Новости и аналитика Интервью Правовые основы деятельности Федерального агентства геодезии и картографии

Правовые основы деятельности Федерального агентства геодезии и картографии



Интернет-конференция
Руководителя Федерального агентства
геодезии и картографии
Бородко Александра Викторовича

 

17 декабря 2008 года в 11.00 часов в Центре Информационных технологий компании "Гарант" началась интернет-конференция Руководителя Федерального агентства геодезии и картографии Бородко Александра Викторовича.

Тема конференции: "Правовые основы деятельности Федерального агентства геодезии и картографии".

Интернет-конференция организована компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".

Ведущий интернет-конференции - Карпунина Наталья Ивановна ( Компания "Гарант").

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить сегодняшнего гостя - это Бородко Александр Викторович - Руководитель Федерального агентства геодезии и картографии.

Уважаемый Александр Викторович, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время прийти сегодня на нашу интернет-конференцию.

Государственная геодезическая служба образована Декретом Совета Народных Комиссаров, принятым 15 марта 1919 г. на заседании Совнаркома.

За период с 1919 г. по настоящее время проделана грандиозная работа по картографированию территории страны, обеспечению топографическими, тематическими, специальными картами и атласами. На территории страны создана высокоточная геодезическая сеть в единой системе координат, состоящая примерно из 370 тыс. пунктов, размещенных равномерно по всей стране.

После распада СССР правопреемником Главного управления геодезии и картографии стало Федеральное агентство геодезии и картографии России (Роскартография), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные исполнительные, контрольные, разрешительные и надзорные функции при производстве геодезических, астрономо-геодезических, гравиметрических, топографических, топографо-геодезических в составе маркшейдерских работ и инженерных изысканий, аэрокосмосъемочных, картографических, картоиздательских и кадастровых работ, создании цифровых, электронных карт и геоинформационных систем.

Вопросы в области геодезии и картографии подробно регламентируются следующими Федеральными законами: "О геодезии и картографии", "О наименованиях географических объектов" и другими правовыми актами.

В ходе интернет-конференции планируется обсудить, с какими правовыми проблемами в своей деятельности сталкивается Федеральное агентство геодезии и картографии, какие первоочередные задачи стоят перед Федеральным агентством геодезии и картографии в настоящее время, способствует ли действующая нормативно-правовая база эффективной реализации государственной политики в области геодезии и картографии. На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-конференции ответит Руководитель Федерального агентства геодезии и картографии Бородко Александр Викторович.

К моменту начала конференции поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

 

 

Ведущая: Мы разбили вопросы по блокам. Первый блок вопросов у нас касается основных направлений деятельности Федерального агентства геодезии и картографии. Первый вопрос этого блок задает Татьяна Ивановна из Москвы. Как Вы оцениваете деятельность Федерального агентства геодезии и картографии в 2008 году? Каковы основные достижения за этот год, есть ли что-то, что пока не удалось сделать?

Бородко А. В.:

Спасибо, Наталья. Вначале разрешите поблагодарить компанию "Гарант" за предоставившуюся возможность выступить перед перед столь большой аудиторией и рассказать о проблемах, которые стоят перед Роскартографией. В общем-то первый вопрос, как вы оцениваете деятельность? Конечно, я как руководитель не могу оценивать ее, это будет тенденциозно. Оценивать деятельность Роскартографии вы, конечно же, должны. Но, тем не менее хочу сказать несколько слов о тех основных задачах и проблемах, которые были решены в 2008 году. В общем-то год 2008 год складывался достаточно успешно для Роскартографии. Нам удалось выполнить буквально все те задачи, которые мы ставили в начале года. Мы завершили создание цифровой открытой топографической карты одна сто тысячная, эта карта сейчас распространяется по Министерствам, ведомствам, ее могут приобретать и обыкновенные жители. Мы открыли 80 городов, это столиц в основном крупных городов. Там созданы карты городов, мало того, что карты городов, но и созданы еще навигационные карты этих городов. Это хорошая помощь будет для нашего бизнеса, для того, чтобы развивать систему "Глонас". Оцифровали 25000 листов. Мы завершили в этом году создание национального атласа России, выпустили третий том и сейчас в печати находится четвертый том. Этим годом мы завершаем многолетний труд картографов, не только картографов, но и специалистов различных отраслей, различных министерств, ведомств по созданию национального атласа России. Этот атлас является национальным, информационным ресурсом. В нем создан очень большой объем информации самой различной, это и население, история, культура, география, природа, транспорт, связь, буквально вся экономическая, социальная деятельность, историческая помещены в этом атласе. Завершили строительство новой Омской картографической фабрики, которая рассчитана на 250 миллионов тиражных оттисков в год. И вплотную подошли к созданию и развитию инфраструктуры пространственных данных.. В этом году мы очень много завершили работ и уже можно будет со следующего года начинать работы по формированию инфраструктуры пространственных данных. Это будущее геодезии и картографии, это будущее всей информационной составляющей государства, да и не только государства.

 

Ведущая: Следующий вопрос у нас задает Петр Старилов из Москвы. Каковы основные направления деятельности, которые поставлены перед Роскартографией на 2009-2010 годы?

Бородко А. В.:

Этих направлений несколько. Но основное направление деятельности – это: мы должны в следующем году и до 2010 года обеспечить систему ГЛОНАСС хорошим картографическим материалом и создать хорошее геодезическое обеспечение. Вы знаете, что без картографического обеспечения коммерческое использование системы ГЛОНАСС, невозможно. Чтобы эта система вошла полноценной жизнью, так как вошла система GPS для страны, необходимо, конечно же, потрудиться и создать составляющие. И одной из составляющих является геодезия и картография. Особенно картография. Поэтому нам необходимо зацифровать всю территорию страны в более крупных масштабах: 50, 25 тысяч, создать 350 планов городов открытых для того, чтобы бизнес мог эти материалы приспособить для нас с вами. Мы должны уже в следующем году, довести всю ту информацию, которую мы создаем до нас с вами. То есть карты, которые у нас находятся, они должны приносить пользу в повседневной деятельности, как у различных государственных учреждений, так и обыкновенных граждан. Вот, в общем-то, это основные направления деятельности Роскартографии на 2009-2011 годы.

 

Ведущая: Уважаемый Александр Викторович, 9 декабря в прессе появилась информация о грядущем слиянии (в течение 2 лет) Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии. Каково Ваше мнение? Сможет ли, на Ваш взгляд, вновь образованное ведомство оправдать возложенные на него надежды и суметь эффективно совмещать все, возложенные на нее функции? Целесообразно ли это слияние, и не повлечет ли оно совершенно обратных последствий?

Бородко А. В.:

Знаете, еще 300 лет назад один из выдающихся российских экономистов сказал, что всякие преобразования должны идти во благо государства, во благо его народа. Поэтому, если идет такая реорганизация, она должна в первую очередь принести нам с вами благо. От слияния этих трех ведомств, не знаю, что получится. Но если Росрегистрация и Роснедвижимость, у них есть еще общее что-то между собой. И это правильно, в принципе, слить Росрегистрацию и Роснедвижимость, чтобы не было этих 7 кругов ада, когда вы приходите земельный участок регистрировать в одном месте, недвижимость в другом месте регистрируете. И там документы одни и те же самые. Это и деньги, и нервы, и время. То Роскартография как-то стоит в стороне. И если прочитать те документы, которые готовятся по слиянию, то там идет Росрегистрация и Роснедвижимость, и вдруг откуда-то появляется Роскартография. Стоит ли это все делать? Ведь ни для кого не секрет, что все дела делаются не в центральных аппаратах, а на местах. В любом городе вы идете свой дачный участок регистрировать в Подмосковном городе каком-то, там все дела делают. Именно там территориальные управления творят, очень много проблем возникает у них и с правоохранительными органами, и с гражданами, и со всем, с кем угодно. Мы сольем центральные аппараты, а не тронем эти территориальные органы. Ну и что будет, лучше? Останется то же самое. Но и дальше говорится, что в течение двух лет будут территориальные органы реформироваться. А там еще будет создаваться одна структура в составе этих территориальных органов, так называемая некоммерческая организация какая-то, которая может брать деньги с вас за регистрацию. Сейчас, если хочешь зарегистрировать участок быстрее, значит плати в 10 раз больше. И я не уверен, что не будет увеличения цены. То есть не повлечет ли оно совершенно обратных последствий? Я не могу сказать, что не повлечет. Здесь, в общем-то, нужно подходить, мне кажется, несколько по иному. Я бы поставил эксперимент, пилотный проект, один, два, три региона взял слил сейчас все вместе, посмотрел как они работают, а дальше уже распространил бы все это дело. От слияния центральных аппаратов, получается 750 человек численность центрального аппарата, 19 управлений, 9 заместителей. Вот это моя позиция такая по этому поводу.

 

Ведущая: Следующий вопрос от Никитиной Елены из Кировска. Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве Роскартографии с регионами. Какие основные направления деятельности в области геодезии и картографии в настоящее время наиболее активно развиваются в субъектах РФ?

Бородко А. В.:

В настоящее время у нас заключено около 80 соглашений как с субъектами, так и с муниципальными образованиями. И очень большое желание имеют именно субъекты по выполнению работ на территории субъектов. И готовы, и вкладывают деньги. Поэтому мы сейчас такое сотрудничество развиваем со всеми регионами. С центральными регионами очень много у нас соглашений. Вы понимаете дело в том, что у нас уже не хватает денег. Мы говорим о том, что 50% доплачивает государство, 50% платит регион, и мы складываем эти деньги и начинаем выполнять работу. Это в принципе хорошо. Если нам дают допустим 1 миллиард к примеру, плюс 1 миллиард мы берем с субъекта, получается 2 миллиарда, бюджет увеличивается и это в общем-то благо как для нас, так и для субъектов. Поэтому мы не будем прекращать это сотрудничество, мы будем его наоборот развивать для того, чтобы субъекты смогли иметь хорошую основу для своих городов, для территорий, которая им нужна, для территориального планирования, для планирования различных мероприятий по экономическому развитию территории. Достаточно интенсивно развивается сейчас это сотрудничество.

 

Ведущая: Мы переходим к следующему блоку вопросов, которые касаются законодательного регулирования деятельности Федерального агентства геодезии и картографии. И следующий вопрос у нас от Елены Смолиной из Москвы. Скажите, пожалуйста, есть ли на данный момент какие-либо проблемы (так называемые несовершенства) в законодательстве в области геодезии и картографии? И принимает ли агентство какие-либо меры по их устранению?

Бородко А. В.:

К сожалению на данный момент проблемы в законодательстве в области геодезии и картографии, они существуют. Мы совсем недавно получили новую редакцию закона о географических названиях, где в общем-то закон, которому уже было больше 10 лет, и он требовал доработки. И там внесены были определенные изменения, которые дают послабление при наименовании, переименовании, упорядочении географических названий, частично полномочия переданы субъектам, что не скажу про законы геодезии, картографии. Законы геодезии, картографии мы уже делаем где-то 3 года. И все новые, новые проблемы появляются. И на сегодняшний день внесена новая глава по инфраструктуре пространственных данных, эта глава затрагивает область информационного обеспечения, поэтому возникает проблема. Я думаю, что надо эти проблемы как-то быстрее решать для того, чтобы в следующем году законы геодезии, картографии мы смогли уже пройти в Думе. Вопрос о навигации. Закона о навигации, его нет в России. Закон о навигации сейчас в общем-то подготовлен, и он в ближайшее время, я думаю, направится в Думу на рассмотрение. Эта область деятельности, она вообще сейчас в России очень плохо регулируется с точки зрения законодательной. Существует несколько министерств и ведомств, которые отвечают за навигационную деятельность. А вы знаете если много их, то порядок искать очень сложно, поэтому с навигационной деятельности у нас очень большие проблемы в части законодательных и нормативно-технических мер. Вот это основные три проблемы, которые необходимо решить буквально в ближайшее время до середины следующего года.

 

Ведущая: Уважаемый Александр Викторович! Принята Концепция долгосрочного социального -экономического развития РФ на период до 2020 года. Cкажите, пожалуйста, каким образом положения данной Концепции отразятся на развитие общественных отношений в области геодезии и картографии? Спрашивает Ирина Александровна из Москвы.

Бородко А. В.:

Я уже говорил о том, что геодезия и картография – это в основном информация о местности, информация о земле, о тех местах, где проживают люди и где они не проживают. Поэтому, этот государственный информационный ресурс для экономического развития Российской Федерации. Он очень важен. И не только ресурс важен, но важно то, чтобы этот ресурс был актуальный, чтобы он постоянно обновлялся и чтобы им могли пользоваться все субъекты, все муниципальные образования, а также и граждане. Поэтому в Концепции долгосрочного социально-экономического развития мы видим применение именно геодезии и картографии на основе которой могли бы приниматься различные информационные системы, с помощью которых можно прогнозировать те или иные явления, как в экономической области, так и в техногенных катаклизмах, которые у нас существуют. И вот эта информация, она очень эффективна, и при ее использовании можно избежать очень больших потерь, как в экономическом развитии, так и при ликвидации различных последствий и при прогнозировании этих последствий. Поэтому мы полностью участвуем в этом процессе. И постараемся, чтобы данные геодезии и картографии не лежали больше на полках, а свободно обращались и приносили пользу для государства и для наших граждан.

 

Ведущая: Скажите, пожалуйста, на каком сейчас этапе находится разработка технического регламента "О требованиях к геодезической и картографической продукции, материалам и данным, их производству и реализации" и приведению нормативно-технической документации в соответствие Федеральному закону "О техническом регулировании"? С чем связано столь долгое откладывание принятия техрегламента, ведь разговор об этом ведется с 2005 года? Спрашивает Степан Жирков из Воронежа.

Бородко А. В.:

Действительно с выходом закона "О техническом регулировании", кажется, в 2004 г. вышел этот закон, как-то все очень быстро составили планы по разработке технических регламентов, по его утверждению. И закон о техническом регулировании в области геодезии, картографии с принятием этого закона "О техническом регулировании" там очень много было отброшено ненужного то, чем пользуемся сейчас. В частности не нужно было бы лицензировать деятельность, есть закон, строго выполняйте закон. Не было бы столь много этих инструкций, всяческих правил, было бы все компактно очень. И мы действительно попали в план разработки этих технических регламентов, и там Минпромэнерго отвечало за все это дело, мы выиграли торги на разработку концепции, примерно два миллиона рублей и разработали концепцию закона. После этого в общем-то финансирование прекратилось, и поменялось, я думаю, что мнение поменялось по поводу этих регламентов. То есть сказали так, что если вы хотите, пожалуйста в инициативном порядке разрабатывайте закон о требованиях, разрабатывайте технический регламент о требованиях геодезической, картографической деятельности. Мы разработали систему технических регламентов, систему технического регулирования в области геодезии, картографии и даже на календаре, который был выпущен Министерством промышленности. Март месяц, большой календарь, там 12 технических систем технического регулирования, м на этом календаре март месяц отмечен именно геодезией и картографией, системой технического регулирования в геодезии и картографии. И мы представили документы в Министерство, и в общем-то так доклады, доклады, доклады должны были докладывать, докладывать, готовить, готовить и все сошло на нет. Сейчас в общем-то пока что все эти документы существуют на бумаге и я даже затрудняюсь сказать когда же этот технический регламент выйдет.

 

Ведущая: Скажите, пожалуйста, какими нормативно-правовыми актами регулируется вопрос пригодности (актуальности) различных видов карт? И есть ли какие-либо нормы, которые определяют время ее жизни? Спрашивает Елена Чищенко из Безгорода.

Бородко А. В.:

Есть нормы, которые определяют время жизни карты – это Постановление Правительства от 2002 года, которое определяет нормы плотности геодезической основы, т.е. координатной высотной основы на территории, государственной территории регионов, а также время и периодичность обновления топографических карт в зависимости от территории. Под эти требования государство должно давать деньги. Но Министерство финансов написало о том, что "при наличии финансов в бюджете". Но сейчас деньги есть, а их все равно не выдают. Правда, сейчас, надо сказать, мы разработали программу, ведомственно-целевая программа, которая принята, и по этой программе нам выделяются деньги. Конечно же, выделяется денег больше, чем раньше выделялось, но все равно недостаточно. Примерно выделяется 30-40% от потребного объема для того, чтобы эти карты обновить.

 

Ведущая: Следующий вопрос от Смирнова Алексея из Нижнего Новгорода. В последнее время на многих сайтах можно встретить интерактивные карты городов и регионов РФ. Иногда "правообладатель" данного материала требует взаимовыгодные условия при использовании этого материала другими лицами, т.е. деятельность носит коммерческий характер. Есть Постановление Правительства РФ от 21.11.2006 N 705 "О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии". Должен ли правообладатель иметь соответствующую лицензию на создание картографического материала, а так же иметь документы, подтверждающие правообладание этим материалом и лицензионное соглашение на использование этого материала другими лицами?

Бородко А. В.:

Все, что вы здесь перечислили, он должен. Он должен иметь лицензию, лицензионный договор, подтверждение, что он внес в создание этой карты, и только тогда он может требовать взаимовыгодные условия именно на то, что он внес в создание этой карты.

 

Ведущая: А мы переходим к следующему блоку вопросов, которые касаются информационного обеспечения в сфере геодезии и картографии. Вы в частности упоминали о нем выше, но перейдем несколько подробнее. И Гришаева Ирина из Владимира спрашивает. С развитием информационных технологий потребителям все чаще приходится пользоваться картами в Интернете, мобильными телефонами, GPS — навигаторами, например, для поиска улиц в городах. Заменят ли, на Ваш взгляд, новые информационные технологии в будущем бумажные карты и атласы? И насколько это вероятно вообще?

Бородко А. В.:

Вы знаете, когда начали развиваться компьютерные технологии, то говорили, что все, вообще не будет ничего, будет компьютер стоять на столе и проблемы никакой не будет. На земле сейчас проживает около 6 миллиардов человек, есть различные регионы, одни интенсивно развивающиеся, одни недоразвитые, одни чуть-чуть развитые . Где-то развиты цифровые технологии и где-то люди используют навигаторы в машинах. Но и в Европе и в Америке, хотя там цифровая картография очень хорошо развита, а на полках очень много продается картографической продукции, именно бумажной картографической продукции в виде атласов и карт. А если учесть о том, что сколько еще будет развиваться Африка, то нам не грозит лет 30-40 еще полностью переход на все электронные технологии. Но даже, если и перейдем всем миром на эти электронные технологии, все равно бумажные карты и атласы они обязательно останутся. Представьте выключили свет по всему миру и ничего больше нет. Я думаю, что бумажные карты и атласы еще долго будут жить и присутствовать в нашей жизни.

 

Ведущая: Вопрос от Максима Викторовича из Екатеринбурга. Федеральное агентство геодезии и картографии разработало официальный интернет-портал, по которому можно будет получить доступную информацию о плане любого города: от Москвы до самых окраин. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте поподробней и что он из себя представляет.

Бородко А. В.:

Я говорил о том, что вся та информация, которую мы создаем, она должна доходить до потребителя. В этом году мы завершили разработку двух порталов. Один портал – это картографический, который будет в себя включать базу метаданных и наполнение картографическое. Уже сейчас этот портал, в принципе, работает. В нем загружена карта миллионная, примерно 50% карт масштаба 1:200000, до Урала. И сейчас идет наполнение картографическим материалом масштаба 1:100000-ая и крупнее. Я думаю, что в январе месяце этот портал будет работать, и с него можно будет скачивать информацию. Кроме этого, разработан портал, в нем размещен Национальный атлас России, а это. 4 тома Национального атласа России, где будет помещено в этот портал. Пока что только мы имеем 2 тома Национального атласа России, который в цифре у нас присутствует. Поэтому я думаю, что картографический портал заработает в январе месяце. Вопрос идет о наполнении его и доработке.

Ведущая:

Как часто актуализируется информация?

Бородко А. В.:

Мы предполагаем актуализировать информацию по картографии не реже, чем один раз в год, т.е. там достаточно будут свежие материалы. А по городам, я думаю, что при развитии навигации, там информация по городам, планы городов будут актуализироваться еще чаще.

Ведущая:

О платности речи не ведется?

Бородко А. В.:

Если вы хотите посмотреть, полазить, где, что есть, как доехать – ради Бога, это все бесплатно. Если вы берете это для работы, скачиваете для работы, в векторной форме, то здесь уже будет, естественно, оплата. Она будет в электронном виде все это делать, будут вывешены цены, там же будет вывешены, по которым вы можете воспользоваться этой информацией для создания своих продуктов. И чем хорош портал, особенно картографический – мы в дальнейшем планируем переходить от объектов карты к объектам местности. Но это процесс очень долгий. Это совсем другая технология, это информационные технологии. И если мы помещаем, в базе метаданных у нас показываются, так называемые, номенклатурные листы, карты не сшитые, то уже в картографическом портале, с картографического портала вам уже может быть вырезан регион, не виде листов, а в виде сшитого массива карт.

 

Ведущая: Переходим к следующему блоку вопросов, который касается самых различных аспектов деятельности в области геодезии и картографии. И следующий вопрос задает Журавлев Анатолий из Самары. Насколько мне известно, новым направлением в деятельности Роскартографии является выполнение работ по созданию карт для навигации. Вы уже упоминали об этом. Поясните, пожалуйста, какие задачи можно будет решить благодаря указанным картам? Какие трудности возникают в процессе их создания?

Бородко А. В.:

Мы, действительно, являемся одними из участников программы "Глонас", государственным заказчиком программы "Глонас-4" - это создание эффективной системы геодезического и картографического обеспечения территории Российской Федерации. В соответствии с этой программой мы должны до 2011г. создать около 150000 листов базовых навигационных карт. Сейчас идет очень много спекуляции вокруг этого, поэтому я хочу объяснить что же такое эта базовая навигационная карта. Мы говорим о том, что государство должно выбросить на рынок и должно быть стимулятором рынка в виде базовой информации, которую могли бы взять коммерсанты и с минимальными для себя затратами создать те навигационные приложения, которые вы видите в телефонах, в различных навигационных приложениях, которые используются в автомобилях, и т.д. Но это и верно, потому что в общем-то это коммерческая составляющая, а государственная составляющая – это базовая цифровая навигационная карта. Базовая цифровая навигационная карта включает в себя графы дорог, наименования, адресные файлы. Граф дороги, он закоординирован, т. е. очень можно с высокой степенью точности измерить расстояние до того или иного пункта, до какого-то поворота. Что касается карт, которые создаются по городам, то там именно указывается движение по улицам, запрещающие, разрешающие знаки, некоторая инфраструктура, т. е. набирается достаточно много информации по которой можно создавать потом уже коммерческие продукты. Но самое главное, что по этим базовым навигационным картам, эти базовые навигационные карты, они уже могут служить, как карты для безопасности, для туристов, для рыбаков, для охотников, т. е. имея базовую карту в вашем приемнике там или в вашем телефоне, вы всегда можете определиться на местности, где вы находитесь, куда вам идти, и что вам делать, если вдруг вы заблудились как грибник вышли на поляну, определились и по карте пошли. Поэтому применение этих карт достаточно широкое, потребность в них достаточно большая. С этими картами работают как наши отечественные фирмы, так и зарубежные фирмы, которые делают различные навигационные приложения на территории России. Поэтому эти карты, я думаю, что они помогут рынку и займут свое место именно по навигации, чтобы мы смогли у себя в России привит вкус к навигационным картам нашему населению. Как я говорил в самом начале, что в общем-то без этих карт "Глонас" коммерческое использование будет невозможно.

 

Ведущая: В данных, предоставляемых Роскартографией, заинтересованы многие субъекты хозяйственной деятельности. Какие законодательные возможности имеются для привлечения инвестиций в развитие картографии и геодезии, и что возможно сделать для повышения инвестиционной привлекательности этой отрасли?

Бородко А. В.:

Да, действительно, мы очень заинтересованы в привлечении инвестиций в геодезию и картографию, для того, чтобы развивать эту отрасль. Если будут инвестиции, то инвесторы потребуют, чтобы деньги эти не пропали зря, чтобы была отдача. Этим самым будет дан толчок развитию геодезии и картографии. Но в том состоянии, в котором находится государственная система, получать отдачу от вложенных средств очень тяжело. Поэтому сейчас идет работа по акционированию предприятий Роскартографии. И это акционирование будет проведено уже в первой половине 2009 года. Сейчас идут подготовительные мероприятия. Из 36 предприятий Роскартографии, 34 попали в программу государственной приватизации на 2009 год. Уже в апреле - мае должны быть оформлены акционерные общества на базе предприятий Роскартографии.Остьается толко вопрос: будут ли это каждое предприятие в отдельности, или они будут слиты в холдинг, который будет в последующем выполнять работы. Эти вопросы нужно будет решить.

Я думаю, что в январе месяце мы должны поставить все точки над "и" по поводу предприятий Роскартографии и созданию акционерных обществ. Я думаю, что после этого инвесторы будут заинтересованы вкладывать деньги в геодезию и картографию.

Ведущая:

Хочется на это надеяться.

 

Ведущая: Вопрос задет Инна Коршунова из Москвы. Насколько соответствует российская навигационная и картографическая продукция потребностям международного рынка? Если сравнивать навигационное пространство и опыт России с зарубежными странами, какие принципиальные различия Вы можете назвать? Что, на Ваш взгляд, необходимо позаимствовать нашим специалистам у западных? Есть ли чем нам с ними поделиться?

Бородко А. В.:

На первый вопрос: "Соответствует ли российская навигационная и картографическая продукция потребностям международного рынка?", могу утвердительно сказать, что: "Да, соответствует". И мало того, что соответствует, на наших картах, я думаю, что мы все-таки очень много информации показываем, потому что на тех зарубежных картах, которые я видел, намного меньше информации. Может быть, от этого мы и страдаем. Есть некоторые вещи, которые можно было показывать как несекретные, но, к сожалению, они секретятся сейчас.

Какие принципиальные различия? Зарубежом, если хотят делать, то они делают. А у нас вначале начинают ходить вокруг да около, ищут у государства денег.

Но есть и российские фирмы, такие, как, например, "Навителл", которые вполне легитимно работают, покупают информацию и на ее основании делают хорошие, я бы сказал, прекрасные карты, как и за рубежом, достаточно подробные, которые используются в зарубежных приемниках навигационных и которые уже у нас продаются на рынке. Поэтому я хочу сказать: кто хочет – тот делает. А кто не хочет – тот ищет причины. Видимо, здесь такая система: если нет 100% рентабельности, то не хочу работать. А с 20% рентабельности, работать не желаю. В общем-то, это неправильный подход. Нужно желание. А так мозги и у наших специалистов великолепные, и хорошие программы, ведь недаром же зарубежные фирмы открывают сеть своих филиалов для того, чтобы российские специалисты в области картографии делали навигационные приложения для автомобилей зарубежного производства.

 

Ведущая: Заключительный вопрос. Его задает Елена Грибанова из Воронежа. Востребована ли продукция российских картографов на мировом рынке? Сказывается ли каким-либо образом экономический кризис на эту отрасль?

Бородко А. В.:

Продукция российских картографов на мировом рынке очень востребована. Очень многие организации из различных стран мира желают получить эту продукцию не только на какие-то определенные регионы, но и на всю территорию Российской Федерации.. Вы понимаете, что это действительно огромная информация. И информация о государстве. Поэтому, естественно, мы не отказываем, но смотрим, кто у нас запрашивает и для каких целей все запрашивается. Составляется с ними лицензионный договор и если они будут делать на основании тех карт какую-то продукцию, они должны оплатить роялти по этому договору. И мы сможем проконтролировать куда уходят эти материалы. Каким образом сказывается экономический кризис на эту отрасль? В общем-то, мы не ощутили кризиса на российских картографов. Карты, как продавались, так и продаются. Заказы на картографическую продукцию, они есть, от них никто не отказывается. Единственное, чего коснулся кризис – это договорные работы с нашими крупными компаниями, которые выполняют по разграничению своей собственности. Там действительно есть некоторые проблемы в части оплаты, пересмотра договоров, а по чисто картографии пока мы не ощущаем этого на себе.

Ведущая:

Спасибо, Александр Викторович за подробные исчерпывающие вопросы и за то, что Вы нашли время, приехали в компанию "Гарант" ответить на вопросы нашей интернет-аудитории. Спасибо!

Бородко А. В.:

Спасибо, Вам. И я хочу поздравить вас с наступающим Новым годом, успехов, удачи.

Читать ГАРАНТ.РУ в и