Новости и аналитика Интервью Реализация приоритетных национальных проектов в Центральном Федеральном округе

Реализация приоритетных национальных проектов в Центральном Федеральном округе



Интернет-конференция
Полномочного представителя Президента Российской Федерации
в Центральном Федеральном округе
Полтавченко Георгия Сергеевича

15 мая 2007 г. в 10:00 мск в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялась интернет-конференция Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе Полтавченко Георгия Сергеевича.

Тема конференции: "Реализация приоритетных национальных проектов в Центральном Федеральном округе".

Интернет-конференция организована компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".

В конференции принимают участие Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе Полтавченко Георгий Сергеевич, директор компании "Гарант" Першеев Дмитрий Викторович.

Ведущий интернет-конференции - Шаманов Евгений Вячеславович (директор по внешним связям компании "Гарант").

Ведущий:

Доброе утро, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория!

Начинаем интернет-конференцию с Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе Полтавченко Георгием Сергеевичем. Добрый день Георгий Сергеевич.

Основными задачами поставленными перед полномочными представителями являются: организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики руководства страны, определяемых Президентом РФ; контроль за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации в округе кадровой политики Президента РФ, а также предоставление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в округе и о состоянии политической, социальной, экономической обстановки в округе.

Достойное жилье, качественное образование, доступное медицинское обслуживание и развитое сельское хозяйство - эти сферы определил Президент РФ как первоочередные для того, чтобы каждодневная жизнь россиян улучшилась. Это значит, что на этих направлениях будут сконцентрированы усилия всех ветвей и уровней власти. Институт полномочного представителя Президента РФ, "как структура, созданная для "обеспечения реализации конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа", и в соответствии с функциями, обозначенными в Указе Президента, обретает реальные очертания одного из звеньев, активно действующих в рамках реализации приоритетных национальных проектов.

В ходе интернет-конференции планируется осветить наметившиеся тенденции и некоторые сложности в реализации приоритетных национальных проектов в Центральном Федеральном округе и роль Полномочного представителя Президента в Центральном Федеральном округе; основные проблемы, связанные с правовым механизмом реализации полномочий полпредов. Также в ходе конференции будут освещены итоги деятельности полпредства, итоги региональных выборов, состояние правовой базы о выборах.

К моменту начала конференции поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Журнал "Регион-центр". Георгий Сергеевич: Добрый день! Какова динамика осуществления национальных проектов в Центральном федеральном округе, может быть, по сравнению с другими федеральными округами. И сбылись ли прогнозы в начале, когда только задумывались эти национальные проекты. И настоящее положение дел. Спасибо.

Полтавченко Г.С.:

Cегодня уже прошло полтора года с момента запуска приоритетных. национальных проектов. В нашем округе эта работа ведется весьма активно. Есть, на мой взгляд, неплохие результаты, особенно связанные с увеличением строительства жилья в округе. Здесь, наверное, наш округ явно является лидером. Я могу назвать следующие цифры: за прошлый год построено 17 миллионов 296 тысяч квадратных метров жилья. Это примерно 30% всего жилья, которое построено в России. И что, на мой взгляд, важно - это то, что нам удалось увеличить строительство жилья, объемов строительства жилья по сравнению с 2005 годом.

Можно говорить сегодня и о том, что повысилась эффективность работы сельского хозяйства, в частности, увеличилось производство мяса, в том числе мяса птицы, увеличилось производство молока в округе.

Но самое главное все-таки в национальных проектах иное. Как вы помните, сама идея национальных проектов заключается в том, чтобы сделать их катализаторами активизации работы по решению наиболее серьезных, насущных проблем, которые стоят сегодня перед государством, поэтому и были выбраны вот эти четыре направления. И суть этой задачи в том, чтобы активизировать работу в первую очередь на местах, в регионах, в муниципалитетах. И мне кажется, что это удалось. В целом за прошлый год в наш округ в рамках четырех национальных проектов было вложено 44 миллиарда рублей. Из них ровно половина - это деньги, которые были найдены в регионах, муниципалитетах, т.е. софинансирование тех работ, которые предусмотрены в рамках национальных проектов. Мне кажется, что это наиболее важный и серьезный момент, потому что удалось добиться того, что проблемы решаются общими усилиями: и Федерацией, и регионами, и муниципалитетами. А это, на мой взгляд, является основным залогом успеха, потому что если в этот процесс вовлечены все заинтересованные стороны, то он реально может двигаться вперед.

Если говорить о других проектах, то, естественно, не надо забывать и о том, что, например, приоритетный национальный проект "Здоровье", позволил повысить заработную плату работников среднего звена, первичного звена, врачей общей практики, медицинских сестер, а это весьма положительно повлияло на социально-политическую обстановку в регионе. Сегодня заработная плата тех врачей, которые участвуют в этом проекте, выросла значительно и составляет порядка 15 тысяч рублей, медицинских сестер - около 7 тысяч рублей. Для Центрального федерального округа это весьма серьезная сумма, если учесть (без Москвы), что средняя заработная плата в округе сегодня колеблется от 7 до 8,5 тысяч рублей.

Ведущий: Спасибо большое, Георгий Сергеевич!. Мы переходим к вопросам от интернет-аудитории. Вопросы самые разные, в том числе острые. Первый из них пришел из Москвы от господина Иванова. Уважаемый Георгий Сергеевич! Постановлением Правительства Москвы от 23 января 2007 г. ? 24-ПП, утверждена среднесрочная программа "Москвичам - доступное жилье". Реализация отдельных положений этой программы приведет к тому, что для всех россиян не соответствующих 10-ти летнему московскому цензу оседлости квартиры в Москве будут продаваться на более дорогих, т.е. дискриминационных условиях. Вопрос: как вы думаете, почему в столице России на уровне государственной политики формируется некое негативное отношение к процессам внутренней миграции? Почему механизмы государственного планирования направлены исключительно на поддержку оседлости, а такой институт любой современной экономики как мобильность трудовых ресурсов воспринимается как негативное явление? Как вы считаете, применение такого рудимента феодальной эпохи, каким является ценз оседлости поможет в реализации национальных проектов в России ХХI века? Иванов В.П. (Москва)

Полтавченко Г.С.:

Вопрос интересный, спасибо за этот вопрос. Я хотел бы отметить, что ежегодно Москва наращиваем объемы жилищного строительства. Кстати, она является лидером не только в нашем округе, но и в стране по строительству жилья. Принят целый комплекс социальных жилищных программ, которые направлены на повышение возможностей жителей Москвы использовать собственные доходы в целях приобретения жилья. В городе осуществляются меры по выполнению задач, которые поставлены в рамках уже именно непосредственно приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам России".

И вместе с тем ряд факторов обуславливает остроту проблемы, в частности проблему дисбаланса спроса и предложений на московском рынке жилой площади, и как следствие естественно рост цен на жилье в городе. Прежде всего, какие причины? Привлекательность жилой недвижимости в Москве в качестве высокодоходного объекта инвестиций, а также рост покупательной способности отдельных групп граждан, в том числе жителей других регионов нашей страны и зарубежья. Кроме того, увеличение разрыва между ценами на жилье и доходами основной массы москвичей стало основной причиной резкого снижения доступности жилья в Москве для его жителей. С июля 2005 г. по январь 2007 г. более чем в два раза снизилась доступность жилья для москвичей. И поэтому программой "Доступное жилье" предусмотрено ввести отдельные меры протекционистской защиты интересов москвичей на городском рынке жилой недвижимости. В частности, предложено в контракт по строительству жилья с согласия инвесторов включать несколько вариантов на выбор обязательств инвесторов на продажу квартир москвичам, которые бы позволили обеспечить возможность для жителей города приобретать жилье в приоритетном порядке, естественно на рыночных условиях, и реализовать этим свое конституционное право на жилище, не ущемляя при этом право других жителей России. Подобные схемы работают во многих странах мира, в том числе, например, в Германии, и никак не препятствуют процессам не только внутренней, но и межгосударственной миграции. И тем более, что все эти меры распространяются в Москве только на типовое жилье эконом-класса, наиболее востребованное у москвичей. Если у приезжих есть желание жить в Москве и соответствующие средства для этого, то они могут абсолютно беспрепятственно покупать жилье соответствующего класса на рыночных условиях, в том числе на вторичном рынке. Это, во-первых. Во-вторых, я думаю, что эта мера временная, она обусловлена именно тем дефицитом, который сегодня существует, и огромным спросом, ликвидностью недвижимости именно в Москве. Общеизвестный факт- есть люди, живущие в Москве или в других регионах нашей страны, имеющие в Москве не одну, не две, а десять и более квартир, которые используются ими для извлечения соответствующего дохода путем реализации этой недвижимости на вторичном рынке. То есть это уже своего рода бизнес, естественно, он мешает в том числе и москвичам получить необходимое жилье для улучшения своих жилищных условий. Вот именно этим и обусловлено в первую очередь принятие правительством Москвы соответствующих протекционистских мер в отношении своих жителей. Я думаю, что это абсолютно нормально и не выходит за рамки ни законодательства, ни рыночных отношений.

Ведущий: Национальный проект 'Доступное и комфортное жилье' наиболее популярен. С разу несколько вопросов зачитаю на эту тему. Вопрос из Твери от Виктора Андреевича. Уважаемый Георгий Сергеевич! Каковы прогнозы по вводу жилья в регионах на 2007-2008 год? Существуют ли регионы с наиболее благоприятными показателями (высокий рост объемов строительства по сравнению с предыдущими годами), с чем это связано? Какие регионы можно назвать отстающими? Еще один вопрос пришел из Курска от Ирины Федоровны. Эффективная система долгосрочного жилищного кредитования в России еще не успела сложиться. Как в рамках реализации проекта "доступное жилье" решается вопрос с ипотечным кредитованием. Вопрос из Владимира от Ильи Николаевича. Уважаемый Георгий Сергеевич! Каковы темпы строительства нового жилья в центральном федеральном округе.

Полтавченко Г.С.:

В прошедший год мы имеем следующие показатели: фактически ввод жилой площади составил 17,3 миллиона квадратных метров, или более 110% к итогам 2005 года. Выдано свидетельств на получение субсидий 7366 молодым семьям, ипотечных кредитов выдано в прошлом году на 25,1 миллиарда рублей. В части предоставления субсидий на приобретения жилья гражданам, перед которыми имеются обязательства у Российской Федерации по обеспечению их жильем, в прошлом году в регионах округа выдано 1314 государственных жилищных сертификатов. В целом по округу идет рост. Он был и в 2005 году, и в 2006, и я уверен, будет и в этом году. Но в ряде регионов произошло снижение объемов ввода жилья, в частности, в Костромской( 78,6%), в Орловской(85%), в Ярославской (94,8%) и в Калужской (90,6 %) областях. Наиболее эффективно работа по увеличению объемов жилищного строительства ведется в Московской области и в городе Москве. Но, тем не менее, проблема ввода жилья и проблема обеспеченности жильем остается достаточно серьезной, поэтому на текущий год запланировано введение порядка 17 миллионов квадратных метров жилья. В Московской области, в частности, более 5 миллионов, в Москве - 4,8 миллиона тысяч квадратных метров жилья. В Белгородской области более миллиона, в Липецкой области - 650 тысяч, в Тамбовской - 464 тысяч и т.д.

По данным "Росстроя" объем инвестиций, которые будут направлены в сферу жилищного строительства к 2010 году составят 504 миллиарда рублей, что даст по сравнению с 2006 годом прирост порядка 66%. Наибольший рост инвестиций будет наблюдаться в Липецкой области - в 3,2 раз, в Орловской - более, чем в 2 раза, в Курской, Владимирской, Тамбовской областях. Надо отметить, что в ряде регионов, которые сегодня лидируют по объемам жилищного строительства, прогнозные данные темпов роста будут снижаться к 2010 году. В тоже время, другие области, в которых сейчас ведется большая подготовительная работа для застройки, будут наоборот наращивать эти темпы роста.

В ряде случаев такое резкое увеличение, или падение в регионах объемов ввода по отдельным видам жилых домов связано в первую очередь с переходом их строительных комплексов на новые типы архитектурно-строительных систем. Если говорить о проблемах, которые сегодня существуют, я хотел бы остановиться на том, что темпы производства стройматериалов сегодня отстают от тех задач, которые поставлены по приоритетному проекту обеспечения доступным и комфортным жильем граждан. В частности, у нас сегодня существуют определенные проблемы по производству цемента. Самое главное - регионы сегодня активно работают по развитию стройиндустрии. В целом ряде регионов начинается строительство новых цементных заводов для того, чтобы обеспечить собственным сырьем свои строительные мощности. Та же работа проводится и по развитию производства других стеновых материалов, в частности, кирпича, мелких ячеистых блоков и других видов местных стеновых материалов, в том числе и из древесины. Наблюдается и развитие производства крупнопанельного жилья, в частности, крупных блоков и секционных блоков.

Если говорить об ипотечном кредитовании, то в прошлом году ипотечных кредитов выдано на сумму более 25 миллиардов рублей, что отрадно отметить - произошло снижение в прошлом году ставки по ипотечным кредитам до 12% годовых. В этом году планируется снижение ставки как минимум до 11%.

В полтора раза будет увеличено количество молодых семей, которым государство предоставит возможность получения субсидий. Их число составит 11 тысяч. И более чем в 2 раза увеличится число выданных государством жилищных сертификатов. Основными мероприятиями по дальнейшему развитию ипотечного кредитования видятся следующие: развитие унифицированной системы финансирования ипотечных жилищных кредитов, включая агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Государственные гарантии Российской Федерации будут представлены этому агентству в размере 30 миллиардов рублей. В течение 2 лет, в частности, на 2007 год, будет предоставлено 16 миллиардов рублей. А также увеличится уставный капитал агентства на 4,5 миллиарда рублей в 2007 году.

Также предусматривается реализация комплекса мер по формированию инфраструктуры ипотечного жилищного кредитования и рынка ипотечных ценных бумаг, включая развитие нормативно-правовой базы. Необходимо отметить, что у нас неравномерно сегодня идет работа в целом по реализации национального жилищного проекта, и в частности, по объемам жилищного строительства и получением населением ипотечных кредитов. Главная причина заключается в том, что в некоторых регионах в течение последние 8 лет росли более быстрыми темпами доходы населения, и это позволило обеспечить достойную зарплату гражданам, достаточную для того, чтобы они могли сами участвовать в ипотечных схемах кредитования, а также в прямом приобретении жилья. В других регионах финансовые возможности у населения недостаточные. Я думаю, что с принятием закона ?191 "Об основах местного самоуправления" наиболее действенные рычаги в плане воздействия на процесс возведения жилья на соответствующих территориях получили сегодня руководители муниципальных образований. И теперь совместно с региональными лидерами, с руководством регионов они также эту работу будут продолжать. Но главное, на мой взгляд, заключается в том, что в целом сегодня идет экономический рост всего округа. В том числе и тех регионов, которые считались традиционно депрессивными, а значит, сегодня есть реальная возможность решать данные проблемы в целом по ЦФО.

Ведущий: Мы переходим к следующему блоку вопросов, посвященных национальному проекту "Развитие агропромышленного комплекса" АПК. Первый вопрос из Москвы от Николая Сергеевича: Уважаемый Георгий Сергеевич, расскажите, как обстоят дела в Центральном федеральном округе по созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Полтавченко Г.С.:

Спасибо, Николай Сергеевич, за вопрос. Тема работы потребительских кооперативов не нова и родилась в нашем округе не с началом работы по приоритетным национальным проектам. Она начиналась гораздо раньше. В ряде регионов, например в Орловской и Владимирской областях, были приняты региональные законы, направленные на стимулирование кредитной кооперации, еще до 2005 года. В Воронежской области, в частности в 2003 году, была утверждена целевая программа по поддержке кооперации, в Белгородской области с 2001 года ведется организационная работа по развитию сельских кооперативов. Естественно, национальный проект в области развития агропромышленного комплекса стал стимулятором к развитию кооперативного движения на территории округа. В прошлом году в рамках реализации национального проекта в нашем округе было создано 402 сельскохозяйственных потребительских кооператива, в том числе 133 кредитных кооператива. План, который был дан на 2006 год, даже перевыполнен. Вообще, работа в данном направлении у нас ведется достаточно серьезно. И мы понимаем, что ни в коем случае нельзя торопиться с решением вопросов, надо подходить обдуманно, без суеты, потому что жизнь вносит определенные коррективы. Очень многое зависит от работы, которая проводится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления. Но главное здесь - это инициатива самих сельских жителей, которые постепенно осознают выгоду от функционирования и внедрения кооперации. И к тому же в настоящее время при широком использовании инструментов рыночного регулирования, когда мы идем и ориентируемся на сигналы рынка, кредитные кооперативы все более превращаются в такие удобные микрофинансовые институты для предоставления денежных средств малому предпринимательству на селе. На этот год у нас запланировано создание 324 сельскохозяйственных потребительских кооперативов всех видов. И больше всего предполагается создать кредитных кооперативов - 140. А по состоянию на начало апреля этого года, у нас уже создано 94 кооператива, в том числе 41 кредитный, 42 снабженческо-сбытовых и 11 перерабатывающих. Таким образом, на 30% плановое задание, которое мы перед собой ставили на этот год, я думаю, уже выполнено. Это говорит о том, что темпы весьма не плохие. Есть, конечно, сложности в развитии сельхозпотребительской кооперации, например отсутствие до сих пор федерального законодательства о сельскохозяйственной кредитной кооперации. Это привело к тому, что кредитование потребительских кооперативов затрудняется в связи с отсутствием отчетности о финансовом состоянии данных субъектов хозяйственной деятельности. На 1 апреля этого года, в 13 из 18 регионов округа приняты областные целевые программы развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в рамках реализации соответствующего национального проекта. И на основании областных программ сегодня принимаются муниципальные программы. Это тоже очень серьезная и интересная работа. И надеюсь, что мы в текущем году ее закончим, чтобы действительно создать максимальные условия для развития сельскохозяйственной кооперации.

Ведущий: Интерес к интернет-конференции, естественно, большой в Центральном федеральном округе, но есть вопросы и из других округов. В частности, вопрос из Казани от Анны Владимировны: Уважаемый Георгий Сергеевич! Я слышала, что в целях реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" администрация субъекта Российской Федерации (за счет средств соответствующего бюджета) планирует в 2007 году оказывать гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, государственную поддержку в форме субсидий на частичное возмещение затрат по уплате процентов по кредитам и займам и субсидий на частичное возмещение затрат по производству животноводческой продукции. Хотелось бы подробнее узнать о схеме данной поддержки. Как будут проверяться выделенные деньги?

Полтавченко Г.С.:

В принципе, схема достаточно простая. Она заключается в том, что действительно предусмотрено субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным крестьянскими, фермерскими, личными подсобными хозяйствами в коммерческих банках. Выделены средства из федерального бюджета и из региональных бюджетов, и эти средства предоставляются заемщикам в следующем порядке: 95% ставки рефинансирования Банка России идет за счет средств федерального бюджета и 5% ставки - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Таким образом, получается, что проценты по кредиту гасятся из соответствующих бюджетов федерального и регионального уровней. И фермеры либо владельцы частных подсобных хозяйств таким образом получают беспроцентный кредит. Контроль, естественно, за целевым использованием этих средств осуществляется на всех уровнях, начиная с КРУ Минфина и заканчивая соответствующими контролирующими органами субъектов Российской Федерации.

Хотелось бы добавить следующее: как вам известно, с 1993 года из федерального бюджета субъектам Российской Федерации переданы соответствующие бюджеты средств на выплату субсидий на производство сельхозпродукции. И органы управления на местах вправе определять перечень субсидирования продукции исходя из возможностей своего бюджета и первостепенного значения продукции в регионе, а также порядок предоставления указанных субсидий. Это связано с тем, что, естественно, в первую очередь должно стимулироваться производство тех продуктов, которые необходимы тому или иному региону, тому или иному муниципалитету. Вот, наверное, главная проблема, которая может возникать при получении соответствующих субсидий на погашение процентной ставки по кредитам. Каких-либо других ограничений просто не существует. И я могу сказать, что буквально на протяжении последних полутора лет в округе наблюдается такая тенденция к нарастанию обращения населения и фермеров за соответствующими субсидиями для погашения ставок по кредитам, которые берутся в коммерческих банках. То есть процесс этот весьма интересный и позитивный, на мой взгляд.

Ведущий: И в завершение темы развития агропромышленного комплекса вопрос от Елены Дмитриевны из Москвы: Уважаемый Георгий Сергеевич! Как вы оцениваете эффективность реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" с учетом продолжения его реализации до 2010 года?

Полтавченко Г.С.:

По итогам прошлого года, видны реальные, позитивные результаты, которые выражаются в следующих цифрах: производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий и по округу возросло на 4,8% по сравнению с 2005 годом; производство молока также увеличилось, хотя не намного, но, тем не менее, где-то порядка на 1% по сравнению с 2005 годом; продуктивность коров возросла во всех субъектах Российской Федерации, и по сравнению с уровнем 2005 года она увеличилась почти на 9%. В текущем году темпы роста продуктивности коров самые высокие за последние годы. Этот показатель во многих регионах превышает ранее достигнутый максимальный уровень.

Сегодня весьма активно идет развитие и соответствующих предприятий по производству крупного рогатого скота, мяса свинины, мяса птицы, яйца и так далее. Но есть очень серьезные проблемы, которые связаны с тем, что проект развития агропромышленного комплекса не предусматривает выделение кредитов, например на строительство и создание убойных, разделочных, утилизационных производств, которые весьма долго окупаются. И дефицит в округе подобных производств приводит к тому, что большинство окружных структур, которые занимаются животноводством, в первую очередь активно увеличивая поголовье стада, в то же время не могут обеспечить и предложить торговлю. Например, предлагают в основном охлажденное мясо, либо живых животных на убой, либо так называемые полутуши. Эта проблема, над которой надо еще работать. Возможно, ее нужно решать либо путем введения каких-то дополнений в сам национальный проект, либо за счет активизации решения этих проблем на региональном уровне, либо путем выделения каких-то специальных подпрограмм под создание перерабатывающих производств и производств первичной обработки. 1195 участников проекта в округе получили кредитные ресурсы в объеме почти 60 миллиардов рублей на строительство, модернизацию и реконструкцию животноводческих комплексов. По линии "Росагролизинга" в прошлом году было поставлено более 50 тысяч голов племенного скота, оборудования для модернизации и создания свыше 70 тысяч скотомест. Эта работа продолжается весьма серьезно.

Если говорить о кредитах, то за прошлый год в личное подсобное хозяйство и фермерские хозяйства привлечено кредитных ресурсов на сумму почти 41 миллиард рублей. В том числе Россельхозбанк выдал более 27 миллиардов рублей. По России создано 2134 кооператива, из них 777 - кредитных. В прошлом году было построено 713 тысяч кв. м жилья для 13 475 молодых специалистов на селе, в том числе жилье получили 2750 семей, которые состоят из двух специалистов. Эта работа, естественно, будет продолжаться, а выделенные уже средства - тоже неплохой результат. Ведущий: Спасибо.

Ведущий: Мы переходим к следующему блоку вопросов, которые связаны с национальным проектом "Здоровье". Проект, который вызвал наибольшие сложности, в том числе в части лекарственного обеспечения населения, с которым сопряжены определенные скандалы и отставки. Первый вопрос из Москвы от Владимира: Уважаемый Георгий Сергеевич! В ходе реализации национального проекта "Здоровье" перед здравоохранением встало множество неучтенных задач. Самая насущная из них - предоставление отчетности. В данном проекте задействовано множество министерств и ведомств, которые принимают непосредственное и активное участие в реализации проекта. Самым главным участником, кто финансирует и осуществляет поставки оборудования и диагностических средств в субъекты, является федеральный бюджет в лице Министерства здравоохранения и социального развития. Уточните, по какой схеме решаются вопросы взаимодействия и предоставления отчетности?

Полтавченко Г.С.:

Я хотел бы сразу сказать, что в отчетном году была разработана и внедрена типовая инструкция о порядке составления и предоставления отчетности при реализации приоритетных проектов, которая одобрена Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации национальных проектов. В соответствии с данной инструкцией все федеральные органы исполнительной власти, которые организуют реализацию приоритетных проектов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления составляют и предоставляют в установленном порядке в соответствующие вышестоящие органы исполнительной власти годовую, полугодовую, квартальную, месячную и недельную отчетность о реализации национальных проектов. В состав отчетности включен целый ряд форм документов, которые являются типовыми и унифицированными. Например, "Сведения о параметрах и выполнении сетевого графика реализации приоритетного национального проекта в Российской Федерации в конкретном субъекте Российской Федерации". Этой инструкцией определены порядок составления форм отчетности и сроки их предоставления по каждому приоритетному национальному проекту, в том числе и в сфере здравоохранения, то есть национальный проект "Здоровье". Эта инструкция направлена во все субъекты Российской Федерации для организации мониторинга приоритетных национальных проектов и контроля за их выполнением на региональном и муниципальном уровне. В принципе, сегодня прохождение информации с точки зрения ее своевременности и полноты не вызывает серьезных сомнений.

Ведущий: Вопрос из Москвы, от Натальи. Уважаемый Георгий Сергеевич! Существуют документы, принятые на федеральном уровне, регулирующие национальный проект "Здоровье". Однако органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований издали нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы местного значения, специфичные для каждой территории. Учитывая, что проект "Здоровье" является федеральной целевой программой, приоритетными являются документы федерального уровня власти. Расскажите, существуют ли пробелы нормативно-правового регулирования процесса реализации национального проекта "Здоровье".

Полтавченко Г.С.:

Уважаемая Наталья! Вы правильно отметили, что национальный проект "Здоровье" носит общенациональный характер и основывается на существующем разделении полномочий между федеральной и региональной властью, местным самоуправлением. Кроме того, целевое привлечение средств из федерального бюджета на мероприятия проекта предполагает софинансирование из соответствующих консолидированных бюджетов регионов. В целом объем финансирования в мероприятия проекта "Здоровье" по округу составил более 19 миллиардов рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - более 14 миллиардов. В то же время из консолидированных бюджетов было выделено более 5 миллиардов рублей. Освоение этих средств - будь то повышение зарплаты труда медиков или ввод в эксплуатацию нового оборудования - естественно, невозможен без принятия нормативных актов на региональном и местном уровне. И благодаря вниманию, которое уделяется проектам всеми без исключения участниками, и в первую очередь населением, принятие нормативно-правовой базы происходит в предельно сжатые сроки. И естественно, эти сроки контролируются соответствующими планами, графиками реализации мероприятий по проекту. Этот процесс находится на контроле и в Правительстве Российской Федерации, и в Администрации Президента, в том числе и в нашем аппарате. Меры, которые принимаются на федеральном уровне по реализации этого проекта, ведут к унификации уровня услуг, оказываемых населению, а также к выравниванию положения медицинских работников независимо от территории проживания. Естественно, это позволяет где-то унифицировать и законодательство (как региональное, так и местное) в различных областях Центрального федерального округа.

Но, тем не менее, есть ряд вопросов, которые касаются не отдельных регионов, а в целом всех задействованных в реализации данного проекта. В частности, до сих пор не решена проблема, связанная с исчислением и оплатой отпусков отдельным категориям медицинских работников, которые участвуют в реализации национального проекта. С 1 января 2006 года отдельным работникам учреждения здравоохранения муниципальных образований, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь, а при их отсутствии соответствующим учреждениям здравоохранения субъектов Российской Федерации установлены денежные выплаты: 10 тысяч рублей в месяц - врачу-терапевту, участковому врачу-педиатру, участковому врачу общей практики, семейному врачу и 5 тысяч рублей в месяц - медицинским сестрам указанных категорий врачей. Эти средства передаются в виде субвенций из Федерального фонда обязательного медицинского страхования в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования и не включают в себя средства для учета этих выплат при оплате отпусков указанным выше медицинским работникам. И здесь существует, к сожалению, два мнения: Минздравсоцразвития считает, что указанные денежные выплаты относятся к заработной плате и в этой связи должны учитываться при расчете средней заработной платы медицинских работников, а Минфин разъясняет субъектам Российской Федерации, что денежные выплаты отдельным медицинским работникам не относятся к заработной плате, поэтому не должны учитываться при расчете средней заработной платы медицинских работников. И в этой связи, по сообщению из регионов, указанные выплаты не учитываются при исчислении средней заработной платы, и возникает ситуация, которая вызывает определенную социальную напряженность. В ряде регионов эти вопросы решаются на региональном уровне, хотя необходимо этот вопрос однозначно решить на уровне федеральном.

Есть еще ряд моментов, которые также требуют доработки, в том числе моменты, связанные, например, с подготовкой помещений для приема той медицинской техники, которая сегодня направляется в регионы и в муниципалитеты в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье". Что я имею в виду? В ряде нормативных документов предусматривается проведение соответствующих конкурсов на производство работ, в том числе ремонтных работ под помещение, предусмотренное для размещения соответствующей медицинской техники. Но бывает так, что сумма, которую необходимо затратить на тот или иной ремонт, настолько мала, что очень сложно провести данный конкурс. Мы ставили этот вопрос в прошлом году, и на сегодняшний день, можно сказать, он практически решен. Там, где сумма незначительна, вопрос будет решаться не на конкурсной основе, а в рабочем порядке, чтобы как можно быстрее и эффективнее провести соответствующие ремонтные работы для подготовки оборудования. В целом же, на мой взгляд, та работа, которая сегодня проводится и в регионах, и в муниципалитетах по формированию соответствующей нормативно-правовой базы, идет достаточно активно и каких-то опасений в том, что мы что-то не успеем решить, нет.

Конечно, в процессе реализации проекта возникают какие-то новые вопросы, требующие соответствующей реакции. Нужна постоянная работа в области нормотворчества, чтобы своевременно вносить коррективы по всем возникающим проблемам.

Ведущий: Следующий национальный проект, о котором хочется поговорить, - это проект "Образование". Поскольку общие итоги вы уже озвучили, буквально несколько вопросов, которые возникают у тех, кто работает в системе образования. Вопрос из Брянской области от Петровской Олеси Михайловны: В течение какого времени будут действовать приоритетные национальные проекты? Это три-четыре-пять-семь лет? В течение которого времени школы будут получать гранты? Ведь через пару лет смысл конкурса лучших общеобразовательных учреждений будет утерян. Лучшие получат за год-два-три, а потом что получится? И лучшим и не лучшим. Самые лучшие прошли в первой волне, и им теперь три года нельзя участвовать в конкурсе. Как вы прокомментируете такую ситуацию?

Полтавченко Г.С.:

Спасибо, Олеся Михайловна, за вопрос. Хочу напомнить, что приоритетные национальные проекты это не что-то абсолютно новое и отдельное. Приоритетные национальные проекты во всех сферах, в том числе и в образовании, призваны к главному - активизировать работу по решению тех проблем, которые наиболее остро сегодня стоят, работу на всех уровнях, начиная с федерального центра и завершая муниципалитетами. Причем главная задача - это повышение качества жизни граждан, которые проживают в нашей стране на конкретных территориях. И те средства, которые выделяются сегодня из федерального бюджета, будут еще поступать как минимум до 2010 года. Но главное, хочу подчеркнуть, эти средства дополнительные. Основные средства выделяются по соответствующим программам, которые есть в каждом регионе, в том числе программы есть и общероссийские. И то, что сегодня вкладывается, в частности, в образование, как раз и будет способствовать тому, чтобы провести соответствующую перестройку системы образования, выделить наиболее перспективные, будем так говорить, прорывные направления развития этой отрасли. И дальше идти вперед уже не только в рамках национального проекта, а в рамках конкретной программы - многолетней, рассчитанной, может быть, ни на один десяток лет, программы развития того или иного направления, в том числе образования. Если говорить конкретно, то в 2007 году только в нашем округе планируется выделение субсидий на внедрение инновационных образовательных программ на сумму 622 миллиона рублей. Это означает, что в этом году 622 школы нашего округа имеют возможность получить соответствующие субсидии. Что касается участия школ в конкурсе на получение грантов, то вы справедливо указали на ограничения, которые существуют при распределении бюджетных средств на конкурсной основе между школами. Меры по модернизации образования предусмотрены в более широком масштабе. В марте этого года средства федерального бюджета были распределены между регионами, которые показали готовность к осуществлению комплексной программы модернизации образования. Под комплексными мерами подразумевается, во-первых, изменение самой системы оплаты труда учителей с целью придать ей большую гибкость, сделать более зависимой от реальной нагрузки и качества работы и, в конце концов, значительно ее повысить. Во-вторых, предусмотрены меры по повышению качества образовательного процесса, его информатизация, оптимизация сети образовательных учреждений, их финансирование по нормативно-подушевому принципу, усиление роли родителей и общественности в управлении делами школы. Средства на эти цели также распределялись строго на конкурсной основе. Деньги пока выделены 21 региону по стране, в том числе шести регионам Центрального федерального округа. И в списке победивших регионов вы можете увидеть, что там есть и более благополучные, и менее благополучные в материальном отношении, то есть главное для победы в конкурсе было доказать свою готовность к реальным изменениям в такой достаточно консервативной сфере, как образование. В целом шести регионам нашего округа выделено более 1 миллиарда рублей. Эти средства будут направляться в победившие регионы каждый год в течение трех лет, при условии, конечно, что каждый регион в ходе проверок будет подтверждать свое движение по пути школьной реформы. И конкурс на этом не закрыт, это только первый этап. Следующий этап начнется уже осенью этого года, он позволит и другим регионам подключиться к реформе. Приоритетный национальный проект сыграл свою роль для привлечения внимания властей общества к этой проблеме, открывая дорогу для проведения реальных реформ, более глубоких, широкомасштабных, чем сам проект, именно в рамках тех программ, о которых я уже говорил.

Ведущий: Уважаемый Георгий Сергеевич, скажите, пожалуйста, планируется ли в будущем осуществлять доплату классным кураторам профессионально-технических училищ, осуществляющим функции классного руководителя в производственных училищах. Ведь они занимаются тем же, чем и классные руководители в школах. Особенно если вспомнить, что в производственных училищах обучаются ребята с 9-го класса. И контингент их достаточно разнообразен, а работа с ними требует очень больших усилий и всестороннего воспитательного воздействия. Петровская Олеся Михайловна (г. Почеп, Брянская область).

Полтавченко Г.С.:

Очень интересный вопрос, потому что оказались несправедливо забыты преподаватели производственных училищ. Нам необходимо повышать престиж преподавателя труда в начальном и среднем профессиональном образовании. С учетом того, что эта ступень образования понесла значительные потери в годы так называемого переходного периода, когда многие учреждения закрывались, многие училища, к сожалению, потеряли материальную базу. Из профессиональных училищ уходили преподавательские кадры, хорошие специалисты. Естественно, это не только подорвало уровень профессионального образования, но и здорово сказалось на рынке труда. Сегодня профессионалов среднего звена, квалифицированных рабочих очень не хватает в нашей экономике, которая весьма бурно развивается, во всяком случае в Центральном федеральном округе. В первую очередь, это обрабатывающая, высокотехнологичная промышленность. Я, со своей стороны, с самого начала работы по национальным проектам, в частности по национальному проекту "Образование", докладывал свои предложения руководству страны, Администрации Президента и Правительству. Были направлены соответствующие предложения именно о необходимости конкретной поддержки преподавателей начального и среднего профессионального образования. С этого года выбрана форма укрепления лучших профессиональных училищ путем создания на их базе так называемых ресурсных центров. В настоящее время завершается конкурс среди учреждений начального и среднего профессионального образования, в результате которого определилось около 60 победителей. На условиях софинансирования с федеральным и региональным бюджетом, а также со стороны бизнеса в эти центры будут инвестированы значительные средства по масштабам для данной отрасли, примерно 60 миллионов рублей. Все это, конечно, позволит поэтапно, начиная с лидеров, с тех, кто сегодня победил, коренным образом изменить качество и престиж профессионального образования, условия труда и оплату труда преподавателей этих учебных заведений.

Ведущий: Следующий вопрос касается дошкольного образования. Пришел он из Иваново: Добрый день, глубокоуважаемый Георгий Сергеевич! К вам обращаются из города Иваново. Моя внучка с большим нетерпением ждет уже скорого рождения младшего братика "путинского призыва", а также место в детском садике. С последним, к сожалению, в нашем городе, как и в России в целом, существуют определенные проблемы. На исходе минувшего декабря глава города Иваново Александр Германович Фомин отметил, что на сегодняшний день реальной проблемой является нехватка мест в детских садах города Иваново. Введение детского сада в Авдотьине, отметил он, ситуацию не спасло. В 2007 году должно начаться строительство второй очереди этого детского сада, еще два садика планируется возвести в строящемся микрорайоне "Московский" плюс для такой же комплексной застройки предлагается земельный участок в Суховке площадью 13,6 га (который в ближайшее время будет выставлен на аукцион). Но эти проекты рассчитаны на перспективу... В больших и малых городах Центрального федерального округа тысячи и тысячи малышей уже сегодня ждут годами мест в дошкольных учреждениях. Тот энтузиазм, с которым тысячи молодых супружеских российских пар, разделив озабоченность главы государства, взялись за исправление демографической ситуации в стране, радует и вселяет надежды на великое будущее России. Одно печалит: не остались бы уже родившиеся и рождающиеся крохи обделенными местами в дошкольных учреждениях при грядущем демографическом взрыве в Центральном федеральном округе, да и в России в целом. Летом прошлого года первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев на селекторном совещании с руководством Уральского федерального округа особо подчеркнул, что "без сохранения и развития сети дошкольных учреждений никакие демографические программы результата не принесут". По его словам, "развитие дошкольных учреждений является приоритетом работы по национальным проектам на местах". С этим нельзя не согласиться. Но ясно и то, что нынешнюю обостряющуюся проблему дефицита мест в дошкольных учреждениях страны не удастся решить без заинтересованной опережающей помощи федеральных властей, без помощи федерального бюджета областям, краям и республикам на условиях софинансирования. Президент России Владимир Путин в начале апреля 2007 года дал ряд конкретных поручений по итогам заседания Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, состоявшегося 7 марта 2007 года. Одно из них предлагает предусмотреть разработку мероприятий, направленных на развитие системы дошкольного воспитания и образования, включая компенсацию внесенной родителями платы за воспитание и образование детей в негосударственных образовательных учреждениях. В связи с изложенным хотелось бы знать, что уже сегодня конкретно делается в регионах Центрального федерального округа для решения поставленных главой государства задач по развитию системы дошкольного воспитания и образования и как скоро будет решена проблема устройства нашей любимой внучки в детский садик. С искренним почтением, Седых Алексей Алексеевич (Иваново).

Полтавченко Г.С.:

Алексей Алексеевич, спасибо за вопрос. Это действительно острая проблема: дефицит мест, низкие заработные платы сотрудников, отток кадров, стареющая материальная база, безопасность воспитанников и помещения детских садиков. В настоящее время на рассмотрении Правительства Российской Федерации находится целый комплекс мер, который разработан рядом заинтересованных министерств и ведомств. В ближайшее время он будет непросто рассмотрен, а будет выработано соответствующее решение, программа, которая начнет действовать. Она предусматривает выполнение конкретных действий по двум направлениям. Во-первых, обеспечение доступности дошкольных учреждений и, во-вторых, повышение качества школьного и дошкольного воспитания и образования. Программа предусматривает в том числе и строительство новых дошкольных учреждений, и использование внутренних резервов. Это позволит существенно улучшить ситуацию по данной проблеме. Соответствующие меры уже принимаются. Например, в соответствии с постановлением Правительства от 30.12.2006 года N 1846 серьезно вырос размер субсидий РФ на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В Ивановской области, естественно, тоже действует эта норма. В планах руководства правительства Ивановской области стоит строительство новых детских дошкольных учреждений, в частности и в г. Иваново. Эта проблема будет решаться со временем. Действительно общая для страны проблема, и не только для отдаленных регионов. Даже в Москве этот вопрос стоит настолько остро, что правительством Москвы принята отдельная программа строительства детских дошкольных учреждений, которая предусматривает в самое ближайшее время возведение сотен детских садов на территории Москвы.

Ведущий: И в завершение буквально один-два вопроса про использование информационных технологий. Вопрос от Ольги Николаевны из Орла: Уважаемый Георгий Сергеевич! Какие существуют насущные правовые проблемы использования информационных технологий при реализации положений административной реформы и реализации приоритетных национальных проектов в регионах РФ?

Полтавченко Г.С.:

Уважаемая Ольга Николаевна! К насущным проблемам можно отнести проблемы юридической значимости электронного взаимодействия. Понятие "юридическая значимость" предусматривает наличие у информационных потоков (электронных документов) такого свойства, как доказательность. При возникновении спорных или конфликтных ситуаций данный документ является основой для проведения внутреннего расследования, а при необходимости и привлечения третьей стороны, например суда. Понятие "юридическая значимость" тесно связано с понятием "электронная цифровая подпись" либо с более широким понятием - "инфраструктура открытых ключей", в рамках которой электронные цифровые подписи создаются, подтверждаются, а при необходимости и отзываются из оборота. Составным элементом "инфраструктуры открытых ключей" является так называемый Удостоверяющий центр - организационная структура, которая осуществляет деятельность по управлению сертификатами ключей и поддержки их использования в различных подсистемах среды электронного документооборота. Сдерживающими факторами являются следующие: отсутствие в сети общедоступных удостоверяющих центров, "дискретность" юридически значимого электронного пространства, создаваемого различными удостоверяющими центрами, так как договоры о взаимном признании электронной цифровой подписи различными центрами на сегодняшний момент еще недостаточно распространены, и проблема организации надежного и долговременного хранения электронных документов. Она связана с тем, что электронная цифровая подпись выдается на какой-то определенный срок. Еще одной проблемой является отсутствие адекватной нормативной правовой базы в области ведения учета в электронной форме, которая бы регламентировала совместимость информационных систем на межведомственном, межрегиональном и федеральном уровне. То есть достаточно много проблем, которые необходимо решать. Но самое главное - эти проблемы всем очевидны и вырабатываются подходы для их решения.

Ведущий:

Мне остается, Георгий Сергеевич поблагодарить вас от лица всех присутствующих, от лица компании "Гарант" и от лица многомиллионной интернет-аудитории за то, что вы нашли возможность к нам приехать и ответить на вопросы. А также поблагодарить за ту работу, которая ведется в Центральном федеральном округе по реализации приоритетных национальных проектов. Спасибо вам большое.

Полтавченко Г.С.:

Я тоже хотел бы всех поблагодарить. Большое спасибо. Достаточно трудно было отвечать на вопросы, так как они все весьма глубокие. Мы не первый раз встречаемся в данной аудитории, и что мне сегодня понравилось - то, что люди, задавшие эти вопросы, очень серьезно вникают в проблемы, которые стоят перед государством и решаются государством. А раз людей волнуют эти проблемы, раз они неравнодушны к ним, значит, есть уверенность в том, что этот контроль и этот интерес будут способствовать тому, что жители Центрального федерального округа будут активно участвовать во всех обсуждаемых проектах. А значит, и нам будет легче их реализовать с тем качеством и с тем результатом, к которому мы стремимся. Поэтому еще раз всем огромное спасибо за вопросы. Я желаю всего-всего самого доброго.

Читать ГАРАНТ.РУ в и