Новости и аналитика Интервью Новый таможенный кодекс: особенности и перспективы

Новый таможенный кодекс: особенности и перспективы




Интернет-конференция
статс-секретаря - заместителя председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации
Азарова Юрия Федоровича

Азаров Юрий Федорович 30 сентября 2003 г. в 10:00 по московскому времени в Центре Информационных Технологий МГУ началась интернет-конференция статс-секретаря - заместителя председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации Азарова Юрия Федоровича.

Тема конференции: "Новый таможенный кодекс: особенности и перспективы".

Конференция проводится компанией "Гарант" при поддержке компании "Гарант-Интернет" и журнала "Законодательство". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N77-14642). При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).

 

Ведущая интернет-конференции - Комарова Татьяна Юрьевна (заместитель директора по внешним связям компании "Гарант").

Ведущая: Доброе утро, уважаемые дамы и господа, здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Каковы особенности применения нового Таможенного кодекса? В чем отличия нового Таможенного кодекса от Таможенного кодекса 1993 года? Освещению этих вопросов посвящена наша сегодняшняя интернет-конференция на тему: "Новый таможенный кодекс: особенности и перспективы". На эти и другие вопросы ответит статс-секретарь - заместитель председателя ГТК РФ Азаров Юрий Федорович.

Я с удовольствием представляю нашего сегодняшнего гостя - статс-секретаря - заместителя председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации Азарова Юрия Федоровича. В подготовке конференции приняла активное участие руководитель Пресс-службы ГТК России Ирина Ивановна Скибинская.

Конференция организована компанией "Гарант" при поддержке компании "Гарант-Интернет" и журнала "Законодательства". Я рада представить директора компании "Гарант" Дмитрия Викторовича Першеева, директора компании "Гарант-Интернет" Алексея Евгеньевича Солдаткина, главного редактора журнала "Законодательство" Наталью Викторовну Ткаченко.

К началу конференции поступило около 100 вопросов. На наиболее интересные из них мы постараемся сегодня получить ответ. Одновременно будет осуществляться прямая аудиотрансляция конференции. Текст стенограммы будет размещен на сайте.

Ведущая: Мы начнем с блока вопросов, посвященных новому Таможенному кодексу РФ. Уважаемый Юрий Федорович! Что ждет участников ВЭД с вступлением в силу нового Таможенного кодекса? Вопрос задает Владимир из Москвы.
 
 
Азаров Ю.Ф.:
Вопрос очень емкий и, пожалуй, самый главный для участников ВЭД. Что ждет российских и зарубежных участников ВЭД? Новый Таможенный кодекс РФ, который вступает в силу с 1 января 2004 года, построен таким образом, что он в наивысшей степени, исходя из российского действующего законодательства, соответствует международным стандартам. Для нас это было принципиально важно, ибо партнеры наших российских участников ВЭД - зарубежные партнеры, либо иностранные участники ВЭД, тем активнее будут работать с нашими российскими предпринимателями, чем больше будет соответствовать таможенное законодательство международным стандартам, в частности, Киотской конвенции, Еврокодексу и той мировой практике, которая на сегодня имеется.

Следующий момент, который я бы хотел отметить особо - это построение самого кодекса, построение его по принципу предельно прямого действия. Слово "предельно" я применяю не случайно, потому что невозможно закон такого уровня принять полностью прямого действия. Безусловно, часть положений Таможенного кодекса имеет ссылку на подготовку неких подзаконных актов на уровне Правительства РФ, Государственного таможенного комитета РФ (либо - как он назван в законе - орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела). Но при этом кодекс абсолютно четко и строго устанавливает то, что может быть издано в развитие этого кодекса и в каких рамках это может происходить. Т.е. я хочу подчеркнуть четкость и ясность этого закона и той нормативной базы, которую мы сейчас создаем. Сегодня нормативных актов, регулирующих общие вопросы, а также индивидуальных нормативных актов (письма по конкретным ситуациям, распоряжения ГТК) около 10 000. Если речь вести о нормативных актах ГТК общего регулирования, то их где-то порядка 3 000. Сейчас к 1 января 2004 года должно выйти 50 нормативных актов ГТК России, которые будут приняты во исполнение кодекса и 18 постановлений Правительства РФ. Мы рассчитываем, что к 2008 году мы выйдем максимум на 100 нормативных актов. Т.е. это абсолютно другая ситуация и другое состояние.

Еще один момент - прозрачность и упрощение таможенных процедур. Мы пошли по такому принципу построения Таможенного кодекса, когда участник ВЭД будет совершенно четко знать, на что он имеет право, что не имеет право требовать таможня. В свою очередь сотрудник таможенного органа тоже будет знать, что он вправе требовать и что не в праве. Упрощение таможенных процедур - главный девиз, который был провозглашен разработчиками Таможенного кодекса и который воплощен в его нормах. Задача - это ускорение оборота товара. Конечно, в сегодняшней ситуации мы уже не можем мириться с тем, что по закону товар должен оформляться 10 дней, а фактически он оформляется и месяц, и два. Соответственно, бизнес несет очень большие потери. Поэтому срок таможенного оформления и выпуск товаров определен в новом ТК 3 дня - это максимальный срок.

Ведущая: Спасибо за такой широкий обзор новшеств Таможенного кодекса. Несмотря на то, что в разработку и принятие Таможенного кодекса было вложено много сил, часть интернет-аудитории задает несколько каверзные вопросы.

Уважаемый Юрий Федорович, Таможенный кодекс еще не вступил в силу, а в прессе много информации, что к нему уже готовятся поправки. Этот кодекс принимали впопыхах или в чем корень такой изменчивости? Вопрос задает Дмитрий, г.Москва.

 
 
Азаров Ю.Ф.:
В последнее время в прессе действительно много информации и материалов посвящено проблеме Таможенного кодекса. Что вполне естественно. Чем ближе 1 января 2004г., чем внимательнее его читает аудитория, участники внешнеэкономической деятельности, чем тщательнее его анализируют правительственные структуры, предпринимательские ассоциации, тем больше возникает вопросов.

Таможенный кодекс надо осмыслить. С ходу говорить, что он плохой, он там что-то чему-то не соответствует, я бы не рекомендовал. Я могу официально сегодня заявить, что высказываний о том, что Таможенный кодекс не доработан, что его вступление в силу надо перенести еще на полгода или год, остается все меньше и меньше. Мы встречаемся с теми, кто задает эти вопросы и на уровне Правительства, и на уровне контактов с участниками внешнеэкономической деятельности. Сегодня, наоборот, превалирует точка зрения о том, что Таможенный кодекс обязательно надо вводить в действие с 1 января 2004 года, так как это большой шаг вперед. Безусловно, закон такого уровня, столь сложный закон, не может быть идеальным. Мы его принимали очень долго, мы работали над ним очень тяжело. И ни для кого не секрет, что за последний год работы, может быть даже за полгода работы над этим законом ( только в Госдуме с ним работали полтора года), мы кардинально поменяли многие подходы, найдя вместе с бизнесом и депутатами Госдумы новые решения этих проблем. Мы пошли по пути предельного следования мировым стандартам. Это единственный ориентир для нас, который позволил нам создать довольно важный документ, важный закон, который должен на практике реально способствовать развитию бизнеса и внешней торговли.

Что касается поправок. Да, поправки, видимо, будут. С 1 января 2004 года, когда начнется практическое применение закона, я совершенно не отрицаю того и могу даже утверждать, что отдельные позиции нам придется поправлять. Но здесь самый главный судья - это практика. Вот по такому пути мы сейчас и пойдем. Я должен Вас проинформировать, что вчера состоялось заседание консультативного совета с участниками внешнеэкономической деятельности при ГТК России, где рассматривался вопрос о поправках. В ГТК поступили официальные решения и просьбы работать дальше над кодексом, не рассматривая вопрос о возможности переноса сроков его введения в действие. Мы тоже не видим в этом необходимости.

Ведущая: Для чего в новом Таможенном кодексе вводится понятие "внутренние налоги", ведь ни в Налоговом, ни в "старом" Таможенном кодексе нет такого понятия? Вопрос задает Ксения из Москвы.
 
 
Азаров Ю.Ф.:
Я хотел бы обратить внимание участников этой интернет-конференции на тот факт, что соотношение Таможенного кодекса и Налогового кодекса значительно изменилось. В Налоговый кодекс внесены изменения. Я могу обратить ваше внимание на то, что Налоговый кодекс во второй главе (ст.12, 13) раскрывает систему налогов и сборов, делит их на федеральные, региональные, местные и в их числе указывает таможенную пошлину и таможенные сборы. Понятие таможенной пошлины дано в статье 5 закона о Таможенном тарифе, а все вопросы, связанные с исчислением таможенной пошлины, порядком ее уплаты, возврата и т.п., отрегулированы теперь Таможенным кодексом. Понятие "внутренние налоги" введено для того, чтобы четко разделить понятия таможенная пошлина, таможенные платежи и внутренние налоги, которые мы собираем. Вот для этого введено понятие "внутренние налоги", то есть четко установлено, что таможенные органы взимают таможенную пошлину и в то же время к их компетенции относится взимание внутренних налогов в части НДС и акциза. Это все определено в Таможенном кодексе. Я хочу обратить ваше внимание на положение Таможенного кодекса, касающееся того, что товар выпускается в свободное обращение при условии уплаты таможенной пошлины и налогов. Это проходит через весь текст. Более того, в той главе, в тех разделах кодекса, которые регулируют порядок начисления, взимания таможенных платежей, понятия "таможенные пошлины", "налоги" идут через запятую. Понятия сведены в ТК для удобства пользования, чтобы эти понятия и их правовое регулирование не были разбросаны по нескольким законам.

Я хотел бы отметить, что нам в перспективе придется решить вопрос о соотношении Таможенного кодекса и закона о Таможенном тарифе. Все дело в том, что мы многие положения, касающееся страны происхождения, определения таможенной стоимости, перенесли из закона о Таможенном тарифе в Таможенный кодекс. Таким образом, сегодня получилась такая ситуация, когда эти положения есть и в законе о Таможенном тарифе, и они содержатся в Таможенном кодексе, но в силу того, что Таможенный кодекс является законом более позднего происхождения и более высокого уровня, то с 1 января 2004 года будут действовать нормы ТК. Я считаю, что нам нужно вносить изменения сейчас и изъять эти все нормы из закона о Таможенном тарифе, чтобы не было на практике путаницы. Над этим мы сейчас работаем.

Ведущая: В развитие темы о Таможенном кодексе как об акте прямого действия и о большом количестве подзаконных нормативных актов Вам задано два вопроса. Вы частично на них уже отвечали, но, возможно, что-то захотите дополнить.

Регулирование таможенного дела в России на сегодняшний день основано на применении большого числа подзаконных нормативных актов. Как при принятии нового Таможенного кодекса РФ была учтена и решена эта проблема? Вопрос Татьяны Батыгиной из г.Москвы.

И здесь же вопрос, который задает Олег из г.Москвы. Насколько мне известно, ТК должен был стать законом прямого действия. Тем не менее, многие статьи "говорят" о том, что необходимо принятие подзаконных актов, и количество их будет велико. К чему все это приведет?

 
 
Азаров Ю.Ф.:
Частично на этот вопрос я уже действительно ответил. Я не скажу, что количество подзаконных актов будет велико. Еще раз повторю, что сейчас у нас в работе реально находится около 50-ти нормативных актов, которые нужно издать ГТК в силу предписаний самого ТК, и обязательно их зарегистрировать в Минюсте. Кстати сказать, из них 20 нормативных актов, срок вступления в действие которых исчисляется 90 днями в силу закона. Поэтому мы должны завершить буквально сегодня-завтра их регистрацию в Минюсте с тем, чтобы успеть их опубликовать в "Российской газете", и чтобы они вступили в действие с 1 января. Сейчас мы интенсивно работаем над своими нормативными актами. Я должен сказать, что Минюст очень серьезно и внимательно относится к регистрации этих нормативных актов. Можно абсолютно уверенно сказать, что ничего лишнего, превышающего те права, которыми нас наделил ТК, мы сделать не сможем.

Второй момент, очень важный. До 1 января нам необходимо принять 18 постановлений Правительства. Но сегодня после тщательной проработки на уровне министерств и ведомств мы пришли к выводу о том, что несколько из этих нормативных актов принимать так спешно не следует. Мы их примем потом, когда уже начнется практическая работа. А вот, что касается 15-ти нормативных актов, которые должны быть разработаны и приняты Правительством до 1 января, то на сегодняшний день 7 нормативных актов мы уже отправили в Правительство, 8-й мы отправляем сегодня. Два нормативных акта - имеется в виду проекты постановлений Правительства - находятся сейчас на рассмотрении в Минюсте. Мы стараемся как можно быстрее и активнее эти вопросы вносить в Правительство для того, чтобы эти подзаконные акты раньше вышли из стен Правительства, и участники внешнеэкономической деятельности на них ориентировались. Эти постановления фундаментально ничего не меняют с точки зрения требований ТК, они их лишь дополняют и что-то в этом плане уточняют. Но опять же, я еще раз подчеркиваю, в силу предписания самого ТК.

Еще могу сказать, что нам необходимо рассмотреть несколько проектов законов. Это тоже очень важно. На первое место я бы поставил необходимость практически полного изменения 16-й главы КоАП. Именно полного изменения, ибо новый ТК провозгласил новые принципы и подходы. Он действительно, значительно либеральнее того ТК, который был принят в 93-м году. В новом ТК превалируют экономические рычаги по сравнению с теми административными рычагами, которые содержит ТК ныне действующий. Это очень важная задача, которую нам надо будет решить, в том числе и в КоАП. Сегодня многие нормы ТК построены таким образом, что у участников внешнеэкономической деятельности, есть некая обязанность. Этой обязанности, естественно, должна соответствовать ответственность. Так вот, часть обязанностей исполняется за счет экономических рычагов. В частности, я Вам могу привести такой пример. Допустим, по новому ТК срок подачи декларации исчисляется 15-ю днями. Но в новом ТК записано право участников внешнеэкономической деятельности подать мотивированное заявление в таможенный орган с обоснованием необходимости продления действия этой декларации и с объяснением, почему он не может ее сделать в этот срок. Следовательно, мы уже не можем ко всем подряд применять эту норму о сроке автоматически. У нас на сегодня, кстати, самое массовое нарушение таможенных правил, если брать ныне действующий КоАП: несвоевременная подача таможенной декларации, несвоевременное декларирование товара. По существу эта проблема во многом сегодня отпадает, потому что здесь сейчас действует уже совершенно другой рычаг.

Второй пример. Завершение сроков временного хранения. Сегодня совершенно другое построение. Если ныне срок хранения два месяца и все, то теперь два месяца, плюс к этому есть возможность подать мотивированное заявление о продлении еще на два месяца. И потом, раз этот товар не забирается из таможенного склада, не уплачиваются платежи, не заявляется таможенный режим, уже сам таможенный орган может этот товар реализовать, рассчитавшись со всеми, т.е. заплатив платежи за счет этих денег государству, заплатив издержки за хранение. Это другие рычаги и для этого не надо привлекать к ответственности и наказывать огромными штрафами с конфискацией и так далее, и так далее. Это совершенно другие подходы.

Ведущая: Следующий вопрос от Романовой Светланы из Москвы. Юрий Федорович, расскажите, пожалуйста, об изменениях в правовом регулировании околотаможенной сферы - в частности, о системе реестров, предусмотренной новым Таможенным кодексом, и ее отличии от лицензирования. До каких пор будут действовать ранее выданные лицензии?
 
 
Азаров Ю.Ф.:
Ведение реестра участников ВЭД - совершенно новый подход, к которому мы пришли после долгих и тяжелых дебатов в Государственной Думе ФС РФ. Мы приняли решение отказаться от лицензирования. Исходя из того, что лицензирование - это достаточно трудоемкая процедура, влекущая за собой временные и большие материальные затраты. Поэтому мы пришли к выводу о том, что таможенный орган ведет реестры участников околотаможенной сферы. Речь идет о владельцах таможенных складов, складов временного хранения, перевозчиках, брокерах. Эти реестры ведутся в заявительном порядке.

В законе достаточно четко прописано, какие условия должны быть исполнены юридическим лицом, работающим в околотаможенной сфере и претендующим на введение его в реестр. Статья 140 Таможенного кодекса определяет, что условиями включения в реестр представителей таможенных брокеров являются наличие в штате заявителя не менее 2 специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат, наличие полностью сформированного первоначального уставного складочного капитала, уставного фонда, либо паевых взносов заявителя, обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 настоящего кодекса и наличие договора страхования риска гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договора этими лицами. А дальше четко прописывается, что должно быть включено в заявление о введении в реестр и определяется обязанность таможенного органа рассмотреть это заявление в 15-дневный срок, вынести соответствующее решение и т.д. Т.е. сам закон детально регламентирует ведение этого реестра. Поэтому мы считаем, что введенная сейчас система - это система более облегченная, она носит заявительный характер, а не разрешительный, как это есть сегодня и как это подразумевает лицензирование. Выдача лицензии - это разрешение на деятельность, а введение в реестр - это принятие заявление о том, что он занимается этой деятельностью. Это совершенно разные вещи и разные подходы.

Ведущая: Уважаемый Юрий Федорович! Таможенный кодекс устанавливает правила, обеспечивающие соблюдение внешнеторгового законодательства при перемещении товаров через государственную границу. Вместе с тем, законопроект "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", внесенный Правительством РФ, еще только обсуждается в Государственной Думе. Не потребует ли принятие этого Федерального закона внесения изменений в новый Таможенный кодекс? Не будет ли расхождений в концепциях нового Кодекса и нового Федерального закона? Романова Светлана (г. Москва)
 
 
Азаров Ю.Ф.:
Когда мы работали над Таможенным кодексом, то имели ввиду и тот проект закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, который уже был внесен к тому времени Правительством в Думу. То есть мы готовили проект Таможенного кодекса, уже исходя из тех основных идей и положений, которые были введены в этот закон. Т.е. как и в прошлый раз при принятии ТК, получилось все наоборот. Сначала был принят Таможенный кодекс 1993 г., а потом в 1994 г. закон о внешнеторговом регулировании, хотя он является для таможенного законодательства базовым. И точно так же получилось сейчас. Мы приняли Таможенный кодекс, а следом у нас идет закон о внешнеторговом регулировании. Поэтому мы тщательнейшим образом учитывали те идеи и требования, которые заложены в этом законе. Я бы еще один момент отметил в этом плане, что закон о внешнеторговой деятельности и Таможенный кодекс принимались через призму новых требований, в том числе и требований, связанных со вступлением России в ВТО. Это тоже очень важный момент, который надо учитывать. Эти два закона мы делали с очень серьезным учетом всех требований, поэтому я не вижу проблем и угрозы того, что мы будем вынуждены после принятия закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" вносить поправки в Таможенный кодекс. Это два закона, которые достаточно четко соответствуют друг другу.
Ведущая: Вопрос от Ирины из г.Санкт-Петербурга. Существуют суждения о том, что новый ТК не позволит развиваться отечественной легкой промышленности. Согласны ли Вы с этим утверждением?
 
 
Азаров Ю.Ф.:
Я скажу, откуда возникает такое мнение. Это достаточно известная позиция. При принятии ТК у нас шел достаточно обстоятельный разговор о положении, связанном с ввозом товара физическими лицами. Ну, в частности, что человек может ввезти с собой либо в несопровождаемом багаже. Я напомню, что ныне действующее законодательство ограничивает стоимость ввозимого товара беспошлинно 500 долларами. При обсуждении этого положения ТК депутаты задали вопрос: " Как же так получается, что сегодня можно вывозить без всяких ограничений до 10000 долларов, - в тот момент еще поменьше было, но сейчас уже до 10000 долларов, - а ввезти товара на 500 долларов?". Это не очень было понятно депутатам. И поэтому по их настоятельному требованию принято такое положение, что можно ввозить товар физическими лицами до 2000 долларов - 65 тыс. рублей. Хочу отметить, что это действительно может наносить ущерб нашей легкой промышленности. У нас есть проблемы, связанные с ввозом челноками - в основном это дальневосточная проблема - обуви и прочего ширпотреба, который, в общем-то, составляет достаточно значительную конкуренцию нашей легкой промышленности. Поэтому по настоятельному требованию представителей Правительства было решено предоставить Правительству право устанавливать пределы ввоза товаров. То есть Правительство может устанавливать количественные пределы. Но я могу Вам сказать, что на 2000 условных единиц, допустим, можно, в принципе, ввезти коммерческую партию сотовых телефонов. Поэтому Правительство, наверное, определит пределы возможного ввоза, допустим, тех же сотовых телефонов. Это общемировая практика и Вы хорошо знаете, что такие пределы ввозимых товаров, которые могут сказываться на внутриэкономической ситуации в любом государстве мира, ограничиваются. Мы с Вами тоже не можем много ввезти спиртного во Францию и так далее. Вот такая будет действовать схема. Я еще раз говорю, что в законе теперь определено, что можно с собой ввозить товаров до 65000 рублей.
Ведущая: Вопрос из Москвы от Светланы. Согласно положениям нового Таможенного кодекса, с 1 января 2004 года для осуществления деятельности в качестве таможенного брокера компания должна предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей в размере 50 миллионов рублей. Не приведет ли это к монополизированию данного вида деятельности некоторыми крупнейшими таможенными брокерами, поскольку многие компании не смогут найти таких больших средств (или поручителя на указанную сумму)? Не могли бы Вы также более подробно рассказать о тех особых случаях, когда уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования, которые будут установлены Государственным таможенным комитетом совместно с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, поскольку в этой норме статьи 340 ТК РФ многие таможенные брокеры видят определенную надежду на свое дальнейшее существование? Спасибо.
 
 
Азаров Ю.Ф.:
По порядку. Это один из важнейших вопросов, который сегодня стоит в плане введения в действие с 1 января 2004 года Таможенного кодекса и который задается участниками ВЭД, в частности работающими в околотаможенной сфере - владельцами складов временного хранения, таможенных складов, брокерами и таможенными перевозчиками. В данном случае законодатель пошел по пути установления двух совершенно жестких и твердых условий: это внесение обеспечения уплаты таможенных платежей в обязательном порядке каждым из участников и страхованием ответственности перед третьими лицами. Первая позиция достаточно сложная и жесткая. Т.е. таможенный брокер, в частности, должен внести обеспечение в сумме 50 млн. руб. Да, это не все в состоянии осуществить. Но ведь никто и не говорит о том, что в новом правовом поле должны работать абсолютно все брокеры, в том числе те, которые занимаются нарушениями в части оформления по всяким серым, черным схемам. Таких схем у нас больше, чем надо. Надо иметь ввиду и другое. Почему-то все обращают внимание на эту отрицательную часть, а я бы хотел сказать и о позитивной части, которая определена новым кодексом.

Институт таможенных брокеров приобретает и новый статус. Речь идет о том, что таможенный брокер - это теперь и профессиональный посредник в отношениях между участниками ВЭД и таможенными органами, призванный выступать в роли финансового гаранта, я это подчеркиваю, или даже налогового агента по вопросам уплаты таможенных платежей. Таможенный брокер может выступать поручителем части уплаты таможенных платежей. Следовательно, он может приобрести очень большой спрос на эту услугу в силу того, что в Таможенном кодексе теперь прописаны упрощенные варианты. Прописана возможность выпуска товаров без прямой уплаты таможенных платежей, выпуск товаров, когда не хватает каких-то документов прямо влияющих, т.е. не имеющих запретительного характера. И мы тогда можем выпустить товар под поручительство таможенного брокера. Задача -запустить товар быстрее в оборот. Это генеральная линия. И здесь таможенный брокер в его новом качестве будет играть очень серьезную роль. Поэтому такой сильный, стабильный, заинтересованный в соблюдении требований таможенного законодательства таможенный брокер - это, с нашей точки зрения, гарант поступления платежей в бюджет.

Второй важный момент. Если раньше мы определяли и давали лицензию на деятельность российскую, региональную, местного значения, то теперь таможенный брокер будет работать на территории всей России, и главный принцип работы таможенного брокера -это заключение договора на его услугу. Т.е. он может заключить договор в любом регионе страны. Мы сейчас изучаем эту ситуацию, ведем своеобразный мониторинг в стране и по тем данным, которые мы на сегодня имеем, у нас в настоящее время выдана 541 лицензия на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера (речь идет о всей стране). По результатам предварительного изучения не менее 1/3 таможенных брокеров готовы продолжить свой бизнес на новых условиях. Я хочу при этом обратить внимание на то, что Таможенный кодекс установил не только депозит. В принципе, по большому счету, никто не положит 50 млн. на депозит и не заморозит их под гарантию на 5 лет своей работы. Но это может быть и поручительство, и банковская гарантия, это может быть залог имущества.

Второй вопрос касается страхования. Да, действительно, одной из форм обеспечения уплаты таможенных платежей в законе названо страхование ответственности. В законе предписано отработать этот механизм ГТК совместно с Министерством финансов. В настоящее время идет работа в этой части. Мы пока не готовы выдавать какие-то готовые рекомендации. Это все находится в работе. Я думаю, что, скорее всего, мы эту работу не сможем закончить в этом году, а завершим в начале следующего года.

Ведущая: С каждым днем в прессе идут сообщения о выявлении недоработок в новом Таможенном кодексе, несоответствующие требованиям ВТО. Выявляются проблемы с ведением таможенной статистики, снижением таможенных платежей и т. д. Не будет ли отодвинуто вступление нового Таможенного кодекса на полгода или год? Игорь Кротов (г. Москва)
 
 
Азаров Ю.Ф.:
Я практически на этот вопрос ответил. Мы работаем активнейшим образом, я вам назвал даже количество тех нормативных актов, которые мы должны принять. Они все, заверяю вас, уже в работе. У нас сегодня в Минюсте находятся 20 нормативных актов, я вам сказал уже, что 8 направлено в Правительство. У нас нет никаких сомнений в том, что мы будем готовы к 1 января начать работу по новому кодексу. Я хотел бы отметить другое.

Мы сейчас ведем большую работу по двум направлениям. Во-первых, нам нужно обязательно провести работу среди своего личного состава таможенных органов, которые до 1 января уже практически должны быть готовыми работать по-новому. Не с точки зрения административной силы и полномочия, что "я задержу, а дальше бегай вокруг меня", а с точки зрения того, что он должен применять те самые экономические рычаги, которые заложены в новом законе. Мы ведь теперь себя провозглашаем структурой, обслуживающей бизнес. Вот это главное. И вы сами понимаете, насколько сложно психологически перестроить менталитет сотрудника таможенного органа, который привык видеть в бизнесе подчиненного себе полностью. Поэтому здесь предстоит очень большая работа. И второе чем мы сейчас занимаемся, это работа с самим бизнесом. Мы должны изложить свои подходы ясно и понятно бизнесу и в свою очередь получить встречные вопросы, как мы их получаем сегодня на этой конференции, для того чтобы ориентироваться в тех проблемах, которые имеются у представителей наших предпринимательских структур. Это, пожалуй, для нас сейчас одно из самых главных направлений деятельности.

Ведущая: Следующий вопрос от Алисы Мелконян из г.Санкт-Петербурга. Что будет пониматься под порядком учета коммерческой документации, ".позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров", в соответствии с п.1 ст.68 ТК РФ? Будет ли это только требованием о ведении автоматизированной системы учета с доступом к ней таможенных органов или что-либо иное?
 
 
Азаров Ю.Ф.:
Я сразу хочу сказать, что принятие 68-й статьи в ТК - это вообще большой прорыв. Речь идет об упрощенных вариантах процедуры таможенного оформления. То есть здесь заложена идея, когда добропорядочный участник внешнеэкономической деятельности, - а кто таковым является напрямую записано в этой статье, - он берет на себя обязательство предоставлять нам систему своего учета товаров, а мы, в свою очередь, берем на себя обязательство выпускать этот товар до совершения таможенного оформления, не держать его на складе, не требовать дополнительных документов.

В самом законе четко прописано, кто по новому ТК является таким добросовестным участником внешнеэкономической деятельности. Это то, что сегодня мы называем "белыми списками", и теперь это все четко определено непосредственно в самом законе. Речь идет об обязательствах участников внешнеэкономической деятельности предоставлять нам вести систему своего учета, речь идет о тех сведениях, которые должны соответствовать сведениям, предъявляемым при декларировании товара. Мы здесь не вторгаемся в бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет сам по себе отражает учет того товара, который поступает в эту фирму, и нам этого будет достаточно, а речь идет об учете других сопутствующих документов. Например, складской учет. Сейчас готов перечень этих сведений. Мы этот документ уже отправили в Министерство юстиции, и сейчас с ним идет работа. И после его выхода он будет опубликован. И у нас здесь все станет на место.

Я считаю, что это одна из самых важнейших статей ТК, которая нас приближает именно к цивилизованным формам работы с участниками ВЭД. И предлагает участнику внешнеэкономической деятельности заниматься не серыми схемами уклонения от таможенных платежей, занижения таможенной стоимости, а работать в открытую, работать под мгновенный выпуск товара, что называется "с колес". Я хочу обратить внимание, что 68-я статья ТК, в частности, для упрощенной системы таможенного оформления, определяет и направление товара непосредственно на склад этого участника внешнеэкономической деятельности. То есть его не надо размещать на складе временного хранения и вводить его тоже в определенные затраты и т. д. Главная задача - отдать быстрее товар, чтобы он был в обороте, чтобы он был в производстве, в торговле и так далее. Это очень важная норма.

Ведущая: В соответствии с какой процедурой таможенные органы предполагают осуществлять, согласно пункту 1 статьи 391 Таможенного кодекса, аресты и изъятия, ввезенных с существенными нарушениями таможенного законодательства товаров у лиц, приобретших эти товары?
 
 
Азаров Ю.Ф.:
Эта норма имеет отношение только к юридическим лицам. Это первое.

Второе. Если говорить об аресте, изъятии ввезенных с существенными нарушениями таможенного законодательства товаров, то в Таможенном кодексе провозглашено, что не может находиться в обороте товар, если он не прошел таможенное оформление. Это строжайшее требование любого государства мира. То есть, ты сначала купи право на то, чтобы этот товар был в обороте в стране. Фактически это есть приобретение такого права - уплата пошлины и так далее, т. е. заплати пошлину и потом этот товар уже может работать на территории страны. Новый Таможенный кодекс совершенно четко определил, к какому товару и в каких случаях мы можем принимать такую превентивную меру. Речь идет не о переходе права собственности от участников внешней экономической деятельности к государству, мы не конфискуем этот товар. Но если мы обнаружим, что на товарах отсутствуют специальные акцизные марки, идентификационные знаки, либо отсутствуют коммерческие документы, устанавливающие сведения о выпуске товаров, либо нарушается таможенный режим, если товар был ввезен в режиме временного ввоза, а вдруг оказался проданным кому-то и оказался в свободном обращении, то вот только в этих случаях мы можем применить превентивную меру, касающуюся ареста, изъятия ввезенных товаров, но не лишения права собственности на этот товар. Я на это обращаю внимание. Это не значит, что мы будем сейчас отбирать все и реализовывать любой товар, какой мы только увидим и который не соответствует предъявляемым требованиям. Ничего подобного, мы просто должны приостановить его оборот, дальше разобраться, предложить уплатить таможенные платежи. И если он эти платежи оплатил, то мы позволяем ему дальше пользоваться этим товаром. Вот, собственно говоря, в этом заложен смысл.

Ведущая: Спасибо, за подробный ответ. Следующий вопрос. Каков будет подход таможенных органов к использованию их права (дискреционного полномочия) требовать предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии со ст.160 ТК (например, при использовании участников внешнеэкономической деятельности режима переработки на таможенной территории)?
 
 
Азаров Ю.Ф.:
Этот вопрос возникает у многих. У таможни есть не обязанность, а право дискреционного полномочия требовать предоставления обеспечения уплаты, в частности, при режиме переработки на таможенной территории. Мы сейчас работаем над этой проблемой. Я должен сказать всем участникам нашей конференции о том, что таможня не стремится это право использовать сплошь и рядом. Мы можем это право применять, в частности, при переработке товаров. И это все будет пропущено обязательно через Минюст, через регистрацию, чтобы были понятны и прозрачны требования обеспечения уплаты платежей. Иначе вся переработка, особенно в легкой промышленности, может попасть под обеспечение уплаты таможенных платежей. Здесь, как нам представляется, можно выделить несколько аспектов.

Во-первых, общая установка самого кодекса, что этот участник ВЭД должен работать как минимум 5 лет добросовестно без нарушений. Это одна из важных позиций, и мы считаем необходимым ее применять. Когда у участника ВЭД есть ликвидные фонды, превышающие сумму платежей таможенных. Мы можем требовать обеспечения этого условия обязательно, когда речь идет об акцизных товарах. Закон предоставляет сегодня заявлять переработку не только самим переработчикам, кроме вывоза товара на гарантийный ремонт. Но если иметь в виду, что переработкой в России, как правило, занимаются стабильно, долговременно, это можно брать всю легкую промышленность, пищевую промышленность, тот же аллюминий. Это долговременная работа, это, как правило, сложившиеся фирмы, которые себя хорошо зарекомендовали. К таким добросовестным фирмам у нас не будет оснований реализовывать это наше право. Мы выступаем за то, чтобы как можно меньше издержек нес участник ВЭД. Но в то же время, если существует риск, то мы, конечно, этот риск будем обязательно перекрывать такими методами. Вот примерно такой идеологический подход. Документ этот пока не готов. Он находится в работе. Речь идет о положении, в частности, об использовании режима переработки на таможенной территории. Этот документ выйдет, и Вы с ним сами познакомитесь.

Ведущая: Конечно все вопросы, которые заданы и не заданы и касаются регулирования вводимого новым Таможенным кодексом, невозможно в рамках такой конференции охватить, и все-таки многие мы постарались затронуть.

Следующий блок вопросов, посвященный вступлению России в ВТО. Вы упоминали об этом процессе. Хотелось бы задать два вопроса, которые суммируют смысл этих вопросов.

Вопрос: Юрий Федорович, как вы считаете, новый таможенный кодекс будет способствовать процессу вступления России в ВТО? Почему эксперты утверждают, что наше таможенное законодательство настолько несовершенно и противоречит мировым стандартам, что ждать этого скоро не приходится. Спрашивает Ирина Максимовна из Москвы.

А Николай из Москвы тоже спрашивает: в какой степени учитывался ход переговоров присоединения России к ВТО при подготовке нового Таможенного кодекса. Учитывались ли запросы членов рабочей группы по присоединению?

 
 
Азаров Ю.Ф.:
Я могу сказать, что ссылка на мнение "эксперты утверждают" - она, наверное, не самая правильная и объективная. Ведь эксперты утверждают и другое - что наш Таможенный кодекс соответствует требованиям ВТО. И так считают большинство экспертов, в том числе тех экспертов, которые работают непосредственно с ВТО. Есть часть экспертов, которые в чем-то сомневаются. Я вам могу сказать, что принятие таможенного кодекса находилось под пристальнейшим вниманием экспертов ВТО. Как раз старый кодекс полностью или в большинстве своем не соответствует требованиям ВТО. Это я могу сказать совершенно однозначно. Нас, что называется, держат под рентгеновскими лучами. Просвечивают и просматривают каждый нормативный акт, который выходит из стен ГТК. Таможенный кодекс мы принимали и отрабатывали с участием экспертов многих зарубежных стран, назначенных и европейским сообществом, ЕЭС, - это, в частности, Миттенен. Этот крупнейший финский специалист, был одним из ведущих экспертов по нашему таможенному кодексу. Это были эксперты из самых разных государств по линии ВТО. У нас есть крупнейший эксперт, авторитетнейший на международной арене - это Всемирный банк, который только после того, как Дума проголосовала за этот кодекс, принял решение о выделении нам 140 млн. долл. кредита - это беспрецедентный кредит для таможенных служб мира на создание в России современной информационной системы в сфере таможенной службы. Я думаю, что это самый сильный аргумент против мнения тех отдельных экспертов, которых я, честно говоря, не знаю. У меня есть один из самых авторитетных наших экспертов, это Медведков Максим Юрьевич, который возглавляет этот переговорный процесс. Должен сказать, что мы с Максимом Юрьевичем работали самым плотным образом над Таможенным кодексом, и он неоднократно сам приходил в Думу, принимал участие в заседаниях в подкомитете и комитете по бюджету. Мы с ним консультировались по самым сложным вопросам. Поэтому, я считаю, наоборот, сейчас сделан огромный шаг вперед в части уточнения позиции России при вступлении в ВТО с принятием этого Таможенного кодекса.
Ведущая: Сама деятельность ГТК и таможенных органов также вызывает интерес у нашей Интернет-аудитории. На вопрос о приоритетах Вы уже ответили выше. Следующий вопрос задает Михаил Смирнов из г.Белгорода. Уважаемый Юрий Федорович, каким образом может измениться сама таможенная служба с введением в действие нового ТК? Насколько сегодняшние сотрудники таможенных органов подготовлены к работе в новых условиях деятельности?
 
 
Азаров Ю.Ф.:
Мы должны добиться того, чтобы понимание ТК и практические шаги по его реализации были одинаковыми среди всех сотрудников таможенных органов. Кстати сказать, мы часто это подчеркиваем, что Россия уникальнейшая страна в мире, где таможенная служба работает на такой гигантской территории. И у нас, действительно, такое часто встречается, когда представители бизнеса на встречах задают и приводят примеры такие, когда толкование таможенного законодательства на Дальнем Востоке несколько иное, мягко говоря, чем это может быть на западе России. Или в Москве одно толкование, а в Калининграде другое. Вот этого мы должны сейчас избежать.

Мы сейчас ведем очень серьезную подготовку личного состава. Сотрудники таможенных органов в буквальном смысле слова штудируют сейчас ТК. Мы в сентябре уже провели первый раунд принятия зачетов по знанию таможенного законодательства. В октябре сотрудники таможенных органов, знающие достаточно детально Таможенный кодекс, выезжают во все наши региональные управления, мы проведем там расширенные заседания. Мы готовим как бы систему тренеров для того, чтобы они работали с сотрудниками. То есть сегодня перед нами стоит очень серьезная задача, как я уже вам сказал, - это переобучение личного состава, доведения до их сознания, что они должны с 1 января работать по другим правилам.

Уже сейчас ГТК принимает беспрецедентные шаги в этом плане, еще бы, наверное, полгода назад это был бы просто шок в стране, сегодня шока это не вызывает. Мы уже издали приказ N 828 и с 1 сентября его ввели в действие, где мы регламентировали жесточайшим образом до минут пересечения транспортом границы. То есть все действия таможни регламентированы в минутах. Сколько минут затратить на принятие документов, на заполнение необходимых документов, на досмотр транспорта. То есть мы сейчас уже сотрудников подводим к требованиям нынешнего ТК. Мы уже приняли несколько приказов, и один приказ уже введен в действие, а еще несколько находятся в Минюсте, в части изъятия ограничений по доставке товаров на определенные таможенные склады. То, что мы делаем сегодня в силу ныне действующего ТК, что, допустим, автомобильные шины только сюда нужно везти, а автомобильные масла только туда везти, мебель везти только на тот склад. Мы сейчас эту систему разрушаем.

Новый ТК, если Вы читали его, то вы, наверное, обратили внимание, - не дает уже права таможенным органам с 1 января права диктовать, куда доставить товар, диктовать маршрут, по которому везти этот товар, диктовать время, которое должно быть затрачено на этот путь. Это все будет осуществляться в заявительном порядке. Участник ВЭД, перевозчик, на основании документов перевозочных будет говорить: "Да, мой товар должен быть доставлен в Калугу, либо в Киров". Это не значит, что мы его заставим обязательно этот товар привезти в Москву. Это абсолютно новые подходы. У нас будет узкое право, прописанное самим законом, определять места подачи декларации на отдельные виды товаров. Это товары, которые имеют ограниченный оборот в стране, прежде всего, допустим, радиоактивные материалы или подакцизные товары. Либо те товары, по которым наиболее часты нарушения таможенных правил. То есть мы укажем места декларирования. Мы сейчас оставим в силе, допустим, положение о наличии в стране определенных постов и таможенных органов, где будут оформляться автомобили частных лиц. Потому что это сложная система. Мы будем обязательно указывать места таможенного оформления, допустим, электроники. Мы сейчас работаем над этим. Но, опять же, это не значит, что только сюда должен доставляться товар. Товар может прибыть в Владивосток, он может прибыть в Ростов, в Киров, куда угодно. Но в законе прописано, что мы в течение двух суток должны отправить документы, декларацию на этот товар в тот таможенный орган, который осуществляет его оформление. То есть мы не должны заставлять этот товар перемещать специально в Москву, только потому, что мы здесь указали место таможенного оформления. Для чего это делается? Это делается для того, чтобы по наиболее сложным товарам, где наибольший риск нарушения таможенных правил, он оформлялся, декларировался в одном месте. С этой точки зрения мы будем действовать, чтобы там был один порядок, одни условия определения таможенной стоимости, работали одни специалисты. Но их будет очень мало. Их можно посчитать по пальцам и все они будут пропускаться соответственно через Минюст. Поэтому совершенно другие подходы будут в части этой нашей деятельности в новых условиях.

Ведущая: Скажите, пожалуйста, чем вызвано то, что за таможенными органами закреплены не свойственные им функции - правоохранительные и фискальные? Насколько я понимаю, это противоречит требованиям ВТО. Светлана (г. Москва)
 
 
Азаров Ю.Ф.:
Абсолютно не противоречит, абсолютно. Все таможенные службы мира занимаются и фискальными, и правоохранительными функциями. Весь вопрос только в приоритетах. Посмотрите - американская таможенная служба в качестве приоритета имела обслуживание бизнеса, то, к чему мы сейчас стремимся. Это у них было главное. Сейчас ситуация в стране изменилась. И сегодня таможенная служба США оказалась в той новой структуре безопасности, которая создана после 11 сентября и является там одной из основных служб. То есть перед нею поставлена задача обеспечивать безопасность США в части террактов, ввоза опасных веществ и так далее. И точно так же и у нас - правоохранительная функция вышла на первый план. Это соответствует и Киотской конвенции, и Еврокодексу - все таможенные службы мира имеют и фискальную функцию, и правоохранительную функцию. Таможенная служба РФ - это правоохранительная служба, это прописано и в Таможенном кодексе. Мы сегодня являемся одной из основных служб, пополняющих бюджет, но это не лучший вариант. Естественно, фискальная часть должна будет понижаться, и мы уже сейчас прогнозируем, как это будет происходить. Кстати сказать, во многих странах мира фискальная часть не главная. Мы сейчас хотим сформировать такое таможенное законодательство, чтобы мы в ближайшие 5 лет вышли на позицию обслуживания бизнеса. Вот это стержневая задача для таможенной службы России.
Ведущая: Владимир Иванович из Орла спрашивает. Сколько сейчас сотрудников насчитывает таможенная служба в целом, и как это соотносится по численности с другими таможнями в мире?
 
 
Азаров Ю.Ф.:
Наша таможенная служба насчитывает 68 тыс. сотрудников. Если говорить о мировой системе, то, насколько я знаю, индийская таможенная служба близка к нам. В США таможенная служба была около 20 тыс., но в связи с новыми задачами, которые перед ними появились, они сейчас увеличивают штат. Это достаточно гибкая система. 68 тыс. для такой гигантской страны как Россия, для открытых границ длиной более 6 тыс.км. с Казахстаном, Украиной, Грузией, Азербайджаном. Наша задача - пересмотреть структуру таможенных органов. Мы должны сейчас определиться со статусом таможенных постов. Таможенный пост должен приобрести гораздо большее значение в части завершения таможенного оформления. У нас поменяются приоритеты. Допустим, если сегодня принятие решения в таможенном органе предваряет согласование в вышестоящих инстанциях по многим вопросам и, в частности, по таможенной стоимости, за что нас очень здорово критикуют, и что значительно усложняет процедуру таможенного оформления, вернее, ее удлиняет, то требования нового Таможенного кодекса, где заложено три дня на выпуск товаров, не позволят применять такую схему. Мы должны будем переносить акцент на принятие окончательного решения непосредственно на таможенный орган. Поэтому здесь и будет, конечно, и функциональный значительный пересмотр. Это та задача, над которой мы работаем сегодня.
Ведущая: Юрий Федорович, если позволите, еще один короткий вопрос. Не могли бы Вы чуть-чуть более подробно рассказать о создании той информационной системы таможенных органов в рамках кредита Всемирного банка, о которой Вы сегодня упомянули. Какие там основные компоненты, будет ли это только приобретение, обновление компьютерного парка, или будут создаваться какие-то новые программные продукты?
 
 
Азаров Ю.Ф.:
Я, к сожалению, не великий специалист в этой части. Здесь нужно связываться с нашими специалистами. Я могу сказать, что нас, действительно, ожидает серьезная революция в части информационных систем. Наша задача состоит в том, чтобы мы не только насытили парк современной компьютерной техникой, но и в том, чтобы мы через информационную систему увязали в один узел все таможенные органы страны. Неважно, где они находятся. Задача непростая, если иметь ввиду уровень развития связи. Но будет включаться и спутниковая система, и многое другое. То есть, мы должны работать в режиме он-лайн. Если прибыл товар, допустим, на пункт пропуска на Дальнем Востоке, то мы уже здесь должны знать, что это за груз, какая декларация, какие документы. И работать вот в таком режиме. У нас на сегодня эти системы уже отрабатываются. Мы, в частности, в режиме реального времени наблюдаем перемещение товаров, допустим, на пунктах пропуска с ЕЭС, это, прежде всего, я веду речь о границе с Финляндией. Автомобиль приходит, мы получаем все документы, пока этот автомобиль с товаром движется в Москву, и заранее прорабатываем что там, как. У нас существует система управления рисками, и по тому или иному товару автоматически высвечиваются те рисковые точки, на которые мы должны обратить внимание по прибытии товара. У нас очень важным является сопряженность наших информационных систем с информационными системами наших соседей. Вы обратите внимание на ту акцию, которая проведена буквально несколько дней назад со шведской и финской таможенными службами. Именно там впервые был применен метод прямого обмена информацией по прибытии товара. Когда товар прибывает на наш российский пункт пропуска, у нас уже есть весь пакет информации шведской либо финской таможенной службы. Товар тех фирм, которые мы отобрали для такой работы, отпускаем, пропускаем, что называется "с колес", не останавливая, практически. Это считанные минуты, когда мы убеждаемся, что это именно тот автомобиль, именно та фирма. И мы его напрямую засылаем на место прибытия. Вот это то, что в перспективе.

Еще очень важный момент. Нам, безусловно, нужны состыковки информационных правоохранительных систем со Всемирной таможенной организацией и с другими таможенными службами мира с тем, чтобы мы оперативно обменивались информацией.

Сейчас мощное развитие получила информационная система таможенных служб, и эта система, я думаю, позволит нам активнее работать с такими информационными системами, как "Гарант" и другими правовыми системами. Кстати, я должен сказать, что мы активно сотрудничаем с "Гарантом", у нас есть соглашение об информационно-правовом сотрудничестве. Мы оперативно передаем "Гаранту" наши нормативные акты. Мы пользуемся услугами "Гаранта". Нас в этой системе особенно удовлетворяет работа по судебной практике, и наши юристы, которые занимаются вопросами судебной практики, активно пользуются этой системой.

Ведущая: Спасибо, Юрий Федорович, за очень интересные ответы и за теплые слова в наш адрес, позвольте поблагодарить Вас и пожелать и Вам лично, и таможенной службе, и новому Таможенному кодексу всяческих успехов.
 
 
Азаров Ю.Ф.:
Можно мне в порядке прямой рекламы еще один тезис высказать. Пользуйтесь сайтом ГТК России. Мы его сделали, кто из вас им пользовался, вы можете сейчас прийти к мнению, что это один из лучших на сегодня сайтов органа исполнительной власти РФ. И вы там тоже очень многое можете почерпнуть.
Ведущая: Хотелось бы поблагодарить также пресс-службу ГТК за участие в подготовке этой конференции. Спасибо Вам большое.
 
 
Азаров Ю.Ф.:
Спасибо большое.
 

Полный список вопросов

ГТК РФ дало ответ на ряд вопросов, не прозвучавших на конференции.

Вопрос N 71. Юрий Федорович! Как понять то, что по приказу ГТК РФ N828, с 1 сентября 2004 года, таможенные органы как бы начали работать по новому таможенному кодексу т.е.должно быть ускоренно-упрощенное оформление товаров. Но на самом деле практически ничего не изменилось. Как были многочасовые досмотры на границе ЮТУ по временным и предварительным декларациям, так они и остались. Когда же участники ВЭД действительно почувствуют облегчение? Андрей (Ростов-на-Дону)

Ответ:

Уважаемый Андрей!

Судя по вопросу, Вы не на словах знаете, что с 1 сентября по 31 декабря текущего года согласно приказу ГТК N 828 от 1.08.2003 г. действует особый порядок таможенного контроля в отношении товаров, ввозимых автомобильным транспортом. Это - своеобразный переход к осуществлению таможенного контроля товаров и транспортных средств в международных автомобильных пунктах пропуска в соответствии с новым ТК РФ.

Для других поясню, что этот приказ касается прежде всего перевозчиков грузов и позволяет сократить время осуществления таможенного контроля за счет установления лимита времени на предварительные операции, предварительного информирования таможенных органов о намерении ввести товары, регламентирования прав и обязанностей должностных лиц, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль.

В связи с введением такого порядка таможенными органами ведется мониторинг обстановки в международных автомобильных пунктах пропуска, в том числе на Юге России. К слову, в Южном таможенном управлении действует 21 автомобильный пункт пропуска на границе с Украиной, Казахстаном, Грузией и Азербайджаном, где особенно важно учитывать специфику мероприятий по противодействию терроризму. Думаю, участники ВЭД с пониманием относятся к вопросам безопасности сограждан.

По результатам мониторинга, с 15 сентября необоснованных фактов простоя транспортных средств, связанных с проведением таможенного контроля, в Южном таможенном управлении не зафиксировано.

 

Вопрос N 79. Для чего в новом Таможенном кодексе вводится понятие "внутренние налоги", ведь ни в Налоговом, ни в "старом" Таможенном кодексах нет такого понятия? Спасибо. Ксения (Москва)

Ответ:

 

В связи с тем, что порядок применения НДС и акцизов при помещении товаров под определенные таможенные режимы связан с порядком применения данных видов налогов при обороте товаров на территории Российской Федерации, в Таможенный кодекс было введено понятие "внутренние налоги".

 

Вопрос N 23. Уважаемый Юрий Федорович! Отражены ли вопросы сборов за таможенное оформление в новом Таможенном кодексе? Олег (Москва)

Ответ:

В Таможенном кодексе Российской Федерации вопросы взимания таможенных сборов за таможенное оформление не отражены.

 

Вопрос N 26. Будут ли облагаться НДС автомобили специального назначения, предназначенные для оказания скорой медицинской помощи, ввозимые в качестве безвозмездной помощи Российской Федерации? Владимир (Москва)

Ответ:

 

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации не подлежат обложению НДС товары (за исключением подакцизных товаров), ввозимые в качестве безвозмездной помощи. Таким образом, в отношении освобождения от уплаты НДС автомобилей специального назначения, предназначенных для оказания скорой медицинской помощи, ввозимых в качестве безвозмездной помощи, сохранится существующий порядок, и указанные товары не будут облагаться НДС при условии, что они не являются подакцизными.

 

Вопрос N 29. Следует ли из договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанного РФ, Кыргызской Республикой, Республикой Казахстан, Республикой Таджикистан и Республикой Беларусь 26 февраля 1999 года и ратифицированного Федеральным законом 22 мая 2001 года, что в торговых отношениях с Республикой Беларусь государства Таможенного союза сохраняют порядок применения НДС по принципу "страна происхождения" товаров? Николай (Москва)

Ответ:

Со своей стороны Российская Федерация ратифицировала Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26.02.1999, заключенного между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Российской Федерацией со следующей оговоркой к статьям 16 и 18 Договора:

"Российская Федерация во взаимной торговле с государствами - участниками Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, кроме Республики Белоруссия, и другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств переходит с 1 июля 2001 года, если иной срок не предусмотрен международными договорами Российской Федерации о порядке взимания косвенных налогов во взаимной торговле, заключенными на двусторонней основе, на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения, за исключением взимания налогов при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа".

 

Вопрос N 44. Как будет определяться таможенная стоимость? Имеет ли право инспектор изменить таможенную стоимость исходя из сложившихся цен? Марат (Москва)

Ответ:

 

Таможенная стоимость будет определяться в соответствии с действующим с 1993 года Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе". Данным Законом установлены шесть методов определения таможенной стоимости и их применение обязательно для любого лица, определяющего таможенную стоимость, т.е. как для декларанта, так и таможенного органа.

Таможенная стоимость заявляется декларантом, а ее контроль осуществляет таможенный орган. В рамках такого контроля таможенный орган может не принять заявленную таможенную стоимость. В этом случае он должен сначала письменно попросить декларанта уточнить заявленную таможенную стоимость, а если декларант не согласиться, то тогда таможенный орган сам определяет таможенную стоимость. При этом, как отмечено выше, определение таможенной стоимости осуществляется в соответствии с установленными Законом методами.

В отношении применения "сложившихся цен".

Предусмотренная Законом последовательность методов определения таможенной стоимости фактически и представляет собой определение ее по "сложившимся ценам". Так, методы по цене сделки с идентичными товарами и по цене сделки с однородными товарами предполагают использование в качестве основы для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров сведений о стоимости идентичных и однородных товаров. Метод вычитания стоимости предполагает использование цены единицы товара на территории Российской Федерации. В рамках резервного метода согласно мировой практике допускается использование для таможенной оценки нейтральных источников информации, если содержащиеся в таких источниках сведения отвечают требованиям Закона о структуре затрат, подлежащих включению в таможенную стоимость, и достаточны для идентификации товара на ассортиментном уровне.

Использование для таможенной оценки сведений, не отвечающих требованиям Закона, не допустимо ни для декларанта, ни для таможенного органа. Одновременно необходимо отметить, что предполагаемое внесение изменений и дополнений в данный Закон в части таможенной стоимости будет направлено только на расширение и уточнение методологических норм, но сама система применения методов останется. Эта система основана на Соглашении по таможенной оценке ГАТТ/ВТО.

 

Вопрос N 43. В статье 16 Кодекса введено понятие "иные лица". Что имели в виду разработчики Кодекса? Ирина Ивановна (Орел)

Ответ:

 

В случаях если перемещение товаров через таможенную границу РФ осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом, иными лицами, выступающими в качестве, достаточном для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенном контролем в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации могут быть: арендатор; доверительный управляющий; в отношении товаров, перемещаемых несовершеннолетним лицом, - родители, усыновители, опекуны или попечители его сопровождающие.

 

Вопрос N 47. Уважаемый Юрий Федорович! Почему в новом Таможенном кодексе изменены положения о таможенных режимах, в том числе о специальном таможенном режиме? Алексей Алексеевич (Москва)

Ответ:

Специальные таможенные режимы установлены для таких категорий товаров, которые не представляют интереса с точки зрения макроэкономики (например МИД России вывозит товары для обеспечения функционирования посольств, консульств). Специфика урегулирования таких режимов отнесена к компетенции Правительства Российской Федерации поскольку эти нормы затрагивают очень незначительную сферу отношений, к тому же воспользоваться указанными режимами может крайне ограниченный круг лиц.

 

Вопрос N 33. Уважаемый Юрий Федорович! Налоговая инспекция считает штамп "Выпуск разрешен", проставленный на ГТД, недостаточным для подтверждения того, что товар вывезен за пределы Российской Федерации. Права ли налоговая инспекция? Светлана Сорокина (Москва)

Ответ:

Согласно подпункту 3 п.1 ст.165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы представляется, в частности, грузовая таможенная декларация (ее копия), на которой проставлены не только отметки российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, но и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Более подробно данный вопрос урегулирован положениями Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденной приказом ГТК России от 21.07.2003 N 806 (зарегистрирован Минюстом России 14.08.2003, рег. N 4979).

 

Вопрос N 34. Между ООО и посреднической фирмой заключен агентский договор, по которому фирма (Агент) осуществляет получение товара для ООО от третьих лиц и его таможенное оформление. Фирма не имеет брокерской лицензии. Кто будет нести обязанности таможенного декларанта? Роман (Москва)

Ответ:

В соответствии с подпунктами 9 и 10 ст.18 и ст.172 действующего Таможенного кодекса Российской Федерации в качестве декларанта может выступать лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер, декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени. При этом к лицам, перемещающим товары, отнесены лица, являющиеся:

  • собственниками товаров;
  • покупателями товаров;
  • владельцами товаров;
  • выступающие в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством Российской Федерации для совершения с товарами действий, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, от собственного имени.

Вопрос N 35. Зачем введено понятие специмпортеров, что это такое, всех импортеров разделят? Дмитрий (Москва)

Ответ:

В соответствии со статьей 68 Таможенного кодекса Российской Федерации допускается применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления.

Такие процедуры могут устанавливаться только для участников ВЭД, соответствующих указанным в п.2 ст.68 Таможенного кодекса Российской Федерации критериям и только по желанию такого лица. При этом следует отметить, что любое лицо, соответствующее указанным критериям, вправе самостоятельно принять решение о подаче заявления в соответствии с п.2 ст.68 Кодекса о применении в отношении него специальных упрощенных процедур.

  1. Об уплате Единого социального налога с сумм полной или частичной компенсации стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых
  2. В соответствии со статьей 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения единым социальным налогом (далее - ЕСН) для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателем), а также по авторским договорам. Поэтому, начиная с 01.01.2002, расходы Государственного таможенного комитета Российской Федерации, как налогоплательщика-работодателя, при полной или частичной оплате стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых для должностных лиц таможенных органов (как сотрудников, так и федеральных государственных служащих, переведенных на эти должности с должностей сотрудников), производимые за счет средств федерального бюджета, должны учитываться при исчислении ЕСН.

    Необходимо также учитывать, что суммы оплаты стоимости путевок не относятся к денежному довольствию, продовольственному и вещевому обеспечению и иным выплатам, подпадающим под норму подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса, и на них не распространяется действие статьи 32 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год".

    Письмом ГФЭУ от 25.03.2003 N 03-174/11749 в таможенные органы были направлены соответствующие разъяснения по указанному вопросу.

  3. Об уплате налога на доходы физических лиц с сумм полной или частичной компенсации стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых

Статьей 217 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень видов доходов физических лиц, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц.

ГТК России является организацией, финансируемой за счет средств федерального бюджета. В связи с этим, суммы компенсации полной или частичной стоимости путевок, оплаченные ГТК России, как бюджетной организацией, не являющейся плательщиком налога на прибыль, не за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, под действие пункта 9 указанного перечня не попадают и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.

© Материалы Интернет-конференции. Компания "Гарант", компания "Гарант-Интернет"
Материалы конференции можно использовать с обязательной ссылкой на компанию "Гарант".

Читать ГАРАНТ.РУ в и