Новости и аналитика Интервью Новый Федеральный закон "О патентных поверенных"

Новый Федеральный закон "О патентных поверенных"

18 февраля в 11-00 в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялось интернет-интервью Заместителя Руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Кирий Любови Леонидовны

Тема интернет-интервью: "Новый Федеральный закон "О патентных поверенных".

Интернет-интервью организована компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").
В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".

Ведущий интернет-интервью - Царь Сергей Петрович (компания "Гарант").

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить сегодняшнюю гостью - Кирий Любовь Леонидовну - Заместитель Руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Уважаемая Любовь Леонидовна, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.

Тема интернет-интервью: "Новый Федеральный закон "О патентных поверенных".

В 1992-1993 годах был принят пакет законов Российской Федерации об охране объектов интеллектуальной собственности, вводивших понятие патентных поверенных: Патентный закон Российской Федерации от 23.09.92 г. N 3517-1 и закон Российской Федерации от 23.09.92 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", также 12 февраля 1993 г. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 122 было утверждено Положение о патентных поверенных.

Принятый 30 декабря 2008 года N316 -ФЗ "О патентных поверенных" регулирует отношения, связанные с деятельностью на территории Российской Федерации патентных поверенных, определяет требования к патентным поверенным, устанавливает порядок их аттестации и регистрации, а также определяет права, обязанности и ответственность патентных поверенных.

Новый федеральный закон, который вступит в силу 1 апреля 2009г., будет способствовать правовому обеспечению отношений в сфере охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Особенно это касается совершенствования предоставления правовой охраны таким результатам интеллектуальной деятельности, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также таким средствам индивидуализации, как товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров.

В ходе интернет-интервью планируется обсудить актуальные проблемы реализации Федерального Закона "О патентных поверенных", провести разъяснения и проанализировать новые положения закона, а также для чего он создан, чем объясняется его необходимость и целесообразность? На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-интервью ответила Заместитель Руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Кирий Любовь Леонидовна.

Ведущий:
В Федеральном законе о патентных поверенных отсутствует правовая защита патентного поверенного в случае неправомерных действий как со стороны поручителя и работодателя, так и со стороны федеральной власти по интеллектуальной собственности. Будет ли какая-либо компенсация за моральный и материальный вред патентному поверенному.

Кирий Л.Л.:
Спасибо. Если можно, я скажу несколько слов о полномочиях Роспатента в этой сфере. Роспатент является федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и осуществляет юридически значимые действия в сфере интеллектуальной собственности. Будучи федеральной службой, Роспатент не имеет полномочий по нормативному правовому регулированию, а также не имеет права давать разъяснения, которые являются толкованием законодательства. Поэтому разъяснения по сегодняшней теме могут быть даны только в пределах полномочий Роспатента в отношении тех процедур, которые осуществляются в Роспатенте. Вопрос о возмещении вреда выходит за рамки компетенции Роспатента. Вместе с тем, представляется, что в случае, если какому-либо гражданину, в том числе и патентному поверенному, причинен вред в сфере гражданских правоотношений либо в отношениях работника с работодателем, соответственно могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации, связанные с регулированием отношений по поводу причинения вреда. К примеру, компенсация морального вреда предусмотрена статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ведущий:
В Федеральном законе "О патентных поверенных" указан 18-летний возраст для аттестации и регистрации в качестве патентного поверенного. Как человек в этом возрасте может иметь высшее образование и с 14 лет работать в сфере деятельности патентного поверенного в соответствии со своей специализацией? Хотелось бы узнать ваше мнение.

Кирий Л.Л.:
Не следует расценивать это положение закона как необходимость иметь в возрасте 18 лет высшее образование и опыт работы в указанной сфере. Это одно из требований к кандидату в патентные поверенные, т.е., фактически, ограничение по возрасту "снизу". Если гражданин не достиг 18-летнего возраста, то он вообще не может быть кандидатом в патентные поверенные. Это просто необходимое, но не достаточное условие для того, чтобы заявление об аттестации было удовлетворено. Отмечу, что это положение Закона, на мой взгляд, соотносится с нормами гражданского законодательства, определяющими тот возраст, с которого в полной мере возникает дееспособность гражданина, т.е. способность своими действиями создавать гражданские права и приобретать гражданские обязанности, а также их исполнять. Именно этим и определен 18-летний возраст для кандидатов в патентные поверенные.

Ведущий:
В соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона "О патентных поверенных", патентный поверенный обязан обеспечить сохранность документов, получаемых и составляемых им в ходе осуществления деятельности патентного поверенного. Однако срок хранения таких документов, равно как и срок их передачи в случаях приостановления деятельности патентного поверенного, данным Законом не определен. К какому нормативному акту необходимо обращаться за ответом на этот вопрос в том случае, если никаким нормативно-правовым актом эта ситуация не регулируется? Расскажите, как на практике решается этот вопрос?

Кирий Л.Л.:
Прежде всего надо сказать, что практика по данному вопросу еще не сложилась. Обсуждаемый Закон еще не вступил в силу. Он вступит в силу 1 апреля 2009 года, поэтому говорить о практике преждевременно. Но можно сказать, что упомянутая часть 6 статьи 4 Закона вообще не регулирует вопрос о сроке хранения. Нужно обратиться к предыдущей пятой части этой же статьи, где говорится о том, что патентный поверенный обязан не только принять документы, связанные с выполнением поручения, но и вернуть их. Данной нормой предусмотрено, в каких случаях документы возвращаются поручителю: когда патентный поверенный прекращает свою деятельность, либо заканчивается срок доверенности, либо заканчивается срок действия договора, который был заключен с заказчиком. Что касается хранения документов, то регулирование данного вопроса осуществляется разными нормативными актами. Могу назвать законы об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, об архивном деле, существуют ведомственные акты, положения об архивном фонде и многие другие нормативные правовые акты. Если кого-то интересует данный вопрос, он может самостоятельно в нем разобраться.

Ведущий:
В соответствии с требованиями ФЗ "О патентных поверенных" квалификационная комиссия принимает решение не только по аттестации кандидатов в качестве патентных поверенных, но и по их регистрации в качестве патентных поверенных, а также обеспечивает ведение реестра патентных поверенных. На наш взгляд, сосредоточение этих функций у одного органа противоречит действующему российскому законодательству.

Кирий Л.Л.:
Квалификационная комиссия по Закону создается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности - Роспатентом. Квалификационная комиссия уполномочена в соответствии с Законом принимать решение о допуске к экзамену, об аттестации кандидата, успешно сдавшего экзамен в качестве патентного поверенного. Что касается ведения реестра патентных поверенных, то Законом эта функция возложена на федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Порядок ведения реестра в соответствии с Законом должен быть установлен в ведомственном акте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в этой сфере - Министерства образования и науки РФ. Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности является Роспатент, который находится в ведении Министерства образования и науки РФ, но это - два разных федеральных органа исполнительной власти. Что касается квалификационной комиссии, могу предположить, что ведомственным актом Минобрнауки может быть предусмотрено, что квалификационной комиссии будет поручено ведение реестра. Это не означает, что в таком случае будут нарушаться какие-либо нормы законодательства.

Ведущий:
Содержит ли в себе новый Федеральный закон принципиально новые нормы, регулирующую данную сферу деятельности по сравнению с ранее действующим законодательством? Какие особо важные новеллы в этом Законе вы могли бы отметить?

Кирий Л.Л.:
Безусловно, Закон содержит много новых норм. Не берусь дать исчерпывающий перечень новаций по отношению к ранее действующему законодательству. Можно назвать ряд из них. Наверное, нужно начать с того, что в Законе четко определены права и обязанности патентного поверенного, дано определение патентного поверенного, четко прописаны требования к патентным поверенным, к кандидатам в патентные поверенные. Прописан круг лиц, которые не могут быть аттестованы в качестве патентных поверенных, а также круг лиц, которые не могут быть зарегистрированы в качестве патентных поверенных. Например, государственный служащий не может быть зарегистрирован в качестве патентного поверенного, не имеет права осуществлять такую деятельность. В Законе определены обязанности работодателя патентного поверенного, если патентный поверенный работает по трудовому соглашению. Установлены полномочия квалификационной и апелляционной комиссии. Важная новация Закона состоит в том, что в состав и квалификационной, и апелляционной комиссии должны входить представители сообщества патентных поверенных. И рекомендации по включению патентных поверенных в состав этих комиссий должны давать общественные объединения или саморегулируемые организации патентных поверенных. При этом количество патентных поверенных в составе каждой комиссии должно составлять 1/3 от общего числа членов комиссий. Закон установил меры ответственности патентного поверенного и уточнил их по отношению к тем мерам, которые содержатся в Положении о патентных поверенных, которое на сегодняшний день все еще действует - до вступления в силу Закона. Еще одна новация заключается в том, что если апелляционная комиссия по результатам рассмотрения жалобы в отношении патентного поверенного придет к выводу о том, что совершенное им нарушение является существенным, то апелляционная комиссия может обратиться в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности с рекомендацией о направлении иска в суд о применении к патентному поверенному серьезных мер ответственности: таких, как приостановление деятельности сроком до одного года, либо исключение из реестра патентных поверенных сроком до 3 лет с возможностью восстановления в дальнейшем, с аттестацией, либо без аттестации.

Ведущий:
Доверенностью правообладателя патентный поверенный уполномочивается от имени и по поручению правообладателя на выполнение всех юридически значимых действий относительно объекта интеллектуальной собственности, предусмотренных Гражданским и Налоговым кодексами РФ. На основании чего в отступление от нормы Гражданского кодекса некоторые службы Роспатента ограничивают, не признают правомерность таких действий в части уплаты установленных государством пошлин?

Кирий Л.Л.:
Полагаю, что описанные ситуации связаны с уплатой пошлин, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Это пошлины, касающиеся таких объектов интеллектуальной собственности, как программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральных микросхем. В отношении этих объектов юридически значимые действия должны сопровождаться уплатой государственной пошлины, которая установлена непосредственно Налоговым кодексом РФ. В общих положениях Налогового кодекса содержится жесткое условие о том, что пошлины должны уплачиваться плательщиками данной пошлины, в качестве которых выступают лица, которые обращаются за совершением юридически значимых действий в отношении упомянутых объектов. По моему мнению, в рассмотренной ситуации должностные лица Роспатента не превышают свои полномочия и действуют строго в соответствии с законодательством.

Ведущий:
Сейчас перейдем к следующему блоку вопросов, касающихся судебной практики и перспектив развития патентных поверенных. Какова процедура обжалования решения квалификационной комиссии об отказе в аттестации в качестве патентного поверенного?

Кирий Л.Л.:
Решения квалификационной комиссии могут быть обжалованы кандидатом в патентные поверенные в апелляционную комиссию, т. е. в административном порядке. И если кандидат в патентные поверенные будет не согласен с решением апелляционной комиссии, тогда он может обжаловать решение, принятое в административном порядке, в суд. Какова процедура? На сегодняшний день процедура такова, что после завершения квалификационного экзамена и принятия квалификационной комиссией решения об отказе в аттестации, кандидат в патентные поверенные в течение 3 месяцев может подать заявление в апелляционную комиссию и обжаловать такое решение. Апелляционная комиссия рассматривает заявление и может принять решение о согласии с принятым квалификационной комиссией решением, либо об отмене этого решения и о направлении кандидата в патентные поверенные на повторную сдачу экзамена. Апелляционная комиссия в настоящее время не имеет полномочий принимать решение об удовлетворительном результате квалификационного экзамена кандидата в патентные поверенные, т. е. ему придется сдавать экзамен, но не в полном объеме, а по тем вопросам, ответы на которые квалификационная комиссия оценила как неудовлетворительные.

Ведущий:
Спасибо большое.

Ведущий:
Следующий вопрос, касающийся образования патентных поверенных. Любой образовательный процесс, чтобы не отстать от времени нуждается в совершенствовании, обновлении, изменении подходов к той или иной проблеме. Что, на ваш взгляд, следует сегодня пересмотреть в программе подготовки кандидата в патентные поверенные?

Кирий Л.Л.:
Прежде всего, нужно указать на то, что закон содержит перечень специализаций патентных поверенных и в дополнение к существующим на сегодняшний день, появилась новая специализация, и она связана с упомянутыми ранее объектами интеллектуальной деятельности - программами для ЭВМ, базами данных и топологиями интегральных микросхем. До настоящего времени патентные поверенные в этой области не аттестовались. Соответственно нужно экзаменационные задания привести в соответствие с этими специализациями, т. е. подготовить блок вопросов для тестирования кандидатов в патентные поверенные и блок заданий для проведения письменного экзамена. Это большая работа, которую квалификационная комиссия должна организовать. Что касается остальных специализаций, то по ним регулярно обновляются задания для патентных поверенных. Квалификационной комиссией проделана большая работа, связанная с вступлением в силу части 4 Гражданского кодекса, которая содержит много отличий от ранее действовавших специальных законов. Квалификационная комиссия организует прием квалификационных экзаменов с участием подведомственного Роспатенту учреждения - Российского государственного института интеллектуальной собственности, в котором сосредоточено большое количество преподавателей, имеющих опыт работы в сфере интеллектуальной собственности. Многие из них ранее были экспертами, работали в подведомственном Роспатенту учреждении - Федеральном институте промышленной собственности, либо в Роспатенте. Эти специалисты, безусловно, со знанием дела составляют практические задания и, конечно, могут оценить уровень подготовки кандидата в патентные поверенные. В РГИИС организована подготовка кандидатов в патентные поверенные. И те, кто проходят обучение в РГИИС, безусловно, приобретают необходимые навыки, и, как правило, успешно сдают экзамены.

Ведущий:
Спасибо большое.

Ведущий:
Давайте перейдем к следующему блоку вопросов. Какие наиболее известные и значимые общественные объединения и саморегулируемые организации патентных поверенных созданы и эффективно функционируют в настоящее время в РФ?

Кирий Л.Л.:
Прежде всего, надо сказать о том, что закон предусматривает определенные обязанности объединений патентных поверенных и саморегулируемых организаций. В статье 5 ФЗ "О патентных поверенных" прямо упомянуто, что патентные поверенные могут создавать общественные объединения и саморегулируемые организации. Саморегулируемые организации и общественные объединения обязаны в течение 30 дней со дня создания известить федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности об этом и сообщить списочный состав своих членов для того, чтобы эти сведения были внесены в Реестр патентных поверенных. Учитывая эти требования, Роспатент в настоящее время проводит работу по выявлению этих общественных объединений и саморегулируемых организаций, поскольку Роспатент не располагает полными сведениями о таких организациях, в силу того, что не было необходимости эти сведения собирать. В ближайшее время предполагается разместить на сайте Роспатента в Интернете объявление о необходимости представления сведений общественными объединениями и саморегулируемыми организациями, если таковые существуют, и представлении необходимой, предусмотренной законом информации для внесения в Реестр. Мы также подготовили и разослали письма в известные нам 5 общественных объединений: одно из них в Москве - это Ассоциация российских патентных поверенных, два - в Санкт-Петербурге - это Коллегия патентных поверенных и Ассоциация патентоведов Санкт-Петербурга, и еще две организации в регионах. Я надеюсь, что они отзовутся на наши запросы и представят необходимую информацию.

Ведущий:
В какой форме должна быть доверенность, выдаваемая патентному поверенному, на чье имя выдается доверенность, если речь идет о фирме патентных поверенных? Представляется ли доверенность одновременно с материалами заявки и т.д.?

Кирий Л.Л.:
Законом предусмотрены требования к доверенности. Они упомянуты в части второй статьи 4 ФЗ "О патентных поверенных". Жесткие требования к оформлению доверенности не предъявляются, применимы общие положения гражданского законодательства касательно доверенности и представительства. Нотариальное заверение доверенности не требуется. В определенных ситуациях Роспатент может запрашивать у патентного поверенного доверенность с последующим ее возвратом. Но есть ряд ситуаций, когда представление доверенности необходимо. Например, в некоторых международных соглашениях предусмотрено, что в тех случаях, когда представитель обращается в патентное ведомство с отказом от прав, например, от имени правообладателя товарного знака представляет заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака, в этих случаях полномочия представителя на подачу такого заявления должны быть прямо указаны в доверенности. В таких случаях представление доверенности обязательно.

Ведущий:
Следующий вопрос. Является ли деятельность патентного поверенного предпринимательской? В законе нет четкого ответа на этот вопрос.

Кирий Л.Л.:
Действительно, в законе нет четкого ответа на этот вопрос. В законе есть положение о том, что патентный поверенный может осуществлять свою деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, либо по трудовому соглашению с работодателем. Я уже говорила выше о том, что требования к работодателю также установлены законом.

Ведущий:
Спасибо.

Ведущий:
Следующий вопрос. Каковы сроки процедуры, начиная с подготовки заявки патентным поверенным, формальной экспертизы, экспертизы по существу, связанные с получением патента на изобретение в области биотехнологии?

Кирий Л.Л.:
Процедура подготовки заявки патентным поверенным Гражданским кодексом РФ не предусмотрена. Такая деятельность относится к сфере деятельности патентного поверенного, но никаких процедурных сроков закон не содержит. Иное дело процедуры, которые осуществляются в Роспатенте в связи с поступившей заявкой, т.е. в тех случаях, когда законом предусмотрена формальная экспертиза заявки, экспертиза по существу. Не во всех случаях законодательно установлены сроки для осуществления этих процедур. Обусловлено это тем, что федеральный орган исполнительной власти ограничен в своих возможностях бюджетным финансированием, штатной численностью и нормативами для сотрудников, а заявители не всегда заинтересованы в соблюдении сроков представления ответов на запросы из ведомства. Фактически, возникает неопределенность в таких случаях, и рассчитать срок завершения той или иной процедуры не представляется возможным. По этим причинам сроки осуществления экспертами определенных действий установлены внутренними распорядительными документами в системе Роспатента, и Роспатент осуществляет на регулярной основе контроль соблюдения установленных сроков.

Ведущий:
Спасибо.

Ведущий:
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона наименования "патентный поверенный" или словосочетание, включающее в себя это наименование, вправе использовать только патентные поверенные, а работодатели патентных поверенных, общественные объединения и саморегулируемые организации патентных поверенных. Какие меры предполагает принять Роспатент в отношении лиц, фирменные или иные наименования, коммерческие обозначения и т.д., которых включают словосочетание "патентный поверенный" и производные от него?

Кирий Л.Л.:
Хочу напомнить о том, что я в начале говорила о полномочиях Роспатента. Роспатент осуществляет только те полномочия, которые установлены Положением о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, и руководствуется законодательством. Ни закон о патентных поверенных, ни Положение о Роспатенте не предусматривают полномочия по применению мер к организациям, которые используют в своих названиях наименование "патентный поверенный" без основания на то. Поэтому никаких мер Роспатент принимать не может.

Ведущий:
В соответствии с основополагающими принципами административной реформы нормативно-правовое регулирование, а также надзор и контроль над профессиональной деятельностью должны осуществляться различными органами исполнительной власти. Почему полномочия по осуществлению указанных функций отнесены к ведению только федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности?

Кирий Л.Л.:
Полномочия по нормативно-правовому регулированию даны Министерству образования и науки РФ, а полномочия по контролю над деятельностью патентных поверенных - Роспатенту, так что никакого нарушения принципов административной реформы в этом случае я не вижу.

Ведущий:
Спасибо.

Ведущий:
Федеральным законом предусмотрены только меры административного воздействия в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения патентным поверенным своих обязанностей. Почему законом не предусмотрены конкретные меры ответственности патентного поверенного в случае причинения им морального и материального вреда при осуществлении своей деятельности? Что делает практически невозможным возмещение такого вреда.

Кирий Л.Л.:
В равной мере положения законодательства, касающиеся причинения вреда, применимы и в отношениях с патентными поверенными.

Ведущий:
Федеральный закон не предусматривает установление стандартов в деятельности патентных поверенных, которые позволили бы выработать единые правила их поведения. А каково ваше мнение относительно целесообразности введения такой нормы для патентных поверенных?

Кирий Л.Л.:
Возможно, что введение таких норм было бы благом, тем не менее, выработка этих правил поведения, как представляется, должна осуществляться сообществом патентных поверенных. В настоящее время наблюдается разобщенность в среде патентных поверенных. Об этом, в том числе свидетельствует малое количество общественных объединений. В ежегодных научно-практических конференциях Роспатента принимают участие патентные поверенные, которые делятся своими проблемами и ставят вопросы, в том числе перед руководителями общественных объединений. Мы часто слышим негативные комментарии по поводу деятельности этих общественных объединений на других мероприятиях со стороны самих же патентных поверенных. Поэтому остается только надеяться на то, что патентные поверенные объединятся и по примеру патентных поверенных других стран выработают правила поведения патентного поверенного, которые, возможно, будут закреплены в этическом кодексе патентного поверенного, но это вопрос будущего.

Читать ГАРАНТ.РУ в и