Новости и аналитика Интервью Актуальные проблемы защиты прав человека в России

Актуальные проблемы защиты прав человека в России




Интернет-конференция
Председателя Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации
Памфиловой Эллы Александровны
Элла Памфилова 4 ноября 2003 г. в 10:02 по московскому времени в Центре Информационных Технологий МГУ началась интернет-конференция с Председателем Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации Памфиловой Эллой Александровной.

Тема конференции: "Актуальные проблемы защиты прав человека в России".

Конференция проводится компанией "Гарант" при поддержке компании "Гарант-Интернет" и журнала "Законодательство". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N77-14642). При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).

Ведущая интернет-конференции - Комарова Татьяна Юрьевна (заместитель директора по внешним связям компании "Гарант").

Ведущая: Доброе утро, уважаемые дамы и господа, здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Для каких целей была создана Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации? Какова сфера деятельности Комиссии по правам человека? Каков механизм защиты прав и свобод человека? Какие существуют проблемы в области защиты прав и свобод в России?

Освещению этих и других вопросов, касающихся защите прав человека, посвящена наша сегодняшняя интернет-конференция на тему "Актуальные проблемы защиты прав человека в России".

Я с удовольствием представляю нашего сегодняшнего гостя - Председателя Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации Эллу Александровну Памфилову. В подготовке конференции принял активное участие ответственный секретарь Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации Максим Александрович Лесков.

Конференция организована компанией "Гарант" при поддержке компании "Гарант-Интернет" и журнала "Законодательство". Я рада представить директора компании "Гарант" Дмитрия Викторовича Першеева, директора компании "Гарант-Интернет" Алексея Евгеньевича Солдаткина, главного редактора журнала "Законодательство" Наталью Викторовну Ткаченко.

Ведущая: Элла Александровна, каковы на сегодняшний день функции Комиссии по правам человека при Президенте РФ? Спрашивает Людмила, г. Химки.
Памфилова Э.А.:
Я бы хотела сразу определить различия между Комиссией основным государственным институтом защиты прав человека, который существует в России - Федеральным Уполномоченным в РФ. Это конституционная должность, назначение на которую входит в компетенцию российского парламента.

Наша же комиссия - общественная, совещательно-консультативный орган при Президенте РФ. По многим параметрам она просто уникальна. С одной стороны, все мы работаем на общественных началах, т.е. все 30 членов комиссии не являются чиновниками. С другой стороны, комиссия состоит при Президенте РФ, что, безусловно, говорит о ее статусе. В состав комиссии вошли видные лидеры ведущих правозащитных организаций России, которые далеко не по всем вопросам согласны с властью. Например, в состав комиссии входят Людмила Алексеева - председатель Московской Хельсинской группы, Светлана Ганнушкина- председатель благотворительной организации помощи беженцам "Гражданское содействие" и одновременно член совета правозащитного цетра "Мемориал", Алексей Симонов - председатель "Фонда защиты гласности", Ида Куклина - член координационного Союза содатских матерей России; известный журналист Владимир Соловьев, замечательный актер Георгий Жженов, писатель Борис Васильев, доктор Рошаль, заслуженный юрист России Тамара Морщакова, известный экономист Николай Шмелев, Святослав Забелин из экологического союза и другие достойные люди. Таким образом, мы постарались охватить весь спектр правозащитной сферы - от трудовых, экономических, социальных прав до политических прав и гражданских свобод. В составе Комиссии присутствуют и другие известные правозащитники, в прошлом диссиденты: Валерий Абрамкин и Валерий Борщов, которые в основном занимаются реформой пенитенциарной системы.

В чем суть и смысл комиссии? Мы взяли на себя ответственность доводить до Президента России общественную боль, общественные потребности в сфере защиты прав человека. Не так, как это понимают чиновники, - они доводят до Президента свой ведомственный взгляд, - а опираясь на большое количество общественных организаций. И вот это, наверное, и есть наша основная задача - попытаться сформировать в России основы современной эффективной защиты прав человека на основе общественной потребности, а не на основе ведомственных интересов, сформировать принципы этой системы, профессионально их оформить и убедить главу государства в том, что именно такая схема жизненно необходима.

Если говорить о наших стратегических задачах, то можно выделить три составляющие системы защиты прав человека, основная из которых - это судебная. Вторая - это внесудебная, куда входит вся вертикаль власти, в первую очередь исполнительная власть и законодательная власть, в том числе институт Уполномоченного по правам человека и вся система правоохранительных органов. И третья - общественная составляющая, то есть совокупность общественных организаций, составляющих костяк гражданского общества в целом. Мы заинтересованы в качественном изменении всех трех составляющих, потому что ущербность одной из них непременно приводит к ущербности всей системы защиты прав человека.

Уполномоченный по правам человека обязан разбираться с конкретными жалобами людей. В наши функции это не входит. Но и нам, конечно, тоже пишут, идет огромное количество обращений, и мы пытаемся анализировать приходящую почту, определять, в каких сферах общественной жизни происходит наибольшее нарушение прав человека. И на примере прецедентных обращений мы формируем предложения для Президента. Еще раз подчеркну: в состав комиссии входят разные самодостаточные люди, имеющие часто резко противоположную или сильно отличающуюся точку зрения от официальной государственной позиции, пытающиеся доказать свою правоту на основе профессионально сформированных предложений для Президента. Так что наша комиссия - это один из независимых каналов связи Президента с гражданским обществом, и мы доводим до Президента информацию, зачастую далеко отличающуюся от той, которую предоставляют ему многие ведомства.

Ведущая: Взаимодействует ли Ваша комиссия с Уполномоченным по правам человека? Спрашивает Дарья, г. Москва.
Памфилова Э.А.:
Да, конечно. Аппарат Уполномоченного должен заниматься разбором конкретных жалоб, а наша задача - сделать все возможное, чтобы в результате системных, качественных изменений этих жалоб было меньше, поэтому мы взаимодействуем очень тесно. Недавно состоялось Всероссийское совещание председателей региональных комиссий по правам человека с участием всех уполномоченных (регионального и федерального уровней) для того, чтобы наладить координацию действий.

Разумеется, никакой конкуренции между нами нет и быть не может. Более того, масштаб проблем превышает все те малочисленные государственные и общественные институты, которые занимаются правами человека, чтобы делить эти проблемы. Сейчас мы направили обращение в Госдуму для того, чтобы ускорить принятие Федерального закона об Уполномоченном по правам человека в регионах, так как пока такого Федерального закона нет, и иногда региональные законы, к сожалению, даже ущемляют определенные права. Мы заинтересованы в том, чтобы на федеральном уровне реальный статус института Уполномоченного по правам человека был гораздо выше существующего на сегодняшний день. Потому что, если у института Уполномоченного по правам человека не будет достаточных возможностей и полномочий решать целый ряд принципиальных вопросов, количество жалоб от граждан будет все увеличиваться. К сожалению, сейчас оно просто зашкаливает, люди пишут во все инстанции именно потому, что уровень произвола, равнодушия, формального отношения к обращениям людей достиг, прямо скажем, запредельной величины. И с этим мы сталкиваемся каждый день.

Ведущая: Вы рассказали о тех функциях, которые выполняет Комиссия. Элла Александровна, а чем конкретно может мне помочь комиссия по правам человека в случае, если мои права нарушены? Вопрос задает Дмитрий, г. Тюмень.
Памфилова Э.А.:
Еще раз хочу повторить, Комиссия не занимается разбором конкретных жалоб. Но в отдельных, особо острых ситуациях, мы, конечно, стараемся помогать людям. А так это функция Уполномоченного по правам человека, и нужно с конкретными жалобами обращаться в своем регионе в аппарат Уполномоченного или в Комиссию по правам человека, или к федеральному Уполномоченному по правам человека. Могу даже дать телефон, предназначенный для таких обращений: 207-34-12.

Наша задача, в процессе проводимых судебной и административной реформ, отстоять те позиции, которые и позволят поставить всю систему защиты социальных, экономических, трудовых, гражданских, политических прав на современный уровень. То есть выработать систему мер для того, чтобы все проблемы, с которыми сталкиваются люди сейчас, были решаемы.

К этому относится и правовое просвещение. Люди должны знать свои права, уметь их отстаивать, знать, куда они могут обратиться. Последние исследования показывают, что люди очень не доверяют судам и обращаются в судебные инстанции, как правило, только в крайнем случае. Сейчас мы начали создавать механизм общественной экспертизы законодательства на предмет соблюдения прав человека. Мы пытаемся формировать программу правового просвещения, вносим свои предложения по судебной реформе и реформе всей системы правоохранительных органов, предлагаем изменить систему налогообложения общественных организаций. Таким образом, целый ряд мер как раз направлен на то, чтобы качественно изменить всю систему правовой защиты в России. Сейчас я могу сказать только то, что работает она неудовлетворительно.

Ведущая: Следующий блок вопросов посвящен взаимоотношениям Комиссии с Президентом РФ и вообще с властными структурами. Екатерина из г. Тулы интересуется, насколько независима Ваша комиссия, не испытываете ли Вы давление со стороны Президента РФ? И еще один вопрос: Как часто Вы встречаетесь с В.В. Путиным, и что его интересует в области защиты прав человека. С какими предложениями Вы обращались к Президенту РФ, какие из них удалось реализовать? Спрашивает Тарас, г. Рязань.
Памфилова Э.А.:
То, что Комиссия состоит именно при Президенте РФ, как раз и является ее большим плюсом - она может доносить до первого лица государства свою волю, пожелания и предложения. Президент никогда не давит и не навязывает Комиссии свои предложения. Наоборот, он ждет их от нас, и пока у нас не было случая, что бы он нас не поддержал. Например, именно на встрече с Президентом 10 декабря прошлого года мы первые поставили вопрос о законе "О гражданстве", после этого и было дано поручение соответствующим службам подготовить предложения по изменению законодательства о гражданстве.

Президент поддержал нашу инициативу и дал поручение подготовить предложения по созданию в России системообразующей правовой базы по защите прав детей. Это одно из направлений, по которому мы сейчас активно работаем, привлекая экспертов-профессионалов правозащитного сообщества.

Президент поддержал наше предложение о создании системы общественной экспертизы. Я, как председатель Комиссии, еженедельно участвую в совещаниях по законодательным проблемам, которые проходят в Администрации Президента. И мы работаем с общественным центром, который возглавляет Мара Полякова, работаем с Тамарой Георгиевной Морщаковой. Мы пытаемся проводить предварительную экспертизу тех законопроектов, которые исходят от Администрации Президента, от исполнительной власти по вопросам соблюдения основных прав человека, и уже есть определенные результаты.

Президент поддержал инициативу Комиссии о необходимости создания общественного контроля в местах заключения, в первую очередь в тюрьмах. Наше обращение с просьбой поддержать закон "Об общественном контроле" по соблюдению прав человека в местах принудительного лишения свободы был поддержан Президентом и, в общем-то, с его подачи был принят в первом чтении в Госдуме.

Сейчас мы при поддержке В.В.Путина разрабатываем закон "О праве граждан на обращения". Было одобрено также предложение членов Комиссии о необходимости воссоздания в России полномасштабного государственного органа по экологическому надзору.

Также поддержано предложение членов Комиссии, в частности доктора Рошаля, и начата работа над концепцией системы здравоохранения в России. Президент поддержал целый ряд наших предложений по гуманизации уголовно-процессуальной системы - это касается кодификации понятия "пытка", введения альтернативных методов наказания, снижения сроков заключения и т.д.

Ведущая: Следующий вопрос задает Андрей, г. Москва. Почему Комиссия существует при Президенте, а региональные комиссии при руководителе региона? Не кажется ли Вам, что в этом случае не все гладко с независимостью от исполнительной власти? Само слово "при" в названии говорит о "карманности" такого органа.
Памфилова Э.А.:
Так это и хорошо, что эти органы "карманные" - в этом и состоит их задача. Сейчас мы обратились ко всем губернаторам с предложением создать у себя подобные советы по правам человека, в состав которых бы входили правозащитники и представители общественных организаций, которые бы доносили до главы региона нужды и чаяния населения. В этом случае "карманность" как раз себя и оправдывает - она состоит в том, что до минимума сокращает дистанцию между руководителем и простыми людьми.

Пока у большинства людей очень сильно ощущение того, что от них ничего не зависит. Эту ситуацию надо переломить. К сожалению, у нас мало Уполномоченных по правам человека в регионах, всего 24 человека, да и качество комиссий надо менять, и во всех регионах вводить посты Уполномоченных по правам человека, - тогда постепенно картина будет меняться.

Ведущая: Уважаемая Элла Александровна, изучается ли Вами и Вашей Комиссией опыт деятельности аналогичных Комиссий в западных странах? В чем, на Ваш взгляд, их принципиальное отличие? Спрашивает Ольга Павловна, г. Москва.
Памфилова Э.А.:
Основное отличие между нами и зарубежными Комиссиями по правам человека состоит в том, что мы не государственная, а общественная организация. И совершенно немыслимо представить, чтобы в состав Комиссии где-то за рубежом входили люди, которые очень резко критикуют власть по тем или иным направлениям.
Ведущая: Уважаемая Элла Александровна, не кажется ли Вам, что проблему соблюдения прав и свобод человека можно решить, в том числе, и за счет установления эффективного механизма по привлечению к административной, уголовно и гражданско-правовой ответственности чиновников, нарушающих наши права? Готова ли Ваша комиссия предложить Президенту РФ законопроект, устанавливающий административную и уголовную ответственность за воспрепятствование в реализации всех неимущественных прав и нематериальных благ, т.е. всем соответствующим статьям 2 главы Конституции должны соответствовать определенные статьи административного, уголовного кодекса? Спрашивает Марк, г. Москва.
Памфилова Э.А.:
Ну, Вы знаете, это было бы самым легким способом решения проблемы. Еще раз хочу сказать, что тут вообще необходимо реформировать всю систему. В нынешней ситуации, когда на государственной службе люди работают за копейки, служащие не держатся за свои места. То есть, с одной стороны, надо ужесточать законодательство, но, с другой стороны, это должно не противоречить проводимой административной реформе, судебной реформе и еще целому ряду факторов. На основе осмысленной стратегии развития надо сформировать, скажем, единую правовую логику, единое правовое поле, и только тогда подобные законопроекты будут работать.
Ведущая: Некоторые вопросы сформулированы как констатация некоего произвола со стороны правоохранительных органов милиции. Вот в частности вопрос. Недавно я ходил на футбол, после матча стал выходить с трибуны. При выходе меня несколько раз ударили дубинкой по голове милиционеры, просто так, для профилактики. Скажите, как я могу отстаивать свои права в такой ситуации? Вопрос задал Петр, г. Москва.
Памфилова Э.А.:
Да, к сожалению, количество обращений, в том числе и в Комиссию, на действие самих правоохранительных органов не редкость. Получается, что сама правоохранительная система, которая должна защищать права и интересы граждан, стала одним из главных источников опасности, угроз для граждан нашей страны. Это факт. С одной стороны, люди не доверяют судам и обращаются в них в крайнем случае. С другой стороны, произвол внутри самой правоохранительной системы - избиение, жестокое обращение, особенно в милиции - превратилось почти в систему. Именно поэтому законопроект, который поддержал Президент по нашей инициативе о создании системы общественного контроля в местах заключения, имеет очень большое значение. Мы должны создавать институт общественного контроля. Мы сейчас готовим предложение о том, чтобы были созданы многомерные, равноуровневые системы перекрестного независимого контроля в разных структурах. У нас много фактов о том, что прокуратура не возбуждает уголовные дела в отношении милицейских работников, творящих произвол. Абсолютно недопустима ситуация, когда прокуратура есть истина в последней инстанции, когда она сама и надзирает, когда она сама и следствие ведет. А судьи кто в результате? А кто может дать оценку качеству деятельности прокуратуры? Получается, что системы эти закрыты и корпоративны, они не подлежат вообще никакому общественному контролю. Поэтому предстоит решать очень сложную задачу. С одной стороны, каким-то образом соблюсти независимость становящейся судебной системы, независимость деятельности правоохранительной структуры. Но, с другой стороны, они должны быть открыты и прозрачны для общества, для общественного контроля. Это одна из самых острых и горячих проблем, которой занимается комиссия. Мы сейчас пытаемся сформировать те предложения, которые могут изменить ситуацию. Парадокс, но мы знаем немало случаев, когда в милиции были избиты прокуроры, военнослужащие, представители силовых структур, других служб и так далее. Никто не защищен от этого произвола. Именно поэтому мы сейчас готовим достаточно серьезные предложения о том, чтобы на базе Минюста было создано такое следственное управление, которое было бы независимым. Конечно, надо развивать и институт доступности народных адвокатов, потому что сейчас адвокаты в основном для людей недоступны. Должны создаваться общественные приемные по оказанию экстренной правовой помощи. Сейчас мы этим занимаемся. Мы работаем год, а за год всю систему так кардинально перевернуть невозможно. Но у нас есть союзники, во многом наша точка зрения совпадает с позицией Дмитрия Николаевича Козака. Я надеюсь, что определенный прогресс будет.
Ведущая: Следующий вопрос задает Юрий из г. Архангельска. Уважаемая Элла Александровна, меня интересует, как я могу принять участие в предстоящих выборах в ГД, если я работаю в Москве, причем уже несколько лет после окончания института? В список избирателей по закону граждан вносят по месту жительства. Не является ли привязка к месту жительства нарушающей права граждан? Я помню, что в Конституции записано: государство гарантирует равенство прав и свобод граждан независимо от места жительства.
Памфилова Э.А.:
Да, есть такая проблема. Я думаю, что исправлять положение, безусловно, надо, но сделать это очень сложно. Мы достаточно тесно взаимодействуем с Центризбиркомом, потому как одна из стратегических задач комиссии - создать систему общественного контроля, в том числе и за ходом выборов.

И то, что многие граждане России практически лишены права участвовать в голосовании, конечно, неправильно. Некоторые привнесенные нами элементы мы попытались опробовать в Чечне на прошедших выборах. И в дальнейшем предполагаем создать систему общественного контроля над выборами и сделать так, чтобы ни один человек не был ущемлен в своих конституционных правах. Очень надеемся завершить эту работу к 2007 году.

Ведущая: Спасибо. Давайте предоставим слово представителям средств массовой информации, чтобы они могли задать свои вопросы. Пожалуйста.
Памфилова Э.А.:
Я только хотела бы добавить. Среди поступивших вопросов, есть вопрос 45 от семьи Довбыш из республики Якутия. Я хочу сказать им, что по той проблеме, которая возникла у них, они обратились бы в Комиссию или оставили на сайте свои координаты, потому что здесь острейшая проблема, в решении которой, в общем-то, Комиссия может помочь. Те люди, которые обратились уже ко мне со своими частными проблемами, пожалуйста, пусть они обратятся в Комиссию.
Ведущая: Спасибо. Это будет действительно практическая польза от нашего сегодняшнего мероприятия.

Бочманова Ксения РИА "РБК": Не могли бы Вы более подробно рассказать о создании должности Уполномоченных по правам человека в регионах. Когда, в каких регионах сначала будет создаваться эта должность? И еще вопрос по финансированию организации общественного контроля. Работа этих организаций потребует каких-то затрат. Откуда планируется выделение на это денег?

Памфилова Э.А.:
У нас есть закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". В соответствии с этим законом у нас введен институт Уполномоченного на федеральном уровне, он функционирует уже несколько лет. Что касается региональных уполномоченных, то, к сожалению, пока нет того рамочного закона, о котором я говорю, и с инициативой принятия которого мы сейчас обратились в Государственную Думу. В принципе проект уже есть. Почему необходим этот рамочный закон? Потому что сами регионы стали решать эту проблему явочным порядком. Сейчас у нас в 24 или в 25 регионах, я могу ошибаться, введен пост Уполномоченного по правам человека на основе того закона, который принят местным законодательным органом власти. И они очень различаются, так как нет рамочного закона на федеральном уровне. Сейчас самое главное, чтобы пост Уполномоченного в регионах вводился не просто по доброй воле, а не так, что захотел руководитель, понимает значимость и важность этих проблем, он вводит этот пост, не понимает или ему не выгодно, не вводит. Вот, чтобы не было этого произвола, а была система, мы и настаиваем на том, чтобы был принят федеральный закон об Уполномоченном по правам человека в регионе. Эта работа, к сожалению, я думаю, уже в этом составе Госдумы невозможна. Надеюсь, что новый состав Госдумы примет это к сведению.

Что касается общественного контроля. Речь не может идти о бюджетных средствах. Это задача Комиссии, мы пытаемся внести свой скромный вклад, чтобы в России были созданы благоприятные условия для развития общественных инициатив, общественных организаций. Источники их финансирования могут быть разными. Отвлечемся от общественного контроля. Сейчас очень многие авторитетные организации встали на ноги за счет только зарубежных грантов. У нас общественным организациям маленькая помощь идет со стороны отечественного бизнеса. До последнего времени представители нашего отечественного бизнеса недопонимали значимость развития общественных организаций. Очень мало совместных проектов. У нас, к сожалению, до сих пор не принят закон "О социальном партнерстве" на федеральном уровне. Но во многих регионах, там, где принят этот закон, власти видят, что та или иная общественная организация лучше, чем государственная структура решает ту или иную проблему, например, по реабилитации военнослужащих, инвалидов, работы с беспризорниками и так далее. Они находят возможность их финансирования на основе договора, на конкурсной основе. Яркий пример - Ярмарка социальных технологий, которая проходила в Приволжском округе. Поэтому разные могут быть формы финансирования. Нам определенно надо менять систему налогообложения, в том числе общественных организаций, нужно снижать административный произвол. Люди хотят объединяться, но у них зачастую нет возможности выделить денег на поддержание деятельности этой организации. Это проблема, которую надо решать.

Виктория Приходько, РИА "Новости": Я хотела уточнить. Во-первых, если речь идет об Уполномоченном по правам человека в регионах, то известно, что на федеральном уровне кандидатура Уполномоченного по правам человека утверждается в парламенте. Кто в регионах должен утверждать по Вашему мнению? И кроме этого, если будет вноситься закон, кто бы мог внести такой закон? Понятно, что Ваша Комиссия не является субъектом законодательной инициативы, но будете ли Вы кому-то что-то предлагать в данном случае? Это первый вопрос.

И второй вопрос. Вы говорили о системе общественного контроля за парламентскими выборами. Вот тоже уточнение, с какого региона Вы хотели бы начать, и чем бы отличалась такая Ваша система общественного контроля от других каких-то наблюдательных органов за выборами? Спасибо.

Памфилова Э.А.:
Первое, утверждать кандидатуру Уполномоченного по правам человека в регионе должен представительный орган субъекта. Второе, сам законопроект уже есть, он практически готов, я не хочу сказать, что на 100%, но база есть, и он находится в Госдуме, но, к сожалению, до него руки не дошли. То есть база есть, и для этого не нужно, что-то еще разрабатывать, он вполне приемлем. В общем-то, тут просто задача, чтобы новый депутатский состав понял, что этот вопрос чрезвычайно важный. К сожалению, нынешние парламентарии этого не понимают. Многие депутаты плохо понимают разницу между институтом Уполномоченного по правам человека и нашей Комиссией. И поэтому они просто не придают этому большого значения. А нам важно донести до депутатов значимость этих проблем, их актуальность и необходимость, если мы хотим в регионах менять ситуацию.

Что касается второго вопроса. Первое условие - этот регион должен быть маленьким, потому что это же не просто так, для этого людей надо готовить. Сейчас мы можем сказать, вот мы были в принципе готовы к тому, чтобы осуществить подобный контроль в Чечне, но не получилось, правозащитники разделились в вопросе, стоит ли это делать. Чтобы мы могли охватить все избирательные участки на территории этого субъекта федерации, чтобы мы могли действительно провести полномасштабный контроль, профессиональный, компетентный, грамотный, чтобы сразу не подорвать авторитет общественного контроля, нам нужно подготовить для этого людей. Наша задача общественного контроля - максимально абстрагируясь от тех или иных корпоративных интересов дать трезвую, реальную, объективную картину происходящего.

Василий Прытков, агентство "Социальная информация": У меня два вопроса касательно законов о праве граждан на индивидуальные обращения и общественного контроля в системе уголовного наказания. В чем важность закона о праве граждан на индивидуальные обращения? В чем необходимость его принимать сейчас? Что за программа правового просвещения, которую Вы формируете сейчас? Расскажите поподробней.
Памфилова Э.А.:
Этот вопрос охватывает три различных больших темы.

Первое. Нужно принять закон "О праве граждан на коллективные и индивидуальные обращения". Сейчас у нас действует Указ Президиума ВС СССР от 12 апреля 1968 г.

N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан". То есть у нас сейчас законодательство еще прошлой жизни. А сейчас другая жизнь, вопросы другие, проблем другие. И в результате мы имеем то, что огромное количество обращений по вопросам, которые должны были бы решаться на муниципальном уровне, региональном уровне идут к Президенту. Почему? Потому что уровень безответственности чиновников беспрецендентен. Проблемы, которые должны решаться на том или ином уровне, они не решаются именно потому, что нет никакой ответственности чиновников. Поэтому основная цель этого закона - упорядочить ответственность в соответствии с компетенцией и возможностями на всех уровнях. Каждый чиновник должен отвечать за то, что вменено ему в обязанности, и нести за это ответственность. Этот закон должен регулировать то, каким образом человек может обращаться с жалобой (индивидуально, коллективно), кто должен отвечать на них, кто должен и каким образом рассматривать эти обращения и как с ними работать. Вот с чем мы сейчас сталкиваемся. Это замкнутый, порочный круг. К сожалению, у Уполномоченного по правам человека очень ограниченные возможности, скажем, вмешаться в ту или иную степень расследования. У нас практически нет парламентского расследования. Мы, как Комиссия, не правомочны вмешиваться в процесс судебного расследования, и так далее. И по многим жалобам получается, что мы должны обращаться в Генеральную прокуратуру, в Верховный Суд, а в ответ получаем отписки.

Что касается второго закона. Этот закон принят в первом чтении. Сейчас идет работа над вторым чтением. Я буквально на днях подписывала заключение из Администрации Президента по поводу этого закона. Идет существенная доработка. Основная задача закона - каким образом наладить этот общественный контроль? Кто его будет осуществлять? Сейчас идет совместная работа представителей правоохранительных структур и правозащитников над разработкой технологи осуществления этого общественного контроля. Задача очень сложная.

Что касается программы правового просвещения. Есть программа, которую разрабатывал аппарат Уполномоченного по правам человека. Это должна быть фактически государственная программа. Мы сейчас обратились в Министерство образования, потому что правовое просвещение в доступной и интересной форме надо осуществлять еще с детского сада, чтобы воспитывать личное достоинство человека и гражданина, которое никто не имеет права попирать. Ведь это же наша самая большая проблема. Мы сами себя не ценим, не уважаем, недооцениваем, и это формирует некое ущербное сознание. С младых лет надо вкладывать в ребенка понимание того, что ты человек, гражданин, с тобой должны считаться. Ты не имеешь права никого унижать, но и тебя не имеют права унижать. Это многомерные программы. Такую работу мы сейчас начали, ведем, есть очень много предложений по этому поводу. Но она должна стать государственной программой.

Ведущая: Позвольте всех поблагодарить за участие, и в первую очередь, Эллу Александровну Памфилову - Председателя Комиссии по правам человека при Президенте РФ. Сегодня она ответила на очень большое количество ваших вопросов. Спасибо.

См. также:

© Материалы Интернет-конференции. Компания "Гарант", компания "Гарант-Интернет"
Материалы конференции можно использовать с обязательной ссылкой на компанию "Гарант".

Читать ГАРАНТ.РУ в и