Новости и аналитика Интервью О практике реализации приоритетного национального проекта "Образование

О практике реализации приоритетного национального проекта "Образование

 

Интернет-интервью
заместителя Министра образования и науки Российской Федерации
Фридлянова Владимира Николаевича

4 марта 2008 года в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялось интернет-интервью заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Фридлянова Владимира Николаевича.

Тема интервью: "О практике реализации приоритетного национального проекта "Образование".

Интернет-интервью организовано компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".

Ведущая интернет-интервью - Карпунина Наталия Ивановна (компания "Гарант").

Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью.

Разрешите представить нашего гостя - Фридлянова Владимира Николаевича, заместителя Министра образования и науки Российской Федерации.

Уважаемый Владимир Николаевич, позвольте поблагодарить вас за то, что нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.

В послании Федеральному Собранию весной 2004 года Президент РФ В. Путин сконцентрировал внимание общественности на самых насущных для граждан страны проблемах - качестве и доступности медицинского обслуживания, образования, жилья - и наметил пути социальной модернизации. 5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации В. Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса.

Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.

Интернатизация российского образования, внедрение новой системы оплаты труда, выявление и поддержка талантливой молодежи, создание новых федеральных университетов, государственная поддержка инновационных программ вузов - вот лишь некоторые из направлений данного национального проекта.

В ходе интернет-интервью планируется обсудить основные направления реализации национального проекта "Образование", проблемные вопросы совершенствования законодательства в этой сфере, перспективы. На эти и другие актуальные вопросы аудитории в ходе интернет-интервью ответит заместитель Министра образования и науки Российской Федерации.

К моменту начала интернет-интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Ведущий: Почему нормативно-подушевое финансирование предусматривает разную стоимость обучения одного ученика в школах г. Москвы и в Кировской области? Чем объясняется огромная разница?

Ответ: Нормативно-подушевое финансирование предусматривает установление регионального расчетного подушевого норматива - минимально допустимого объема средств, необходимого для реализации образовательной программы в учреждениях конкретного региона в расчете на одного обучающегося. Согласно пункту 11 статьи 29 закона Российской Федерации "Об образовании" установление норматива финансирования образования субъекта Российской Федерации находится в компетенции субъекта Российской Федерации.
Региональный расчетный подушевой норматив включает оплату труда работников образовательных учреждений, учебные расходы, хозяйственные расходы и прочие расходы (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных услуг). На стоимость указанных составляющих в денежном выражении влияет стоимость товаров и услуг. Она различна по субъектам Российской Федерации. Так, по сведениям Федеральной службы государственной статистики, стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг на январь месяц 2008 г. в г. Москве в полтора раза превышает аналогичную стоимость в Приволжском федеральном округе (соответственно, 8929,8 рублей и 5976,5 рублей).
Основную часть норматива (порядка 90 процентов) составляет оплата труда работников образовательных учреждений. Ее "эффективное значение" (т.е. привлекательное для прихода в отрасль профессионалов) напрямую связано со средней зарплатой в экономике региона. В г. Москве, по данным Росстата, за период январь - ноябрь 2007 г. значение этого показателя - 22336,2 рублей, в то время как в Кировской области - 8629,5 рублей (в 2,6 раза ниже).

Ведущий: Национальный проект "Образование" не включает старшее поколение, хотя право на образование (непрерывное) на протяжении всей жизни предусмотрено в Европейской Хартии, которую Россия подписала. Как вы можете прокомментировать такую ситуацию?

Ответ: Целью национального проекта "Образование" является предоставление равных условий всем гражданам при получении качественного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и на всех уровнях профессионального образования, сделать получение этого образования доступным для всех слоев населения России.
Решая эти задачи, нацпроект выступил не только катализатором развития образования, но и оказал существенное влияние на становление инновационной экономики.
Вместе с тем, органы государственной власти всех уровней не остаются в стороне от решения задач непрерывного образования российских граждан на протяжении всей жизни.
Граждане, получившие профессиональное образование и желающие повысить уровень своих навыков или получить новые, являются ключевым ресурсом экономики. Освоение новых навыков и знаний становится для граждан самостоятельной потребностью, а для экономики - растущим сектором услуг.
Обучение в течение всей жизни становится необходимым и всё более значимым элементом современных образовательных систем. Все большую роль в них играет как неформальное образование (курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры), так и информальное (спонтанное) образование, которое реализуется за счет самообразования граждан в насыщенной культурно-образовательной среде.
Создание такой среды будет происходить как через традиционные музеи и библиотеки, так и посредством активного формирования образовательных Интернет-ресурсов, через использование радио, телевидения и иных средств массовой информации.
Задача содействия профессиональному совершенствованию граждан, непрерывной переподготовки и обновления квалификации будет одной из основных в деятельности служб занятости. При этом программы непрерывного профессионального образования взрослых планируется активнее реализовывать и в учреждениях высшего профессионального образования, которым в условиях временного демографического спада предстоит расширять спектр предоставляемых образовательных услуг в соответствии с запросами граждан и рынка труда.
Кроме того, в настоящее время регионы сами проявляют активность в расширении спектра образовательных программ с участием лиц старшего и пожилого возраста. Так, в настоящее время в Чувашии при общеобразовательных школах открыты бесплатные компьютерные курсы для пенсионеров. Открытие таких курсов при школах - самое перспективное направление. Ведь уроки информатики и уроки младших школьников, на которые бабушки и дедушки приводят внуков в школу, как правило, совпадают по времени.
Так, в республике уже состоялась олимпиада по информатике среди лиц пожилого возраста, по результатам которой ее организаторы решили провести аналогичную олимпиаду в следующем году уже с участием пенсионеров других регионов.

Ведущий: В соответствии с действующим законодательством оплата за классное руководство снижается, если количество детей в классе меньше 25 человек. Почему в то же время при большем количестве детей она не увеличивается?

Ответ: Постановлением Правительства РФ установлена выплата за классное руководство, из расчета 1000 рублей в месяц за классное руководство в классе с наполняемостью не менее наполняемости, установленной для образовательных учреждений соответствующими типовыми положениями об образовательных учреждениях. В соответствии с санитарными нормами и правилами, утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации 28 ноября 2002 г. N 44, наполняемость классов не должна превышать 25 человек. Таким образом, превышение установленной численности обучающихся в классе является отклонением от нормы и оплате не подлежит.

Ведущий: Какие меры поддержки и развития дошкольного образования и людей, работающих в этой сфере, предусмотрены в рамках национального проекта "Образование" в 2008 году?

Ответ: Развитие системы дошкольного образования рассматривается сегодня как составная часть проектов, направленных на улучшение демографической ситуации в Российской Федерации.
В рамках "демографических проектов" предпринимаются меры по обеспечению финансовой доступности дошкольного образования для различных категорий населения Российской Федерации. Приняты поправки к Закону Российской Федерации "Об образовании" (Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. N 207-ФЗ - в части государственной поддержки граждан, имеющих детей) по вопросам установления предельного размера родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Кроме того, указанным Федеральным законом с 1 января 2007 г. введена новая форма материальной поддержки семей, воспитывающих детей дошкольного возраста - компенсация части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - компенсация). Ее новизна заключается в том, что впервые поддерживается не учреждение, не его образовательная программа, а получатели услуг, предоставляемых образовательным учреждением, родители детей дошкольного возраста.
В 2007 году получателями указанной компенсации стали 3,8 млн. человек, средний размер компенсации составил 269 рублей в месяц (по отчетам за I-III кварталы 2007 года). Предполагается, что в 2008 году число получателей компенсации возрастет до 4,2 млн. человек.
В субъектах Российской Федерации предпринимаются меры по повышению престижа профессии работников дошкольного образования в части повышения оплаты их труда. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации используют законодательно закрепленные за ними полномочия в части решения вопросов оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе педагогов дошкольных образовательных учреждений. Эти полномочия реализуются в виде установления региональных надбавок к заработной плате педагогов, или, как, например, в Орловской области, путем установления грантов лучшим воспитателям.
В Красноярском крае разработана краевая целевая программа "Дети", одной из задач которой является развитие системы дошкольного образования в крае. За 2007 - 2009 годы планируется оказать грантовую поддержку 222 муниципальным дошкольным образовательным учреждениям и выплатить денежное поощрение 1500 воспитателям.
Планируется внесение изменений в нормы градостроительства в целях размещения на первых этажах жилых зданий помещений для реализации программ дошкольного образования. В комплексе мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007 - 2010 годы предусмотрена разработка рекомендаций для субъектов Российской Федерации по обеспечению доступности дошкольного образования в части определения норм застройки и процедуры согласования проектов комплексной жилой застройки, особенно в рамках реализации программы "Доступное жилье" - в частности, строительство дошкольных образовательных учреждений в виде отдельно стоящих зданий или встроенных, расположенных на первых этажах многоквартирных домов.
Также в соответствии с поручением Президента Российской Федерации в 31 регионе Российской Федерации в рамках реализации региональных комплексных проектов модернизации образования проводится апробация новых систем оплаты труда педагогических и руководящих работников системы общего образования. По ее итогам будет рассматриваться возможность распространения апробированных моделей оплаты труда на педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Ведущий: В рамках одного из основных направлений национального проекта "Образование" по интернетизации в учебных заведениях страны оборудованы компьютерные классы и проведено подключение к сети Интернет. В то же время большинство преподавателей не имеет даже базовых знаний в этой области. Какие меры предпринимаются Министерством образования и науки для повышения компьютерной и информационной грамотности самих учителей?

Ответ: Повышение квалификации и переподготовка педагогических работников общеобразовательных учреждений, в том числе по обучению компьютерной грамотности учителей и вовлечению их в число активных пользователей, осуществляется по нескольким направлениям национального проекта "Образования". Так, в рамках направления по поддержке общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, предусматривается часть средств федерального бюджета направить на системное повышение квалификации и переподготовку работников.
Объем средств, направляемых инновационными школами на повышение квалификации учителей, за 2 года возрос в 3 раза (порядка 400 млн. рублей).
В настоящее время для решения задачи подготовки педагогических работников к использованию в учебном процессе Интернет-ресурсов и информационно-коммуникационных технологий проводится следующая работа:
создание образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, дающих возможность учителю конструировать для проведения уроков яркие, разнообразные, выполненные на профессиональном уровне учебные материалы, осуществлять обучение по индивидуальной траектории, а обучаемому - получать более широкие и глубокие сведения по учебным предметам. В открытом доступе уже размещено 40 тыс. таких интерактивных разработок по всем разделам школьных программ. Эти разработки сделаны в основном за последние два года с участием лучших учителей;
модернизация методической службы с целью совершенствования методической поддержки применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;
поддержка внеурочной деятельности для стимулирования использования информационно-коммуникационных технологий участниками учебного процесса;
разработка учебных программ подготовки студентов педвузов и менеджеров образования в области использования цифровых образовательных ресурсов и педагогического проектирования учебного процесса в условиях информационно насыщенной образовательной среды;
переподготовка и повышение квалификации работников системы образования в области применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;
распространение опыта обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий.
В рамках проекта "Информатизация системы образования" уже поддержаны инициативы по использованию Интернета для создания сетевых профессиональных сообществ по различным предметным областям: Интернет-клубы, сетевые лаборатории, виртуальные методические объединения. Модернизируются Интернет-сайты, на которых создаются базы данных учебно-методических материалов для педагогов, электронные библиотеки по различным предметным областям, электронные хранилища методических материалов, базы данных информационных образовательных ресурсов.
Создаются Интернет-пункты консультационной поддержки учителей, на которых будут проводиться форумы для педагогов по различным предметным областям, форумы по обсуждению педагогическим сообществом опыта и результатов поддержки педагогических инициатив. В целях обеспечения учителей методическим инструментарием по использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе в рамках проекта "Информатизация системы образования" идет разработка учебно-методических материалов нового поколения по всем основным предметам учебного плана. В 2007 году для апробации в общеобразовательные учреждения Российской Федерации переданы первые инновационные учебно-методические комплексы (под инновационным учебно-методическим комплексом понимается полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, который за счет активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе) и информационно-методические системы. Одновременно они размещены в сети Интернет для использования в организации образовательного процесса. Широкое освоение этих комплексов в школах России, которые подключаются сегодня к Интернет, будет продолжено в 2008-2009 учебном году.
В настоящее время на сайте www.window.edu.ru размещены методические материалы для учителей (более 4 тысяч) по применению информационно-коммуникационных технологий и ресурсов Интернет в учебном процессе.
Общее количество учителей, повышающих квалификацию в сфере информационных технологий, в последние годы значительно возросло и в 2007 году составило:
в государственной системе повышения квалификации (федеральный и региональные институты повышения квалификации) - 75 тысяч человек;
в негосударственных организациях - 50 тысяч человек.
В семи субъектах РФ создана муниципальная сеть межшкольных методических центров, которые обучают и осуществляют постоянные консультации педагогов в сфере информационных технологий.
Как результат - за последний год доля школьных учителей, хорошо владеющих навыками работы с компьютерными программами, выросла с 31% до 41%.

С полным текстом стенограммы интернет-интервью заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Фридлянова Владимира Николаевича вы можете ознакомиться в ближайшее время.

Читать ГАРАНТ.РУ в и