Новости и аналитика Горячие документы Федеральные Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 24 марта 2025 г. N 103 "Об утверждении Положения о расследовании аварий или инцидентов на море"

Обзор документа

5 мая 2025

gerb

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 24 марта 2025 г. N 103 "Об утверждении Положения о расследовании аварий или инцидентов на море"

Зарегистрировано в Минюсте России 30 апреля 2025 г.
Регистрационный N 82024

     В соответствии со статьей 61 Кодекса торгового мореплавания
Российской Федерации и подпунктом 5.2.11 пункта 5 Положения о
Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г.
N 395, приказываю:
     1. Утвердить прилагаемое Положение о расследовании аварий или
инцидентов на море.
     2. Признать утратившими силу:
     приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 8 октября
2013 г. N 308 "Об утверждении Положения о расследовании аварий или
инцидентов на море" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31355);
     приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июня 2019
г. N 186 "О внесении изменений в Положение о порядке расследования аварий
или инцидентов на море, утвержденное приказом Минтранса России от 8
октября 2013 г. N 308" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 11 сентября 2019 г., регистрационный N 55883).
     3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г.

Министр                                                   Р.В. Старовойт



                                                               Утверждено
                                                приказом Минтранса России
                                                от 24 марта 2025 г. N 103

                                Положение
              о расследовании аварий или инцидентов на море

                           I. Общие положения

     1. Настоящее Положение устанавливает требования к расследованию
аварий или инцидентов на море, произошедших в прямой связи с нахождением
судна в работе в эксплуатационном состоянии, а также его техническим
обслуживанием (далее - эксплуатация судна), с самоходными судами,
буксируемыми судами или иными плавучими объектами (в период их морской
буксировки или портовой буксировки)1 на море и в акваториях морских
портов, или с участием таких судов, плавучих объектов (далее - аварийные
случаи).
     2. Расследование аварийных случаев осуществляется для установления
причин аварийных случаев и выработки рекомендаций по их предотвращению
при эксплуатации судна в дальнейшем.
     3. К произошедшим в прямой связи с эксплуатацией судна аварийным
случаям относятся события (последовательность событий), результатом
которых является (являются):
     1) гибель человека, потеря человека с судна или причинение тяжкого
вреда здоровью человека2;
     2) повреждение судна (утрата мореходных качеств и (или) создание
препятствий эксплуатации судна в связи с появлением эксплуатационных
ограничений);
     3) смещение перевозимого судном груза и (или) изменение
физикохимических свойств перевозимого судном груза, приведшее к утрате
мореходных качеств судна;
     4) посадка судна на мель и его нахождение на мели более 24 часов;
     5) гибель, предполагаемая гибель или оставление судна его экипажем;
     6) лишение возможности движения судна в течение более 24 часов, за
исключением случая намотки сетей (снастей, тралов) на гребной винт
(винты) или руль судна;
     7) участие судна в столкновении, в том числе с другим судном и (или)
иным плавучим объектом;
     8) повреждение объектов морской инфраструктуры3 вне судна, которое
может угрожать безопасности самого судна, другого судна или иного лица;
     9) ущерб окружающей среде или возможный ущерб окружающей среде,
вызванный повреждением судна, в том числе разлив нефти или нефтепродуктов
массой от 1 до 500 тонн.
     4. Расследование аварий на море, повлекших за собой полную
конструктивную гибель судна либо гибель буксируемого судна или иного
плавучего объекта, буксируемого судном, смерть двух и более человек, либо
причинение серьезного ущерба окружающей среде, в том числе разлив нефти
или нефтепродуктов массой от 500 тонн и выше, вызванный повреждением
судна или судов4 (далее - очень серьезная авария), осуществляется в
соответствии с настоящим Положением.
     Расследование событий или последовательности событий, иных чем
авария на море, произошедших в непосредственной связи с эксплуатацией
судна, которые угрожали или, не будучи предотвращены, могли угрожать
безопасности судна, людей на судне либо иного лица или окружающей среды
(в том числе повреждение судна без потери его мореходных качеств, посадка
судна на мель и его нахождение на мели менее 24 часов, смещение
перевозимого судном груза, не приведшее к потере мореходных качеств
судна, лишение возможности движения судна менее 24 часов, намотка орудий
добычи (вылова) водных биологических ресурсов или их частей на гребной
винт (винты) или руль, вызванное повреждением судна, загрязнение
окружающей среды, в том числе разлив нефти или нефтепродуктов массой от
0,3 до 1,0 тонны (далее - инцидент), осуществляется в соответствии с
настоящим Положением.
     Расследование событий или последовательности событий, результатом
которых является гибель человека или причинение тяжкого вреда здоровью
человека, потеря человека с судна, гибель, предполагаемая гибель или
оставление судна его экипажем, повреждение судна, посадка судна на грунт
или лишение возможности движения судна, участие в столкновении,
повреждение морской инфраструктуры вне судна, которое может угрожать
безопасности самого судна, другого судна или отдельного лица, или ущерб
окружающей среде, или возможный ущерб окружающей среде, вызванный
повреждением судна или судов (далее - авария на море), осуществляется в
соответствии с настоящим Положением.
     5. Настоящее Положение не применяется при расследовании аварийных
случаев:
     1) произошедших с военными кораблями, военно-вспомогательными
судами, судами, используемыми в целях транспортного обслуживания и (или)
обеспечения безопасности объектов государственной охраны, и другими
судами, находящимися в собственности государства или эксплуатируемыми им
и используемыми только для правительственной некоммерческой службы5;
     2) связанных с повреждением судном орудий добычи (вылова) водных
биологических ресурсов, за исключением случаев намотки орудий добычи
(вылова) водных биологических ресурсов на гребной винт (винты) или руль
судна.
     6. Расследование аварийных случаев должно включать сбор, анализ
материалов по аварийному случаю, проведение анализов и экспертиз по
аварийному случаю, установление причин аварийного случая, составление
Федеральной службой по надзору в сфере транспорта6 (далее -
уполномоченный орган) заключения о результатах расследования аварийного
случая (далее - заключение), разработку уполномоченным органом
рекомендаций по предупреждению аварийных случаев в будущем и повышению
уровня безопасности мореплавания, включая повышение уровня подготовки
экипажей судов.
     7. Расследование аварийных случаев должно осуществляться отдельно и
независимо от любого другого расследования, проводимого в рамках
уголовного, административного или иного производства, и не препятствовать
любому другому расследованию.
     8. При расследовании аварийных случаев не осуществляется
расследование аварийных случаев, совершенных с намерением причинить вред
безопасности судна, иному лицу или окружающей среде.

                    II. Сообщение об аварийном случае

     9. Если аварийный случай произошел в территориальном море или во
внутренних морских водах иностранного государства, капитан судна,
плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, обязан
сообщить информацию, предусмотренную пунктом 13 настоящего Положения, с
использованием доступных средств связи (в том числе по номеру телефона,
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), а при их отсутствии - через другое судно, с которым имеется
связь) о произошедшем аварийном случае (далее - сообщение об аварийном
случае):
     1) российскому морскому спасательно-координационному центру (далее -
МСКЦ) и (или) морскому спасательному подцентру (далее - МСПЦ), ближайшему
к месту, где произошел аварийный случай;
     2) судовладельцу;
     3) уполномоченному органу;
     4) капитану морского порта Российской Федерации, ближайшего к месту,
где произошел аварийный случай, и (или) капитану морского порта
Российской Федерации, в который планировался заход судна, с которым
произошел аварийный случай;
     5) Федеральному агентству по рыболовству (в случае если аварийный
случай произошел с судном рыбопромыслового флота);
     6) спасательно-координационному центру иностранного государства (в
случае если судно находится в поисково-спасательном районе иностранного
государства), ближайшему к месту, где произошел аварийный случай;
     7) консульскому учреждению Российской Федерации7, ближайшему к
месту, где произошел аварийный случай.
     10. В случаях, не предусмотренных пунктом 9 настоящего Положения,
капитан судна обязан в течение 24 часов с момента наступления аварийного
случая передать сообщение об аварийном случае с использованием доступных
средств связи (в том числе по номеру телефона, сети "Интернет", а при их
отсутствии - через другое судно, с которым имеется связь):
     1) Главному морскому спасательно-координационному центру
Федерального государственного бюджетного учреждения "Морская спасательная
служба" (далее - ГМСКЦ ФГБУ "Морспасслужба") или МСКЦ, МСПЦ при
нахождении судна в поисково-спасательном районе Российской Федерации;
     2) судовладельцу;
     3) уполномоченному органу;
     4) капитану морского порта Российской Федерации, ближайшего к месту,
где произошел аварийный случай, и (или) капитану морского порта
Российской Федерации, в который планировался заход судна, с которым
произошел аварийный случай;
     5) Федеральному агентству по рыболовству (если аварийный случай
произошел с судном рыбопромыслового флота);
     6) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом",
федеральному государственному бюджетному учреждению "Главное управление
Северного морского пути" и федеральному государственному бюджетному
учреждению "Информационный аналитико-статистический центр Росморречфлота"
(если аварийный случай произошел при плавании судна в акватории Северного
морского пути).
     11. ГМСКЦ ФГБУ "Морспасслужба", МСКЦ или МСПЦ в течение 24 часов с
момента получения от капитана судна сообщения об аварийном случае должен
направить в уполномоченный орган имеющуюся информацию о каждом аварийном
случае, произошедшем в поисково-спасательном районе Российской Федерации
в течение 24 часов.
     12. При повреждении средств навигационного оборудования (далее -
СНО) в результате аварийного случая капитан судна обязан в течение 24
часов с момента обнаружения такого повреждения сообщить о нем с
использованием доступных средств связи (в том числе по номеру телефона,
сети "Интернет", а при их отсутствии - через другое судно, с которым
имеется связь):
     1) судовладельцу;
     2) уполномоченному органу;
     3) капитану морского порта Российской Федерации, на территории
которого находится СНО;
     4) Федеральному агентству по рыболовству (если аварийный случай
произошел с судном рыбопромыслового флота);
     5) Г осударственной корпорации по атомной энергии "Росатом",
федеральному государственному бюджетному учреждению "Главное управление
Северного морского пути" и федеральному государственному бюджетному
учреждению "Информационный аналитико-статистический центр Росморречфлота"
(если аварийный случай произошел при плавании судна в акватории Северного
морского пути).
     13. В сообщении об аварийном случае указывается следующая
информация:
     1) сведения о судне:
     тип судна;
     название судна;
     идентификационный номер судна, присвоенный Международной морской
организацией8 (далее - номер ИМО);
     морской порт (место) государственной регистрации судна;
     2) фамилия, имя, отчество (при наличии) капитана судна;
     3) сведения о судовладельце:
     полное и (или) сокращенное (при наличии) наименование, адрес в
пределах места нахождения, номер телефона и факса (при наличии) (для
юридических лиц);
     фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту
жительства (пребывания), номер телефона и факса (при наличии) (для
физических лиц);
     фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту
жительства, номер телефона и факса (при наличии) (для индивидуальных
предпринимателей);
     4) сведения об аварийном случае: дата и время аварийного случая;
     географические координаты местонахождения судна, где произошел
аварийный случай;
     географические координаты местонахождения судна; дата и время
передачи сообщения об аварийном случае; описание аварийного случая;
     число получивших тяжкий вред здоровью и (или) погибших людей;
идентификационные данные любого другого вовлеченного в аварийный случай
судна.

                  III. Расследование аварийных случаев

     14. Расследование аварийных случаев осуществляется уполномоченным
органом9.
     15. Для расследования аварийных случаев уполномоченным органом в
течение 24 часов с момента наступления аварийного случая создается
комиссия (далее - комиссия).
     В состав комиссии включаются представители российских организаций,
уполномоченных на классификацию и освидетельствование судов10,
представители капитана морского порта, расположенного вблизи места
аварийного случая, и (или) представители капитанов морских портов
регистрации судов, с которыми произошел аварийный случай.
     16. При расследовании аварийных случаев с судами рыбопромыслового
флота, повлекших гибель человека, потерю человека с судна или ущерб
окружающей среде, в состав комиссии включается представитель Федерального
агентства по рыболовству.
     17. Для проведения экспертизы или анализов по аварийному случаю к
работе комиссии могут привлекаться представители научных организаций и
(или) экспертов.
     При расследовании очень серьезной аварии в состав комиссии
включаются представители Министерства транспорта Российской Федерации,
Федерального агентства морского и речного транспорта.
     При расследовании очень серьезной аварии, произошедшей с судном
рыбопромыслового флота, в состав комиссии включается представитель
Федерального агентства по рыболовству.
     При расследовании очень серьезной аварии, произошедшей с судном в
акватории Северного морского пути, в состав комиссии включается
представитель Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и
(или) ее подведомственной организации.
     18. Уполномоченным органом при проведении расследования аварийного
случая:
     1) беспрепятственно посещаются суда, береговые службы, проводится
опрос очевидцев аварийного случая, запрашивается у очевидцев аварийного
случая информация, имеющая отношение к аварийному случаю, привлекаются в
ходе расследования специалисты для проведения анализов и экспертиз по
аварийному случаю;
     2) определяются причины возникновения аварийного случая,
разрабатываются рекомендации по предупреждению аварийных случаев в
будущем.
     19. Уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней со дня получения
сообщения об аварийном случае в соответствии с главой II настоящего
Положения должен зарегистрировать аварийный случай в журнале учета
аварийных случаев на море с судами (далее - журнал учета) и начать
расследование такого аварийного случая.
     20. В течение 10 рабочих дней со дня получения сообщения об
аварийном случае в соответствии с главой II настоящего Положения
судовладелец судна, с которым произошел аварийный случай, или
представитель такого судовладельца должен направить в уполномоченный
орган следующие материалы и документы:
     1) акт об аварийном случае;
     2) выписки из судового журнала и машинного журнала (для судов с
механическим двигателем)11;
     3) копии навигационных карт с навигационной прокладкой рейса, во
время которого произошел аварийный случай;
     4) данные судового прибора регистрации данных о рейсе (далее - ПРД)
или судового упрощенного прибора регистрации данных о рейсе (далее -
У-ПРД);
     5) планы, схемы маневрирования, схемы столкновения;
     6) копия классификационного свидетельства, выданного российской
организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование
судов, заверенная печатью капитана морского порта;
     7) копии судовых документов, заверенные печатью капитана морского
порта (за исключением судового и машинного журналов);
     8) копия таблицы маневренных элементов, заверенная печатью капитана
морского порта;
     9) схематический чертеж аварийного случая;
     10) чертежи повреждений судна, самоходного судна, буксируемого судна
или иного плавучего объекта, с которым произошел аварийный случай;
     11) протоколы опроса очевидцев аварийного случая (далее - протоколы
опроса) капитаном судна и (или) старшим помощником капитана, и (или)
судовладельцем, и (или) представителем судовладельца;
     12) радиограммы, телексы, относящиеся к аварийному случаю;
     13) акты осмотров судна;
     14) планшеты глубин;
     15) схемы заводки буксирных тросов;
     16) результаты лабораторных анализов и технических экспертиз;
     17) фотографии на бумажном или электронном носителе, относящиеся к
аварийному случаю, в том числе с экранов навигационных приборов с данными
на момент аварийного случая;
     18) информация о судне, с которым произошел аварийный случай,
включающая:
     наибольшие размерения судна с точностью до 0,1 метра; вместимость
судна (валовую и (или) чистую); тип и мощность судовой энергетической
установки; скорость полного хода в узлах (маневренного и (или) морского);
количество и конструкцию гребных винтов, конструкцию руля; сведения об
электрорадионавигационных приборах, о мощности судовой радиостанции и
(или) других средств связи и радиусе их действия;
     количество и производительность водоотливных средств, сведения о
противопожарных средствах;
     категорию ледовых усилений судна; сроки действия судовых документов;
род и вид груза;
     количество груза (в метрических тоннах) и его размещение в грузовых
помещениях судна;
     численность экипажа судна, количество пассажиров (при наличии);
осадку судна носом, кормой и среднюю (с точностью до 0,1 метра) на момент
аварийного случая.
     21. В акте об аварийном случае указываются на русском и (или)
английском языках:
     1) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности лиц,
составивших акт об аварийном случае;
     2) сведения о судне:
     тип судна;
     название судна;
     номер ИМО;
     морской порт (место) государственной регистрации судна;
     3) фамилия, имя, отчество (при наличии) капитана судна;
     4) вид аварийного случая в соответствии с пунктом 4 настоящего
Положения;
     5) место, где произошел аварийный случай, с указанием его
географических координат;
     6) дата и время аварийного случая;
     7) описание повреждений судна (при наличии);
     8) последствия аварийного случая в соответствии с пунктом 3
настоящего Положения;
     9) условия и обстоятельства, при которых произошел аварийный случай;
     10) причины аварийного случая;
     11) информация о пострадавших людях (фамилия, имя, отчество (при
наличии), дата рождения, гражданство), а также количестве детей в
возрасте до 16 лет (при наличии);
     12) перечень утраченного и (или) поврежденного имущества (при
наличии);
     13) выводы и предложения капитана судна по предупреждению подобных
аварийных случаев в будущем.
     22. Акт об аварийном случае составляется комиссией под руководством
капитана судна в течение 24 часов с момента аварийного случая.
     23. В протоколах опросов указываются следующие сведения:
     1) дата и время проведения опроса;
     2) фамилия, имя и отчество (при наличии), число, месяц и год
рождения опрашиваемого лица;
     3) должность, занимаемая на судне (для каждого члена экипажа судна,
вовлеченного в аварийный случай), и стаж работы (в том числе всего на
морском транспорте и в последней должности на судне) опрашиваемого лица,
с которым произошел аварийный случай;
     4) специальное образование опрашиваемого лица (полное или
сокращенное наименование образовательной организации и дата завершения
обучения);
     5) квалификация по диплому опрашиваемого лица (наименование
квалификации и номер диплома, дата его выдачи);
     6) адрес регистрации по месту жительства (пребывания) опрашиваемого
лица;
     7) заданные в ходе опроса вопросы опрашиваемому лицу и полученные
ответы;
     8) фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица,
проводящего опрос.
     24. Каждый лист протокола опроса подписывается опрашиваемым лицом и
должностным лицом, проводящим опрос.
     25. Указанные в пунктах 20 и 29 настоящего Положения материалы,
документы и заключение составляются на русском и (или) английском языках.
     26. Уполномоченным органом проводится расследование аварийного
случая на основании имеющейся у него информации в случае, если в течение
15 рабочих дней со дня регистрации уполномоченным органом аварийного
случая в журнале учета документы и сведения, направляемые в соответствии
с пунктом 20 настоящего Положения, от судовладельца или представителя
судовладельца в уполномоченный орган не поступили.
     27. В ходе проведения расследования аварийного случая по запросу
уполномоченного органа капитаном судна, судовладельцем или представителем
судовладельца с использованием доступных средств связи (в том числе по
номеру телефона, сети "Интернет", а при их отсутствии - через другое
судно, с которым имеется связь) дополнительно представляются:
     1) акт внеочередного освидетельствования российской организацией,
уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, и акты
других видов освидетельствования, назначенных российской организацией,
уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов;
     2) фотографии повреждений судна на бумажном или электронном
носителе;
     3) другие документы, касающиеся аварийного случая.
     28. Срок проведения уполномоченным органом расследования аварийного
случая составляет 60 рабочих дней со дня регистрации уполномоченным
органом аварийного случая в журнале учета в соответствии с пунктом 19
настоящего Положения.
     В случае необходимости срок проведения расследования аварийного
случая может быть продлен уполномоченным органом до 30 рабочих дней.
     В срок, указанный в абзацах первом и втором настоящего пункта, не
включается время проведения экспертиз по аварийному случаю.
     29. По истечении 10 рабочих дней со дня проведения расследования
аварийного случая, предусмотренного пунктом 28 настоящего Положения,
уполномоченный орган должен составить заключение, содержащее следующие
сведения:
     1) даты начала и окончания срока проведения расследования аварийного
случая;
     2) фамилии, имена и отчества (при наличии) лиц, проводивших
расследование аварийного случая;
     3) информацию о рейсе судна, с которым произошел аварийный случай;
     4) вид аварийного случая;
     5) дату и время аварийного случая;
     6) географические координаты места, где произошел аварийный случай;
     7) информацию о судне:
     тип судна;
     название судна;
     номер ИМО;
     морской порт (место) государственной регистрации судна;
     8) фамилию, имя, отчество (при наличии) капитана судна;
     9) информацию о судне, с которым произошел аварийный случай,
включающая:
     наибольшие размерения судна с точностью до 0,1 метра; вместимость
судна (валовую и (или) чистую); тип и мощность судовой энергетической
установки; скорость полного хода в узлах (маневренного и (или) морского);
количество и конструкцию гребных винтов, конструкцию руля; сведения об
электрорадионавигационных приборах, о мощности судовой радиостанции и
(или) других средств связи и радиусе их действия;
     количество и производительность водоотливных средств, сведения о
противопожарных средствах;
     категорию ледовых усилений судна; сроки действия судовых документов;
     род и вид груза;
     количество груза (в метрических тоннах) и его размещение в грузовых
помещениях судна;
     численность экипажа, количество пассажиров (при наличии);
     осадку судна носом, кормой и среднюю (с точностью до 0,1 метра) на
момент аварийного случая;
     10) информацию об освидетельствовании судна российской организацией,
уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов (органом,
выдавшим классификационные и конвенционные документы и проводившим
последнее освидетельствование судна);
     11) срок действия классификационного свидетельства12;
     12) перечень и сроки действия документов, выданных на судно в
соответствии с международными договорами Российской Федерации;
     13) последствия аварийного случая, предусмотренного в пункте 3
настоящего Положения;
     14) результаты расследования аварийного случая (обстоятельства, при
которых произошел аварийный случай, причины аварийного случая,
извлеченные уроки, рекомендации уполномоченного органа по предупреждению
подобных аварийных случаев в будущем).
     30. К заключению могут прилагаться:
     1) копии навигационных карт с навигационной прокладкой рейса, в
котором произошел аварийный случай;
     2) расшифровка данных ПРД или У-ПРД;
     3) схемы маневрирования, схемы столкновения;
     4) копии актов российской организации, уполномоченной на
классификацию и освидетельствование судов, которая осуществила
классификацию и освидетельствование судна, с которым произошел аварийный
случай;
     5) выписки из судового и машинного журналов;
     6) копии таблиц маневренных элементов;
     7) схематический чертеж аварии;
     8) чертежи повреждений судна, самоходного судна, буксируемого судна
или иного плавучего объекта, с которым произошел аварийный случай;
     9) протоколы опросов;
     10) радиограммы;
     11) телексы;
     12) акты осмотров;
     13) планшеты глубин;
     14) схемы заводки буксирных тросов;
     15) результаты лабораторных анализов и технических экспертиз;
     16) фотографии, а также другие документы, подтверждающие события
аварийного случая.
     31. Членом комиссии, не согласным с заключением, письменно
излагается свое мнение, которое приобщается к заключению.
     32. Копия заключения в течение 10 рабочих дней со дня истечения
срока проведения расследования аварийного случая, предусмотренного
пунктом 28 настоящего Положения, направляется уполномоченным органом с
использованием доступных средств связи (в том числе по факсу или сети
"Интернет"):
     судовладельцу или представителю судовладельца;
     Федеральному агентству по рыболовству, если аварийный случай
произошел с судном рыбопромыслового флота;
     Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и
федеральному государственному бюджетному учреждению "Главное управление
Северного морского пути", если аварийный случай произошел с судном в
акватории Северного морского пути.
     33. Если аварийный случай произошел с участием судна под флагом
иностранного государства, заключение составляется в соответствии с
требованиями Кодекса международных стандартов и рекомендуемой практики
расследования аварии или инцидента на море и переводится на английский
язык.
     34. В случае несогласия с заключением судовладельцем в течение 30
рабочих дней со дня получения копии заключения направляется
мотивированное возражение на русском и (или) английском языках в
уполномоченный орган посредством его официального сайта в сети
"Интернет".
     35. Уполномоченный орган в течение 14 рабочих дней со дня получения
мотивированных возражений судовладельца должен рассмотреть эти возражения
и оставить заключение без изменений либо назначить дополнительное
расследование (если возражения судовладельца содержат сведения об
обстоятельствах, существенно влияющих на ранее установленные причины
аварийного случая).
     36. Информация о принятом уполномоченным органом решении в
соответствии с пунктом 34 настоящего Положения в течение 5 рабочих дней
со дня принятия такого решения должна быть направлена с использованием
доступных средств связи (в том числе по номеру телефона, сети
"Интернет"):
     судовладельцу или представителю судовладельца;
     Федеральному агентству по рыболовству, если аварийный случай
произошел с судном рыбопромыслового флота;
     Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и
федеральному государственному бюджетному учреждению "Главное управление
Северного морского пути", если аварийный случай произошел с судном в
акватории Северного морского пути.
     37. Срок проведения дополнительного расследования аварийного случая
составляет 30 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом решения
о назначении дополнительного расследования аварийного случая.
     38. При проведении дополнительного расследования аварийного случая
допускается внесение уполномоченным органом изменений в заключение на
основании решения комиссии, созданной в соответствии с пунктом 15
настоящего Положения.
     Копия заключения в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока
дополнительного расследования аварийного случая направляется
уполномоченным органом с использованием сети "Интернет":
     судовладельцу или представителю судовладельца;
     Федеральному агентству по рыболовству, если аварийный случай
произошел с судном рыбопромыслового флота;
     Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и
федеральному государственному бюджетному учреждению "Главное управление
Северного морского пути", если аварийный случай произошел с судном в
акватории Северного морского пути.
     39. Судовладелец в течение 30 рабочих дней со дня получения копии
заключения должен разработать и осуществить мероприятия по предотвращению
аварийных случаев в будущем.
     40. В случае направления судовладельцем в уполномоченный орган
мотивированного возражения в соответствии с пунктом 34 настоящего
Положения срок разработки и осуществления указанных в пункте 39
настоящего Положения мероприятий исчисляется со дня получения
судовладельцем уведомления об оставлении заключения без изменений в
соответствии с пунктом 35 настоящего Положения или со дня получения
судовладельцем копии заключения в соответствии с пунктом 38 настоящего
Положения.
     41.0 мероприятиях, разработанных и осуществленных в соответствии с
пунктом 39 настоящего Положения, судовладелец в течение 30 рабочих дней
со дня получения копии заключения должен с использованием доступных
средств связи (в том числе по номеру телефона, сети "Интернет")
уведомить:
     уполномоченный орган;
     российскую организацию, уполномоченную на классификацию и
освидетельствование судов, освидетельствовавшую судно;
     Федеральное агентство по рыболовству, если аварийный случай
произошел с судном рыбопромыслового флота;
     Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" и
федеральное государственное бюджетное учреждение "Главное управление
Северного морского пути", если аварийный случай произошел с судном в
акватории Северного морского пути.

        IV. Расследование аварийных случаев с иностранными судами

     42. Аварийный случай, произошедший с судном под флагом иностранного
государства в пределах территориального моря или внутренних морских вод
Российской Федерации, расследуется уполномоченным органом в соответствии
с настоящим Положением и Кодексом международных стандартов и
рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море.
     43. Уполномоченный орган в возможно короткий срок, но не позднее 3
рабочих дней со дня получения от капитана судна сообщения об аварийном
случае, произошедшем в пределах территориального моря или внутренних
морских вод Российской Федерации с судном под флагом иностранного
государства, должен сообщить об аварийном случае морской администрации
государства флага иностранного судна с использованием доступных средств
связи (в том числе по номеру телефона, сети "Интернет").
     44. Судовладелец иностранного судна или морская администрация
государства флага иностранного судна, с которым произошел аварийный
случай, может обжаловать заключение в срок не позднее 2 месяцев со дня
его получения.

                        V. Учет аварийных случаев

     45. Уполномоченным органом ведется учет аварийных случаев,
зарегистрированных в журнале учета.
     46. В журнале учета указываются:
     1) номер аварийного дела;
     2) вид аварийного случая в соответствии с пунктом 4 настоящего
Положения;
     3) сведения о судне, с которым произошел аварийный случай:
     тип судна;
     название судна;
     номер ИМО (при наличии);
     4) сведения о судовладельце судна, с которым произошел аварийный
случай:
     полное и (или) сокращенное (при наличии) наименование, адрес в
пределах места нахождения, номер телефона и факса (при наличии) (для
юридических лиц);
     фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту
жительства (пребывания), номер телефона и факса (при наличии) (для
физических лиц);
     фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту
жительства, номер телефона и факса (при наличии) (для индивидуальных
предпринимателей);
     5) фамилия, имя, отчество (при наличии) капитана судна;
     6) сведения о судне, вовлеченном в аварийный случай:
     тип судна;
     название судна;
     номер ИМО (при наличии);
     7) сведения о судовладельце судна, вовлеченного в аварийный случай:
     полное и (или) сокращенное (при наличии) наименование, адрес в
пределах места нахождения, номер телефона и факса (при наличии) (для
юридических лиц);
     фамилию, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту
жительства (пребывания), номер телефона и факса (при наличии) (для
физических лиц);
     фамилию, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту
жительства, номер телефона и факса (при наличии) (для индивидуальных
предпринимателей);
     8) дата и время аварийного случая;
     9) географические координаты места, где произошел аварийный случай;
     10) причина аварийного случая;
     11) последствия аварийного случая в соответствии с пунктом 3
настоящего Положения;
     12) информация о лице, проводившем расследование аварийного случая;
     13) дата начала и окончания расследования аварийного случая в
соответствии с пунктами 19 и 28 настоящего Положения;
     14) сведения о продлении срока расследования в соответствии с
пунктом 28 настоящего Положения;
     15) информация о мероприятиях по предупреждению аварийных случаев в
будущем;
     16) другие относящиеся к аварийному случаю сведения.
     47. Журнал учета ведется на бумажном носителе или в электронной
форме.
     В журнале учета, оформленном на бумажном носителе, должны быть
пронумерованы страницы, а также указаны даты начала и окончания его
ведения (число, месяц, год).
     48. Уполномоченным органом разрабатываются рекомендации по
предупреждению аварийных случаев13 и доводятся до сведения
судовладельцев, капитанов морских портов и других заинтересованных
органов и организаций.
     49. Уполномоченным органом направляются в Министерство транспорта
Российской Федерации копии заключений, содержащих сведения о
расследованиях очень серьезных аварий, на русском и английском языках для
их обобщения и последующего направления в Международную морскую
организацию.
     50. Федеральным агентством по рыболовству учитываются аварийные
случаи, произошедшие с судами рыбопромыслового флота, расследованные
уполномоченным органом, обобщаются причины аварийных случаев,
разрабатываются рекомендации по предупреждению аварийных случаев с судами
рыбопромыслового флота14 и доводятся до сведения уполномоченного органа,
судовладельцев и экипажей судов рыбопромыслового флота, капитанов морских
портов, других заинтересованных органов и организаций.

------------------------------
     1 Статья 225 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации
(далее - KTM).
     2 Подпункт "а" пункта 4 Правил определения степени тяжести вреда,
причиненного здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 августа 2007 г. N 522.
     3 Пункт 76 Морской доктрины Российской Федерации, утвержденной
Указом Президента Российской Федерации от 31 июля 2022 г. N 512.
     4 Пункт 2.22 Кодекса международных стандартов и рекомендуемой
практики расследования аварии или инцидента на море (Кодекс расследования
аварий). Принят Резолюцией Ассамблеи Международной морской организации
(ИМО) от 16 мая 2008 г. N MSC.255(84). Является обязательным для
Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о Международной морской
организации от 6 марта 1948 г. Конвенция вступила в силу для СССР 17
марта 1958 г.
     5 Абзац второй пункта 2 статьи 3 КТМ.
     6 Подпункт 5.5.12(2) пункта 5 Положения о Федеральной службе по
надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398.
     7 Абзац одиннадцатый пункта 8 Положения о Консульском учреждении
Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской
Федерации от 5 ноября 1998 г. N 1330.
     8 Правило 3-1 главы XI приложения к Международной конвенции по
охране человеческой жизни на море от 11 ноября 1974 г. Является
обязательной для Российской Федерации в соответствии с постановлением
Совета Министров СССР от 2 ноября 1979 г. N 975 "О принятии СССР
Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года",
вступила в силу для СССР 2 ноября 1979 г.
     9 Подпункт 5.5.12(2) пункта 5 Положения о Федеральной службе по
надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398.
     10 Абзац первый пункта 2 статьи 22 КТМ.
     11 Подпункты 9 и 10 пункта 1 статьи 25 КТМ.
     12 Пункт 2 статьи 24 КТМ
     13 Пункт 2.11 Кодекса международных стандартов и рекомендуемой
практики расследования аварии или инцидента на море (Кодекс расследования
аварий).
     14 Пункт 2.11 Кодекса международных стандартов и рекомендуемой
практики расследования аварии или инцидента на море (Кодекс расследования
аварий).

Обзор документа

С 1 сентября 2025 г. будут действовать новые правила расследования аварий или инцидентов на море.
Минтранс утвердил новое положение о расследовании аварии или инцидентов на море. Оно заменит положение 2013 г.
Перечислены относящиеся к аварийным случаи. Прописан порядок сообщения о них капитаном судна. Приведен перечень информации, указываемой в таком сообщении.
Расследованием аварийных случаев занимается Ространснадзор. В этих целях в течение 24 часов с момента наступления аварийного случая создается комиссия. В ее состав включаются представители российских организаций, уполномоченных на классификацию и освидетельствование судов, представители капитана морского порта, расположенного вблизи места аварии, и (или) представители капитанов морских портов регистрации судов, с которыми произошел аварийный случай. При расследовании очень серьезной аварии в состав комиссии также включат представителей Минтранса и Росморречфлота.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Зарегистрировано в Минюсте России 30 апреля 2025 г. Регистрационный № 82024.
Назад