Новости и аналитика Интервью О ходе реализации Городской целевой программы государственной поддержки развития местного самоуправления в городе Москве на 2008-2010 годы: проблемы, пути решения

О ходе реализации Городской целевой программы государственной поддержки развития местного самоуправления в городе Москве на 2008-2010 годы: проблемы, пути решения

 

Интернет-интервью
заместителя руководителя Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы
Бледной Натальи Ивановны

28 апреля 2008 года в 13.00 в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялось интернет-интервью заместителя руководителя Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы Бледной Натальи Ивановны.

Тема интернет-интервью: "О ходе реализации Городской целевой программы государственной поддержки развития местного самоуправления в городе Москве на 2008-2010 годы: проблемы, пути решения".

Интернет-интервью организовано компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".

Ведущая интернет-интервью — Карпунина Наталия Ивановна ( Компания "Гарант").

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего сегодняшнего гостя — Бледную Наталью Ивановну — заместителя руководителя Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы.

Уважаемая Наталья Ивановна, позвольте поблагодарить вас за то, что вы нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.

Тема сегодняшнего интервью: "О ходе реализации Городской целевой программы государственной поддержки развития местного самоуправления в городе Москве на 2008-2010 годы: проблемы, пути решения".

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Москвы, Законом города Москвы от 6 ноября 2002 г. N56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" и с учетом особенностей организации местного значения в городах федерального значения в Москве развивается местное самоуправление.

В 2003-2004 годах установлены правовые, территориальные и финансово-экономические основы, государственные гарантии осуществления местного самоуправления, определены вопросы местного значения.

В результате выборов депутатов муниципальных собраний внутригородских муниципальных образований в городе Москве в 2004 году сформированы представительные органы местного самоуправления, образованы исполнительно-распорядительные органы — муниципалитеты.

В целях поддержки местного самоуправления в городе Москве Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2007 года N1028-ПП принята Городская целевая программа государственной поддержки развития местного самоуправления в городе Москве на 2008-2010 годы.

Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы координирует взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы по реализации мероприятий программы, осуществляет контроль над исполнением, качеством и сроками выполнения мероприятий программы, своевременным представлением аналитической информации о ходе ее выполнения, эффективным использованием средств бюджета города Москвы, запланированных на реализацию программы.

В результате реализации программы получили дальнейшее развитие правовые, организационные и финансово-экономические основы местного самоуправления.

Основные цели программы:

  • создание условий для развития местного самоуправления в городе Москве;
  • совершенствование деятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения;
  • обеспечение реализации органами местного самоуправления переданных отдельных государственных полномочий города Москвы.

К моменту начала интернет-интервью поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашей уважаемой гостье.

Бледная Н.И.: Добрый день, спасибо за приглашение. Я рада, что тема местного самоуправления вызывает интерес у СМИ и особенно у москвичей. Судя по тому, что вопросы поступили из других регионов, опыт организации самоуправления в Москве, наверное, интересен и нашим коллегам. Хотелось бы сначала немного рассказать о системе самоуправления в Москве, которое сложилось к этому времени. Не буду вспоминать из давней истории систему организации местного самоуправления в Москве, потому что городское самоуправление всегда имело особенности, московская в том числе. Так, в 1991 году были ликвидированы старые органы управления, районы были сформированы по-другому, и в целом, вся система управления в Москве была введена новая. Именно в то время на базе 33 районов бывших 10 городских округов было создано 133 муниципальных округа. На уровне микрорайонов образованы различные комитеты самоуправления, советы самоуправления. Именно в таких мелких районах и создавались новые органы для того, чтобы население имело возможность активно участвовать в решении вопросов на своей ближайшей территории. В течение 1991-1995 годов на уровне районов были сформированы функции, принадлежащие органам государственной власти, которые они были вправе осуществлять с участием населения. В 1995 году в Устав города были внесены нормы, устанавливающие, что на уровне районов реализуется власть города и функции местного самоуправления. Кроме того, был принят Закон города Москвы "О районных управах города Москвы", регламентирующий полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения. Таким образом, были сформированы районные собрания, являющиеся представительным органом местного самоуправления. Первые выборы районного собрания были проведены в 1997 году, повторные - в 1999 году. При этом очень важно, что в Устав города была внесена формулировка о двойном статусе органов государственной власти и местного самоуправления, то есть их функции были совмещены. С одной стороны, обязательно учитывались все формы работы с населением: обсуждение с районным собранием всех основных вопросов, которые решались на территории районов; проведение отчетов депутатов, которые назывались советниками перед населением. Планы, принятые органами государственной власти, также согласовывались с населением. На наш взгляд, была сформирована очень хорошая система работы и учета мнения населения. Однако к 2000 году суд признал систему подобного совмещения функций на уровне районов не соответствующей Конституции Российской Федерации, согласно которой органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В 2002 году данная система была изменена. Кроме того, были внесены изменения в Устав города, а также был принят Закон N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве". Этим законом установлено следующее. Местное самоуправление осуществляется на уровне районов. При этом не следует приравнивать район к внутригородскому муниципальному образованию. У нас 123 района, но 125 муниципальных образований. В двух районах на территории города Зеленограда по 2 муниципальных образования. Таким образом, показано, что не полностью совпадают границы территории, муниципальное образование не может охватывать часть одного района, часть другого, оно обязательно должно быть в границах района, может занимать только половину района и т.д. Таким образом, на сегодняшний день сформировано 125 муниципальных образований. Мы посчитали, что это является оптимальным сочетанием доступности населения местного самоуправления и соотнесения с органами исполнительной власти города. В соответствии с Законом N 56, сформированы вопросы местного значения. При этом эти вопросы претерпевают изменения. В результате мы с вами видим то, что сейчас уже совершенно по-другому звучат вопросы местного самоуправления, но следует сразу отметить, почему мы так формируем вопросы местного значения. Наверно, последует вопрос, в чем особенности местного самоуправления в Москве по Федеральному закону N 131. Мы устанавливаем вопросы местного значения, исходя из необходимости сохранить единство городского хозяйства. Что же такое единство городского хозяйства и почему мы именно такие вопросы установили для Москвы? Мы исходили из того, что Москва - единый город, это единая городская система. По Федеральному закону N 131 каждое поселение - это самостоятельное муниципальное образование, и то, что находится на территории поселения - это и есть единое хозяйство. В городе Москве район, как самостоятельно хозяйствующая единица, просто не может существовать, потому что слишком большие хозяйственные связи у каждого района с соседними, в целом с Москвой. При этом каждое самостоятельное муниципальное образование не может устанавливать и свои налоги, и принимать свои правила строительства, какие-то нормативы в том же строительстве, и принимать правила по социальному обслуживанию. Вот представьте, если в Москве будет 125 таких совершенно самостоятельных единиц, и на каждой территории будут установлены свои правила жизни. То как можно сориентироваться москвичу, если сегодня он живет здесь, завтра он живет в другом районе, а работает он на третьей территории. Он просто заблудится, невозможно будет воспринимать Москву как единый город. Мы в первую очередь, здесь все - москвичи, и поэтому единство города в этом как раз и выражается, что у нас должны быть у всех совершенно одинаковые правила жизни. Что отличается в результате? Только те вопросы, которые не зависят от территориальности, то есть я живу на этой территории, и эти вопросы могут решаться именно для меня, мне так удобно, чтобы эти вопросы решались здесь с учетом этой территории. Таким образом, у нас формируются вопросы местного самоуправления. Но в результате получилось, что хозяйствующих вопросов у местного самоуправления практически нет. Мы условно делим вопросы местного значения на 4 блока. Это функции, которые исполняются непосредственно органами местного самоуправления и формулируются в законе как "участие в решении городских вопросов". Следующий блок вопросов звучит: "внесение предложений в органы государственной власти и оказание содействия". Вот такой перечень вопросов установлен статьей 8. Это вопросы местного значения. Что касается структуры органов местного самоуправления, то особенностей в Москве нет. Согласно Федеральному закону 131 в структуру всех органов муниципальных образований входят: представительный орган, который называется муниципальным собранием, исполнительно-распорядительный орган - муниципалитет, в обязательном порядке в каждом муниципальном образовании есть руководитель муниципального образования.

Бледная Н. И.: К особенностям местного самоуправления в городе Москве относится еще и то, что, поскольку мы устанавливаем перечень вопросов местного значения, постольку мы еще и определяем для них источники местных бюджетов. Федеральным законодательством установлен перечень вопросов, для них установлены источники, то, что должно пойти на решение этих вопросов. В Москве, можно сказать, аналогичная система, но только мы сами устанавливаем перечень вопросов, поэтому мы сами устанавливаем источники, исходя из того, что отнесено к перечню. То есть, просчитываем, сколько нужно финансов на выполнение этих средств, и устанавливаем эти источники. Точно также решается вопрос в отношении муниципальной собственности. В соответствии с федеральным законодательством, у субъектов, органов местного самоуправления не может находиться в собственности имущество, которое не отнесено к решению вопросов местного значения: перечень вопросов местного значения, источники для решения и имущество, которые необходимы для решения этих вопросов. Эти три вопроса устанавливаются законом субъекта, то есть Москвы и Питера, самостоятельно. Поэтому у нас все это установлено Законом N 56. А в остальном, с 1 января 2006 года в городе Москве полностью реализуется Федеральный закон N 131. Мы не брали для себя переходный период до 2009 года, потому что он нам был не нужен, он касается в основном тех муниципальных образований, которые только были образованы. Для их организации нужен был переходный период, пока они сумеют сформировать кадры, и научится решать эти вопросы. У нас этого не было. В целом такая система местного самоуправления действует в Москве с 2003 года, с учетом изменений по перечню вопросов местного значения. Мы их уточняем, формулируем в соответствии с уже наработанной практикой. Хотелось бы добавить единственный нюанс: Москва систематически расширяет вопросы местного значения. Мы пошли следующим путем. Мы даем органам местного самоуправления не прямые полномочия, а передаем им отдельные государственные полномочия. Таким образом, мы включаем органы местного самоуправления в общую систему управления в Москве. И уже передали вопросы Комиссии по делам несовершеннолетних, передали вопросы организации досуговой и спортивной работы по месту жительства и вопросы опеки и попечительства, как переданные полномочия. И сейчас органы местного самоуправления реализуют эти переданные полномочия, получают для этого соответствующие деньги из бюджета города Москвы, устраиваются отношения по реализации этих полномочий, то есть взаимодействие органов местного самоуправления и органов власти города. И таким образом, мы говорим о том, что расширяя полномочия местного самоуправления, мы в то же время определяем оптимальные вопросы, которые местное самоуправление может решать, где самостоятельно, а где во взаимодействии. То есть, в целом в городе Москве складывается единая система управления. И представительные органы местного самоуправления имеют очень хорошую возможность участвовать в решении практически всех вопросов на территории города Москвы, вносить предложения, при этом оставаясь самостоятельными в определении путей решения вопросов, которые отнесены к их компетенции. Мне кажется, что это главное достижение, что мы все-таки выстроили такую систему на единой территории в городе Москве.

Ведущая: Перейдем к вопросам непосредственно от нашей интернет-аудитории. Первый вопрос: Скажите, пожалуйста, что Вы считаете главным плюсом и главным минусом собственной работы за прошедший год? Что удалось реализовать, а что пока нет?

Бледная Н. И.: Если очень коротко, то главным плюсом, я назвала бы то, что нам удалось передать органам местного самоуправления полномочия по досуговой и спортивной работе по месту жительства, найти ту нишу, где органы местного самоуправления могут быть очень полезными в решении городских проблем. Таким образом, они получили хозяйствующие функции. И в течение 2007 года они научились решать эти вопросы. Мы передали органам местного самоуправления очень большое городское имущество для решения этих вопросов: более полутора миллиардов рублей, более 2600 площадок по месту жительства на территории, более 900 нежилых помещений, которые находились в собственности города Москвы. Это те городские объекты, на которых органы местного самоуправления разворачивают досуговую и спортивную работу по месту жительства. Мы научились решать эти вопросы совместно. Постановлением Правительства в сентябре прошлого года мы посмотрели, как же реализуются эти вопросы, все ли сделали органы государственной власти, чтобы органы местного самоуправления могли полностью реализовать переданные им полномочия. Что касается состояния переданных площадок, то очень многие были приведены в порядок. За период 2007 года было построено достаточное количество новых спортивных площадок. Теперь на обслуживание этих площадок, нежилых помещений имеются специально выделенные деньги. Данная работа стала проводиться уже очень организованно. То есть имеется штат специалистов, которые занимаются работой по месту жительства. У нас стало развиваться очень много интересных форм досуга с населением по месту жительства: и семейные формы, и для подростков после 15 лет, то есть, в первую очередь, для трудного возраста, для инвалидов, для тех категорий, которые мы считаем, что были раньше недостаточно охвачены. Но теперь они все находятся под вниманием, и именно это стало возможным с передачей этих вопросов местному самоуправлению. Теперь это один из главных вопросов, которыми они занимаются. А раньше это были вопросы государственной власти, но по остаточному принципу: у кого дойдут руки до решения этих вопросов, у кого нет. Таким образом, мы считаем, что местное самоуправление решает очень важную городскую задачу на территории. И получилось это в течение прошлого года, благодаря реализации нашей первой Программы государственной поддержки развития местного самоуправления в Москве, как раз, к завершению программы, в которой было записано, что мы такие вопросы будем вносить. Я считаю, что это получилось. Если говорить, что не получилось. Может быть, не полностью еще организовано взаимодействие между органами местного самоуправления и государственной властью так, как нам бы хотелось. Может быть, еще не все вопросы органы местного самоуправления научились решать. Мы должны были оказать им помощь. Допустим, защита прав потребителей - вопрос, к которому практически еще не приступали ни мы, ни органы местного самоуправления. Может быть, не все полномочия, которые звучат, как внесение предложений, реализуются органами местного самоуправления, потому что не все органы государственной власти еще в полном объеме слышат эти предложения или реагируют на них. Эти порядки взаимодействия мы должны были, может быть, прописать более четко. Мы не успели этого сделать. Но это все внесено в новую Программу на 2008-2010 годы. И это то, что у нас в перспективе для работы совместно с органами местного самоуправления.

Ведущая: Какие нормативно-правовые акты регулируют порядок формирования муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и осуществление контроля в сфере размещения муниципальных заказов?

Бледная Н. И.: Государственные муниципальные заказы формируются и реализуются по одному закону федеральному. Это 94-й Федеральный закон. Здесь нет разницы. Порядки установлены одинаковые. Единственное, что органы местного самоуправления, поскольку я говорила, у них функций хозяйствующих немного, поэтому у них потребности для проведения таких заказов не очень большие. Хотя для организации своей деятельности, внутренней, конечно, они тоже все проводят по 94-му закону. И у нас есть еще Совет муниципальных образований на первом этапе, пока органы местного самоуправления еще затруднялись организовывать эту работу по 94-му закону, потому что нужны кадры, подготовленные для этого, нужно создавать специальную комиссию, нужно получать сертификат для специалистов на проведение торгов. Такую работу мы организовали через Совет муниципальных образований. Но к этому времени уже можно сказать с этой задачей справились. Теперь уже самостоятельно могут все муниципальные образования провести конкурсы, а контролируются они депутатами муниципальных собраний и, конечно же, нашими контрольными органами. Ежегодно Контрольно-счетная палата Москвы проверяет органы местного самоуправления. И у нас поэтому нет особых проблем с контролем и, вообще, с организацией этой работы.

Ведущая: Начиная с 2008 г. вопросы опеки и попечительства будут переданы в ведение местного самоуправления. Произошло ли совершенствование правовой базы организации местного самоуправления в этом направлении. Осуществляется ли приведение законов города Москвы в соответствие с изменяющимся с 2008 года федеральным законодательством в области опеки и попечительства, муниципальной службы.

Бледная Н. И.: Опека и попечительство до 2008 г. в соответствии с нашим законом N 56 "Об организации местного самоуправления", как раз был вопросом местного значения, т. е. он относился к прямым полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законодательством. Но с 2008 г. внесены изменения в Гражданский и Семейный кодексы. Наоборот, органами опеки попечительства теперь стали органы государственной власти, т. е. наоборот. Но в Москве мы посчитали, что органы местного самоуправления справляются с опекой и попечительством. По тем вопросам, которые с 2003 г. она решали, большой довольно перечень вопросов защиты имущественных прав несовершеннолетних, и все проблемы, которые связаны с детьми, если у них по тем или иным причинам нет родителей, т.е. устройство в семью, весь этот блок вопросов они решали самостоятельно. А поскольку стали как государственные эти вопросы, то нам пришлось наоборот внести изменения в городское законодательство, и передать вопросы опеки и попечительства, как государственные вопросы переданы органам местного самоуправления, т. е. понимаете наоборот. И законом г. Москвы N 51 такая передача осуществлена, установлен более четкий перечень, который теперь решают органы местного самоуправления, которые решают органы государственной власти. И, конечно же, с учетом того, что это теперь уже переданные, а не самостоятельные полномочия и изменяется законодательство. Основным может быть не отличием, но таки нюансом при переданных полномочиях, является то, что на органы местного самоуправления не распространяются распорядительные документы города. А по самостоятельным, по вопросам, которые относятся к ним непосредственно, органы госвласти не могли принимать в правовых актах, кроме законов, если отнесено к компетенции, а теперь на них распространяются и постановления правительства Москвы, которые касаются осуществления опеки и попечительства. Частью системы опеки попечительства являются теперь и органы местного самоуправления. А часть вопросов решают Департамент социальной защиты, Департамент образования и Департамент здравоохранения, вот теперь в комплексе опять-таки органы местного самоуправления опять заняли здесь свою нишу, но решаются эти вопросы в комплексе в Москве с распределением конкретных полномочий.

Ведущая: Перейдем непосредственно к вопросам, касающимся программы городской поддержки развития местного самоуправления. В Федеральной программе запланирована разработка проектов законов города Москвы в сфере местного самоуправления. Какие проекты активно разрабатываются? И какие находятся в уже в завершающей стадии? Расскажите, в каком формате ваш департамент сотрудничает с другими исполнителями программы развития местного самоуправления в городе Москве.

Бледная Н. И.: Основная правовая база по вопросам местного самоуправления уже сформирована. Но практика показывает, что постоянно требуется внесение изменений, исходя из Федерального законодательства, конечно же, и из опыта уже нашей собственной работы. Если говорить о федеральном законодательстве, то внесены изменения в 131 Федеральный закон и органам госвласти будет поручено формировать Регистр нормативно-правовых актов органов местного самоуправления соответствии с порядком, установленным законом субъекта. И, конечно же, такой закон у нас сейчас разрабатывается о порядке ведения Регистра нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, в котором предполагается, что одни из главных исполнителей такого закона будет наш департамент, потому что мы вели Реестр уставов города Москвы, вели государственную регистрацию. Т.е. у нас есть опыт работы с нормативными актами органов местного самоуправления. Поэтому будет такой Регистр в Москве создаваться. И я думаю, что очень нужная работа и очень своевременная, в первую очередь исходя из того, что органы местного самоуправления самостоятельны в принятии собственных решений. Но если проанализировать эти акты, то, конечно же, там есть и нарушения Федерального законодательства, и городского законодательства. А на сегодняшний день все наши взаимоотношения по регулированию таких актов возможны только через городские суды. Это длительный процесс. Я не скажу, что у нас много таких проблем. Но тем не менее, они встречаются, когда могут внести изменения и в Устав с нарушением законодательства. При Регистре правовых актов, конечно же, органы местного самоуправления нужно будет работать очень внимательно с решениями, которые они принимают, со всеми документами, с правовыми актами, которые они принимают. И при ведении Регистра у нас будет право проводить экспертизу правовую. При проведении такой экспертизы как раз мы и должны будем вот эти все взаимоотношения по чистоте законодательства и по чистоте правовых актов местного самоуправления отрегулировать. Поэтому это один из важнейших вопросов, на мой взгляд, которые сейчас разрабатываются, такой проект закона. Готовятся, конечно же, изменения в 56-й закон, который у нас живой закон. И я уже говорила о том, что с учетом наработанной практики мы вносим туда изменения. В первом чтении принят закон о муниципальной службе в городе Москве. Такой закон есть, но он требует значительной редакционной переработки, потому что принят Федеральный закон. Раньше наш закон о муниципальной службе N15 разрабатывался без учета Федерального закона. Теперь принят новый, очень много изменений там, поэтому мы посчитали нужным в новой редакции принять этот закон о муниципальной службе. Еще закон о статусе выборного должностного лица и закон о статусе депутата муниципального собрания тоже должны быть приведены в соответствии с Федеральным законодательством.

Ведущая: А сейчас в чем они ему не соответствуют?

Бледная Н. И.: В 131-м законе есть понятие, определение выборного должностного лица. Этот наш закон так и называется: "О статусе выборного должностного лица". И если следовать строго определению, то выборным должностным лицом может называться только лицо, которое избрано на прямых выборах. А у нас руководитель муниципального образования, который относился в соответствии с законодательством 154-м к выборным должностным лицам, избирается не на прямых выборах, а из числа депутатов муниципального собрания. Т.е. сначала избираются все депутаты, и они из своего состава в своем муниципальном собрании избирают руководителя муниципального образования. Это один из вариантов, который установлен 131-м Федеральным законом. И здесь нет никакого нарушения. Но, строго говоря, он уже не попадает под формулировку выборного должностного лица, хотя и пользуется пока вот этим нашим городским законом. Вот такое изменение, хотя по существу, оно не повлияет на сам статус этого должностного лица. Он был высшим должностным лицом в муниципальном образовании, он им и останется. Но определение нужно будет поменять, и поэтому, исходя из правовой чистоты, нам придется внести изменения в этот закон.

Ведущая: Скажите, пожалуйста, какое влияние Городская целевая программа государственной поддержки развития местного самоуправления в г. Москве может оказать на жизнь москвичей? И изменится ли с этой программой налоговая и социальная политика в Москве?

Бледная Н. И.: Начнем с того, что налоги в г. Москве, даже те, что отнесены Федеральным законодательством к налогам, которые решаются органами местного самоуправления РФ — все это отнесено к полномочиям органов государственной власти. Органы местного самоуправления не устанавливают налоги и не уводят никакие налоги. Поэтому на налоговую политику наша программа, конечно же, не сможет оказать никакого влияния. Но на социальную политику в определенной степени сможет, потому что программа направлена на решение вопросов, которые отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, как собственные вопросы, так и переданные. В том числе, допустим, нам предстоит в течение трех лет довести до нормативов и размеры нежилых площадей, которые должны быть переданы органам местного самоуправления для организации досуговой работы на территории. Т.е. установлен норматив — 0,05 м2 на жителя муниципального образования для проведения досуговой работы на территории. И таким образом, у нас в городе нужно будет еще примерно столько же сколько и сейчас передано, столько же площадей еще найти и передать органам местного самоуправления. Это для организации досуговой работы. То же и спортивные площадки. В целом, в городе норматив 0,15 м2 на одного жителя для спортивной работы на территории выдержан, но распределены эти площади неравномерно по всем районам, по муниципальным образованиям. Поэтому там, где еще требуется должны быть построены такие спортивные площадки, чтобы все жители Москвы могли пользоваться одинаковыми возможностями для досуговой и спортивной работы по месту жительства. И вот таким образом, я считаю, что на социальную политику это уже повлияет. Потому что, что такое площади для работы по месту жительства? Это в первую очередь досуг. Это обязательно входит в понятие "предупреждение правонарушений несовершеннолетних", система предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Потому что в первую очередь это те подростки, которые, как раз выходя вечером на улицу, не находя себе интересного занятия, и могут совершать эти правонарушения. Мы считаем и уже в этот год работа показала, что чем больше мы создадим таких возможностей организованного досуга именно для такой категории, тем меньше у нас будет правонарушений. Поэтому вот это тоже относится к социальной политике. И, как я уже говорила, тоже самое для инвалидов и для развития форм семейного досуга. У нас сейчас объявлен Год ребенка, Год семьи у нас потом будет. Вот это те нормы, которые помогут москвичам в целом создавать комфортные условия проживания на своей территории. Ну и, конечно же, развитие форм, прямое участие в местном самоуправлении — тоже важно для населения. Очень большая программа информирования москвичей о местном самоуправлении. Т.е. мы пока еще в течение вот этого долго времени пытаемся разъяснить москвичам, что такое местное самоуправление, для чего оно нужно, в каких формах оно может реализовываться. Поэтому программа местного самоуправления как раз направлена на решение информационных задач. И специальный раздел программы - это правовое просвещение, в первую очередь молодежи по вопросам местного самоуправления. Целый раздел есть. Мы пытаемся москвичей молодых, студентов, старших школьников, вообще школьников к теме местного самоуправления каким-то образом повернуть их интерес, разъяснив им, что это такое. Вы знаете, у нас проводятся уже несколько лет довольно интересные интерактивные игры по вопросам местного самоуправления: КВНы, викторины для школьников и для студентов. И даже, я бы сказала, своего рода спектакли на тему местного самоуправления с изменением даже костюмов по эпохам развития этого местного самоуправления: как развивалось понимание самоуправления, законодательства: Т.е. начиная с земств и т.д., с вече начиналось, с земств и т.д. И очень много школьников потом участвуют у нас в разных мероприятиях, которые мы уже просто объявляем с темой местного самоуправления, с пониманием что это такое, с интересом. Мне кажется, что это тоже очень полезная форма работы на перспективу именно по развитию местного самоуправления. У нас ведь даже в этом году больше молодежи пришло на выборы, может быть, как раз благодаря тому, что такая работа началась, и они начали понимать для чего это нужно.

Ведущая: Давайте перейдем к следующему вопросу. В Федеральном Законе "Об общих принципах местного самоуправления" говорится, что в городах федерального значения (то есть в Москве и Санкт-Петербурге) местное самоуправление существует "особым образом". Вы уже касались этого момента. "Вот этот пункт об "особом образе" и приводит к тому, что местное самоуправление в этих двух городах стало иллюзорным". И в результате возникают проблемы с плохими лифтами, старыми трубами в домах, грязными дворами, и причиной такого унизительного существования муниципалитетов стали проблемы в законодательстве. Как Вы прокомментируете это положение? И как изменить сложившуюся ситуацию в законодательном плане, прежде всего?

Бледная Н. И.: Если говорить про Москву и Санкт-Петербург, у которых местное самоуправление, как вот здесь написано, организовано "особым образом", то я уже объясняла, что просто, представьте себе, что Москва — это и есть поселение единое, как и Санкт-Петербург. Это единое поселение. И в РФ каждое поселение — это есть муниципальное образование. Т.е. изначально нельзя разделить Москву на 125 самостоятельных единичек. Я уже говорила об этом. Поэтому в любом случае должны быть особенности организации самоуправления в Москве и в Питере. У нас ведь что еще получается? Что Москва и Питер — это субъекты. Субъекты РФ. Поэтому у нас должна быть обязательно государственная власть. Поэтому на одной и той же территории просто обязаны существовать государственная власть и на этой же территории должно существовать и местное самоуправление. Мы могли бы по перечню вопросов 131-го закона, который установлен для любого муниципального образования, для поселения и т.д. передать эти вопросы муниципальным образованиям. Но тогда, как я уже говорила, мы получили бы 125 порядков, несогласованных между собой по всем вопросам организации жизни вот такого города. Ни Москва, ни Питер не смогли бы существовать, как город в этой системе. У нас ведь был такой опыт уже, если вы помните, в начале 2003 года у нас несколько муниципальных образований объявили, что они полностью самостоятельные. У нас вплоть до того объявлялись самостоятельными, воздушное пространство над муниципальным образованием на территории Москвы, были такие примеры, что системы коммуникаций, допустим, ТЭЦ стоит. Она же рассчитывается на город, она же не на муниципальное образование рассчитывается, не на один район. Это целая система, которая работает в общегородском масштабе. Вот если эта ТЭЦ стоит на территории одного муниципального образования, то рьяный руководитель муниципального образования просто закрывает задвижки для того, чтобы тепло не шло с этой ТЭЦ на другие территории. Мы говорим: "А как же так? Как это так, вы сможете сделать?". А он говорит: "Так. Вот ТЭЦ стоит на нашей территории. Жители наши дышат плохим воздухом в результате. Оно нам мешает. Поэтому для того, чтобы все могли пользоваться теплом, вы нам заплатите, а мы эти деньги будем пускать на экологию на своей территории". Понимаете? Т.е. сразу можно сделать выводы, что в едином городе невозможны такие совершенно самостоятельные руководители муниципального образования, которые настолько понимают в первую очередь свое мини-государство на территории города Москвы. А по сути они в самом деле не подчиняются никому, они не подчиняются соседям. Т.е. каждый принимает самостоятельные решения по всему кругу вопросов, которые отнесены к их компетенции. Или был вопрос, казалось бы, простой, по спортивным школам. Вот на одной территории закрыли спортивную школу в муниципальном образовании, потому что они посчитали, что она им здесь не нужна. У них хорошие просто школы, а городская спортивная школа, в которую ездят дети со всей Москвы, им тут не нужна. Поэтому они ее решили закрыть, а стадион, который прилегал к этой спортивной школе, закатали под асфальт, поставили там палатки торговые, и решили, что им от этого удастся собрать больше средств с этой территории и пустить их для своих жителей. Т.е. вот интересы Москвы в общей системе развития города, конечно же, терялись. Поэтому нельзя сказать, что от того, что старые трубы в Москве или плохие лифты, что это именно связано с тем, что не муниципалитет решает эти вопросы. Это другое. И, кстати говоря, если сравнить Москву с другими муниципальным образованиями, то Москва, сами понимаете, выигрывает по всем статьям, и в коммуналке тоже. Поэтому не с этим связано. Причем, мы пытаемся вопросы содержания, благоустройства территории, содержания жилых домов решать все-таки с учетом мнения органов местного самоуправления. Весь текущий ремонт, который будет проводиться теперь по месту жительства, все акты будут закрываться только после того, когда в состав приемочных комиссий будут включены органы местного самоуправления, представители населения, домкомы и т.д. Т.е. обязательно с учетом мнения жителей по тому, как были проведены эти работы. Это уже тоже система местного самоуправления, просто, может быть, и не напрямую записаны такие формы в законодательстве. Это московские формы местного самоуправления. Действительно, они отличаются, может быть, от федеральных — то, что органы госвласти включают население и включают органы местного самоуправления в свои формы работы. Но, тем не менее, представительство населения во всех этих работах, конечно же, будет учитываться и формы все эти отрабатываются. Тоже самое в вопросах строительства — очень больные вопросы для города. И в проведении публичных слушаний, которые на территории будут проводиться, органы местного самоуправления будут обязательно принимать участие. Поэтому я бы не сказала, что тем, что Москва имеет особенности, а мы с вами уже поняли, что это объективные особенности Москвы, они просто не могут не быть, иначе не сможет развиваться город, такие особенности не ухудшают возможности развития города. Наоборот, мы создали дополнительный орган еще местного самоуправления, который включается в единую городскую систему.

Ведущая: Скажите, пожалуйста, за чей счет будет финансироваться реализация городской целевой программы и кто будет контролировать эту программу? А также какие планируется предпринимать действия для устранения дефицита финансовых и кадровых ресурсов в местном самоуправлении, которые имеют место на данный момент?

Бледная Н. И.: Честно говоря, проблем на данный момент с финансированием и кадрами местного самоуправления я не вижу. Источники финансирования местного самоуправления устанавливаются ежегодно законом г. Москвы о бюджете на соответствующий год. Если мы посмотрим цифры, то финансирование увеличивается год от года. И на 100% потребности местных бюджетов выполняются. Если брать реализацию местных бюджетов за прошлый год, то у нас осталось порядка полутора миллиардов даже неизрасходованных средств, которые были даны органам местного самоуправления на реализацию их полномочий. Установлено, что источником местных бюджетов являются отчисления от налога на доходы физических лиц по дифференцированным нормативам. Т.е. для каждого муниципального образования рассчитывается бюджетная потребность, и определяется норматив, по которому отчисляются из бюджета города эти средства, как прямой источник. Таким образом, в общей сложности, на все муниципальное образование где-то формируется полтора миллиарда рублей на прямые потребности. Если какому-нибудь муниципальному образованию не хватает расчетной суммы для реализации всех их вопросов, выделяется материальная помощь из бюджета г. Москвы. Это где-то порядка 147 миллионов в этом году на помощь и примерно 2,5 миллиарда рублей еще поступает, как субвенции на решение переданных полномочий на досуг и спорт, на комиссии по делам несовершеннолетних и на опеку и попечительство. Потому что все переданные полномочия передаются органам местного самоуправления с имуществом, я вам приводила примеры спортивных площадок и нежилых помещений и с их финансированием в обязательном порядке. И органы местного самоуправления выполняют переданные полномочия именно в размере выделенных финансовых средств. Т.е. это 100% - городское обеспечение. Проблем с кадрами тоже — нет. По расчетным цифрам у нас в муниципалитетах работает более 2000 муниципальных служащих. И это полностью обеспечивает все их кадровые потребности. Другой вопрос, что мы создаем систему повышения квалификации кадров органов местного самоуправления. И есть у нас такое понятие как "единая система обучения: муниципальная школа". Практически все руководители муниципальных образований прошли там обучение и где-то уже около 70% муниципальных служащих. Если говорить о финансировании городской целевой программы самой, о которой мы начали говорить, то она финансируется полностью из бюджета. На три года — 74 миллиона примерно запланировано бюджетных средств, которые пойдут в первую очередь на информирование. Где-то порядка 54 миллионов пойдет на информирование населения по вопросам местного самоуправления. Все из средств бюджета г. Москвы. И все остальные разделы программы, все остальные мероприятия, которые внесены в программу местного самоуправления так же финансируются из бюджета.

Ведущая: К вопросу об информировании. Проводятся ли какие-либо мероприятия, направленные на широкое информирование населения. Хотелось бы более подробно узнать, что это за мероприятия. И есть ли какие-то еще программы по обучению и повышению квалификации муниципальных служащих?

Бледная Н. И: Тема информирования одна из основных в программе местного самоуправления. Мы, когда закладывали данные мероприятия в программу, предполагали развивать информирование на трех уровнях: на федеральном, на городском и на местном. Федеральная система информирования, конечно же, касается общефедеральных средств массовой информации. В том числе, и системы плановых мероприятий через какие-либо информационные системы, большие федеральные системы. Участие в больших журналах, посвященных местному самоуправлению, в газетах. Что касается информирования на уровне города, то мы хотим его расширить, и сейчас создан Центр местного самоуправления, называется Государственное учреждение Московский центр местного самоуправления. Одним из структурных подразделений этого Центра будет редакция новой газеты. Мы создаем новую общегородскую газету, которая пока носит условное название "Москва и москвичи. Местное самоуправление. Люди. События". Она будет бесплатной для населения, но будет учитывать в основном аудиторию, на которую она рассчитана. Она будет направлена именно на жителей Москвы. Где-то, наверное, месяца через два эта новая городская газета должна появиться. Еще мы планируем выпустить новую телевизионную программу. Сейчас у нас выходит 13-минутная программа на канале "Столица", которая называется "Местное самоуправление. Имеем право!". Она идет в дневное время по субботам. Теперь мы хотим выйти на эфирный канал - на ТВЦ, тоже в еженедельном режиме. Сейчас идут переговоры с каналом по выделению эфирного времени. Планируем, что со второго полугодия передача должна выйти в эфир. Также мы планируем создать интернет-газету для молодежи, поскольку сейчас молодежь предпочитает интернет всем печатным СМИ. Для того чтобы они могли активно участвовать в газете, мы будем создавать молодежный клуб, набирать молодых журналистов при Центре, и эту молодежную газету будут формировать уже они, так, как они считают нужным, чтобы это было интересно их сверстникам, поскольку эта газета создана, прежде всего, для них и с их участием.

Ведущая: Спасибо! А будут ли проводиться в районах г. Москвы такие программы, как "Мой двор - Мой подъезд" и различные конкурсы, например, "Лучший муниципальный служащий"?

Бледная Н. И.: Конкурсы "Мой двор - Мой подъезд" - это как раз конкурсы, которые организуются с тем, чтобы жители могли поучаствовать в благоустройстве своего двора. Там, где они принимают участие в создании на своей территории нормальной площадки, оборудованной, они, конечно же, и следят потом за состоянием этой площадки, за ее сохранностью. С этой точки зрения, на мой взгляд, эти программы очень важны. Это как раз привлечение населения к созданию комфортного проживания на своей территории. Поэтому программа "Мой двор - Мой подъезд" будет проводиться и дальше. Это конкурс, который проводят органы государственной власти. Органы местного самоуправления тоже активно принимают участие в этом конкурсе. А конкурс "Лучший муниципальный служащий", который фактически проводит наш департамент. Для чего мы его проводим? Чтобы повысить престижность муниципальной службы. В этом году мы впервые хотим по итогам конкурсов сделать внешнюю рекламу победителей. Т.е. появятся большие портреты победителей конкурса, лучших муниципальных служащих, чтобы жители видели, что, например, лучшие специалисты по опеке и попечительству, лучшие специалисты по комиссиям по делам несовершеннолетних. Т.е. те специалисты, которые занимаются важными проблемами для жителей. Мы считаем, что это будет очень важным мероприятием для привлечения людей к муниципальной службе.

Ведущая: Какой орган местного самоуправления должен выдавать разрешение на размещение наружной рекламы на административной границе муниципальных образований, если невозможно установить точную принадлежность территории?

Бледная Н. И.: Честно говоря, когда задают такие вопросы, то это свидетельствует о том, что 56-ой городской закон об организации местного самоуправления все-таки еще мало кому понятен. Я хотела еще раз сказать о том, что все вопросы, которые решают органы местного самоуправления сегодня, установлены этим законом 56-тым законом. В их перечне вопросов местного значения нет вопросов согласования рекламы. Он отнесен к вопросам местного значения 131-м ФЗ. Для всех других, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. У нас органы местного самоуправления не согласовывают рекламу.

Ведущая: Обмениваетесь ли вы опытом по развитию и укреплению местного самоуправления с муниципальными образованиями, зарубежными специалистами?

Бледная Н. И.: Ближайшие наши партнеры по организации местного самоуправления со всеми нашими плюсами и минусами — это Санкт-Петербург. Мы систематически проводим конференции по нашим общим проблемам, обмениваемся путями решения тех проблем, которые у нас возникают. Несмотря на то, что единые особенности, все равно местное самоуправление в Москве и Питере отличаются друг от друга и по перечню вопросов местного значения, и порядком их решения. Мы смотрим, у кого, что лучше получается, что можно позаимствовать, что-то они у нас заимствуют. Опыт Москвы, может быть, не очень интересен для других субъектов, потому что у нас нет хозяйствующих вопросов. А все, конечно же, ищут новые пути решения именно хозяйственных вопросов, как решать вопросы коммуналки в условиях дефицита, как решать вопросы развивающегося строительства, у нас это решают органы государственной власти, а не местного самоуправления, поэтому тут мы с ними не можем поделиться. Но мы очень активно, особенно в первое время, пока думали, как можно организовать местное самоуправление в Москве, изучали опыт самоуправления в других столицах. Например, в Берлине очень интересно было посмотреть, потому что Берлин точно так же как и Москва — это и субъект — земля, и в тоже время это поселение, где должны развиваться местные органы самоуправления. Поэтому мы очень внимательно изучали их опыт, многое взяли у них, хотя они до сих пор не понимают, почему же мы все-таки разделили местное самоуправление на территории районов. У нас на территории районов есть и Управа, как государственная власть, и местное самоуправление в лице муниципалитета и муниципальных собраний, а у них этого нет. У них самоуправление организовано так, как было у нас до 2003 года. В прошлом году мы делали специальный семинар по практике передачи государственных полномочий на местный уровень. Мы постоянно проводим обмен опытом.

Ведущая: Скажите, пожалуйста, возможно ли применение ст. 15.14 КОАП РФ, устанавливающий административную ответственность при нецелевом использовании бюджетных средств, в случае нецелевого использования средств местных бюджетов?

Бледная Н. И.: Местное самоуправление в Москве имеет только три отличительных особенности: перечень вопросов местного значения, источники местных бюджетов и имущество. Во всем остальном мы полностью подчиняемся Федеральному законодательству. Поэтому, если в Административном кодексе такие нормы установлены, значит, естественно, это касается и Москвы в полном объеме. Вы знаете, что в конце прошлого года был принят Административный кодекс г. Москвы — это закон N 45. И там есть специальная статья, статья 12.1, которая устанавливает такую ответственность: она рассчитывается из расчета 4 или 5 тысяч рублей, если нецелевое использование допущено руководителем, или накладывается штраф от 40 до 50 тысяч рублей, если такое нарушение допущено органом местного самоуправления. Поэтому, конечно, целевое использование находится постоянно под контролем. Мы помогаем органам местного самоуправления принимать правильные решения по бюджетным средствам. Взаимодействуем очень плотно с Контрольно-счетной палатой, разъясняем, что такое целевое и нецелевое использование. Если в 2003 году такие примеры у нас были, то сейчас их все меньше и меньше. В прошлом году таких случаев было всего два. Такие факты передаются в прокуратуру.

Ведущая: У меня к Вам заключительный вопрос, посвященный реформе местного самоуправления. Разговоры о необходимости реформы местного самоуправления ведутся не один год. Уже сам этот срок, в течение которого реформа была законодательно зачата, но так и не народилась на свет, наводит на мысль: промедление вполне терпимо. Вступление в силу Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ было перенесено с 1 января 2005 года на 1 января 2006-го. Чтобы все регионы успели подготовиться. Но о готовности тогда доложили лишь 30 регионов, а едва ли не половина субъектов Федерации попросила отсрочить реформу еще как минимум на год. Отсрочили до 1 января 2009-го. Как Вы считаете, каковы дальнейшие перспективы и чего нам следует ожидать дальше, когда федеральный закон окончательно вступит в силу?

Бледная Н. И.: Что такое, в моем понимании, административная реформа? Это очень четкое распределение полномочий по трем уровням: Федерация, субъект и местное самоуправление. И вот по этим трем направлениям попытались разделить очень четко полномочия, финансовые средства, которые на эти полномочия должны быть направлены и ответственность, и, конечно же, имущество. Очень сложно происходила дележка имущества, в том числе, дележка имущества на уровне муниципальных образований, там, где идет район и поселение. Т.е. в течение этого времени должны были произойти все эти разделения, для того, чтобы потом каждый отвечал за свое направление. Но пока переходный период шел, очень много изменений было внесено в 131-й закон в части полномочий. Очень много вопросов перебрасывалось с уровня на уровень. На данный момент до сих пор еще идет процесс перераспределения полномочий по этим трем уровням. До сих пор никто не может сказать, сколько необходимо средств на полномочия, которые переданы органам местного самоуправления. Если помните, у нас в Федеральном законодательстве была норма о том, что финансирование должно происходить на уровне социальных стандартов, установленных Федерацией. Таких стандартов до сих пор нет. В Москве мы пытаемся создать такие стандарты. Поэтому, если мы передаем, допустим, досуговую и спортивную работу органам местного самоуправления, то мы просчитываем, что должно входить в понимание этой работы. И что органы местного самоуправления за те деньги, которые мы им передаем должны сделать. И тогда будет понятно, насколько мы обеспечили само выполнение этих полномочий. В Федерации пока не получается такого четкого расчета на какие полномочия сколько должно быть выделено денег. Поэтому на сегодняшний день каждое муниципальное образование выполняет в первую очередь те полномочия, которые у них на территории они считают наиболее важными. И вот до 2009 года должны быть вновь образованным муниципальным образованиям переданы все полномочия, которые установлены 131-м законом. Т.е. под это должны быть сформированы кадры, для них в первую очередь была дана такая отсрочка. А для Москвы такой проблемы, я уже говорила, нет. У нас, на наш взгляд все организовано, выстроено, все просчитано и у нас закон действует с 1 января 2006 года в полном объеме. У нас органы местного самоуправления находятся в ситуации, когда они имеют возможность финансировать 100% своих полномочий и отвечать только за то, за что они могут отвечать в рамках своего финансирования. У нас ясно, за что должны отвечать органы местного самоуправления. Досуг по месту жительства — это теперь тема местного самоуправления. Поэтому, если какие-то вопросы к вам будут поступать от населения по организации досуга по месту жительства, или какие-то замечания, то мы сейчас тоже очень внимательно следим за такой информацией и пытаемся на нее активно реагировать.

Ведущая: А мне еще раз остается поблагодарить Вас, Наталья Ивановна, за подробные и исчерпывающие ответы и за то, что нашли время придти к нам и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории. Большое спасибо.

Бледная Н. И.: Спасибо вам за внимание к теме местного самоуправления. Мы готовы отвечать на вопросы, и разъяснять их в любом формате. Главное, суметь действительно донести до населения эту тему и необходимость развития местного самоуправления. Спасибо!

Читать ГАРАНТ.РУ в и