Новости и аналитика Интервью Антимонопольное законодательство сегодня: совершенствование и устранение пробелов

Антимонопольное законодательство сегодня: совершенствование и устранение пробелов


Интернет-конференция
руководителя Федеральной антимонопольной службы
Игоря Юрьевича Артемьева

20 марта 2009 года в Центре информационных технологий компании "Гарант" прошла интернет-конференция с руководителем Федеральной антимонопольной службы Игорем Юрьевичем Артемьевым.

Тема конференции: "Антимонопольное законодательство сегодня: совершенствование и устранение пробелов".

Интернет-конференция организована компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".

Ведущий интернет-конференции - Царь Сергей Петрович ( Компания "Гарант").

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашего гостя - Игоря Юрьевича Артемьева - руководителя Федеральной антимонопольной службы.

Тема интернет-конференции: "Антимонопольное законодательство сегодня: совершенствование и устранение пробелов".

Антимонопольное законодательство представляет собой комплекс правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, является главным инструментом, ограничивающим монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию. Созданию полноценной конкурентной среды в России, развитию рыночной экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок, мешает существование монополий и несовершенство антимонопольного законодательства.

Нарушение антимонопольного законодательства может привести к негативным последствиям для предприятий и их должностных лиц, а также нанести серьезный ущерб для бизнеса.

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

В 2008 году ФАС были подготовлены и внесены в Государственную Думу РФ новые поправки к Федеральным законам "О защите конкуренции", "О естественных монополиях", "О товарных биржах и биржевой торговле", поправки в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ, а также некоторые другие законодательные акты.

Поправки направлены на усиление прозрачности при осуществлении государственного контроля; позволяют дисквалифицировать чиновников, нарушающих свободу предпринимательства, на срок до трех лет; запрещают выдачу преференций компаниям; направлены на усиление уголовной ответственности за ценовые сговоры, сговоры на публичных торгах.

Внесены изменения в статьи Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", регулирующие порядок передачи государственного или муниципального имущества, а также порядок предоставления государственной и муниципальной помощи без проведения торгов, но с предварительным согласованием с антимонопольным органом.

Совершенствование российского законодательства нуждается в дальнейшем совершенствовании. Четкая правовая регламентация указанных выше вопросов на федеральном уровне позволит существенно ограничить нарушения законодательства и злоупотребления со стороны власти, даст возможность производителям эффективно защищать свои права и интересы.

В ходе интернет-конференции проанализированы перспективы внесения изменений в антимонопольное законодательство; практические рекомендации по его использованию в целях борьбы со злоупотреблениями монополистов и органов власти, а также недобросовестной конкуренцией; обсуждались проблемы определения границ рынка; основные случаи недобросовестной конкуренции, выявляемые ФАС России; даны комментарии к последним изменениям законодательства, расширению функций и возможностей Службы; а также рассмотрены проблемные вопросы рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-конференции ответил руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Юрьевич Артемьев.

 

 

Ведущий: Расскажите, пожалуйста, о приоритетных направлениях деятельности службы, с какими трудностями Вам чаще всего приходится сталкиваться в процессе осуществления своей деятельности?

Артемьев И.Ю.:

Приветствую вас, дорогие друзья! Приветствую наших уважаемых коллег, которые с нами работают в интернете. Я не буду утомлять вас длинными докладами о наших приоритетах. Наш главный приоритет – это защита свободного предпринимательства в России от проявления государственного монополизма, который в нашей стране, к сожалению, был построен в 90-е годы. Наш анализ показывает, что эффективное антимонопольное регулирование невозможно без существенного изменения законодательной базы. В 2006 году антимонопольное законодательство было значительно модернизировано, и сейчас мы пытаемся при поддержке Правительства Российской Федерации провести через Государственную Думу так называемый "второй антимонопольный пакет". Поэтому основной приоритет – это твердое, достаточно комплиментарное по отношению к европейскому законодательству, антимонопольное законодательство в нашей стране и его правоприменение на постоянной основе.

Мне кажется, что люди, которые сегодня работают в Федеральной антимонопольной службе, которой скоро исполнится 20 лет, - это люди, которые в 90-х годах приходили в нашу систему с очень добрыми и чистыми помыслами для того, чтобы защищать бизнес от монополистов. Однако, я не раз говорил нашим руководителям, что те, кто не в состоянии возбуждать дела против самой власти и боятся ее, или те, кто боится крупных компаний, должны найти себе другую работу. Более спокойную, может быть, менее интересную, но такую, которая будет им по душе.

В целом наши приоритеты можно определить, глядя на нашу статистику: в прошлом году 56% всех нарушений антимонопольного законодательства совершила сама власть, сами недобросовестные чиновники. Количество нарушений и соответственно дел против чиновников увеличилось на треть - на 1200 штук. О какой свободе предпринимательства можно говорить, если это так?

Поэтому нам нужно, прежде всего, конструктивно работать с федеральными органами исполнительной власти, с губернаторами, с местным самоуправлением, но при этом все равно возбуждать дела против министерств и ведомств, что, конечно, не добавляет любви к нашей службе со стороны очень многих чиновников, но это наша обязанность, наш долг, и мы его будем выполнять.

Второе: нужно, конечно, обратить внимание на то, что Россия – страна картелей. Существуют ценовые сговоры, сговоры на торгах, сговоры на самых разнообразных рынках: фармацевтическом, нефтяном, продуктов питания. Признаки этих явлений мы наблюдаем сегодня постоянно. Мы пока еще недостаточно эффективно пресекаем картельную деятельность. Для этого нужна соответствующая статья в Уголовном кодексе РФ, которая Председателем Правительства в феврале этого года была внесена в Государственную Думу. Для этого нужен совершенно другой уровень взаимоотношений, на который мы вышли в этом году с МВД РФ и Генеральной Прокуратурой. Мы надеемся, что после принятия статьи 178 УК РФ, мы сможем показать обществу преступников, которые сегодня сговариваются, без всяких оснований повышают цены, вытаскивают деньги из карманов людей, подсаживают целые отрасли производства, смежные с ними. Я думаю, что это случится достаточно скоро, может быть, и в этом году, может быть в следующем, но это будут достаточно крупные дела, которые мы намерены очень подробно освещать с помощью журналистов. Поскольку наша задача – не покарать всех, а прекратить подобную деятельность на примере отдельных лиц, которые попадутся.

 

Ведущий: Скажите, пожалуйста, какие проверки проводились по соблюдению антимонопольного законодательства за последнее время, какой характер выявленных правонарушений и какие меры были приняты непосредственной Службой по их устранению?

Артемьев И.Ю.:

У нас в ФАС и территориальных органах в день проходят десятки и сотни проверок. С учетом Федерального закона N 94 "О госзакупках", мы находимся в постоянном состоянии проверок. Наша работа в этом и заключается. Если мы видим, что где-то растут цены, или где-то предприниматели, особенно малый бизнес, не пускают к электрическим сетям, или, скажем, цены на бензин растут по всей стране, или не снижаются, как это должно быть, то мы должны всегда вмешиваться. Если взять результаты 2008 года, более половины всех дел возбуждены по нашей инициативе, а не по жалобам. Это означает, что мы не просто сидим и рассматриваем бумажки, которые к нам поступят, а мы сами активно идем навстречу этим проблемам, и мы требуем этого от территориальных органов. И это один из важнейших показателей внутри Службы, который оценивается наиболее высоко в том рейтинге наших территориальных органов, которые у нас есть.

Таким образом, ФАС проводит проверки на всех рынках. Наибольшую общественную значимость имеют наши проверки цен на нефтепродукты. Мы уже не раз говорили, что в европейской части России 95-й бензин не может стоить дороже 19 рублей, а все остальные бензины должны стоить гораздо меньше. И нефтяные компании заплатят большие штрафы, если они будут противиться этому и если мы получим поддержку в судах.

Мы удвоили активность на других социально значимых рынках - продовольствие, лекарства, т.е. то, что называется социальными рынками. Мы перегруппировали наши силы для того, чтобы именно в этой сфере, учитывая кризис, стараться осуществлять максимальное наблюдение.

Регулярно мы проводим проверки деятельности органов власти. Об этом вы можете прочитать на нашем сайте. Я, пользуясь случаем, хочу обратиться ко всем тем чиновникам, которые сегодня ограничивают движение товаров и занимаются экономическим сепаратизмом: мы получили соответствующее поручение от Президента и от Председателя Правительства. Мы будем активно осуществлять проверки в тех случаях, когда губернаторы, или кто-либо в России будет пытаться установить барьеры на передвижение товаров из региона в регион. Если сейчас губернаторы по-прежнему будут продолжать сохранять барьеры на перемещение таких товаров, как цемент, водка, продукты питания между областями и т.д., мы будем принимать самые жесткие меры. Россия – единое государство, у нас единое экономическое пространство. Экономический сепаратизм – это тот рудимент, который сегодня мешает реально развиваться нашей экономике. Вот это я хотел бы подчеркнуть.

 

Ведущий: Какие предложенные Вашим ведомством поправки к антимонопольному законодательству получили одобрение и будут действовать в 2009 году?

Артемьев И.Ю.:

Во-первых, мы надеемся, что в 2009 году все поправки второго антимонопольного пакета будут приняты, и все законы, а их несколько, будут поддержаны Федеральным Собранием РФ, подписаны Президентом РФ и вступят в силу. Я уже говорил о внесении дополнений в Уголовный кодекс РФ, согласно которым за картели преступники будут отправляться за решетку, как во всем мире, поскольку это разновидность мошенничества. За злоупотребление доминирующим положением будет использовано правило "трех звонков": если ты трижды попадаешься на нарушении антимонопольного законодательства за три года, то ты тоже можешь по решению суда отправиться в тюрьму. Нашей целью является привести человека к судимости, чтобы он понимал, что он осужден обществом за преступление, а картель – это преступление. Но карать мы не будем, для этого есть правоохранительные органы.

И, конечно, я должен сказать, что весь второй антимонопольный пакет на 2/3 направлен для пресечения действий недобросовестных чиновников. Это не пакет, который ужесточает в отношении бизнеса ситуацию. Он ужесточает позиции государства, Правительства РФ и соответственно Федеральной антимонопольной службы в отношении к государственным чиновникам, которые нарушают принципы свободного предпринимательства чаще всего на коррупционной основе, уничтожают малый бизнес своими нормативными актами, незаконными государственными преференциями и т.д. Вот на что, собственно, ориентирован этот пакет, который был поддержан Правительством РФ и сейчас принят в первом чтении уже в Государственной Думе.

 

Ведущий: Насколько положения российского антимонопольного законодательства приближены к нормам международного права? По каким основным направлениям Ваша Служба сотрудничает с европейским сообществом?

Артемьев И.Ю.:

Спасибо! Это очень хороший вопрос. Мы не скрывали при подготовки закона 2006 года, что мы хотели бы, чтобы наш закон был похож на европейский, чтобы он учитывал прежде всего наилучшую практику, сложившуюся в странах Евросоюза в этом направлении и североамериканскую практику, потому что европейская и североамериканская практика, во-первых, имеет большие традиции в том деле, которому мы сегодня служим. Во-вторых, она проверена временем, и в том числе, уже проверена и 18-летней работой нашего антимонопольного органа. Поэтому если вы возьмете, например, 81, 82, 83-ю статью Римского договора, который является основным в антимонопольном деле в Европе, вы найдете аналоги в нашем законодательстве. Они правильные, и потому мы записали их в наш закон. Но вы найдете в нашем законе многое, учитывающее и российскую специфику и российский опыт национального антимонопольного органа, чего нет в Евросоюзе. Сегодня европейцы и канадцы, американцы, и корейцы, и японцы, а все мы входим в единую международную конкурентную сеть, они все признают наше законодательство комплиментарным законодательствам всех этих стран. Если вы знаете, существует, так называемая, Международная ассоциация, международная конкурентная сеть. В 2006 году мы принимали здесь в Москве более 120-ти руководителей антимонопольных органов мира. Они приветствовали РФ в связи с тем, что приняты новые антимонопольные законы, которые соответствуют мировой практике. Представители Евросоюза, например, Нелли Круз, неоднократно говорили об очень большом прогрессе и комплиментарности наших законодательств: европейского и российского. Более того, Федеральная антимонопольная служба стала единственным органом Правительства России, который третий год получает международный мировой рейтинг, т.е. нас выстраивают по рейтингу с первого до последнего среди всех антимонопольных органов мира. И мы занимаем 32 место в мире на сегодня. Еще год назад мы занимали 38 место. Но допускают в эту систему только тогда, когда законодательство становится соответствующим мировым стандартам. Кроме того, Председатель Правительства, недавно выступая на заседании Правительства по программе защиты конкуренции в России, отметил, что Россия вошла в десятку стран по данным ООН с самым быстрым и прогрессивным изменением антимонопольного законодательства. Те законы, поправки, которые принимают Парламентом, поддерживаются Правительством – это все действительно делает нашу работу современной. И мы, как страна, можем этим гордиться. Но с другой стороны, пока мы еще не стали, конечно, в европейском понимании, реальным регулятором, который может защитить сегодня всех предпринимателей, не всегда нас поддерживают суды. Но, тем не менее, мы стараемся и будем делать все возможное, чтобы это было так, и чтобы мы к этому приближались. Больше 85% наших клиентов, кого мы защищаем по жалобам – это малый и средний бизнес. Т.е. по сути мы – служба, защищающая эти организации от проявлений крупного частного монопольного и государственного монополистического капитализма.

 

Ведущий: Давайте перейдем к следующему блоку вопросов, касающихся правонарушений и ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. В ушедшем году в РФ появились оборотные штрафы и программы смягчения наказаний за добровольное информирование о картелях. Насколько результативными оказались на практике эти меры борьбы с картельными соглашениями?

Артемьев И.Ю.:

Мы предложили изначально очень либеральную норму. Во всех странах ситуация такая: там картели, т.е. когда участники картеля ведут переговоры о ценовых сговорах, просто записывают на пленку, и это является доказательством в суде. Поскольку картель – это преступление, там существует прослушка, наружка, этим занимаются специальные подразделения. До 2006 года, пока мы не обратились с такой инициативой в правоохранительные органы, у нас почти никто этим не занимался. И можно себе представить, что у нас есть сейчас, и что было совсем недавно. Но мы понимали, что можно принять такую жесткую программу, как программу смягчения ответственности, т.е. программу амнистии, как в Америке. Правда, там освобождается только первый, кто явился и сдался. Допустим, существует картель из ста компаний, которые повышают вместе цены и грабят потребителя, там освобождается только первый, кто придет с повинной и представит доказательства того, что он сам прекратил нарушать законодательство и предоставит доказательства существования такого картеля. Остальные отправляются за решетку.

Мы понимали, что при таком распространении картелей в России, если мы введем сейчас такую норму, то мы не получим никакого улучшения в смысле освобождения всех видов бизнеса от этих антиконкурентных соглашений. Поэтому мы сказали: все, кто придет сегодня, но до определенного времени, будет освобожден, всем дадим амнистию, всем, кто явится. И к нам пришло около 300-т компаний, они все написали заявления с просьбой предоставить им амнистию, которая всем им была предоставлена, и таким образом, все их правонарушения в сфере создания этих антиконкурентных соглашений, т.е. картелей сегодня им прощены. Но параллельно мы внесли сейчас в российский Парламент поправку, где появляется слово "первый". Мы сказали: два года достаточно для того, чтобы придти, написать заявление в нашу организацию, где вас никто не унизит за это, не оскорбит, где вам дадут соответствующую индульгенцию. Но вы подпишете, что вы никогда больше не будете такие вещи делать, потому что они направлены против потребителей и против российской экономики. Особенно на финансовых рынках многие воспользовались этой возможностью. К лету этого года, если депутаты нас поддержат, а уже мы в Комитете получили поддержку на эту тему, там появится такая же жесткая норма: только первый будет освобождаться полностью, второй – получит 50% скидки от штрафа, а все остальные – тюрьму и оборотный штраф по максимуму. Поэтому, мы довольны этой программой смягчения – эта программа себя оправдала точно и на сегодняшний день, она будет сохраняться. Еще остается время и для других компаний этой программой воспользоваться.

 

Ведущий: Переходим к следующему вопросу. Согласны ли Вы с мнением, что главными нарушителями антимонопольного законодательства являются государственные чиновники? Какие меры необходимо предпринять для изменения ситуации: усиление прозрачности их деятельности, или ужесточение ответственности?

Артемьев И.Ю.:

Я уже сказал, что во втором антимонопольном пакете эти меры содержатся. Это и санкции, и уголовная ответственность за нарушения и очень многое другое. Я бы обратил здесь только внимание на 94-й закон, закон о государственных закупках. Благодаря процедурам аукционов, прежде всего, в прошлом году российский бюджет сэкономил 260 миллиардов рублей, или по курсу среднегодовому 2008 года 10 миллиардов долларов. И сделано это благодаря тому, что права государственных чиновников были ограничены законом и, кроме того, надзором, который осуществляли мы вместе с Генеральной прокуратурой. Более того, в этой системе заведено около 200-т уголовных дел за нарушения законодательства о государственных закупках Генеральной прокуратурой. Есть такие известные граждане, как мэр Томска, например, другие вице-мэры. Чаще всего все начинается все с нарушения 94-го закона или распределения земельных участков без аукциона. И в этом смысле укрепление норм законодательства о государственных закупках играет очень важную роль.

В последнее время был введен аукцион на право промышленного использования лесного участка, никаких конкурсов теперь нет, только аукцион. Аукцион на договор водопользования на всех российских реках, озерах, морях и т.д. Существуют аукционы и конкурсы по рыбе и биоресурсам, которых не было в помине, когда в тиши кабинетов распределялись рыбные квоты, например, на камчатского краба.

Хорошая форма открытости и прозрачности – это аукцион, второе – это, конечно, все нормы, связанные с отчетностью, с интернетом, потому что в XXI веке любая информация о сделках, о том, что чиновники делают, должна висеть в интернете в общедоступном пользовании. Мы стараемся этого добиться, и начинаем с себя. Мы стараемся, чтобы на нашем сайте вывешивались все наши решения и предписания.

 

Ведущий: При осуществлении контроля за размещением заказов как определить грань между административным нарушением и признаком преступления, когда документы необходимо передавать в правоохранительные органы?

Артемьев И.Ю.:

На мой взгляд, здесь есть две грани. Первая, если нам известно о преступном умысле заранее. Т.е. если человек целенаправленно планировал свою деятельность по нарушению законодательства, т.е. имеется вина. И если у нас есть информация о том, что был сговор перед торгами, то это уже преступление, потому что это, так называемый, картель третьего типа, т.е. картель на торгах. Это тоже, кстати, направление, которым мы активно занимаемся. И после принятия этой статьи и вступления ее в действие мы кое-что в рамках государственных закупок в отношении таких сговоров сможем продемонстрировать журналистам, во всяком случае, надеемся на это. Второй аспект – это циничное пренебрежение законодательством РФ. Например, Федеральная антимонопольная служба по фактам нарушения выносит предписание о том, что контракт не может быть заключен, нужно опять провести тендер, поскольку были допущены грубые нарушения. Обычно это бывает как? Приходит 8 компаний на тендер, 7 из них снимают с конкурса: запятые не там стоят, чернила не те использовали, требуют каких-то нотариально заверенных документов, которые законом не предусмотрены – придумывают все, что угодно. Снимают 7, а одна остается. Естественно, кто-то из семи снятых обращается в ФАС, мы в 5-дневный срок рассматриваем по закону жалобу и выносим предписание: не заключать контракт, провести тендер заново, или все 7 компаний допустить к участию в тендере. Вместо того, чтобы исполнить наше законное предписание, они подписывают контракт, сразу демонстрируется умысел, и здесь вина очевидна. Если получено предписание уполномоченного органа этого не делать, а контракт все равно подписан – значит налицо грубое и циничное пренебрежение законодательством РФ. Во всех случаях, когда наши предписания не исполняются, когда снимаются компании, а потом заключается договор, мы всегда передаем дела в прокуратуру и МВД. Вот сейчас у нас такое дело в Нижнем Новгороде. История очень простая. Две компании борются за дорожный подряд. Одна компания дает цену, условно говоря, в миллиард, а другая – в 500 миллионов. И, конечно, очевидно, что должна выиграть вторая – это же аукцион. Однако, победителем является первая, которая на 500 миллионов просит больше денег. Мы им даем предписание о том, чтобы немедленно была приведена в порядок вся документация и если что-то не так, все должен решить суд. Губернатор Шанцев подписывает контракт в нарушение нашего предписания – теперь дело в правоохранительных органах. Более того, мы сами подали иски на расторжение этого контракта. Сейчас мы проходим нижегородские суды и доберемся, конечно, до самой высшей инстанции. Это означает, что практически 500 миллионов рублей государством потеряно.

 

Ведущий: Перейдем к следующему вопросу. В России планируется ввести систему электронных торгов и аукционов. Расскажите подробнее об этом направлении.

Артемьев И.Ю.:

Это очень важная тема. И я очень хотел бы, чтобы мы с вами и со всеми участниками нашей интернет-конференции хорошо в этом вопросе разобрались, потому что это будущее нашей страны, в смысле государственных закупок, и в смысле закупок и частными компаниями, и государственными компаниями. Когда я говорил про 260 миллиардов рублей, сэкономленных в бюджете, зададимся вопросом: как эти деньги были сэкономлены? Давайте вначале поймем, какая методика подсчета экономии, а потом я скажу про электронные аукционы. А методика очень простая: заказчик в лице государства заявляет цену, допустим, миллиард рублей. Если бы не было бы аукциона и тендера,то по этой цене и был бы заключен контракт. Если бы пришел только бы один участник, то по этой цене и был бы заключен контракт на миллиард рублей. Но, как правило, из-за того, что теперь, я подчеркиваю, есть конкуренция, приходит не одна компания, они начинают торговаться друг с другом. И в конечном итоге устанавливается цена, по которой заключается контракт. Так вот 260 миллиардов рублей – это разница между начальной ценой и той, которая получилась в результате торгов. Тут спорить нечего по этой методике, потому что если бы не было бы торгов, по стартовой цене был бы заключен контракт и деньги были бы заплачены. А по другой цене, которая меньше в результате аукциона на понижение, контракты исполнены. Т.е. товары поставлены, услуги оказаны, дороги, мосты построены. Это абсолютно реальная экономия. Но как это происходит? Это "ручной" аукцион, аукционисты поднимают таблички и все остальное, они очень опасны с точки зрения сговоров. И мы эти сговоры сегодня наблюдаем, но не всегда можем доказать. И у нас участвуют в тендере в среднем 2-3 компании. А теперь, представьте себе, что вы – предприниматель. И вам государство предоставляет возможность с помощью системы электронных подписей просто со своего домашнего компьютера, выставив, правда, через банк специальную гарантию банка, что вы платежеспособны, и определенную небольшую сумму задатка, участвовать в торгах. Вы только один раз заключаете договор с электронной площадкой, и можете не приезжать в Москву. Такие площадки сейчас создает Правительство Москвы, Правительство Татарстана, Сбербанк. Я не знаю, подключится ли почта в консорциуме с какими-то банками. Скоро будет проводиться тендер на право обслуживать весь государственный заказ РФ, и будет отобрано ориетировочно 5 площадок. Цель такая: вы один раз заключили договор с этой электронной площадкой и дали указание своему банку по реестру, по которому вы хотите участвовать в тендерах, переводить туда задатки в размере 1-2% от стоимости лотов. И, если вы победите, у вас есть второй договор с банком, что он даст вам банковскую гарантию на сумму до 30% от стоимости лота. Дальше вы получаете код доступа, сидите перед компьютером и торгуетесь. Это означает действительно единое экономическое пространство для страны. Это означает, что у нас не две-три компании будут участвовать в тендере, а сотни. Но самое главное, что это значит сейчас в условиях кризиса – это то, что когда стоимость кредита 25- 28%, госсредства по госзакупке – 0%. Это беспроцентные деньги, предусмотрен аванс на государственную закупку, выигранную в честной борьбе. Ну, и в третьих, конечно, сговориться в электронных торгах очень сложно. Если я торгуюсь из Владивостока, а ты – с Калининграда, попробуй договорись. Тем более, кто видел электронные торги, тот знает, что цены сначала медленно меняются, а в последние секунды появляется 100 заявок, а уж электронная система их разносит по рейтингу. Мы думаем, что с точки зрения разрушения картелей, и экономии бюджетных средств для государства это будет исключительно полезно. И я хочу сказать, что мы в этом вопросе не только не уступаем другим странам, мы идем впереди. Евросоюз только два месяца назад принял решение об едином электронном аукционе для всех стран Евросоюза. А мы уже построили многие площадки. Те же Москва, Татарстан, Сбербанк.

Еще одна особенность, которая важна с точки зрения будущего нашей страны, связана с малым и средним бизнесом. Государственно-монополистический капитализм как наше дальнейшее развитие – это плохо. В ФЗ N 94 есть требование: каждый заказчик до 20% своих лотов должен раздробить на маленькие, чтобы в них могли участвовать небольшие компании. Предельная величина этого маленького лота составляет 15 миллионов рублей. Для чего это делается? Практика в США и других странах показывает, что за маленькими лотами большие компании не гоняются, не успевают в случае электронных торгов, да и в общем, причин у них для этого нет, чтобы бороться за эти маленькие лоты. Для больших компаний транзакционные издержки начинают превышать ту прибыль, которую они могут получить. А выигрывать эти маленькие лоты будет на 90% малый и средний бизнес. Возьмем, продукты питания, например. Есть больница в областном центре и совхоз сразу за чертой города. Больница проводит торги на поставку молочных продуктов. Ясно, что этот совхоз, при условии, если у него нормальная продукция, может выиграть этот тендер, потому что у него меньше затрат на доставку молока в больницу и это скажется на цене контракта.

Электронные площадки должны появиться у нас к концу года и легитимно начать свою работу с начала следующего года. Появление этой системы означает следующее: при общей сумме госзаказа в 4 триллиона рублей, 10- 20% небольших лотов в денежном эквиваленте составит минимум 400-600 миллиардов рублей. Мы считаем, что из них не меньше 90% выиграет малый и средний бизнес. А это же совсем другое качество развития малого бизнеса и среднего класса в стране. Для справки: сегодня в федеральном бюджете на поддержку малого бизнеса запланировано полтора миллиарда рублей. Госзаказ – это поддержка малого и среднего бизнеса, только без процентов. Работай и зарабатывай! А вы не забывайте, что это не только поставки товаров и услуг, гостиничный бизнес это и высокие технологии, и научные исследования, это НИР. Мое личное убеждение заключается в том, что эта система, если нам удастся заставить ее заработать в ближайшие год-два, станет самым эффективным способом поддержки малого бизнеса. И сегодня такие принципиальные решения на уровне Правительства РФ приняты, осталось некоторые из них оформить на бумаге.

 

Ведущий: В 2008 году впервые были введены аукционы и тендеры на рыбу. Правда ли это? И для чего потребовалось это сделать?

Артемьев И.Ю.:

Спасибо за это Министерству сельского хозяйства РФ и бывшему Министру Алексею Гордееву и его коллегам, потому что без него и его команды мы бы это не смогли сделать. Несколько лет назад мы пришли к выводу, что система, так называемого целевого выделения рыбопромысловых участков по ловле камчатского лосося, краба, т.е. самых выгодных биоресурсов, коррупционна, криминальна и т.д. Вместе с Минсельхозом мы предложили Правительству РФ ввести там тендерный механизм. Он был введен полтора года назад. Сегодня компании конкурируют и даже платят деньги за право получить рыбопромысловый участок. При этом преимущества получают те компании, которые построили в России рыбоперерабатывающие заводы. А раньше большая часть нашей продукции "уезжала" в Корею и Японию.

 

Ведущий: Какую опасность для отечественной экономики может представлять значительный рост крупнейших российских компаний и госкорпораций? Есть информация, что Служба предлагает незамедлительно ввести мораторий на создание новых госкорпораций, обеспечить максимальную транспарентность действующих структур, исключить возможность постоянных, подчас даровой финансовой поддержки государства.

Артемьев И.Ю.:

Во-первых, мы не против роста самых больших наших компаний. Пожалуйста, пусть растут, но только не нарушают антимонопольное законодательство. Очень сожалеем, что кризис сегодня подорвал капитализацию многих компаний. Что касается госкорпораций, то они бывают разные. Если госкорпорация "Олимпстрой", которая строит объекты Олимпиады, через какое-то время закончит свое существование, выполнив свою работу, то страшного в этой корпорации ничего нет. Настораживает следующее. Предположим, у предпринимателя в компании имеется 90% акций. Он должен определять условия ведения предпринимательской деятельности, а 10% приобрела какая-нибудь государственная корпорация. И мажоритарий говорит: "Я принял решение делать то-то, то-то и то-то". А чиновник госкорпорации с 10% акций говорит: "Нет, ты не будешь это делать, ты будешь делать, как я тебе скажу". Как вы думаете. у кого оказывается управляющий пакет в результате? Как бы от имени государства происходит управление не в интересах государства, и часто нарушаются основополагающие принципы работы компании. О каких тогда частных инвестициях можно говорить? Поэтому то, что сейчас мода на создание корпораций проходит, для меня очень приятная новость.

Что касается нынешних корпораций, то о них могу сказать следующее: они, действительно, несут определенную опасность для конкуренции, мы об этом говорили. Но когда корпорации формировались, возникал вопрос: а не вывести ли их вообще из-под антимонопольного законодательства. Раньше в закон "О защите конкуренции" была внесена поправка со стороны естественных монополий: "настоящий закон не распространяется на естественные монополии". Такая же поправка была предложена корпорациями: "настоящий Закон не распространяется на государственные корпорации. Но эти поправки не прошли. Мы в полном объеме контролируем государственные корпорации. Поэтому здесь есть система противовесов, которые взаимодействуют друг с другом. И пока я могу сказать, что каких-то крупных нарушений конкурентного права со стороны государственных корпораций, мы пока не видели. И это хорошо.

 

Ведущий: В таких жизненно важных сферах, как, например, лекарственное обеспечение, довольно сильна монополия, и Россия зависит от импорта лекарственных средств. Испытывают ли в действительности отечественные компании при осуществлении предпринимательской деятельности конкурентное давление со стороны зарубежных предприятий?

Артемьев И.Ю.:

Конечно, наши компании испытывают сильное конкурентное давление. К сожалению, наша фармацевтическая промышленность особенно за последние 20 лет была практически развалена. И, конечно, сегодня подавляющее количество препаратов мы получаем из других стран. Как только прошла девальвация рубля, этот рынок оказался в очень сложном положении, цены выросли, и государство двынуждено больше тратить на малоимущих. Это рынок, в котором существует очень большая вероятность ценовых сговоров. Причем, я бы сказал, что здесь задействованы не только наши компании, но и иностранные. И мы очень опасаемся, что иностранные компании сюда несут не только качественные товары, но еще и эту очень опасную практику. Этим рынком мы будем заниматься очень серьезно. Пока мы еще не смогли в силу, наверное, собственных несовершенств и пробелов законодательства на этом рынке противопоставить серьезную силу всем проявлениям, о которых я сейчас упомянул. Отмечу, что мы стали каждый год публиковать доклады наших исследований рынков, из которых почти всегда следует, что в рамках программы ДЛО, т.е. когда государство закупает препараты, они почему-то во многих российских городах стоят дороже, чем в коммерческой рознице. Соответствующий доклад в свое время мы направили и в правоохранительные органы, и в Государственную Думу. Сегодня ситуация несколько лучше, и мы активно сотрудничаем с новым руководством Минздрава. На аукционах в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ при закупке некоторых препаратов была большая экономия средств бюджета. Это обнадеживает нас. Но в целом это один из самых проблемных рынков для антимонопольного органа. И пока мы сделали на этом рынке очень мало, но будем стараться ситуацию изменить.

 

Ведущий: Расскажите, пожалуйста, об основных методах контроля, осуществляемого Вашим ведомством, за соблюдением антимонопольного законодательства в процессе размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для федеральных и муниципальных нужд.

Артемьев И.Ю.:

У нас два основных метода контроля. Первый - рассмотрение жалоб - это специальная предусмотрена законом быстрая процедура: за 5 рабочих дней рассматриваются все нарушения, которые есть в тендере, то есть проверяется весь конкурс и если есть нарушения, мы выдаем предписание провести конкурс с соблюдением установленных законом процедур.

Второй метод контроля - это проведение плановых и внеплановых проверок. ФАС в плановом режиме за год проверяет несколько десятков федеральных заказчиков. Это только центральный аппарат ФАС, а есть еще территориальные органы, они тоже осуществляют большое количество проверок. В этом году мы проверим 36 федеральных органов на предмет соблюдения ФЗ "О размещении заказов…".

В ходе этих проверок мы проверяем все закупки с момента вступления закона в силу. В случае поступления обращений о нарушениях или в случае выявления нарушений на официальном сайте у нас есть созданная, постоянно действующая инспекция, которая проводит внеплановые проверки без выезда на место в камеральном режиме.

В ходе проведения плановых проверок мы выезжаем к заказчику и проверяем всю его деятельность. Внеплановые проверки проводятся по поступившим жалобам, когда заказчики приглашаются в ФАС и Комиссия ФАС разбирается в вопросе и в случае необходимости принимает решение и выдает предписание.

В результате проверок мы: привлекаем к ответственности нарушителей, выдаем предписания об отмене конкурсов, протоколов результатов оценки, рассмотрения заявок. Все это мы можем отменить и привести в законное русло, но до того момента, как заключен контракт. Если контракт заключен, тогда справедливости можно добиться лишь через суд. К административной ответственности мы привлекаем должностных лиц, в случае если выявили, к примеру, необоснованный отказ в участии в конкурсе. На каждого члена комиссии накладываем штраф 30 тысяч рублей, а этого участника восстанавливаем в конкурсе, а если в конкурсной документации установлены какие-то незаконные требования, то 50 тысяч рублей на лицо, которое такую документацию утвердило.

Также мы взаимодействуем с правоохранительными органами и активно в судебном процессе. Когда мы сталкиваемся с серьезными нарушениями, мы направляем материалы в Генеральную прокуратуру, в МВД.

 

Ведущий: Скажите, пожалуйста, есть ли в законодательстве РФ нормы об ответственности заявителя (поставщика) при указании заведомо ложных сведений о товаре в заявке при участии в конкурсе, аукционе или запросе котировок? Где с ними можно ознакомиться?

Артемьев И.Ю.:

В законе "О размещении заказов…" есть норма, согласно которой, если выявлены факты предоставления недостоверных сведений, то заявку можно отклонить на любом этапе конкурса.

 

Ведущий: Могут ли быть оспорены результаты торгов, если их организатор и победивший участник являются взаимозависимыми лицами, при соблюдении остальных требований, предъявляемых к участникам?

Артемьев И.Ю.:

Этого нельзя делать произвольно, есть четкие требования в законе, на основании которых участника можно снять с торгов, и взаимосвязь заказчика и победителя не должна использоваться как повод для снятия с торгов. Если участник в соответствии с законом имеет право участвовать в торгах, на равных условиях с другими участниками в равной борьбе выиграл эти торги, то с ним должен быть заключен контракт.

 

Ведущий: Попадает ли под. ч.3 ст. 17 135-ФЗ при проведении аукциона по закупке продуктов питания объединение в один лот овощей, фруктов, мяса, хлеба, молочных продуктов? Функционально - предназначение для употребления в пищу. Технология производства разная.

Артемьев И.Ю.:

Нужно смотреть на ситуацию, есть ли ограничение конкуренции. Потому что, если заказчик закупает продуктовые наборы для пассажиров, понятно, что если в этот набор хоть и входят разные продукты, то речь все равно идет о наборе, должен быть поставлен единый набор. Если мы говорим о закупке Министерством, к примеру, тушенки, которая может храниться годами и свежего хлеба, то понятно что это не взаимосвязанные вещи и закупка должна осуществляться отдельно. Тут вопрос в применении этой продукции, в цели этой закупки. В итоге нужно отвечать на вопрос, ограничивается ли конкуренция? Если да, то ущемляются чьи-то права (каких-то участников), то мы рассматриваем вопрос о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Ведущий: В федеральном законе N94-ФЗ установлены процедуры рассмотрения заявок на участие в конкурсах, аукционах и котировках. На уровне региона и муниципалитетов более половины финансовых средств расходуются путем закупок котировками. Процедура подачи заявок при котировках ( без конвертов) и рассмотрения заявок без гласного вскрытия конвертов порождает коррупционную составляющую и делает процесс закупок не прозрачным для его участников. Намерен ли ФАС РФ добиваться внесения изменений федерального закона N94-ФЗ процедуры размещения заказов путем запроса котировок для устранения выше указанных недостатков и повышения конкуренции?

Артемьев И.Ю.:

Дело в том, что даже на открытых конкурсах и аукционах мы сталкиваемся со множеством способов злоупотребления, связанных с тем, что заявки можно всегда как-то "уничтожить", не допустить, на порог выставить охрану, пропускной режим и т.п. Это проблема общая и более широкая, чем просто гласность вскрытия на запросе котировок. Это проблема решается путем введения электронных аукционов. После того, как будут введены электронные аукционы, которые уже предусмотрены ФЗ "О размещении заказов…", мы снимем эти проблемы, в том числе, и связанные с негласностью вскрытия конвертов на запросе котировок.

 

Ведущий: Считается ли нарушением размещение на официальном сайте протокола аукциона в день проведения аукциона, а не на следующий день?

Артемьев И.Ю.:

Не считается. Закон говорит, нельзя позже, чем на следующий день, а раньше - пожалуйста.

 

Ведущий: Какой перечень документов подразумевает обоснование соответствия поставщика (исполнителя, подрядчика) требованиям Закона при согласовании размещения заказа у единственного исполнителя?

Артемьев И.Ю.:

Мы не занимаемся субъективной оценкой обоснованности соответствия поставщика требованиям закона. Мы проверяем весь порядок действий, которые применяется в этом случае и установлены действующим нормативным актом. В случае если были проведены торги, и они не состоялись, то мы по той процедуре, которая установлена, осуществляем согласование. Согласование нужно для того, чтобы не заключался контракт с единственным источником при незаконно проведенных торгах. Представьте, если провели торги и каким-то образом всех участников не допустили или сделали такие требования, что никто не подал заявки и тогда что же - заключать контракт с единственным поставщиком? В таких случаях мы всегда проверяем, как проводился этот конкурс и в случае если он проводился законно, результаты согласовываем, если выявляет, что незаконно, то согласования не будет, а будет выдано предписание.

 

Ведущий: Возможна ли закупка у единственного источника, если на конкурсе поставщик был отклонен? Должен ли орган по контролю согласовать заказчику закупку у поставщика, если его заявка отклонена на конкурсе?

Артемьев И.Ю.:

Если конкурс или аукцион признан несостоявшимся, в независимости от того, поданы заявки или нет (возможно, поданы, но были абсолютно законно отклонены, потому что они не соответствуют каким-либо требованиям, к примеру, был заказ на поставку огурцов, а предложили бублики), надо такую заявку отклонять, и это не означает, что нельзя согласовать единственного поставщика.

При этом вне зависимости от того, по каким причинам конкурс признан несостоявшимся, если он был проведен в соответствии с требованиями закона и заказчик присылает нам на согласование поставщика, который предлагает поставить продукцию, которая требуется по тем условиям, которые заявлены на торгах в пределах цены, то мы, конечно, согласуем такую закупку.

 

Ведущий: С 1 января 2009 года такие монополисты, как РЖД, энергетики, коммунальщики и др., повысили тарифы на предоставляемые ими услуги, обосновывая это тем, что график повышения тарифов был заранее согласован летом 2008 года. Как Вы полагаете, насколько это является справедливым, ведь тогда были другие времена, не было кризиса в стране, люди имели работу, была другая заработная плата? Можно ли в настоящее время как-то изменить сложившуюся ситуацию?

Артемьев И.Ю.:

Тарифы РЖД и коммунальные услуги являются регулируемыми. Функции регулирования возложены на Федеральную службу по тарифам. Ведомство должно обеспечивать баланс интересов поставщиков и потребителей, а также принимать во внимание основные факторы, которые влияют на цены. Со своей стороны, ФАС России контролирует только те секторы экономики, где цены не регулируются, так, например, в нефтегазовой сфере, вследствие применения ФАС ряда мер, цены снизились в среднем на 20-25%.

 

Ведущий: Игорь Юрьевич, какие меры предпринимает ФАС в случаях, когда компании сговариваются о необоснованном повышении цен? Какие способы борьбы с необъяснимым повышением цены на товар Вы считаете наиболее разумными?

Артемьев И.Ю.:

В случае появления признаков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности компаний, к таким нарушениям относится и ценовой сговор, мы возбуждаем дела и проводим расследование. По его результатам компании могут быть признаны нарушившими, мы выдаем предписание с требованием прекратить нарушение и накладываем штрафы. В существующем законодательстве самой жесткой мерой является "оборотный" штраф, который может составлять до 15% от оборота компании за целый год.

Рассматриваемые в настоящий момент в Государственной Думе поправки к антимонопольному законодательству, так называемый "второй антимонопольный пакет", предусматривают уже уголовную ответственность за подобные сговоры.

Наиболее разумным способом борьбы с неконкурентным повышением цен я считаю наказание, которое было бы адекватно последствиям этого нарушения. Если Уголовный кодекс в нынешней редакции предусматривает тюремные сроки за мошенничество, то картельный сговор во многих развитых странах является именно разновидностью данного вида преступления. Считаю, что такая мера была бы полезна и для нашей страны, где ущерб от действий крупных компаний, наносимый гражданам страны иногда может исчисляться миллиардами рублей, в таких случаях штраф не всегда является достаточной мерой наказания.

 

Ведущий: Какие отрасли российской экономики будут объектом наибольшего внимания Федеральной антимонопольной службы в текущем году? Какие нарушения российского антимонопольного законодательства, в таких сферах, как здравоохранение, культура, оборона, торговля и др., преобладают больше всего?

Артемьев И.Ю.:

В 2008 году из всех дел, возбужденных ФАС и ее территориальными органами, большая часть составляют дела в отношении органов государственной власти (около 56%), далее следуют нарушения на различных рынках, связанные с злоупотреблением доминирующим положением, недобросовестной конкуренцией и согласованные действия.

В нынешнем году ФАС России продолжит активную работу по пресечению неконкурентных действий участников рынка. Под пристальным вниманием будут ТЭК, торговля, финансовые рынки, социальная сфера, госзаказ, будет активизирована работа на новых направлениях, таких как рынок информационных технологий.

 

Ведущий: Наблюдается ли в России уменьшение правонарушений в виду ужесточения системы наложения штрафов на нарушителей антимонопольного законодательства и привлечения их к ответственности?

Артемьев И.Ю.:

Количество дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных ФАС России и территориальными органами в 2008 году составляет более 6,5 тысяч, что примерно на четверть больше, чем годом ранее. Данный показатель вовсе не говорит о том, что нарушений стало больше. Мы связываем это, прежде всего, с увеличением активности антимонопольной службы, усилением ее позиций и присутствия в регионах. Применяемая система "оборотных" штрафов становится ощутимым наказанием для нарушителей закона о защите конкуренции. Я надеюсь, что принятие поправок к статье 178 Уголовного кодекса РФ, предусматривающих тюремные сроки за картельные сговоры, станет еще более действенной и отрезвляющей мерой. Сегодня мы слышим о том, что одна лишь возможность обращения компании в ФАС за защитой своих прав уже оказывает эффект на нарушителя антимонопольного законодательства.

 

Ведущий: Расскажите, пожалуйста, о состоянии конкуренции в 2008 году? Сколько было возбуждено дел по признаку злоупотребления доминирующим положением хозяйствующими субъектами и по признаку совершения антиконкурентных действий со стороны органов власти? Каковы самые проблемные вопросы рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства?

Артемьев И.Ю.:

В 2008 году произошли качественные изменения в работе антимонопольных органов:
- повысился уровень принимаемых антимонопольными органами решений, что повлияло на их оценку при рассмотрении судебных дел;
- прозрачность и открытость в деятельности антимонопольных органов позволили повысить доверие и наладить конструктивный диалог с бизнес – сообществом и общественными объединениями.

В связи с появлением больших оборотных штрафов рыночные структуры научились защищаться. Но важно, что при этом процентная доля отмененных судом решений антимонопольных органов не растет, при том, что количество возбуждаемых ФАС России дел увеличивается.

 

Ведущий: Как, по-вашему мнению, должна быть решена проблема низкой конкурентоспособности отечественных предприятий, вызванная неэффективным производственно-технологическим циклом? Какими вы видите перспективы развития конкурентоспособности российского бизнеса?

Артемьев И.Ю.:

Это вопрос менеджеров компаний на микроуровне, т.е. как решает проблему сотрудник отдела качества, главный инженер, как организовано энергосбережение, проблема персонала и т.д. Скорее это вопрос к ним.

Перспективы развития конкурентоспособности российского бизнеса, на мой взгляд, хорошие.

 

Ведущий: С какими трудностями вам чаще всего приходится сталкиваться в процессе осуществления своей деятельности?

Артемьев И.Ю.:

Пробелы в законодательстве, нежелание чиновников соблюдать антимонопольное законодательство, иногда непонимание судами норм антимонопольного регулирования.

 

Ведущий: Статья 6 Федерального закона "О защите конкуренции" устанавливает понятие монопольно высокой цены товара. Такой является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если: 1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке; 2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли. При этом цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует хотя бы одному из вышеуказанных критериев. Таким образом, закон определяет необходимость наличия двух признаков монопольно высокой цены. Однако в настоящее время при применении указанной нормы закона наметилась тенденция использовать только один критерий (необходимые для производства и реализации такого товара расходов и прибыли) в связи с отсутствием возможности применения второго критерия (отсутствие сопоставимого товарного рынка). Скажите, пожалуйста, с чем это связано?

Артемьев И.Ю.:

Ваш вопрос содержит в себе и ответ - в связи с невозможностью применения второго критерия. Например, подобную ситуацию можно наблюдать в топливозаправочных комплексах в аэропортах. Почти невозможно найти сопоставимый рынок, существующий в условиях конкуренции, практически везде рынок монополизирован. Поэтому мы не может сравнивать цены, по которым предоставляются услуги в ТЗК в конкретном аэропорте с ценой, которая сложилась на конкурентном рынке. И мы вынуждены прибегать к анализу обоснованности необходимости затрат и прибыли необходимых для реализации такого товара или услуг, которые производятся в ТЗК аэропорта. Таким образом, в данной ситуации мы применяем только один критерий, потому что второй применить не возможно. Во втором антимонопольном пакете законов мы предлагаем включить несколько новых критериев, которые мы обсуждаем с бизнес-сообществом.

 

Ведущий: Как быть субъекту естественной монополии с теми договорами на оказание финансовых услуг, которые были заключены с финансовыми организациями до вступления в силу Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установившего особенности отбора финансовых организаций без проведения открытого конкурса (открытого аукциона)?

Артемьев И.Ю.:

В случае, если субъекты естественных монополий до вступления в силу ФЗ "О защите конкуренции", для заключения договоров на оказание финансовых услуг, осуществили отбор финансовых организаций путем проведения торгов, но по каким-либо причинам не заключили договор с лицом, выигравшим торги, заключение такого договора после вступления Закона о защите конкуренции в силу не будет рассматриваться как нарушение статьи 18 Закона по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 5 статьи 448 Гражданского кодекса РФ лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения торгов протокол об их результатах, который имеет силу договора.

Согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса РФ условия заключенного договора сохраняют силу и после принятия закона, устанавливающего обязательные для сторон иные правила, чем те, которые действовали при заключении договора, кроме тех случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

 

Ведущий: В соответствии со 135-ФЗ оказание услуг по страхованию, в т.ч. и ОСАГО, осуществляется только путем проведения торгов. Распространяется ли это условие на договора страхования, при условии, что цена договора менее 100000 р., т.е. можно ли такие заказы размещать у единственного поставщика?

Артемьев И.Ю.:

Нет, нельзя. Для получения финансовых услуг, в данном случае договора страхования при условии, что цена такого договора менее 100 тысяч рублей субъекты, обязаны проводить открытый конкурс или открытый аукцион. При этом по ОСАГО – только путем проведения конкурса, поскольку цена одна.

 

Ведущий: В ст.18 Федерального закона 135-ФЗ при отборе финансовых организаций идет ссылка на Федеральный закон 94-ФЗ. Вопрос: необходимо ли проводить конкурс (аукцион) при заключении договоров страхования если цена договора до 100 тыс. руб.? В случае проведения конкурса (аукциона) каким образом определять победителя? Просим дать разъяснение по данному вопросу на примере ОСАГО?

Артемьев И.Ю.:

Если цена одна, то основным критерием при отборе победителя является качественный показатель услуги (ОСАГО) в соответствии с Законом о размещении заказов.

 

Ведущий: Статьей 18 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют отбор финансовых организаций для личного страхования, в том числе медицинского страхования путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Статьей 6 Федерального закона от 28.06.1991 г. N1499-1 "О медицинском страховании граждан в РФ" определено, что граждане РФ имеют право на выбор медицинской страховой организации. Распространяется ли требование Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" на обязательное медицинское страхование работающего и неработающего населения. Может ли работающее население самостоятельно осуществлять выбор медицинской страховой организации. Каким образом неработающее население должно осуществлять выбор медицинской страховой организации?

Артемьев И.Ю.:

Законом 1491-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" не установлен механизм выбора гражданами страховых медицинских организаций. Договор ОМС заключается страховщиком со страхователем, то есть работодателем, либо органом государственной власти. Поэтому отбор страховых медицинских организаций страхователем осуществляется в соответствии со статьей 18 ФЗ "О защите конкуренции".

Ведущий:

Коллеги, присутствующие в зале, у вас есть возможность задать свои вопросы.

 

Вопрос из зала: У нас два вопроса Игорю Юрьевичу. Первый: появились ли какие-то данные о недискриминационном доступе к трубе? И второе: по авиакомпании "Сибирь"?

Артемьев И.Ю.:

То, что касается недискриминационного доступа к газовой трубе, то я напомню, что еще 5 месяцев назад документ был положен на красный бланк, т.е. согласован всеми абсолютно структурами Правительства РФ. Единственное разногласие было со стороны "Газпрома". И документ был представлен Председателю Правительства. Это случилось в сентябре. В этот момент разразился кризис, и "Газпром" попросил остановить этот документ. И когда три недели назад рассматривалась программа защиты конкуренции в стране, я попросил Председателя Правительства вернуться к этому документу. Он сказал, что все знает, нужно взвесить некоторые риски, которые появились в связи с кризисом и что он надеется, что в обозримом будущем этот документ будет принят.

 

Вопрос из зала: Второй вопрос касается опять же госкорпорации в некотором смысле. Существует мнение экспертов, что страдающая авиакомпания "Сибирь" может быть национализирована. Скажите, пожалуйста, насколько это действительно реально? Я знаю, что авиакомпания "Сибирь" этому активно сопротивляется. И, в принципе, насколько чисты в настоящий момент попытки государства как-то помочь бизнесу? Или все-таки могут привести к каким-то трудностям в дальнейшем, каким-то серьезным проблемам в экономике когда кризис закончится?

Артемьев И.Ю.:

Совершенно понятно, что без господдержки сейчас обойтись трудно. Если бы не было господдержки банков, то мы имели бы эффект домино, обманутых вкладчиков. И то, что Правительство РФ не допустило этого кризиса – это огромное достижение. Вы сравните это с тем, что творилось в Англии, Америке и т.д.

О компании "Сибирь"... У нас нет закона о национализации. Никто не может без согласия собственника национализировать компанию "Сибирь". Мы же будем поддерживать конкуренцию на рынке авиаперевозок. По нашим данным, авиакомпания "Сибирь" по внутренним перевозкам имела первое место, она даже опережала "Аэрофлот" до кризиса. Это крупная компания, которая выполняла очень важную конкурентную роль.

 

Вопрос из зала: Марина Грицук, "Российская газета". У меня несколько вопросов. Я хотела бы уточнить по поправкам в Уголовный кодекс РФ: сколько лет тюрьмы будет грозить виновникам? Вы рассказали ситуацию в Нижнем Новгороде. Если сейчас будет доказана вина губернатора, что ему грозит? Как может измениться на примере этого человека наказание после принятия поправок? Что такое "три звоночка"?

Артемьев И.Ю.:

Часть 1 статьи 178 УК РФ предусматривает лишение свободы на срок до 2 лет, либо штраф. Если человека первый раз поймают за картель, ему по КоАП РФ грозит крупный штраф и дисквалификация, но судья его, скорее всего, не отправит его за решетку, а даст условный срок. Но если он являлся организатором картеля, либо был нанесен большой ущерб, возможно, ему грозит лишение свободы. В конце концов, вопрос будет решать судья. Если картель создается организованной группой повторно, преступление содержит признаки приготовления, что чаще всего бывает при картелях, то все участники картеля будут нести ответственность не по первой части статьи 178 УК РФ, а по второй. По второй части, скорее всего это будет либо большой условный срок, либо тюремное наказание. А если это делается с применением угроз, насилия в отношении других предпринимателей, либо органов власти – наказание до 7 лет лишения свободы.

Теперь расскажу про правило "трех звонков". Если существует однократное нарушение, допустим, один из руководителей железной дороги или какого-нибудь другого крупного монополиста, нарушил статью 10 - злоупотребление доминирующим положением, то человек, подписавший документ, ограничивший конкуренцию и нанесший ущерб предпринимателям на первый раз будет привлечен к административной ответственности, заплатит штраф и сразу попадет в специальный реестр Федеральной антимонопольной службы. Если в течение трех лет он еще дважды нарушит антимонопольное законодательство, и в результате трижды суд подтвердит его вину, то антимонопольный орган будет обязан направить в прокуратуру и МВД представление на возбуждение уголовного дела, а Генеральная прокуратура должна будет возбудить уголовное дело.

Что касается наших расследований в отношении Администрации Нижегородской области, я сожалею, что в ее работе так много нарушений антимонопольного законодательства. Идут судебные процессы и именно решения "третьей" власти все определят.

 

Вопрос из зала: Скажите, пожалуйста, когда вступит силу правило недискриминационного доступа к газовой трубе? После того, как Председатель Правительства РФ подпишет какое-то постановление? Или оно должно быть одобрено в Думе?

Артемьев И.Ю.:

В Думе одобрять ничего не надо, необходимо Постановление Правительства РФ. Оно уже находится у Председателя Правительства на красном бланке. Он его подпишет, когда сочтет возможным. Но суть в том, что между Правительством и "Газпромом" в данном случае есть еще одно разногласие, которое сейчас и должен оценить Председатель Правительства: преодолено оно или нет. "Газпром" считает, что правило нельзя подписывать, пока не будет принят план развития газотранспортной системы в России. То есть пока не будет решено, как в условиях кризиса за те деньги, которыми располагает "Газпром" и Правительство, будет развиваться газотранспортная сеть. По их мнению, подписание такого документа о недискриминационном доступе без утверждения соответствующего плана может привести к разрушению работы "Газпрома". Это такой вполне рациональное рассуждение, хотя меня оно не убеждает. Однако решать будет Председатель Правительства РФ. Только его решение является окончательным.

Вопрос из зала:

То есть Вы не согласны, что нужно сначала подписать этот план?

Артемьев И.Ю.:

Когда в сентябре документ был внесен председателю Правительства, разразился кризис, и ситуация несколько изменилась. И Председатель не мог не отдавать этому должное. Он, его советники и другие вице-премьеры должны разобраться. В настоящее время идет переоценка происходящих последствий. Мне совершенно понятно, что делает сейчас Председатель Правительства РФ – пытается понять, как в новых условиях можно реализовать этот документ.

Вопрос из зала:

А может получиться так, что Вам понадобиться переписывать эти правила?

Артемьев И.Ю.:

Если нам это будет поручено, мы это сделаем. Я подчеркиваю, что все министерства и ведомства РФ документ утвердили еще до кризиса. Документ был туда внесен за несколько дней до того, как разразился кризис.

 

Вопрос из зала: Скажите, пожалуйста, видите ли Вы в связи с кризисом какое-то изменение в характере и количестве ходатайств, которые поступают в Федеральную антимонопольную службу? Есть ли какое-то существенное снижение количеств следок, ходатайств, сумм сделок? Ожидаете ли Вы, что через некоторое время эта ситуация изменится, может быть, выжившие начнут поглощать мелких? Есть ли у Вас какой-то прогноз относительно данной ситуации в России?

Артемьев И.Ю.:

В настоящее время количество ходатайств уменьшилось – это говорит о том, что мы еще "падаем".Когда вы спросите нас, и мы вам скажем, что количество ходатайств увеличилось, это значит, что мы "перестали падать". Этот показатель говорит о том, что если у кого-то появятся свободные деньги и кто-то начнет покупать, активно внедряться в новые и смежные бизнесы, у нас будет расти количество ходатайств, и это будет означать, что мы уже пусть и медленно, но начинаем выздоравливать.

Ведущий:

Спасибо большое, Игорь Юрьевич, за интересные и исчерпывающие ответы, за то, что вы нашли время ответить на вопросы нашей интернет-аудитории.

Интернет-конференция организована компанией "Гарант"

Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N77-14642).

Читать ГАРАНТ.РУ в и