Новости и аналитика Интервью О политике правительства Москвы по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства

О политике правительства Москвы по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства

 

Интернет-интервью
министра правительства Москвы, руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
Михаила Михайловича Вышегородцева

5 сентября 2007 г. в компании "Гарант" состоялось интернет-интервью министра правительства Москвы, руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы Михаила Михайловича Вышегородцева.
Тема интервью: "О политике правительства Москвы по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства".

Интернет-интервью организовано компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

Ведущая интернет-интервью Карпунина Наталия Ивановна (Юрисконсульт компании "Гарант").

Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая Интернет-аудитория! Мы начинаем наше Интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя, Вышегородцева Михаила Михайловича, министра Правительства Москвы, руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы. Тема сегодняшнего интервью — "О политике правительства Москвы по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства".

Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников является развитие малых и средних форм производства. Малый бизнес сегодня является неотъемлемой частью рыночной экономики и не только устойчиво сохраняет достигнутые позиции, но и с каждым годом усиливает свое влияние на формирование общих экономических показателей в различных отраслях экономики. Именно малые и средние предприятия способны генерировать наиболее эффективные инновационные проекты, более чутко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, занимать недоступные крупным предприятиям ниши.

Но несмотря на ряд достижений существенной проблемой для развития малого бизнеса сегодня является не только действующая система налогообложения, но и несовершенство нормативно-правовой базы. Все это серьезно препятствует развитию малых предприятий, загоняет их в теневой сектор.

Принимая во внимание важную роль малого бизнеса в экономике, правительство уделяет большое внимание вопросам развития и поддержки предпринимательства, созданию оптимальных условий для его развития, а также решению социально-экономических проблем.

В ходе нашего интервью планируется обсудить активные проблемы законодательного обеспечения экономической политики, развитие малого и среднего предпринимательства, налоговое регулирование, государственные гарантии, а также развитие механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства. На эти и другие актуальные вопросы Интернет-аудитории ответит руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы Вышегородцев Михаил Михайлович.

К моменту нашего Интернет-интервью поступило несколько десятков различных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю. Для удобства мы разбили вопросы на блоки в соответствии с их тематикой.

Ведущая: Первый блок вопросов — это блок, касающийся законодательного регулирования малого и среднего бизнеса. "Федеральный закон "О развитии малого и среднего бизнеса в Российской Федерации" был подписан 24 июля президентом Российской Федерации. Какие же критерии в соответствии с новым законом являются определяющими для признания бизнеса малым?" Вопрос от Кирилла из Мытищ.

М. М. Вышегородцев: Прежде всего, добрый день. Мне очень приятно общаться с Интернет-аудиторией. Скажу сразу, что вот такое Интернет-интервью у меня первое. Обычно я общаюсь напрямую с журналистами, в пресс-центре, когда журналисты задают вопросы, а здесь вопросы идут от предпринимателей, и я думаю, что они будут профессиональные, и я постараюсь на все эти вопросы так же профессионально ответить.
Прежде всего, хочу сказать, что Федеральный закон, подписанный президентом, не только определил, что такое есть "малый бизнес", но и определил, что есть такое "микробизнес" и "средний бизнес".
Итак, микропредприятия в составе малых предприятий — это предприятия от 1 человека до 15 человек, малые предприятия — от 16 человек до 100 человек, и средние предприятия — от 101 человека до 250 человек. Это первый критерий.
Второй критерий должен быть разработан Министерством экономики Российской Федерации и (или) утвержден Правительством Российской Федерации. Этот второй критерий, один или другой, будет определять малый бизнес по объему средств, обороту средств, которые проходят через данное предприятие, либо сумме основных средств этого предприятия, то есть или — или.
Критериев будет всего два, поэтому, исходя из этих двух критериев, малые или средние предприятия будут и попадать под эту градацию.
На сегодняшний день Торгово-промышленная палата Российской Федерации при обсуждении проекта закона дала свои предложения. Эти предложения по объему средств, проходящих через малое предприятие, немножко приближаются к европейскому уровню оборачиваемости средств, который утвержден в странах ЕС.
Сейчас могу ошибиться с точными цифрами, но микропредприятие — до 60 миллионов рублей, малое предприятие — по-моему, от 60 до 250, и среднее предприятие, там уже за 1 миллиард рублей. Серьезные цифры, которые позволяют Москве не притормаживать в развитии малого и среднего бизнеса, потому что и для Москвы это хороший показатель, а уж другим регионам будет повод подтянуться к этим цифрам очень серьезно, и тем более дать толчок развитию малого и среднего бизнеса в регионах.
Но осталось дело за немногим — чтобы правительство Российской Федерации, МЭРТ особенно, согласовав это с Министерством финансов и другими ведомствами, утвердило это постановление Правительства Российской Федерации.
Здесь у меня есть сомнения. Я видел, как трудно проходил Федеральный закон, как много оттуда в результате пришлось исключить тех норм, которые бы играли на развитие бизнеса, на движение вперед, но, тем не менее, тот закон, который в результате мы все-таки имеем, он тоже имеет очень хорошие, положительные моменты.
Это закон, позволяет субъектам федерации разработать свои региональные законы, и в рамках возможностей своих региональных бюджетов оказывать поддержку малому и среднему бизнесу, что, мы, собственно, до конца года и сделаем. Мы разработаем свой, московский закон, и примем его, внесем изменения в комплексную программу развития и поддержки малого бизнеса и будем в рамках нашего московского закона и федерального закона, естественно, поддерживать наши малые и средние предприятия. И микропредприятия. Спасибо.

Ведущая: Спасибо, Михаил Михайлович. Следующий вопрос от Дениса Глухова из Воронежа. Новый закон обещает предпринимательству разные способы поддержки, но в большей части не содержит никаких четких обязательств. Одновременно же признается утратившим силу действовавший закон, который гарантировал малому бизнесу конкретные льготы. Чего ждать предпринимателям после вступления этого закона?"

М. М. Вышегородцев: Я считаю, что каждый субъект федерации в рамках рамочного закона, Федерального закона, имеет право принять свои региональные законы, и, учитывая то, что налоги от налогообложения малого бизнеса поступают в региональные бюджеты и местные бюджеты, — принять такие законы, которые будут направлены на реальную поддержку, реальное льготирование малого бизнеса, реальные преференции малого бизнеса в рамках тех средств, которые выделят местные бюджеты и федеральный бюджет, потому что федеральный бюджет Министерство экономики сегодня придумало, с нашей точки зрения, очень правильно. Очень справедливый инструмент поддержки региональных программ федеральными бюджетными деньгами. Софинансируют региональные и муниципальные программы 50 на 50, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Москва и Санкт-Петербург финансируются из пропорции 70 на 30, соответственно, 70% платит Москва или Санкт-Петербург, и 30% доплачивает федеральный бюджет. Любой субъект федерации, в том числе и Воронежская область, может принять региональный закон — а может быть, и город Воронеж может принять муниципальный закон, и в рамках этого закона оказывать реальную, конкретную поддержку, исходя из возможностей бюджетов.

Ведущая: Следующий вопрос от Марины из Москвы. Повлечет ли за собой изменение московской нормативной базы принятие нового закона, и в какие, вообще, нормативные акты планируется внести изменения прежде всего?

М. М. Вышегородцев: Да, безусловно, мы будем менять московское законодательство. Московский закон о развитии малого предпринимательства у нас был принят в 1995 году, то есть уже 12 лет назад, и не отменен с принятием Федерального закона. Мы до конца года разработаем новый московский закон, где пропишем все формы поддержки малого бизнеса с учетом принятого Федерального закона. Это первый закон. Далее, мы будем вносить изменения в нашу комплексную программу развития и поддержки малого бизнеса. Это постановление правительства Москвы, которое определяет направление поддержки и приоритеты поддержки малого бизнеса. Мы также будем вносить туда коррективы. Ну, и город не собирается отказываться от льгот и преференций малому бизнесу по тем направлениям, где у нас сейчас оказываются эти льготы и преференции. Я говорю об аренде городской собственности, городской недвижимости, хотя в Федеральном законе прописана норма создания, формирования регионального фонда имущества. Это не только недвижимость, это еще и основные средства, которые передаются в аренду малому бизнесу, и здесь условия аренды этого имущества могут, опять же, предоставляться на льготных условиях. Поэтому мы будем это все прописывать в наших московских нормативных актах. Мы не собираемся отказываться от льгот по аренде земли или от льгот по переоформлению договоров аренды земли. Это тоже очень важно, потому что многие наши малые предприятия пользуются этой льготой. По подсчетам Департамента земельных ресурсов ежегодная сумма тех средств, которые бюджет недополучает из-за того, что эта льгота действует, составляет 2 миллиарда рублей.
То есть я эту цифру назвал потому, что к той цифре, которую реально бюджет выделяет — 1,9 миллиардов рублей, а в следующем году это будет 2,1 миллиарда рублей — мы можем добавить еще те цифры, которые опосредованно город выделяет малому бизнесу. Вот, два миллиарда рублей — это экономит малый бизнес на переоформлении договоров аренды земли. Мы могли бы эти деньги получать в бюджет, а потом из бюджета направлять к тем 1,9 миллиардов. Но мы делаем по-другому, мы делаем эту льготу. Я сейчас не готов сказать, какую сумму в льготном режиме город предоставляет по аренде недвижимости, я могу лишь сказать, что на сегодняшний день — это вчера звучало на заседании правительства Москвы — два миллиона квадратных метров нежилых помещений московской недвижимости сдается в аренду малому бизнесу. Два миллиона. Не все они сдаются по льготам, но думаю, что часть все равно сдается льготно малому бизнесу, и поэтому эта форма поддержки бизнеса существует, и она останется. Поэтому мы намерены продолжать вот эти льготы предоставлять малому бизнесу.

Ведущая: Спасибо, Михаил Михайлович. Мы переходим к следующему блоку вопросов, который касается кредитования малого и среднего бизнеса. Следующий вопрос от Андрея Валерьевича Лисовцова из Москвы. Уже давно главной проблемой для малого и среднего предпринимательства является недоступность банковских кредитов. Какие меры планирует Правительство Москвы, чтобы хоть как-то решить эту проблему?

М. М. Вышегородцев: "Недоступность банковских кредитов", я думаю, что это сильно сказано. Мне кажется, что сегодня банки даже борятся за заемщиков. Банки с удовольствием ждут у себя в том числе и малые, и средние компании, для того чтобы посмотреть те бизнес-планы, которые прописывают бизнес этих предпринимателей, и дают ответ на перспективы возвратности данного кредита. Проблема в другом. Проблема в том, что сегодня малый бизнес, микробизнес, индивидуальный, частный предприниматель не может грамотно оформить эту заявочку, не может грамотно оформить бизнес-план. Я как-то общался в одной банковской аудитории, и мне один банкир сказал: "Что вы! Мы даже не называем предпринимателям слово "бизнес-план", потому что он сразу разворачивается и уходит, потому что он не понимает, что это такое, что от него хотят". Поэтому научить предпринимателя грамотно оформить документы — это задача уже наша как раз, и мы за нее взялись, и ее решаем вместе с предпринимателями. Это первая проблема, по которой банки не дают кредиты. Потому что просто предприниматель не может правильно попросить — ну, как в там анекдоте: "Боже, почему же ты не помог ему?" — "Я бы ему помог, если бы он у меня попросил".
Второй вопрос. Не все малые предприятия, да и средние предприятия, микропредприятия, работают, показывая все обороты, и, соответственно, когда составляются документы, нельзя показать окупаемый проект. Соответственно, это называется "черная", или "в черной плоскости", "в серой плоскости", "в тени" — как угодно можно это называть. Работают не всегда честно. И в этом есть вторая проблема, по которой банки неохотно кредитуют такие малые предприятия.
И третий момент — это не у всех малых, микро-, индивидуальных предпринимателей есть залог, гарантия возвратности данного кредита.
Вот три проблемы, которые возникают у предпринимателя при получения кредита и у банка при выдаче кредитов. Наверное, здесь есть проблемы и у банка, потому что денег сегодня у банков достаточно, и они сегодня с удовольствием кредитуют малый бизнес, но тот малый бизнес, который имеет внятную политику, внятный бизнес-проект и внятный бизнес.
Мы решаем все три проблемы. Давайте, начну с последней. Для того, чтобы малое предприятие получило кредит в банке и для того, чтобы банк спокойно выдал этому малому предприятию кредит, даже если у этого предприятия нет обеспечения, мы создали Фонд содействия кредитованию малого бизнеса, и этот Фонд содействия кредитованию малого бизнеса выступает поручителем за малое предприятие при получении кредитов в отобранных по конкурсу банках. Сегодня их 16. Названия этих банков вы можете посмотреть на сайтах Департамента, на сайтах системы поддержки малого предпринимательства. Я думаю, что и система "Гарант" даст информацию об этих банках.
Эти банки профессиональны, и работают с малым бизнесом профессионально. Они имеют продукт специально для малого бизнеса, они умеют в быстром режиме оценивать заявку малого предпринимательства. Если нужно, они помогут оформить бизнес-план.
Таким образом, предприниматель, получая залог со стороны Фонда содействия кредитованию малого бизнеса, становится ликвидным заемщиком и, соответственно, может получить кредит в банке, даже не имея собственного ликвидного залога на 100% обеспечения.Это первая проблема. Могу сказать, что Центробанк воспринял наши шаги очень положительно. Если раньше банк обязан был такого заемщика относить к третьей категории, рисковой категории заемщиков, то сейчас с гарантией Фонда содействия кредитованию малого бизнеса эта категория перешла уже во вторую, то есть более обеспеченные заемщики. Это плюс, потому что тем самым банки не резервируют большие средства, и, соответственно, банковская ставка опускается. Сегодня она составляет 13, 14, 15 — ну, вот мы уже даже 16 процентов, когда приносят нам такие заявочки, говорим, что это много.И дальше, я все-таки еще хочу пояснить по оформлению бизнес-плана. Мы оказываем содействие предпринимателям в оформлении бизнес-плана. У нас создана инфраструктура поддержки малого бизнеса, у нас созданы территориальные центры поддержки малого предпринимательства. В каждом административном округе есть свой центр, где предпринимателю окажут помощь в составлении такого бизнес-плана, чтобы нормальный проект был воспринят банком и, соответственно, банкиры выдали под этот проект кредит.
И еще одна тема, которую не могу не затронуть — финансовая поддержка. Не всем нужны банковские кредиты, многим предпринимателям нужны деньги вчера, и быстро. Мы сейчас создаем , и я думаю, что до конца года мы создадим микро-финансовую сеть в городе Москве, и, таким образом, закроем еще одну нишу, и заместим на рынке потребительского кредитования предпринимателями вот этим видом услуг, микрокредитование. Это в ускоренном режиме выдача кредитов, даже без залогов, даже без поручительства, только под проект, с выездом на место, с оценкой бизнеса. Но это будут небольшие кредиты, до миллиона рублей. Я считаю, у нас сегодня больших проблем в этом вопросе не возникает, бизнес очень хорошо воспринял нашу схему. Ну, а если вопросы о предпринимателе будут возникать, и если будут проблемы в получении финансов, мы готовы рассматривать любые предложения и идти на изменение схемы. Мы оставили формы субсидий, особенно начинающим предпринимателям, из бюджета города Москвы. Мы оставили субсидии молодежным предпринимателям и малым предпринимателям из числа молодежи, которые начинают или реализуют свой бизнес. Мы оставили субсидии инновационным предпринимателям, потому что считаем, что Москва должна развиваться в направлении инноваций, Москва должна развиваться в направлении науки, и у Москвы есть в этом плане очень хорошие перспективы. Вот ответ-то очень длинный, но тем не менее, он как бы полностью раскрывает возможность получения банковских кредитов.

Ведущая: Спасибо, Михаил Михайлович. И следующий вопрос также как бы в продолжение Вашего ответа, он поступил от многих наших пользователей. В частности вопрос от Михаила Ивановича Вяземского, предпринимателя из Москвы. Европейские банки дают деньги под проценты 12-10% и даже под 9%, тогда как наши российские — под 15-20% и больше. Ни считаете ли Вы, что необходимо обратить меры именно на это при реализации нового закона? Потому как, если этот процент не будет снижен, то работать закон всё равно не будет.

М. М. Вышегородцев: Ну, в законе об этом ничего не говорится, а по поводу процента банковской ставки я уже частично сказал. Вот выступая залогом, поручителем за такого предпринимателя, банки уже снижают ставки, и я уже реально говорю, что мы уже по поводу 16% — с банками начинаем ругаться. 13-14-15% — это сегодня реальная ставка банковского кредита, который выдается предпринимателю под залог фонда содействия кредитования малого бизнеса.
Но это еще не всё. У нас есть еще одна форма финансовой поддержки предпринимателей. Если предприниматель развивает свой бизнес в приоритетных областях — это производство, это инновации, это ЖКХ, это бытовое обслуживание, это молодежное предпринимательство, это социальная сфера, это ремесленничество — мы можем компенсировать ставку банковского кредита на две третьих ее ставки.
То есть, если предприниматель получает ставку банковского кредита 15%, то бюджет может взять на себя 10%, и предпринимателю достается ставка 5% годовых. Эта форма поддержки у нас есть, и любой предприниматель этим может воспользоваться — нужно оформить документы, нужно оформить заявку — и есть перспектива получить эти деньги, мы ждем таких предпринимателей.

Ведущая: Спасибо, Михаил Михайлович. Мы переходим к следующему блоку вопросов, который касается не менее актуальной темы для нашего малого предпринимательства — это торговля. Основная проблема малого предпринимательства заключается в том, что примерно 10% населения страны обладают очень высокими доходами и ориентированы на импортные товары, а почти у 37% граждан денег хватает только на приобретение продуктов питания и одежды, они ориентированы на российские и всё чаще на китайские товары или товары подобного качества. Именно по этой причине малому и среднему бизнесу, который занимается изготовлением готовых продуктов для распространения на Родине, просто не остается места на рыночном поле. Будет ли оказываться содействие малому и среднему предпринимательству в продвижении товаров на внутренний и внешний рынок? И каким образом будут осуществляться данные меры? Вопрос от Светланы Тереховой из Москвы.

М. М. Вышегородцев: Не только будут, но уже давно осуществляются. В инфраструктуре поддержки малого бизнеса существует такая структура, такая организация под названием "межрегиональные маркетинговые центры". Задача этих межрегиональных маркетинговых центров в продвижении продукции московских производителей на региональные и международные рынки. Мы компенсируем затраты малых предпринимателей на 50% при деловых миссиях в регионах с той продукцией, которую выпускают наши московские предприниматели. Но мало того, что мы компенсируем затраты при выезде в регионы со своей продукцией, мы еще и предварительно проводим маркетинг в этих регионах, вот система ММЦ проводит маркетинг в этих регионах с целью поиска потенциальных покупателей, потенциальных партнеров, потенциальных потребителей продукции московских малых предприятий. И когда вот такая деловая миссия приезжает в регион — уже на подготовленную почву, когда на переговоры приходят люди, которые пришли не просто поглазеть на выставку, а которые уже реально заранее понимают, что та продукция, которая привезена, она интересна, она нужна.
И до 80% вот таких деловых миссий, поездок... происходят успешно, происходит подписание соглашений, договоров, договоров поставок. А также не только в момент проведения этих деловых миссий, но еще, допустим, и в течение месяца после такой поездки происходят контакты, происходит работа. И в дальнейшем предприниматели, которые пользуются услугами ММЦ, получают партнеров в регионах. Я уже сказал, повторюсь еще раз — мы финансируем на 50% затраты малого предпринимателя при выезде вот в регионы.
Мы также финансируем на 50% — минимум на 50%, какие-то выставки, мы на 100% финансируем — участие в выставочно-ярмарочных предприятиях как в Москве, так и в регионах, так и за рубежом тех предпринимателей, которые имеют свою продукцию, которую готовы показать. Сейчас у нас огромное количество инновационных выставок, мы очень заинтересованы в том, чтобы наша инновационная продукция продвигалась на зарубежные рынки. И мы помогаем таким предпринимателям получить патенты, получить свидетельства на свои изделия, в том числе и зарубежного образца, для того чтобы вот это изделие, эта инновация не была потеряна, не была украдена.
И мы знаем, что эти расходы достаточно серьезны для предпринимателя — не каждый может из своих карманов их оплатить — город заинтересован в том, чтобы были и зарубежные поставки, поставки на экспорт, поэтому мы помогаем предпринимателям осуществить такую вот работу и платим за это тоже бюджетные деньги. Поэтому эта работа ведется, она будет и дальше продолжаться вестись в этом же направлении — это система ММЦ, это система выставочно-ярмарочных мероприятий.

Ведущая: Своим ответом Вы дали ответ и на следующий вопрос, который был от Владимира Исакова из Москвы. Он звучит следующим образом: для развития малого и среднего бизнеса в России необходимо улучшать условия для доступа российской продукции прежде всего на иностранные рынки — и планируются ли вообще такие меры? Если да, то каким образом?

М. М. Вышегородцев: Да. Еще раз повторю, мы тратим бюджетные деньги на те расходы, которые несет предприниматель, расходы связанные с оформлением патентов, оформлением лицензий, оформлением сертификатов на поставки за рубеж.

Ведущая: Спасибо, Михаил Михайлович. А мы переходим к следующему блоку вопросов, которые посвящены кадровым проблемам малого и среднего бизнеса. Я зачитаю сразу пару вопросов от Сергея Николаевича Абрамова из города Королева и Юрия Андреевича Симонова из Московской области — по поводу подготовки кадров, в этом направлении. Ведь известно, что большинство начинающих предпринимателей мало образовано в этом вопросе — планируется ли разработка и внедрение каких-либо программ и мер? И одна из проблем среднего и малого бизнеса связана с нехваткой кадров — сейчас практически невозможно найти хорошего рабочего даже на высокооплачиваемую должность — планируются какие-либо меры в этом направлении?

М. М. Вышегородцев: Что касается подготовки кадров. Эта работа ведется, ведется давно, и мы не собираемся отказываться от этой работы и в дальнейшем. Мы готовим кадры, у нас на это в бюджете города выделяются значительные средства. К слову сказать, в прошлом году это было 116 миллионов рублей, в этом году — около ста миллионов рублей.
Мы готовим, подготавливаем, переподготавливаем, повышаем квалификацию кадров руководителей, работников, менеджеров малых предприятий по многим-многим программам, которые заявляют сами предприниматели при опросах — мы работаем на заказ, что называется. Есть 72-часовые курсы подготовки и повышения квалификации, есть экспресс-семинары.
И наша задача заключается в том, что мы на прочтение такого курса отбираем учебные заведения по конкурсу или такие организации, которые имеют право проводить такие обучающие семинары, занятия. Далее, после того как отобрана по конкурсу эта организация, объявляем набор слушателей, и соответственно, слушатели приходят и получают вот такую подготовку. За часть семинаров мы платим сами 100% из бюджетных средств. Это для категории работников, жителей Москвы, которые, допустим, длительное время не работали, и этот перерыв в работе был связан (особенно для женщин) с рождением детей, с воспитанием детей, перерывы по болезни, и так далее. То есть, эта категория может претендовать на подготовку, переподготовку, повышение квалификации за счет стопроцентных бюджетных средств. Молодежные предприниматели, молодежь мы так же стопроцентно обучаем за бюджетные деньги.
Есть семинары, которые мы финансируем на 70%, есть семинары, которые мы финансируем на 30%, а есть семинары, особенно экспресс-семинары, которые стопроцентно оплачивают сами предприниматели, но им предоставляем наш Центральный дом предпринимателя для проведения таких семинаров, мы даем активную рекламу таких семинаров.
Как правило, это семинары, которые очень хорошо посещают сами предприниматели, и здесь нет необходимости как бы компенсировать эти затраты, а в основном это вопросы, связанные с налогообложением, с законодательством, какие-то там вопросы связанные с информацией. Допустим, сегодня очень много вопросов по участию в конкурсах — как выиграть конкурс на получение городского заказа. То есть, вот эти семинары, пройдя обучение, предприниматель получает массу информации,за счет которой получает возможность очень активно двигаться вперед.
Приведу пример по горзаказу. Только по капитальному ремонту жилого фонда на следующий год город выделяет 40 миллиардов рублей. А за три года он выделит 340 миллиардов рублей. Вы представляете, какой объем средств может получить малый и средний бизнес, если он грамотно оформит заявку на участие в конкурсе? Потому что оформление грамотной заявки на участие в конкурсе — это, если уж не 50%, то 30% успеха в ста процентах, вот абсолютная цифра.
Поэтому, конечно, очень важно предпринимателю получить исчерпывающую информацию от специалистов, как грамотно оформить заявку, подать на участие в конкурсе, и соответственно, выиграть ее. Поэтому вот такие семинары, такая форма оплаты, она у нас практикуется. А что касается проблемы нехватки кадров, то я с этим безусловно согласен. К сожалению, эта проблема не решается так просто — есть демографический провал, кадров не хватает, и многие предприятия перепокупают кадры в других компаниях, то есть, идет такой вот поиск и перекупка грамотных специалистов за большие деньги у компаний, работающих... у работающих конкурентов. К сожалению, я здесь не смогу дать такого рецепта, как действовать в этом направлении. Я понимаю, что и перекупать кадры рекомендовать не могу, но тем не менее каждый предприниматель решает эту проблему сам: либо он готовит свои же кадры, либо он предлагает более высокую заработную плату для кадров. Либо он предлагает массу других социальных программ для такого работника, который, получая такую социальную программу (это называется "социальный пакет"), с удовольствием работает на таком предприятии и никуда уже не уходит. Но каждый предприниматель, каждый руководитель эту проблему решает для себя сам.

Ведущая: Спасибо. И следующий вопрос от Киры Борисовой из Московской области, он уже был частично затронут ранее: городские власти активно поддерживают молодежные предпринимательские инициативы — почему молодежный бизнес потребовал отдельной работы в этом направлении, и какие советы Вы могли бы дать тем, кто собирается открывать свое дело в Москве?

М. М. Вышегородцев: Вы знаете, когда в прошлом году в Центральном доме предпринимателя мы проводили актив работников малого и среднего бизнеса в городе, сидя за столом президиума, мэр обратил внимание, что в зале малый бизнес Москвы представляют уже немолодые люди. И тогда эта тема была поднята, мы ощутили, что сегодня молодежь активнее хочет пойти в чиновники, на наемную работу. Тем более предыдущий вопрос показывает, что хороший наемный работник получает хорошую заработную плату, и не нужно думать о собственном бизнесе 24 часа в сутки. Не нужно рисковать, потому что ты наемный работник, ты завершил работу пусть даже в 8 часов вечера, оставшись на 2-3 часа после работы, но ты свободен — ты не думаешь о бизнесе, думают его владельцы. А вот открыть собственный бизнес это... это призвание — не каждый сегодня просто так готов пойти на такие шаги, потому что это риски. Конечно, немного больше заработной платы, но безусловно и большие риски.
Кто как ни молодежь сегодня готова рисковать? А мы готовы помогать молодежи приходить в бизнес, и поэтому мы выстроили отдельную программу по поддержке молодежного предпринимательства. У нас есть отдельное положение о финансировании молодежных проектов, мы отдельно выделяем деньги на финансирование молодежных предпринимательских коллективов, отдельно — молодежных предпринимателей, отдельно мы поддерживаем те фирмы, которые состоят из молодых людей. То есть, это отдельное направление, и мы очень заинтересованы, чтобы молодежь приходила на смену, потому что тогда, когда рушился Союз, и когда был дан старт кооперативному движению, это было 20 лет назад, тогда это была просто безысходность такая: либо ты оставался без средств к существованию, либо ты шел работать в бизнес. Сейчас такой необходимости у молодежи нет, и сейчас нужны другие стимулы, и эти стимулы мы как раз прописали и в постановлении правительства Москвы о поддержке молодежного предпринимательства, и в наших программах финансовой и имущественной поддержке по молодежному предпринимательству. Развитие "бизнес-инкубаторов", которые существуют в городе. Их два — в Строгино и Зеленограде. Мы хотим, чтобы молодежь приходила в эти "бизнес-инкубаторы", в технопарки и открывали свои малые предприятия, в том числе инновационной направленности. Мы поддерживаем те технопарки и "бизнес-инкубаторы", которые открыты при высших учебных заведениях, при МГУ, при МИФИ, других институтах, университетах.
Это очень правильно, потому что альма-матер дает возможность сделать эти первые шаги в бизнесе, поддерживая молодых ребят на первом этапе. А когда люди уже вкусили, что называется, свободы, потому что еще плюс предпринимательства в том, что ты сам себе посвящен, то есть, ты сам можешь планировать свою работу. Какие плюсы, какие минусы перевесят, конечно, это решать каждому, и тем не менее, когда люди уже почувствовали вкус свободы предпринимательства, то они работают именно в этом направлении.

Ведущая: Спасибо, Михаил Михайлович. А мы переходим к следующему блоку вопросов, посвященных самым различным проблемам малого бизнеса. И первый вопрос этого блока прислал Иван Глазунов из Москвы: одной из самых болезненных проблем для бизнеса была и остается нехватка помещений — как остановить безудержный рост арендной платы? Аренда способна задушить любое начинание, потому что квадрат офисной площади в московских бизнес-центрах класса "А" стоит до тысячи долларов.

М. М. Вышегородцев: Я думаю, что класс "А" стоит от тысячи долларов. Но давайте, мы не будем сегодня для малого бизнеса предлагать офисную площадь класса "А", я думаю, что малого бизнеса сегодня хороша и офисная площадь класса "С", ну, или "В". На самом деле, эта проблема есть, мы ее знаем, и мы ее активно решаем.
Вчера на заседании правительства мы отчитывались о ходе реализации первого этапа программы строительства нежилых помещений для малого бизнеса. Эта программа была принята в 2004-м году, и срок окончания первого этапа — 2006-й год, второго этапа — 2008-й год. За 2004-2006-й год мы дали малому бизнесу миллион 740 (почти 800) тысяч квадратных метров нежилых помещений. Второй этап — это миллион 900 тысяч квадратных метров нежилых помещений, которые мы тоже должны за остаток 2007-го года и 2008-й год дать малому бизнесу. Мы вчера презентовали правительству Москвы, и мэр нас поддержал в том, что мы будем строить такие бизнес-центры уже не за бюджетные деньги, а за соинвестирование, за деньги самих предпринимателей. На первом этапе мы за бюджетные деньги проектируем эти бизнес-центры, на втором этапе приглашаем предпринимателей стать совместными долевыми собственниками при строительстве этих помещений.
Программа востребована, программа нашла сегодня своего потребителя, интерес огромен. В наших планах вот за этот год и следующий год построить всё-таки те миллион 900 тысяч квадратных метров вместе с объектами шаговой доступности, вместе с объектами районного значения. Ну, а дальше... мэр вчера сказал, что нам нужно принять уже в следующем году программу на 2009-2011-й годы, комплексную программу. Я вовсе не ратую, что с принятием программы у нас сразу появятся вот эти нежилые помещения, я говорю, что главное — то, что мы нашли вариант, когда реальный малый предприниматель может получить себе помещение в собственность, построив их в составе большого многофункционального делового центра. Первый объект, мы уже провели конкурс — это по адресу Миклухо-Маклая. На выходе сегодня, это конец этого года, начало следующего — еще 4 объекта, где мы будем проводить конкурсы. А дальше пойдет как снежный ком. Сегодня в заделе 17 объектов, каждый объект площадью от 10-ти тысяч квадратных метров до 50-60-ти тысяч квадратных метров. Это серьезный вброс на рынок недвижимости, недвижимости для малого и среднего бизнеса.
Вчера мы говорили о строительстве магазинов шаговой доступности над ЦТП, над ДЭЗами, встроенные, пристроенные помещения многоэтажных гаражных комплексов. Я думаю, что всё это в комплексе даст серьезное решение проблемы нехватки нежилых помещений для малого бизнеса.

Ведущая: Спасибо. И следующий вопрос от Алексея Викторовича Белоусова, предпринимателя из Московской области: основной причиной ухода в тень были и остаются высокие налоговые ставки, важнейшим неналоговым фактором считают коррумпированность государственного аппарата (это и неформальные выплаты при получении лицензий, сертификатов, разрешений, которые требуют получения неучтенной наличности), всё это безусловно мешает развитию бизнеса — что делается в этом направлении?

М. М. Вышегородцев: Давайте по квадратам волноваться. Первый квадрат — это высокие налоговые ставки. Знаете, мне кажется, что если мы говорим о малом бизнесе, то закон об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности позволяет вообще не говорить о высоких налоговых ставках — абсолютно приемлемый вариант: 6% от оборота малого предприятия, если оборот не превышает в этом году 24 миллиона, а в следующем году это сумма будет индексирована на коэффициент дефлятор. Либо 15% дохода минус расходы, куда на расходы можно списывать абсолютно всё.
Но что проще, о какой высокой налоговой нагрузке мы говорим?! Не понимаю. Когда предпринимателям, заплатив вот эти налоги — 6% либо 15% — не надо больше платить никаких налогов. Индивидуальный частный предприниматель, патентная система — ну, что?
Да. Если у предпринимателя сегодня оборот больше, если предприниматель сегодня перешел в категорию среднего бизнеса, тогда да — тогда система бухгалтерского учета достаточно затруднена, и... Ну, здесь нужно понимать, что это уже серьезное предприятие, что у предприятия много сотрудников, что нужно учитывать, нормально вести бухгалтерию, и нужно сдавать налоговую отчетность. Может быть, в Московской области (всё-таки вопрос из Московской области) и есть эти проблемы, я считаю, что в Москве эти проблемы решены.
Что касается неналогового фактора, коррумпированности государственного аппарата, неформальной выплаты — не платите. Не платите, потому что уголовный кодекс наказывает как человека берущего, так и человека дающего. Помните об этом.

Ведущая: Спасибо. Еще один вопрос от Виктории Бойко из Москвы: проблема социальной ответственности бизнеса перед обществом стоит сегодня достаточно остро, проработанных схем нет, каждый понимает это по-своему — что-то будет делаться в этом направлении?

М. М. Вышегородцев: Я не знаю, в чем здесь проблема — социальная ответственность бизнеса. Знаете, заговорили об этом, о социальной ответственности бизнеса наверное тогда, когда начался процесс по делу Юкоса, тогда и начали говорить о социальной ответственности бизнеса. Тогда Президент собрал крупный бизнес, и начал говорить о том, что: "Давайте идти не навстречу друг другу..." Вернее так: "Не друг от друга, а навстречу друг другу или хотя бы в одном направлении, решая проблемы — должна быть некая ответственность бизнеса". После этого разговора с бизнесом, я считаю, что многое сдвинулось. Первое, мы сейчас очень активно ведем работу с бизнесом по подготовке молодежи к бизнесу. У нас разработаны и отдельные образовательные программы, и вот по программе "школьник-ТВ" мы запустили цикл передач, и по другим телевизионным каналам, где предприниматели рассказывают об истории своего успеха в бизнесе.
Если вы обратили внимание, газета "Московский комсомолец" в приложении "малый бизнес" дает такие же блоки историй успеха. Мы хотим, чтобы удачные, успешные предприниматели выступали как бы в качестве пропагандистов успешного бизнеса и тем самым призывали, чтобы в бизнес приходили новые молодые люди. Я считаю, что это одна из форм такой социальной ответственности бизнеса. Далее, если говорить о поддержке социальных программ, если говорить о поддержке благотворительных программ, то реально в Москве существуют нормативные документы, постановления правительства Москвы о поддержке благотворительной деятельности. Да, мы сегодня потеряли льготы, которые были раньше у предпринимателей, если этот предприниматель финансировал благотворительность, и сегодня наше законодательство резко отличается от законодательства в зарубежных странах, где поощряются отчисления на благотворительность. Сегодня каждый предприниматель в отсутствии жестких законодательных актов вот это понятие "социальная ответственность" воспринимает сам. Но могу сказать, что мне, может быть, повезло, может быть, я занимаю такую должность — очень часто приходится встречаться с теми людьми, которые сами говорят: "Мы готовы, мы просто хотим этого, не потому что нас просят, а готовы поддержать и детские дома, и те семьи, которые нуждаются, оказались в трудной жизненной ситуации, и инвалидные какие-то учреждения". То есть, здесь ответственность есть. Конечно, я не могу сказать, что это стопроцентно, но каждый эту рубашечку примеряет на себя сам.

Ведущая: Спасибо. И следующий вопрос от Ильи из Московской области, он звучит следующим образом: какие факторы всё-таки препятствуют активному развитию цивилизованного малого бизнеса в России?

М. М. Вышегородцев: Я считаю, что никакие факторы сегодня не препятствуют активному развитию цивилизованного малого бизнеса в России — абсолютно. Есть законодательная база, есть нормативная база. Я считаю, что в некоторых регионах (вот этот фактор могу сказать) губернаторы не понимают преимущества развития малого бизнеса и среднего бизнеса, не понимают и не помогают этим процессам. И отсюда идет перекос не только в собираемости налогов, а Москва сегодня собирает от малого бизнеса 30% налогов, но и прежде всего — не решаются социальные вопросы.
Вот показатель. Я не знаю, какая сейчас ситуация, но два года назад две области, Хакасия и Нижегородская область — жители Нижегородской области уезжали работать в Хакасию, потому что уровень заработной платы в Хакасии был выше, чем в Нижегородской области. Это вам в качестве примера, где администрация одной области придавала большое значение, внимание развитию малого и среднего бизнеса, а другая область на это внимания как бы вообще не обращала и пустила всё на самотек. А малый бизнес сегодня для Москвы — это вообще два с половиной миллиона работников, это почти половина трудоспособного населения Москвы. В других регионах картина примерно одинаковая, ведь не крупный бизнес дает массу рабочих мест в том или ином регионе — мелкий и малый бизнес, средний бизнес дает эти рабочие места. Так вот основанная масса людей, понимая, что в этой области заработать невозможно, потому что уровень зарплаты маленький, уезжает в другую область.
Такую же картину мы видим и в Москве — миграция, ежедневная миграция из области в Москву составляет два миллиона человек. Ежедневно на электричках, на автобусах, на микроавтобусах, на собственных машинах из области в Москву приезжает трудиться два миллиона человек. Почему — да потому что уровень заработной платы в Москве намного выше, чем в Московской области. И это тянет людей сюда, а не наоборот. Вот в этом и есть ответ на этот вопрос.

Ведущая: Спасибо. А следующий вопрос от Олега Викторовича Смирнова из Московской области: особую поддержку (отдельная статья в новом федеральном законе) будут получать производственный и наукоемкий бизнес, а так же ремесленничество — какие меры поддержки планируются для предпринимателя этого направления?

М. М. Вышегородцев: Что касается инновационного малого бизнеса, наукоемкого малого бизнеса, то Москва открыла уже два "бизнес-инкубатора" — это "бизнес-инкубатор" в Строгино, и мы приглашаем предпринимателей, работающих в направлении IT, которые желают разместиться в "бизнес-инкубаторе" либо в технопарке, придти и поучаствовать в конкурсе по отбору в качестве резидентов в эти "бизнес-инкубаторы" и технопарки. Второй технопарк и "бизнес-инкубатор" открывается в Зеленограде, мы также приглашаем предпринимателей найти там себе точку старта. Я напомню, что в следующем году мы вводим в действие 216 тысяч квадратных метров технопарка "Ногатино-Зил". Технопарк "Ногатино-Зил" будет одним из крупнейших технопарков инновационной направленности. Это то, что касается поддержки инновационного предпринимательства. Кстати, могу сказать, что и в проектируемых бизнес-центрах, многофункциональных деловых центрах мы тоже планируем разместить тех предпринимателей, которые работают в области инноваций, в области науки. Это правильно, потому что Москва-центр и учебных заведений, и научных учреждений, поэтому не развивать это направление было бы неправильно.
Что касается ремесленничества. Я напомню, что мы в прошлом году открыли на улице Зорге такой распределительный центр товаров народно-художественных промыслов, где такой своеобразный оптовый склад, куда из регионов привозят товары народно-художественных промыслов. И дальше предполагается, что попав на этот распределительный склад, он будет потом выдвигаться в магазины, которые будут открыты специально для продажи московских сувениров, московского подарка. Эта программа называется "товаропроводящая сеть народно-художественных промыслов". Мы в этом году, до конца года, выносим на правительство вопрос о втором этапе этой программы, реализации этой программы. И по этой программе должно быть построено 100 магазинов по продаже сувениров.
Для ремесленников сегодня самая важная проблема, которую им не удается хорошо решить — это продажа тех изделий, которые они произвели. То есть, им некогда потом ехать куда-то продавать — им лучше всего работать-работать, а чтобы кто-то профессионально продавал их изделия. И еще одна проблема — это контрафакт. Вот открыв такую товаропроводящую сеть, мы намерены бороться с контрафактной продукцией, с поддельной продукцией, а то у нас в продаже сувениров появляются уже матрешки с раскосыми глазами. И соответственно, мы хотим, чтобы не только московские ремесленники, а и регионы поставляли в эту сеть, товаропроводящую сеть народно-художественных промыслов оригинальные произведения. Их даже и промыслами назвать нельзя — искусство, красивое искусство, красивые подарки.
Кстати, могу сказать, что сегодня не только для иностранцев интересны такие подарки. Уровень благосостояния заметно подрос, сегодня и москвичи, и гости столицы с удовольствием покупают сувениры, подарки, какие-то красивые изделия не только московских ремесленников, но и производителей из других регионов.

Ведущая: Спасибо. Сейчас Вы частично коснулись инновационного малого бизнеса, и следующий вопрос от Натальи Васильевой из Московской области: каким образом будет планироваться осуществление именно финансовой поддержки этого направления?

М. М. Вышегородцев: Напомню, что мы в прошлом году в ноябре месяце открыли Первый московский венчурный фонд. Объем этого венчурного фонда 800 миллионов рублей, которые могут быть потрачены на поддержку, на финансирование инновационных малых предприятий. И мы на ноябрь этого года потратим из этого фонда более 30%. В этом году мы открываем Второй московский венчурный фонд, примерно таким же объемом, и хотим, чтобы они между собой конкурировали и соревновались. Очень хочу, чтобы предприниматели узнали об этих фондах, и активно предлагали бы свои проекты на финансирование из венчурных фондов. Эта первая форма поддержки, которая есть, которая существует, и которая будет продолжать оказываться предпринимателям. Я уже говорил в своих предыдущих ответах, что мы не отказались от субсидий для малых инновационных предпринимателей, мы оказываем поддержку бюджетными средствами при оформлении соответствующих лицензий, сертификатов на изделия и на оформление участия в выставках, закупку оборудования. Это деньги бюджетные, они выдают в качестве субсидий, и выдаются решением финансовой комиссии правительства Москвы.

Ведущая: Спасибо. И следующий вопрос от Марии Тучиной из Москвы: какое ограничение по сумме выручки предположительно установят чиновники на 2008-й год?

М. М. Вышегородцев: Но я уже об этом говорил в самом-самом начале: для микро-предприятий — это 60 миллионов. Я могу ошибаться по малым предприятиям, но это, по-моему, до 250-ти миллионов, а уже средние предприятия — там сумма за миллиард. Достаточно серьезные цифры. Пока это всё в проекте, почему я и не говорю точно, но вот примерные цифры, они такие. Но еще нужно, чтобы у нас Министерство экономики согласовало эти цифры с Министерством финансов, а правительство поддержало.

Ведущая: И в заключение последний вопрос от Алексея Говорова из Московской области: какие направления деятельности малых предприятий чиновники считают наиболее актуальными и перспективными для регионов?

М. М. Вышегородцев: Я уже несколько раз сегодня говорил об инновациях. Мы считаем, что для Москвы поддержка инноваций и развития инновационного бизнеса перспективно, и всячески будем этому содействовать и способствовать. Открытие двух венчурных фондов и фонда содействия кредитованию малого бизнеса, и субсидии, которые выделяются бюджетом города Москвы, и создание агентства поддержки инновационного предпринимательства, создание технопарков, "бизнес-инкубаторов" — это все шаги, которые направлены на поддержку инновационного предпринимательства.
Это одно из направлений, оно у нас записано в качестве приоритетов поддержки в постановлении правительства Москвы, где также прописано еще 6 приоритетов, один из которых — поддержка жилищно-коммунального хозяйства. Я уже вкратце останавливался в предыдущих ответах на особенностях развития малого бизнеса в системе ЖКХ, особенность очень приятная для малого бизнеса — это колоссальные средства, которые по городскому заказу приходят на исполнение к малому бизнесу в системе ЖКХ.
Это 340 миллиардов рублей за три года на капитальный ремонт жилого фонда — колоссальнейшие деньги. И мы надеемся, что минимум 10%, а лучше если 20% от этих средств будет получена малым бизнесом, малыми предприятиями, и соответственно, эти малые предприятия будут очень активно, с моей точки зрения, развиваться в системе жилищно-коммунального хозяйства. Это только в капитальном ремонте, я не говорю о том, что у нас по итогам вот этого лета до 90% городских заказов — 90% — на благоустройство, озеленение, цветочное озеленение, ремонт внутридворовых территорий выполняют так же малые предприятия. И федеральный 94-й Закон о государственных заказах прописал, что как минимум 10%, а максимум 20% — в обязательном порядке должны распределяться на специализированных конкурсах среди субъектов малого предпринимательства. То есть, это гарантия того, что деньги государственного, городского бюджета в частности, у нас будут направляться на распределение среди малых предприятий — это еще одно направление, где мне кажется, что развивать сегодня малый бизнес безусловно интересно.
Я назову еще 5 приоритетов, которые мы поддерживаем— это производственный малый бизнес, любое производство. Мы сегодня заинтересованы, чтобы оно оставалось в Москве. Мы будем помогать и офисными помещениями в составе тех многофункциональных деловых центров, мы будем помогать и залогом, гарантией перед банками при получении кредитов, и другими формами поддержки. Малые производственные предприятия должны развиваться в Москве, мы не собираемся освобождаться от таких предприятий.
Ремесленничество. Об этом сегодня тоже говорилось. Точно так же как и бытовое обслуживание. В Москве есть дефицит предприятий бытового обслуживания, и мы заинтересованы, и та программа, которая вчера обсуждалась на правительстве — размещать всё больше и больше мультисервисных центров. Тех мультисервисных центров, которые оказывают поддержку... ремонт бытовой техники, химчистка, ремонт обуви, изготовление ключей, ремонт одежды, и так далее, то есть всего того, за чем мы сегодня иногда выезжаем за несколько кварталов от собственного дома — это всё должно быть рядом с домом, и это всё москвичами безусловно будет востребовано.
Молодежное предпринимательство. Об этом я сегодня тоже говорил, оно является приоритетом для нас в качестве поддержки. Причины я называл.
И последний, седьмой приоритет, который мы сегодня в Москве определили как приоритетный в плане поддержки — это социальный малый бизнес: это альтернатива государственному здравоохранению, государственному образованию, государственному социальному обслуживанию, государственной культуре, государственному спорту. Мы с удовольствием поддерживаем частные проекты, которые развиваются в этих направлениях.
Вот семь приоритетов, я их перечислил. Мы их все поддерживаем, но это не значит, что мы не поддерживаем других предпринимателей. Другое дело, что закон запретил нам поддерживать тех предпринимателей, которые, допустим, торгуют или производят акцизные товары — это четко прописано в 209-м федеральном Законе. К сожалению, вынуждены констатировать, что эта норма лишит московских льгот (кстати, могу сказать, что они были только в Москве) по формированию уставного капитала магазинов, которые торгуют спиртными напитками.
Если по федеральному закону мы им... они должны были сформировать уставной капитал — миллион рублей, мы дали — 300 тысяч рублей. Это была льгота для московских малых предприятий. То сейчас я думаю, что предстоит опять вернуться к пересмотру и установление уставного капитала таких малых предприятий. Эта работа сейчас ведется, ведется как бы исследование этой проблемы, и если необходимо, будем вносить изменения в наши законодательные и нормативные акты.

Ведущая: Спасибо, Михаил Михайлович. Если у кого-то из присутствующих в зале есть вопросы, можете задать. А если нет, тогда еще раз большое спасибо за интересные ответы на столь актуальные вопросы для нашей аудитории. А мне остается напомнить, что у нас в гостях был министр Правительства Москвы, руководитель департамента поддержки и развитию малого предпринимательства города Москвы, Вышегородцев Михаил Михайлович.

М. М. Вышегородцев: Спасибо большое.

Читать ГАРАНТ.РУ в и