы убрать этот диссонанс. Поэтому Александр совершенно прав в том, что наработок на этот период времени не существовало, то есть это была в известной степени быстрая реакция, вызванная понятными политическими соображениями, понятными политическими причинами. Сложившуюся диспропорцию между гражданами иностранного государства и российскими гражданами я бы оценил как некое безобразие. Но оно было устранено в оптимальные сроки.

Что касается наработки системы законодательных актов. Сейчас она создается Федеральной миграционной службой, но в рамках комиссии Совета безопасности РФ. Поэтому я надеюсь, что законодательные акты будут приведены в какую-то систему. Я должен сказать, что сейчас даже для специалистов технологически сложно поднять весь блок миграционного законодательства, особенно если мы берем законодательные акты субъектов РФ. Таким образом, в этой сфере будет действовать 3-4 тыс. различного рода законодательных актов. Соответственно, всю совокупность этих актов сложно прочитать, а одна из задач заключается в том, что законодательство должно быть адаптировано и с ним должен работать нормальный человек. Если будет такой серьезный разброс законодательных актов, их невозможно будет эффективно применять. Поэтому вполне возможно, что предложения будут сделаны. Уже предлагаются миграционные кодексы, но пока это было сделано, скорее, в политических целях, а не юридических.

Ведущая:

Игорь Иванович из Санкт-Петербурга задает интересный вопрос. Недавно Правительство РФ приняло Постановление, касающееся внедрения новых заграничных паспортов с биометрическими данными. Скажите, пожалуйста, планируют ли законодатели принять закон, позволяющий гражданам России иметь единый паспорт для внутреннего пользования и выезда за границу, пускай даже и с биометрическими данными?

Плигин В. Н.:

Игорь Иванович, проблема достаточно сложная. В настоящее время создание единого паспорта не планируется. Требования для заграничных паспортов будут отличаться от требований для внутренних документов. Пользуясь случаем, хотел бы отметить, что, в частности, под воздействием Русской православной церкви из характеристик, которые касаются внутренних документов, внутреннего паспорта, исключается такая характеристика, как личный код. Вы проблему, наверное, знаете. Следующий аспект, биометрические данные для заграничных паспортов. Здесь мы, скорее, ориентируемся на те международные соглашения, которые в настоящее время вводятся европейскими сообществами, США и которые как бы направлены на возможности дополнительного учета движения населения. Таким образом, на предотвращение ситуаций, связанных с террористической угрозой. Значит, этот вопрос в Российской Федерации будет решаться по-другому. Например, для внутренних паспортов мы вводим такой стандарт, при котором никакие цифровые показатели или другие электронные механизмы решения вопроса не будут содержать данные, которые не получают отражения в письменном виде в паспорте. То есть информация, затрагивающая аспекты в частной жизни, кодироваться не будет. Все данные в кодированном виде будут соответствовать информации, традиционно размещенной на страницах паспорта.

Ведущая:

Владимир Николаевич, как Вы считаете, правильно ли было бы внести в ФЗ "О выезде из РФ и въезде в РФ" поправки, не позволяющие лицу, депортированному или выдворенному из России, вновь въехать в нашу страну? Вопрос задает Эдуард Львович из Москвы.

Плигин В. Н.:

Да, это действительно так. Содержащиеся поправки расширяют перечень оснований, по которым лицу может быть отказано во въезде на территорию РФ. И в зависимости от оснований депортации мы действительно будем стараться не позволять ранее депортированному лицу въезжать на территорию РФ.

Ведущая:

У нас в семье такая ситуация: мои родители живут в Бельгии и являются гражданами этой страны. Я пишу им приглашение, но это нисколько не облегчает процедуру получения ими российских виз. Все как обычно. Такое ощущение, что порядок упрощенного получения виз в нашей стране для родственников действует крайне неэффективно. Будут ли устранены эти недостатки? Вопрос задает Анна Конте, Москва.

Плигин В. Н.:

Действительно, я уже отмечал о том, что касается родственников первой очереди - граждан РФ и граждан иностранных государств. Для этих родственников будет введен упрощенный порядок получения виз. В настоящее время - для совместного въезда, а в перспективе - и для въезда в принципе.

Ведущая:

Предприниматель из Москвы Алексей Воронин спрашивает. Предполагается ли увеличить срок действия въездных виз для иностранных граждан? Сейчас этот срок составляет один год, а этого зачастую бывает недостаточно.

Плигин В. Н.:

В рамках законопроекта предполагается увеличить до пяти лет срок действия для гуманитарных и деловых виз. Для других категорий виз пока остается такого же рода срок действия.

Ведущая:

Следующий вопрос задает Максим Александрович из Иркутска.

Будут ли внесены изменения в правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации?

Плигин В. Н.:

В целом регулирование транзитного проезда через территорию Российской Федерации не меняется. Но в то же время Правительству РФ будет предоставлено право дополнительно определять территории, через которые транзит запрещен.

Ведущая:

Я не слишком регламентировала Вас такими короткими вопросами?

Плигин В. Н.:

Нет, я думаю, что это придает большую определенность нашему разговору и он начинает носить конкретный справочный характер. Это также важно.

Ведущая:

Следующий вопрос от Петра из Москвы. Слышал где-то, что в законопроекте ФЗ "О порядке въезда в РФ и выезда из РФ" предлагается установить основания для аннулирования визы иностранным гражданам. Какие это будут основания?

Плигин В. Н.:

Если Вы мне позволите, я зачитаю эти основания. Все основания для отказа во въезде в РФ, соответственно, выдачи визы, могут быть разделены на факультативные основания. То есть это те основания, когда решается лицом, которому предоставлено право принимать решение, отказывать или не отказывать во въезде. Мы планируем, что такого рода дополнительными основаниями будут случаи заключения брака с гражданином РФ исключительно в целях возможности получения права на въезд в РФ и проживания в РФ (факт притворного брака будет устанавливаться судом). Следующее дополнительное основание касается того, что предыдущее пребывание на территории РФ проходило с нарушением правил установленного законодательством РФ, либо незаконно, либо происходило уклонение от выезда из РФ по истечении срока пребывания. Соответственно, помимо оснований, указанных выше, для лиц без гражданства, не имеющих постоянного местожительства в каком-либо иностранном государстве, может быть не разрешен въезд на территорию РФ. Я, например, буквально вчера столкнулся с такого рода ситуацией, когда ставился вопрос о ряде граждан одной из среднеазиатских стран (не стран СНГ), которые проживают в настоящее время на территории одной из стран СНГ. Они утратили гражданство своего государства и в настоящее время ставят вопрос о въезде на территорию РФ. Здесь возникают проблемы, поскольку в дальнейшем, скорее всего, становится понятно, что они предпримут меры раствориться или осесть на территории РФ.

Мы предлагаем также расширить перечень оснований для отказа - не факультативных, а императивных. Он включает в себя действия, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства выступает за насильственные изменения основ конституционного строя России, планирует, финансирует террористические акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, иными действиями поддерживает террористическую деятельность. Приведу один пример. Для получения визы для въезда в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства использовались подложные, либо незаконно полученные документы, либо документы, содержащие заведомо ложные сведения, либо сообщились заведомо ложные сведения о себе, о цели своего пребывания в РФ. Им в императивном порядке отказывают во въезде на территорию РФ.

Ведущая:

То есть, если я правильно поняла, перечень оснований является исчерпывающим?

Плигин В. Н.:

Перечень оснований носит исчерпывающий характер. Я думаю, что всех привлекает одно из оснований, которое уже есть в действующем законе. Тому или иному гражданину может быть отказано в случаях, если возникают вопросы обеспечения государственной безопасности РФ. Есть Постановление Правительства РФ, в котором определен перечень ведомств РФ, которые принимают такого рода решения, не мотивируя отказ. Здесь возникает вопрос обжалования действий должностных лиц, который уже имел место. В частности, судом г. Владивостока рассматривалось одно из дел. Практика обжалования достаточно распространена. Я сейчас в рамках разговора с нашими германскими коллегами хочу дополнительно посмотреть практику обжалования действий германских властей иностранными гражданами в том случае, когда отказывается во въезде на территорию Федеративной Республики Германии.

Ведущая:

Владимир Николаевич, Вы начали с того, что предпринимаете попытки для того, чтобы сузить поле для субъективного подхода к эмигрантам. Не кажутся ли Вам некоторые формулировки, которые Вы зачитывали в качестве примеров, в том числе факультативные, достаточно "каучуковыми", то есть оставляющие слишком много поводов для субъективного подхода?

Плигин В. Н.:

Любая норма права всегда предусматривает некий объем субъективного волеусмотрения. Другое дело, что мы должны установить допустимые границы этого субъективного волеусмотрения, поэтому этот объем "каучукости" все-таки очень нечеток. Допустим, речь идет об обоснованных подозрениях в том, что лицо оказывает помощь экстремистам, террористам, призывает к совершению такого рода действий - это все относительно легко устанавливаемые вещи. Но, тем не менее, я согласен с тем, что в законопроекте присутствуют "каучуковые" формулировки, о которых Вы говорите.

Ведущая:

В заключение такой вопрос. Когда все паспортные столы будут работать по единым спискам документов, которые нужно представлять для получения загранпаспортов гражданам РФ и внесениемв них информации о детях? Списки, опубликованные на сайте МВД, отличаются от тех, которые находятся в паспортных столах, и каждый паспортный стол выдвигает дополнительные требования к документам, что затрудняет получение загранпаспорта, в результате чего для получения загранпаспортов выстраиваются очереди (например, в Басманном районе). Будут ли требования к документам, необходимым для получения загранпаспорта, закреплены в законодательстве для единообразия подхода, чтобы можно было на это законодательство ссылаться при произволе работников паспортных столов? Спасибо большое, Белова Ия, Москва.

Плигин В. Н.:

Госдума готовится к принятию во втором чтении федерального закона, устанавливающего требования к основным документам, удостоверяющим личность гражданина. У этого законопроекта достаточно сложная судьба, тем не менее, в первом чтении он принят, ко второму чтению доработан. Там устанавливается исчерпывающий перечень требований, которые нужно будет выполнить, для того чтобы получить заграничный и гражданский паспорт. Есть еще один вопрос, он был прислан в письменном виде, на который я бы хотел ответить. Речь идет о следующем. Я неоднократно в сентябре-октябре анонсировал, что новый проект закона "О регистрации граждан в РФ" скоро будет внесен в Госдуму, однако этого не произошло. В связи с чем возникла проблема с внесением законопроекта и когда он будет внесен? Мы действительно ставили вопросы, проводили рабочие группы, касающиеся законопроекта "О регистрации граждан РФ", и у нас постоянно вызывало неудовлетворение то, что любой порядок, который мы предлагали или который законодательно предполагалось закрепить, содержал в себе неопределенности, дающие возможность либо существенным элементам коррупции, либо бюрократическим проволочкам, либо образованию теневого бизнеса в области продажи права на регистрацию. Формула, наработанная в тот период времени, не выдерживала этих критериев. В результате мы не смогли сформулировать достойный текст, дающий возможность, по крайней мере, убрать весь этот теневой бизнес, когда продают за 100 долларов и, может быть, больше возможность регистрации в Москве. Сейчас есть новая формула, которая разрабатывается в МВД, которая, возможно, направлена на уведомительный характер. Я теперь уже буду осторожнее говорить с точки зрения предсказаний, когда выйдет текст закона. Тем не менее, считаю заслугой Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, что мы не пошли на резкое ужесточение абстрактной процедуры, а провели интересную работу и изучили этот опыт.

Ведущая:

Спасибо. В заключение очень коротко. Этот законопроект Вы еще будете вести и не оставите его без внимания?

Плигин В. Н.:

Нет, конечно. Я надеюсь, что он родится, а заложенные в нем идеи будут прозрачными и доступными. Спасибо большое всей аудитории, которая сегодня работала с нами. Желаю прежде всего здоровья в эти весенние дни, а также любви. До новых встреч.

Читать ГАРАНТ.РУ в и