Лишь 7% опрошенных безоговорочно одобряют предложение об ограничении права курильщиков на бесплатное лечение ряда болезней
На новый уровень вышла дискуссия о допустимости введения специального режима оказания медицинской помощи в рамках системы ОМС для курильщиков. Так, возможность применения этой меры, как способа снижения распространенности табакокурения среди населения, обсуждается в Госдуме. В частности, депутаты предлагают обязать страдающих вредной привычкой отдельно доплачивать за страхование рисков возникновения у них заболеваний, связанных с употреблением табака. Также звучат предложения вовсе лишить права на бесплатное лечение ряда заболеваний тех граждан, которые, несмотря на предупреждения о вреде табакокурения, продолжают курить.
Мы опросили читателей портала ГАРАНТ.РУ о том, как они относятся к возможности введения таких ограничений.
63% респондентов полагают, что лишать человека права на медицинскую помощь нельзя ни при каких обстоятельствах. И даже, если это позволит снизить распространенность курения табака. "На мой взгляд, отказ в праве на оказание медицинской помощи не может быть оправдан ничем – это прямое нарушение Конституции РФ!", – восклицает один из участников опроса. "Нужно бороться с действительно вредными социальными явлениями, такими, как наркомания и алкоголизм. Курильщики никому не мешают", – считает неоправданным введение ограничений другой респондент. Еще один читатель полагает, что привычка курить табак ничуть не вреднее другой – переедания, которой также подвержена значительная часть населения: "Курильщики наносят своему здоровью вред не больший, чем, скажем, любители покушать, но вопрос об ограничении в правах людей с ожирением никто не ставит".
Еще 6% связывают введение ограничений с общим увеличением заболеваемости в стране – существует опасность, что курильщики перестанут вовсе заботиться о своем здоровье. "Лишение части прав понизит социальный статус курильщиков, а это может повлечь не только их безразличие к своему здоровью, но и привести к другим пагубным привычкам", – обеспокоен респондент.
12% одобряют инициативу, но с оговоркой – нужно максимально четко определить критерии выявления курильщиков, чтобы избежать злоупотреблений со стороны медиков и страховых компаний. "Инициативу одобряю, однако важно исключить любую двусмысленность при выявлении курильщиков, а заболевание, в бесплатном лечении которого отказывается, должно иметь прямую и доказанную связь с курением", – полагает читатель. "Я не против ограничений, но на мой взгляд, в вопросе определения фактов употребления табака не должно быть никакого субъективизма – только лабораторное подтверждение!", – соглашается другой респондент.
И только 7% наших читателей полностью поддерживают предложения депутатов. "Для "неаккуратных" автомобилистов стоимость страховки возрастает. Почему бы не распространить такое правило и на ОМС для курильщиков? Все мы взрослые люди и вправе делать выбор – вести здоровый образ жизни или поддаться слабости. Почему государство должно оплачивать капризы курильщиков?", – задается вопросом один из участников опроса. "Только жесткими мерами можно бороться с вредным для общества поведением и привычками. Например, в скандинавских странах ужесточением законодательства смогли побороть массовый алкоголизм. Также и мы сможем побороть курение", – добавляет другой.
Кроме того, 12% участников опроса предложили свои идеи по борьбе с употреблением табака. "Вместо скучной и неэффективной пропаганды здорового образа жизни нужно создавать реальные условия для этого. Не нужно строить огромные спортивные арены, постройте вместо этого в каждом районе центры здоровья, где люди могли бы заниматься спортом, а не сидеть перед телевизором с сигаретой и пивом", – делится своими соображениями один из участников опроса. А другой респондент предлагает бороться с табакокурением теми же методами, что и с наркотиками: "Продавать, распространять и рекламировать сигареты, примерно тоже самое, что продавать дозы того или иного наркотика. На мой взгляд решение проблемы лежит на поверхности".
Время проведения опроса: 30 мая – 6 июня 2016 года
Место проведения опроса: Россия, все округа
Размер выборки: 603 респондента