Новости и аналитика Интервью Миграционная политика в Российской Федерации: теория, практика, методы правового регулирования

Миграционная политика в Российской Федерации: теория, практика, методы правового регулирования

 

Интернет-интервью
заместителя руководителя
Федеральной миграционной службы Российской Федерации
Егоровой Екатерины Юрьевны

18 августа 2008 года в 10 часов в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялось интернет-интервью заместителя руководителя Федеральной миграционной службы Российской Федерации Егоровой Екатерины Юрьевны.

Тема интернет-интервью: "Миграционная политика в Российской Федерации: теория, практика, методы правового регулирования".

Ведущий интернет-интервью — Царь Сергей Петрович ( компания "Гарант").

 

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!

Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашу гостью — Егорову Екатерину Юрьевну, заместителя руководителя Федеральной миграционной службы.

Тема сегодняшнего интернет-интервью: "Миграционная политика в Российской Федерации: теория, практика, методы правового регулирования".

Российская Федерация является второй в мире страной по количеству прибывающих мигрантов. Миграция, включая ее законодательное регулирование, относится к разряду комплексных общенациональных проблем, требующих учета всей суммы факторов, влияющих на ситуацию.

Миграционное законодательство в Российской Федерации постоянно совершенствуется. С января 2007 года действуют поправки к законам "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и "О правовом положении иностранных граждан в РФ", принята Концепция демографической политики на период до 2025 года и многие другие.

Однако многие принципиальные проблемы в сфере миграции до сих пор остаются нерешенными. К примеру, до сих пор нет эффективных рычагов регулирования миграционных потоков. Не решен вопрос о социальных гарантиях для иностранцев, которые трудятся в России. Не отрегулирован механизм квотирования иностранной рабочей силы. До сих пор не ясно, как отслеживать мигрантов, которые больны тяжелыми инфекционными болезнями, и за счет каких средств их лечить.

В числе первоочередных задач в сфере миграционной политики Российской Федерации - государственное регулирование трудовой миграции; стимулирование миграционного притока русскоязычного населения в рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; создание эффективной системы адаптации мигрантов, их социализации в российском обществе; продолжение работы по заключению соглашений о реадмиссии как важнейшему инструменту по противодействию незаконной миграции, а также созданию инфраструктуры, необходимой для реализации указанных международных договоров.

В ходе интернет-интервью планируется обсудить правовые методы борьбы с незаконной миграцией, вопросы создания системы организованного привлечения и использования иностранных работников на территории РФ, совершенствования системы квотирования, возможные способы межведомственного взаимодействия и информационного обмена в сфере трудовой миграции, а также перспективы совершенствования нормативно-правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, провести анализ последних изменений законодательства в данной сфере, выявить его пробелы и недостатки, а также сформулировать предложения по его совершенствованию. На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-интервью ответит заместитель руководителя Федеральной миграционной службы Российской Федерации Егорова Екатерина Юрьевна.

К моменту начала нашего интервью поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашей уважаемой гостье.

Ведущий: Вопрос от Дмитрия Ивановича из Москвы. Уважаемая Екатерина Юрьевна, виден ли свет в конце длинного туннеля по разработке концепции миграционной политики России? И не считаете ли вы необходимым принять фундаментальный закон о миграции, а не латать возникающие то и дело проблемы отдельными межправительственными соглашениями?

Егорова Е.Ю.: Я думаю, что межправительственные соглашения не латают дыры, а вносят различные коррективы в двусторонних или многосторонних отношениях, предоставляя какие-либо преференции и корректируя внутреннее законодательство. Касаемо фундаментального закона о миграции, думаю, что кодифицировать его будет достаточно сложно, потому что это достаточно разветвленная отрасль законодательства. При этом в сфере миграции действует порядка 80 соглашений, огромное количество федеральных законов и подзаконных актов. Поэтому, на мой взгляд, кодификация миграционного законодательства нецелесообразна. Кроме того, на сегодняшний день существует Концепция миграционной политики.

Ведущий: Перейдем к следующему вопросу. В отношении мигрантов практически во всех европейских странах сейчас действуют крайне жесткие меры. В США при нынешнем президенте принято решение о возведении стены на границе с Мексикой. В Австралии рассматривается возможность выдворения за пределы страны этнических арабов. Жесткие меры в отношении незаконных переселенцев установлены Великобританией и Данией. Наше государство крайне либерально в данном вопросе. Российская Федерация, открывая свои границы, поступает как иммиграционная страна, а не социальное государство европейского типа, приоритетно ориентирующееся на поддержание материального благополучия своего собственного коренного населения. Согласны ли вы с данным утверждением, прокомментируйте его, пожалуйста.

Егорова Е.Ю.: Давайте проанализируем, что представляет собой европейская политика в области миграции? Европейцы исходят из того, что существуют шенгенское пространство ЕС и, так называемые, третьи страны. Для нас точно также существует СНГ и есть третьи страны с визовым режимом. Для тех стран, с которыми установлены безвизовые отношения, существуют определенные приоритеты для въезда. В настоящее время действует безвизовый въезд на пространство СНГ. Как мне представляется, закрыть его на сегодняшний день невозможно, потому что ранее существовало огромное государство, связи между людьми, следовательно, должно быть обеспечено свободное осуществление родственных и дружеских контактов, развитие экономики. Полагаю, что необходимо немного пересмотреть собственное отношение к мигрантам. Они к нам едут в поисках лучшей жизни. И портрет мигранта из стран СНГ на сегодняшний день во многом должен вызывать, на мой взгляд, сочувствие.

Ведущий: Как в настоящий момент вы можете оценить результаты введения уведомительного порядка регистрации вновь прибывших мигрантов, а также усиления административной ответственности работодателей, использующих труд нелегальных рабочих? Какие положительные и отрицательные моменты вы можете отметить?

Егорова Е.Ю.: На мой взгляд, Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" позволил реализовать основную цель, ради которой он принимался: получение объективной информации о миграционной ситуации в стране. За счет упрощения процедур, гораздо больше граждан их выполняет. Мы отмечаем значительный рост ставших на учет мигрантов: порядка 8 миллионов. Увеличение их числа произошло в несколько раз по сравнению с той процедурой, которая существовала раньше. Что касается административной ответственности, то за использование труда нелегальных рабочих может быть наложен установленный законодательством штраф до 800 тысяч рублей за одного незаконного мигранта. Мы достаточно разумно и избирательно подходим к применению крупных штрафных санкций и исходим из того, что эти суммы штрафов должны играть, в первую очередь, определенную профилактическую функцию для того, чтобы работодатель, привлекая к труду нелегального мигранта, задумывался о последствиях, которые могут возникнуть.

Ведущий: Мы переходим к следующему вопросу, пришедшему из Москвы. Екатерина Юрьевна, как известно ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" обязывает иностранцев встать на учет по истечении трех суток со дня прибытия в РФ. Почему все сотрудники ФМС толкуют эту норму как обязывающую встать на учет в течение трех суток? Известно ли вам, что Ваши сотрудники на местах запретили работникам Почты России принимать уведомления от граждан, у которых истек трехсуточный срок пребывания? Такие лица регистрируются в отделениях ФМС только после уплаты штрафа.

Егорова Е.Ю.: Неизвестно, что запретили принимать уведомления. И если у уважаемого Тимура есть какая-то конкретная информация о том, где такое произошло, то мы бы просили нас проинформировать более конкретно. Насколько я знаю, таких указаний не было.
Почему все сотрудники толкуют эту норму, как обязывающую встать на учет в течение 3 суток? Потому что в законе так и написано "встать на учет в течение 3 суток".

Ведущий: Перейдем к следующему вопросу от Олега из Московской области. Уважаемая Екатерина Юрьевна! Считаете ли вы достаточно эффективным прописанный в данный момент в российском законодательстве механизм привлечения иностранной рабочей силы? В чем, на Ваш взгляд, все еще остаются его недоработки? И на что необходимо обратить внимание, прежде всего?

Егорова Е. Ю.: Механизм привлечения иностранной рабочей силы - это достаточно сложная конструкция, которая должна учитывать и экономические факторы, и факторы готовности инфраструктуры регионов принимать такое количество мигрантов, и социальные последствия приезда трудовых мигрантов для коренного населения, отношения, которые существуют в принимающей среде к мигрантам, потребности экономики, то есть моментов здесь очень много. И я думаю, что совершенным назвать механизм привлечения иностранных работников ни в одной стране нельзя. Все государства над этим бьются и в какой-то степени это и расчеты, и где-то - эксперимент.
В РФ, вы знаете, оказалось достаточно сложной ситуация с квотированием. Квоты, установленные на 2008 год, были исчерпаны уже весной этого года в конце мая - в июне, поэтому одно из приоритетных направлений совершенствования механизма привлечения рабочей силы - это корректировка механизма квотирования, а также целый ряд таких факторов, как, например, создание условий для приезда высококвалифицированных работников.
Разработка условий для привлечения высококвалифицированных кадров может быть осуществлена по аналогии с ЕС, где существует так называемая синяя карта для работников третьих стран, может быть, это будет предоставление каких-то преференций для крупных работодателей, которые вносят весомый вклад в экономику и создают рабочие места. Так что здесь еще работы будет, я думаю, много.

Ведущий: И следующий вопрос от Наталии из города Москва. Фактически в каждом паспортном столе Москвы выдвигаются при регистрации требования к иностранцам и россиянам, не предусмотренные законодательством. Что вы делаете для ограничения противозаконных действий со стороны чиновников, и не кажется ли Вам, что сотни "фирмочек" по оформлению фальшивых регистраций - это всего лишь последствия абсолютно непрозрачной и трудоемкой процедуры оформления регистрации в паспортных столах?

Егорова Е.Ю.: Я думаю, что этот вопрос - это результат недостатка информации о новом законодательстве, которое вступило в силу. Как я уже: все эти административные барьеры уже сняты.
Что такое миграционный учет в ныне существующем виде? Иностранный гражданин, прибывая в РФ, как правило, едет не на пустое место: он едет либо в гости, либо на работу, либо он останавливается в гостинице. И то лицо, которое его принимает в РФ, отправляет уведомление по установленной форме в органы миграционной службы. Можно принести уведомление самостоятельно либо отправить по почте. В уведомлении отражаются паспортные данные гражданина, сведения о его миграционной карте - вот и вся процедура.

Ведущий: Валентин из Москвы интересуется. Рост миграции, особенно нелегальной, из зарубежных стран, является важнейшим фактором постоянного ухудшения криминогенной обстановки во многих регионах России, что создаёт угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, правам человека и гражданина, авторитету государства. Некоторые этнические диаспоры, черпая ресурсы в контролируемых ими теневых секторах экономики, претендуют на положение центров силы, альтернативных официальным государственным структурам, или же сращиваются с последними, усугубляя их коррумпированность. Какие законодательные и практические меры принимаются для повышения эффективности борьбы с этими социальными явлениями? Как осуществляется взаимодействие различных органов государственной власти между собой в этом вопросе?

Егорова Е. Ю.: Борьба с незаконной миграцией, в основном, это борьба с незаконным осуществлением трудовой деятельности иностранными гражданами.
Граждане СНГ, составляющие 80% от миграционного потока, в основном, въезжают в нашу страну легально, потому что процедуры для въезда, предельно просты. Это наличие действующего внутреннего паспорта или для некоторых стран заграничного паспорта, виза здесь не нужна. Поэтому человек въезжает легально.
Основные нарушения, как правило, сводятся к нелегальному осуществлению трудовой деятельности и к нарушениям сроков пребывания в РФ. Иностранный гражданин обязан выехать по истечении 90 дней в том случае, если он не заключил трудовой контракт. Если заключил, то срок пребывания у него продлевается. Мы тесно взаимодействуем с органами внутренних дел в этом вопросе, потому что ФМС уполномочена полностью контролировать только вопросы осуществления трудовой деятельности, вопросы пребывания мы контролируем совместно с органами внутренних дел. И это основной наш партнер, а также органы пограничной службы, которые пресекают незаконный въезд на территорию РФ.
Что касается оценки нелегальной миграции как важнейшего фактора постоянного ухудшения криминогенной обстановки, тут можно сказать, что, конечно, да, незаконная миграция влияет на криминогенную обстановку. Но кто такой незаконный мигрант? Это человек, у которого, в первую очередь, нет легальных источников дохода и он вынужден где-то, может быть, украсть, чтобы просто прокормиться какое-то время. Но я бы не сказала, что это определяющий фактор на криминогенную обстановку, хотя в компетенцию ФМС не входит давать такие оценки, но в общем-то процент преступности среди мигрантов по сравнению с общим уровнем преступности в нашей стране не так велик, хотя значение, конечно, он имеет.
Что же касается диаспор, то мы стараемся с диаспорами работать, информировать их о тех законных процедурах, которые у нас существуют в стране, стремимся устанавливать контакты с органами, которые компетентны в вопросах миграции в других государствах с тем, чтобы они с нами совместно работали и в плане просвещения граждан, которые едут к нам с той или иной целью о тех последствиях, которые может иметь незаконная миграция в РФ.

Ведущий: Жиркова Ирина из Белгорода спрашивает: объединенной комиссией по национальной политике при Совете Федерации разработан законопроект об обучении и тестировании мигрантов русскому языку. Подобная практика давно существует в европейских государствах. Считаете ли вы, что эта законодательная инициатива позволит улучшить довольно напряженную общественную ситуацию, повысить взаимопонимание, донести до иностранных граждан наши духовно-культурные ценности?

Егорова Е.Ю.: Я думаю, что фактор владения мигрантом языком страны пребывания - это важнейший фактор социально-культурной адаптации, без этого просто в любой стране выжить очень сложно. Но и кроме того, человек не сможет элементарно общаться стой средой, в которой он находится, он вызывает естественно в силу незнания языка определенное отторжение. Мы сами, попадая в иную языковую среду, все это на себе ощущаем. Поэтому я думаю, что, конечно, эта законодательная инициатива очень полезна и является очень важным фактором, но надо тщательно очень продумывать, какие стимулы должны быть у мигрантов помимо вот тех очевидных, о которых я сказала, какие еще могут быть правовые стимулы для того, чтобы мигранты изучали язык, и главное, какие будут для этого возможности. Ведь тот человек, который едет зарабатывать в Россию, он не рассчитывает на то, что он вложит заработанные средства в изучение русского языка, поэтому здесь важен фактор привлечения работодателей к этому процессу. И представляется, что, конечно, знание языка должно быть определяющим при приеме в гражданство РФ, соответствующие инициативы уже приняты.

Ведущий: Следующий вопрос от Самойлова Максима. Так как въезд в Российскую Федерацию мигрантов, имеющих особо опасные заболевания, создает реальные угрозы для граждан РФ и экономически не выгоден для страны, целесообразно было бы запретить лицам, имеющим такого рода заболевания, въезд в Россию. Почему такая простая мера защиты своих граждан законодательно не принимается? И как вы относитесь к такому предложению?

Егорова Е.Ю.: Принимаются определенные меры. Во-первых, Постановлением Правительства РФ предусмотрен перечень заболеваний, при наличии которых нельзя осуществлять трудовую деятельность в РФ. Кроме того, существует такая отличная от европейской практики мера, как депортация лиц, больных ВИЧ-заболеванием. Нас за это попрекают правозащитники, но, тем не менее, учитывая данный уровень заболеваемости, эта мера пока остается. Со своей стороны мы контролируем наличие документов об отсутствии этих заболеваний. Однако проверить мигранта и потребовать от него все справки на особо опасные инфекции при въезде, я думаю, технологически маловероятно. Тем более, если они будут выданы теми медицинскими учреждениями, которые действуют, скажем, в Таджикистане или в Киргизии, будут оформлены на соответствующем языке.

Ведущий: Следующий вопрос. Социальной проблемой для России становится увеличение притока в страну мигрантов с низким уровнем образования, а соответственно, и с низким уровнем культуры. Малообразованное и малокультурное миграционное население наводняет российские города, шокирует своим поведением местное население, снижает культурный уровень региона, провоцирует беспорядки, порождая нестабильность. Как вы и ваше ведомство собираетесь повышать уровень образования и культуру иностранных граждан?

Егорова Е.Ю.: Я думаю, что уровень образованности в последнее время и у наших граждан вызывает определенные вопросы. Что касается повышения уровня образования и культуры иностранцев, то существуют международные правовые документы, которые предусматривают возможность обучения иностранцев в наших учебных заведениях. Во всяком случае, дети иностранных граждан на тех же правах, что и дети граждан РФ, могут получать начальное образование в российских школах. Во многом это зависит, конечно, от самих людей, и я думаю, что стимулами здесь могут быть и отношение со стороны принимающего сообщества. Вот сейчас очень модное слово - "толерантность", так вот именно толерантное отношение, наверное, и не будет порождать какие-то протестные отношения среди мигрантов, желание быть не похожими на ту среду, которая их отторгает и не принимает. Но это больше психологический аспект.

Ведущий: Наша страна столкнулась с неуклонным ростом числа нелегальной миграции. Кроме не регистрируемых мигрантов из стран СНГ, в Российской Федерации находятся транзитные мигранты из азиатских и африканских стран, которые используют постсоветское пространство как транзитный евразийский "коридор" в Западную Европу. Такие же намерения имеет и некоторая часть мигрантов из стран СНГ. Наша административная реформа негативно сказалась на росте нелегальной миграции. Резкое сужение правовой основы для обустройства въезжающих этнических россиян наложилось на односторонне понимаемый подход к ограничению получения гражданства РФ и ужесточению правового положения иностранных граждан. В результате этого нежелательными стали не столько выходцы из стран Азии и Африки, нелегально прибывающие в Россию, а в большей степени миллионы российских соотечественников, в том числе уже годами проживающие в Российской Федерации. Есть ли на законодательном уровне нормы, защищающие российских соотечественников?

Егорова Е.Ю.: Есть отдельный федеральный закон, который направлен на защиту прав соотечественников. Что касается возможностей получения гражданства от миграционных процедур для соотечественников. Граждане, которые проживали на территории РФ, во-первых, имеют право без квоты получить разрешение на временное проживание. Разрешение на временное проживание дает возможность для граждан государств СНГ в упрощенном порядке получить российское гражданство, норма эта еще действует в федеральном законе, поэтому в течение полугода можно стать гражданином РФ. Кроме того, существует программа оказания содействия добровольного переселения соотечественников из-за рубежа, которая также предоставляет определенные льготы и преференции гражданам из государств бывшего Советского Союза при переезде в РФ и возможности обустройства в России. Поэтому я не могу сказать, что именно административная реформа негативно сказалась на росте нелегальной миграции.
Вообще, в рамках программы по переселению соотечественников переселилось 3500 человек. Я думаю, что, конечно, для наших соотечественников вызывает вопросы то, что ограничено количество регионов для переселения, и, в основном, программа ориентирована на те субъекты федерации, где, в первую очередь, ощущается отток населения и потребность в рабочей силе. Но не все в эти регионы хотят переезжать, то есть возможность выбора здесь несколько ограничена. Может быть, если будет принято решение о расширении этого перечня регионов для переселения, тогда и программа будет работать более эффективно.

Ведущий: В рамках осуществления программы по переселению соотечественников в Россию переселенцам предлагают земли, требующие значительного инвестирования и развития, на которых россияне не хотят жить. Если те, кого мы приглашаем — наши соотечественники, то почему мы считаем, что они будут жить там, где не хочет жить "коренное" население? Как вы можете прокомментировать такое противоречие?

Егорова Е.Ю.: Я думаю, что это вопрос, конечно, не вполне относящийся к компетенции миграционной службы, но дело в том, что есть регионы, в которые требуется стимулировать приток населения и внутри страны, и стимулировать закрепление тех людей, которые там уже живут. Поэтому я думаю, что это комплекс мер. И переселение соотечественников - это только одна из составляющих в этой ситуации. Чтобы создать условия для жизни граждан и тех, которые там живут, и которые только должны приехать, это должны быть взаимосвязанные явления. Ведь не случайно же принимаются национальные проекты, принимаются программы развития регионов, как раз в комплексе с этим.

Ведущий: Давайте перейдем к следующему блоку вопросов. И первый вопрос из города Орла. Удовлетворяет ли Вас уровень взаимодействия ФМС с общественными организациями, можно ли охарактеризовать его как эффективное?

Егорова Е.Ю.: Надо сказать, что в принципе миграционные органы в любом государстве всегда находятся под пристальным вниманием правозащитных организаций: и международных, и внутригосударственных. Я считаю, что у нас достигнут неплохой уровень взаимодействия с этими организациями. И мы постоянно контактируем и с "Мемориалом", и с Союзом переселенческих организаций. Создан общественный совет при ФМС, в который также вошли представители общественных организаций, в том числе правозащитных. Я думаю, что, конечно, сама идея создания этих общественных советов — она была достаточно плодотворна, и позволяет нам лучше понимать друг друга, как-то находить общие точки зрения на миграционные процессы, а не стоять по разные стороны баррикад.

Ведущий: Екатерина Юрьевна, как борется ФМС с так называемыми "резиновыми домами", то есть домами, где регистрируется десятки, а то и сотни человек? Зачем нужна такая регистрация, если в большинстве своем она по-прежнему покупается и является чисто номинальной?

Егорова Е.Ю.: Еще в 90-е годы был ряд решений Конституционного суда, в которых было обозначено, что органы внутренних дел на тот момент не вправе контролировать наполняемость жилых помещений и не вправе ограничивать людей в регистрации, потому что регистрация имеет уведомительный характер в РФ. Поэтому бороться с этим явлением должны, в первую очередь, жилищные организации, которые следят за соблюдением установленных Жилищным кодексом норм жилой площади на человека.

Ведущий: Следующий вопрос от Виталия. Закон о миграционном учете предполагает создание электронной базы данных на иностранных граждан. В каком состоянии сейчас эта база находится? Как часто она пополняется и чьими силами осуществляется эта деятельность?

Егорова Е.Ю.: Электронная база данных об иностранных гражданах первоначально называлась Центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. После того, как был принят закон о миграционном учете, она получила название "Государственная информационная система миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства". Ее функционирование — это плод усилий различных ведомств, но ответственным за эту работу является Федеральная миграционная служба. В основном, мы аккумулируем у себя все эти данные. Сейчас она содержит порядка 20 миллионов записей. Это ресурс, который будет доступен различным ведомствам при условии соблюдения защиты персональных данных. Работа проделывается огромная, до конца эта система на сегодняшний день еще не сформирована, но мы уже значительно продвинулись вперед.
Мы получаем сведения из всех наших регионов, из всех территориальных органов. И я думаю, что наличие такой системы, ее функционирование, должно быть весьма большим подспорьем не только в деятельности Федеральной миграционной службы, но и пограничных органов, и других органов власти, которые работают, так или иначе с иностранными гражданами и нуждаются в ней.

Ведущий: Что можете сказать о состоянии коррупции в рядах ФМС, и какие меры предпринимаются Вами по искоренению данного явления в Вашем ведомстве?

Егорова Е.Ю.: Сейчас принят национальный план по борьбе с коррупцией. Это говорит о том, что данное явление приобрело достаточно развернутый характер. В настоящее время в рамках работы по реализации национального плана мы готовим свои предложения по внесению изменений в законодательство.
Готовится общий закон по борьбе с коррупцией, который определит основополагающие подходы на этом направлении.
У Федеральной миграционной службы есть также внутриведомственные механизмы по выявлению этих нарушений и наказанию виновных.

Ведущий: Коллеги, присутствующие в зале, вы можете задать вопросы, прошу, представьтесь, пожалуйста, и соответственно ваш вопрос.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, про ситуацию с беженцами из Южной Осетии, какие ресурсы нашей страны задействованы? Можем мы ли мы всех принять, обогреть, накормить?

Егорова Е.Ю.: Мы делаем все возможное для того, чтобы всех принять, обогреть и накормить.
Порядка 8000 беженцев уже вернулись уже в Южную Осетию, остальных мы разместили: часть из них находится в пунктах временного размещения, кто-то размещен в частном секторе. Мы выплачиваем средства на оплату проживания, обеспечиваем продовольствием, работы здесь действительно много.
На учет Федеральной миграционной службой было поставлено около 37000 человек, но это не значит, что все эти люди в России остались.

Вопрос: РБК, Крупенин Виктор.
Хотелось бы уточнить по поводу действия вступившего в силу Федерального закона о миграционном учете, если есть такие данные, как изменилась качественно и количественно миграционная картина на территории РФ с принятием этого закона?

Егорова Е.Ю.: Если раньше вставало на учет где-то порядка 5 миллионов, то за прошлый год мы поставили на учет 8 с лишним миллионов иностранных граждан. Я думаю, что это уже неплохие результаты.
В основном трудовые мигранты работают в Центральной части России. Наибольшая миграционная нагрузка идет на Москву и Московскую область, Санкт-Петербург, Южный федеральный округ. Больше всего с целью осуществления трудовой деятельности к нам приезжают граждане Узбекистана, на втором месте Таджикистан — это основные поставщики трудовой миграции в Россию. Традиционно сферы, в которых заняты мигранты — это строительство, сфера услуг и различные отрасли промышленности.

Вопрос: Радио Вести-FM. Скажите, пожалуйста, была информация из Северной Осетии, из Цхинвала, по поводу того, что возникают какие-то сложности с постановкой граждан на учет. От этого ведь зависит выплата компенсаций. С какими сложностями столкнулись сотрудники Вашей службы при решении этой проблемы там? Что в этом направлении делается?

Егорова Е.Ю.: У меня нет информации о том, что были какие-то сложности с постановкой на учет, потому что сейчас в Северную Осетию направлено очень большое количество наших сотрудников, задействованы территориальные органы, которые функционируют в Южном федеральном округе. Единственное, какая проблема здесь может быть - это наплыв беженцев, который, конечно, не упорядочен. Эта проблема решается.

Вопрос: Институт социально-политических исследований, Сигарева Евгения Петровна. Скажите, пожалуйста, обладаете ли вы информацией о численности апатридов в РФ? Каким образом осуществляется их учет? И собирается ли Россия присоединиться к Конвенции о сокращении количества лиц без гражданства?

Егорова Е. Ю.: К сожалению, сейчас с собой у меня нет статистики по количеству лиц без гражданства. Мы исходим из того, что в нашем законодательстве созданы максимальные условия, для того, чтобы лиц без гражданства не было. Например, вопрос приобретения гражданства урегулирован очень подробно. Я имею в виду детей, родившихся у граждан РФ или на территории РФ. Это упрощенная процедура приема гражданства, о которых я уже говорила.

Вопрос: Ольга Павликова. Недавно обсуждалась информация о том, что возможна отмена квот. ФМС не подтвердила и не опровергла эту информацию. При этом сообщалось о том, что необходимо расширить порядок квотирования. Не могли бы вы рассказать о том, какие реформы готовятся в плане квотирования? И разъясните следующую ситуацию: по всем каналам центрального телевидения говорилось о том, что большинство жителей Южной Осетии, Цхинвала, русские с российским паспортом. Нужно ли им вставать на учет, и как обстоит ситуация с теми, у кого есть российский паспорт? Спасибо.

Егорова Е.Ю.: Я начну с квотирования. Мы работаем над тем, чтобы увеличить квоту на 2008 г. таким образом, чтобы она была достаточной, чтобы удовлетворить все потребности работодателей. А что касается изменения самого механизма квотирования, я уже говорила, что мы работаем над этим, но как конкретно будет меняться этот механизм, я думаю, сейчас пока говорить преждевременно. Один из возможных вариантов - участие физических лиц в квотировании. Вы знаете, что очень много работает иностранных граждан в качестве сторожей, домработниц, нянь, просто яму копают у кого-то на даче. И механизм заявок на сегодняшний день от физических лиц еще не предусмотрен. В отношении регистрации, прибывающих из Цхинвала лиц, это не постановка на миграционный учет - это получение информации о том, скольким лицам потребуется оказание мер социальной поддержки. Вот только с этой целью мы учитываем этих граждан.

Читать ГАРАНТ.РУ в и