Новости и аналитика Интервью Федеральная служба статистики: истина в интересах граждан и государства

Федеральная служба статистики: истина в интересах граждан и государства

 

 

Интернет-конференция
Руководителя Федеральной службы
государственной статистики
Соколина Владимира Леонидовича

30 ноября 2005 г. в 10:00 в компании "Гарант" состоялась интернет-конференция с Руководителем Федеральной службы государственной статистики Соколиным Владимиром Леонидовичем.

Тема конференции: "Федеральная служба статистики: истина в интересах граждан и государства".

Конференция проведена компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).

В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство".

В конференции приняла участие заместитель директора по внешним связям компании "Гарант" Комарова Татьяна Юрьевна.

Ведущий интернет-конференции - Шаманов Евгений Вячеславович (директор по внешним связям компании "Гарант").

Ведущий:

Доброе утро, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория! Начинаем интернет-конференцию с Руководителем Федеральной службы государственной статистики Соколиным Владимиром Леонидовичем.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной статистике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 399, Федеральная служба государственной статистики является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов в сфере государственной статистической деятельности, формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности.

Удовлетворение потребностей органов власти и управления, средств массовой информации, населения, научной общественности, коммерческих организаций и предпринимателей, международных организаций в разнообразной, объективной и полной информации - главная задача Федеральной службы государственной статистики. Для ее решения действует система государственной статистики, объединяющая районный, областной и федеральный уровни, а также Москву и Санкт-Петербург.

Сегодня в ходе интернет-конференции Владимир Леонидович ответит на актуальные вопросы интернет-аудитории, касающиеся деятельности Росстата.

Доброе утро, Владимир Леонидович! Разрешите задать Вам первый вопрос.

 

 

Ведущий: Первый вопрос поступил от Николая Валентиновича из Одинцово. Каковы приоритетные направления развития государственной статистики?

Соколин В.Л.:

Я хочу сказать, что уже не первый год основным приоритетом сегодняшнего развития российской статистики является внедрение международных стандартов. С 1992 года, после распада СССР и становления России как нового государства с рыночной экономикой, мы к этому стремимся. Перед статистикой встала очень серьезная задача - мы должны отражать явления в экономике, в обществе исходя совершенно из других принципов, чем это делалось в плановой, централизованной экономике Советского Союза. И вот эта работа по внедрению международных стандартов в различных сферах статистики для нас сейчас является приоритетной, и еще на долгие годы это будет для нас основным направлением развития.

 

Ведущий: Следующий вопрос поступил из Москвы от Лаврова Степана. Уважаемый Владимир Леонидович, как оценивается достоверность сведений по отдельным показателям?

Соколин В.Л.:

Вопрос очень интересный, специфический. Первое, всегда любой показатель, когда мы его получаем, входит в статистическое обследование, и, конечно, он требует проверки на охват, на достоверность. Есть различные методы. В частности, это сопоставление данных обследования с так называемыми данными административной статистики. Приведу условный пример: скажем, когда мы получаем показатель объема заготовки древесины (это кубометры древесины), у нас есть данные Министерства природных ресурсов о том (поскольку эта деятельность регламентируется, лицензируется), сколько деревьев вырублено. И понятно, что есть определенная статистическая погрешность, но вы можете исходя из этой статистики сопоставить объем, который получается с точки зрения заготовки древесины. Второе, конечно, самый главный метод - это так называемый балансовый, то есть когда мы изучаем статистику ресурсов. С другой стороны, всегда есть статистика использования этих ресурсов, и сопоставление вот этих элементов всегда позволяет выявить то, о чем вы заявили в начале нашей конференции - приблизить нас к пониманию истины.

 

Ведущий: Муров Николай из Артемьевска спрашивает: Владимир Леонидович, планируется ли расширять направления статистических исследований? Будут ли добавляться в будущем новые показатели в государственной статистике?

Соколин В.Л.:

Я считаю, что, конечно, мы должны развиваться, поскольку, если сегодня оценивать объем работы российских статистиков, мы делаем примерно 50-60% от того объема, который делался в советское время. Скажем, если сравнивать со статистическими службами стран ЕС, то наш объем работы будет порядка 30-40%. И что самое главное - сегодня современные национальные статистические службы, особенно развитых стран, все больше и больше упор делают на статистические исследования, связанные с жизнью человека. То есть сегодня идет серьезная перестройка статистики от так называемых производственных проблем - сколько произвели, чего произвели, экспорт, импорт, в направлении, изучении условий жизни человека, его образовательного уровня и т. д. И, конечно, мы очень надеемся, что правительство предоставит нам такие ресурсы, которые позволят расширять статистические исследования в этом направлении.

 

Ведущий: Денис Вячеславович из Воронежа прислал такой вопрос: Владимир Леонидович, на сайте Росстата сказано, что статистические данные Росстата надежны. Как часто проводится международная экспертиза статистических данных и в чем она заключается? Какие показатели учитываются и какие требования предъявляются? Спасибо.

Соколин В.Л.:

Я уже сказал, что для нас приоритетом является внедрение международных стандартов. Когда мы этой работой занимались в начале 1990-х годов, экспертиза наших показателей проводилась регулярно с точки зрения международного разделения труда такими международными организациями, как, скажем, МВФ, Мировой банк, Статкомиссия ООН, Международная организации труда, ФАО и т. д. Эти команды из специалистов национальных статистических служб или других министерств регулярно бывали в России и в Росстате и проводили экспертизы наших данных. Месяца два - три назад Правительство России направило уведомление Международному валютному фонду о том, что мы присоединяемся к специальному Стандарту распространения данных. Сегодня 63 страны участвуют в этом Стандарте - вы можете видеть это на нашем сайте и через наш сайт выйти на сайт тех стран, которые участвуют в этом Стандарте. К этому Стандарту можно присоединиться только в том случае, если Международная экспертиза дала добро на то, что все ваши показатели соответствуют международным стандартам. Когда мы говорим, я уже забегаю немножко вперед, о показателе инфляции, то этот показатель в России считается так же, как он считается в Америке, Германии и т.д. А в тех странах, которые вы не увидите в этом Стандарте, статистика еще не соответствует тому качеству, которое предъявляется международным сообществом.

 

Ведущий: В 2004 году в стране произошла административная реформа, которая достаточно серьезно затронула структуру федеральных органов исполнительной власти. Сейчас считается, что у реформы были свои плюсы, свои минусы. Владимир Леонидович, в 2004 году изменился статус статистической службы - она была переименована из Государственного комитета по статистике в Федеральную службу государственной статистики. Изменилось ли что-то в деятельности службы после смены названия? Добавились ли новые властные полномочия или функции? Удалось ли качественно улучшить деятельность службы в свете проведенной административной реформы? Эти вопросы поступили от Свинухова Александра из Москвы.

Соколин В.Л.:

Я со всей откровенностью скажу, что, к сожалению, это очередная наша российская болезнь. Мы считаем, что если мы поменяем название или сделаем из статистики службы или агентства, то что-то кардинально поменяется. К сожалению, это далеко не так. Во многих странах название статистической службы не меняют столетиями. К сожалению, мы, в России, начиная с 1985 года уже восьмой раз меняем название статистической службы. Это плохо. Статистическая служба - это определенный брэнд, который должен быть узнаваем и внутри страны, и за ее пределами. Например, в Бразилии статистическая служба уже 175 лет носит название Институт статистики и географии. Они уже географией давно не занимаются, но название никто не меняет, потому что с детских лет знают, что организация с таким названием занимается тем-то и тем-то. Поэтому, к сожалению, у нас очень часто хорошие, благие пожелания, грубо говоря, уходят в пар. Обратите ваше внимание на наше название - Федеральная служба государственной статистики. Мы - единственная служба статистическая, национальная, которая в своем названии не содержит название страны. У нас нет слов "Российская Федерация". Я только что вернулся из Пекина, где мы подписали соглашение с нашими китайскими коллегами о сотрудничестве. И два года мы китайским коллегам объясняли, почему в нашем соглашении после Федеральной службы государственной статистики мы в скобках написали Российская Федерация. Это, к сожалению, один из примеров административной реформы.

 

Ведущий: Самуилов Артем, военнослужащий из Новосибирска, спрашивает: Уважаемый Владимир Леонидович, когда планируется проведение очередной переписи населения?

Соколин В.Л.:

Мы как раз сейчас вышли с проектом постановления Правительства РФ о том, чтобы следующую перепись провести в 2010 году. Должен сказать, что в сентябре на Генеральной Ассамблее ООН, где многие видели нашего Президента, принято решение, резолюция о проведении следующего всемирного раунда переписей 2010 года. Надеемся, что Правительство РФ нас поддержит.

 

Ведущий: Спрашивает Сбруев Антон Евгеньевич из Твери: Владимир Леонидович! Я очень уважаю Вас и возглавляемое Вами ведомство, однако меня иногда терзают сомнения в объективности представляемой статистической информации. Вот, например, недавно изучал материалы на сайте федеральной службы, в том числе интерактивную ГИС, и обнаружил, что если посмотреть среднюю начисленную заработную плату на душу населения, то для Москвы этот показатель составляет примерно 13 тыс. рублей, а если посмотреть среднедушевой доход, то сумма вырастает почти до 23 тысяч. С чем это может быть связано? Это статпогрешность или ошибки в расчетах?

Соколин В.Л.:

Это не ошибка и не погрешность - это болезнь прошлого. Этот показатель среднедушевого денежного дохода нам достался еще от социалистических времен. Здесь сопоставляются две цифры, которые вообще друг к другу никакого, мягко говоря, отношения не имеют. Разница тут образуется не за счет того, что москвичи имеют доходы. Проблема заключается в том, что в Москве очень много россиян, которые вкладывают деньги в наши банки, покупают в Москве недвижимость и т. д. Это все попадает как бы в денежные доходы москвичей. Поэтому мы уже давно предлагали отказаться от этого показателя и заменить его обследованием населения с точки зрения его доходов, как это делается в странах с рыночной экономикой. Пока мы такого обследования в силу ограниченности ресурсов не проводим.

Ведущий:

Я правильно понял, что показатель среднедушевого дохода считается по каким-то расходным показателям?

Соколин В.Л.:

Абсолютно правильно. Он идет от расходов, а расходы в Москве, вы сами понимаете, осуществляют и Подмосковье, и все остальные.

 

Ведущий: Поступил целый блок вопросов, касающихся информации, предоставляемой через Интернет. Это вопросы от Журавлевой Веры Павловны из Краснодара, Михайлюка Евгения из Биробиджана, Николаенко Сергея, Шиловой З.А. и Соколова Игоря из Москвы. Скажите, пожалуйста, когда статистические данные государственных служб статистики станут более доступными, хотя бы для представителей определенных профессий? Я - журналист, и в нашем краевом управлении статистики (Краснодарского края) информации от крайтстата днем с огнем (и с боем) не допросишься. И сборники, которые они выпускают "закрыты" для широкой аудитории: их нет даже в библиотеках города и края (общефедеральный сборник можно найти, а краевой - нет). Зачем такая закрытость? Значит ли это, что данные настолько малоутешительны, если не сказать негативны? На сайте Росстата публикуются только текущие статистические данные. Скажите, есть ли какая-нибудь возможность получить данные за прошедшие периоды времени через Интернет? Не планирует ли Росстат сделать эти архивы общедоступными? Уважаемый Владимир Леонидович, почему в официальных публикациях Росстата редко приводятся полные данные? Например, в публикациях о выборочном обследовании бюджетов домашних хозяйств отсутствует информация о сделанных сбережениях, промежуточном потреблении и валовом накоплении, а также о налогах и других расходах, без чего невозможен анализ изменений в благосостоянии населения; информация об индексе потребительских цен не сопровождается данными о весовых коэффициентах, без чего затрудняется анализ причин инфляции; данные о структуре оборотных активов организаций в лучшем случае покрывают 40% активов (годовые публикации "Финансы России"), а в худшем - 30% (квартальные публикации в месячных докладах "Социально-экономическое положение России"), что затрудняет анализ эффективности производства, и многое другое. Кроме того, я согласен с вопросом 14. Публикация временных рядов необходима, хотя бы потому, что данные за прошлые периоды часто уточняются.

Соколин В.Л.:

Наверное, участники видят, что мы сейчас обновили наш сайт, хотя должен сказать, что удовлетворения от этого пока нет, потому что мы по наполнению, по возможностям предоставления информации серьезно уступаем еще многим сайтам других национальных статистических служб. Ведение интернет-сайта - вещь достаточно затратная. К сожалению, мы не всегда располагаем такими финансовыми возможностями и специалистами, которые могли бы сегодня грамотно разместить эту информацию. Пока есть одна-единственная страна, которая решила полностью эту проблему. Это США, им бюджет позволяет. Они сегодня всю свою статистику размещают на сайте. Вы можете зайти на сайт Национальной статистической службы США и по тематике либо по виду деятельности получить любую информацию. Но еще раз хочу сказать, это им позволяют ресурсы, которыми мы сегодня не располагаем. Поэтому, к сожалению, насытить всем этим объемом информации для нас пока очень сложно, но мы к этому будем стремиться. Что касается, например, расчета индекса инфляции, то мы это, конечно, сделаем. Однако я понимаю, что за пределами этих вопросов остается еще масса другой информации, которая интересует других исследователей. Но еще раз говорю, что, конечно, пока мы не имеем возможности публиковать на сайте 100% информации. Все остальные страны делают это в платном режиме. Теперь что касается временных и архивных показателей. Для нас это очень серьезная проблема, поскольку переход на международный стандарт привел к изменению, и очень серьезному, методов наблюдения и принципов наблюдения, изменению статистического инструментария. И создание таких временных рядов - очень серьезная, я бы сказал уже научная, проблема, которую, конечно, мы будем решать.

 

Ведущий: Владимир Леонидович, в адрес интернет-конференции поступил ряд вопросов, касающихся всероссийской сельскохозяйственной переписи. Вопросы прислали Кирилл из Долгопрудного, Игорь Анатольевич и Дежнева Юлия из Москвы: Слышал, что в 2006 году Росстат планирует провести Всероссийскую сельхозперепись. Сколько будет стоить государству такая перепись и зачем она нужна? С какими целями организуется Всероссийская сельскохозяйственная перепись? Это говорит о том, что данные о состоянии сельского хозяйства в стране сильно устаревшие? Каким образом в настоящее время ведется статистика в сельском хозяйстве и что изменится после проведения переписи?

Соколин В.Л.:

В нашей сегодняшней жизни самой главной проблемой является подготовка мероприятия. По существу, впервые в современной истории России мы будем проводить такую крупномасштабную и очень сложную работу, как "Всероссийская сельскохозяйственная перепись". Она пройдет в июле следующего года. ФАО - это продовольственная сельскохозяйственная организация ООН. Она была образована в 1945 году, и одним из основателей этой организации был Советский Союз. Значит, мы уже 60 лет не были участниками этой организации, хотя она и создавалась по нашей инициативе. Только сейчас мы объявили о том, что становимся ее участниками. Одна из причин, почему Советский Союз не был участником этой организации, как раз связана со статистикой, как это ни странно. Нужно было предоставлять очень подробные данные о состоянии аграрного сектора, сельскохозяйственном производстве и продовольственных проблемах. Советский Союз был закрытой страной. Сейчас мы в этом плане совершенно открытая страна, поэтому будем активно участвовать. Но одним из условий участия, в том числе и в этих международных организациях, является регулярное проведение сельскохозяйственной переписи. Перепись позволяет внимательно проанализировать состояние аграрного сектора. С начала 1990-х годов советская статистика прекратила свое существование, и та система отчетности, сплошной отчетности колхозов и совхозов, существовавшая тогда, рухнула. Сегодня это частные предприятия. Для России еще есть одна очень серьезная проблема в сельском хозяйстве: в отличие от США, где 4 000 000 фермеров кормят всю страну, у нас 50% сельскохозяйственной продукции создается в подсобных хозяйствах населения. На сегодня в России существует 24 миллиона таких хозяйств. Мы наблюдаем аграрный сектор в выборочном режиме, то есть существуют определенные возможности выборки этих хозяйств. Но, к сожалению, конечно, мы не знаем всей генеральной совокупности, а для статистики очень важно регулярно понимать ситуацию. На базе сплошных исследований можно проводить выборочные исследования по тем или иным проблемам. Поэтому для нас это будет очень серьезной проблемой. Основные вопросы в сельхозпереписи не будут связаны с результатами сельхоздеятельности. Мы не будем спрашивать о том, какой у вас урожай. Основные вопросы сельхозпереписи связаны с пониманием сельскохозяйственного потенциала: это площадь обрабатываемой земли, наличие сельхозмашин, построек, скота, птиц, многолетних насаждений и т. д. Еще хочу сказать, что очень часто вопросы задают из Москвы, но, конечно, в первую очередь мы будем исследовать сельхозпредприятия, фермеров, тех, кто занимается действительно сельским хозяйством. Мне очень часто задают следующий вопрос: "Мы дачу имеем, шесть соток, к нам придут?" Спите спокойно, вы нас в ходе сельхозпереписи интересовать не будете.

Ведущий:

Все-таки хотелось бы уточнить, есть ли информация о том, сколько будет стоить такая перепись, и что изменится по ее результатам.

Соколин В.Л.:

Из федерального бюджета выделено почти 6,5 миллиардов рублей. Любая перепись, конечно, вещь не дешевая, но при этом почти 1,5 миллиарда рублей из этой суммы мы передадим в виде субвенций территориям, всем субъектам Российской Федерации, которые будут участвовать. Иногда задают вопросы: "А зачем, например, Якутии, Чукотке?" Хочу напомнить, что у них тоже есть сельское хозяйство. Они занимаются оленеводством и т. д. Так что у нас вся страна занимается сельским хозяйством. А что изменится? На базе полученной информации, в первую очередь это очень важно будет для Правительства РФ и Министерства сельского хозяйства. Исходя из той информации, которая будет получена в ходе Всероссийской сельскохозяйственной переписи, будет разработана новая аграрная политика страны по отношению к селу, по отношению к тем, кто занимается сельским хозяйством.

 

Ведущий: Вопрос от Серегина Владимира из Москвы: Владимир Леонидович! Вы ранее неоднократно высказывались о несовершенстве системы учета населения РФ. Что, на Ваш взгляд, нужно сделать для того, чтобы органы власти знали, сколько населения проживает на той или иной территории? Как Вы думаете, способствуют ли полноте и достоверности статистических сведений многочисленные препоны, установленные властями в системе регистрации граждан по месту жительства (пребывания)? Как Вы можете прокомментировать ситуацию, при которой миллионы граждан РФ, проживающих, к примеру, в Москве в арендованных квартирах, лишены возможности уведомить государство о месте своего реального проживания, не имея на то волеизъявление и личного присутствия арендодателей?

Соколин В.Л.:

Вопрос очень хороший. Во-первых, подсчет населения на территории РФ возможен только раз в 10 лет в ходе переписи населения. А что касается текущей статистики, то здесь действительно есть проблемы. Первая проблема, это несовершенство Федерального закона "Об актах гражданского состояния". Мы работаем над внесением поправки в этот закон. Снова типично российская ситуация. Данный ФЗ был принят в 1998 году. С 1998 года и по настоящее время 3200 загсов страны все как один нарушают закон, потому что предоставляют данные о населении, об актах рождения и смерти, без этого было бы вообще невозможно вести статистику населения. Мы просто хотим узаконить существующую действительность, но это уже будет наша третья попытка. Что касается регистрации, вопрос, конечно, опять показывает, я бы сказал наш правовой нигилизм. Увидев этот вопрос, мы обсуждали его с нашими специалистами. Наше мнение, что в данной ситуации происходит нарушение законодательных и нормативных актов с двух сторон. И со стороны того, кто не зарегистрировался в арендованной квартире, и со стороны государственных органов, которые закрывают на это глаза. Мы существуем в таком правовом поле, и поэтому для нас проблема статистического учета населения очень сложна с точки зрения миграционных процессов. Сейчас очень горячо обсуждаются проблемы внешней миграции, и мы тоже будем вместе с Миграционной службой, с МВД, с загсами совершенствовать в том числе и нормативные акты, которые позволят улучшить статистику населения.

 

Ведущий: Следующий вопрос поступил от Корнеевой Елены Анатольевны из Москвы: Здравствуйте, уважаемый Владимир Леонидович! У меня вопросы по поводу структуры ВРП. Почему на сайте Росстата публикуется структура ВРП, отличная от той, которая дается в сборнике "Регионы России. Социально-экономические показатели", во всяком случае за 2001-2003 гг.? С чем это связано? Дело в том, что я пытаюсь проанализировать изменения в структуре ВРП за период с 1996 по 2003 г. Доли промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и торговли мне удалось выделить, а вот роль связи и отраслей, оказывающих нерыночные услуги, - определить в динамике уже не получается, так как разнородны структуры ВРП. Каким образом это можно сделать? И почему доли услуг и производства товаров в сумме не дают 100%? Что в остатке? И еще один вопрос по отраслевой структуре производства промышленной продукции (по регионам). Почему убрали расшифровку по топливной промышленности? Такое разделение больше не ведется? Где можно ее найти? Порекомендуйте, пожалуйста, какую-нибудь доступную литературу, с помощью которой можно было бы снять эти вопросы. Благодарю за внимание и ответы.

Соколин В.Л.:

Я начну с конца этого вопроса. Во-первых, Елена Анатольевна может заглянуть на наш сайт, там ежемесячно мы публикуем структуру промышленного производства. Теперь что касается структуры ВРП. Это сугубо методологический вопрос. Но хочу Елену Анатольевну вернуть в начало нашей интернет-конференции. До начала этого года в качестве классификатора отраслей мы использовали так называемый общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства. Мы поменяли слово "всесоюзный" на "общероссийский" - и все. На самом деле этот классификатор отражал структуру плановой социалистической экономики, ведь это классификатор 1975 года, который никакого отношения уже к рыночной экономике не имел. Если вы откроете классификатор ОКОНХ, то, например, не найдете информацию об отраслях, предоставляющих услуги, не найдете информации по финансовому сектору, не найдете сектора недвижимости и так далее. Поэтому начиная с 1 января этого года мы перешли на так называемый общероссийский классификатор видов экономической деятельности, который как раз сопряжен с международными классификаторами. Не на 100%, конечно, но, по крайней мере, на 92-93% сопряжен с такими же классификаторами в странах ЕС. Данный классификатор позволяет изучать структуру, скажем, сопоставимую с США и Канадой. Но я сразу хочу обратить внимание, что это опять проблема для наших читателей, особенно для наших пользователей, которые не подготовлены в области статистики. Например, с точки зрения современного понимания промышленности это вовсе не та промышленность, которую мы понимали в советской экономике. Мы боролись за индустриализацию страны, поэтому не обращали внимания на подходы остального мира. В промышленность включалось все, что было близко или похоже на промышленную деятельность. Приведу пример. Построили траулер, это серьезный механизм, плавающий, добывающий рыбу с возможностью обработки рыбы. Мы взяли эту отрасль и отнесли ее к промышленности. В мире никто так не делает, считается, что это отдельная отрасль экономики. Значит, сегодня мы перешли на новое понимание промышленности, когда убрали рыбную ловлю. Это как один из примеров. Сегодня понимание промышленности совершенно другое, чем было в прошлые годы. И, конечно, мы дадим эти структурные изменения с соответствующими пояснениями, но хочу обратить внимание, что надо внимательно следить за методологическими комментариями. По поводу методологических комментариев по валовому региональному продукту я должен сказать, что есть всего несколько стран, которые считают этот показатель в разрезе территорий. У нас еще очень много проблем, ведь мы его начали считать совсем недавно. Но мы будем совершенствовать и методологию для того, чтобы пользователям было яснее.

 

Ведущий: Владимир Леонидович, Руслан Магомаев из Чкаловска задает Вам целых 3 вопроса: 1) Каким образом сейчас происходит разработка и утверждение новых форм ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ отчетности? Как происходит их обоснование? (Меня волнует этот вопрос, поскольку я занимаюсь в том числе и макроэкономическими и региональными исследованиями, а сборники Росстата как правило являются поставщиком либо самой общей информации, которой лишь прикрываешься как фиговым листком (лишь бы была ссылка на официальный источник...)), либо просто не знаешь, зачем подобные показатели нужны, которые не пришьешь ни к одному серьезному анализу 2) Вопросы банковской статистики целиком находятся в ведении Центробанка? Что Ваше, а что ЦБ - в какой части показателей и разрезов? И как бы Вам хотелось? 3) Какие Вы видите способы повышения отвественности предприятий за своевременное, правильное и полное предоставление ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ отчетности? Это реально? Спасибо!

Соколин В.Л.:

Все три вопроса достаточно интересные. Первый вопрос: как происходит утверждение новой формы обязательной отчетности? Мы не применяем слово "обязательная", у нас есть отчетность, которая ведется в сплошном режиме и по решению Правительства РФ или каких-то других органов власти, но она тоже носит административный характер, так как обязательна. Я приведу пример: сейчас принят новый закон о регулировании нашего алкогольного рынка, и законодатель в нем прямо указал, что теперь спиртными напитками могут торговать только определенные магазины, которые на это получат лицензию. И теперь все эти магазины обязаны будут отчитываться перед Правительством РФ в лице Росстата. Можно привести и ряд других примеров. Другой режим статнаблюдений - это в основном выборочные методы. Как происходят утверждения таких форм? Естественно, вопрос задается с точки зрения необходимости получения той или иной информации. Например, для исчисления валового продукта страны мы по существу должны иметь сведения о деятельности всех агентов рынка (бизнеса, населения, органов власти) и взаимоотношениях с внешним миром в части платежного баланса. Поэтому задаются вопросы уже к самим участникам экономики. Отсюда создаются статистические формы, позволяющие нам получить информацию о том, что происходит в экономике, в социальной сфере страны. Статистика - это градусник, призванный показывать состояние нашей страны. По второму вопросу. Отдельные показатели требуются тем или иным министерствам. Поэтому за банковскую статистику целиком отвечает Центральный банк. И нас это сегодня вполне удовлетворяет, но есть ряд исследований, скажем, по иностранным инвестициям - это уже вопросы статистики. По третьему вопросу. Я должен сказать, что есть административный кодекс, предусматривающий ответственность должностных лиц за несвоевременную и недостоверную информацию. В прошлом году мы привлекли к ответственности почти 2,5 тысячи должностных лиц, но надеемся, что эта цифра будет с каждым годом уменьшаться.

 

Ведущий: Еще один пользователь из Москвы, Соловьев Геннадий Федорович, спрашивает: Владимир Леонидович! Часто по роду своей юридической деятельности приходится в судах пользоваться данными Вашего ведомства, за что в Вашем лице всем сотрудникам большое спасибо!!! Но, к сожалению, зачастую получение информации связано с определенными трудностями, и если кратко - это время и деньги, так как все справки платные и порой для некоторых граждан это не вполне доступно. В силу этого следующее предложение: придать сайту ФС ГС статус официального и разрешить на него ссылаться, как, скажем, на "Российскую газету". Притом это можно было первоначально сделать не для всех, а только для органов госвласти (в частности для судов), которые могли бы войти в соответствующий раздел по только им известному паролю и получить требуемую информацию. С моей точки зрения, это позволило бы существенно ускорить многие судебные процедуры, и, наверное, не только их. Спасибо!

Соколин В.Л.:

Вся информация предоставляется по себестоимости, поскольку, еще раз хочу сказать, пока мы живем в условиях серьезного ограничения ресурсов. Что касается сайта, то предложение интересное, и мы над ним подумаем. Использование статистической информации в судебных делах, к сожалению, это искажение понимания самой роли статистики в структуре государственного управления. Это диаметрально противоположный подход к статистике, подходу, применяемому в странах с развитой рыночной экономикой. Статистика и статистические показатели не участвуют в этих процессах. Отстранение статистики от хозяйственного, экономического механизма и судебных расследований является основным условием того, что статистика будет объективной. Вот когда мы это все поймем, я думаю, это будет только на благо нашей статистики.

 

Ведущий: Вопрос задает Евгений из Москвы: Уважаемый Владимир Леонидович! 1. Есть ли сейчас какая-то статистика, показывающая, сколько руководителей или бухгалтеров были оштрафованы за непредставление статотчетности? Где можно ознакомиться с этой статистикой? Какие основные нарушения допускаются по представлению статотчетности? 2. У многих предприятий возникают проблемы, связанные с тем, что в бухгалтерском балансе вместо кода вида деятельности по ОКОНХу они должны указывать код по ОКВЭД. Для того чтобы сменить этот код, предприятие должно обратиться в свое управление статистики. Но это сложно, если фирма работает не в том городе, где зарегистрирована, или из-за того, что в управлениях статистики большие очереди. Поэтому вопрос: может ли предприятие само изменить код и внести новый код в баланс, не давая налоговикам письма из статистики?

Соколин В.Л.:

Я уже сказал, что примерно 2500 должностных лиц мы привлекли к ответственности за нарушение административного законодательства. Теперь ОКОНХ и ОКВЭД. Вопрос принципиально неправильный. Сегодня по закону о регистрации предприятие само указывает код ОКВЭД, которое затем предоставляет в налоговые органы, а мы уже от налоговиков получаем ваш код. Предприятие само вправе поменять код ОКВЭД в зависимости от того, как оно меняет вид свой деятельности. Это право находится в руках самого предприятия, и для его реализации ему нет нужды идти в статистику. Сегодня мы работаем с налоговыми органами в так называемом режиме "одного окна", когда все эти изменения мы получаем уже непосредственно от налоговой службы через компьютерные сети.

 

Ведущий: Следующая группа вопросов касается порядка предоставления статистической отчетности. Вопрос от Светланы Максимовны из Иваново: Владимир Леонидович! Предприятия сдают ежемесячно огромные объемы статистической информации. Вся отчетность сдается в бумажном виде. Как происходит ввод в базы данных Росстата этой информации? Не планируется ли переход на прием отчетности в электронном виде? Анна Ивановна из Тольятти спрашивает: Уважаемый Владимир Леонидович! Росстатом утверждено более тысячи (!) различных форм отчетности, типовых документов и т. п. Не считаете ли Вы, что это серьезная нагрузка на бизнес - собирать отчетность по такому огромному количеству показателей? Есть ли в Вашем ведомстве планы по сокращению количества администрируемых документов?

Соколин В.Л.:

К сожалению, в бумажном виде. Пока это основной вид носителя статинформации, хотя по ряду исследований мы переходим на машиночитаемые бланки. В ходе таких крупномасштабных работ, как перепись населения, сельхозперепись, используются, естественно, уже только машиночитаемые бланки. Мы будем расширять эту практику в других исследованиях. Здесь проблема не только Росстата, это проблема всех национальных статистических служб. Наши контрагенты, заполняющие информационные формы, должны быть очень аккуратны и внимательны, только тогда мы сможем перейти полностью на машиночитаемые бланки. Что касается предоставления отчетности в электронном виде. Сегодня в статистическом сообществе обсуждается эта очень серьезная проблема. Есть один весомый аргумент. Проблема заключается в том, что статистические службы, в том числе и по проекту ФЗ "О статистической деятельности в РФ", который мы сейчас вносим в Правительство РФ, должны гарантировать нашим респондентам конфиденциальность их данных. К сожалению, пока ни в одной стране мира, где должна соблюдаться конфиденциальность, проблема передачи отчетности в электронном виде не решена. Конечно, она может быть решена, но это очень затратно. Анне Ивановне сразу хочу сказать, что всего в России действует 630 форм различной статистической отчетности, из них 270 форм - это формы статнаблюдения, относящиеся к компетентности Росстата, а остальные формы - это формы других министерств и ведомств. Каждый из нас, когда попадает в поликлинику, уже фигурирует в статформе, заполняемой по причинам заболевания. Поэтому эти многие формы мы в нашей обыденной жизни не видим. Что касается нагрузки на бизнес, это очень правильно. Мы переходим к системе выборочных наблюдений для того, чтобы максимально разгрузить бизнес, так как эта нагрузка на бизнес еще достаточно велика. И мы действительно имеем планы по сокращению такой нагрузки.

 

Ведущий: Следующие два вопроса касаются организаций, занимающихся независимыми статистическими исследованиями. Это вопросы от Мамелюкова Рамиля из Казани и Инны Викторовны из Москвы: Владимир Леонидович! Ведет ли Ваше ведомство официальные статистические опросы подобно независимым организациям по изучению общественного мнения (РОМИР, ВЦИОМ и т. п.)? Нередко возникают ситуации, когда такие "независимые" организации дают совершенно противоречивые друг другу сведения, наверное, по принципу "кто больше заплатит". Осуществляет ли Росстат надзор за деятельностью таких организаций? И другой вопрос: я уже не раз участвовала в опросах, которые проводятся по телефону различными непонятными личностями. Вопросы бывают самые разные, от того, какой телеканал я смотрю, до моего отношения к той или иной партии. Неужели нельзя запретить на законодательном уровне такое вторжение в частную жизнь граждан? Возможно ли хотя бы ограничить такую деятельность, например, через лицензирование подобных "социологических" агентств, к примеру, в Вашем ведомстве?

Соколин В.Л.:

Вопрос достаточно интересный, правда, впрямую к статистике не относящийся. Мы опросами общественного мнения не занимаемся. Мне тоже часто звонят, просят ответить на какие-то вопросы. Это право любого человека отказаться или дать согласие принимать участие. Мы, как статистики, не занимаемся социологией, но в следующем году все же предполагаем провести социологический опрос. Он будет проводиться в большинстве субъектов РФ. В отличие от социологических опросов мы, естественно, подходим для того, чтобы охватить все население. Это будет исследование, связанное с семьей и рождаемостью. Естественно, мы ведем специальную выборку для того, чтобы понять, как в совокупности все наше население будет выглядеть с точки зрения тех вопросов, которые интересуют демографов. Сейчас в России очень сложная демографическая ситуация, население страны уменьшается каждый год примерно на 1 миллион человек. И чтобы понять, как быть дальше, мы проведем такое исследование. Исследование очень специфическое, поэтому мы будем нанимать специальных людей, которые придут в семью и зададут эти вопросы. Завтра эта проблема будет обсуждаться на коллегии. Не каждая женщина ответит переписчику на те вопросы, которые мы собираемся задать, да и мужчина не каждый ответит на эти вопросы. Поэтому будем думать, как это организовать.

 

Агентство ПРАЙМ-ТАСС, Лопухов Сергей: Вопрос достаточно специфический, касающийся показателей инфляции. Недавно Министерство финансов РФ предложило использовать кроме показателей инфляции декабря соответствующего декабрю прошлого года показатель скользящей инфляции. Насколько часто Вы пересматриваете весовые коэффициенты при расчете инфляции, делали ли в этом году и как это влияет на рост инфляции в этом году?

Соколин В.Л.:

Я в каком-то нашем издании - то ли в 'Итогах', то ли в 'Эксперте' - прочитал очень интересную статью. Если бы оба автора, написавшие эту статью, учились в МЭСИ, им поставили бы, наверное, минус единицу, потому что они даже одно на другое не смогли поделить. В этой статье был упрек, что нет весов. Весы есть, весы пересматриваются каждый год. Но надо понимать, что они не двигаются. Мы изучаем инфляцию только по изменению цен, а не весов. Поэтому, если мы берем новую весовую планку или новую корзинку, то она применяется как для базисного года, так и для текущего. Показатель скользящей от декабря к декабрю инфляции - это наша придумка, и никто в мире так, естественно, не считает дату к дате. Но от этого, к сожалению, очень тяжело отказаться. Если вы зайдете на наш сайте, то увидите там всевозможные варианты показателей: год к году, месяц к месяцу, и к предыдущему, и к будущему. Тот, кто знает цепные методы в статистике, понимает, что можно применять любой вариант индекса. А декабрь к декабрю - это опыт, к сожалению, 1992 года, чтобы народу было понятнее, потому что, если скажешь год к году, будут вопросы о том, что это такое. Цена десятка яиц в этом году к тому году. Если я скажу: в декабре прошлого года десяток яиц стоил десять рублей, а в декабре текущего года стал стоить двадцать. Это понятно. Хотя на самом деле инфляция так не считается. Я уже говорил о специальном стандарте ЛВФ, в котором мы подсчитываем годовую инфляцию.

Ведущий:

Наша конференция подошла к концу, напомню, что у нас в гостях был Владимир Леонидович Соколин - Руководитель Федеральной службы государственной статистики. Спасибо Вам огромное за то, что нашли возможность к нам приехать.

Читать ГАРАНТ.РУ в и